Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Иезекииль
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 8833 Все тексты автора Мэтью Генри
38 глава
Эта и следующая глава посвящены Гогу и Магогу — могущественным врагам народа Израиля. Они совершат массированный набег на Израиль и вызовут испуг у израильтян, но их армия будет уничтожена и их планы не сбудутся. Скорее всего, эго пророчество исполнилось вскоре после возвращения народа Израиля из плена: то ли в то время, когда они сражались с царем Сирийским, особенно Антиохом Епифаном, то ли во время других сражений, здесь не записанных. Но раз священная история Ветхого Завета касается времен, описываемых этим пророчеством, то нам необходимо разобраться в этих главах; хотя, не имея ключа, нам будет трудно понять их значение. Бог через пророка заверил Свой народ в том, что после их возвращения на родину настанут счастливые времена, но чтобы они не ошибались в отношении обетовании, касающихся царства Мессии и духовных привилегий этого царства (словно на их основании они могут надеяться непрерывно наслаждаться процветанием здесь, на земле). Он говорит, как Христос сказал Своим ученикам, чтобы предотвратить их ошибку, что в мире они будут иметь скорби, но при этом должны мужаться, ибо в конце одержат победу. Несомненно, на данное пророчество о Гоге и Магоге ссылается пророчество о последних днях, которое, похоже, все еще не исполнилось (0тк 20:8);
оно гласит, что Гог и Магог соберут армию и выступят против стана святых; подобным образом на пророчество Ветхого Завета об уничтожении Вавилона ссылается Книга Откровение (Отк. 18). Но в обоих случаях ветхозаветные пророчества исполнились в Иудейской Церкви, как исполнятся и новозаветные пророчества, когда настанет время христианской Церкви.
Данная глава повествует;
(I) о попытках Гога и Магога напасть на землю Израильскую, об их приготовлениях и огромной армии, которую они собрали, чтобы привести на поле боя (ст. 4-7), об их планах и целях, которые они при этом стремились достичь (ст. 8-13), и о руке Божьей, присутствовавшей во всем этом (ст. 4).
(II) О великом ужасе, который поразит землю Израильскую (ст. 15,16,18-20).
(III) О божественной силе, которая будет сдерживать этих врагов, и о божественной защите Израиля (ст. 2-4,14).
(IV) О поражении, нанесенном врагам Израиля непосредственно рукой Бога (ст. 21 -23), о чем более подробно мы узнаем в следующей главе.
Стихи 1-13. Требовательным толкователям придется много поработать, чтобы выяснить, кто же такие Гог и Магог. Не стоит делать вид, что мы можем что-то добавить к их наблюдениям или разрешить их противоречия. Скорее всего, Гог — это царь, а Магог — царство, и, следовательно Гог и Магог следует воспринимать так же, как фараона и египтян. Некоторые полагают, что здесь речь идет о таких дальних странах, как Скифия, Татария и Россия, другие — что они расположены ближе к земле Израильской, в Сирии, Азии и Малой Азии. Иезекиилю велено пророчествовать против Гога и сказать ему: «Бог -на тебя»i> (ст. 2,3). Отметьте: Бог не только видит тех, кто в данное время является врагом Его Церкви и сражается против нее, но и предвидит тех, которые будут таковыми, и предупреждает их через слово, что Он — против них; тем не менее Ему угодно использовать их ради достижения собственных целей и ради славы Своего имени; безусловно, гнев человеческий обратится во славу Емуi> и остаток гнева Он укротитi> (Пс 75:11). Давайте обратим внимание:
I. Бог решил привести данного врага в замешательство. Поразительно, что именно этот факт поставлен первым в пророчестве; вначале предсказано, что Бог вложит удила в челюсти его и повернет егоi>, а потом — что Он выведет егоi> против Израиля (ст. 4). Это сделано для того, чтобы народ Божий имел уверенность в своем избавлении до того, как ему будет показана подстерегающая его опасность. Так трепетно Бог беспокоится об утешении Своего народа, чтобы они не испугались; еще до того как бедствие коснулось их, Он говорит им, что оно закончится хорошо.
II. Какие меры Он намеревался предпринять, участвуя в данном событии, чтобы поразить врага и расстроить его планы.
1. В этом походе против Израиля объединятся многие великие и могущественные народы (ст. 5,6): Персия, Эфиопияi> и т.д. Армия Антиоха состояла из всех перечисленных здесь народов и многих других. Эти народы враждовали друг с другом, но тем не менее объединились против Израиля. Как умножились те, которые беспокоят народ Божий!
2. Они были хорошо обеспечены оружием и обмундированием и вывели на поле боя огромное войско: коней и всадниковi> (ст. 4), всех в полном вооруженииi>, в бронях и со щитамиi> для защиты, всех вооруженных мечамиi> для нападения. Отданы приказы тщательно подготовиться для этого похода (ст. 7): «Готовься и снаряжайся.i> Посмотри, какие военные приготовления ты уже совершил, и готовься дальше, чтобы не оказалось, что чего-то недостает тебе и всем полчищам твоим».i> Пусть сам Гог следит за подготовкой союзников. Пусть заботится об их безопасности как главнокомандующий; пусть обратится к ним со словом, чтобы обнадежить их, и возьмет их под свою особую защиту. Военачальники, вместо того чтобы безрассудно и самонадеянно подвергать опасности жизни солдат, отправляя их в безнадежные мероприятия, должны учиться быть их стражами и, всякий раз подвергая их жизнь опасности, стараться поддержать и прикрыть их. Данный призыв приготовиться звучит несколько иронично: «Делай все, что в твоих силахi> (англ.пер.), но Яi> все равно поверну тебя»:i> подобная фраза звучит у Исайи 8:9: «Вооружайтесь. но вы будете сокрушеныi> »(англ.пер.).
3. Их планы направлены на горы Израилевыi> (ст. 8), против земли. избавленной от меча.i> Не так давно меч войны тревожил ее; тем или иными судом, в большей или меньшей мере он опустошал ее; совсем недавно этот народ был собран из многих народовi> и возвращен из народов: i>он имел сравнительно короткое время для передышки. вряд ли сумел восстановить свою силу с тех пор, как был побежден в войне и оказался в плену: поэтому его соседям не следует бояться, что они будут сильным противником. более того, именно поэтому очень скоро они найдут жестокий повод для ссоры с ним. Это народ, который живет безопасно: все они живут без стенi>, и нет у них ни шпоровi>, ни дверейi> (ст. 11). Это четкий знак, что они не замышляют ничего плохого для своих соседей, ибо не боятся и не ожидают ничего плохого от них. Нельзя представить, чтобы люди, замышляющие зло другим, не заботились о собственной защите; и это усугубляет грех захватчиков. Низко и бесчеловечно замышлять против ближнего своего зло. когда он без опасения живет с тобою i>(Прит 3:29). Но посмотрите, что в данном мире облака возвращаются после дождяi> и что у нас есть мало оснований считать себя в безопасности, пока мы не окажемся на небесах. Совсем недавно Израиль был избавлен от меча одного врага, и вот — меч другого поднимается против него. Прежние бедствия не избавляют нас от грядущих бедствий; и как только нам кажется, что можно снять сбруюi> хотя бы на какое-то время, новый внезапный сигнал тревоги призывает нас вновь препоясатьсяi>; поэтому мы не должны хвалиться и терять бдительность.
4. Прежде всего, разрабатывая этот план, враг стремился обогатиться и стать хозяином если не страны, то ее богатства, хотел грабить и нажиться за счет награбленного: «В то время,i> когда Бог решит осуществить задуманное, врагу придут на сердце мыслиi>, и он задумает злое предприятиеi> (ст. 10)». Отметьте: все зло, совершаемое людьми, особенно зло, причиняемое Церкви Божьей, исходит от злых помыслов, приходящих им на ум, от амбициозных и алчных мыслей, от ненавистных мыслей в адрес тех, кто благочестив ради своего благочестия. На ум Антиоху пришли мысли о том, каким замечательным народом являются эти благочестивые иудеи, насколько сильно их поклонение осуждает и свидетельствует против идолопоклонства их соседей, и поэтому, из враждебности к их религии, он решил мучить их. Ему на ум пришло, что они были богатым народом, занимающимся хозяйством и торговлейi>, живущим на вершине горыi> (ст. 12), к тому же они были слабы, неспособны оказать никакого сопротивления, и поэтому довольно легко будет отнять у них то. что они имеют; кроме того, этот грабеж значительно прославил бы его победоносный меч. Такие мысли пришли ему на ум; одна злая мысль порождала другую, пока, наконец, он не принял решение (ст. 11,12): «Поднимусь я на землю неогражденнуюi>; более того, я хочу этого; мне ничего не будет стоить завладеть ими. Пойду и побеспокою беззаботныхi>, не предупредив их, но не для того, чтобы подавить их растущее величие, или наказать за насилие, или потребовать возмещения за причиненное ими зло (он не мог предъявить никаких оснований для развязывания с ними войны), а только для того, чтобы произвести грабеж и набрать добычиi> (ст. 12)». Это был открытый вызов справедливости и правосудию; это было все равно что убить путника на большой дороге, чтобы завладеть его деньгами. Такие мысли пришли на ум нечестивого правителя, и Бог знал их; более того, Он знал их до того, как они пришли ему на ум. ибо Он разумеет помышления издалиi> (Пс 118:2).
5. Согласно задуманному плану он посылает всю свою армию на землю Израиля и находит союзников, имеющих такие же планы и готовых прийти ему на помощь (ст. 9): «Ты поднимешься, как буряi>, со всей силой и яростью, с максимальной свирепостью, и пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю,i> чтобы сделать ее темной и напугать ее; ты и все полчища твоиi>, все армии, которые ты приведешь на поле боя, и многие народы с тобоюi> (которые перечисляются в ст. 13): Сава и Дедануi>sub> арабы и идумеи, купцы Фарсисские i>из Тира и Сидона, другие приморские города со всеми молодыми львамиi>, жаждущими добычи, за счет которой они живут, скажут тебе:i> «Ты пришел, чтобы произвести грабежi> на этой земле?»» Да, это так, и поэтому все они желают ему успеха. Или, возможно, они завидуют ему и жалеют, что ему достанется такая добыча. «Ты пришел за богатством, хотя сам и так богат?» Или, зная, что Бог на стороне Израиля, они подобным образом высмеивали его попытки, предвидя, что они ничем не оправдаются и что он будет огорчен добычей, на которую рассчитывал. Или если он придет, чтобы набрать добычиi>, то они придут и присоединятся к нему и добавят свои армии. Когда Лисий, генерал армии Антиоха, выступил против иудеев, то соседние народы присоединились к нему (1Мак 3:41) в надежде разделить с ним добычу, а на самом деле, чтобы разделить с ним вину. Когда видишь вора, сходишься с нимi>.
Стихи 14-23. Данная последняя часть главы является повторением первой; сон повторяется, ибо он обязательно исполнится и поэтому к нему нужно очень внимательно отнестись.
1. В данных стихах еще раз предсказывается, что этот злобный враг совершит массированное нападение на землю Израиля (ст. 15): «Ты пойдешь из пределов севераi> (Сирия расположена севернее Ханаана), и с тобой — войско многочисленноеi>; ты придешь, как туча, чтобы покрыть землю Израиля» i>(ст. 16). Слова (ст. 14) «Когда народ Мой будет жить безопасно, ты узнаешь этоi>» можно воспринять двумя путями:
(1) как подразумевающие, что именно этот факт побудит его предпринять эту попытку. «До тебя дойдет информация о том, как открыто и, следовательно, беспечно живет народ Израиля, и в результате родится план напасть на него, ибо когда ты узнаешь, что он не только богат, но и является легкой добычей, то очень скоро примешь решение завоевать его». Отметьте: Божьему провидению нужно приписывать даже самые незначительные ситуации, которые порождают (кажется, неумышленно) самые первые мысли о великих мероприятиях. Чтобы достичь Свои цели. Бог позволяет людям узнать то, чем они наверняка неверно воспользуются, как в данном случае.
(2) Как подразумевающие безуспешность данной попытки. Как и ранее, данное пророчество начинается словами: «Когда народ Мой будет жить безопасноi> не только в своем представлении, но и в реальности, поскольку будет жить безопасно под божественной защитой, то разве ты не узнаешь об этом благодаря своим бесплодным попыткам уничтожить его?» Очень скоро ты убедишься в том, что нет волшебства против Иаковаi> и ни одно орудие, сделанное против него, не будет успешно;i> ты познаешь на собственном опыте, к своему стыду, что хотя они не имеют ни стен, ни запоров, ни дверей, но имеют самого Бога — огненную стену вокруг него, i>познаешь, что тот, кто касается его, касается зеницы Его ока,i> а кто тревожит его, тот делает это себе во вред. И именно для демонстрации этого всему миру Бог приведет могущественную вражескую армию против Своего народа. Те, которые собираются против Израиля,i> говорят: «Давайте произведем грабеж и наберем добычи»,i> но они не знают мыслей Господнихi> (Мих 4:11,12). «Я приведу тебя на землю Моюi>». Довольно странная новость; Бог не только позволит Своим врагам выступить против Своих детей, но и Сам приведет их; но если мы понимаем, к чему Он стремится, то легко примиримся с ней. Это будет сделано для того, «чтобы народы узнали Меня,i> что Я являюсь единственным живым и истинным Богом, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою!»; i>чтобы благодаря твоему поражению и уничтожению, которое совершится перед глазами их,i> все народы увидели и сказали: «Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь Своему народу». i>Отметьте: Бог подвергает Свой народ опасности и посылает бедствие, чтобы затем прославиться за его избавление; Он позволяет, чтобы враги Его Церкви на какое-то время одержали победу (хотя те своим грехом оскверняют Его имя), чтобы потом Он был прославлен за то, что одержал над ними окончательную победу и освятил Свое имя их гибелью. Сказано, что это будет в последние дни,i> а именно в последние дни ветхозаветной Церкви; именно тогда Антиох угнетал Израиль; но в последние дни новозаветной Церкви восстанет другой такой же враг, который таким же образом будет побежден. Отметьте: в слове Божьем хранится действенная защита от бед и опасностей, которые могут коснуться Церкви даже в последние дни.
II. Приводится ссылка на предсказания пророков, служивших ранее (ст. 17): «Ты ли — тот самый, о котором Я говорил в древние дни,i> о котором говорил Моисей в своем пророчестве о последних днях (Втор 32:43: «Он воздаст мщение врагам Своим»i>) и Давид (Пс 9:16: «Обрушились народы в яму, которую выкопали»),i> о котором часто упоминается в псалмах?» Это левиафан, о котором говорил Исаия (Ис 27:1), собрание народов, о котором говорил Иоиль (Иоил 3:1). Возможно, многие пророки говорили об этом событии, хотя и не записывали свои пророчества, ибо все они говорили и писали то, что касалось этого события. Отметьте: между Божьими пророками присутствует привлекательная и восхитительная гармония и согласованность, хотя они жили в разные века, ибо все они были водимы одним и тем же Духом.
III. В этих стихах предсказано, что яростный и грозный враг будет полностью разбит во время своей попытки напасть на Израиль, которая закончится его гибелью. Многие предполагают, что это пророчество исполнилось, когда Маккавеи одержали много побед над армией Антиоха и поразительные суды Божьи обрушились на его голову, ибо сам он умер от страшной болезни. Но эти события здесь представлены, как обычно, в фигуральных выражениях, осуществления которых мы не должны ожидать буквально, но они могут исполниться раньше, чем мы ожидаем.
1. Бог будет в высшей степени недоволен этим дерзким нападением: «Когда он гордо и во гневе придет на землю Израилевуi>, надеясь победить всех, кто противостанет ему, тогда гнев Бога воспылает в Его лице i>(англ.пер.)». Это ссылка на поведение человека, цвет лица которого меняется, когда его в высшей степени оскорбляют и он решает продемонстрировать свое негодование (ст. 18). Бог заступится за Свой народ и будет говорить в ревности Своей, в огне негодования i>против Своих и его врагов (ст. 19). Посмотрите, что Бог позволяет грешить и предоставляет людям повод совершить грех, используя его для достижения собственных целей; это согласуется с Его ненавистью ко греху и недовольством грехом. Бог приведет врага на землю Своюi>, чтобы он познал, какой легкой добычей он может быть, и чтобы тем самым прославить Себя; но тем не менее, когда враг придет на эту землюi>, то гнев Божий воспылаетi> и Он будет говорить с ним в огне Своего негодования.i> Если кто-либо спросит: «Почему Он таким образом обнаруживает ошибку, ибо кто может противостать Его воле?», то легко ответить: «А ты кто, человек, что споришь с Богомi>?»
2. Его армии окажутся в замешательстве и сильно испугаются (ст. 19): «Произойдет великое потрясение на земле Израилевойi> — всеобщее крушение (ст. 20), которое повлияет на рыб и птиц, на зверей полевых и пресмыкающихсяi>, особым образом воздействует на всех людей, которые на лице землиi>, ибо очень скоро их поразит страх». В результате этого землетрясения обрушатся горыi> — природные высоты и упадут утесы,i> а также падут стеныi> и башни — искусственно возведенные высоты; все они падут на землю.i> Некоторые полагают, что здесь речь идет о страхе, который охватит всю землю Израильскую из-за ярости врага. Но, скорее, здесь говорится о страхе, который поразит врага из-за гнева Божьего; все, на что они надеялись и в чем были уверены, окажется несостоятельным, и их сердца затрепещут.
3. Он будет разбит и полностью уничтожен; и земля, и небо вооружатся против него.
(1) Земля выстроит свою армию, чтобы уничтожить его. Если народ Израиля не имеет силы и смелости противостоять ему, то Бог призовет меч против негоi> (ст. 21). В Его распоряжении всегда находится меч, который упился на небесахi> (Ис 34:5). На всех горах Израиля, где он надеялся найти много добычи и за счет ее обогатиться, он натолкнется на мечи, которые будут поражать его, ибо меч каждого человека будет против брата егоi>, как было с Мадиамомi> (Пс.82;10). Великие мужи Сирии будут сражаться и побеждать друг друга, будут обвинять и вызывать друг друга на дуэли. Отметьте: Бог может и часто делает противников Своего народа собственными губителями, которые уничтожают друг друга. Тем не менее Он сам будет их губителем и возьмет это дело в Свои руки, чтобы оно было сделано основательно (ст. 22): «Я буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитиемi>». Отметьте: Бог судится с теми, против кого Он выступает, чтобы их уста были закрыты и Он был оправдан в суде Своем.
(2) Против них также выступит армия небес: «Я пролью на него всепотопляющий дождь»i> (ст. 22). Он придет, как буря,i> на Израиля (ст. 9), а Бог придет, как буря, на него и прольет на него каменный град,i> как на хананеян (ИНав 10:11), огонь и серу,i> как на Содом, и палящий ветер i>(Пс 10:6). Подобным образом Гог и Магог в Новом Завете будут поглощены огнем с неба i>и ввержены в озеро серноеi> (0тк 20:9,10). Таковой будет вечная участь всех нераскаявшихся непримиримых врагов Церкви и народа Божьего. 4. Всем этим Бог прославится. Он достигнет цели (ст. 16), к которой стремился (ст. 23): «И покажу Мое величие и святость Моюi>».
Отметьте: уничтожая грешников, Бог продемонстрирует, что Он — великий и святой Бог, и Он будет совершать это до самой вечности. И если не люди прославят и не освятят Его, как должно, то Он сам возвеличит и прославит себя. А мы должны желать и каждый день молиться: «Отче, да святится имя Твоеi>».