Библиотека soteria.ru
Учись быть счастливым
Джереми Барроуз
Дата публикации: 07.05.17 Просмотров: 4200 Все тексты автора Джереми Барроуз
Глава 2. Великая тайна
Апостол Павел написал, что научился быть всегда довольным жизнью. Другими словами, он познал великую тайну, которой не знают многие люди. Неверующим очень трудно понять, что же делает христиан счастливыми. В этой главе мы будем рассматривать некоторые условия христианского счастья, которые многих людей могут привести в замешательство и даже вызывать у них недоумение.
Первое условие удивительно для неверующих тем, что христианское счастье, наряду с полной удовлетворенностью жизнью, включает в себя и неудовлетворение. Христиане всегда счастливы, потому что знают: Бог пребывает с ними. Но они несчастны, если не чувствуют Божьего присутствия. Мысль о том, что они грешны, тоже огорчает их, потому что именно грех мешает им наслаждаться общением с Богом. Только на небе они станут безгрешными и будут непрестанно общаться с Ним. В этом мире христиане не могут находить удовольствие в том, в чем находят его неверующие люди. Ощущение Божьей любви имеет для христиан большее значение, чем всевозможные радости этого мира. Асаф, написавший несколько псалмов, хорошо чувствовал это. Он написал: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). Сознание того, что они любимы Богом, помогает христианам оставаться счастливыми даже в самые тяжелые времена.
Христиане также ощущают мир Божий, «который превыше всякого ума» (Флп. 4:7). Однажды испытав его, они не могут быть счастливы без него, потому что знают: мир Божий является следствием близости к ним Господа Иисуса Христа, Князя мира. Они ощущают этот Божественный мир, когда наиболее послушны Ему. Неверующие люди, с другой стороны, также хотят мира, но не желают повиноваться Господу Иисусу. Им нужно убедиться, что именно христиане — это наиболее счастливые, удовлетворенные жизнью и мирные люди. И когда те, кто не знает Бога, спрашивают, почему так происходит, то христиане должны отвечать, что их счастье, мир и полная удовлетворенность являются следствием того, что они — рабы Князя мира.
Второе условие христианского счастья представляет загадку для неверующих, которые не понимают, почему христиане чувствуют себя счастливыми не от приобретения все больших богатств, а от удовлетворения скромных желаний и потребностей. Неверующие думают: чем большими материальными благами они будут обладать, тем счастливее станут. Христиане знают, что подобные стремления могут сделать человека счастливым лишь на некоторое время, и богатые люди не обязательно счастливы. Христиане понимают: только желание принимать от Бога то, что Он посылает им, делает их по-настоящему счастливыми. Их счастье зависит не от того, сколько денег лежит у них на счету в банке, а от их готовности быть довольными тем, что дает им Господь. Богатый человек, который стремится ко все большему богатству, будет чувствовать себя несчастным. Но тот, кто обладает малым и не помышляет о большем, будет счастлив подобно человеку, имеющему две короткие ноги, но передвигающемуся с большей легкостью, нежели тот, у кого одна нога длиннее другой! В этом как раз и заключается самый важный урок, который следует усвоить христианам. Неверующие постоянно желают и приобретают все больше и больше материальных богатств. Христиане должны показывать другим, как быть счастливыми, не требуя многого.
Третье условие христианского счастья, которое приводит в замешательство неверующих, заключается в том, что иногда, вместо того чтобы стараться перестать беспокоиться, нужно начать беспокоиться о чем-то другом. Предположим, мы чувствуем себя несчастными, потому что какая-то проблема не дает нам покоя. И мы обманываем самих себя, если думаем, будто все, что нам нужно, чтобы опять стать счастливыми, — это избавиться от терзающей нас проблемы. Но на самом деле несчастными нас делает грех. Если бы мы больше волновались о грехе, тогда остальные наши проблемы не казались бы нам такими огромными. Особенный грех, который часто совершают христиане, заключается в их склонности забывать, что все, чем они обладают, исходит от Бога, и они забывают благодарить Его за это или же начинают винить Бога в своих страданиях и бедах. Если бы они помнили, что Бог всегда относится к ним намного лучше, чем они заслуживают, то им было бы легче чувствовать себя счастливыми даже во времена скорби. Например, если в какой-то семье люди обнаруживают, что их планы на будущее рушатся, они могут поддаться искушению и начать ссориться, сваливая вину друг друга; а ссоры и взаимные обвинения греховны, поэтому, если они хотят быть счастливыми в будущем, им надо перестать грешить и попросить Бога простить их.
Четвертое условие христианского счастья, которое может вызвать недоумение, звучит так: не нужно избавляться от проблем, чтобы стать счастливыми. Иногда Бог благословляет нас во время наших страданий. Павел написал: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Эта борьба постоянно происходит в сердце каждого христианина. Иногда какая-то проблема помогает нам победить свою греховную природу и стать ближе к Богу, и, таким образом, страдание превращается в благословение.
Пятое условие христианского счастья также ставит в тупик неверующих людей. Оно состоит в том, что мы достигаем счастья не тогда, когда приобретаем что-то большее, а тогда, когда делаем большее. Христианин говорит: «Бог стоит за тем, что произошло со мной, и Он сделал так, что я теперь менее счастлив, чем прежде. Но я не должен жаловаться. Я должен искать новые пути и способы служения Богу и стараться найти счастье в послушании Ему». Христиане будут намного счастливее, служа Богу там, где они находятся, и не пытаясь достигнуть того, чего у них нет, подобно детям, которые хотят дотянуться до облаков.
Шестое условие христианского счастья, приводящее в замешательство неверующих, заключается в познании того, что воля Божья является благой, угодной и совершенной. Соглашаясь с волей Божьей, христиане перестают волноваться о том, что им не удается получить желаемое; они счастливы соглашаться с желаниями Бога, любя то, что любит Он, и ненавидя то, что Бог ненавидит. Они говорят: «Бог сделал меня духовно мудрым; Он сделал меня святым; Он позволил мне понять, что Его воля является наилучшей для меня. И я счастлив, потому что Он доволен мной и прославляется через мою жизнь».
Мы можем подвести итог разговору о шести условиях христианского счастья, сказав, что христианина делает счастливым то, что Бог освящает его, и, следовательно, его счастье — это результат того, что Бог совершает в нем. Когда Иаков писал: «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?», он хотел показать, что грех — причина всех несчастий христиан и их неудовлетворенности жизнью. Если мы избавимся от греховных эмоций и желаний, ведущих к нечестию, то будем намного счастливее. Короче говоря, истинное счастье зависит не от материальных богатств, а от нашего внутреннего состояния. В этом состоит великая тайна счастья.
Люди, обладающие этим счастьем, счастливы духовно, потому что они благочестивы и богобоязненны в своих сердцах; они находят удовольствие во всем, что Бог посылает им. Христиане знают: все, что у них есть, дано им как подарок от Бога. Здоровье, дом, пища, одежда, друзья, семья, работа, благоприятные обстоятельства и отдых — все это является Божьим даром, знаком Господней любви. Поэтому христиане довольны всем, что имеют, и счастливы получать от Бога то, что Он посылает им. Они могут обладать меньшими богатствами, чем некоторые неверующие, однако больше их ценят, зная: лучше владеть немногим и быть чадом Божьим, нежели иметь большое богатство и быть осужденным Богом. Христиане также знают, что каждое проявление Божественной любви к ним подобно задатку, или залогу, подтверждающему, что в будущей жизни Бог даст им все то добро, которое обещал. Они довольны всем, что Он посылает им, ибо это показывает, насколько более счастливыми они будут на небе.
Кроме того, верующие, которые счастливы благодаря своему благочестию и богобоязненности, обнаруживают, что когда они испытывают страдания, то получают намного больше утешения, размышляя о Господе Иисусе, чем те, кто выражает недовольство и жалуется. Они читают Новый Завет и видят, как сильно страдал Господь Иисус; и они знают, что Господь сочувствует их страданиям, потому что Сам испытал их в полной мере. Господь Иисус пережил физические, эмоциональные и духовные муки. Например, Он был беден, и поэтому может утешить христиан, которые бедны; Его незаслуженно оскорбляли и поносили, и поэтому Он может утешить тех верующих, которые стали жертвами несправедливости; Он был истязуем, и поэтому может утешить христиан, которые просят Его помочь им выдержать все страдания. Господь обещал: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя» (Ис. 43:2). Верующие могут бояться смерти, однако они получают ободрение и поддержку, когда размышляют о смерти Господа Иисуса, и особенно когда вспоминают о том, что Он воскрес из мертвых.
Только так христиане могут получить силу во время страданий. Они обращаются к Христу, Который может простить их грехи, сделать их святыми и помочь им во всех испытаниях и злоключениях. В своем послании к христианам, которым приходилось переносить великие страдания, Павел написал, что им следует полагаться не на свои собственные силы, а на силу, которую дает Христос. Он молился, чтобы они укреплялись «всякою силою по могуществу славы Его». Они должны были следовать этому совету, чтобы пребывать «во всяком терпении и великодушии с радостью» (Кол. 1:11).
Наконец, всякий человек, который духовно счастлив благодаря своим благочестию и богобоязненности, обнаруживает, что самое большое счастье — это познание Бога. Автор Книги Плач Иеремии имел все основания печалиться, поскольку город Иерусалим был захвачен неприятелем и казалось, что у народа Божьего нет никакого будущего. Но он знал, что единственным источником подлинного счастья является Сам Бог, поэтому и написал: «Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него» (Пл. Иер. 3:24). Мы уже говорили о том, что христианам все в жизни дает Бог, и это доставляет им счастье точно так же, как трубы доставляют воду до места назначения. Но иногда подача воды прекращается, и тогда за водой приходится ходить к колодцу. Таким же образом нужно поступать, когда мы лишаемся дарованного нам Богом. В этом случае нам следует обратиться непосредственно к источнику счастья — к Самому Богу. По мере того как проходит время, христиане все больше и больше убеждаются: источник истинного счастья — это Сам Бог. На небе Он будет единственным источником счастья, как написано: «Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Отк. 21:22,23). Даже здесь, на земле, мы начинаем испытывать счастье, сокрытое в Боге.
Подводя итог данной главы, скажем словами Господа нашего Иисуса: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: „вот, оно здесь», или: „вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21).
Христиане с нетерпением ожидают того момента, когда окажутся на небе, но в некотором смысле они уже сейчас наслаждаются небесной жизнью. Они знают, что, получив представление о небе в этой земной жизни, они насладятся им в полной мере в жизни будущей. Между тем все, что они получают от Бога, удовлетворяет их полностью, потому что у них нет нужд, которых Христос не смог бы восполнить.
Но этот вид счастья человек испытывает только тогда, когда в его сердце царят мир и покой, подобно счастливой семье, у которой всегда мир и покой в доме. У неверующего нет мира в сердце, и поэтому он не может быть счастлив (подобно несчастной семье, где все постоянно ссорятся друг с другом).
Христиане понимают, что наличие мира и счастья в их сердцах указывает на то, что они будут наслаждаться миром и счастьем на небе. Знание этого помогло некоторым христианам мужественно встретить смерть, не отказавшись от веры и с радостью ожидая перехода в небесную обитель. Апостол Павел написал: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:16-18). В следующей главе мы посмотрим, откуда христиане черпают уверенность в том, что Бог непременно исполнит Свои обещания.
Вопросы, которые помогут вам лучше понять содержание глав 1 и 2
1. Назовите основные причины вашего недовольства жизнью. Постарайтесь быть откровенными!
2. Чувство удовлетворенности жизнью — это одна из основных черт характера Самого Бога. Этот драгоценный дар Он преподносит и Своим детям. Что вы думаете по поводу природы такого чувства?
3. В главе 2 говорится о христианской удовлетворенности как о великой тайне, которая не может быть понята неверующим человеком. Если мы честны перед самими собой, то нам, несомненно, придется согласиться с тем, что многие христиане ничего не знают об этой тайне. Почему?
4. Какая взаимосвязь существует (или должна существовать) между христианской удовлетворенностью своей жизнью и обетованием будущей славы?
5. «Христианское счастье… проистекает не от приобретения все больших богатств, а от удовлетворения более скромных желаний и потребностей». Как мы можем обуздывать свои желания?
6. В чем отличие наших желаний и ожиданий от желаний и чаяний наших неверующих родственников, друзей и соседей?
7. Какая взаимосвязь существует между христианской удовлетворенностью жизнью и благочестием?
8. Помогли ли вам ответы на предыдущие вопросы понять, какие перемены должны произойти в вашей жизни и в вашем отношении к окружающему миру?