15. Любовь — это также чувство

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»

Рим. 12: 15.

В городе Чикаго проживала вдова в возрасте 55 лет. Ее звали миссис Вудрум. Ее жизнь оборвалась, когда она выпрыгнула из окна 12–го этажа большого дома, в котором она снимала квартиру.

Она улыбнулась, помахала рукой швейцару, а затем прыгнула вниз.

В записке, оставленной в ее комнате, было написано следующее: «Я больше не могу ни одного дня находиться в таком одиночестве. У меня нет друзей. Я не получаю ни от кого писем. Никто не звонит мне по телефону. Больше не могу этого выносить».

Ее соседи сказали: «Мы не знали, что она находилась в таком отчаянии».

Соседи миссис Вудрум являются наглядной иллюстрацией того, какими мы можем быть черствыми, несмотря на то, что считаем себя христианами. Не обращать внимания на чувства другого человека — значит, быть равнодушным к нему. Равнодушие и любовь — несовместимые понятия.

Люди живут на уровне чувств и эмоций. На этом уровне более всего раскрываются наши надежды, мечты, нужды индивидуальности — наше подлинное лицо. На этом же уровне наша жизнь ближе всего соприкасается с жизнью других людей, и это имеет либо положительные, либо отрицательные последствия. Люди, как творения Божии, наделены чувствами. Если бы мужчина выбирал себе спутницу жизни, исходя исключительно из доводов логики, ему следовало бы составить программу на себя и нескольких женщин и заложить данные в ЭВМ, которая выдала бы ему идеальный вариант.

Однако большинство людей пренебрегают логикой, когда влюбляются. Молодых людей влечет друг ко другу, у них возникает нежное чувство. Люди вступают в брак потому что они любят друг друга, а не потому что они тщательно изучили качества характера будущего партнера.

Если на работе человек не будет решать захватывающие задачи и получать от этого удовлетворение, его труд станет нудным и утомительным. Если брак не будет основан на глубоких чувствах, он не принесет человеку радости.

Мужчина и женщина могут иметь одни взгляды, верования, общий бюджет; они могут вместе сидеть за обеденным столом, спать в одной постели и все же оставаться чужими друг для друга.

Важно, какие чувства испытывает человек по отношению к другому человеку, а не что он думает о нем. Меня мало волнует, что моя жена думает о моем умственном развитии, о моих способностях и моем внешнем виде. Для меня важнее, какие чувства она испытывает ко мне, как к своему мужу. Если она имеет добрые, теплые чувства ко мне, то мое неумение выполнить сложные математические вычисления, или играть на пианино, или мой кривой нос не влияют на наши взаимоотношения.

Как вы выбираете себе лучшего друга, с которым вы можете быть абсолютно откровенным? Наверно, это тот человек, к которому вы чувствуете наибольшие симпатии, не так ли?

Знатоки любви понимают, что эмоции составляют суть человеческой жизни. Чтобы хорошо узнать человека, вы должны изучить его эмоции. Познакомьтесь с образом мышления данного человека, и вы сможете обсуждать с ним разные идеи. Познакомьтесь с его чувствами — и вы узнаете его сердце.

В наш век, когда люди так увлечены обменом информацией, идеями, теориями и концепциями, мы так нуждаемся в общении на эмоциональном уровне, в участливых и заботливых людях, которые понимают, что благородные чувства — это любовь. Мы должны научиться чувствовать боль другого человека, сопереживать ему и принимать близко к сердцу его радости.

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» велит нам Слово Божье (Рим. 12:15).

Так поступал Иисус. Он сочувствовал другим. «Ибо мы имеем не такого Первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» Евр. 4:15.

В каждом поступке Своей жизни Иисус открывал любовь, милость и сострадание. Он от всего сердца сочувствовал людям. Он принял человеческую природу, чтобы восполнить наши нужды. Бедные и простые люди без страха подходили к Нему Его любовь привлекала малых детей. Они любили взбираться к Нему на колени и смотреть в Его добрые, задумчивые, любящие глаза.

Он не скрывал ни слова правды. Но Он всегда говорил с любовью, тактичностью и доброжелательностью Он не был грубым. Он никогда не высказывал резких порицаний, если в этом не было абсолютной необходимости. Он отрекся от Себя и всегда думал только о других. Каждый человек был дорог Ему Он всегда держался с Божественым достоинством, но вместе Он уделял нежное внимание каждому члену человеческой семьи.

Если мы стараемся любить людей так, как любил их Иисус, мы будем сочувственно сочувственно относиться к чувствам каждого. Подобно Иисусу Христу, нашему великому Первосвященнику, мы будем тронуты слабостью окружающих нас людей и попытаемся помочь им. Для этого нужно снисходить до уровня каждого конкретного человека, уважать его чувства.

Мы должны ставить себя на место других, проникать во внутренний мир их чувств, стремиться понять их трудности, разочарования, радости и печали. Когда люди доверчиво делятся друг с другом своими чувствами, между ними самопроизвольно возникает близость и дружба. Только установив с человеком такие взаимоотношения, мы сможем довести до его сознания и сердца великие истины Евангелия.

Жизнь нельзя изменить путем интеллектуальных упражнений и усвоения теорий, какими бы правильными они ни были. Только любовь может изменить жизнь человека. Жаждущие души почувствуют реальность любви, когда мы проникнемся их нуждами. Если мы хотим изменить человечество, мы должны научиться понимать людей, а для этого нам нужно проявить к ним сочувствие, доверие и любовь.

Как уже говорилось ранее, любить людей — значит, говорить и действовать во благо каждого конкретного человека, какие бы чувства мы к нему ни питали. Но иногда слова и дела не могут помочь. Многие нуждаются в человеке, который мог бы сопереживать им: радоваться вместе с ними и печалиться вместе с ними. Поэтому мы должны всецело положиться на Бога, чтобы всегда и во всех обстоятельствах поступать в духе Его любви.

Христианство — это проявление нежной привязанности друг ко другу Любовь не является реальной до тех пор, пока она не открыта и не выражена. Как христианин, получивший от Бога повеление любить людей, я считаю своим долгом научиться выражать свою любовь к людям наиболее приемлемым для них способом. Иисус умел понимать нужды людей и сочувствовать им. Он указал нам путь.

Но любовь даётся непросто. Она требует искреннего участия в нуждах других людей. Часто я просто не имею для этого сил. Я общаюсь с людьми, в основном, для того, чтобы удовлетворить свои собственные эмоциональные или биологические потребности, а не для того, чтобы служить ближним. Таким образом, моей человеческой природе чужд принцип Божественной любви.

«Мы любим вещи и используем людей» — гласит древнее изречение, тогда как мы должны пользоваться вещами и любить людей. Бережное отношение к чувствам другого человека, непосредственная заинтересованность в людях не позволят христианину манипулировать людьми и относиться к ним, как к близким предметам.

Обычно мы обращаем внимание на то, какие чувства вызывает у нас тот или иной человек. Иисус изменил это положение дел. Он показал нам, что жить по закону Божественной любви — значит, думать прежде всего о том, какие чувства наши поступки вызывают у других людей.

Это непросто, если учесть, что мы предпочитаем говорить о своих чувствах, не считаясь с настроением другого человека. Мы не желаем «плакать с плачущими» если у нас хорошо и весело на душе.

Каждый человек по природе желает иметь свободу поступать по–своему, не учитывая интересы ближних. Все же Библия учит нас, как христиан: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» Фил. 2: 4. Она также говорит: «Ибо никто из вас не живет для себя и никто не умирает для себя» Рим. 14: 7

Бог создал людей таким образом, чтобы они зависели друг от друга. Мы испытываем потребность в духовном, эмоциональном и биологическом общении с другими людьми. «Но горе одному, когда он упадет, — гласит Слово Божие, — а другого нет, который поднял бы его» Еккл. 4:10. Бог дает нам понять, что Он желает сблизить нас с другими людьми: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью» Рим.12,10.

Христос учил, что Его духовная семья должна быть более сплоченной, чем родственники по плоти: «И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь» Mк. 3: 33–35

Как, христиане, мы все принадлежим к одной семье. Мы все — дети одного Небесного Отца, имеем одну и ту же блаженную надежду на вечную жизнь. Нас должны связывать самые тесные узы братства. Мы должны стремиться лучше узнать и понять тех людей, которым должны помочь.

Даже в церкви есть люди, с которым я предпочел бы не сближаться. Мой жизненный опыт подсказывает, что лучше держаться от них на расстоянии. Мне приятно общаться с теми людьми вне церкви, которые готовы принять мои убеждения и вступить в нашу церковь, но мне не приятно общаться с теми, кто подвергает сомнению мою веру. Это естественное желание. Но дело в том, что Христос пришел для того, чтобы изменить наши естественные желания.

Давайте подумаем об этом. К некоторым людям мы испытываем неприязнь. Что было бы со мной, если бы я привязался к человеку с нездоровыми эмоциями или к человеку, в обществе которого я чувствую себя неловко? Что бы я делал, если бы этот человек стал чрезмерно зависеть от меня? Что бы я делал, если бы я настолько сблизился с человеком в церкви или вне церкви, что он узнал бы о всех моих слабостях, которые я пытался скрывать от посторонних взглядов?

Некто назвал наше время «эпохой эмоционального оледенения». Мы восхваляем отчужденость. Даже в церкви мы одобряем того, кто может оставаться бесстрастным и хладнокровным в любой ситуации.

Человек, который не способен на глубокие чувства, который не считается ни со своими собственными чувствами, ни с чувствами других людей, фактически является мертвецом. «Разница между благородным человеком и простолюдином, — писал Джон Раскин 100 лет тому назад, — состоит в способности первого к утонченным чувствам».

Чуткость к эмоциям и переживаниям другого человека, предупредительность — это практическое проявление любви Божьей.

Чем лучше мы чувствуем внутренние переживания другого человека, чем больше мы щадим его чувства, тем сильнее наша любовь к нему. Если мы не знаем, как выразить сочувствие к человеку, не причинив ему боли, то мы не сможем практически явить любовь Божью во взаимоотношениям) с этим человеком.

Как–то раз я встал с хорошим расположением духа. Мне казалось, что этот день будет удачным. Солнце приветливо светило на ослепительно голубом небосводе. Я с удовольствием прислушивался к радостному пению птиц, направляясь к больнице, в которой я работал пастором.

Все шло хорошо Четыре дня тому назад моя жена родила мальчика. Мы готовились отправиться в отпуск к родителям, чтобы показать им нашего малыша. Жизнь складывалась как нельзя лучше.

Просмотрев список больных на своем этаже, я заметил новую фамилию. В карте говорилось, что поступила девушка, примерно моя ровесница. Как и моя жена, она работала медсестрой и была членом нашей церкви. Полагая, что у такой молодой девушки не может быть ничего серьезного, и предвкушая приятную беседу с человеком, с которым у меня было так много общего, я вошел в ее палату.

Когда я представился новой больной, симпатичная девушка приветствовала меня дружелюбной улыбкой. Она сидела в углу палаты, освещенная лучами солнца, и читала книгу Ее загоревшее лицо и непринужденные манеры убедили меня в том, что болезнь у нее несерьезная. Мы быстро разговорились, обсудив нашу больницу и обменявшись шутками по поводу того, что она может чувствовать себя неловко, когда за ней ухаживают медсестры. Ведь это ее коллеги!

После того, как мы поговорили о всяких пустяках, девушка замолчала. Затем, взглянув мне прямо в глаза, она сказала: «Может быть, вы удивляетесь, почему я попала к вам в больницу. У меня рак в запущенной стадии. Его обнаружили слишком поздно. Врачи делают все возможное, чтобы замедлить тост опухоли. Но они сказали мне, что я обречена».

Я был поражен. Мне была неприятна мысль о том, что эта симпатичная, обаятельная девушка должна вскоре умереть.

Больная доверилась мне, как пастору; поделилась со мной своим горем. Она прямо сказала мне о том, что было для нее так важно, она открыла мне свою тайну. Как же я должен теперь вести себя? Что мне сказать ей?

Мне до сих пор стыдно вспоминать свой ответ. После некоторого замешательства я выдавил из себя. «О, я понимаю».

После мучительного молчания я сказал: «Я все думал, в каком учебном заведении вы получили специальность мед сестры?»

Она быстро ответила на мой неуместный вопрос Пробормотав еще несколько бессвязных фраз, я вышел из ее палаты.

Мне кажется, никто не повел бы себя так чудовищно в этой ситуации. Вместо того, чтобы проникнуться ее чувствами, я думал только о том, как выйти из того неловкого положения, в котором я оказался из–за того, что не был готов к такому неожиданному повороту событий. Ее признание испортило мне настроение; мне было неприятно, и я позорно отступил. Я не мог принять вызов, который был брошен мне.

Я пренебрег одним из чад Божьих! А ведь она так нуждалась в моей помощи! Я упустил возможность послужить своему ближнему.

Что я мог сказать ей в тот момент? Дело, конечно, не в словах, а в отношении к нуждающемуся человеку. Я должен был понять ее и эмоционально посочувствовать ее горю; я должен был посмотреть на мир ее глазами. Это необходимо для установления правильных взаимоотношений с любым человеком, тем более, с тяжело больным.

Любить человека — значит понимать его чувства и переживания. Мне нужно было дать ей понять, что мне, по крайней мере, небезразличны ее чувства, что я понимаю ее состояние. Мне нужно было выразить это на эмоциональном уровне.

Вместо того, чтобы думать только о себе, о личном неудобстве, я должен был поставить ее чувства на первое место. Поставив себя на ее место, я должен был бы проникнуться сознанием того, что любой человек в подобных обстоятельствах испытывал бы чувства тревоги не только за себя, но и за тех, кого он любит.

Мне надо было сказать нечто такое, что облегчило бы наше общение, а не затруднило его. По крайней мере, она должна была увидеть, что я пытался понять ее чувства. Она должна была почувствовать, что я искренне желаю помочь ей нести ее тяжкое бремя. Мы могли бы обсудить те вопросы, которые волновали ее. Если бы она доверилась мне, я бы мог прочитать ей ободряющие места из Слова Божьего и помочь ей положиться на неизменную любовь Божью.

Но так как я не жил по принципам Божественной любви в тот день, я упустил свой шанс. Правда, после того, как я посетил ее еще несколько раз, она доверилась мне и поделилась со мной тем, что для нее было так важно.

В большинстве случаев лучший способ практически выразить свою любовь — вместить в себя подлинные чувства человека, выслушать его внимательно, эмоционально выразить ему свое сочувствие.

Один проповедник должен был принести трагическое известие родителям 12–летнего мальчика. Их сын утонул во время школьной загородной прогулки. Рассказывая об этом позже, родители сказали: «Пастор Бернес не проповедовал, не читал нам текстов из Библии, не говорил нам: «Мужайтесь!» Он плакал вместе с нами. Мы будем всегда любить его за это».

Когда мы, христиане, делимся своими чувствами с другими людьми, мы отдаем им частицу своего сердца, часть самих себя. Это лучший дар, который можно передать ближнему. Для христиан это значит делиться с людьми драгоценной надеждой на вечную жизнь в Царстве Божьем. Хотя проще делиться деньгами, старой одеждой и даже церковным вероучением, люди гораздо больше нуждаются в близком и доверительном общении, в нашей любви, в наших нежных чувствах, в нашем заботливом отношении к ним.

Такое служение требует жертвенности с нашей стороны, умственного и эмоционального напряжения. Во взаимоотношениях с людьми испытывается наша преданность идеалам Божественной любви. Бог желает помочь нам в духовном росте. Он хочет, чтобы мы стали «верными управителями» Его любви.

Когда христианин стремится понять свои чувства и чувства других людей, им движет не праздное любопытство и не болезненная самовлюбленность. Мы должны охранять себя от этого. Мы должны делиться своими чувствами исключительно по мотиву христианской любви. В этом вся разница.

Христианин стремится лучше понять себя и других людей, чтобы достичь духовного единения с ними и поддерживать дружеские братские взаимоотношения, которые невозможны без такого взаимопонимания.

Хорошо это или плохо, но люди общаются друг с другом преимущественно на эмоциональном уровне. Понимание внутренних переживаний другого человека и вытекающие отсюда единство и взаимопонимание являются величайшим благословением. Только находясь в таких взаимоотношениях с человеком, мы сможем донести до него величайшие духовные истины.

Иисус признавал этот принцип, когда работал с двенадцатью учениками. Эти люди сильно отличались друг от друга по своему нраву, темпераментам и наклонностям. Но они должны были стать учителями всего мира. Иисус понимал, что для успешной проповеди Евангелия этим людям необходимо достичь единства в мыслях, чувствах и поступках.

Общаясь с людьми на эмоциональном уровне, христиане могут завоевать их доверие и открыть путь для принятия ими истины и любви Божьей. Только те христиане могут живо представить Бога людям, не знающим Его, которые не стесняются выражать глубокие чувства по отношению к Богу в беседе с неверующими.

Апостол Иоанн лучше других мог открывать людям любовь Божью Изучая его жизнь, христианин, желающий жить по принципам Божьей любви, может вынести для себя много поучительного Благодаря Христу он мог хорошо общаться на эмоциональном уровне Библия говорит о том, что Иоанна связывали с Иисусом тесные узы любви Будучи самым молодым из 12–ти апостолов, Иоанн позволил Христу войти в свою жизнь настолько, что между ними установились необычные взаимоотношения, основанные на глубоком сердечном общении.

Мы должны любить Бога не только на интеллектуально волевом, но и на эмоциональном уровне. Что может быть крепче любви, основанной на едином порыве разума, воли и чувств?

Иоанн научился от Господа важности общения на эмоциональном уровне. Его писания дышат теплой и осязаемой любовью Божьей. Его послания проникнуты духом любви как будто он окунал свое перо в любовь. Через него Иисус передал Свое глубочайшее духовное учение.

В чем заключался секрет Иоанна? Как он мог иметь такую близкую связь с Иисусом? Как он мог передать Божьи спасительные истины таким образом, чтобы они пленяли сердце? Иисус любит тех, кто правильно представляет своей жизнью характер Отца Небесного Иоанн мог говорить любви Отца, как никакой другой ученик Он открыл нам то что происходило в его собственной душе.

Трогательно открывая людям любовь Божью на эмоциональном уровне, можно в кратчайшее время проповедать Евангелие по всему миру!

Мы не должны бояться или стесняться общаться с людьми на таком уровне Ведь только так мы сможем выразить глубочайшую любовь Христа, наилучшим образом восполнить нужды людей и ярко раскрыть им вечные истины Евангелия!

Отсутствие глубокой эмоциональной привязанности к людям Библия расценивает как грех Дошедши до бесчувствия, предались распутству» Ефес.4,19 Иисус произнес, аналогичное предостережение «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» Мат 24 12 Только Один Христос может освободить человека от безразличия.

Апостол Павел советует нам учиться в школе Христа: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» Ефес. 4,32.

Бог желает создать в наши дни братство людей, которые дают возможность Божественному теплу согреть и растопить их оледенелые сердца. Это тепло может появиться лишь в том случае, когда люди активно выражают Его любовь на эмоциональном уровне.

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь Холодность — это отсутствие чувств Она не имеет отношения к разуму Человеческие сердца остывают, охладевают Будучи согреты Божьей любовью и затем согревая ею других, мы можем снова изменить мир, как это было во дни первой христианской церкви. Мы должны принять Слово Божье во всей Его силе, а затем с верой идти вперед. Мы сможем стать знатоками христианской любви.

Если мы примем истину Божью в наши сердца, она будет управлять нашими желаниями, очистит наши мысли и смягчит наш нрав. Она оживит наш разум и вдохнет в нас неисчерпаемый заряд энергии. Она сделает нас способными сочувствовать, сопереживать и любить.

Любить — значит чувствовать. Бог ожидает от нас, чтобы мы начали жить Его любовью.

Мир ни в чем так не нуждается, как в любви Христовой, явленной в жизни верных христиан Бог ждет, когда мы покоримся влиянию Его Духа и откроем миру истинную суть христианства.

«Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга» «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас». 1 Иоанна 3: 11.4. 12.