Кротость и знание Божьей Воли

Давайте откроем Библии – Евангелие от Иоанна последнюю главу. Там история, которую мы хорошо знаем. Я хочу прочитать из этой истории, практически один стих – 21 глава 18 стих:

«Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь».

Кто, кому сказал эти слова, помните? Помните в каких обстоятельствах? Помните, что перед этим было? Это было после воскресения Иисуса. Но для Петра это было после его предательства, когда Петр клятвенно отрекся от своего Господа, что не знает Его, на суде, во дворе первосвященника, там когда он сидел у костра. С одной стороны, вы представляете себе как Петру было неудобно, стыдно. Но с другой стороны, как он однажды сказал:

– А куда нам идти? У тебя глаголы вечной жизни.

Вообще, Петр был предателем как Иуда. Ничем, на первый взгляд, не отличался Петр от Иуды: и тот предал Иисуса, и тот предал Иисуса, но тот за деньги…а тот, кто как может так предает. Только одно отличие было: Петр вернулся к Иисусу, и говорит:

– Куда мне идти?

А Иуда не сделал этого. И в этом уже урок. Вы понимаете, что все, как Писание говорит:

– Все согрешили и лишены славы Божией.

Но спасение тогда, когда мы возвращаемся к Иисусу, такие как есть. А куда нам идти? Где есть лучшее место, чем у ног Иисуса? Где есть безопаснее место, чем среди Его детей? Нет на этой земле, нет лучшего места. Да, может быть это не самое лучшее, тут такие же люди как везде, но знайте, нет лучшего места, чем у ног Иисуса. И вот когда после воскресения Иисус встретился с Петром, а вы помните, что когда он только воскрес, Иисус уже передавал Петру привет, говорит:

– Передайте привет всем ученикам, Петру особенно. Особенно Петру.

Иисус переживал о Петре, чтобы он не разочаровался полностью. Не разочаровался, понимаете, надо в себе разочароваться, в своём «я», потому что Петр очень на себя надеялся в начале. Но полностью не надо опускать руки, надо идти к Иисусу. Иисус об этом заботился и потому сказал:

– Скажите и Петру. Я хочу с вами встретиться, передайте Петру тоже.

И вот встреча произошла. Петр встречается с Иисусом. Интересно, как ведет себя Иисус. Иисус просто трижды, как и Петр трижды отрекся, Иисус три раза один и тот же вопрос задает:

– Петр, любишь ли ты Меня?

Потому что Пётр перед распятием, он бил себя в грудь, говорил:

– Господи, если все, только не я! Ты на меня можешь положиться!

А теперь, что? Как Петру, который убеждал Иисуса:

– Ты меня не знаешь, Господи? Я…

– А Иисус говорит: Петр, Петр! Ты себя не знаешь!

Это еще один урок. Даже как нам не казалось, что мы надежные люди, что мы себя знаем, помните: мы себя не знаем, мы не знаем, как мы себя поведем в критических обстоятельствах. Это история для нас записана. Но теперь Иисус встречает Петра и говорит:

– Петр, любишь ли ты Меня?

И трижды это говорит. Это уже не тот Петр. Вы знаете, как раньше Петр себя вел?

– Господи, да Ты меня не знаешь!

А тут?

– Ты знаешь!

– Иисус говорит: Петр, любишь ли ты Меня?

– Ты знаешь, Господи!

Это совершенно другой человек! Раньше Петр, он был уверен. А теперь, он также уверен. А что поменялось? Я хочу, чтоб вы увидели, что что-то поменялось. И вот это «что поменялось», что изменилось в Петре, хотел бы, чтоб вы увидели. Это гордый человек или…? Очень тихо, но уверенно, при этом уверенно:

– Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя.

А что это такое? Уверенность есть, и раньше была, но качество какое-то другое, правда? Я хотел бы сегодня говорить о таком качестве, как кротость. Потому что кротость не всегда правильно понимают люди, как она в Библии представлена кротость. Кротость и знание Божьей воли – вот об этом сегодня речь пойдет. Кротость и как знать волю Божью. Кротость – это такое качество, которое извращенно, понятие, которое извращено сегодня. Иногда даже из-за того, что многие читают поверхностно Священное Писание, неправильно понимают, что такое кротость. Ну, потому что кроткий, это какой человек? Если вы спросите у людей, какой это кроткий человек, вам скорее всего скажут: «молчит, тихо», но это не так, кроткий не молчит. И несколько доказательств тому есть в Священном Писании. Кроткий это не такой вот. Люди, если вы спросите человека на улице: «кто такой кроткий человек?», вам такое расскажут, что вы не захотите быть кротким. Скажут: «кроткий – это на нём можно ездить. Кроткий – он вам слово не скажет, можешь делать что… Кроткий – могут вам даже рассказать, это то, что в Священном Писании написано: «подставь другую щеку». Но скажу вам, это не библейское представление, это то, как люди сегодня повернули, это понятие перевернули о кротости, и может быть многие христиане. Кроткий – это не тот, который только молчит. Да, он может и молчать. Иисус, например. На суде, помните? Молчал. Но всегда Он молчал? Надо сказать, что в Священном Писании легче всего, чтобы понять, что такое кротость, надо искать иллюстрации в Священном Писании. И в Священном Писании есть такие иллюстрации. Вы помните, о ком сказано: «кротчайший человек».

«Моисей кротчайший человек на земле». Давайте посмотрим на Моисея, как выглядит кроткий человек. Моисей. Убил, закопал Моисей, кроткий человек. Как вам это нравится? Это кротчайший человек. Не всегда молчит, заметьте. Кротчайший человек. И еще, есть две иллюстрации в Библии, кто такой кроткий. Это Моисей, и вторая – Иисус. Пророчество есть:

– Се, царь твой… кроткий, на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

Пророчество было такое, оно исполнилось. Знаете, когда исполнилось? Почитайте дома, 21 глава Матфея. И вы увидите кроткого человека. Знаете, что в той главе? Иисус кроткий. Знаете, что в этой главе? Удивительные вещи происходят. Иисус садится на молодого осла и ослицу, и въезжает. Никогда раньше Иисус так себя не вел, как в этой главе! Он въезжает в Иерусалим, как царь. В пророчестве написано: «царь кроткий». Надо было написать, потому что цари редко бывают кроткими. А Иисус отличается от всех царей, что Он кроткий. И в чем это заключалась кротость Его? Вы знаете, что дальше происходит? А как это было? Иисус посылает своих учеников, прочитайте в этой главе, будет время, дома. Иисус посылает своих учеников, говорит:

– Идёте туда, там есть ослица и молодой осел, отвязываете, и ведете ко Мне.

Первый вопрос у учеников тут же возникает:

– Господи, а если хозяин скажет, что вы делаете?

– Скажите, надобны Господу, и ничего не скажет. Всё, скажет, что всё в порядке.

Как себя ведет Иисус? Он никогда раньше таких повелений не давал. В этой же главе Иисус въезжает в Иерусалим, кричат люди: «осанна», дети кричат, постилают одежды, пальмовые листья перед Ним постилают, встречают как царя. Негодуют священники, книжники, фарисеи, начальники негодуют. Говорят:

– Что происходит? Что за беспорядки такие?

Подходят к Иисусу, говорят:

– Ты слышишь, что происходит?

А почему они такой вопрос задают? Начальники народные, почему они вопрос такой задают?

– Ты слышишь, что происходит?

Прочитайте в этой главе. Они рассчитывают, потому что они знали всегда, где Иисус, были люди из Синедриона, наблюдали за каждым шагом, следили за каждым словом, всё фиксировали, для того, чтобы придраться к чему-то и осудить, и они знали, они изучили, как Иисус себя ведет в каких ситуациях. Однажды Он накормил 5000 человек. Накормил 5000 человек и такой ажиотаж там поднялся, хотели воцарить Его. Люди начали говорить:

– Поели хорошо!

– Говорят: о, это царь! Вот это царь! Продовольственную программу решит просто! С таким царем у нас никаких проблем не будет: всех исцеляет, у нас больных не будет. Вот это царь! Надо Его воцарить!

Ученикам это так понравилось, они начали:

– Да, давно пора. Вы чего сидите?

И такое настроение было среди народа. 5000 человек, не считая женщин и детей! Вы можете себе представить. Они уже между собой говорят:

– Мы прямо сейчас в Иерусалим, на престол Его. Всё, и царь.

И знаете, что сделал Иисус? А там были люди из Синедриона, они везде были. Знаете, что сделал Иисус? Иисус тут же подзывает учеников, говорит:

– В лодку! И на ту сторону озера.

Там слово такое даже в Евангелиях есть: «понудил их». Понудил их, в лодку, и на ту сторону озера. А народ отпустил, Сам на гору молиться. И рассыпалась революция. Понимаете? Там были представители из Синедриона и они знали, как Иисус себя ведет. Он не принимает славу себе, они это знали чётко. Он всякие такие поползновения, попытки Его воцарить, Он рассыпал, Он тут же расстраивал всё это. И первосвященники, начальники народные, это хорошо знали. Потому, они в этом случае подходят к Нему:

– Слушай, Ты наверное задумался. Ты въезжал так в Иерусалим, и даже не понял, что происходит. Ты слышишь?

На что рассчитывают? Рассчитывают, что Иисус скажет:

– А, точно. Это безобразие, надо их распустить домой.

Итак, первосвященники и книжники сами ничего не сделали, а дело решено. Всех распустили по домам, они на это рассчитывали. Но тут осечка. Они спрашивают Иисуса:

– Ты слышишь, что происходит? Ты слышишь, что они кричат?

А Иисус спокойно им отвечает:

– Да. Слышу. А вы что, не читали? Это написано у пророков: «се, царь твой грядет к тебе». Это всё, это исполнение пророчества. Вы что, не читали?

И вы представьте себе, как эти начальники народные, книжники, фарисеи ушли. Не получилось. Иисус заходит в храм, знаете, что Он делает? Это глава, где Иисус назван кротким. Знаете, что Он делает в храме? Столы переворачиваются, животные выбегают, монеты рассыпаются, продавцы в страхе бегут, там такая паника поднялась. Иисус, что случилось? Кроткий. Иисус кроткий зашел в храм. Как вам это нравится? Вы понимаете, что сегодня представление о кротком человеке немного искажено, даже среди христиан. Читайте Библию, вы узнаете, кто такой кроткий человек. Кроткий, вот они иллюстрации. Справедливый? Да. Справедливый, а кто же такой кроткий человек? Надо вернуться сюда в эту историю, что изменилось в Петре. Хочу, чтобы вы увидели, что с Петром произошло. Потому что перед этим, перед тем как Петр, вот слушал эти слова Иисуса, перед тем как Петр встретился с Иисусом и отвечал на Его вопрос: «любишь ли ты Меня?», это другой Петр. Вы помните, какой он был в ту ночь, когда они собрались в горнице, Иисус омывал им ноги, Иисус тогда сказал: «один из вас предаст Меня, и тогда все ученики задавали один и тот же вопрос. Помните, какой? «Не я ли, Господи?» А что, они не знали? Знали? Что хотели? Почему задают такой вопрос? «Не я ли, Господи?» А что, они не знали? Откуда, знаем, что они знали? Потому что в той же главе, чуть позже, прочитайте Евангелие от Иоанна 13 глава, в той же главе, чуть позже Петр же тоже задаёт вопрос: «не я ли, Господи?» А Иисус говорит: «один из вас, один из двенадцати, один из вас, кому Я обмакнув подам». И в той же главе, тот же Петр, который спрашивал вместе со всеми: «не я ли, Господи?», знаете, что говорит Иисусу?

– Я никогда Тебя не оставлю.

– Иисус говорит: оставишь Петр. А что же ты спрашивал, если ты так уверен «не я ли, Господи?»

Знаете, почему?

–Вот ты, Иисус, скажи им, чтобы они не думали, что это я, а то Ты тут такое бросил, что один из вас предаст Меня, и не называешь кто, и теперь подозрение на меня. Господи, скажи, что это не я.

Понимаете, что происходит? И каждый из них так:

– Не я ли, Господи?

– Иисус говорит: нет, нет. Не ты, не ты и не ты. Один из двенадцати.

– И кто это? Кто предаст?

И Петр, и Иуда предали, и все бежали. Потому что это тоже предательство, когда бегут, когда говорят я не знаю, я тут не причем. Это предательство. Но тогда Петр стоял перед Иисусом, говорит:

– Господи, я Тебя никогда не предам. Ты можешь на меня положиться.

И ученики тоже самое говорили.

– Иисус говорит: Петр, ты не знаешь себя. Тебе бы хорошо молиться и бодрствовать, потому что Я видел, что дьявол просил сеять вас как пшеницу.

Вы понимаете, о чем Иисус тогда говорил? Фактически, Иисус им приоткрывал, что за вас такая же борьба шла, как за Иова. Дьявол, помните, в случае с Иовом… Сатана пришел и говорит:

– Господи, он не чистосердечно повинуется Тебе. Выгодно просто. Ты конечно его оградил тут всем, ты дал ему такие богатства, ты его защищаешь. Конечно, как он не будет Тебе служить? А Ты забери это всё.

– Господь говорит: Я не заберу. Я знаю, Я в нем уверен.

– Но я не уверен, и я Тебе покажу.

– Ну, забери ты.

– А разрешаешь?

– Всё забирай.

– Заберем сейчас.

– Разрешаешь?

Забрал. Фактически Иисус говорил Петру:

– Петр, ты не знаешь, что происходит. Сатана просит вас по-хорошему потрясти, так потрясти, чтобы проверить вашу веру. А Я молился, чтоб твоя вера не оскудела. Петр, ты даже себе не представляешь какая борьба великая идет за тебя. Ты так легко говоришь. Ты не представляешь себе всю серьезность положения, Петр!

– Да нет, Господи, Ты меня обижаешь. Я тут за Тебя готов умереть. Вот доказательство…

Все евангелисты описали этот случай один, если помните, когда с этими мечами. Говорят:

– Господи, тут есть…

Потому что Иисус начал говорить:

– Время меняется. Помните, когда Я вас посылал и говорил: «не берите ни одежды, ни пищи на дорогу, идите, вас будут встречать, вас будут кормить. Но теперь, время поменялось. Сейчас, если Я вам тогда говорил: не берите ничего, сейчас, бери, всё пригодится. Сейчас вас будут встречать не так, как тогда встречали. Всё меняется.

И в этот момент ученики там переглянулись и говорят:

– Господи, тут есть два меча. Брать?

Интересно, как Иисус отреагировал. Эту историю описали все евангелисты – с мечом, и с ухом, который отлетел. Помните? Все евангелисты описали, но кое-какие детали мы находим у Матфея, у Марка, у Луки, у Иоанна. Все три Евангелиста: Матфей, Марк, Лука и говорят, кто это. Мы знаем, что Петр. А три Евангелиста не говорят. «Один из бывших с Иисусом ударил, и ухо отсек». Только Иоанн напишет: «это был Петр». Иоанн еще напишет: «и ударил раба первосвященникого, которого имя Малх». Иоанн всех знал. Иоанн был знаком со всеми, всё по именам. Все евангелисты опишут этот случай, но никто не напишет, что Иисус исцелил ухо, кроме Луки. А знаете, почему? Лука врач, он этот момент не пройдет мимо. Только Лука написал: «Иисус взял и прикоснулся, и исцелил ухо». Все остальные пропускают этот момент, отлетело ухо, Иисус сказал: «меч свой в ножны и пошли дальше, всё». Но Лука напишет: «Иисус коснулся уха и исцелил». Лука врач. Еще один момент опишет только Матфей, потому что Матфей описывает Иисуса…если вы почитаете Евангелие от Матфея. Все Евангелия – это проповедь, это проповедь, это красиво, есть начало, есть конец. Каждое Евангелие интересно. Будет у вас время почитайте Евангелие от начала и до конца, всё, Евангелие от Матфея например, залпом, всего два часа, даже меньше, можно прочитать Евангелие от Матфея за 2 часа. Будет у вас свободное время прочитайте, не пожалеете, вы услышите проповедь, которая имеет начало, конец, общую цель. Марка еще короче, Марка вообще чуть больше часа, за час можно прочитать Евангелие от Марка. Они выбирают истории из жизни Иисуса Христа и умышленно выбирают, чтобы донести что-то важное, каждый. Они описывают, вы видите, что одна история есть в Евангелии от Матфея, одна и там, и там, и там, другая только у Иоанна, некоторые у двух евангелистов. Ну, например, помните, что рождение Иисуса описывают только два евангелиста – Матфей и Лука. И так в разных Евангелиях мы находим разные детали, а Матфей, вот этот случай с Петром, с ухом, с мечом, Матфей еще одну деталь добавляет, интересную деталь. Матфей говорит:

– Ты что! Вложи меч в ножны. Ты что, думаешь, что Я не мог сказать слово и сейчас появится 12 легионов ангелов.

Почему 12? Ну, на каждого из вас по одному, вместо каждого из вас.

– Что, Петр, ты вообще подумал, что значит твой меч! Что это такое твой меч? Ничего не значит, там 600 человек как минимум пришло с Иудой, вооруженные. И Петр, ты одним мечом, что ты хочешь? Ты вообще подумал, что ты начинаешь? Если бы Я хотел…

А что было от одного слова Иисуса? Они ж все упали. Появлялся один ангел, являлся бывало один ангел и все падали, и никто не мог ничего сделать. 12 легионов? Иисус говорит:

– Петр, твой меч! Спрячь. Ты думаешь у Меня нет возможности защититься!

Вот тут я хотел остановиться, потому что мы говорим о кротости. Мы говорим о кротости. Знаете, чем отличался Моисей, Иисус от того же Петра? Знаете, чем отличался? Между прочим о Моисее когда сказано, что он «кротчайший человек на земле», знаете в каком случае? Это записано в 12 главе Книги Чисел. А там история. 12 глава Книги Чисел, запомните, дома прочитаете. Там история описана, когда они шли в Ханаан, в один момент… если вы открыли, вы уже увидели эту историю, да, 12 глава Книги Чисел. Однажды, Мариам и Аарон начали возмущаться, и там написано, что причиной была жена Моисея – Сепфора. Ну, как часто это бывает, они не озвучивают настоящую причину, они говорят:

– А что это такое, что Моисею только Бог говорит, что с нами Он не говорит!

Не говорят настоящую причину. Так люди слабые ведут себя. Вообще, слабые люди, они нападают не на мужчину, на женщину, чтоб больнее было, а потому что с мужчиной – силы неравны, понимаете, они боятся. Слабые люди – они трусливые, но нападают не на Моисея, а жена виновата. А знаете, чем жена виновата? Она была, написано, эфиоплянка. Ну, эфиоплянка, эфиопляне, там они родственники мадианитян. И она намного темнее была, негритянка она была, чем все остальные. И это сразу видно было, и их фамильная гордость, национальная – была ущемлена. И знаете, когда? В духе пророчества написано более подробно, но в Библии тоже видна эта вся взаимосвязь. Знаете, с каких пор всё это началось? Началось с тех пор, как Иофор пришел к Моисею. Помните, там у подножия горы Синая, Иофор пришел к Моисею. Иофор – это тесть Моисея. И понаблюдал, целый день он наблюдал, что делает Моисей, а потом в конце говорит:

– Слушай, Моисей, ты так далеко не пойдешь. Я смотрю как ты работаешь. Целый день ты судишь народ. Ты один, а их сколько! Вам надо организоваться. Ты должен часть своей работы возложить на других, людей проверенных, доверенных. Ты должен избрать.

Иофору Сепфора это сказала. Сепфора переживала о здоровье Моисея в конце концов, и попросила отца, чтобы отец поговорил с Моисеем. Как-то что-то, но надо менять, потому что вот так постоянно. Говорит:

– Этого человека я не вижу. Он весь там.

И Иофор поговорил с Моисеем. В результате разговора Иофора с Моисеем, знаете, что произошло? Выборы, первые выборы ветхозаветной церкви. Были избраны 70 человек, они были исполнены Духа Святого. Вы знаете, что такое пятидесятница праздник? Многие христиане думают, что пятидесятница – это праздник Нового Завета. Это праздник Ветхого Завета. В Новом Завете, также как и Пасха, когда умер Христос, это было в тот день Пасхи, который праздновали иудеи. Иудеи, евреи праздновали праздник Пасхи еще со времен Исхода, праздник пятидесятницы, еще со времен Исхода. Знаете, что такое праздник пятидесятницы? Мало кто знает, даже из христиан, из читающих Библию. А праздник пятидесятницы – это праздник, день, когда Бог давал закон, 10 заповедей. Потому что это был 50 день. Вы понимаете, что пятидесятница никак не связана по названию с теми событиями в Новом Завете. Ну, никак не видно этой взаимосвязи.

– А как это пятидесятница, а почему пятидесятница?

А потому что пятидесятница – это 50 день после Пасхи. Они 40 дней шли, и 10 дней готовились, и в 50 день Господь произносил слова закона. Вот это было то собрание, которому Господь сказал:

– Вы готовьтесь, помойте одежды свои, всё, что надо печь пеките, варить варите, и потому что Господь будет говорить с вами.

Моисей сказал народу. И это был первый день, первый праздник пятидесятницы. С тех пор, народ израильский на пятидесятницу всегда вспоминал это событие. Но так как праздник Пасхи указывал на смерть Христа, и напоминал об Исходе, так пятидесятница указывала на излитие Духа Святого тогда, ну, и напоминал на излитие Духа Святого в день пятидесятницы. Вы знаете, что тогда были крещены Духом Святым 70 человек избранных, они исполнились Духа Святого. И когда в Книге Чисел, в 12 главе Мариам и Аарон начинают против Моисея, это тоже было на пятидесятницу, потому это всё вспомнилось так. Эти 70 человек и все исполнены Духа Святого.

– А как это началось? А, так это же Сепфора! Это Сепфора у нас такие перемены в обществе произвела! Если б не она, у нас был бы Моисей и мы тут вдвоем. А так теперь 70 человек и все на равных.

Вы помните, однажды пришел один говорит:

– А там двое пророчествуют.

– Моисей говорит: что ты? Ревнуешь? Пусть пророчествуют, если Бог дал Духа Святого. Что ты? Ревнуешь за меня?

И вот это ревность, и произвела такой бунт. Так вот, в этой главе, когда восстали Мариам и Аарон против Моисея и начали подговаривать других и возмущаться, Моисей, написано, что не знал, ну, молчал в этом случае. Вы представьте себе, на него нападки, и он как будто растерялся, что делать. Но Господь, написано, что… Там так красиво написано, что Господь сначала встал, поднялся. Давайте прочитаем. Книга Чисел 12 глава. Смотрите:

«И сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал [сие] Господь».

И вот тут примечание, которое нас и привлекло к этой истории:

«Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле».

Кротчайший.

«И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое…»

Господь вмешался внезапно. Понимаете, что произошло? Моисей сам себя не мог защищать, и Бог видит эту ситуацию, и вдруг Он внезапно говорит: «выходите трое». 9 стих:

«И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел».

Я хочу, чтоб вы увидели, что там происходило. Вообще, когда Господь появляется, грех не может существовать. И грешный человек он, понимаете, что люди, которые говорили, что я видел Господа, они тут же, у них приходили мысли: «всё, я погиб!» Потому что Святой Бог и беззаконие несовместимы. И когда Господь это все увидел, написано, что Он поднялся на защиту Моисея и отошел. Потому что вы понимаете, Господь – есть Бог человеколюбивый, долготерпеливый, многомилостивый и Он смотрит на нас. С одной стороны беззаконие – это неприемлемо для Святого Бога, а с другой стороны Он так нас любит. И написано, «и Бог отошел». Вот в этой истории, вы помните дальше, была наказана Мариам. Но в этой истории, именно в этой истории, Моисей назван «кротчайший». Кротчайший. Знаете, кто такой кроткий человек? Вот есть все люди, всех людей можно разделить на такие категории. Вот есть, бывает какая-то ситуация, кто-то причиняет какое-то зло или какая-то плохая ситуация для человека, как реагируют люди, если попадают в плохую для себя ситуацию? По-разному. Есть некоторые, сразу оценивает свои силы и возможности, да? Могу справиться или не могу справиться? Если человек оценивает, что это проблема выше его сил и возможностей, он просит помощи. Правда? Если он понимает, что, ну, в зависимости от того какая ситуация, что там угроза физическая, да, там опасность какая-то физическая, если человек может защититься, он защищается, если видит что силы неравны, он не сможет справиться, он просит помощи, так христианин, если он видит, что ситуация выше его возможностей и сил, он не может справиться, просит помощи и Бог отвечает, Бог защищает, Бог вступается, но есть случаи, когда человек чувствует: «ну, я могу справиться с этой ситуацией», и вот тут два варианта как люди реагируют. Когда человек решает, что он может справится, он начинает решать проблему – это обычные люди. А кроткие, знаете, как поступают? Кроткие, он чувствует может справиться, но он хочет знать, что делать, как правильно. Так поступали благочестивые Божьи дети. Помните, Давид? Давид говорит:

– Господи, идти мне войной или не идти? Что скажешь?

Иногда Бог говорил:

– Иди. Я тебя предам их в руки твои.

Иногда Бог говорил Давиду:

– Стоп, на этот раз не иди. Не иди, сейчас будет по-другому всё. Ты видишь вон тутовые деревья? Видишь? Зайди с этой стороны.

Помните этот случай?

– Зайди так с тыла и наблюдай. Когда почувствуешь, что кто-то ходит по вершинам тутовых деревьев большой, нападай.

Бог так интересно воевал!

– Когда услышишь шум на верхушках тутовых деревьев.

Ну, вы представляете, что видели филистимляне, что видел Давид и что произошло? Они никого не видят, а смотрят верхушки деревьев, скрипят, сгибаются, как будто… Представляете себе? Страх, паника. Бог говорит:

– Ну, теперь давай.

Бог красиво действует. А вы думаете, сегодня не так? Вы думаете, только если бы мы были настолько верующими людьми, как когда-то был Давид, как Моисей, вы бы увидели такие чудеса! Люди спрашивают:

– А почему чудес нет сегодня?

Потому что мы неверующие. Мы либо, смотрите, верующих я имею в виду, это не слабых, которые говорят: «Господи, не могу, спасай». Ну, спасает Бог, но этот не тот случай. Богу нужны верующие сильные, сильные, которые так посмотрели на ситуацию: «ну, могу справиться, могу решить этот вопрос». Но когда они оценили ситуацию, что могу справиться, после этого они говорят:

– Господи, но я хочу правильно поступить. Как скажешь? Что делать?

И тогда Господь может показать, что делать. Вот в этой связи хочу прочитать вам одну цитату из книги «Патриархи и пророки», вот та глава, где это и произошло с Моисеем, когда восстала Мариам с Аароном. Вот что написано о Моисее, красиво, интересно написано о Моисее, и кротости:

«Моисей выслушал своих обвинителей молча и без жалоб. Эту привычку он выработал в себе на протяжении долгих лет тяжелого труда и томительного ожидания в Мадиамской земле, развив в себе дух смирения и долготерпения; она помогла ему с терпением относиться к неверию и ропоту народа, а также к гордости и зависти тех, кому следовало бы безотказно помогать ему. Моисей был самым кротким человеком из всех живущих на земле, поэтому ему, как никому другому, были дарованы Божественная мудрость и руководство…»

Так как он был кроткий, ему были даны, как никому другому, даны Божественная мудрость и руководство. Вы понимаете?

«Писание говорит: «Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9). Бог руководит кроткими потому, что они восприимчивы к наставлениям и охотно принимают их».

А вы понимаете, почему восприимчивы? Речь идет не о слабых и боязливых людях. Христиане – это не боязливые люди, это сильные люди. Идти на эшафот? Это надо быть сильным. Идти на риск, знаете, это неправильное понимание, что христиане слабые люди, это сильные люди. Обычно слабые, знаете, чем отличаются, что противоположно кротости? Знаете, что? Это люди, которые в толпе:

– А как все, так и я.

У них нет своего мнения. Они вот все будут кричать: «распни», и я буду кричать «распни». Слабые люди, это психология толпы. Они смотрят как большинство, вот я и туда. Не как правильно, а как выгодно. Ну, им кажется, что выгодно. Вообще это невыгодно, «как все». Противоположность кротости это вот такое состояние – «как все». Но настоящее христианство – это сильные люди. И вот эти сильные люди, но это еще не христианство настоящее. Быть просто сильным, есть много сильных людей, но сильные люди, а вот вы понимаете, что вот это самый ключевой момент – быть сильным, и при этом не махать мечом, как Пётр. Вы понимаете, в чем отличие было кроткого Иисуса от не кроткого Петра? Вот в чем отличие в ту ночь было. Иисус, Он мог справиться с ситуацией? А Он говорит:

– Петр, ты думаешь Я не мог решить эту проблему?

А перед этим они все лежали на земле. Только от одного вопроса Иисуса:

– Кого ищете?

– Они говорят: Иисуса из Назарета.

– Я.

И все упали. Вот он кроткий человек. Но теперь, что ты будешь делать с этой силой твоей. Вот в чем отличие. Вы понимаете, в чем отличие? Вот Моисей. На него нападают. У Моисея, вы думаете, не было сил справиться с этой ситуацией, Мариам и Аарон. Он был главным, он мог решить всё. Но он не делает этого! Кроткий человек! Почему он не делает этого? Потому что он хочет поступить правильно. Ему как никогда сейчас нужно Божье руководство. А вы понимаете, почему Бог может такими людьми руководить? Многие люди спрашивают, как мне узнать волю Божию? Хотели бы знать волю Божью? Как поступать, вот как сейчас поступить? А вы знаете, что волю Божью, вообще-то люди знают, по большому счёту. Просто не всегда хотят так поступать по воле Божьей, потому что она открыта в Библии. Иногда людям кажется это не выгодно, это плохо, это они потеряют что-то, и потому не поступают по воле Божьей. Как правило, в большинстве случаев люди знают, как правильно. Но всё же, иногда мы действительно хотели бы знать:

– Господи, ну, а в этой ситуации, как правильно поступить? Могу и так, могу и так, а как? Хотелось бы знать, чтобы потом не жалеть.

Бывало такое, что проходит время и думаешь:

– Ну, почему я тогда сказал? Почему я не промолчал?

Или наоборот.

– Почему я не сказал?

Да, между прочим. Вот это неправильное представление о кротких людях, откуда взялось что молчаливые? Не знаю откуда взялось. В Библии написано, между прочим, что это необязательно молчаливые это кроткие, кроткие это молчаливые. Помните стих?

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого…»

А почему если кроткий, это молчаливый, почему не написано кроткого духа? А потому что не всегда кроткий это молчаливый. И потому Пётр пишет: «кроткого и молчаливого», в этом случае надо быть и кротким и молчаливым, и это будет вас украшать. Потому что кроткий иногда говорит, и еще как говорит. Ну, а теперь вернемся к Петру. Теперь Петр другой, совершенно другой. Полностью изменился этот человек. А что с ним произошло? Что он стал слабым? Стал слабым? Вообще Петр выделялся смелостью. Вы помните, он из всех двенадцати выделялся смелостью, но дело в том, что до этого опыта со Христом, Петр знал, что делать, он никого и не спрашивал, он даже мог Иисусу сказать, что надо делать. И вот поэтому, это был сильный человек, но не кроткий. Он сразу оценивал ситуацию, говорит:

– Господи, я тоже могу по воде. Можно? Я иду.

Вы понимаете, что это значит? А Иисус хотел бы расширить его возможности, и наши между прочим тоже. Потому что мы, если мы оцениваем ситуацию, мы говорим:

– О, сложная ситуация! Но мы можем справиться. Ничего, мы справимся.

– А Господь говорит: стоп. А может есть лучший вариант, чем тот, который ты хочешь сейчас применить? А ты не хотел бы лучший вариант?

И вот тут, очень важно быть открытым, потому что Господь, возможно, предлагает нам какой-то удивительный вариант. Хотите, чтоб по вершинам этих деревьев, увидеть это хотите? Если бы Давид был бы «как все», он бы ломился во все крепости как все военачальники. А Давид нет. Давид говорит:

– Господи, как на этот раз мы с тобой будем воевать?

– Господь говорит: давай. Давай сделаем так.

И всегда было интересно! Вы понимаете, что Господь хочет расширить наши возможности, и потому ему нужны кроткие люди. Кроткий – это не слабый, это смелый, это сильный человек. Что изменилось в Петре? Петр был сильным человеком, говорит:

– Господи, я на смерть готов пойти.

И что вы думаете, это пустые слова были Петра? Что вы думаете, он трусливый был человек? Нет, он на самом деле был смелым. Взять меч, один, тут 600 вооруженных людей и начинать рубить, он хотел головы, просто промахнулся. Вы думаете, что это любой может так? Это был сильный человек! Но Господь хотел расширить его возможности. Теперь, что он стал слабым Петр? Вы знаете, что произошло позже? В Книге Деяний вы прочитаете. Однажды Петр там проповедовал о Христе, который воскрес и негодовали эти начальники, священники негодовали:

– Что вы наполнили Иерусалим этой вестью об Иисусе. Нет прохода от вас. Замолчите.

– Петр говорит: а что вы? Судите сами: нам Иисус сказал идти проповедовать, а вы? Кого нам слушаться больше?

И вы знаете, что там написано?

«Видя же смелость Петра…»

А это между прочим одна из проповедей, вот тогда в день пятидесятницы. После пятидесятницы была, именно в том месте, именно там Петр стоял, где он отрекся от Христа. Вы представляете себе, на него смотрят его противники, вот эти все, которым не нравится проповедь о Христе, смотрят и говорят:

– Слушай, этот тот Петр, который у этого костра позорно отрекся от своего Иисуса!

Они знали это всё. И после этого написано: «Видя же смелость Петра». Тот же Петр, который там же, на том же месте, во дворе первосвященника, читайте в Деяниях, тот же, который отрекся, теперь он смело проповедовал и говорит:

– Вы как хотите, вы можете запрещать не запрещать. Мне Иисус сказал, и я буду об этом говорить.

«Видя же смелость Петра…»

Этот Петр не стал слабее. Но что изменилось в Петре? То, что сказал Иисус. А что сказал Иисус?

– Петр, Пётр! Ты был молодым, ходил куда хотел.

Свобода! Делаю что хочу. Полная свобода. А теперь, говорит Иисус:

– Меняются времена. Прострёшь руки твои, тебя препояшут. Раньше ты сам это делал, теперь тебя препояшут, поведут, куда ты не захочешь тебя поведут.

А как вам это нравится? А вообще, вы что выбираете? Какой вариант? Вы бы как хотели, как молодой Петр, или как «куда хотите», да? А вы знаете, что это плохой вариант. Знаете, это очень ограниченный вариант. Господь хочет расширить вашу деятельность. Хотите? На это способны только кроткие люди. Как? Кто-то скажет:

– А как это так, меня свяжут и поведут, это что лучше?

– Иисус говорит: Петр, ты увидишь, что будет.

– Да я могу освободиться.

– Петр, это не самый лучший вариант. Давай делай, так как…

Между прочим потом, чуть позже, вся Библия об этом. Знаете, вот это вера настоящая. Вся Библия об этом. В конце Священного Писания Книга Откровение. Иоанн видит видение, видит Бог ему показывает откровение, и смотрит в белых одеждах множество людей 144000.

– Знаешь, кто это? Знаешь, кто они?

Тот, который сопровождал Иоанна ангел, говорит:

– Это знаешь кто они? Это те, которые пришли от великой скорби.

Хотите быть в их числе? А знаете, что это значит? Это те, которые пришли от великой скорби, они омыли одежды свои и убелили в крови Агнца, и одна очень важная характеристика этих людей. Знаете, что там написано? «Они следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел». Вот это характеристика кротких людей. Это то, о чем Иисус Петру говорил:

– Петр, наступает время, ты пойдешь, куда не хочешь пойдёшь.

Господь хотел бы видеть всех нас сильными и при этом кроткими. А кроткий человек – он способен слышать голос Божий, понимать Его волю и подчиняться. Через разные обстоятельства Бог это делает, даже через обстоятельства, скорее всего обстоятельства, которые внешне кажутся неблагоприятные. А вы знаете, что это может быть большущее благословение, потому что Господь может новые возможности открыть. Только ему нужны сильные люди, которые не испугаются, и не смешаются с толпой, которые пойдут за Ним, куда бы ни повел. Кротость и знание воли Божией, вы помните эту цитату? Если хотите знать волю Божью, то кроткие люди, а кроткие, помните, это не тот, которого ударили в одну щеку, как представляют люди. Да, это тот человек, который может подставить другую щеку, подставить добровольно. Это надо быть сильным человеком, чтоб такое сделать. Понимаете? Не слабым! Сказать:

– Ну, давай и сюда.

Вы понимаете, что это не слабый человек. Слабый на такое не способен, он будет бежать, ты его еще не ударил. А Богу нужны сильные люди, и они есть. Но не просто сильные, потому что сильных много, они машут мечами направо, налево. Но это так ничтожно по сравнению с теми возможностями, которые есть у Бога. А чтобы эти возможности для нас открылись, надо быть кротким, надо оценить ситуацию и сказать:

– Могу справиться, но хотел бы сделать это лучше. Господи, что скажешь? Какие у тебя планы? Я хочу исполнить волю Твою.

И тогда вы увидите какие опыты будут у Церкви. Вы увидите какие опыты будут у Церкви! Как Петр тогда, в том же дворе, где он отрекся позорно. Он стоял, и все, кто его слышал, говорили:

– Это не тот Петр. Это сильный Петр.

Хотите идти за Иисусом куда Он поведет? Какой вариант лучше? Куда хочу, туда и иду или когда: «Господи, веди меня». Как правильно. Я желаю вам этого. Что будет? Не знаю. Знаю, что будет хороший конец. Какими путями мы пройдем узкий путь, трудный? Но знаете, будет великая победа. На такую победу никакой человек сам по себе не способен. Это выходит за рамки наших возможностей! А Господь хочет расширить их, и потому Он предлагает нам идти по Его стопам, а это значит быть кротким. Помните, Он говорит:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» (Мф.11,28-29)

Не забудьте, что кроткий – это сильный человек, не так как считается, это Библия говорит, и тогда открываются невероятные возможности и Господь хочет нас к ним привести. Да благословит вас Господь в этих новых опытах, которые нас ждут. Помолимся.

Отче Небесный! Мы как дети Твои обращаемся к Тебе с благодарностью за Слово Твоё, в котором Ты нас учишь и питаешь. Благодарим Тебя за примеры в Священном Писании. Помоги нам быть кроткими как Ты. Помоги нам быть сильными в вере, чтобы Ты мог использовать нас для славы Твоего имени, и для того, чтобы многие еще люди могли узнать о Тебе, стать тоже сильными, могли наследовать Твое Царствие со всеми искупленными. Во имя Иисуса просим Тебя об этом. Аминь.