Библиотека soteria.ru
Полный сборник проповедей
Юрий Юнак
Дата публикации: 07.05.17 Просмотров: 42378 Все тексты автора Юрий Юнак
Плач в Раме слышен…
Евангелие от Матфея 2,18: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Эти слова, евангелист Матфей, записал в связи событием, которое произошло в Вифлееме: по приказу царя Ирода, были убиты все младенцы мужского пола. А это произошло потому, что Ирод очень боялся за свой престол. Если он где-то чувствовал угрозу, то он все делал для того, чтобы у него не было соперников. В те дни, в Вифлееме, родился Иисус. На востоке, волхвы, увидев звезду, а по древним книгам они знали, что звезда появится, когда в Иудее родится Спаситель; это когда-то еще Валаам произнес пророчество, пришли в Иерусалим, спрашивая: «Где родившийся Царь Иудейский?» Об этом Матфей записывает во 2 главе в 18 стихе, когда Ирод приказал убить всех младенцев Вифлеема, Матфей, вспоминая пророчество Иеремии, произносит пророчество: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Интересно написаны пророчества Ветхого Завета: «Рахиль плачет о детях своих». Вы знаете, что в Ветхом Завете, вы нигде не найдете описание того, что Рахиль плакала. История Рахили начинается в 29 главе Книги Бытие, там мы встречаем Рахиль у колодца, куда приходит Иаков, она еще не знала, что это ее будущий муж, а Иаков оказался там, потому что он бежал от брата своего Исава; ему пришлось бежать. Он так хотел получить право первородства, особые благословения отца, и большую часть наследства, что он решил пойти на обман. И мать ему в этом помогла. Когда мать услышала, как отец отправляет старшего сына за дичью, чтобы затем благословить его, она быстро пригласила Иакова, приготовила любимое кушанье отца, одела Иакова в одежды старшего брата, Исава, и т.к. отец уже был стар и плохо видел, они надеялись, что смогут обмануть отца. Но обман обнаружился, когда вернулся старший брат. И так, Иаков, оказался далеко от дома, ему пришлось бежать от старшего брата Исава. Много пришлось пережить матери, в результате того обмана, который она совершила вместе со своим сыном. Они так больше и не встретились, потому что, когда Иаков, наконец-то, вернулся в дом отца, матери уже не было в живых. Иакову тоже много пришлось пережить. Его часто обманывали, его тесть не раз его обманывал. Вместо любимой Рахили, он отдал ему в жены старшую дочь, Лию. И вот теперь, Иаков, был далеко от дома, на поле, в местности, где жил Лаван. В 29 главе мы видим Иакова, как он встречается с Рахилью. И во время встречи, мы слышим: кто-то плачет, но не Рахиль, это плачет Иаков. Эта встреча описана в 29 главе Книги Бытие стихи 10-11: «Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль, и возвысил голос свой и заплакал». Интересно, что история Рахили начинается плачем, и закончится плачем. Нигде вы не встретите, что плакала Рахиль. Хотя, понимаете, что ей было о чем плакать. Только подушка знает, сколько слез она пролила. И всё на какую тему? Нет детей. «Плач в Раме слышен». В Раме? Мы нигде не встречаем, что Рахиль была в Раме, и тем более, плакала. В Раме плачет кто-то, но не Рахиль. Плачет другая женщина – это уже история Анны, матери Самуила. И эта история записана в 1 Книге Царств в 1 главе: «у Анны не было детей». На Востоке в то время, считалось большим проклятием и позором, если у женщины не было детей. Дети считались Божьим благословением. И каждая женщина мечтала подарить своему мужу не одного ребенка. Как они гордились, тем что могли родить своему мужу многих сыновей. И она очень просила Господа, чтоб Бог дал ей детей. Она часто плакала, ее часто обижали, именно по этой причине: нет детей. Ее муж, муж Анны, происхождением был из Ефрафы. Ефрафа – это Вифлеем. Но жили они теперь в Раме. И Анна жила в Раме. Много слез пролила она в Раме. И вы представляете, как пророки пророчества записывают? В одном предложении они поднимают не одну историю. «Плач в Раме слышен». Кто плачет? Это Рахиль плачет. О чем плачет? Нет детей. И перед вами две жизни, две истории – Рахили и Анны, которые очень похожи одна на другую. «Плач в Раме слышен. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Но эту историю Матфей вспоминает, произнося слова пророчества пророка Иеремии, в связи с событиями в Вифлееме. А что было в Вифлееме? И опять мы возвращаемся в Книгу Бытие, потому что там что-то произойдет. Когда Иаков возвращался от тестя своего Лавана, он был богатым человеком. У него было множество крупного и мелкого скота. Он собрал все свое богатство, своих жен и детей, и отправился в путь. Они медленно передвигались на юг, в ту местность, где жил его престарелый отец Исаак. Семья Иакова подходила к Вифлеему. И когда они приближались к Вифлеему, Рахиль родила еще одного сына. Это были трудные роды, Рахиль умирала. И когда она умирала, и родился второй ее сын, она сказала: «Это Бенони». В древности всегда давали имя со значением. Рахиль, умирая, сказала: «Это Бенони», что значило: сын моей печали, Бенони. Но пришел Иаков, закрыл глаза Рахили, и сказал: «Это Вениамин — сын моей правой руки, сын радости». Так закончилась история Рахили. Ее хоронили у входа в Вифлеем. Иаков плакал, плакала вся семья. Рахиль уже не плакала. Когда пророк смотрел в будущее, и вспоминал прошлое событие, он слышал плач в Вифлееме, и говорил: «Плач слышу, это плачет Рахиль. О чём плачет? Нет детей». И Матфей, который внимательно следил за событиями жизни Иисуса, от начала и до самого конца Его служения на земле, он поднимал пророчества Ветхого Завета, и останавливаясь, говорил: «Вот, еще одно пророчество сбылось», и цитировал эти пророчества. Этим отличается Евангелие от Матфея от всех других Евангелий. Он поднимал пророчества Ветхого Завета, и указывал, и говорил: «Вот оно, еще одно сбылось». И в нашем случае, он вспоминает пророчества пророка Иеремии. И вы знаете, не случайно, Иеремию, называют плачущим пророком. Единственная книга в Ветхом Завете, написанная этим пророком, которая так и называется: «Плач Иеремии». Это пророчества, пророка Иеремии, которое цитирует Матфей, записано в 31 главе Книги пророка Иеремии в 15 стихе. Вот как оно звучит: «Так говорит Господь: голос слышан в Раме, вопль, и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет». Интересное выражение в этом стихе: ни не может утешиться, а не хочет утешиться. И в Библии есть только три стиха, где используется это выражение: «не хочет утешиться». Два стиха мы уже прочитали – это, по сути, один и тот же текст. Один стих записан у Иеремии 31,15; второй записан в Евангелии от Матфея 2,18, с которого мы сегодня начали сегодняшнее повествование, — это, по сути, цитата первого стиха. Матфей вспоминает пророчество, которое произнес Иеремия. А третье место, где используется эта фраза, мы находим в Книге Бытие 37,35: «И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться, и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его». Вы вспоминаете эту историю? Это история Иакова, когда его сыновья возвратились домой, и принесли ему окровавленную разноцветную одежду, и спросили: «Не твоего ли сына эта одежда? Мы нашли ее». Когда Иаков увидел одежду Иосифа, он горько заплакал, он понял, что Иосифа – нет. «Верно, растерзан Иосиф» — плакал Иаков. Собрались все сыновья и дочери, чтобы утешить отца. Но он, написано: «Не хотел утешиться». «Дайте мне поплакать, нет моего сына». Если вы слышали, как плачут люди, потеряв близкого и дорогого человека, то часто они плачут от третьего лица. И я представляю, как мог плакать Иаков. Рахили уже не было в живых. И когда Иаков держал эту одежду Иосифа в руках, он плакал: «Рахиль, Рахиль! Как хорошо, что ты не видишь того, что видят глаза мои; нет Иосифа – сына нашего, нет». В сериалах, которые многие с упоением смотрят, часто используют прием, в котором вам показывают одну сцену, где люди о чем-то говорят, затем, быстро, вас переносят в совершенно другое место, и там вы слышите, слово в слово, повторяется то, что говорилось в предыдущем эпизоде. И это захватывает зрителя. Но вы знаете, Библия, написана намного интереснее! Смотрите, что тут происходит. В 35 стихе вы видите картину того, как сыновья и дочери Иакова, пытаются его утешить: Иаков плачет, безнадежно потеряв своего сына Иосифа. И тут же 36 стих: «Мадианитяне же продали его в Египет Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей». Вы переноситесь в Египет, и вы видите, что происходит на рынке: Мадианитяне, в это время, когда Иаков плакал в Палестине, продавали Иосифа Потифару. И как этот стих написан: «продавали его в Египет царедворцу фараонову, начальнику телохранителей». В таком коротком предложении, фактически, предвосхищается вся история Иосифа наперед, потому что он будет жить в доме Потифара, дом попадет под стражу, а затем, окажется во дворце фараона. И в одном стихе, вы видите, что Бог готовит для Иосифа и для всей семьи Иакова, в те минуты, когда Иаков плачет и не хочет утешиться, не видя никакой надежды. Если бы Иаков это знал, как вы думаете, плакал бы он? Я думаю, плакал бы. Но это были бы слезы радости. Древнюю историю, плачущий пророк Иеремия, заметил, запомнил. И через эту историю, он предсказал другую трагедию в Вифлееме. Опять услышите плач: это Рахиль плачет – нет детей. И если вы откроете это пророчества Иеремии, вы увидите туже картину, Иеремия 31:15-16: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской». Если бы Иаков знал, если бы он мог увидеть будущее, он бы увидел, как возвращаются его сыновья из Египта, с вестью о том, что Иосиф жив! А смотрите как в Евангелии от Матфея 2:18, как он вспоминает это пророчество: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». А в 19 стихе, далее: «По смерти же Ирода, се Ангел Господень, во сне является Иосифу в Египте». Какому Иосифу? В каком Египте? Вы представляете, что делает Матфей, как он соединяет эти тексты? И опять, в одном предложении, поднимается несколько историй. Вы видите, что делает Ангел в Египте в истории Иосифа и Марии? Но вы понимаете, что видел пророк? Если бы Иаков знал, что Ангелы готовили для его семьи в Египте. Если бы он видел, как возвращаются его сыновья из земли неприятельской, плакал бы он? Плакал бы. Но это были бы слезы радости. Возвратились сыновья, приходят к отцу. Я хочу, чтобы вы увидели эту картину, непросто услышали, чтоб увидели. Приходят к Иакову, старому престарелому отцу своему, трудную он жизнь прожил, и начинают ему говорить: «Отец, нам нужно сказать тебе, что-то очень важное: Иосиф жив, жив Иосиф твой, он в Египте». Вы представляете себе Иакова, когда он услышал это из уст своих сыновей? Он не поверил. Иаков плакал: «Нет, дети мои, не говорите этого, нет Иосифа, я никогда его больше не увижу, я помню тот день, когда вы мне принесли его одежды, нет его». «Жив сын твой, Иосиф, мы видели его, он сейчас в Египте, он великий человек в Египте», — говорят сыновья. Я хочу, чтоб вы увидели Иакова, как он выходил, опираясь на посох, дрожащей рукой, как он пытался увидеть, сквозь слезы, что его сын послал ему из Египта. «Не плачь, отец, жив Иосиф, сын твой; посмотри, вот и колесницы, которые он направил за тобой, чтобы ты отправился к нему». Как вы думаете, плакал Иаков? Плакал, но это были слезы радости. «Полно тебе Иаков, полно тебе Израиль; пойду, увижу сына моего; еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру». И из Палестины в Египет направлялись колесницы. Иаков, который прожил нелегкую жизнь, теперь ехал на встречу с сыном своим, Иосифом. Вы знаете, в вашей жизни, возможно, тоже много горя было и несчастий. И вы не раз плакали, и, возможно, плакать еще будете. Но помните одно – в те минуты, когда вы не видите никакой надежды, когда вы безутешно плачете, что в эти минуты, в Египте, Иосиф готовит колесницы. Как много матерей на этой земле плачут о своих детях! Как много пролито слез. Может быть, и вас жизнь с кем-то разлучила, и вам много пришлось плакать. Помните, когда вы безутешно плачете, Господь готовит вам колесницы в Египте! И наступит тот день, когда вы выйдите и увидите приближающееся облако, и услышите голос Сына Человеческого, и Ангелы начнут служить людям. Вы знаете, написано, что Ангелы понесут детей и вручат их матерям, которых, когда-то, они потеряли. Вы представляете матерей Вифлеема? Они снова будут плакать, но это будут слезы радости. Помните, что однажды, вы выйдите, и посмотрите, что Господь приготовил для вас, пока вы плакали. «Полно тебе Израиль, жив еще Иосиф. Пойди, увидишь, что он приготовил для тебя». И в тот день, когда вы увидите облако, вы будете плакать, но это будут слезы радости. Когда вам будет трудно на этой земле, вспоминайте пророчества плачущего пророка Иеремию: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской». Пусть это будет вашей надеждой! Аминь.