Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 1-Коринфянам
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 4231 Все тексты автора Мэтью Генри
6 глава
В этой главе апостол I. Укоряет коринфян, за то что они судятся друг с другом из-за мелочей, да притом перед языческими судьями, ст. 1-8.
II. Использует этот случай как повод для предостережения их против многих грубых грехов, каковым они предавались в своей прежней жизни, ст. 9-11.
III. Предупреждает их против злоупотребления своей свободой во Христе и горячо убеждает избегать блуда, приводя при этом ряд аргументов, ст. 12-20.
Стихи 1-8. Здесь апостол осуждает коринфян, за то что они обращались к языческим судьям за разрешением тяжб между собою по маловажным делам, и при этом порицает всякие житейские тяжбы. В предыдущей главе он повелел им наказывать согрешающих членов внутрицерковным судом. Здесь же повелевает решать тяжбы между собою церковным советом.
I. Проступок, за который Павел укоряет их: за их обращение к суду.
1. Брат с братом судится… (ст. 6), один член церкви с другим. Даже близкие родственные связи не могут гарантировать мира и взаимопонимания. Разрушаются даже узы братской любви. — Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка (Прит 18:19), – говорит Соломон. Христиане не должны ссориться друг с другом, потому что они братья.
2. Они обращались со своими тяжбами к языческим судьям; …судились у нечестивых, а не у святых (ст. 1), выносили свой спор на суд перед неверными (ст. 6), не могли разрешить его между собой, христианами и святыми, по крайней мере, по исповеданию. Это приводило к большому поношению христианства. Поэтому апостол говорит: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых..?
3. Они обращались к суду, как здесь подразумевается, по житейским, маловажным вон росам, ибо апостол укоряет их, за то что они судились, вместо того чтобы снести обиду (ст. 7), откуда можно заключить, что предметы их тяжб были не очень существенны. Христиане должны уметь прощать. И для их собственной чести и спокойствия лучше снести мелкие обиды и неприятности, чем прослыть вздорным человеком.
II. Он объясняет им, что отягощало их проступок: Разве не знаете, что святые будут судить мир… (ст. 2), будут судить ангелов..? (ст. 3). Неужели вы недостойны судить маловажные дела? То, что они со своими маловажными житейскими делами обращались к языческой власти, было позором для их звания святых. Странно, что люди, должные судить мир, и даже ангелов, не могли разрешить незначительные споры между собой. Под судом, что святые будут свершать над миром и ангелами, некоторые понимают их роль экспертов Христа в день великого суда. Об учениках Спасителя сказано (Мф 19:28), что они воссядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. Мы читаем также о том, что «идет Господь со тьмами святых… Своих сотворить суд над всеми…» (Иуд. 14). Христиане не являются участниками с Господом в Его полномочиях как Судии, но они удостоены чести сидеть рядом и наблюдать за Его судом над нечестивым миром и выражать свое одобрение ему. Другие понимают под этими словами, что святые осудят мир своей верой и жизнью. Первое толкование кажется более естественным. «Неужели христиане, которые удостоятся чести сидеть рядом с Верховным Судией, недостойны судить те незначительные дела, из-за которых вы ссоритесь перед мирскими судьями? Неужели вы не можете уладить ваши взаимные разногласия? Разве можно вам, имея житейские тяжбы, поставлять своими судьями ничего не значащих в церкви», то есть судей-язычников (так некоторые понимают, и, вероятно, это самое правильное истолкование ст. 4). «Следует ли вам призывать к рассмотрению своих распрей того, чье мнение не должно иметь для вас никакого значения? И не стыдно вам?» (ст. 5). Некоторые понимают это место в ироническом смысле: «Если у вас есть такие распри, что их надо решать судебным порядком, то поставьте судьей самого незначительного среди вас. Самый наименьший из ваших членов способен будет разрешить их. Они совсем недостойны того, чтобы из-за них препираться, и так ничтожны, что их легко можно было бы разрешить, если бы вы, прежде всего, обуздали свои страсти и подошли бы к решению своих тяжб в истинно христианском духе. Будьте терпеливыми и снисходительными, и самые немудрые среди вас смогут разрешить ваш спор. К стыду вашему говорю…» (ст. 5).
III. Он советует им два пути для исправления этого зла.
1. Отдавать свои спорные вопросы на рассмотрение способного разобраться в них: «…неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? (ст. 5). Вы так высоко оцениваете свои знания и мудрость, хвалитесь своими необыкновенными дарами и талантами, и неужели среди вас не найдется ни одного способного, достаточно мудрого, кто мог бы разрешить ваши распри? Неужели в вашей церкви, известной своей мудростью и знаниями, могут возникать тяжбы между братьями, которые должны разбираться в языческих судах? Позор вам, что у вас возникают такие распри и ни один из ваших мудрых членов не вмешается, чтобы предотвратить их».
2. Терпеть обиду, чем прибегать к такому способу оправдания себя: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Обычно возбуждает судебное дело одна из сторон, за исключением действительно сомнительных случаев, требующих разрешения, когда обе стороны соглашаются подать дело в суд на рассмотрение лиц, компетентных в правовых вопросах. Кажется, апостол осуждает коринфян, главным образом, именно за это обращение их со своими распрями в суд, а не за сами распри: …Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Христианину следует лучше смиряться с обидой, чем расстраивать себя и раздражать других судебными разбирательствами. Мир его собственной души и спокойствие ближнего дороже, чем победа в подобных тяжбах или отстаивание своих прав, тем более когда это отдается на решение врагов церкви. Но, говорит апостол, они настолько не готовы терпеть обиды, что сами обижают и отнимают, и притом у братьев. Обижать кого-то и отнимать что-то у кого бы то ни было — это уже тяжелый проступок, но он становится особенно тяжким, когда совершается против братьев во Христе.
Стихи 9-11. Павел пользуется случаем, чтобы предостеречь коринфян против мерзких грехов, каковым они прежде предавались.
I. О том, что такие грешники не наследуют Царства Божиего, он говорит им как об очевидной истине, они не могли не знать о ней. Самый слабый среди них должен хорошо знать, что неправедные Царства Божия не наследуют.., ст. 9. Павел перечисляет некоторые виды грехов: против первой и второй заповедей (идолослужители), против седьмой (блудники, прелюбодеи, малакии и мужеложники), против восьмой (воры и хищники), против девятой (злоречивые) и против десятой (лихоимцы и пьяницы) — как те, что легко приводят к нарушению и всех остальных заповедей. Кто хоть сколько-нибудь знаком с религией, должен знать, что небо предназначено не для таковых. Отбросы земли никак не подходят для заполнения небесных обителей. Делающие дела диавола не могут ожидать от Бога никакого другого возмездия, кроме смерти, праведного возмездия за грех Рим 6:23.
II. Однако Павел предупреждает коринфян против самообмана: Не обманывайтесь. Хотя они не могут не знать вышеупомянутой истины, но, к сожалению, весьма склонны пренебрегать ею. Люди очень любят обольщать себя, думая, что Бог таков же, как они, что они могут жить в грехе и, тем не менее, умереть во Христе; про водить свою жизнь как дети диавола и направляться к небу вместе с детьми Божиими. Но это страшное заблуждение. Мы не можем надеяться, что, посеяв в плоть, по жнем жизнь вечную.
III. Павел напоминает коринфянам об изменениях, произведенных в них Евангелием и благодатью Божией: И такими были некоторые из вас… (ст. 11), то есть такими отъявленными грешниками, каких он пере числил выше.
Заметьте: Некоторые, прославившиеся своими добродетелями после об ращения, прежде были известны своими пороками. Какие славные изменения производит благодать Божия! Самых низких из людей она превращает в святых, в детей Божиих. Такими были некоторые из вас, но теперь вы не такие. Вы омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Греховное состояние человека до его обращения не является препятствием для его возрождения и примирения с Богом. Кровь Христа и баня возрождения очищают от всякой вины и всякой скверны. Здесь имеет место риторическое изменение естественного порядка: Вы освятились и оправдались. Освящение упоминается прежде оправдания. Но имя Христа, Кем мы оправдываемся, стоит перед именем Духа Святого, Которым мы освящаемся. Наше оправдание обязано заслугам Христа, а наше освящение — работе Духа Святого, но они действуют вместе (параллельно). Никто не может быть очищен от вины греха и примириться с Богом через Иисуса Христа, если он не освящается одновременно Духом Божиим. Всех оправданных перед Богом благодать Его делает святыми.
Стихи 12-20. Двенадцатый стих и начало тринадцатого, кажется, относятся к существовавшим среди первых христиан спорам о различении пищи, но в то же время они являются вступлением к последующему предостережению против блуда. Связь между этими двумя вопросами станет совершенно очевидной, если мы вспомним известное постановление апостолов (Деян 15:29), где объединены два запрета – на определенные виды пищи и на грех блуда. Некоторые из коринфян готовы были утверждать, в том числе и о блуде: Все мне позволительно… Павел решительно восстает против этого пагубного высокомерия: он говорит, что многие вещи, позволительные сами по себе, не всегда и не при всяких обстоятельствах бывают уместны и полезны. Христиане не должны считать, что им можно делать все, что позволительно само по себе, но должны делать только то, что принесет им пользу. Христиане должны быть очень осторожны, чтобы не зайти слишком далеко в следовании принципу свободы и не оказаться рабами либо коварного обманщика, либо плотских наклонностей. Все мне позволительно, — говорит Павел, — но ничто не должно обладать мною, ст. 12. Существует свобода, дарованная нам Христом, в которой мы должны твердо стоять. Но апостол не хотел пользоваться этой свободой так широко, чтобы оказаться во власти плотских похотей. Хотя всякая пища была позволительна, однако он не хотел быть ни обжорой, ни пьяницей. И еще менее он был склонен злоупотреблять свободой для поощрения греха блудодеяния, которое дозволялось законами Коринфа, но было нарушением закона природы и совершенно не подобало христианам. Павел не хотел использовать этот принцип свободы и для поощрения неумеренности и невоздержанности в вопросе пищи и пития: «Хотя пища для чрева, и чрево для пищи… (ст. 13), но если она не полезна мне, и тем более если она вредна и может поработить меня, если я подвергаюсь опасности стать чревоугодником, то лучше я воздержусь. …Но Бог уничтожит и то и другое. Придет время, когда человеческое тело не будет нуждаться в пище».
Заметьте: Ожидание того, что в будущей жизни мы не будем иметь физических потребностей, является хорошим доводом против порабощения им в настоящей жизни. Мне кажется, что именно в этом и состоит смысл аргумента Павла и что этот отрывок непосредственно связан с его предупреждением против греха блудодеяния. …Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела, ст. 13. Пища и чрево предназначены друг для друга, но тело не предназначено для блуда.
I. Тело же не для блуда, но для Господа. Это первый аргумент, используемый Павлом против этого греха, которым так славились язычники Коринфа, а обращенные из них в христианство продолжали относиться к нему слишком снисходительно. Тело не для блуда, оно было создано не для блуда, но для Господа, для служения Богу и для прославления Его. Члены тела должны быть отданы в рабы праведности на дела святые (Рим 6:19) и никогда не должны отдаваться в рабы не чистоте. Наше тело должно быть членом тела Христова и поэтому не может быть членом блудницы, ст. 15. И Господь для тела, то есть, как думают некоторые, Христос является Господином тела, Который владеет им и владычествует над ним, Он принимал на Себя наше тело и был при частником нашей природы, чтобы стать Главою Церкви и всей вселенной. Мы должны быть чрезвычайно осторожны, чтобы не обращаться с телом, принадлежащим Христу, как со своей собственностью, и тем более не употреблять его для бесчестья Христа.
II. Некоторые понимают это выражение — Господь для тела — следующим образом: Господь для воскресения и прославления тела, согласно ст. 14, что является вторым аргументом против греха блуда. Нашим те лам предназначена высокая честь: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (ст. 14), Он уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно слав ному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все, Фил 3:21. То, что Христос воскрес из мертвых, было большой честью для тела, и такой же чести удостоятся и наши тела, когда они будут воскрешены. Поэтому не будем осквернять тело грехом. Если мы сохраним его в чистоте, то оно, несмотря на свое уничиженное состояние теперь, станет подобно славному телу Христову.
III. Третий аргумент состоит в том, что нашим телам уже оказана честь: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. (ст. 15). Если душа верою соединена с Христом, то весь человек становится членом Его тела. Тело, так же как и душа, со единено с Христом. …Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! — говорит апостол. Разве это не является крайним бесчестьем для Христа и для нас самих, чтобы члены тела Христова сделать членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом), ст. 16, 17. Он соединяется с Господом и становится одно с Ним, верою делается причастником Его Духа. Как может человек быть в таком тесном союзе с Христом, чтобы стать одним духом с Ним, и в то же время настолько сблизиться с блудницей, чтобы делаться одной плотью с ней? Может ли быть что-нибудь еще более несовместимое с нашим исповеданием Христа или с нашим родством с Ним? Поэтому неудивительно, что апостол предупреждает: «Бегайте блуда… (ст. 18), избегайте его, держитесь подальше от искушения, от объектов, провоцирующих его. Направляйте свои глаза и мысли на другие предметы». — Другие пороки можно победить в борьбе, а от этого можно только убежать, — так говорят многие отцы церкви.
IV. Четвертый аргумент: блуд это грех против нашего собственного тела. …Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела, ст. 18. Всякий грех, то есть любой другой грех, любой внешний акт греха, кроме это го, есть вне тела, не затрагивает его. Ни пьянство, ни обжорство так не оскверняют тело, как блуд. Блуд считается нечистотой и скверной особого рода, потому что никакой грех не несет с собой столько позора, как блуд, особенно для христианина. Он грешит против своего тела, оскверняет и разрушает его. Он наносит ужасные оскорбления тому, что Спаситель возвеличил до высочайшей степени, приняв его, наше тело, на Себя. Не следует и без того уничиженные тела свои еще более унижать, совершая грех против них.
V. Пятый аргумент против блуда: тела христиан суть храмы живущего в них Святого Духа, Которого они имеют от Бога.., ст. 19. Тот, кто соединен с Христом, есть один дух с Ним. Он отдался Ему, посвятил и отделил себя для Его использования, поэтому Его Святой Дух владеет им, занимает его и оби тает в нем. Это как нельзя более точное определение храма — места, где пребывает Бог и которое посвящено для служения Ему. Такими храмами Духа Святого являются истинные христиане. Следовательно, мы не принадлежим себе. Мы приобретены Богом и для Бога, более того, мы куплены дорогою ценою. Короче говоря, наши тела созданы для Бога и куплены для Него. Неужели мы будем осквернять Его храм, отдавая его в пользование блуднице? Храм Святого Духа должен сохраняться святым. Наши тела должны сохраняться как личная собственность Духа Святого, в состоянии пригодности для Его употребления и Его пребывания в них.
VI. Еще в качестве аргумента апостол приводит наш долг прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божий, ст. 20. Он сотворил и тело и душу, и купил то и другое. Они должны храниться, как сосуды, предназначенные для употребления нашим Господом. Мы должны смотреть на себя как на святыню Божию. Должны прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Его. Тело и душа должны сохраняться чистыми, чтобы Бог мог прославляться через них. Если же тело или душа оскверняются грехом, то Бог бесславится. Поэтому избегайте блуда, более того, всякого греха. Используйте свои тела для славы и служения Господу и Творцу.