IV. Ответ человека

9. Подсчитывая цену

К настоящему моменту мы рассмотрели некоторые свидетельства об уникальной божественной природе Иисуса из Назарета; мы размышляли о нужде человека — грешника, отчужденного от Бога, запертого в себе, вдали от гармонических отношений с другими людьми; мы выделили главные аспекты спасения, которое Христос завоевал для нас и предлагает нам. Теперь пора задать очень личный вопрос — такой, какой задал Иисусу Христу Савл из Тарса на дороге в Дамаск: «Господи! Что повелишь мне делать?», или похожий, заданный тюремщиком из Филиппы: «Что мне делать, чтобы спастись?»

Ясно, что что–то делать надо. Христианство — это не просто подчинение некоему набору правил, пусть и истинных. Можно верить в божественность и спасение Христа, признавать себя грешниками, нуждающимися в спасении, но это еще не делает нас христианами. Нам надо лично ответить Иисусу Христу, безгранично посвятив себя Ему как нашему Спасителю и Господу. Разговор об истинном характере такого шага мы оставим до следующей главы, а кое–какие практические соображения рассмотрим сейчас.

Иисус никогда не скрывал, что Его религия включала как дар, так и требование. Причем, действительно, это требование было настолько же безоговорочным, насколько бескорыстным был дар. Если Он предлагал людям спасение, Он требовал от них подчинения. Он никогда не поощрял бездумных людей, хотевших стать Его учениками. Он не возлагал никакого бремени на тех, кто задавал вопросы. Он отсылал безответственных энтузиастов ни с чем. Лука рассказывает нам о троих, которые либо захотели сами, либо были приглашены следовать за Иисусом; но ни один не прошел испытаний Господа. Молодой богатый правитель, нравственный, честный и привлекательный человек, желавший получить вечную жизнь на своих условиях, тоже ушел печальный: его богатства остались нетронутыми, но он не приобрел ни жизни, ни Христа.

В другой раз огромные толпы шли за Иисусом. Может быть, они выкрикивали слова верности, и внешне это выглядело, как впечатляющее проявление их преданности. Но Иисус знал, насколько поверхностным было их отношение к Нему. Остановившись и обернувшись к ним, Он рассказал им такую притчу в форме вопроса.

«Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лука 14:28–30).

Христианский ландшафт усеян обломками покинутых, наполовину построенных башен — тех, которые начали строить и не смогли закончить. Ибо тысячи людей все еще игнорируют предупреждение Христа и принимаются следовать за Ним, предварительно не подумав о цене такого действия. Как результат, мы видим огромный скандал в христианском доме, так называемое «номинальное христианство» В странах, где распространилось христианство, большое количество людей покрыли себя приличным, но тонким слоем наружного христианского лоска. Они позволили себе до некоторой степени «участвовать», достаточной для того, чтобы их уважали, но не достаточной, чтобы причинять себе неудобства. Их религия — широкая, мягкая подушка. Она защищает их от жестких и неприятных сторон жизни, одновременно меняя свое место и форму для их удобства. Неудивительно, что циники говорят о лицемерах в церкви и отбрасывают религию как стремление убежать от реальности.

Послание Иисуса было совсем иным. Он никогда не понижал Свои стандарты и не приспосабливал Свои условия, с тем чтобы Его призыв принимали с большей готовностью. Он просил Своих первых учеников и просит с тех пор каждого ученика, чтобы их подчинение Ему было обдуманным и полным. Ни на что меньшее Он не согласен.

Сейчас мы должны совершенно точно рассмотреть, что Он сказал:

«И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряетдушу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее; ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Марк 8:34–38).

Призыв следовать Христу

В самом простом своем выражении призыв Христа был: «Следуй за Мной!» Он просил у мужчин и женщин личной преданности. Он приглашал их учиться у Него, подчиняться Его словам и соединять себя с Его делом.

Однако не может быть следования без предварительного отречения. Следовать Христу значит отказаться от всех менее значительных приверженностей. В те дни, когда Он жил на земле, среди людей, это означало буквально оставить свой дом и работу. Симон и Андрей, «оставивши сети», последовали за Ним. Иаков и Иоанн, «оставивши отца своего Зеведея в лодке с работниками», последовали за Ним. Матфей, который услышал призыв Христа, сидя «у сбора пошлин … встал и последовал за Ним».

Сегодня призыв Господа Иисуса, в принципе, не изменился. Он все еще говорит «Следуйте за Мной!» и добавляет: «Тот, кто не оставит всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

На практике, однако, для большинства христиан это не означает физического расставания с домом или работой. Это подразумевает, скорее, необходимость внутренне предать их Богу и отказ позволить семье или амбициям занимать первое место в нашей жизни.

Мне хотелось бы полнее сказать об отречении, которое неотделимо от следования Иисусу Христу.

Во–первых, должно произойти отречение от греха. Одним словом, это — покаяние. Это первая часть христианского обращения. Ни при каких обстоятельствах ее нельзя миновать. Покаяние и вера идут рядом. Мы не можем следовать Христу без отказа от греха.

Покаяние — это определенный поворот от каждой дурной мысли, дурного слова, дела и привычки. Недостаточно чувствовать угрызения совести или каким–то образом извиняться перед Богом. В основе своей, раскаяние — это дело не эмоций и не речи. Это — внутренняя перемена мышления и отношения к греху, которая ведет к изменению поведения.

Здесь не может быть компромисса. Возможно, в нашей жизни есть грехи, отказа от которых мы не можем себе представить; но мы должны захотетьизбавиться от них в то время, как взываем к Богу об освобождении. Если вы сомневаетесь, решая, что хорошо, что плохо, от чего надо избавиться, а что можно сохранить, старайтесь избегать сильного влияния обычаев и условностей христиан, которых вы знаете. Руководствуйтесь ясным учением Библии и подсказками совести; и тогда Христос будет постепенно вести вас дальше по тропе праведности. Когда Он указывавает на что–то — откажитесь от этого. Это может быть какая–то компания или способ времяпрепровождения, какая–то литература, которую мы читаем, некое чувство гордыни, ревности или неприятия или дух непрощения.

Иисус повелел Своим последователям вырвать глаз и отсечь руку или ногу, соблазняющие их. Конечно, нам не нужно повиноваться этому с мертвым буквализмом и увечить свои тела. Эта живая фигура речи говорит о безжалостном обращении с дорогами, по которым к нам приходит искушение.

Иногда истинное покаяние должно включать «восстановление» Это означает примирение с людьми, которым мы, возможно, причинили зло. Все наши грехи ранят Бога, и ни какое наше дело не сможет залечить эти раны. Это может совершить лишь искупительная смерть нашего Спасителя Иисуса Христа. Но если наши грехи задели других людей, иногда мы можем помочь восстановить разрушенное — и должны делать это, если есть возможность. Закхей, бесчестный мытарь, с лихвой оплатил все, что он украл у своих клиентов, и обещал отдать половину имения нищим, чтобы возместить (несомненно) совершенные и невозвратимые теперь кражи.

Нужно следовать его примеру. Может, есть деньги или время, которые нам нужно отдать; может, надо опровергнуть какие–то слухи, возвратить собственность, извиниться или восстановить разорванные отношения.

Однако не следует быть чересчур скрупулезным в этом отношении. Было бы глупо рыскать по последним десяти годам, вытаскивая на свет незначительные слова и поступки, давным–давно забытые и теми, кого вы обидели. Тем не менее надо реалистично взглянуть на этот долг. Я знал студентку, которая честно призналась руководителям университета, что списывала на экзамене; другой студент вернул учебники, которые стащил из магазина. Офицер послал в Министерство Обороны список вещей, которые он «присвоил».

Если мы действительно раскаиваемся, мы захотим сделать все, что в наших силах, чтобы загладить прошлое. Мы не можем дальше наслаждаться плодами грехов, о прощении которых просим.

Во–вторых, должно быть отречение от себя. Чтобы следовать Христу, мы не только отвергаем отдельные грехи, но и отрекаемся от самого принципа своеволия, который лежит в основе каждого греха. Следовать Христу значит передать ему права на наши жизни. Это значит отречься от трона в своем сердце и принести повинность Ему как Царю. Это отречение себя ярко описано Иисусом в трех фразах.

Это значит отвергнуть себя. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» Тот же самый глагол используется при описании отрицания Господа Петром во дворе дома первосвященника. Нам надо отказаться от всякой связи с собою так же, как Петр отказался от Христа, когда сказал: «Я не знаю сего Человека» Самоотречение — это не просто отказ от сладостей и сигарет, отказ навсегда или добровольное воздержание на время. Потому что это значит не отказать себе в чем–то, а отказать себе в себе. Это значит сказать «нет» себе и «да» Христу; отвергнуть себя и признать Христа.

Следующая фраза, которую употребил Иисус, — взять крест свой: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Матфей 16:24). Если бы мы жили в Палестине и увидели человека, несущего крест, мы сразу же поняли бы, что это приговоренный, которого ведут туда, где он заплатит высшую цену. Ведь Палестина была занята римлянами, которые заставляли приговоренных преступников поступать именно так. Профессор Х.Б. Суит в своих комментариях к Евангелию от Марка говорит, что взять свой крест означало «поставить себя в положение осужденного, идущего на казнь». Другими словами, мы должны усвоить распятие как отношение к себе. Павел использует эту же метафору, когда объявляет, что те, которые Христовы, распяли плоть (т.е. падшую натуру) со страстями и похотями.

В Евангелии от Луки к этому высказыванию Христа добавлено наречие «ежедневно» Каждый день христианин должен умирать. Каждый день он отвергает господство своей воли. Каждый день он возобновляет свое безусловное подчинение Иисусу Христу.

Третье выражение, которым Иисус описывал отречение от себя, — потерять свою жизнь. «Потерявший свою жизнь… сбережет ее» Слово «жизнь» обозначает здесь не наше физическое существование и не нашу душу, а нас самих. Душа (психи) — это «я», это человеческая личность, которая думает, чувствует, планирует и выбирает. Согласно еще одному высказыванию, сохраненному Лукой, Иисус просто использовал возвратное местоимение и говорил о потере «себя» Таким образом, человек, подчиняя себя Христу, теряет себя. Однако, это не значит, что он теряет индивидуальность. Его воля действительно подчинится личности Христа, но его личность не поглощается личностью Христа.

Напротив, как мы увидим далее, когда христианин теряет себя, он находит себя, открывает свою подлинную сущность.

Таким образом, чтобы идти за Христом, нам надо отречься от себя, распять себя, потерять себя. Теперь полное, неумолимое требование Христа раскрыто целиком. Он призывает нас не к небрежному послушанию части наших сердец, но к ревностной, абсолютной преданности. Он призывает нас сделать Его нашим Господом.

В некоторых кругах сейчас бытует поразительная идея о том, что можно получить все блага Христова спасения, не принимая Его верховного господства. Такого шаткого понятия нет в Новом Завете. «Иисус Господь» — это самая ранняя из известных формулировок символа веры христиан. В те дни, когда имперский Рим заставлял своих граждан произносить «Цезарь — Господин», эти слова приобретали опасную окраску. Но христиане не юлили. Они не могли дать Цезарю первую клятву верности, ибо они уже дали ее императору Иисусу. Бог возвысил Своего Сына Иисуса неизмеримо выше всех правителей и властей и дал Ему положение выше всякого положения, чтобы пред Ним «преклонилось всякое колено,.. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос» (Филиппийцам 2:10–11).

Сделать Христа Господом значит отдать каждое отделение нашей общественной и частной жизни под Его контроль. Это включает и карьеру. У Бога есть цель для каждой жизни. Наша обязанность — открыть эту цель и идти к ней. Возможно, Божий план не совпадает с планами наших родителей или нашими собственными. Христианин, если он мудр, не станет ничего делать поспешно или бездумно. Может, он уже работает или готовится к работе там, где Господь назначил ему. Но, может быть, это не так. Если Христос наш Господь, нам надо открыть наше сознание для возможности перемен.

Несомненно то, что Господь зовет всех христиан к «служению», а значит, к службе, к тому, чтобы ради Христа стать слугой другим. Ни один христианин не может продолжать жить для себя. Неизвестно точно, какую форму примет такое служение. Возможно, это будет профессиональное служение в церкви или какая–то другая работа в церкви на родине или за рубежом. Но будет большой ошибкой считать, что каждый преданный христианин призван к этому. Есть и другие формы служения, которые в равной степени достойны названия «христианское служение» Например, призвание многих женщин быть женами, матерями, домашними хозяйками — в полном смысле христианское служение, ведь они служат Христу, своей семье и обществу. Служением может быть любая работа — в медицине, науке, юриспруденции, образовании, социальной службе, центральном и местном правительстве, промышленности, бизнесе и торговле, — в которой работник видит себя в сотрудничестве с Богом для человеческого служения.

Не торопитесь открыть волю Бога для своей жизни. Если вы подчинены Его воле и ждете, когда Бог раскроет ее вам, Он сделает это в Свое время. Что бы это ни было, христианин не может бездельничать. Начальник ли он, служащий или частный предприниматель, у него есть небесный Хозяин. Он учится видеть цель Бога в своей работе и трудится над ней всем своим сердцем, «ибо Господу служит, а не человекам».

Еще одна сфера жизни, приходящая под господство Иисуса Христа, — это наш брак и наш дом. Иисус сказал однажды: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Матфей 10:34). Далее Он говорил о стычке подчинений, которая возникает в семье, если один из членов следует за Ним.

Такие семейные конфликты присходят и сейчас. Христианину не стоит искать этих ссор. У него есть определенный долг — любить и чтить своих родителей и других членов семьи. Поскольку он призван быть примирителем, он пойдет на все возможные уступки, однако, не допуская компромисса со своим долгом Богу. И все же он никогда не забудет слова Христа: «Кто любит отца или мать,., сына или дочь более Меня, недостоин Меня» (Матфей 10:37).

Далее, христианин может вступать в брак только с христианином. В Библии об этом сказано очень определенно: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Коринфянам 6:14). Этот приказ может очень сильно огорчить тех, кто уже помолвлен или почти помолвлен, но надо честно посмотреть на этот факт. Брак — это не просто условный социальный обычай. Это божественное священное образование. А отношения в браке — самые глубокие отношения, в которые может вступить человек. Бог задумал брак как интимный союз, не только физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный, но и духовный. Для христианина вступить в брак с человеком, с которым у него не может быть духовного единения, значит не только ослушаться Бога, но и потерять полноту этого союза, которой хочет Бог. Это также риск в отношении детей, ведь они будут присутствовать при религиозном конфликте в собственном доме; к тому же христианское образование, которое дети должны получать от обоих родителей, становится невозможным.

В самом деле, христианское обращение настолько радикально, что само отношение к браку и отношению между полами может измениться. Мы начинаем рассматривать сам пол — фундаментальное отличие между мужчиной и женщиной и их потребность друг в друге — как создание Божие. А секс — физическое выражение половых отношений — больше не превращается из–за эгоистической безответственности в нечто случайное и в сущности безличное, но становится тем, чем задумал его Творец; становится чем–то благим и правильным, выражением любви, исполнением божественного предназначения и человеческой личности.

Другими ранее частными делами, над которыми Иисус становится Господином, когда мы подчиняем Ему жизнь, являются деньги и время. Иисус часто говорил о деньгах и об опасности богатства. То, что Он говорил по этому поводу, в большинстве случаев тревожит. Иногда кажется, что Он советовал Своим ученикам взять свой капитал и раздать его. Несомненно, Он и сегодня призывает некоторых Своих последователей поступить именно так. Но для большинства людей эта заповедь говорит скорее о внутреннем отстранении, нежели о буквальном отречении. Новый Завет не подразумевает, что имущество само по себе грешно.

Конечно, Христос хотел, чтобы мы ставили Его выше материального благосостояния — так же, как и выше семейного родства. Мы не можем служить Богу и маммоне. Более того, мы должны сознательно тратить деньги. Эти деньги больше нам не принадлежат. Бог поручил нам распоряжаться ими. И в наш век, когда во всем мире пропасть между изобилием и нищетой расширяется, в век, когда христианское служение значительно затруднено из–за недостатка финансов, нам нужно оставаться щедрыми и дисциплинированными в том, что мы отдаем.

В наши дни время — общая проблема; и новообращенному христианину несомненно придется пересмотреть важность своих пристрастий. Пока он студент, учеба будет на одном из первых мест. Христиан должны знать как трудолюбивых и честных людей. Но студенту–христианину надо будет выделить время и для новых занятий. Ему придется выкроить из своего плотного расписания время для ежедневной молитвы и чтения Библии, выделить воскресенье как день Господа, который был утвержден как день поклонения и отдыха; найти время для общения с другими христианами, для чтения христианской литературы и для какого–либо служения в церкви и общине.

Все это необходимо, если мы хотим отвергнуть грех и себя и следовать Христу.

Призыв исповедовать Христа

Нам заповедано не только следовать Христу в частной жизни, но и публично исповедовать Его. Недостаточно в тайне отвергать себя, если на людях мы отвергаем Его. Он сказал:

«Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Марк 8:38).

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным » (Матфей 10:32–33).

Сам факт того, что Иисус велел нам не стыдиться Его, показывает, что Он знал, что у нас будет искушение стыдиться; а то, что Он добавил «в роде сем, прелюбодейном и грешном», показывает, что Он знал этому причину. Он явно предвидел, что Его церковь в мире будет движением меньшинства; и нужна смелость, чтобы выступать с немногими против многих, особенно если эти немногие непопулярны и естественным образом к ним не влечет.

Тем не менее, нельзя избегать этого открытого признания. Павел объявил его условием спасения. Чтобы спастись, писал он, нужно не только верить в сердце своем, но и устами признать, что Иисус — Господь, «ибо человек верит в сердце своем и оправдан; и исповедает устами своими и спасен» Возможно, апостол говорит о крещении. Конечно, новообращенный должен окреститься, если он еще не крещен, частично для того, чтобы с водой получить видимый знак и печать своего внутреннего очищения и новой жизни во Христе, и частично, чтобы публично признать, что он Сверился Иисусу Христу как Спасителю и Господу. Но открытое признание христианина не заканчивается крещением. Он должен хотеть, чтобы его семья и друзья узнали, что он христианин — в первую очередь и особенно по той жизни, которую он ведет. Это, в свою очередь, обязательно приведет к возможности устного свидетельства, хотя христианин должен быть здесь честным и смиренным, а не врываться бестактно в частную жизнь других. К тому же, он присоединяется к церкви, общается с другими христианами в институте или на работе, не боится признать свою христианскую принадлежность, когда возникает необходимость, и начинает молитвой, свидетельством и примером искать пути, чтобы привести своих друзей к Христу.

Мотивация

Нелегко выполнять требования Христа; но объяснения им, данные Иисусом, побуждают к этому. Так, если мы серьезно рассматриваем полное подчинение, о котором Он просит, нам будут нужны сильные мотивы. Первый мотив —ради нас самих.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою,… тот сбережет ее; ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Марк 8:35–37).

У многих людей глубоко внутри сидит страх, что, если они подчинятся Иисусу Христу, они проиграют. Они забывают, что Иисус пришел в мир, чтобы у нас была «жизнь и в изобилии», что Его намерение — обогатить, а не обеднить, и что Его служение — совершенная свобода.

Конечно, подчинившись Христу, мы столкнемся с потерями. Мы уже думали о грехе и об эгоизме, от которых надо отказаться; и может быть, мы потеряем некоторых друзей. Но изобильное и удовлетворяющее их восполнение намного перевешивает сами потери. Удивительный, ошеломляющий парадокс учения Христа и жизни христианина в том, что если мы теряем себя, следуя Христу, то в действительности мы находим себя. Истинное самоотречение — это истинное открытие себя. Жить для себя — безумство и самоубийство; жить для Христа и людей — мудрость и настоящая жизнь. Мы не начнем находить себя до тех пор, пока не захотим потерять себя в служении Христу и нашим ближним.

Чтобы усилить эту истину, Иисус поставил в контраст весь мир и отдельную душу. А затем Он задал деловой вопрос о доходе и убытке. Допустим, вы приобретаете весь мир и теряете себя, спросил Он, какой будет ваша прибыль? Он доказывал на самом низком уровне личной выгоды, что следовать за Ним будет бесспорно самым выгодным предприятием. Ибо следовать Ему значит найти себя, а цепляться за себя и отказываться идти за Ним значит утратить себя и потерять право на вечную судьбу, какие бы материальные блага мы за это время ни приобрели. Почему? Во–первых, мы не можем приобрести весь мир. Во–вторых, если бы мы и могли его приобрести, он не вечен. И, в–третьих, пока он существует, он не дает удовлетворения. «Какой выкуп даст человек за душу свою?» Нет ничего достаточно ценного, что бы можно было предложить. Конечно, мы платим за то, что являемся христианами, но не быть христианами стоит дороже. Это значит потерять себя.

Второй мотив христианского подчинения — ради других. Мы должны подчиниться Христу не только ради того, что мы получим, но и ради того, что мы сможем отдать. «Тот, кто потеряет душу свою… ради Евангелия, тот сбережет ее» «Ради Евангелия» значит «ради провозглашения его другим людям» Мы уже слышали, что нам нельзя стыдиться Христа или слов Его; теперь мы должны так Им гордиться, чтобы с радостью нести Его благую весть другим.

Многие из нас чувствуют себя угнетенными душераздирающей трагедией этого хаотичного мира. Само наше выживание стоит под вопросом. Обычный гражданин часто чувствует себя жертвой в запутанной паутине политики или безличной деталью в машине современного общества. Но христианину не нужно поддаваться этому ощущению бессилия. Ведь Иисус Христос назвал Своих последователей и «солью земли», и «светом мира». Перед изобретением холодильника соль использовалась в основном для предотвращения гниения рыбы и мяса. Так христиане должны удерживать общество от разрушения, помогая сохранять нравственные нормы, действуя на общественное мнение и охраняя справедливость законодательства. А как «свет мира» христиане должны позволить своему свету сиять в Иисусе Христе. Они нашли тайну мира и любви, личных взаимоотношений, изменения людей; они должны поделиться этой тайной с другими. Лучший вклад, который человек может внести для удовлетворения потребностей мира, это жить как христианин, построить христианский дом и излучать свет Евангелия Иисуса Христа.

Однако величайший мотив — это ради Христа. «Тот, кто потеряет душу свою ради Меня… сбережет ее» Когда нас просят сделать что–нибудь особенно трудное, хотим мы это делать или нет, зависит от того, кто нас просит. Если просьба идет от того, кто имеет на это право и кому мы должны, мы рады согласиться. Именно поэтому призыв Христа так красноречив и убедителен.

Конечно, именно поэтому Он описывает требуемое отречение как «взять свой крест» Он просит не больше, чем дал Сам. Он просит крест за крест. Мы должны следовать Ему не только ради того, что можем получить, а в основном ради того, что Он отдал. Он отдал Себя. Дорого ли это нам обойдется? Ему это стоило дороже. Когда Он пришел, Он оставил славу Отца, свободы небес и поклонение бесчисленных ангелов. Он смирился до того, что принял человеческое имя, родился в хлеву и лежал в яслях, работал на скамье плотника, водил дружбу с деревенскими рыбаками, умер на обычном кресте и нес грехи мира.

Только при виде креста мы можем захотеть отречься от себя и идти за Христом. Наши маленькие кресты затмеваются Его крестом. Если мы вдруг однажды увидим, как велика должна быть Его любовь, чтобы вынести такой стыд и боль за нас, не заслуживающих ничего, кроме наказания, — для нас останется только один путь. Как можем мы отречься и отвернуться от такой любви?

Но, однако, если вы страдаете от нравственного малокровия, послушайте моего совета и идите прочь от христианства. Если вы хотите шагать по жизни легко, потакая своим желаниям, то делайте все, что хотите, но не становитесь христианином. Но если вы хотите жизни, полной открытия себя, которая принесет радостное удовлетворение натуре, данной вам Богом, если вы хотите вести жизнь, полную приключений, в которой у вас будет привилегия служить Ему и вашим ближним, если вы хотите получить жизнь, в которой выразите часть той переполняющей благодарности, которую вы начинаете чувствовать к Тому, Кто умер за вас, я бы призвал вас передать вашу жизнь без остатка и без промедления Господу и Спасителю Иисусу Христу.