Библиотека soteria.ru
Учись быть счастливым
Джереми Барроуз
Дата публикации: 07.05.17 Просмотров: 4214 Все тексты автора Джереми Барроуз
Глава 6. Недовольство пагубно для вас
В первых пяти главах этой книги рассматривались различные аспекты христианского счастья. Мы узнали, что такое христианское счастье и почему оно так важно. Из последующих глав мы узнаем, как жить счастливой христианской жизнью. Противоположностью счастья является дух горечи и недовольства, побуждающий человека видеть во всем только худшую сторону. В этой главе мы расскажем о пагубном воздействии недовольства, о его греховности и бесполезности. В главе 7 мы обсудим некоторые наиболее опасные проявления недовольства, а в главе 8 рассмотрим наиболее распространенные оправдания своему недовольству, которые придумывают люди. После этого мы сможем узнать, как обрести счастье и сохранить его.
Недовольство пагубно для нас прежде всего потому, что если только мы допустили его в свое сердце, оно начинает расти как раковая опухоль. Дух недовольства подобен запущенной ране, которая уже загноилась. А зараженную часть тела нельзя вылечить; ее необходимо удалить, иначе инфекция распространится по всему организму. Так и склонность к недовольству, если от нее не избавиться вовремя, будет проявляться во всех сферах нашей жизни и отравлять ее.
Почему недовольство так опасно? Потому что — и это второе, что мы можем сказать о нем, — недовольство греховно. В Послании Иуды, в стихах 14-16 ропотники стоят первыми в списке нечестивых людей, которых Бог будет судить. Недовольство — это грех, и Бог будет судить всех ропотников. Серьезно задумайтесь над этим!
Но почему недовольство греховно? Потому, что оно заключает в себе бунт против Бога (и это третья характеристика недовольства). Находясь в пустыне, израильтяне постоянно жаловались и роптали. Бог избавил их от египетского рабства, но они недолго чувствовали себя счастливыми и выражали благодарность Богу. И каждый раз, когда они проявляли недовольство, Бог рассматривал их жалобы так, как если бы они были направлены лично против Него (Чис. 14:26-29). В 16-й главе Книги Числа мы читаем, что народ роптал на Моисея и Аарона, но Бог отнесся к этому как к выступлению против Него Самого, и ужасное наказание постигло бунтовщиков. Недовольство весьма опасно, и от него надо избавиться прежде, чем дух ропота перейдет на окружающих.
Четвертая отличительная черта недовольства — это его противоречие всему тому, что произошло с детьми Божьими, когда Бог обратил их к Себе. Он открыл им глаза на их грехи и помог признать свою вину. Могут ли они после всего этого позволить незначительным проблемам лишить их счастья? Бог показал им удивительную любовь Христа, Его готовность оставить Своего Отца и славу небес, Его терпение и согласие воплотиться в несовершенное человеческое тело, Его смирение и покорность, Его безукоризненную жизнь и безгрешную смерть. Могут ли они забыть об этом и начать жаловаться, что Бог не проявил к ним Своей благости? Он освободил их и сделал их счастье независимым от вещей этого мира. Будут ли они жаловаться и выражать недовольство по этому поводу? Теперь Христос — их Господь и Царь. Разве могут они отвергнуть Его водительство, ропща на Него? Бог побудил их подчиниться Его воле, и если теперь они жалуются и ропщут, значит они никогда по-настоящему не покорялись Ему и, возможно, вообще не являются христианами. Если христиане помнят, что Бог совершил для них; если они помнят Его любовь, прощение, дар новой жизни; если они помнят, что Он привлек их к Себе именно для того, чтобы они могли ходить во свете всех Его благ до самой смерти, то они не будут жаловаться и роптать, но будут стремиться покориться Иисусу Христу как своему Господу, Царю и Спасителю.
Пятое, что мы можем сказать о недовольстве, — это то, что недовольные христиане не соответствуют тому стандарту, который Бог установил для них. Бог — это их Отец; ропща, они показывают свое неверие в Его желание или способность позаботиться о них. Христос является их Женихом, и если христиане выражают недовольство, то это означает, что они сомневаются в Его любви. Дух Святой — это Помощник христиан, и если они жалуются, то, значит, в действительности не верят, что Он может или будет помогать им.
Давайте более подробно рассмотрим те стандарты, которые Бог установил для христиан. Он даровал им высокое и почетное положение, сделал их властителями неба и земли, приблизил их к Себе больше, чем ангелов, соединил их с Христом. Поэтому они занимают привилегированное положение. Но Бог вознес их так высоко, имея определенную цель. Все это Он сделал для того, чтобы сила Божья могла проявляться в их жизни. Поэтому те, кого Он удостоил чести, не должны роптать и проявлять недовольство.
Бог не только Спаситель христиан, но также и их Отец. Земным отцам нравится, когда их достоинства и положительные черты характера проявляются в их детях. Также и Богу приятно видеть, как Дух Святой производит Свою работу в Его детях. Особенно Он радуется, когда они становятся все более похожими на Его Сына Иисуса Христа, Который так сильно страдал и однако же ни разу не проявил какого-либо недовольства. Напротив, Он молился: «…пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36). У Бога есть право ожидать, что Его дети не будут роптать и жаловаться.
Заявляя, что Бог значит для них больше, чем весь этот мир, христиане должны подтверждать это своим образом жизни. Лучше не называть себя христианином, нежели быть непоследовательным в своем поведении. Бог надеется, что те, кто провозглашают себя христианами, будут придерживаться христианских стандартов.
Бог даровал христианам веру, поэтому они могут не сомневаться: все, что Он обещал, принадлежит им по праву. Библия учит их жить верою. Это не значит, что теперь их жизнь будет совершенно безоблачной. Если бы так было, то и вера была бы не нужна! Жить верою — значит с радостью соглашаться с волей Божьей, зная, что Бог обещал всевозможные блага верующим в Него. И Бог ждет, что те, кто был научен доверять Его обетованиям, не будут выражать недовольства.
Короче говоря, Бог ожидает от христиан, чтобы они были терпеливыми во время испытаний и радовались, переживая трудные периоды в своей жизни. Благодаря Его благодати, многие христиане достигли этого высокого стандарта. Мы можем прочитать о некоторых из них в 11-й главе Послания к Евреям. Это были обыкновенные люди, которые полагались на Бога, зная, что Он поддержит их в трудные минуты жизни. Бог ожидает этого и от нас. Другие прошли этим путем, сможем и мы!
Возвращаясь к теме недовольства, следует отметить, что недовольство (и это шестая его особенность) делает наши молитвы бессмысленными. Мы не можем говорить: «Да будет воля Твоя» — и ожидать исполнения своей собственной воли! Мы не можем молиться: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» — и надеяться, что завтра будем жить в роскоши! Сама наша молитва говорит о нашем признании того, что все, чем мы владеем, дано нам от Бога. Если мы собираемся жаловаться, то можем прекратить молиться.
Выражение недовольства неизбежно приводит к несчастьям и неудачам (это седьмое его свойство). Оно представляет собой напрасную трату времени, потому что наш ум настолько заполняется различными жалобами, что мы перестаем размышлять о Боге и о Слове Божьем. Недовольство делает нас бесполезными и негодными для служения Богу. Счастливый человек может утешить и поддержать других в трудное время, но ропотник, всем недовольный, ничего не может дать окружающим его людям. Недовольство — это первый шаг на пути, уводящем человека от Бога. Ропотник подобен Ионе, который пытался идти против воли Божьей, вместо того чтобы покориться ей. Хуже всего то, что ропот и недовольство делают нас неблагодарными, а Библия называет неблагодарность грехом. Недовольные христиане не выражают благодарности за все те многочисленные блага, которыми пользуются. Они требуют еще большего, считая, что лишь так смогут больше прославлять Бога, но в действительности они не благодарят Его за те дары, которыми уже обладают. Христиане могут быть неблагодарными как в отношении духовных даров, так и в отношении материальных благ, которыми они пользуются. Но Бог ожидает от христиан благодарности и хвалы за все, что Он дарует им. Лютер сказал: «Тактика Духа Божьего заключается в том, чтобы меньше думать о плохом и больше о хорошем; понимать, что если на пути встанет крест, то это всего лишь маленький крест, а если повстречается милость, то это будет великая милость». Если приходит тяжелое испытание, то христиане должны благодарить Бога, что оно не такое суровое, каким могло бы быть. Дух Святой учит верующих, как в полной мере пользоваться благословениями и не придавать большого значения неприятностям. Дьявол же делает обратное; вы можете убедиться в этом, вспомнив о поведении израильтян во время их странствования по пустыне. Они сказали Моисею: «Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне, и ты еще хочешь властвовать над нами!» (Чис. 16:13). Дух ропота и недовольства настолько глубоко проник в их сердца, что они начали извращать истину. В Египте, стране рабства, их принуждали к тяжелому труду, избивали, убивали их детей. Египет, конечно же, не был землей, где «течет молоко и мед». Эти люди поставили под сомнение законность того, что Моисей был их вождем, и стали представлять в ложном свете его мотивы. Христиане могут вести себя подобным же образом. Сталкиваясь с проблемами, они поддаются искушению думать, будто раньше они были намного счастливее, и эта мысль делает их еще более несчастными.
Итак, восьмое, что мы можем сказать о недовольстве, которое делает нас несчастными, — это то, что оно не только греховно, но и неразумно. Какая польза от жалоб и ропота? Помогает ли нам недовольство наслаждаться тем, что мы имеем? Разве ребенок, который выбрасывает хлеб потому, что ему не предлагают кусочек торта, удовлетворит таким образом свой голод? Недовольство бессмысленно. «Да и кто из вас, — говорит Господь Иисус, — заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27). Ответ на этот вопрос очень прост: «Никто!» Заботами и тревогами люди могут довести себя до могилы. Недовольство не принесет им никакой пользы. Бог может удерживать Свои благословения до тех пор, пока они не придут в соответствующее духовное состояние и окажутся способными получить их. Бывает и так: Бог дарует Свои благословения христианам, чьи сердца настолько расстроены и исполнены горечи, что они не могут должным образом оценить благость Божью. Суть всей проблемы в том, что недовольство просто глупо, ибо лишь ухудшает положение. Недовольные христиане — это гордецы, отказывающиеся подчиниться воле Божьей. Они подобны морякам, которые жалуются на шторм, вместо того чтобы готовить свой корабль к встрече с ним. Благоразумные же моряки видят приближение шторма и спешат убрать паруса.
Последние два момента, которые мы можем отметить, говоря о недовольстве, очень серьезны. Недовольство вызывает гнев Божий. Бог был разгневан, когда израильтяне роптали. Он также гневается, когда христиане ропщут. Бог наказал израильтян за их жалобы. Верующие также должны опасаться навлечь на себя гнев Божий, дабы не усугубить своего бедственного положения. Дух беспокойства и недовольства — это дух сатаны. Он первый восстал против Бога, первый начал выражать свое недовольство и первый был проклят Им. На всяком восстании и возмущении лежит проклятие, и христиане должны очень внимательно прислушаться к тому, что Библия говорит о недовольстве.
И в заключение следует сказать: Бог может лишить Своей заботы и покровительства тех, кто жалуется и ропщет на Него. Недовольного работника увольняют, и ему приходится искать другую работу. Так и Бог может послать Своих людей искать себе другого господина, если они жалуются на Его отношение к ним. Возможно также, что Бог захочет наказать их и научить доверять Ему. Это может произойти и в том случае, если они вообще никогда не были истинными верующими.
Недовольство пагубно для вас. Это первый шаг по скользкой дороге, ведущей к погибели. Некоторые израильтяне, проявлявшие недовольство в пустыне, так никогда и не увидели земли обетованной.