Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Филимону
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 633 Все тексты автора Мэтью Генри
Введение
Послание Филимону помещено на последнем месте в ряду посланий, подписанных именем апостола Павла; это связано, вероятно, с тем, что оно самое короткое и написано было по совершенно особому поводу, отличающему его от всех остальных посланий; однако Дух Божий, по Чьему вдохновению оно было написано, посчитал его, в своем роде, очень полезным и назидательным для церквей. Поводом для его написания послужило следующее: Филимон, человек известный и, по всей вероятности, служитель церкви города Колоссы во Фригии, имел раба по имени Онисим, который ограбил его, убежал и, блуждая по свету, оказался в Риме, где в то время находился Павел в качестве узника за благовествование; через его проповедь Онисим обратился, после чего стал служить апостолу в узах. Он мог бы и дальше служить ему, но Павел, понимая, что Онисим – чужой раб, не мог удерживать его при себе без согласия его господина, поэтому отправил его назад с рекомендательным письмом, где горячо просит Филимона простить своего раба и оказать ему добрый прием.
Прежде чем приступить к толкованию послания, сделаем ряд общих замечаний по его содержанию, а именно:
I. О благости и милосердии Бога к несчастному заблудшему грешнику: благодаря провидению Божиему он оказывается в условиях, содействующих его обращению. Так исполняется слово: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня, Ис. 65:1.
II. О сильной и нежной привязанности, возникшей между истинно обращенным и тем, кого Бог употребил как орудие для его обращения. Павел смотрит на этого несчастного беглеца как на своего сына по вере и называет его мое сердце; и Онисим с готовностью служит Павлу в узах и был бы рад продолжать это служение, если бы ему позволил его долг, но, будучи рабом другого господина, он должен вернуться, покориться ему и быть в его распоряжении.
III. О нежном и добром сердце, каким обладал благословенный апостол Павел. Как искренно он заботится об этом несчастном рабе! Примирив его с Богом посредством своего благовествования, он старается теперь примирить его и с его господином. Какое трогательное послание пишет он ради него! Не забыт никакой аргумент, могущий быть полезным в этом случае, и каждый из них апостол приводит с такой силой, что если бы он просил ради себя самого, то и тогда не мог бы сделать большего.
IV. О замечательном провидении Бога, сохранившего такое краткое послание, хотя оно могло показаться неважным для церкви, поскольку не только было адресовано одному частному лицу (как и послания к Титу, Тимофею, Гаию, избранной госпоже), но касалось частного вопроса, а именно: принятия беглого раба в семью оскорбленного им господина. Что в этом послании могло относиться к делу общего спасения? И тем не менее оно было под особым Божиим попечением, так как дано, как и другие послания, по вдохновению от Бога и, как и они, является полезным, в некотором смысле, для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Бог хотел сохранить это доказательство щедрости Своей благодати, не зависящей от человека, для ободрения и утешения самого ничтожного и последнего из грешников, ожидающего от Него милости и прощения, а также для назидания служителей и всех остальных, чтобы они не презирали ни одного человека и тем более не выносили приговора относительно его участи как окончательно отверженного, но вместо этого старались бы обратить его к Богу, надеясь на его спасение, и держались бы с ним соответствующим образом. На земле должна быть такая же радость об одном кающемся грешнике, как и на небе. Таковых следует любить, поддерживать, утверждать на пути добра и помогать их духовному росту; заботиться об их внешнем положении, стараясь, насколько возможно, содействовать их утешению и благоденствию. Они же, со своей стороны, должны быть смиренными, благодарными и признательными Богу и Его служителям за полученные ими блага, быть готовыми соответствующим образом отплатить за них, возместить причиненный ими вред и жить жизнью благодарения и послушания. Может быть, это послание было написано и сохранено именно с такими намерениями. И, возможно,
V. Во всем этом заключено нечто большее: это послание, по крайней мере в виде намека, указывает на посредничество и заступничество Христа за несчастных грешников. Мы, подобно Онисиму, не хотели служить Богу, оскорбили Его в Его правах. Иисус Христос находит нас, Своей благодатью производит в нас перемену и затем ходатайствует за нас перед Богом, чтобы Он снова принял нас в Свою семью и простил нам наши проступки; и мы уверены, что Отец слышит Его всегда. У нас нет причин сомневаться в том, что Павел сумел убедить Филимона простить Онисима, и тем более мы можем быть уверены в том, что по ходатайству Христа Бог примет всех тех, за кого Он просит. От этих общих замечаний перейдем теперь к самому посланию.