Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Иеремия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 9745 Все тексты автора Мэтью Генри
24 глава
В заключении предыдущей главы было представлено общее предсказание о полной гибели Иерусалима, который будет оставлен и забыт, и оно, какое бы воздействие ни оставляло на других, но у нас есть основания полагать, делало пророка весьма печальным. В этой же главе Бог ободряет его, показывая, что хотя опустошение будет казаться всеобщим, но оно коснется не всех в равной степени; Бог знает, как провести различие и отделить драгоценное от ничтожного. Некоторые уже были уведены в плен с Иехонией, и Иеремия их оплакивал, но Бог говорит, что это будет им во благо. Другие же продолжали упорствовать в своих грехах, и против них Иеремия справедливо негодует; Бог говорит, что они тоже отправятся в плен, но он обернется для них злом. Чтобы проинформировать пророка об этом и воздействовать на него, здесь приводится (I) видение о двух корзинах смокв одной с хорошими, а другой с плохими смоквами (ст. 1 -3). (II) Пояснение этого видения: хорошие смоквы касались тех, кто уже был послан в плен ради их блага (ст. 4-7), а плохие смоквы тех, кто позднее будет послан в плен для страданий (ст. 8-10).
Стихи 1-10. Эта краткая глава помогает нам построить весьма правдоподобные объяснения для большого количества длинных глав, показывая, что то же самое провидение, которое для одних — запах смертоносный на смерть, может, благодаря благодати и благословению Божьему, для других быть запахом живительным на жизнь; что хотя народ Божий вместе с другими разделяет бедствия, но они для них не таковы, как для других, а предназначены для их блага и закончатся хорошо; для них бедствия это жезл наказывающий в руке нежного Отца, в то время как для других меч отмщения в руке праведного Судьи. Обратите внимание:
I. На дату произнесения сей проповеди. Это произошло вскоре после того, как Иехония был уведен в плен (ст. 1). Сам Иехония был презренным непотребным сосудом, но вместе с ним были уведены некоторые очень ценные люди, один из которых Иезекииль (Иез 1:12), и многие князья Иудейские; Даниил и его друзья были захвачены в плен немногим ранее; из простых людей только плотники и кузнецы были насильно уведены, то ли потому что халдеи нуждались в талантливых людях этой профессии (у них было много астрологов и звездочетов, но мало кузнецов и плотников), то ли для того чтобы иудеи значительно ощутили потерю этих людей и из-за недостатка подобных умельцев не могли укреплять свои города и вооружаться для войны. Похоже, в этот плен отправилось много хороших людей, что благочестивый пророк принимал близко к сердцу, хотя находились и такие, которые радовались этому и оскорбляли тех, чей жребий пал идти в плен. Отметьте: мы не должны делать вывод, что первые, самые большие мученики были наихудшими и величайшими грешниками, ибо все может быть наоборот, как в данном случае.
II. На видение, с помощью которого различие между пленниками было представлено пророку. Он увидел две корзины со смоквами, поставленные перед храмом, приготовленные в качестве начатков, чтобы принести во славу Бога. Возможно, священники, невнимательные к своим обязанностям, не были готовы принять их и распределить по закону, поэтому Иеремия и увидел их поставленными перед храмом. Но смысл видения заключался в том, что смоквы в одной корзине были очень хорошие, а в другой очень плохие. Все сыны человеческие подобны плодам смоковницы способные быть полезными Богу и человеку (Суд 9:11), но одни похожи на хорошие смоквы, очень приятные на вид, а другие на испорченные гнилые смоквы, отвратительнее которых ничего быть не может. Какое творение более отвратительно, чем нечестивец, и что более ценно, чем благочестивый человек! Хорошие смоквы похожи на плоды ранние, самые желанные (Мих 7:1), которые больше всего ценятся в начале нового сезона. Плохие же смоквы по негодности их нельзя есть; они не соответствуют цели своего сотворения, неприятны на вид и непригодны в пищу. Так для чего они годятся? Если Бог не получает славы от людей и они непригодны для служения своему поколению, то такие люди похожи на худые смоквы, которые нельзя есть, ибо они негодны ни для чего. Если соль потеряет силу, то становится ни на что не годна, только в навоз. Среди людей, представленных Господу у дверей скинии, одни очень искренние и очень хорошие; другие притворяются перед Богом и очень плохие. Грешники наихудшие люди, лицемеры наихудшие грешники. Corruptio optimi est pessima наилучшее, подвергшись тлению, становится наихудшим.
III. На толкование и применение этого видения. С его помощью Бог хотел поднять угасший дух пленников, заверяя их в блаженном возвращении, а также смирить и пробудить гордый и самонадеянный дух тех, кто остался в Иерусалиме, заверяя их в бедственном положении пленников.
1. Вот назидание о добрых смоквах, которые были очень хорошими ранними плодами. Они представляли благочестивых пленников, которые, похоже, первыми созрели для гибели, ибо первыми были уведены в плен, но окажется, что они первыми созрели для милости, а плен поможет им дозреть; они нравятся Богу, как нам нравятся хорошие смоквы, и они будут тщательно сохранены для использования. Далее обратите внимание:
(1) Те, кто ранее был уведен в плен, были добрыми смоквами, которые Бог признал Своими. Это показывает, [1] что мы не можем определить, любит или ненавидит Бог, по тому, что перед нами. Когда Божьи суды бушуют повсеместно, то не всегда в наихудшем положении оказываются те, кого они коснулись в первую очередь. [2] Что ранние страдания иногда оказываются полезными для нас. Чем раньше начинают наказывать ребенка, тем к лучшему результату приведет наказание. Те, которые первыми отправились в плен, похожи на сына, которого любят, но с детства наказывают наказывают, пока есть надежда, и поступают хорошо. Те, кого начали наказывать поздно, похожи на чадо, долго предоставленное самому себе, которое упрямится, когда его наказывают, и от этого становится хуже (Плач 3:27).
(2) Бог признает, что плен Его рук дело. Кто бы ни был Его инструментом, но Он повелел этому быть (ст. 5): «Япослал из сего места в землю Халдейскую». Именно Бог кладет золото в печь, чтобы испытать его; во всех страданиях, постигших благочестивых людей, нужно видеть руку Божью. Судья предает преступника в руки палача, а отец наказывает ребенка своей рукой.
(3) Даже это позорное, наполненное лишениями рабство Бог предназначил для их пользы; и мы уверены, что Его намерение исполнилось: «Я послал их из сего места в землю Халдейскую для их блага». Похоже, это должно было причинить им вред не только потому что они лишились своего имущества, чести, свободы, потеряли своих родственников и друзей и оказались во власти врагов, но и потому что это угасило их дух, ослабило веру, лишило возможности иметь Божьи пророчества и исполнять Его постановления, как и подвергло их искушениям. Тем не менее эти испытания были предназначены для их блага, и в итоге они такими и оказались для большинства из них. Из ядущего вышло ядомое. Страдания обличили их во грехе, смирили под рукой Божьей, оттолкнули от этого мира, сделали благоразумными, научили молиться и отвратили от беззаконий; в частности, они исцелились от склонности к идолопоклонству. Поэтому благо им, что они пострадали (Пс.11 8:67,71).
(4) Бог обещает, что признает их Своими, когда они будут в плену. Хотя кажется, что они оставлены, но Бог признает их; презрительные родственники, которых они оставили, вряд ли признают их или будут ласковы к ним, а Бог говорит: «Я признаю их». Отметьте: Господь знает Своих, и Он признает их в любых условиях; нагота и меч не отделят их от Его любви.
(5) Бог заверяет, что будет защищать их в этой беде и чудесным образом в нужное время освободит (ст. 6). Так как они были посланы в плен Богом во благо им, то не потеряются там там с ними произойдет то, что происходит с золотом, которое ювелир поместил в печь. [1] Он будет следить за ним, пока оно там; он будет внимателен, чтобы ему не был причинен ущерб: «Я обращу на них очи Мои во благо им, чтобы все сложилось наилучшим образом и все обстоятельства страданий содействовали великой цели, ради которой они были посланы». [2] Он обязательно вынет его из печи, как только будет проделана запланированная работа: «Я возвращу их в землю сию». Они были высланы на какое-то время для исправления, подвергнувшись суровому наказанию; но оттуда будут возвращены обратно, в дом своего Отца, когда пройдут испытание. [3] Он обработает свое золото после очистки и сделает сосудом чести для Своего употребления; подобным образом Бог, вернув их после испытания, устроит их и сделает обителью для Себя, Он насадит их и сделает Своим виноградником. Плен был нужен, чтобы обтесать неотделанные камни и сделать их пригодными для строительства, чтобы подрезать молодые деревья и сделать пригодными для посадки.
(6) Он примет меры, чтобы приготовить их для временных милостей, которые Он предназначил для них, и Он подарит им духовные милости (ст. 7). Именно это сделает плен во благо им; это ослабит их страдания и сделает достойными избавления. Когда беды освящают нас, тогда мы можем быть уверены, что они закончатся хорошо. Сейчас же им обещано, [1] что они ближе познакомятся с Богом. Они лучше узнают Бога благодаря Его провидениям, коснувшимся их в Вавилоне, чем узнали о Нем через Его пророчества и постановления в Иерусалиме, благодаря божественной благодати; ибо, если бы эти события сильно не воздействовали на них в Вавилоне, они бы навсегда забыли Бога. Здесь обещано: «Я дам им не разум, чтобы познать Меня, а сердце, чтобы знать Меня, ибо правильное познание Бога заключается не в понятии и предположении, а в обличениях практического суждения, направляющего и управляющего волей и привязанностями: разум верный у всех, исполняющих заповеди Его (Пс 110:10). Где Бог дает искреннее желание и склонность познать Его, там Он даст это знание. Сам Бог дает сердце, способное познать Его, в противном случае мы все навечно погибли бы в своем невежестве. [2] Что они всецело обратятся к Богу: к Его воле, как своей движущей силе, к служению Ему, как своему основному делу, и к Его славе, как Своей цели. Они обратятся ко Мне всем сердцем своим. Бог Сам принимает решение, что так будет; и если Он поворачивает нас, то мы повернемся. Это следует из вышесказанного, ибо те, кто имеет сердце, чтобы знать Бога правильно, не только обратятся к Нему, но и обратятся всем сердцем; ибо о тех, кто либо упорствует в своем непокорстве, либо лицемерит в своей религии, можно справедливо сказать, что они не знают Бога. [3] Что тогда они вновь заключат завет со своим Богом ради своего утешения, как раньше: «Они будут Моим народом, а Я буду их Богом». Бог признает их Своими, как раньше, Своим народом, открывая им Себя, принимая их служение, милостиво заступаясь за них по их просьбе. А они получат право считать Его своим Богом, обращаясь к Нему в молитвах и надеясь на Него. Отметьте: если отступившие от Бога искренно вернутся к Нему, то они будут допущены ко всем привилегиям и утешениям вечного завета, который так хорошо составлен, что любое преступление, согласно завету, не исключает нас из него, равно как и страдания не только согласуются с ним, но и вытекают из заветной любви.
2. Вот назидание о худых смоквах. Седекия и его князья и жители Иерусалима остались в земле сей, гордые и надменные (Иез 11:3). Многие в поисках спасения бежали в Египет. Они думали, что действовали очень хитро ради собственной безопасности, и хвалились, что хотя поступили вопреки повелению Бога, но действовали благоразумно ради собственного благополучия. Что касается этих людей, которые презрительно смотрели на пленников, то здесь в их адрес звучит угроза:
(1) в то время как уже уведенные пленники поселились в одной стране, где утешались обществом друг друга, хотя и находясь в плену, они сами будут рассеяны и отданы во все царства земные, где у них не будет радости общения друг с другом.
(2) В то время как пленники были угнаны во благо им, они сами будут отданы во все страны на злострадание. Их страдания не только не смирят, но и ожесточат их, не приблизят их к Богу, а отдалят от Него.
(3) В то время как пленникам будет оказана честь и они будут признаны Богом в своих страданиях, эти будут иметь позор, ибо от них откажется все человечество: «Они будут поруганием и притчей во всех местах, куда Я изгоню их». «Лживый и гордый, как еврей…», «Бедный и несчастный, как еврей…» Все соседи будут смеяться над ними, и все бедствия придут на них.
(4) В то время как пленники вернутся в землю сию, эти никогда больше не увидят свою землю; бесполезно они будут ссылаться на то, что эту землю Бог дал их отцам, ибо те получили ее от Бога и Он дал им ее при условии, что они будут послушны.
(5) В то время как пленники хранились для лучших времен, эти люди хранились для худшего; куда бы они ни отправились, меч, голод и моровая язва будут посланы им вслед и скоро догонят их; имея поручение совершить это, они одолеют их. У Бога есть различные суды, чтобы преследовать тех, кто убегает от справедливости; а избежавшие один раз могут надеяться, что удастся избежать в другой, пока не придут к покаянию и не изменятся. Несомненно, это пророчество исполнилось для людей того же поколения, но так как мы не читаем о каком-либо значительном отличии между пленниками, отправившимися вместе с Иехонией, и пленниками, ушедшими вместе с Седекией, то, возможно, это была типичная ссылка на последнее уничтожение евреев римлянами, когда о верующих была проявлена забота, а продолжающие упорствовать в своем неверии были посланы в другие страны в посмеяние и проклятие, и там остаются такими же до сего дня.