Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Даниил
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3349 Все тексты автора Мэтью Генри
10 глава
Данная глава и две следующие (которые заканчивают эту книгу) составляют одно целое видение и пророчество, которые были переданы Даниилу для пользы Церкви, но не с помощью знамений и прообразов, как раньше (гл.7 и 8), а в виде четких слов. Это произошло около двух лет спустя после видения, описанного в предыдущей главе. Даниил молился ежедневно, но имел видения время от времени. Данная глава содержит вводную информацию к этому пророчеству, в 11 -ой главе изложено само предсказание, и в 12-ой — его заключение. Эта глава нам показывает:
(I) что Даниил торжественно постился и смирялся, прежде чем получил данное видение (ст. 1-3).
(II) Славное явление Сына Божьего Даниилу и сильное впечатление, произведенное на него (ст. 4-9).
(III) Даниилу дано ободрение, чтобы он ожидал открытия грядущих событий, которые принесут удовлетворение и пользу ему и другим; а ему самому будет дана возможность разобраться в смысле этого открытия, хотя оно сложно, и устоять перед его сиянием, хотя оно изумит и испугает его (ст. 10-21).
Стихи 1-9. Это видение датировано третьим годом Кира,i> то есть третьим годом его царствования после завоевания Вавилона; это был третий год его знакомства с Даниилом как с его подданным. В данных стихах изложена:
I. Основная идея этого пророчества (ст. 1): «Истинно было это откровение»;i> таковым является каждое слово Бога; правда, что Даниил имел это видение и все это было ему сказано. Он торжественно подтверждает слово пророка. Et hoc paratus est verificare — Он был готов подтвердить это;i> и если это было слово с небес, то, несомненно, оно твердо и на него можно положиться. Но оно касалось отдаленного времениi> (англ.пер.) — конца правления Антиоха, около 300 лет спустя — довольно отдаленное время, если ожидать его пришествия. Более того, так как часто пророки рассматривают вещи духовные и вечные, то в этом пророчестве присутствуют прообразы конца мира и воскрешения мертвых; и тогда мы можем смело сказать: «Они касаются отдаленного времени».i> Тем не менее оно изложено ему так просто, словно представляет собой историю, а не пророчество; он понял это откровениеi>; i>оно было так отчетливо передано ему и принято им, что он мог сказать, что уразумел это видение.i> Оно воздействовало не столько на его фантазию, сколько на его разум.i>
II. Описание того, как Даниил умерщвлял себя перед тем, как получил видение. Он делал это не для того, чтобы получить видение, равно как из торжественной молитвы (гл.9), которой он молился, не следует, что в ответ на нее он ожидал получить видение; он делал это, следуя побуждению поклоняться Богу и из благочестивого сочувствия страдающему народу Божьему. Он был в сетовании три седмицы днейi> (ст. 2) за свои грехи и грехи своего народа и за их скорби. Одни полагают, что особым поводом для его скорби была лень и безразличие многих иудеев, которые, получив свободу вернуться на родину, продолжали оставаться в стране плена, так как не понимали, какие ценные привилегии им предложены; возможно, это особенно беспокоило его, ибо поступавшие так оправдывали свое поведение примером Даниила, хотя у них не было таких оснований, как у него. Другие считали, что основанием для этого послужили слухи о препятствиях строительству храма со стороны врагов иудеев, которые подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие ихi> (Ездр 4:4,5) во все дни Кира,i> и они достигли своей цели, когда у власти был его сын Камбиз или Артаксеркс, царствовавший в то время, когда Кир участвовал в войне со скифами. Отметьте: благочестивые люди не могут не скорбеть, видя, что дело Божье в мире медленно двигается и сталкивается с оппозицией, видя, насколько слабы его друзья и как активны его враги. На протяжении дней сетования Даниил вкусного хлеба не ел,i> он не мог обходиться без пищи, но ел немного, умерщвляя себя не только количеством, но и качеством пищи, что вполне можно было воспринять как пост, знак смирения и скорби. Он не ел вкусного хлеба, к которому привык, а лишь грубый и невкусный, который ел лишь для поддержания жизни. Как красивая одежда, так и вкусная еда не подходят ко дню смирения. На протяжении этих трех недель Даниил не ел мяса и не пил вина и мастями не умащал себяi> (ст. 3). Хотя в то время он был очень стар и мог сослаться на то, что угасание его природы требовало питания, хотя он был великим человеком и мог сослаться, что, привыкнув к лакомствам, не мог обходиться без них, ибо это нанесет вред его здоровью, тем не менее, раз это засвидетельствовало бы и оказало помощь его поклонению, то он смог отказать себе. И пусть это будет отмечено ко стыду многих молодых людей, занимающих обычное положение в жизни, которые не могут убедить себя отказаться подобным образом.
III. Описание прославленной Личности, Которую Даниил увидел в видении. В основном, толкователи соглашаются, что это не может быть никто иной, как сам Христос, вечное Слово. Даниил находился у реки Тигр (ст. 4), возможно, прогуливался там, не развлекался, а молился и размышлял, как Исаак, прогуливавшийся в поле размышляя; но так как он занимал видное положение, то слуги сопровождали его на некотором расстоянии. Там он поднял глазаi> и увидел одного мужаi> — Иисуса Христа. Должно быть, i>это был Он, i>ибо в таком же виде Он явился i>св.Иоанну на i>острове Патмос (Отк 1:13-15). i>Он был i>облачен в одежду священника (ибо i>является i>Первосвященником нашего исповедания) — в льняную одежду,i> которую надевал i>первосвященник в день очищения — великий день. И чресла его были опоясаныi> (как в видении св.Иоанна, Его перси были опоясаныi>) золотом из Уфазаi> — наилучшим золотом, ибо все, имеющее отношение ко Христу, наилучшего качества. Препоясанные чресла i>означают готовность и усердие в служении как раба Своего Отца в служении нашего искупления. Он был приятный на вид, и тело его — как топаз i>- драгоценный камень цвета неба. Его вид вызывал страх, достаточный, чтобы поразить ужасом созерцающих его, ибо лицо Его — как вид молнииi>, которая ослепляет глаза, наполняя радостью и вселяя ужас. Его глаза были яркие и сияющие, как горящие светильники. Руки Его и ноги Егоi> сияли, как блестящая медьi> (ст. 6). Его голос был громким и сильным, весьма пронзительным, как голос множества людей. Vox Dei — глас Богаi> может преодолеть vox populi — голос толпы.i> Так блистательно явился Христос, и это должно побудить нас (1) думать о Нем возвышенно и почтительно. Видите, как велик этот муж,i> и поэтому во всем Ему должно быть отдано первенство.
(2) Восхищаться Его снисхождением к нам и нашим спасением. Посреди этого великолепия Он снял завесу, когда облекся в подобие раба и опустошил Себя.i>
IV. Чудесное воздействие, которое это явление оказало на Даниила и его спутников, и ужас, поразивший его и их.i>
1. Его спутники не видели этого виденияi>; они не были достойны чести увидеть его. Есть божественное откровение, которого удостоены все, от общения с которым не исключен никто, кто не исключает сам себя; но это видение было особо предназначено для Даниила — любимца небес. Так спутники Павла видели свет,i> но не видели никого i>(Деян 9:7; 22:9). Отметьте: возлюбленным Божиим оказана великая честь и им известно то, что сокрыто от других. Христос явил Себя им, но не мируi> (Иоан 14:22). Хотя они ничего не видели, но были объяты необъяснимым трепетом то ли из-за услышанного ими гласа, то ли почувствовав непонятное сотрясение или вибрацию воздуха; поэтому сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться,i> возможно, среди ив, которые росли на берегу реки. Отметьте: многие приняли дух рабства,i> чтобы жить в страхе, но так и не приняли дух усыновления;i> и в них Христос всегда вызывал и будет вызывать только страх. Страх, испытанный спутниками Даниила, подтвердил истинность этого видения; это не мог быть результат фантазии или разгоряченного воображения Даниила, ибо окружающие испытали на себе реальное сильное и непонятное воздействие.
2. Он один увидел это видение, но не смог вынести его вида. Оно не только ослепило его глаза, но и поразило его дух, так что не осталось в нем крепостиi> (ст. 8). И он сказал, как Моисей: «Я в страхе и трепете». i>Его дух был настолько поглощен энергичным размышлением о славе этого видения или настолько укреплял сердце противостоять охватившему его страху, что тело стало безжизненным и бездыханным. Силы покинули его, и он был похож на бездыханное тело; он стал бледным как смерть, румянец сошел с лица, вид лица его чрезвычайно изменился и не стало в нем бодрости.i> Отметьте: величайшие и наилучшие люди не могут вынести непосредственных явлений божественной славы; ни один человек не может увидеть ее и остаться живым; один лишь взгляд на нее подобен смерти, как было в данном случае с Даниилом, но прославленные святые видят Христа таким, как Он есть, и справляются с этим зрелищем. И хотя Даниил при виде Христа был подобным образом лишен сил, но он услышал глас слов Егоi> и знал, что Он сказал. Отметьте: мы должны остерегаться, чтобы наше благоговение перед славой Божьей, благодаря которой мы должны пробудиться и услышать Его голос в Его слове и Его провидении, не ввергло нас в такой страх перед Ним, что мы стали неспособны или не расположены слушать его. Похоже, что хотя видение Христа напугало Даниила, но Его слова успокоили и умиротворили его, заглушили страх и убаюкали, даровав ощущение святой безопасности и спокойствия разума: «Как только услышал глас слов его, в оцепенении пал яi> и погрузился в приятную дремоту; я пал на лице мое и лежал лицем на землеi>». Увидев видение, он пал ниц и принял положение, выражавшее крайнее смирение и восхищение; он погрузился в сон, но не как человек, безразличный к увиденному и услышанному, а очарованный этим. Отметьте: каким бы пугающим Христос ни являлся тем, кто испытывает обличения во грехе и из-за этого пребывает в страхе, для них достаточно Его слова, чтобы успокоить их дух и сделать беспечными, если только они будут поступать по Его слову.
Стихи 10-21. Данные стихи говорят о том, что много было сделано, чтобы Даниил оказался в состоянии вынести то, что Христос должен был сказать ему. Он так и оставался в страхе, с трудом и медленно приходя в себя; ему продолжают отвечать и поддерживать добрыми и утешительными словами.i> Давайте посмотрим, как Даниил постепенно приходит в себя, и объединим отдельные отрывки, имеющие одну и ту же суть.i>
I. Даниил пребывал в великом оцепенении и обнаружил, что довольно трудно избавиться от него. Коснувшаяся его рукаi> вначале поставила его на колени и на длани рук егоi> (ст. 10). Отметьте: крепость и утешение чаще всего приходят постепенно к тем, кто долгое время был угнетен и обеспокоен; вначале им помогают немного, а потом — больше. Он оживит нас через два дняi>, в третий день восставит нас.i> Мы не должны считать день сей маловажнымi>, а быть благодарными за начатки милости. Наконец он получил достаточную помощь и встал с трепетомi> (ст. 11) из страха, чтобы вновь не упасть. Отметьте: прежде чем дать силу и крепость народу Своемуi>, Бог дает ему возможность осознать собственную слабость. Вострепетала внутренность мояi>, чтобы я был спокоен в день бедствия моегоi> (Авв 3:16, англ.пер.). Но когда позднее сила в его чреслах восстановилась до такой степени, что он мог стоять твердо, то и тогда он говорит (ст. 15), что припал лицом своим к земле и онемелi>; он был похож на человека пораженного, который не знал, что сказать, онемел от восхищения и страха и не желал вступать в общение с Тем, Кто был намного выше его.i> Он был нем и молчал даже о добромi>, пока не пришел в себя. Наконец он собрался с силами и мог владеть не только своими ногами, но и своим языком; и когда он открыл уста своиi> (ст. 16), то прежде всего извинился, что так долго молчал, ибо на самом деле не осмеливался и не мог говорить. «Господин мой, — так пророк с великим смирением называет ангела, хотя ангелы с величайшим смирением называют себя сослужителями пророковi> (Отк 22:9), — от этого видения внутренности мои повернулись во мнеi>; они с силой обрушились на меня; ощущение моего бедственного греховного состояния повернулось во мнеi>, когда я увидел твою чистоту и сияние». Отметьте: у человека, потерявшего свою непорочность, есть основания краснеть за себя, когда он видит или размышляет о славе блаженных ангелов, сохранивших свою непорочность. «Внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силыi>, чтобы противостоять им и поднять голову против них». И вновь (ст. 17), как человек, наполовину мертвый от страха, он жалуется: «А что до меня, то во мне нет силыi>, чтобы принять это явление божественной славы и эти откровения божественной воли; более того, и дыхание замерло во мнеi>». Он страдал от такой слабости, что не мог извлекать вздох за вздохом, а задыхался и слабел, оставаясь почти бездыханным. Посмотрите, как хорошо для нас, что сокровище божественного откровения вложено в земные сосудыi> и Бог обращается к нам через людей, подобных намi>, i>а не через ангелов. Чего бы мы ни желали, пребывая в раздражительном недовольстве методами, которые использует Бог для общения с нами, несомненно одно: если бы нас испытывали, то мы присоединились бы к мнению израильтян, находившихся у горы Синай, когда они сказали Моисею: «Говори ты с намиi>, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Богi>, дабы нам не умереть» i>(Исх 20:19). Если Даниил не мог вынести этого откровения, то как смогли бы мы? Пророк настойчиво описывает свое состояние, чтобы оправдаться за непочтительное молчание, которое в противном случае заслуживало бы порицания: «Как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим?»i> (ст. 17). Отметьте: когда мы вступаем в общение с Богом, то нам приличествует должным образом осознавать огромное расстояние и несоразмерность между нами и святыми ангелами, а также безграничное расстояние и полное несоответствие между нами и святым Богом и признать, что мы в этой тьме ничего не можем сообразить.i> Как можем мы — прах и пепел — разговаривать с Господом славы?i>
II. Благословенные ангелы, которых Христос задействовал для общения с ним, ободрили и утешили его, насколько это было возможно. Похоже, теперь его коснулсяi> и с ним заговорилi> не тот муж, чью славу он видел в видении (ст. 5,6);
представший ранее был Христос, а это был ангел Гавриил, которому Христос однажды поручил наставить Даниила (Дан 8:16). То славное явление (подобно явлению Господа славыi> для Авраама, Деян 7:2) было предназначено для явления власти и привлечения внимания к ангелу, который должен говорить. Сам Христос утешал Иоанна, когда тот в подобной ситуации пал к ногам Его, как мертвыйi> (Отк 1:17);
а здесь это делал ангелi>, которого Даниил увидел во славе, намного меньшей, чем та, коi>торая i>предстала в видении в предыдущих стихах, ибо он был по виду похожий на сынов человеческихi> (ст. 16), в человеческом обликеi> (ст. 18). Когда онi> только явился,i> как делал это ранее (Дан 9:21), то мы не находим, что Даниил ослабел, как во время этого видения, и поэтому здесь он в третий раз имеет дело с Даниилом.
1. Он протянул свою руку, чтобы помочь ему, коснулся его и поставил его на колени и длани рук егоi> (ст. 10), в противном случае он продолжал бы лежать ниц; коснулся уст его i>(ст. 16), в противном случае он оставался бы нем; вновь прикоснулся к нему (ст. 18) и придал ему сил, в противном случае он так и оставался бы ошеломленным и трепещущим. Отметьте: рука силы Божьей, сопутствующая слову Его благодати, единственная может устранить нашу скорбь и исправить то, что в нас неверно. Одно прикосновение с небес ставит нас на колени, поднимает и ставит на ноги, открывает наши уста и укрепляет нас, ибо это Бог воздействует на нас и совершает в нас работу, производит в нас хотение и действиеi> ко благу.
2. Он заверяет его в великом благоволении Бога к нему: «Ты — муж возлюбленныйi>» (англ.пер. ст. 11,19). Отметьте: ничто более эффективно не оживляет угасающий дух святых, чем заверения в Божьей любви к ним. Безусловно, возлюблены те, кого любит Бог; и большое утешение — знать об этом.
3. Он заглушил его страхи и ободрил надеяться добрыми и утешительными словами. Он сказал ему: «Не бойся, Даниилi>» (ст. 12);
и вновь (ст. 19): «Не бойся, муж возлюбленный! Мир тебе; мужайся, мужайся!»i> Ни одна любящая мать с большим состраданием и любовью не успокаивала свое дитя, когда что-то огорчало или пугало его, чем в данном случае ангел успокаивал Даниила. У возлюбленных Богом нет оснований бояться какого-либо зла; да будет им мир; сам Бог желает им мира; и мы сами, имея это предписание, должны делать себе мир; и этот мир, эта радость от Господа будет их силой. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мноюi>? Неужели Он воспользуется тем, что мы побеждены страхом перед Ним? Нет, Он лишь придаст мне сил i>(Иов 23:6, англ.пер.). Так Он поступил в данной ситуации с Даниилом, когда в нем из-за сияния данного видения не стало силi> и он признал (ст. 19): «Когда он говорил со мною, я укрепилсяi>». Отметьте: Бог Своим словом дарует жизнь, силу и вкладывает Дух в Свой народ, ибо если Он говорит: «Мужайсяi>», то сила сопровождает Его слово. И теперь, когда Даниил на собственном опыте познал действенность Божьего укрепляющего слова и благодати, то он готов на все: «Теперь говори, господин мой;i> я смогу услышать и вынести слова твои и поступить по слову твоему, ибо ты укрепил меня».i> Отметьте: тем, кто (подобно Даниилу в данной ситуации) не имеет сил, Бог дает силуi> (Ис 40:29). И мы можем поддерживать общение с Богом только силой, черпаемой от Него; но когда Ему годно укрепить нас, мы должны правильно использовать Его силу и сказать: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой».i> Пусть Бог даст нам силу исполнить Его волю, и тогда мы будем пребывать в ней, какой бы она ни была. Da quod jubes, et jube quod vis — дай то, что требуется, а затем повелевай то, чего ты желаешь.i>
4. Он заверил его в том, что его посты и молитвы пришли на память пред Богомi> (как ангелы сказали Корнилию, Деян 10:4): «Не бойся, Даниилi>» (ст. 12). Для падшего человека естественно бояться необычного посланника с небес и страшно услышать оттуда плохие новости; но Даниилу не нужно бояться, ибо он в течение трех недель смирял себя и посылал необычных посланников на небеса и поэтому мог ожидать их возвращения оттуда с оливковой ветвью мира: «С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разуменияi> в слове Божьем, которое является движущей силой твоей молитвы, и смирял себя пред Богом твоим,i> чтобы твои молитвы стали острее, слова твои услышаны»,i> как ранее было сказано: «В начале моления твоего»i> (Дан 9:23). Отметьте: как откровение слов Божьих просвещаетi> правых сердцем, так вхождение их молитв приятно Богу (Пс 118:130). С первого дня, как мы начинаем взирать на Бога и исполнять перед Ним свой долг, Он готов встретить нас на пути милости. Подобным образом Бог готов услышать молитвы. Я сказал, я исповедал, и Ты снял вину греха моего.i>
5. Он проинформировал, что был послан принести предсказание о будущем состоянии Церкви как доказательство того, что Бог принял Его молитвы о Церкви: «Знаешь ли, для чего я пришел к тебеi>? Если бы ты знал, с каким поручением я пришел к тебе, то не впал бы в такое оцепенение». Отметьте: если бы мы правильно понимали, почему Бог так обращается с нами, методы Его провидения н благодати, коснувшиеся нас, то нам было бы легче примириться с ними. «Я пришел по словам твоимi> (ст. 12), чтобы принести благодатный ответ на твои молитвы». Когда молящийся народ Божий призывает Его, то Он отвечает: «Вот Я!i> (Ис 58:9). Чего хочешь от Меня?» Посмотрите на силу молитвы: какая слава присуща ей, какие поразительные открытия с небес она дает в свое время! С каким же поручением этот ангел пришел к Даниилу? Он говорит ему (ст. 14): «Я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена».i> Даниил был любознательным и пытливым мужем и все свои дни посвятил исследованию тайн, и для него было великим удовольствием оказаться допущенным в тайны грядущего. Он всегда беспокоился о Церкви; ее интересы были близки его сердцу; и для него особым удовлетворением было знать, что ее ожидает в будущем; он хотел лучше знать, о чем молиться, пока он жив. В то время он оплакивал трудности, с которыми сталкивался его народ в те дни; но для того, чтобы он не соблазнился ими, ангел рассказал ему, какие более значительные трудности ожидают его впереди; и если они утомились,i> когда бежали с пешими, то как будут состязаться с конямиi>? Отметьте: наше недовольство нынешними бедами утихнет, если мы узнаем, что намного большие трудности ожидают нас впереди, о чем нам надлежит побеспокоиться. Даниил должен узнать, что обрушится на его народ в последние временаi> Церкви, после того, как прекратится пророчество и приблизится время явиться Мессии, так как видение относится к отдаленным дням.i> Главная цель — чтобы Церковь имела предвидение тех событий, которые будут во дни Антиоха, около 300 лет спустя. Теперь же ангелу вверено передать Даниилу, а Даниил ободрен принять от него не какие-то любопытные предположения, нравственные предзнаменования или его благоразумные видения, хотя он является ангелом, а передать то, что он принял от Господа.i> Ангел передал св.Иоанну откровение Иисуса Христа,i> чтобы тот передал его церквамi> (Отк 1:1). Так и в данном случае (ст. 21): «Я возвещу тебе, что начертано в истинном писании,i> то есть то, что определено советом и предвидением Бога». Указ Богаi> написан, это — писание, i>которое остается и не может быть изменено. Что Я написал, то написано.i> Есть писания, где явлена воля Бога, — это открытые письма, опубликованные для мира; а есть писания, где сокрыта тайна воли Божьей — закрытые свитки, запечатанные среди Его богатств,i> книга Его указов. И те и другие — писания истинные;i> ничего не может быть добавлено или отнято у них. Сокрытое не принадлежит нам;i> только временами отдельные отрывки переписываются из книги Божьих советов и передаются пророкам для пользы Церкви, как в данном случае — Даниилу, а открытое — слова закона — принадлежит нам и сынам нашимi>; а мы должны стараться изучать истинные писания,i> ибо это служит нашему вечному миру.i>
6. Он описывает основных противников Церкви, от которых они должны быть готовы ожидать трудностей, и ее покровителей, на чью защиту она может рассчитывать, чтобы быть в безопасности и в конце одержать победу.
(1) Цари землиi> являются и будут ее противниками, ибо они воспротивились Господу и Его Помазаннику (Пс 2:2). Ангел сказал Даниилу, что он должен был прийти к нему и дать благоприятный ответ на его молитвы, но князь царства Персидского стоял против него двадцать один деньi>: как раз те три недели, на протяжении которых Даниил постился и молился. Царь Персии Камбиз очень хотел расстроить дела иудеев и причинить им максимально возможное зло, а ангел все это время был занят тем, что противостоял ему, и поэтому был вынужден отложить свой визит к Даниилу до нынешнего времени, ибо ангелы в одно время могут быть только в одном месте. Или, как толкует это место д-р Лайтфут, новый царь Персии, препятствуя постройке храма, помешал хорошим новостям раньше достичь пророка. Цари и царства земные иногда оказывали помощь Церкви, но чаще причиняли ей вред. «Когда я выйдуi> от царей Персии и их монархия будет свержена из-за их недоброжелательности к евреям, тогда придет князь Грецииi>» (ст. 20). Хотя Греческая монархия вначале была доброжелательной к евреям, как и Персидская, но потом стала причинять ей беспокойства. Таково положение воинствующей Церкви: когда она освобождается от одного врага, то наталкивается на другого; это похоже на голову гидры — старого ветхого змея; когда одна буря пронеслась,i> то вскоре поднимается другая.
(2) Бог небес i>является и будет ее защитником, и под Его руководством ангелы небесные будут ее покровителями и водителями.
[1] Ангел Гавриил служил Церкви, совершая свою роль и защищая ееi> на протяжении двадцати одного дня от князя Персидского, оставаясь при царях Персидскихi> как консул, или законный посланник, чтобы заботиться о делах евреев при том дворе и служить им (ст. 13). Хотя цари Персидские причинили им много зла (с позволения Бога), но, возможно, собирались причинить еще больше и подвергнуть значительному уничтожению (о чем свидетельствует заговор Амана), если бы Бог не помешал осуществлению их планов с помощью служения ангелов. Исполнив поручение и встретившись с Даниилом, Гавриил принимает решение вернуться, чтобы бороться с князем Персидскимi>; он продолжит противостоять ему и в конце концов смирит и свергнет эту гордую монархию (ст. 20), хотя знает, что вместо нее восстанет другая, более злобная, — Греческая.
[2] Упоминается ангел Михаил, наш князь — великий защитник Церкви, который покровительствует ее справедливому, но оскорбленному делу: он — один из первых князейi> (ст. 13). Одни полагают, что речь идет о сотворенном ангеле, но архангел — на порядок выше (1Фес 4:16; Иуда 9). Другие считают, что архангел Михаил -i> никто иной, как сам Христос — Ангел заветаi> и Господь ангелов, Которого Даниил видел в видении (ст. 5). «Он пришел помочь мнеi> (ст. 13);
и нет никого, кто поддерживал бы меня в томi>» (ст. 21). Христос — князь Церкви, а ангелы — нет (Евр 2:5). Он главенствует в делах Церкви и эффективно беспокоится о ее благе. Он пребывает вместе с ангелами, ибо именно Он делает их полезными для наследников спасенияi>; и если бы Он не был на стороне Церкви, то ее дела были бы плачевны. Но Давид говорит Церкви: «Господь мне помощникi>» (Пс 117:7). «Господь подкрепляет душу мою»i> (Пс 53:6).