Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Даниил
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3391 Все тексты автора Мэтью Генри
8 глава
Видения и пророчества данной главы касаются лишь тех событий, которые должны были вскоре свершиться в монархиях Персии и Греции и, похоже, не имеют ссылок на более поздние времена. Здесь ничего не говорится о Халдейской монархии, которая в то время была у власти, и поэтому эта глава написана не на халдейском языке, как шесть предыдущих глав, оставленных для назидания халдеев, а на иврите, как и остальные главы данной книги, предназначенные для пользы иудеев, чтобы они знали, какие беды ожидают их впереди, чем все они закончатся и чтобы соответственным образом позаботились об этом. В данной главе приводится (I) видение об овне и козле; маленький рог будет сражаться и преодолеет народ Божий в течение определенного времени (ст. 11 4).
(II) Толкование этого видения ангелом, который показывает, что овен символизирует Персидскую империю, козел — Греческую империю, а маленький рог — царя Греческой монархии, который будет противиться иудеям и их религии; это — Антиох Епифан (ст. 15-27). Иудейская Церковь с самого начала на протяжении всей своей истории в той или иной степени была благословлена пророками — мужами, которые были вдохновлены божественным образом объяснять людям намерения Бога, проявляющиеся в Его провидении, чтобы дать им некоторое понимание того, что ожидает их. Но вскоре после времени, тогда служил Ездра, божественное вдохновение прекратилось и не было ни одного пророка до дня, когда взошло Евангелие. Поэтому события того времени были предсказаны Даниилом и записаны, дабы Бог не остался без свидетелей, а люди — без водителя.
Стихи 1-14. Здесь приводится:
I. Дата этого видения (ст. 1). Это был третий год царствования Валтасара,i> который оказался его последним годом, как считают многие историки; поэтому, если главы располагать в порядке времени, то эта также должна находиться перед пятой главой. Чтобы Даниил не был удивлен уничтожением Вавилона, которое уже было близко, Бог дарует ему предвидение уничтожения других царств, таких же могущественных, как Вавилон, которых ожидала та же участь. Если бы мы могли предвидеть перемены, которые произойдут вскоре после того, как мы уйдем, то меньше удивлялись бы и поражались изменениям, происходящим в наши дни; что делалось, то и будет делатьсяi> (Еккл 1:9). Явилось мне, Даниилу, видение.i> Он торжественно подтверждает истинность этого факта: именно ему явилось это видение; он был его свидетелем. Это видение напомнило ему о предыдущем, которое явилось ему прежде,i> в первый год царствования Валтасара, и упоминается здесь, так как данное видение является толкованием и подтверждением того и указывает на многие те же самые события. Похоже, то видение было получено во сне, когда он спал, а это имело место, когда он проснулся.
II. Место, где происходят действия этого видения. Это было в престольном городе Сузахi> — одном из городов, принадлежавших царям Персии, расположенном на берегах реки Улая, которая окружала город; город располагался в области Еламской — той части Персии, которая граничила с Вавилоном. Сам Даниил не присутствовал там лично, ибо в то время был пленником и находился в Вавилоне, выполняя работу, порученную Валтасаром, и поэтому не мог поехать в такое отдаленное место, особенно теперь, когда это была вражеская страна. Но он там был в видении, как Иезекииль, который, находясь в плену в Вавилоне, часто духом был перенесен в землю Израильскую. Отметьте: душа может иметь свободу, когда тело находится в плену, ибо когда мы пребываем в узах, Дух Господень ничем не ограничен. Видение касалось той страны, и поэтому в воображении он оказался в ней с такой уверенностью, словно действительно находился там.
III. Само видение и его развитие.
1. Он увидел овна,i> и у него два рогаi> (ст. 3). Это была вторая монархия, в которой царства Мидии и Персии были представлены двумя рогами. Рога были высокие,i> но вышедший позднее, взявший свое начало из первого, был более высоким. Так последний станет первым, а первый — последним. Царство Персии, поднявшееся позднее, во время Кира стало более выдающимся, чем царство Мидии.
2. Он увидел, что овен бодалi> своими рогами всех окружающих (ст. 4) к западуi> (по направлению к Вавилону, Сирии, Греции и Малой Азии), к северуi> (по направлению к Лидии, Армении и Скифии) и к югуi> (по направлению к Арабии, Эфиопии и Египту), ибо все эти страны составляли Персидскую империю, которая в то или иное время делала попытки расширить свои владения. И наконец он стал таким сильным, что никакой зверь не мог устоять против него.i> Этот овен (хотя представители его вида чаще всего становятся добычей, за которой охотятся) стал грозным даже для самих хищников, и поэтому никто не мог устоять перед ним,i> сбежать от него и спасти от него,i> а все должны были покориться ему: цари персидские делали, что хотели,i> повсюду процветали, имели неограниченную власть в своей стране и величались.i> Он считал себя великим, потому что делал то, что хотел, но воистину великими делают людей их добрые дела.
3. Он увидел, что овна поразил козел. Он задумался об овне (удивляясь, что такое слабое животное может стать таким могущественным) и об исходе этих событий; и вот, шел козелi> (ст. 5). Это был Александр Великий, сын Филиппа, царя Македонии. Он шел с запада,i> из Греции, расположенной западнее Персии. Его армия прошла огромную территорию: он прошел по лицу всей землиi> и фактически завоевал мир, а затем сел и заплакал, ибо не было другого мира, чтобы его завоевать. Unus Pellaeo juveni non sufficit orbis — Один мир слишком мал для юношей Пеллыi>. Этот козел (известный величавостью хода, Прит 30:31) пришел с поразительной стремительностью, ибо шел, не касаясь землиi> — так легко он двигался; казалось, что он летит, а не идет по земле; или, можно перевести, никто не касался его на земле,i> то есть он почти не сталкивался с сопротивлением. Этот козел, или самец, имел видный рог между его глазамиi> и был похож на небольшого единорога. Он имел силу и знал о ней; он считал себя достойным соперником для всех своих соседей. Александр расширял свои завоевания с такой быстротой и яростью, что ни одно из атакованных им государств не имело смелости оказать ему сопротивление или остановить продвижение его победоносной армии. Через шесть лет он стал хозяином большей части известного в то время мира. Его вполне можно было назвать видным рогом,i> ибо его имя все еще живет в истории как имя одного из самых выдающихся полководцев, которых когда-либо знал мир. Победы и достижения Александра были примером гениальности. Этот козел пошел на того овна, имеющего два рогаi> (ст. 6). Александр со своей победоносной армией напал на царство Персидское армией, состоящей из 380 солдат и 58 коней. Он бросился на него,i> чтобы поразить, прежде чем тот смог собрать сведения о его передвижениях, в сильной ярости своей.i> Он приблизился к овнуi>. Александр со своей армией подошел к Дарию Кодоману, в то время императору Персии, и рассвирепел на негоi> (ст. 7). С величайшей стремительностью Александр развязал войну против Дария, которому, несмотря на многочисленную армию, приведенную им на поле боя, не хватало военного мастерства, и поэтому он был неравным соперником для Александра всякий раз, когда вступал с ним в сражение; он бросился на него, поверг его на землю и растоптал его.i> Некоторые полагают, что эти три выражения ссылаются на три известных победы, одержанных Александром над Дарием: при Гранике, Иссе и у Арбелы, после которых он окончательно укоренился, убив в последнем сражении 6800 воинов; тогда Александр стал абсолютным хозяином всей Персидской империи и сломил оба рогаi>: Мидию и Персию. Овен, который раньше все уничтожал перед собойi> (ст. 4), теперь погублен сам; Дарий не мог устоять против Александра, равно как не имел друзей или союзников, кто бы спас его от него.i> Отметьте: те царства, которые, обладая властью, злоупотребляли ею и (так как никто не мог противостать им) не воздерживались от причинения зла, должны быть готовы к тому, что вскоре власть у них будет отнята и с ними поступят таким же образом (Ис 33:1).
4. Он видел, что в то же самое время козел стал весьма внушительных размеров, но при этом большой рог,i> совершивший все эти казни, сломилсяi> (ст. 8). Александру было около двадцати лет, когда он развязал эти войны. В возрасте около двадцати шести лет он победил Дария и стал хозяином всей Персидской империи, но в возрасте тридцати двух или тридцати трех лет, когда он усилилсяi> и был в расцвете сил, сломился.i> Александр не был убит в сражении и похоронен с почестями, а умер от чрезмерного пьянства или, как подозревают некоторые, был отравлен; у него не было детей, которые радовались бы тому, ради чего он так усердно трудился, и после себя он оставил лишь вечный памятник тщетности мирской помпезности и власти, свидетельствующие об их неспособности сделать человека счастливым.
5. Он увидел, что это царство разделилось на четыре и вместо одного большого рога вышло четыре рогаi> — четыре военачальника Александра, которым он завещал свои завоевания; он имел так много, что, когда все его владения были разделены между четырьмя преемниками, каждый из них получил достаточно для одного правителя. Эти четыре рога были обращены на четыре ветра небесных,i> как четыре головы у барса (Дан 7:6): царства Сирии и Египта, Азии и Греции; Сирия — на востоке,i> Греция — на западе,i> Малая Азия — на севереi> и Египет — на юге.i> Отметьте: кто накапливает богатства, тот не знает, кто будет пользоваться ими и владеть всем, что он приобрел.
6. Он увидел небольшой рог,i> который стал великим преследователем Церкви и народа Божьего, и это было основным моментом, который нужно было ему показать в этом видении, как и позднее (Дан 11:30 и далее). Все соглашаются с тем, что это был Антиох Епифанi> (как он называл себя) прославленныйi>, но другие называют его Антиох Епиман -Антиох яростный.i> Здесь он назван (как и ранее, Дан 7:8) небольшим рогом,i> так как его происхождение было презренным: между ним и царством стояли другие люди, он был низкого рабского духа, ему не были присущи благородные качества, какое-то время он был заложником и заключенным в Риме, откуда сбежал, и, хотя он был младшим братом и старший был жив в то время, царство захватил он. Он чрезвычайно разросся к югуi>, ибо захватил Египет, и к востоку,i> ибо оккупировал Персию и Армению. Но здесь особое внимание обращается на то, какое зло он причинял евреям. Они не названы прямо, ибо пророчества не должны быть слишком доступными, но так описаны, что для тех, кто понимает язык Писания, ясно, кто здесь подразумевается, а евреи, получив заблаговременное извещение, могли бы пробудиться, чтобы заранее приготовить себя и своих детей к страданиям во времена испытаний.
(1) Он пошел против прекрасной страныi> — земли Израиля, так названной за то, что она была славой всей землиi> благодаря своему плодородию и всем наслаждениям человеческой жизни, но особенно за знаки Божьего присутствия в ней, за то, что она была благословлена божественными откровениями и постановлениями; гора Сион была прекрасной возвышенностьюi> и радостью всей землиi> (Пс 47:3). Эта страна была прекрасной, ибо там надлежало родиться Мессии, Который должен стать утешением и славой Своего народа Израиля.i> Отметьте: у нас есть основания полагать, что прекрасным является то место, которое является святым, в котором пребывает Бог и у нас есть возможность общаться с Ним. Безусловно, хорошо быть здесь.i>
(2) Он сражался против воинства небесного,i> то есть народа Божьего, Церкви, которая является царством небесным — воинствующей Церковью здесь, на земле. Вполне можно назвать воинством небеснымi> святых, рожденных свыше, которые являются гражданами небес и благодаря Божьей благодати исполняют в какой-то степени Его волю, как ангелы небесные. Или здесь подразумеваются священники и левиты, занятые служением в скинии и там воинствующие, как добрые воины,i> которые и были воинством небесным.i> Против них выступил Антиох; он вознесся до воинства небесного,i> противостал ему и бросил вызов.
(3) Он низринул часть сего воинстваi> (т.е. звезд,i> ибо они названы воинством небесным) на землю и попрал их.i> Некоторые самые выдающиеся люди в Церкви и государстве, которые были горящим и сияющим светом для своего поколения, либо были вынуждены смириться с его идолопоклонством, либо были преданы смерти. Они оказались в его руках; он топтался по ним и торжествовал над ними. Так благочестивый старец Елеазар и семь братьевi> были им преданы жестоким пыткам и смерти за то, что отказались есть свиное мясо (2Мак 6:7). Он славился своими действиями, так как при этом оскорблял сами небеса и возносил престол свой выше звезд Божьихi> (Ис 14:13).
(4) i>Он даже вознесся на Вождя воинства сего.i> Он выступил против первосвященника Онии, которого лишил достоинств, или, скорее, выступил против самого Бога, Который был Царемi> Израиля от векаi> и царствовал вовеки,i> Который лично возглавляет войско, сражающееся в Его битве. На Него вознесся Антиох, и в этом он похож на фараона, сказавшего: «Кто такой Господь?i>» Отметьте: кто преследует народ Божий, тот преследует Самого Бога.
(5) Он отнялi> 1 Него ежедневную жертву.i> Антиох запретил и ограничил жертвоприношение Господу — утреннего и вечернего агнца, которого Бог повелел приносить в жертву каждый день на Его жертвеннике во славу Его. Безусловно, он отменил и другие жертвы, но упомянута только ежедневная,i> ибо ее отмена была для всех огромной потерей, так как благодаря ей люди поддерживали постоянное общение с Богом и ей отдавали предпочтение по сравнению с жертвами, приносимыми по определенному поводу. Народ Божий считал ежедневные жертвы своими утренними и вечерними обрядами поклонения — самой необходимой ежедневной обязанностью, равно как и самым восхитительным ежедневным утешением, и ни за что в мире не желал расстаться с ними.
(6) Поругано было место святыни Егоi>. Он не сжег и не разрушил храм, а осквернил его, сделал храмом Юпитера Олимпийского и поставил в нем его истукан. Он также повергал истину на землю,i> топтался по книге закона — слову истины, рвал и сжигал ее и делал все возможное, чтобы уничтожить ее, чтобы она навечно была забыта и утеряна. Таковы были планы этого нечестивого правителя. Так он поступал и (неужели такое возможно?) в этом преуспевал. Он зашел слишком далеко и, похоже, достиг своей цели; он почти искоренил святую религию, которую насадила святая десница Божья. Но чтобы он или кто-то другой не радовался, словно тем самым преодолел самого Бога и оказался слишком сильным для Него, этот вопрос здесь проясняется и представлен в истинном свете.
[1] Он не смог бы сделать этого, если бы Бог не позволил ему; у него не было бы силы выступить против Израиля, если бы она не была дана ему свыше. Бог дал ему власть и воинство против ежедневной жертвыi> (англ.пер.). Божье провидение вложило меч в его руку, и благодаря этому он смог повергать всех перед собою. Отметьте: мы должны взирать и признавать Божью руку во всех действиях и успешности врагов Церкви, выступивших против нее. Они — всего лишь жезл в Божьей руке.
[2] Бог не позволил бы этого, если бы Его народ не рассердил Его до такой степени. Это было сделано за нечестие,i> за преступления Израиля, чтобы наказать его. Именно для этого Антиоху было дано задание причинять им зло. Отметьте: когда прекрасная земля опустошается и лишается всех своих благ, тогда необходимо признать, что причиной опустошений является грех. Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? Не Господь ли, против Которого мы грешили?i> (Ис 42:24). Великое преступление, в котором были виновны евреи после возвращения из плена, где они исцелились от идолопоклонства, было их презрение и осквернение святынь: они пренебрегалиi> богослужением, приносили в жертву хромое и больное,i> словно трапеза Господня не стоит уваженияi> (об этом мы читаем в Книге Малахии 1:7,8 и далее, а также о том, что в этом были виновны священники — в Мал 2:1,8);
поэтому Бог послал Антиоха, чтобы он отнял ежедневную жертву и поругано было место святыни Его.i> Отметьте: Бог поступает справедливо, лишая привилегии присутствовать в Его доме тех, кто презирает и оскверняет ее, давая познать ценность постановлений за счет отсутствия их тем, кто не желал познать их, наслаждаясь ими.
7. Он услышал, что время этого бедствия ограничено и определено; хотя не указано время, когда оно грядетi> (это время здесь не определено, ибо Бог хотел, чтобы Его народ всегда был готов к этому), но сказано, на сколько времени оно простирается,i> чтобы в период, когда не будет пророка, кто знал бы, доколе это будетi> (Пс 73:9, который, похоже, был написан для этого мрачного и скорбного дня) у них было это пророчество, которое в должное время дало бы им видение об избавлении. В данных стихах:
(1) Задается вопрос об этом (ст. 13). Обратите внимание,
[1] кто задает этот вопрос: «И услышал я одного святого, говорящегоi> по этому поводу, и второй святойi> вторил ему». «О, если бы мы знали, как долго будет длиться это бедствие!» Ангелы здесь названы святыми,i> ибо они святыi> (Дан 4:10, Иуда 14). Ангелы занимаются делами Церкви и задают вопросы о них; и если, как в данном месте, они спрашивают о временном спасении, то тем более желают проникнуть в великое спасениеi> (1Пет 1:12). Один святой говорилi> об этом, а другой вопрошал.i> Так Петр сделал знак Иоанну, который возлежал на груди Христа, чтобы тот задал Христу вопрос (Иоан 13:23,24).
[2] Кому задан этот вопрос. Он задал его говорящему.i> Некоторые считают, что этот святой был главным ангелом, понимавшим больше остальных, и именно поэтому к нему подошли с вопросом. Другие полагают, что это вечное Слово, Сын Божийi>. Он был неизвестен.i> Используемое здесь слово в Книге Руфь 4:1 применяется для обозначения какого-то человека (в рус.пер. эта фраза отсутствует), а в 4Цар 6:8 для обозначения какого-то места. Христос в то время еще не имел имени. Что ты спрашиваешь об имени моем? Оно тайнаi> (Суд 13:18, англ.пер.). Он исчисляет тайныi> (как переводят некоторые), ибо для Него нет ничего сокрытого; Он чудный и исчисляетi> (переводят другие);
и нарекут имя Ему: Чудный.i> Отметьте: если мы хотим знать намерения Бога, то должны обращаться к Иисусу Христу, Который возлежал в недрах Отца и в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения;i> они сокрыты не от нас, а для нас.
[3] На сам вопрос: «На сколько времени простирается это видение о ежедневной жертвеi>? Как долго будет оставаться в силе этот запрет? Как долго прекрасная земля будет оставаться отталкивающей из-за этого сурового запрета? Как долго это опустошительное нечестиеi> (истукан Юпитера), это великое преступление, которое делает все святыни жалкими, будет стоять в храме? Как долго святыня и воинствоi> — святое место и святые люди, служащие там, будут попираемыi> угнетателями?» Отметьте: ангелы заботятся о процветании Церкви на земле и желают увидеть конец ее опустошений. Чтобы удовлетворить Даниила, не сомневаясь, что он хочет узнать это, ангелы спрашивают, как долго будут длиться эти бедствия? Сам вопрос подразумевает, что они не будут длиться вечно. Жезл нечестивых не будет покоиться на жребии праведных,i> хотя и может коснуться их. Христос так утешал себя в страданиях: «…то, что о Мне, приходит к концу»i> (Лук 22:37), тем же может утешать себя Церковь. Но желательно знать, как долго это будет длиться, чтобы соответственно подготовиться к этому.
(2) Дается ответ на этот вопрос (ст. 14). Христос дает наставления святым ангелам, ибо они — наши соработники, но здесь ответ дан Даниилу, ибо ради него задан вопрос: «Исказал мне…»i> Иногда Бог оказывает великую милость Своему народу в ответ на вопросы и просьбы его друзей, касающиеся его.
[1] Христос заверяет его, что беды закончатся; они будут длиться 2300 дней и ни днем болееi> — именно столько вечеров и утрi> (дословно), столько природных дней, которые считались так же, как в начале Книги Бытие, вечерами и утрами, ибо именно отмену утренней и вечерней жертвы они больше всего оплакивали и считали, что время проходило очень медленно, пока они были лишены их. Некоторые полагают, что в это число входили и вечер и утро и засчитывать нужно и то и другое, и тогда 2300 вечеров и утр составят всего 1150 дней; именно на такое количество дней было прервано ежедневное жертвоприношение, и это приближается к расчету времени и времен и полу-временi> (Дан 7:25). Более естественно выглядит точка зрения, утверждающая, что здесь речь идет о природных днях; тогда 2300 дней составляют шесть лет, три месяцаi> и около восемнадцати дней; именно столько времени они отсчитывали от момента поражения народа, которое совершил первосвященник Менелай в 142-й год правления царства Селевкидов в шестой месяц этого года и в шестой день этого месяца (как исчисляет Иосиф), прошедшие до очищения святилища и восстановления религии среди евреев, и получают 148 год, 9-й месяц и 25-й день девятого месяца (1Мак 4:52). Бог считает, что в течение того времени, когда страдает Его народ, Он Сам страдает (Отк 2:10): «…будете иметь скорбь дней десять»i>.
[2] Он заверяет их в том, что после этого они увидят лучшие дни: «Тогда святилище очистится»i>. Отметьте: очищение святилища — счастливое знамение во благо любому народу; когда люди начнут изменяться, то вскоре будут освобождены. Хотя праведный Бог для наказания Своего народа может допустить, чтобы Его святилище какое-то время было осквернено, тем не менее ревностный Бог ради Своей славы увидит его очищение в должное время. Христос умер, чтобы очистить Свою Церковь, и Он очистит ее, чтобы в конце представить Себе непорочной.
Стихи 15-27. Данные стихи говорят о том, что:
I. Даниил ревностно желал, чтобы это видение ему объяснили (ст. 15): «Я искал значения его»i>. Отметьте: кто правильно понимает истины Божьи, тот не может не желать узнать о них больше и глубже проникнуть в их тайну; а кто хочет разобраться в значении увиденного или услышанного от Бога, тот должен искать его и искать усердно. Ищите, и найдете.i> Даниил размышлял о видении и сравнивал его с предыдущими открытиями, чтобы попытаться разобраться в нем; но особенно он искал с помощью молитвы (как и раньше он это делал, Дан 2:18), и не напрасно.
II. Ангелу Гавриилу дано повеление проинформировать его об этом видении. Личность в облике мужаi> (некоторые думают, что это был Сам Христос, ибо кто еще, кроме Него, может повелевать ангелам?) велит Гавриилу объяснить Даниилу это видениеi>. Иногда Богу угодно использовать служение ангелов не только для того, чтобы защитить Своих детей, но и чтобы наставить их, чтобы Его добрым намерениям служило не только Его провидение, но и Его благодать.
III. Даниил испугался при приближении своего наставника (ст. 17): «Когда он пришел, я ужаснулся»i>. Хотя Даниил был мужем благоразумным и смелым, хотя хорошо был ознакомлен с видениями Всевышнего, тем не менее приближение такого необычного посланника небес напугало его. Он пал на лице свое,i> но не для того, чтобы поклониться ангелу, а потому что не мог более выносить ослепительного сияния его славы. Более того, распростертый на земле, он глубоко заснулi> (англ.пер., ст. 18), но не потому, что пренебрежительно отнесся к видению или был безразличен к нему, а в результате слабости и подавленности духа, которые были результатом множества откровений. Ученики в саду уснули от скорби, и в обеих этих ситуациях духi> был бодр, плоть же немощна.i> Даниил хотел оставаться бодрствующим, но не смог.
IV. Ангел оказал помощь Даниилу и ободрил надеяться, что получит удовлетворительное толкование значения этого видения.
1. Он прикоснулся к нему и поставил его на ногиi> (ст. 18). Подобным образом, когда Иоанн был объят таким же ужасом, Христос положил на него десницу Своюi> (Отк 1:17). Ангел нежно прикоснулся к Даниилу, желая показать, что пришел не для того, чтобы причинить ему вред или в полном могуществе состязаться с ним,i> он не хочет занести над ним тяжелую руку,i> а помочь ему и облечь силойi> (Иов 23:6, англ.пер.), что Бог мог сделать одним прикосновением. Когда мы дремлем и лежим распростертыми на земле, то не готовы слушать Бога и общаться с Ним. Но если Бог желает нас наставить, то Его благодать пробудит нас от сна, поднимет и поставит на свое место.i>
2. Он обещает проинформировать его: «Знай, сын человеческий!i> (ст. 17). Ты поймешь, если задействуешь свой разум». Он называет Даниила сыном человеческим,i> чтобы показать, что учитывает его природу и будет обращаться с ним нежно, приспосабливаясь к его человеческим возможностям. Или же тем самым он проповедует ему смирение: хотя он был допущен к общению с ангелами, но из-за этого не должен возгордиться, а помнить, что он — сын человеческий. Или, возможно, этот титул облачает его честью, ибо ранее Мессию называли Сыном человеческимi> (Дан 7:13), а Даниил состоял с ним в родстве, как пророк был Его представителем и возлюбленным.i> Он заверяет пророка в том, что тот узнает, что будет в последние дни гневаi> (ст. 19). Пусть это хранится для утешения тех, кто доживет и увидит эти бедственные времена, и пусть они узнают, что этим бедам придет конец: пройдет негодованиеi> (Ис 10:25), и гнев пройдетi> (Ис 26:20). Он может приостановиться и вновь вернуться, но конец временi> будет прославленным; ему будет сопутствовать благо, и благо будет исходить от него. Он говорит ему (ст. 17), что видение относится к концу времениi>: когда негодование пройдет, когда ход данного провидения завершится, тогда видение станет простым и доступным благодаря событию, равно как и событие станет простым и доступным благодаря видению. Или же здесь говорится о конце временi> иудейской Церкви, когда настанут ее последние дни, и тогда это видениеi> исполнится, 300 или 400 лет спустя; и поэтому Даниил должен записать его для грядущих поколений. Но если он спрашивает более детально: «Когда настанет конец времени? Как много времени пройдет до этого события?», то пусть этот ответ удовлетворит его (ст. 19): «Это относится к концу определенного времени;i> оно определено божественным советом, который не может быть изменен и в который не стоит вмешиваться».
V. Ангел истолковывает Даниилу это видение.
1. Оно касается двух монархий: Персидской и Греческой (ст. 20-22). Овенi> символизирует преемственность царей Мидии и Персии; козел косматыйi> подразумевает царей Греции; большой рог i>- Александр Великий, четыре рога,i> выросшие вместо него, — четыре царства, на которые были разделены завоеванные им владения (ст. 8). Говорится, что они восстанут из этого народа, но не с его силоюi>: никто из них не сможет стать такой значительной фигурой, как Александр. Иосиф Флавий рассказывает, что когда Александр взял Тир, подчинил Палестину и повернул к Иерусалиму, то Иаддуй, который в то время был первосвященником (Неемия упоминает одно из его имен, Неем 12:11), опасаясь его ярости, обратился к Богу с молитвой и принес жертву ради общей безопасности; и он получил предостережение во сне, что при приближении Александра должен открыть городские ворота, а сам вместе с остальными священниками выйти и встретить его, согласно своим обычаям, и все должны быть в белом. Александр, увидев на расстоянии эту делегацию, сам отправился к первосвященнику и, распростершись перед Богом, Чье имя было выгравировано на золотой пластине его митры, первый приветствовал его. А когда один из его военачальников спросил, почему он сделал это, то Александр ответил, что, когда он был еще в Македонии, размышляя о завоевании Азии, ему явился муж, похожий на этого и в таком же облачении, который пригласил его войти в Азию и заверил в успешности ее завоевания. Священники ввели его в храм и там принесли жертву Богу Израиля, как им было велено; там они показали ему Книгу пророка Даниила, где было предсказано, что Греция победит Персию. Это значительно вдохновило Александра выступить против Дария, о чем он в то время размышлял. В связи с этим он взял иудеев и их религию под свою защиту, пообещал быть милостивым к их единоверцам в Вавилоне и Мидии, куда в то время направлялся; и в честь его все первосвященники, чьи сыновья родились в тот год, назвали их Александрами (Иосиф Флавий, lib. 11).
2. Что в нем говорится об Антиохе и его преследовании евреев. Сказано, что эти события будут иметь место под конец царстваi> Греческого, когда отступники исполнят меру беззаконийi> (ст. 23), то есть когда деградирующие иудеи наполнят чашу своих преступлений и созреют для этого уничтожения; тогда Бог больше не сможет выносить их и восставит этого царя, чтобы он был flagellum Dei — жезлом в Божьей рукеi> для наказания евреев.
Обратите внимание (1) на его характер. Он будет наглым,i> высокомерным и яростным, не боящимся ни Бога, ни людей, искусным в коварстве,i> или (скорее) сведущим в темных, скрытых и постыдных делахi>. Антиох был искусен в лицемерии и обмане и знал глубины сатанинскиеi> не хуже любого человека. Он ревновал, чтобы делать зло.i>
(2) На его успех. Он нанесет ужасное опустошение окружающим его народам: «И укрепится сила его,i> сметающая все перед собою, хотя и не его силоюi> (ст. 24), а частично благодаря помощи его союзников — Евмена и Аттала, частично из-за подлости и предательства многих евреев и даже священников, ставших на его сторону, но особенно благодаря божественному позволению». Он будет производить удивительные опустошенияi> не собственной силой, а силой, полученной свыше, и считать, что он сделал себя великим, так как стал великим опустошителем. Безусловно, он будет производить удивительные опустошенияi> и [1] губить сильныхi>; они не смогут своей силой противостать ему. Владыки Египта со всей своей силой не смогут устоять перед ним; он выступит против них и одержит победу. Отметьте: сильные мира сего довольно часто сталкиваются с теми, кто, в конце концов, оказывается слишком могущественным для них и намного сильнее их. Поэтому пусть сильные мужи не хвалятся своей силой, какой бы великой она ни была, пока не будут уверены, что нет сильнее их.
[2] Он погубит народ святых,i> или святой народi>; их благочестивый характер не помешает ему погубить их и не защитит их. Всему и всем — одно,i> одно и то же ожидает сильных и святых в этом мире.
[3] Он будет добиваться успеха не благодаря смелости, мудрости или справедливости, а благодаря хитростиi> и коварствуi> (ст. 25), обману и мошенничеству: коварство будет иметь успех в руке егоi>; он так хитро будет осуществлять свои планы, что добьется своей цели благодаря искусству лести. Миром он погубит многихi> (англ.пер.), как другие — войной; под видом договоров, союзов и альянсов с ними он будет посягать на их права и обманом подчинит их. То, чего иногда отважный народ добивается в справедливой войне, подлый народ добивается благодаря предательскому миру, когда коварство процветает.
[4] Причинит значительный вред религии; сердцем своим он превознесется,i> посчитает себя достойным предписывать и издавать всем законы и тогда против Владыки владык восстанетi>, то есть против самого Бога. Он осквернит Его храм и жертвенник, запретит поклоняться Ему и будет преследовать поклоняющихся. Посмотрите, до какой наглости иногда доводит людей нечестие; они открыто бросают вызов самому Богу, хотя Он является Царем царей.
[5] В конце он погибнет: но будет сокрушен не рукоюi>, то есть не от руки человека. Он не будет убит на войне или предательски уничтожен, что чаще всего случается с тиранами, а попадет в руки живого Бога и умрет мгновенно от Его мстительного удара. Услышав, что иудеи выбросили истукан Юпитеру Олимпийскому из храма, где он поместил его, он настолько на них разгневался, что поклялся сделать Иерусалим всеобщим местом захоронения и решил отправиться туда немедленно; но как только он произнес эти гордые слова, так сразу его внутренности были поражены неисцелимой болезнью; в его теле так быстро вывелись черви, что иногда от его тела отпадали целые куски плоти; его мучения были ужасны, а зловоние, сопровождавшее болезнь, настолько сильным, что никто не мог находиться рядом с ним. В таком несчастном состоянии он пребывал довольно долго; вначале он упорствовал в своих угрозах в адрес евреев, но потом, потеряв надежду выздороветь, созвал своих друзей и признался, что все эти бедствия обрушились на него за зло, причиненное евреям, и осквернение храма в Иерусалиме. Затем он написал любезное письмо иудеям и поклялся, что если выздоровеет, то позволит им свободно исповедовать свою религию. Но увидев, что болезнь усиливается и что он больше сам не может выносить собственное зловоние, он сказал: «Должно подчиниться Богу, ибо смертный человек не может соперничать с Богом».i> Он умер презренной смертью в чужой земле на горах Пакета недалеко от Вавилона (так описаны эти события в летописи Ашера (Ussher’s Annals А.М.3840) за 160 лет до рождения Христа.
3. Что же касается времени, определенного для прекращения ежедневной жертвы, то здесь этот вопрос не проясняется, а лишь подтверждается (ст. 26): «Видение же о вечере и утре истинно,i> и в определенном смысле не нуждается в пояснении». Насколько бы правдоподобно ни казалось, что Бог допустит подобное осквернение Своего святилища, но это правда, и так и будет.
VI. В заключение данного видения (1) Даниилу предписывают хранить его в тайне от нынешнего поколения: «Но ты сокрой это видениеi>; пусть оно останется неизвестным для халдеев и тем более персов, которые вскоре завладеют царством, чтобы из-за него они не гневались на евреев, так как через него было предсказано падение их царства; и было бы неблагоразумно ожидать сейчас указа об их освобождении от царя Персидского. Ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам».i> Прошло около 300 лет с момента, когда явилось это видение и исполнилось, поэтому он должен был сокрытьi> его в настоящее время даже от народа еврейского, чтобы оно не изумило и не смутило их, но при этом надежно сохранить его для грядущих поколений, чтобы оно лежало до времени, когда исполнится, ибо именно тогда оно будет особым образом вразумительно и полезно. Отметьте: мы должны надежно хранить те истины о Боге, которые знаем, чтобы впоследствии, когда подвернется случай, их можно было открыто показать; то, что в настоящее время мы не используем, нам сможет пригодиться в другое время. Божественные истины должны быть запечатаны среди наших сокровищ, чтобы мы смогли отыскать их вновь спустя много дней.
(2) Говорится, как Даниил позаботился, чтобы сохранить его втайне, получив этот наказ (ст. 27). Он изнемог и болелi>; это видение наполнило его голову множеством мыслей, которые угнетали и превозмогали его, особенно в связи с тем, что ему запрещалось опубликовать то, что он увидел; и поэтому утроба егоi> была, как вино неоткрытое, готовое прорваться, подобно новым мехамi> (Иов 32:19). Однако он сохранил его для себя, утаил и загасил беспокойство, в котором пребывал, и поэтому люди, с которыми он общался, не узнали о нем; при этом он занимался царскими деламиi> соответственно обязанностям, которых требовала его должность. Отметьте: пока мы живем в этом мире, мы должны совершать какую-то работу; и даже те, кого Бог особым образом отличил Своим благоволением, не должны считать себя выше своей работы; равно как и удовольствие от общения с Богом не должно препятствовать нам исполнять свои мирские обязанности, а совершая их, мы должны оставаться пред Богомi>. Особенно те, кому вверены государственные дела, должны стараться усердно трудиться, оправдывая оказанное доверие.