Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Даниил
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3361 Все тексты автора Мэтью Генри
7 глава
Шесть первых глав данной книги носили исторический характер, а теперь мы со страхом и i>трепетом i>приступаем к последним шести, которые являются пророческими. В них содержится много темного и непонятного, смысл которого мы не осмелимся определить, но в то же время много простых и полезных истин, которыми, я верю, с Божьей помощью мы сможем воспользоваться для нашего блага. В данной главе приводился (I) видение о четырех зверях (ст. 1-8).
(II) Его видение Божьего престола правления и суда (ст. 9-14).
(III) Толкование этих видений, данное присутствующим здесь ангелом (ст. 15-28). Трудно сказать, то ли эти видения касались конца времен, то ли они должны были осуществиться вскоре; ни один из самых рассудительных толкователей не приходит к определенному мнению.
Стихи 1-8. Эта глава была написана раньше главы 5, которая описывала события последнего года правления Валтасара, и главы 6, повествующей о первом годе правления Дария, ибо Даниил получил эти видения в первый год царствования Валтасара, когда подходил к концу период пленения иудеев в Вавилоне. В данном месте произношение имени Валтасара отличается от используемого ранее; раньше его называли Bel-she-azar — Вил, хранящий богатстваi>, а здесь Bel-eshe-zar — Вил во вражеском огне.i> Вил был богом халдеев; он процветал, но вскоре будет поглощен.i>
В этих стихах представлено видение Даниила о четырех монархиях, угнетавших иудеев. Обратите внимание:
I. На обстоятельства, сопутствовавшие этому видению. Даниил истолковал сон Навуходоносора, а теперь сам почтен подобным божественным откровением (ст. 1): «Он видел пророческие видения головы своей на ложе своемi>, когда спал»; так иногда Бог являет Себя и Свои помыслы сынам человеческим, когда глубокий сон опускается на них (Иов 33:15), ибо когда мы особенно удалились от мира и собственных ощущений, тогда более всего подходим для общения с Богом. Но когда он пробудился, то записал этот сон i>для самого себя, чтобы не забыть его, как забывают сон ускользающий. Он рассказал сущность делаi> братьям-иудеям для их пользы и затем отдал его в написанном виде, чтобы передать тем, кто проживал далеко, и сохранить для их детей, которые придут после них и увидят эти события исполнившимися. Иудеи, имевшие неверное толкование некоторых пророчеств Иеремии и Иезекииля, льстили себе надеждой, что после их возвращения на родину они будут наслаждаться полным и непрерывным покоем. Но чтобы они не обманывались и их бедствия не стали вдвойне мучительными из-за разочарования, Бог через пророка дает им знать, что их ожидают бедствия: духовные обетования об их процветании исполнятся в духовных благословениях царства благодати; так Христос говорил Своим ученикам, что они должны быть готовы к преследованиям, а обетования, на которые они уповают, исполнятся в вечных благословениях царства славы. Даниил написал и рассказал эти истины, чтобы известить о том, что Церковь будет наставлена Писанием и проповедью служителей написанным словом и словом уст, а служители в своей проповеди должны говорить сущность дела,i> которая записана.
II. На само видение, которое предсказывает смену правления у тех народов, под влиянием которых иудейская Церковь будет находиться в последующих веках.
1. Он увидел четыре ветра небесныхi>, которые боролись на великом мореi> (ст. 2). Они состязались, кто дует сильнее, и наконец остался один. Это символизирует соперничество между владыками за империю и потрясения, которые испытали народы из-за этого соперничества; и благодаря этому состязанию монархии, которые он видел в то время, возвышались. Один ветер, с какой бы точки он ни дул, но если дул сильно, то поднимал большое волнение в море; но какая же буря должна подняться, если четыре ветра сражаются за господство! Именно за это сражаются цари народов в своих войнах, которые производят столько же шума и насилия, что и сражение четырех ветров; но как мечется бедное море, как ужасны его сильные удары, как могущественны его сотрясания, пока ветры сражаются за то, чтобы обладать единоличной властью тревожить его! Отметьте: этот мир подобен бушующему штормящему морю из-за гордых амбиций ветров, которые беспокоят его.
2. Он увидел четыре больших зверя,i> которые вышли из моря,i> где любят ловить рыбу стремительные умы. Монархи и монархии представлены этими зверями, i>ибо очень часто они возвышаются и поддерживаются благодаря жестокой ярости и тирании. Эти звери были непохожи один на другогоi> (ст. 3), их вид отличался, что символизирует различные склонности и характеры народов, у которых они нашли пристанище.
(1) Первыйi> зверь — как левi> (ст. 4). Это халдейская монархия, сильная и яростная, и она сделала царя абсолютным правителем. Этот лев имел крылья орлиныеi>, с помощью которых мог летать над добычей; это символизировало поразительную скорость, с какой Навуходоносор завоевывал царства. Но Даниил вскоре увидел, что крылья были вырваны у него —i> это означало конец победоносного продвижения его армий. Различные страны, платившие ему дань, взбунтовались и подняли голову против него, и тогда это чудовищное животное, лев с крыльями, стал на ноги, как человекi>, и сердце человеческое i>было дано i>ему. Он потерял сердце льва, благодаря которому стал известным (один из английских королей был назван Львиное Сердце), i>потерял смелость и стал чувствительным и слабым, боящимся всего и не осмеливающимся что-либо сделать; он ощутил страх и узнал, что является всего лишь человеком. Иногда доблесть народа поразительным образом угасает и он становится трусливым и слабым; и поэтому то, что было головой народов, через век или два становится хвостом.
(2) Второй зверь похожий на медведя i>(ст. 5). Это персидская монархия, менее сильная и богатая, чем предыдущая, но не менее алчная. Этот медведь стоял с одной стороны, i>напротив льва, и вскоре стал господствовать над ним. «Он стал владычествовать», i>- читают некоторые. Персия и Мидия, которые в истукане Навуходоносора были представлены двумя руками i>и одной грудью, теперь установили совместное правление. Этот медведь имел три клыка во рту между зубами i>- остатки поглощенных им народов; это символизировало его прожорливость и в то же время указывало, что хотя он поглотил много, но не мог поглотить всех: некоторые клыки так и продолжали торчать между зубами — те народы, которые он не мог завоевать. В связи с этим ему было сказано: «Встань, ешь мяса многоi>; оставь в покое кости и клыки, которые нельзя завоевать, и нападай на те, которые являются легкой добычей». Князья будут побуждать царей и народ продвигаться в своих завоеваниях и не позволят чему-либо стать у них на пути. Отметьте: несправедливо осуществленные завоевания похожи на этих хищников, и они намного хуже зверей, которые не охотятся на представителей собственного вида, как часто делают нечестивые и безрассудные люди.
(3) Третий зверь был как барс i>(ст. 6). Это греческая монархия, основанная Александром Великим, i>который был активным, хитрым и жестоким, как барс. i>Он имел четыре птичьих крыла; i>похоже, лев имел лишь два крыла, а барс — четыре, ибо хотя Навуходоносор быстро завоевывал страны, но Александр завоевывал еще быстрее. В течение шести лет он овладел всей Персидской империей, большей частью Азии, стал владыкой Сирии, Египта, Индии и других народов. Этот зверь имел четыре головыi>; после смерти Александра его владения были разделены между его четырьмя главнокомандующими: Селевк Никанор получил Великую Азию, Пердиккас и после него Антигон — Малую Азию, Кассандр — Македонию, Птоломей — Египет. Власть дана была ему, i>она была дана ему Богом, Который единственный может возвышать.
(4) Четвертый зверь был более яростным, грозным и злобным, чем любой из предыдущих; он не похож ни на кого другого и среди хищников нет животных, с которыми его можно было бы сравнить (ст. 7). Толкователи не приходит к единому мнению относительно того неизвестного зверя; одни считают, что это Римская империя, которая, находясь на пике славы, включала в себя десять царств: Италию, Францию, Испанию, Германию, Британию, Сарматию, Паннонию, Азию, Грецию и Египет; и тогда небольшой рог, который поднялся благодаря падению трех других рогов (ст. 8), они приняли за Турецкую империю, которая поднялась на месте Азии, Греции и Египта. Другие полагают, что четвертым зверем была Сирия под властью семьи Селевкидов, очень жестокая и сильно угнетавшая иудейский народ, о чем мы читаем у Иосифа Флавия и в истории Маккавеев. Эта империя отличалась от других тем, то ни одна из предыдущих не вынуждала иудеев отказаться от своей религии, а царь Сирийский сделал это и жестоко обращался с ними. Их армии и командиры были большими железными зубами, i>которыми они пожирали и сокрушали i>народ Божий; останки же i>их они попирали ногами. i>Тогда десять рогов i>предположительно являются десятью царями, которые успешно царствовали в Сирии, а небольшой рог -i>Антиох Епифан — последний из десяти, который, пользуясь различными средствами, устранил трех царей и обрел владычество. Он обладал великой изобретательностью, и поэтому сказано, что у него глаза были, как глаза человеческие; i>он был смел, дерзок, имел уста, говорящие высокомерно. i>Мы еще встретимся с ним в этих пророчествах.
Стихи 9-14. То ли под четвертым зверем мы понимаем Сирийскую империю, то ли Римскую, то ли первое как прообраз последнего, ясно одно: эти стихи предназначены для утешения и поддержки народа Божьего, которому, похоже, предстояло претерпеть преследования и от одной и от другой империи — от всех гордых врагов в каждом веке, ибо для назидания тех, кто достигнет последних веков, написано, что они также через терпение и утешение этого Евангелия могут иметь надежду. Здесь раскрываются две истины, которые весьма ободряют:
I. Грядет суд, и Бог является Судьей» Нынешний день принадлежит людям, и каждый притворщик думает, что настанет его день, и сражается за него. Но Сидящий на небесах посмеется над нимиi>, ибо видит, что приходит день Егоi>(Пс 36:13). Видел я i>(ст. 9), что свергнуты были престолы i>(англ.пер.): не только престолы этих зверей, но и всякое начальство и власть и силаi>, которые составили оппозицию царству Божьему среди людей (1Кор 15:24);
таковыми являются престолы мирских царств по сравнению с царством Божьим; и тому, кто видел, как они были поставлены, осталось лишь немного подождать, и он увидит их свергнутыми. «Видел я, что поставлены были престолы i>(можно и так прочитать) — престол Христа и престол Его Отца». Один раввин исповедует, что эти престолы поставленыi>: один — для Бога, i>другой — для Сына Давидова. i>Здесь говорится о том, что поставлен суд i>(ст. 10).
1. Это должно возвестить, что Бог мудро и праведно правит миром через Свое провидение; и неизреченное удовлетворение всем благочестивым людям дает осознание того, что среди потрясений и революций в государствах и царствах Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает i>(Пс 112:19), что истинное есть Бог, судящий на земле i>(Пс 57:12).
2. Возможно, эти стихи указывают на разрушение Сирийской или Римской империи по воле провидения Божьего за то, что они жестоко обращались с народом Божьим.
3. Но скорее всего, главным образом они предназначены для описания последнего суда, ибо, хотя он не сразу обрушится на четвертого зверя, более того, возможно, много веков пройдет, прежде чем он грядет, тем не менее они написаны для того, чтобы во всяком веке народ Божий в беде ободрял себя верой в него и видением его. Об этом пророчествовал Енох — седьмой от Адама (Иуда 14). Уста врага говорят высокомерно i>(ст. 8). Здесь представлены намного более важные истины, изреченные устами Господа. Многие новозаветные предсказания о суде грядущем четко ссылаются на это видение, особенно видение св. Иоанна, описывающее его (0тк 20:11,12).
(1) Судья — это Ветхий днями, Бог Отецi>, и здесь описана слава Его присутствия. Он назван Ветхим днямиi>, ибо Он от века и до векаi>. Среди людей считается, что в старцах — мудрость i>и что дни заговорятi>; и разве тогда всякая плоть не замолкнет перед Тем, Кто является Ветхим днямиi>? Слава Судьи здесь представлена Его одеянием, которое было бело как снегi>; оно символизировало Его величие и чистоту во всех случаях, когда Он вершит Пправосудие. И волосы главы Его i>белые, как чистая волна, i>чтобы Он, как убеленный сединами, вызывал благоговение.
(2) Пpecтол выглядит весьма грозно. Он -как пламя огняi>: вызывает ужас у нечестивцев, которые пред станут перед ним, когда будут вызваны на суд. Так как престол имеет колеса, то он может двигаться и напоминает колесницу, на которой Он едет верхом, и поэтому колеса Его — как пылающий огоньi>, пожирающий противников, ибо Бог наш есть огонь поядающий i>и с Ним — вечное пламя i>(Ис 33:14). Это подробно описано в ст. 10. Для всех Его верных друзей от престола Бога и Агнца исходит чистая река воды жизни i>(Отк 22:10), а для всех Его непримиримых врагов от этого престола исходит поток серы, яростный поток i>(Ис 30:33), пред Ним огонь поядающийi>. Он — свидетель быстрый, и Его слово — слово на колесах.
(3) Многочисленные посетители выглядят великолепно. Место пребывания славы Божьей всегда наполнено ангелами, так и в данном месте (ст. 10): тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним. i>Бог прославляется тем, что имеет таких служителей, но еще более славен тем, что не нуждается в них и не получает от этого выгоды. Посмотрите, как многочисленно небесное воинство (тысячи ангеловi>) и как оно послушно: они предстояли пред Богом,i> готовые выполнять Его поручения по первому проявлению Его воли и желания. И именно они будут выполнять работу служителей Его справедливости в последний судный день, когда приидет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. i>Енох пророчествовал, что придет Господь со тьмами святых Ангелов Своих. i>
(4) Процесс проходит честно и непредвзято: суд начался i>(англ. пер.) публично и открыто, чтобы все могли обратиться в него; и раскрылись книги. i>Во всех судах, совершаемых людьми, рассмотрение дела записывается в книги, которые открываются, когда приступают к рассмотрению, проводится опрос свидетелей, зачитываются письменные показания, чтобы прояснить факты, а затем обращаются к уставу и кодексу законов, чтобы узнать, что по этому поводу говорит закон; так и в великий день на суде справедливость приговора будет неопровержимо очевидна, как если бы были открыты книги для его оправдания.
II. Гордые и жестокие враги Церкви будут наказаны и свергнуты в должное время (ст. 11,12). Это символически представлено (1) в виде сокрушения четвертого зверя. Бог сражался с этим зверем за изречение высокомерных слов, какие говорил рогi>, за вызов, брошенный небесам, и торжество над всеми святыням»; Бога более всего раздражает, когда враг возомнил о себеi> (Втор 32:27). Фараона нужно было смирить за то, что он сказал: «Кто такой Господь? Погонюсь, настигнуi>». Енох предсказывал, что Господь придет судить мир для того, чтобы обличить нечестивых… во всех жестоких словахi> (Иуда 15). Отметьте: высокомерные слова — тщетные слова, и людям придется отчитаться за них в великий день. И посмотрите, что стало с этим зверем, который говорит высокомерно: он был убитi>, и тело его сокрушено и предано на сожжение огнюi>. После Антиоха Сирийская империя была сокрушена. Он сам умер от презренной болезни, его семья была искоренена, царство опустошено парфянами и армянами, а в конце Помпей сделал ее провинцией Римской империи. Сама Римская империя (если мы считаем, что именно прообразом ее был четвертый зверь) после того, как она начала преследовать христиан, стала угасать и пала, а ее основание было уничтожено. Так да погибнут все враги Твои, Господи, и будут убиты пред Тобоюi>.
(2) В виде ослабления и угасания трех других зверей (ст. 12): у прочих зверей отнята власть ихi>, и поэтому они не могли, как раньше, причинять зло Церкви и народу Божьему, и продолжение жизни дано им только на время и на срокi> — на определенное время, границ которого они не смогут перейти. Могущество предыдущих царств было в значительной мере сокрушено, но люди, проживающие в них, продолжали оставаться в ничтожном и презренном состоянии. Мы можем сослаться на это при описании остатков греха в сердцах благочестивых людей: в них остается порочность; их жизнь продлена, но они не полностью освободились от греха, хотя его владычество отнято, и грех более не царствует в их смертных телахi>. Так Бог обращается с врагами Своей Церкви; иногда Он сокрушает их зубы (Пс 3:8);
если Он не сокрушает их шею, то останавливает преследования и дает отсрочку преследователям, чтобы у них было время покаяться. Уместно, что Бог, совершая Свое дело, совершает его в определенное Им время и Им установленным способом.
III. Будет учреждено царство Мессии; оно будет поддерживаться в этом мире, несмотря на оппозицию сил тьмы. Пусть язычники приходят в ярость и негодуют сколько им хочется, но Бог поставит Царя Своего над Сионом, святою горою Своеюi>. Даниил видел это в своем видении и утешал себя и своих друзей этим видением. Это то же самое, что в сновидении Навуходоносора каменьi>, который оторвался от горы без содействия рук человеческихi>, разбивший вдребезги истукана. Но в этом видении присутствует больше чистого Евангелия, чем в том.
1. Мессия здесь назван Сыном человеческим — как бы Сын человеческийi>, ибо был сотворен в подобии плоти греховнойi> и по виду стал как человек. «Видел я как бы Сына человеческогоi> — Того, Кто полностью соответствует божественным планам, касающимся Его, и при полноте времени Ему надлежит стать Посредником между Богом и человеком. Он как бы Сын человеческийi>, но безусловно является Сыном Божьим». Наш Спаситель четко ссылается на это видение, когда говорит (Иоан 5:27), что Бог дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческийi> и является той Личностью, которую Даниил видел в видении; и Ему было дано царство и владычество.
2. Сказано, что Он шел с облаками небеснымиi>. Некоторые считают это ссылкой на Его воплощение; Он сошел на облаках небесныхi>, пришел в мир незаметно, как слава Господня овладел храмом на облаках. Мирские империи были представлены животными, которые вышли из моряi>, а царство Христа пришло свыше: Он — Господь с небесi>. Но я думаю, что это скорее ссылка на Его вознесение; когда Он вернулся к Отцу, то глаза Его учеников последовали за Ним, пока облако взяло Его из вида ихi> (Деян 1:9). Он сделал это облако Своей колесницей, на которой победоносно въехал в вышний мир. Он пришел стремительно, неодолимо, во всем великолепии, ибо шел с облаками небеснымиi>.
3. Он здесь представлен Личностью, имеющей большое влияние на небесах. Когда облако приняло Его из вида Его учеников, то стоило бы спросить (как сыновья пророков спросили об Илии в подобном случае), унесло ли оно Его и предоставило ли место для обитания; но здесь, к нашему величайшему удовлетворению, сообщается, что Он дошел до Ветхого днямиi>, ибо взошел к Отцу Своему и Отцу нашему, и к Богу Своему и Богу нашемуi> (Иоан 20:17);
от Него Он вышел и к Нему вернулся, чтобы вместе с Ним прославиться и воссесть одесную Его. С огромным удовлетворением Он говорит: «Пойду к Пославшему Меня»i>. Но был ли Он принят с радостью? Несомненно, да. Он был принят с радостью, ибо подведен был к Немуi>; Он был представлен в присутствие Своего Отца, сопровождаемый восхищением всех Ангелов Божьихi> (Евр 1:6). Он Сам приблизилi> Его как адвоката и ходатая за нас (Иер 30:21), чтобы через Него и мы могли стать близкими. i>Из этого торжественного приближения к Ветхому днями следует, что Отец принял предложенную жертву и был полностью удовлетворен ею. Он был подведенi> как наш Первосвященник, Который ради нас зашел за завесу, а также как наш предтеча.
4. Он здесь представлен как Личность, имеющая огромное влияние на земле (ст. 14). Когда Он пришел, чтобы прославиться со Своим Отцом, то была Ему дана власть под всякой плотью i>(Иоан 17:2,5). И, имея подобную перспективу, Даниил и его друзья утешились, раз владычество у врагов Церкви будет отнято (ст. 12), а Глава Церкви и найлучший ее Друг получит властьi>; всякое колено преклонится и всякий язык исповедает i>Его (Фил 2:9,10). Ему будет дана слава и царствоi>, и они даны Тем, Кто имеет неоспоримое право давать их; некоторые полагают, что, ссылаясь на эти слова, наш Спаситель учит нас в заключительной части молитвы «Отче наш» признавать: «…ибо Твое есть Царство и сила и слава». i>Здесь предсказано, что царство превознесенного Искупителя будет (1) всемирным — единой всемирной монархией, к чему бы ни стремились другие. Все народы, племена и языки i>будут бояться Егоi>, пребывать в Его юрисдикции как добровольные подданные или как побежденные пленники; ими будут или руководить или господствовать над ними. Так или иначе все царства мира станут Его царствами.
(2) Вечным царством. Владычество Его не перейдет i>к какому-нибудь преемнику, тем более к захватчику; и царство Его не разрушится. i>Даже врата ада или внутренние силы и партии не одолеют его. Церковь будет оставаться воинствующей до конца времен, а победоносной — до бесконечных веков вечности.
Стихи 15-28. В этих стихах говорится:
I. О том, что эти видения произвели глубокое впечатление на пророка. Тем самым Бог оказал ему честь и даровал удовлетворение, хотя и не без некоей доли боли и недоумения (ст. 15): «Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моемi>». Слово, используемое здесь для обозначения тела, i>действительно означает футляр i>или ножныi>, ибо именно этим тело является для души; это оружие; это то, о чем мы в основном заботимся, «Видения головы моей смутили меняi>», — говорит Даниил; и вновь (ст. 28): «Меня сильно смущали размышления мои». i>То, каким образом эти истины были открыты ему, в значительной степени потрясло его; его мысли настолько напряглись, что дух ослабел, а состояние транса, в которое он впал, лишило его сил. То, что ему открылось, поразило, удивило и смутило его, пока постепенно он не собрался с мыслями и не преодолел себя, пока не противопоставил утешения видения его ужасам.
II. О его ревностном желании понять их значение (ст. 16): «Я подошел к одному из предстоящихi>, к одному из ангелов, сопровождавших Сына человеческого i>во славе, и спросил его об истинном значении i>(истинном значении и предназначении) всего этого. i>Отметьте: желательно, чтобы мы правильно и во всей полноте осознавали то, что видим и слышим от Бога; а тот, кто хочет знать это, должен просить сознательной и ревностной молитвой и расследованием.i>
III. О ключе, который был ему дан, чтобы он понял видение. Ангел стал говорить с ним i>и рассказал ему доступно смысл сказанногоi>; и это несколько успокоило его.i>
1. Большие звери i>означают великих царей i>и их царства — великих монархов и их монархии, которые восстанут из землиi>, как эти звери, которые вышли из моря i>(ст. 17). Они terraefilii — от нижнихi>; они имеют признаки земли, и их основание во прахеi>; они земные, от земли, их имена написаны на прахе, и в прах они вернутся.
2. Даниил довольно хорошо разобрался в этих трех зверях, но он хочет быть лучше проинформирован о четвертом звере, ибо тот значительно отличался от остальных и был не только очень страшным, i>но и очень злобным, пожирал и сокрушал i>(ст. 19). Возможно, именно это так напугало Даниила и именно эта часть видений его головы более всех остальных беспокоила его. Но особенно он хотел узнать, что означает маленький рогi>, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерноi>, чей вид был более страшным и грозным, чем у прочих i>(ст. 20). Он больше всего спрашивал о нем, ибо этот рог вел брань со святыми и превозмогал их i>(ст. 21). Пока подразумевалось лишь то, что сыны человеческие будут враждовать друг с другом и превозмогать, пророк не сильно беспокоился (пусть черепки сражаются с черепками земными i>и сокрушают друг друга);
но когда они начали вести брань со святымиi>, когда сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золотуi>, сокрушены, как глиняная посудаi>, то пришло время спросить: «Что все это значит? Откажется ли Господь от Своего народа? Позволит ли Он, чтобы их враги топтались по ним и торжествовали над ними? Что это за рог, который будет побеждать даже святых?» На это его истолкователь отвечает (ст. 23-25), что зверь четвертый — это четвертое царство, которое будет пожирать всю землю. Десять рогов — это десять царей,i> а маленький рогi> — это еще один царь, который покорит трех царей и причинит много зла Богу и Его народу. Он будет действовать (1) очень нечестиво по отношению к Богу и против Всевышнего будет произносить слова,i> бросая вызов Его власти и справедливости.
(2) Очень властно по отношению к народу Божьему. Он будет угнетать святых Всевышнегоi>: не истребит их сразу, а будет изнурять длительным угнетением и постоянными трудностями, навязанными им, разрушая их имущество и ослабляя их семьи. Стремление сатаны —угнетать святых Всевышнего,i> чтобы их больше не помнили; но его попытки тщетны, ибо, пока мир стоит, Бог в нем всегда будет иметь Свою Церковь. Он даже возмечтает отменить у них времена и законы,i> упразднить все религиозные обряды и постановления, чтобы заставить каждого говорить и делать так, как он хочет. Он будет топтаться по законам и обычаям, человеческим и божественным. Diruit, aedificut, mutat quadrata rotundis — он свергает, строит и делает квадрат круглым,i> словно желает изменить даже постановления небес. В своих дерзких попытках какое-то время он будет иметь процветание и успех; но они будут преданы в руку его до времени и времени и полувремениi> (т.е. на три с половиной года) — на тот известный промежуток пророческого времени, который упоминается в Откровении; иногда о нем говорят как о сорока двух месяцах, иногда как о 1260 днях, что по сути одно и то же. Но по прошествии этого времени воссядут судьи и отнимут у него властьi> (ст. 26), что истолковывается как пророчество о том, что зверь будет убит и тело его сокрушеноi> (ст. 11). И (как читает г-н Меде (Mede), ст. 12) у прочих зверей будет отнята властьi> — у десяти рогов, особенно у небольшого, заносчивогоi> рога (как он его называет). Но вопрос в том, что это за враг, чье возвышение, царствование и гибель предсказаны? По этому вопросу толкователи не приходят к единому мнению. Одни полагают, что четвертое царство — это царство Селевкидов, а небольшой рог — это Антиох, и показывают исполнение этого пророчества в истории Маккавеев; так полагают Юний, Пискатор, Полан, Бругтон и многие другие; иные считают, что четвертое царство — это Римская империя, а небольшой рогi> — Юлий Цезарь; следующие императоры (говорит Кальвин), антихрист и папское царство (говорит г-н Иосиф Меде) являются тем нечестивым,i> который, как этот небольшой рог,i> будет поглощен великолепием второго пришествия Христа.i> Папа Римский присвоил себе власть изменять времена и законы, potestas autokratorike — абсолютную деспотическую власть,i> как он называет ее. Третьи считают, что маленький рог i>— это Турецкая империя;i> так думают Лютер, Ватаблус и другие. Сейчас я не могу доказать, кто прав, и поэтому, поскольку пророчества иногда исполняются много раз, то мы должны дать Писанию полную свободу действий (как в этом, так и во многих других противоречивых местах). Я склонен предположить, что оба эти мнения правы и данное пророчество в основном ссылается на Сирийскую империю; оно предназначалось для ободрения иудеев, страдающих под властью Антиоха, чтобы они могли увидеть предсказание этих печальных времен и в конце предвидеть их славный исход — окончательную победу над их гордыми угнетателями; и, что намного лучше, увидеть, что вскоре в мире учредится царство Мессии, надеждой на которое пророки прежних времен часто утешали народ Божий, оказавшийся в беде. Но это место также ссылается на более отдаленное время и предсказывает яростное преследование язычников в Риме, а также преследование христианской религии католическим Римом, от которого во времена Антиоха страдали благочестивые иудеи и их религия. Св.Иоанн в своих видениях и пророчествах, которые в основном указывали на Рим, во многих деталях четко ссылается на эти видения Даниила.
3. Ему дано радостное предвидение преобладания царства Божьего среди людей и окончательной победы, одержанной им над всей оппозицией. Заслуживает внимания тот факт, что среди предсказаний о силе и ярости врагов это предсказание возникает внезапно (ст. 18,22), до того, как появляется в видении для истолкования (ст. 26,27). Оно также ссылается (1) на дни процветания иудейской Церкви после того, как она подвергнется испытаниям со стороны Антиоха, и на власть, обретенную Маккавеями над их врагами.
(2) На учреждение царства Мессии в этом мире благодаря проповеди Евангелия. Ибо суд Христов приходит в мирi>, чтобы руководить через Его Дух и сделать всех Его святых царями и священниками Богу.i>
(3) На второе пришествие Иисуса Христа, когда святые будут судить мир. воссядут с Ним на Его престоле и будут ликовать полному свержению царства дьявола. Давайте посмотрим, что же здесь предсказывается.
[1] Придет Ветхий днямиi> (ст. 22). Бог будет судить мир через Своего Сына, Которому отдал весь судi>; в качестве залога этих событий Он придет, чтобы спасти Свой угнетенный народ и учредить Свое царство в этом мире.
[2] Затем воссядут судьиi> (ст. 26). Бог продемонстрирует, что Он судит на землеi>, судит мудро и справедливо, заступается за праведное дело Своего народа. В тот великий день Он будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа. i>
[3] И отнимутi> у врага властьi> (ст. 26). Все враги Христа станут подножием Его ног; они погибнутi> и будут истреблены i>до конца; эти же слова использует апостол, говоря о беззаконнике (2Фес 2:8): он будет убит духом уст Христа и истреблен явлением пришествия Егоi>.
[4] Суд будет отдан святым Всевышнегоi>. Апостолам будет поручено проповедовать Евангелие, благодаря чему мир будет судимi>. Все святые своей верой и послушанием осуждают неверующий и непокорный мир; во Христе, своей Главе, они будут судить мир, судить двенадцать колен Израилевыхi> (Мат 19:28). Посмотрите, какое у нас есть основание почитать тех, кто боится Господа; какими бы презренными и ничтожными ни выглядели святые в глазах этого мира, какое бы презрение на них ни изливали, но они являются святыми Всевышнегоi>; они близки и дороги Богу, Он признает их Своими, и им дано судитьi>.
[5] Особое ударение ставится на том, что святые Всевышнего примут царство и будут владеть царством вовекi> (ст. 18 и 22). Наступило время, чтобы царством овладели святые. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнегоi> (ст. 27). Но из этого не стоит делать вывод, что владычество базируется на благодати или что она дает полномочие кому-либо под видом принадлежности к святым узурпировать царство. Нет, царство Христа не от этого мираi>, но эти слова подразумевают духовное владычество святых над своими похотями и пороками, их победы над сатаной и его искушениями, ликование святых мучеников над смертью и ее ужасами. Подобным образом обещается, что будет учреждено царство Евангелия, царство благодати, привилегии и утешения которого сейчас, по всей поднебеснойi>, будут залогом и начатками царства славы на небесахi>. Когда империя станет христианской, а владыки будут использовать свою власть для защиты и продвижения христианства, тогда святые овладеют царством.i>
Святые царствуют Духом, царствующим в них (это и есть победа, победившая мир, вера нашаi>), и благодаря Ему они делают царства этого мира царством Христа. Но полностью это обетование осуществится в вечном блаженстве святых, в царстве, которое не поколеблется, и согласно этому обетованию мы ожидаем венца славы, который не увядает (т.е. величия царственного)— вечного царстваi>. Посмотрите, какое на этом ставится ударение (ст. 18): святые будут владеть царством вовек и веки вековi> на основании того, что Тот, Кому принадлежат эти святые, — Всевышнийi> и Его царство — царство вечноеi> (ст. 27). Таков Он, и поэтому они такие. Ибо Я живу, и вы будете житьi> (Иоан 14:19). Его царство принадлежит им; они считают себя превознесенными, когда Он превознесен, а самыми большими почестями и удовлетворением — когда все властители будут служить и повиноваться Емуi>, как они (ст. 27). Они будут вынуждены подчиниться Его золотому скипетру или будут истреблены Его железным жезлом.
Заканчивая эту тему, в конце данной главы Даниил говорит нам о том, какое впечатление на него произвело это видение: оно смутило дух его до такой степени, что лицо его изменилосьi> и побледнело, но слово он сохранил в сердце своемi>. Отметьте: сердце должно быть хранилищем и вместилищем божественных истин; в нем мы должны хранить Божье слово, как Дева Мария сохраняла слова Христа (Лук 2:51). Даниил хранил слово в сердце своемi> не для того, чтобы сокрыть его от Церкви, а чтобы сохранить его для нее: чтобы то, что он принял от Господа, он мог во всем объеме и верно передать народу Отметьте: пророки и служители Божьи должны стараться хранить истины Божьи в своем разуме и там хорошо усваивать их. И если мы хотим, чтобы слово Божье в наших устах было готово, когда предоставляется случай проповедовать его, то должны хранить его в наших сердцах во все времена.