Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Иеремия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 9931 Все тексты автора Мэтью Генри
13 глава
Пророк до сих пор пытается пробудить этот беспечный и упрямый народ к покаянию, рассуждая о грядущих на них Божьих судах. Ему предстоит сказать им:
(I) на основании знамения испорченного пояса о том, что их гордыня будет сломлена (ст. 1-11). (II) На основании знамения мехов, наполненных вином, о том, что их советы расстроятся (ст. 12-14). (Ill) Учитывая это, пророк призывает их покаяться и смириться (ст. 15-21). (IV) Ему предстоит убедить их, что Божьи суды длятся так долго и доведены до крайности по причине их упрямства и неисправимости (ст. 22-27).
Стихи 1-11. Здесь мы узнаем:
I. О знамении испорченного пояса, который пророк носил некоторое время, а потом спрятал в расселине скалы у Евфрата. Для пророков обычное дело учить на основании знамений, чтобы заставить думать, верить и произвести впечатление посредством наглядных примеров на неразумный и легкомысленный народ.
1. Иеремии предстояло некоторое время носить льняной пояс (ст. 1,2). Существует мнение, что он носил его под одеждой, потому что тот был изготовлен из льна, а также сказано, что пояс лежал близко к чреслам (ст. 11). Но похоже, что, скорее, пояс носился поверх одежды, ибо был славою и хвалою и, вероятно, являл собою изящную перевязь, которую надевают должностные лица и которую по сей день принято носить в восточных странах. Его нельзя класть в воду, но носить как есть, чтобы пояс оставался крепким и меньше подвергался разрушению: лен портится от стирки почти так же сильно, как и от ношения. Не соприкасаясь с влагой, пояс оставался жестким и меньше мялся, тем не менее пророку надлежало ухитриться носить его. Вероятно, лен был весьма изысканным материал, который может долго обходиться без стирки. Иеремия, подобно Иоанну Крестителю, не из тех людей, которые привыкли носить мягкую одежду, и поэтому было странно видеть с льняным поясом того, кто обычно надевал кожаный.
2. После некоторого времени ношения этого льняного пояса Иеремии надлежало пойти и спрятать его в расселине скалы (ст. 4) у берега реки, где он намокал бы при подъеме воды и вновь высыхал, когда вода убывает, а это значит, что пояс скоро сгниет быстрее, чем если бы он был всегда мокрым или всегда сухим.
3. По прошествии многих дней пророк должен поискать пояс и найти его совсем испорченным, полностью изорванным в лохмотья и ни к чему не пригодным (ст. 7). Издавна толкователи задаются вопросом, было ли это совершено в действительности, чтобы люди воочию увидели, или же только во сне или в видении, так что даже не выходило за пределы сознания пророка. По-видимому, трудно вообразить, что пророку предстояло проделать два длинных путешествия вплоть до реки Евфрат, каждое из которых занимало около недели, когда его присутствие было так необходимо дома. По этой причине большинство склоняется к мысли, что путешествие имело место, по меньшей мере, в видении, как у Иезекииля, когда тот перемещался из халдейского пленения в Иерусалим (Иез 8:3) и затем назад из Иерусалима в Халдею (Иез 11:24);
кроме того, объяснение данного знамения дается только самому Иеремии (ст. 8), а не народу, поскольку знамение не было публичным. Однако если учесть, что в то время путь между Иерусалимом и Вавилоном, вероятно, был очень удобным и некоторые участки Евфрата находились не столь далеко, являясь границей обетованной земли (Иис,Нав 1:4), то я не нахожу нелепым предположение, что Иеремия совершил туда два путешествия, потому что ясно сказано, что пророк сделал так, как повелел ему Господь, доказав тем самым свое желание угодить Богу и пристыдив упрямство непокорного народа, ибо тяготы его пути послужат весьма удачным символом усердия народа, с которым тот совращал себя на служение идолам, а также символом мук пленения; поскольку Евфрат был рекой Вавилона, которому предстояло стать местом их рабства, то его присутствие в этом знамении является весьма существенным.
11. Что данное знамение символизировало. Пророк готов ценою любых усилий внушить людям слово Господа. Духовным служителям надлежит расточать себя ради блага душ. Толкование данного знамения приводится в стихах 9-11.
1. Есть два аспекта, объясняющих, почему Бог сравнивает народ Израиля с этим поясом:
(1) Господь принял их в завет и к общению с Собой. Как пояс очень близко лежит к чреслам человека и окружает его, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин. Они были народом, близким к Богу (Пс 148:14);
они были Его собственным, особым для Него народом, царством священников, имевших к Нему доступ более, нежели другие народы. Он приблизил их к Себе посредством данного им закона, посылаемых к ним пророков и милостей, явленных им в Его провидении. Он требовал их постоянного присутствия во дворах Своего дома и частого подтверждения их завета с Ним посредством жертвоприношений. Именно таким образом Бог приблизил их к Себе, и со стороны казалось, что они никогда не расстанутся.
(2) Господь замышлял это во славу Себе. Когда Он взял их, чтобы они были Его народом, то при этом ставил цель, чтобы они были Его славою, хвалою и украшением, подобно тому как человек украшает себя поясом (так, например, пояс ефода служил первосвященнику для славы и благолепия). Следует заметить: Бог подразумевает, что люди, которых Он делает Своим народом, будут Ему в хвалу. [1] Их долг заключается в том, чтобы чтить Господа соблюдением Его установлений и стремлением умножить Его славу, украшая тем самым свое исповедание. [2] Их блаженство заключается в том, что Господь считает, что они приносят Ему честь. Он доволен ими и гордится отношениями с ними, когда они ведут себя, как подобает Его народу. Ему было угодно среди прочих титулов и имен называть Себя Богом Израилевым, даже Богом над Израилем (1Пар 17:24). Мы напрасно претендуем на звание Божьего народа, если не являемся Его славой.
2. Из-за своего идолопоклонства и других беззаконий народ ослабил связь с Господом, они удалились от Него, украли у Него честь, которой были Ему обязаны, погребли себя в земле, в том числе и в чужой земле, смешались с другими народами, испортились и подверглись тлению, так что стали ни к чему не годными; они больше не могли отвечать своему предназначению перед Богом, быть Его славою, хвалою, ибо не желали слушать, в чем состоит их долг, чтобы исполнять его, и в чем состоят их привилегии, чтобы ценить их; они не хотели слушать Божьих слов, которые помогли бы им сохранить близость к Господу. Они жили по упорству сердца своего, ходили вслед своих фантазий; они лишали себя желанной радости, в особенности в поклонении. Они не хотели прилепиться к Богу, но ходили во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им; они души не чаяли в богах языческих народов, находившихся на пути к Евфрату, поэтому были совершенно непригодны для служения собственному Богу и уподобились этому поясу, сгнившему поясу, став позором для своего исповедания, а никак не украшением. Как жаль, что такой пояс будет испорчен, что такой народ столь ужасно деградирует!
3. Бог посредством Своих судов отлучит народ от Себя, отправит их в плен, сотрет красоту и лишит их превосходства, так что они уподобятся разорванному на лохмотья изящному поясу ничтожный, бесполезный, презренный народ. Таким образом Бог сокрушит гордость Иуды и великую гордость Иерусалима. Он лишит их всего, что было предметом их гордости, чем они хвалились и на что уповали; все это не только будет очернено и запятнано, но и совсем распадется, как этот льняной пояс. Обратите внимание, что Господь говорит о гордости Иуды (сельские жители гордились своей святой землей, своей доброй землей) и в то же время о великой гордости Иерусалима, в котором находился храм, царский дворец, и поэтому жители города возгордились сильнее обитателей других мест. Бог учитывает степень человеческой гордости, гордость одних и великую гордость других; и Он сокрушит, очернит ее. Гордыня падет, ибо Бог гордым противится. Он либо сокрушит присущую нам гордость (то есть умертвит ее Своей благодатью, заставит нас стыдиться ее и, как Езекию, смирит нас за гордыню, великую гордыню наших сердец и излечит нас от нее, какой бы великой она ни была; и это сокрушение гордыни станет созиданием души; мы поистине блаженны, когда смиряющее провидение смиряет наши сердца), либо сокрушит то, что стало предметом нашей гордости. Бог поступит справедливо, нанеся удар по нашим способностям, талантам, познаниям, власти, внешним привилегиям, если мы гордимся таковыми; даже храм, когда он стал гордостью Иерусалима, был разрушен и лежал во прахе. К Своей чести, Бог смотрит на все гордое и смиряет его.
Стихи 12-21. I. Здесь повествуется о грозящем народу суде, который совершенно опьянит их. О суде говорится образно, чтобы они скорее обратили на него внимание и были сильнее поражены: так говорит Господь, Бог Израилев: всякий винный мех наполняется вином (ст. 12);
то есть люди, которые своими грехами превратили себя в сосуды гнева, готовые к погибели, будут наполнены гневом, как меха вином; каждый сосуд милости, готовый к славе, будет наполнен милостью и славой, подобным же образом и они исполнены гнева Господа (Ис 51:20);
кроме того, они будут хрупкими, как сосуды; и, подобно ветхим мехам, в которые вливают молодое вино, порвутся и расползутся на куски (Мат 9:17). Или же их головы будут полны вина, подобно мехам, ибо дальше звучит именно такое объяснение: наполню вином до опьянения (ст. 13; ср. Ис 51:17). Вероятно, у них была в ходу эта поговорка, которую применяли по разному поводу; однако они, не зная, что подразумевает пророк, насмехались над ним: «Разве мы не знаем, что всякий винный мех наполняется вином? Что тут странного? Скажи нам то, чего мы раньше не знали». Возможно, они так обиделись на пророка, потому что подозревали, что он упрекает их за пьянство, и, вероятно, отчасти подразумевалось и это. Они любят графины с вином (англ. пер., Ос 3:1). Их стражи обожали вино (Ис 56:12). Они любили своих лжепророков, которые проповедовали им о вине (Мих 2:11), веселившем их, говоря, что они не будут испытывать недостатка в мехе вина для веселья. «Ну что же, говорит пророк, у вас будут мехи, полные вина, но не такого вина, которого вы желаете». Они подозревали, что слова пророка имеют некий тайный смысл, не предвещавший им ничего хорошего, только недоброе; и пророк признает, что это именно так. А подразумевал он следующее:
1. Они будут испытывать головокружение, как пьяные. Пьяного человека весьма удачно сравнивают с мехом или с бочонком вина; ибо там, где есть вино, нет ни ума, ни мудрости, ни достоинства, в общем, ничего сколько-нибудь стоящего. И Бог угрожает, что наполнит их вином до опьянения (ст. 13);
на их советах будет царить полное замешательство, они будут запинаться в разговоре и шататься на каждом шагу; они не будут ведать, что делают и говорят, а тем более что им следует делать или говорить. Они устанут от всего, что доставляет наслаждение, просто изблюют, как пьяные (Иов 20:15). Ими овладеет дремота, они не смогут себе помочь и, подобно человеку, пропившему весь ум, будут полагаться на милость окружающих, заслужив их презрение. Причем в таком состоянии будут пребывать не один два человека (если бы среди них нашлись трезвые, то помогли бы остальным), но даже цари, сидящие на престоле Давида, которым следовало бы быть похожими на своего отца Давида, мудрого, как Ангел Божий, подвергнутся такому же опьянению. А также их священники и пророки, их лжепророки, притязавшие на руководство народом, так сильно потакали своим похотям, что заслуженно лишились здравого смысла наравне с остальными. Более того, все жители и страны в целом и Иерусалима зашли так же далеко. Кого Бог желает погубить, того Он лишает разума.
2. Страдая от головокружения, они будут наталкиваться друг на друга. Чаша вина гнева Господня повергнет их не только в сон, так что не смогут помочь ни себе, ни другим, но и в полное безумие, так что станут причинять себе и другим вред: и сокрушу их друг о друга (ст. 14). Их погубят не только пьяные чудачества, но и пьяные драки. Пьяницы обычно сварливы, и по этой причине у них вой и стон (Прит 23:29,30);
подобным образом их грех становится для них наказанием; так было и здесь. Бог послал в семьи и селения злого духа (как в Суд 9:23), который побудил их завидовать и относиться друг к другу недоброжелательно; поэтому отцы и сыновья перессорились и готовы разорвать друг друга на куски, что делает их легкой добычей для общего врага. После того как это постановление о них вышло, Бог говорит: не пощажу и не помилую и не пожалею истребить их, потому что они не хотят ни щадить, ни миловать, ни жалеть, но истребляют друг друга (см. Авв 2:15,16).
II. Здесь дается хороший совет, последовав которому можно было бы избежать разорения. Вкратце он сводится к тому, чтобы смирились под крепкую руку Божию. Если они послушают и приклонят ухо, то услышат, что Бог им хочет сказать: не будьте горды (ст. 15). Гордость один из грехов, из-за которых Бог спорил с ними (ст. 9);
пусть они умертвят и оставят этот грех, и Бог прекратит этот спор: «Не будьте горды: когда Бог обращается к вам через Своих пророков, не думайте, что вы слишком умны, чтобы учиться; не будьте насмешливыми и своевольными, не позволяйте своим сердцам восставать против слова и презирать посланников, которые несут вам его. Когда Бог выступит против вас в Своем провидении (посредством которого Он говорит с вами), не относитесь легкомысленно к Его угрозам и не будьте нетерпимы к Его ударам, ибо причиной и тех и других является ваша гордыня». Эти слова произнес Великий Бог, Чей авторитет неоспорим и Чья власть неопровержима; поэтому подчинитесь сказанному Им и не будьте горды, как прежде. Иудеям нельзя быть гордыми, ибо:
1. Они должны содействовать славе Бога и учиться оказывать Ему почести: «Воздайте славу Господу Богу вашему, а не своим идолам и не другим богам. Воздайте Ему славу, исповедав свои грехи, признав свою вину перед Ним и принимая наказание за свое преступление (ст. 16). Воздайте Ему славу искренним покаянием и исправлением». Мы начинаем вести достойный образ жизни, исполненной смыслом, тогда, и только тогда, когда начинаем воздавать славу Господу Богу нашему, когда Его честь становится нашей главной целью и мы ее усердно преследуем. «Делайте это скорее, пока еще возможность покаяния открыта вам, доколе Он еще не навел темноты, и пока вы видите, куда бежать». Следует заметить: тьма будет уделом людей, которые не желают каяться и воздавать славу Богу. Когда четвертая чаша была вылита и опалила зноем не желавших покаяться, чтобы воздать Ему славу, тогда следующая чаша покрыла их мраком (Отк 16:9,10). Грозящая здесь народу темнота страшна тем, что (1) попытки к бегству только ускорят их гибель: ноги будут спотыкаться, когда они во всю прыть побегут через горы мрака и тогда упадут и не смогут уже подняться. Следует заметить: кто желает убежать от Божьих судов, тот убедится в непроходимости своего пути; пусть они проложат наилучший путь и у них ничего не выйдет, суды будут преследовать и настигнут их; их путь темен и скользок (Пс 34:6). А посему, пока дело не доведено до такой крайности, давайте проявим мудрость и воздадим Господу славу и таким образом помиримся с Ним, давайте прибегнем к Его милости, и у нас не будет основания бежать от Его правосудия.
(2) Их надежды на лучшее состояние дел не оправдаются: вы будете ожидать света, утешения и облегчения, а Господь обратит его в тень смерти, весьма гнетущую и ужасающую, и сделает тьмою, которая покрыла Египет, когда фараон упорно ожесточал свое сердце, причем тьма была осязаемой. Упования нераскаявшихся грешников умирают вместе с ними, тогда как те думают, что после смерти они сбудутся.
2. Они должны уничижиться и взять позор на себя; причем высокое положение царя и царицы не избавит их от этого: «Скажи царю и царице, какими бы великими те ни были, что они должны смириться (ст. 18) искренним покаянием и таким образом воздать славу Богу и показать хороший пример своим подданным». Следует заметить: кто возвысился над другими в мире, тому надлежит смириться перед Богом, Который выше наивысшего и перед Которым отчитываются цари и царицы. Царь и царица должны смириться и сесть пониже сесть и подумать о грядущем; сесть во прахе и оплакивать себя. Пусть они смирят себя, иначе Бог Сам предпримет действенные меры для их смирения: ибо упал с головы вашей венец славы вашей честь и власть, по которым вы себя оценивали и на которые уповали, причем сам венец славы, ваш великолепный и блистательный венец; когда вы пойдете в плен, где будет ваша царская власть вместе со всеми ее символами?» Слава Богу, что есть венец славы, который унаследуют непритворно смирившие себя и который никогда не упадет.
III. Данный совет подкреплен несколькими аргументами на тот случай, если народ будет оставаться гордым и несмиренным.
1. Это станет для пророка невыразимой печалью: «Если же вы не послушаете сего (ст. 17) и не покоритесь слову, но останетесь непреклонными, то не только мои глаза, но и душа моя в сокровенных местах будет плакать». Следует заметить, что упрямство людей, когда те отказываются слушать Божье слово, сокрушает сердца духовных служителей, которые знают о страхе Господнем и о ценности душ и весьма далеки от желания трепетать от мыслей о смерти грешников. Печаль пророка была непритворной (его душа плакала), он не хотел привлекать к себе внимание, потому что выбрал для плача сокровенные места, где ни один глаз, кроме Всевидящего, не увидел бы его. Иеремия сопровождал слезами не только публичные проповеди, но и личное поклонение Господу. Более того, мысли о состоянии народа заставляли его скорбеть, и он желал бы жить в полном затворничестве. Пророк печалился, ибо:
(1) видел, что народ не раскаивается в своих грехах: «…душа моя… будет оплакивать гордость вашу, вашу надменность, упрямство и тщетную самоуверенность». Следует заметить: грехи других должны быть предметом нашей печали. Нам надлежит скорбеть о том, что мы не в силах исправить, и еще больше скорбеть именно по тому поводу, что мы не можем этого исправить.
(2) Видел, что их беде невозможно помочь: «И глаза мои будут изливаться в слезах, не столько из-за попавших в беду друзей, родственников и соседей, но потому что стадо Господне, Его народ и овцы паствы Его, отведено будет в плен». Более всего мы должны печалиться, если страдает Божья честь и наносится урон интересам Его царства.
2. Это станет их неизбежным крахом (ст. 19-21).
(1) Земля будет разорена: южные города заперты. Города Иудеи находились в южной части земли Ханаана; они подвергнутся жестокой осаде врага, так что нельзя ни войти, ни выйти, либо их оставят жители, так что некому будет входить или выходить. Существует мнение, что речь идет о городах Египта, располагавшихся к югу от Иудеи; места, от которых народ ждал помощи, подведут их, и доступа туда не будет.
(2) Жители поспешат в чужую страну, где будут жить в рабстве: Иуда весь отводится в плен. Некоторых уже увели, и народ надеялся, что именно в них исполнилось предсказание, а оставшиеся так и останутся; но нет: отводится в плен весь совершенно. Господь покончит с ними полностью: отводится в плен целиком. Так было во время последнего пленения в царствование Седекии, потому что не покаялись.
(3) Враг теперь близко, и надлежит сделать следующее: «Поднимите глаза ваши (ст. 20). Я вижу продвижение врага, и вы увидите, если посмотрите на идущих от севера, от земли халдейской; смотрите, как быстро они продвигаются и как грозно выглядят». В связи с этим Иеремия обращается к царю или, скорее (поскольку обращение адресовано лицу женского рода), к городу или государству. [1] «Что будешь делать ты теперь с вверенным твоей опеке народом, который ты должен защищать? Где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твое? Куда поведешь ты их в поисках укрытия? Как им убежать от этих кровожадных волков?» Начальникам следует считать себя пастырями, а своих подчиненных вверенным им стадом, о котором они должны заботиться и за которое они несут ответственность; они должны радоваться ему, как своему прекрасному стаду, и размышлять о том, что предпринять ради его безопасности, когда над обществом нависает угроза. Хозяева семей, которые пренебрегают своими детьми и позволяют тем погибнуть, не дав им хорошего воспитания, и служители, которые пренебрегают своими людьми, должны быть готовыми к тому, что Бог задаст им вопрос: где стадо, которое дано было тебе, чтобы ты его пас, прекрасное стадо твое? Оно голодает, оно беззащитно перед хищниками. Какой отчет ты дашь о них, когда явится Пастыре-начальник? [2] «Какие возражения ты выдвинешь в ответ на справедливые действия Бога? Что скажешь… когда Он посетит тебя, как в прежние дни? (ст. 21) Ты сможешь сказать лишь то, что во всем постигшем нас Бог праведен». Что скажет человек, который тешит себя надеждами на безнаказанность? Как зардеются от стыда лица таковых, когда они увидят, что обманывались и что Бог наказывает их! [3] «Что ты думаешь теперь о собственной глупости, из-за которой ты позволил халдеям возыметь над тобой такую власть, когда обращался к ним за помощью и вступил с ними в союз? Таким образом ты сама приучила их начальствовать над тобою и стать главою». Это началось с Езекии, когда тот показал свои сокровища послам вавилонского царя, искушая их таким образом прийти и ограбить его. Кто, имея возможность довериться Богу, тем не менее обхаживает чужеземных союзников и уповает на них, тот готовит для себя розги и приучает своих соседей быть для него хозяином. [4] «Как ты перенесешь стоящую на пороге беду? Не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину? Скорби, которых тебе не избежать и от которых не избавиться, сильнейшие скорби; причем твое положение хуже, чем у женщины в родах, потому что ты этой скорби не ждал и в ней не родится человек, радость от появления которого заставляет забыть родовые муки».
Стихи 22-27. I. Здесь, как и прежде, звучит угроза о разорении и о том, что иудеи пойдут в плен и подвергнутся всем тяготам нищеты и рабства, лишатся своего одеяния: подол у них открыт из-за того, что недостает верхней одежды, а пяты обнажены по причине отсутствия обуви (ст. 22). Так обычно поступали с пленниками, взятыми во время войны: их вели в плен нагими и босыми (Ис 20:4). После того как их приведут таким образом в чужую страну, иудеи рассеются по ней, как прах, разносимый ветром пустынным, и никто не позаботится собрать их вновь (ст. 24). Если праху удалось избежать огня, то его развеет ветер. Если один суд не разделается с людьми, своими грехами превратившими себя в прах, то это сделает другой. Они лишатся всех своих украшений и подвергнут себя позору, подобно блудницам, которых везут на тачке (ст. 26). Иудеи не скрывали своей гордости, а Бог откроет их срам, так что обожавшие их станут их стыдиться.
II. Народ задает вопрос о причине данного разорения (ст. 22). Ты скажешь в сердце твоем (а Бог знает, как отвечать на слова, произнесенные людьми в сердце, даже если их не озвучивают: подобным же образом Иисус, видя помышления людей, ответил им, Мат 9:4): «За что постигло меня это?» Предположительно, вопрос возник в сердце:
(1) грешника, спорящего с Богом и отказывающегося принять наказание. Грешники не видели, что совершенные ими поступки побудили Бога вполне заслуженно гневаться на них. Они не осмеливались говорить об этом вслух, но в своих сердцах обвиняли Бога в несправедливости, если Он возлагал на них больше ожидаемого. Они ищут причину своих бед, тогда как, не будь они преднамеренно слепыми, то смогли бы легко увидеть ее. Или (2) грешника, возвращающегося к Богу. Если когда-нибудь сердце посетит хотя бы одна покаянная мысль (гласящая: что я сделал? Иер 8:6. За что я страдаю? Почему Бог борется со мной?), то Бог обратит на нее внимание и незамедлительно Своим Духом усилит обличение, чтобы грех был разоблачен и грешник покаялся.
III. Ответ на заданный вопрос. Бог будет праведен в приговоре Своем и обяжет нас признать Его правоту, а посему Он излагает грешникам их грехи по порядку. Они спрашивают: «За что постигло нас это?» Так пусть знают что по их собственной вине.
1. За серьезность их беззаконий (ст. 22). Бог не выступает против народа за мелкие промахи; нет, грехи, за которые Он наказывает их сейчас, являются грехами первой величины, весьма отвратительными по своей природе и со множеством отягчающих обстоятельств, ибо наказывает за множество беззаконий твоих, всевозможных грехов, которые часто повторялись и в которые ты неоднократно впадал. Существует мнение, что множество мелких грехов представляет для нас большую опасность, нежели серьезность больших грехов, но и о тех и о других мы можем сказать: кто усмотрит погрешности свои?
2. У иудеев почти не было надежды избежать наказания, потому что они упорствовали в грехе, и он давно вошел в привычку: может ли Ефиоплянин переменить кожу свою, которая черна по природе, и барс пятна свои неотъемлемый узор на его шкуре (ст. 23). Грязь, которая пристала, можно отмыть, но мы не способны изменить естественный цвет волос (Мат 5:36), а тем более кожи; точно так же невозможно (невозможно с точки зрения морали) перевоспитать или исправить этот народ.
(1) Они давно привыкли делать злое. Они были научены совершать зло; их вырастили и воспитали во грехе; они служили подмастерьями в грехе и все свои дни занимались этим ремеслом. Они грешили постоянно, так что это стало их второй натурой.
(2) Поэтому пророки отчаялись привести их к добрым поступкам. Именно такую цель они ставили перед собой: они пытались убедить народ прекратить злодеяния и научиться делать добро, но потерпели неудачу. Люди так долго делали злое, что для них возможность покаяния была маловероятной, они не могли исправиться и начать делать добро. Следует заметить: привычка грешить является весьма сильной помехой для обращения от греха. Продолжительные болезни, как правило, считаются неизлечимыми. Кто давно привык ко греху, тот отбросил всякий стыд и страх; у таких людей зачерствелая совесть, а привычка грешить имеет склонность к укреплению, она ссылается на право давности; поэтому Бог поступает справедливо, когда предает похотям собственных сердец тех людей, которые долго противились Его благодати. Грех это чернота души, ее уродство и позор; грех становится для нас естественным, мы изменились под его влиянием и поэтому не можем избавиться от него своими силами. Но есть всесильная благодать, которая способна изменить кожу ефиоплянина, и этой благодати будет достаточно людям, которые, почувствовав в ней нужду, станут ее усердно искать и добросовестно ею воспользуются.
3. За вероломное отступничество от Бога истины и упование на суетных идолов: «Вот жребий твой быть уведенной прочь и рассеяться, это отмеренная тебе от Меня часть, причем отмеренная с предельной точностью; такова будет твоя доля страданий в этом мире, жди их и не думай, что избежишь, а все потому что ты забыла Меня (ст. 25), забыла дарованные тебе милости и возложенные на тебя обязательства передо Мною; ты не ведаешь и не вспоминаешь о них». В основе всякого греха лежит забвение Бога, тогда как воспоминание о нашем Творце в нужное время является счастливым и обнадеживающим началом святой жизни. «Забыв Меня, ты надеялась на ложь, на идолов, на мышцу плотскую Египта и Ассирии, на лестный самообман коварного сердца». На кого бы ни надеялись оставившие Бога, они убедятся, что надеялись на трость надломленную, на водоемы разбитые.
4. За идолопоклонство, за духовный блуд за грех, который более всех других грехов раздражает Бога ревнителя. Иудеи подвергаются постыдной каре (ст. 26), потому что виновны в постыдном беззаконии, причем совершали они его бесстыдно: «Видел Я прелюбодейство твое (твое непомерное увлечение чужими богами, которых тебе не терпелось вознаградить, что сопровождалось даже неистовой похотью), твои непотребства, совершаемые с особым бесстыдством и ненасытностью, твое усердное поклонение идолам на холмах в поле, на высотах. Именно за это тебе, Иерусалим, предрекается горе (ст. 27), и не одно горе.
IV. В завершение пророк прибегает к настоятельному увещеванию. Хотя он пришел к выводу, что привести народ к добрым поступкам почти невозможно, тем не менее, пока живет надеется и поэтому продолжает убеждать людей, чтобы привести их к покаянию (ст. 27).
1. Он рассуждает о сложившейся ситуации: ты и после сего не очистишься? Следует заметить, что осквернившие себя грехом весьма сильно заинтересованы в том, чтобы очиститься покаянием, верой и полным преобразованием. Причина, по которой грешники не очищаются, заключается в том, что они не желают очищаться, и в этом проявляется их крайнее безрассудство: «Ты и после сего не очистишься? Несомненно, в конечном счете ты убедишься в необходимости омыться и очиститься и тогда будешь мудрым для себя».
2. Относительно времени: доколе же? Следует заметить, что Бог являет удивительный пример Своей благодати в том, что желает покаяния и обращения грешников и считает долгим время их прихода к покаянию; а грешники являют пример удивительной глупости, откладывая на другой раз дело такой чрезвычайной важности; и если его не совершить однажды, то непременно погибнешь навеки. Они не говорят, что никогда не очистятся, но говорят не сейчас; они откладывают свое очищение до более благоприятного времени, но не могут сказать, когда оно, наконец, наступит.