«Неравная борьба»

Это особая суббота, мы мысленно переносимся всегда в одно и тоже время, в такую субботу. В те дни переносимся мысленно, когда Иисус был со своими учениками. И вот то, о чем пение было «Не покидай меня», чуть позже они поймут, что это значит. Но в этот вечер они не понимали ничего, что это значит без Иисуса остаться. Чуть позже они поймут, что значит остаться без Иисуса, но сейчас они были сосредоточены каждый на себе, они чувствовали себя очень уверенно, все 12 учеников. Давайте откроем опять одну из глав, это 13 главу Евангелия от Иоанна, которая описывает все эти события. Еще раз увидим, что же там происходило.

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все».

Если прислушаться к этому диалогу, послушать, что происходит с Петром, то такое впечатление складывается, что Петр ведет игру без правил. У Иисуса есть какие-то правила, и Он придерживается этих правил, а у Петра нет никаких правил.

– А, ни за что меня не умоешь! Нет, теперь мой всего!

У него меняются обстоятельства каждую секунду. Так не только с Петром, тут Иуда рядом. Иисус начнёт говорить о предательстве. Учеников это заинтересует: «не я ли, Господи». Все спрашивают: «не я ли, Господи». Иуда тоже спрашивает: «не я ли, Господи». Какая-то игра без правил, правда? А Он что не знает, и что Он сделает через несколько минут? Что Он сделает? Куда пойдет? Вы представляете себе, если бы, ну, любое спортивное состязание взять. Видели, как на определенную дистанцию забег происходит? Представьте себе, что один спортсмен, он бежит и соблюдает все правила: один круг, второй круг, третий, скоро финиш, правда? А другой: он себе, так один круг, а потом, не по дорожке своей, а напрямую к финишу. Кто быстрее прибежит? А какая разница? Финиш главное, правда? Кто выиграет? А тот второй решит: «Ну, а я, что хуже? Давай и я». Иногда наша жизнь похожа на вот такую игру без правил. С Петром это происходило. А какая разница, как мне достичь того, чего я хочу.

– Давай мечом, Господи.

– Нет. Меч вложи в ножны свои.

– Ага, ну, тогда обманывать начнем.

– Там, это служанка говорит: ты тоже из них.

– Нет! Ты ошиблась.

– Петр, что с тобой? Что, уже никаких законов не существует?

Надо выжить как-то в этом мире, правда? Не проживешь по этим правилам. которые Господь предлагает. Надо как-то выжить в этом мире. Иуда. Вы знаете, что с Иудой происходило? Часто, мы когда смотрим, как люди выживают в этом мире, иногда зависть, или что это происходит с нами. Думаешь: смотри, слушай, они ж неграмотны, а достигают всего, мы-то, благодаря, слову Божьему, мы намного лучше по жизни так можем устроить всё, только правила мешают. Люди используют разные трюки, приемы, чтобы влиять друг на друга, чтобы манипулировать другими людьми. Нам нельзя. Но когда смотришь, как это происходит у других, и как им удается, не проскальзывает такая мысль:

– Слушай, если бы я взялся так, как ты жить, я бы намного большего бы достиг, только, видишь, мне суббота мешает. Обманывать там мне нельзя.

Как вам, правила не мешают? Если посмотришь на жизнь человека, который живет по правилам, и человека, которому все можно, кажется, на первый взгляд, вот тот, которому все можно, он в лучшем положении. Ему всё можно. Он может прийти к финишу и напрямую. Он может и обмануть, и слукавить, а ты будешь еще наматывать круги. Как вам кажется? Не мешают эти правила? Вы знаете, вот это обстоятельство повлияло даже на христиан, таким образом, что христиане начали чувствовать себя неудобно, и начали искать в Священном Писании, как эти правила обойти.

– Что тут имел ввиду Иисус, когда дал нам все эти правила? – А, наверное, Он имел в виду это в духовном плане.

Ну, например, когда говорят: «когда ударили тебе в одну щеку, подставь другую». И неверующие смеются:

– Ну, ваша религия! Видишь, какая ваша религия! Ну-ка подставь мне другую щеку, посмотрим, как ты… Что это за христианство у вас? Вы, вообще, уже никакого стержня в жизни! С вами можно, как хотите, потому что я тебя ударю, потом ты обязан мне подставить другую щеку, чтобы я тебя ударил.

И мы, когда под давлением, вот такого отношения к Библии, к христианству со стороны людей, которые смеются или не верят, мы начинаем искать выход какой-то.

– Ну, тут имел в виду Господь, в духовном смысле, это не прямо-таки, чтоб подставил тебе другую щеку.

Христианам иногда мешают эти правила, о которых Господь говорит, и они начинают искать выход. Закон не помогает нам выиграть, правила не помогают выиграть, и действительно, об этом много Павел писал, говорит:

– Закон не спасает вас, вы не сможете достичь совершенства, вы не можете сами, в вас силы нет, вы нуждаетесь в помощи во Христе.

– А, значит, если не может закон, по правилам я не смогу первым дойти до финиша, значит не нужен.

Так?

– Христос пригвоздил закон ко кресту. Правила не нужны.

Христиане, даже под давлением вот этого впечатления, что люди-то без правил лучше живут, начинают свергать из себя иго правил, которые Господь оставил. А между прочим, оставил для нашего же блага, чтоб мы лучше жили.

– Ну, как лучше? Если те лучше живут, чем мы. Как лучше? Не работают эти правила.

– Ну, надо отбросить.

– А Библия не позволяет отбросить.

– Ну, надо сделать так, чтобы позволило. Где там Бог Христос, субботу отменил? Ну-ка найдем в Писании.

И умудряются найти. Находят. В Откровении нашли. Отменил. Воскрес в воскресенье, значит, тоже отменил. Ну, надо ж понимать духовные вещи. И так христианство избавляется от правил. Невыгодно. Те обойдут нас, не понимая, что эти правила нам нужны. Мы погибнем без правил, мы задавим друг друга. Попробуйте позволить к финишу идти любым путем, вы знаете, что будет? Задавим друг друга, это катастрофа без правил. Но вернемся сюда.

Иисус с Петром беседует. У Иисуса есть строгие правила.

– Петр, так надо.

У Петра нет этих правил.

– Господи, что надо делать? Ты на меня можешь положиться, я тебе все достану, всё сделаю. Меч есть, всё решим.

– Петр, у меня легионы ангелов есть. Но превыше – правила. Как мы будем строить отношения? Превыше всего. Что твой меч?

У Иуды, это тот момент, когда Иуда посмотрел: книжники, фарисеи, какой почет, какое уважение! У Иисуса такие возможности! Он из 5 хлебов – 5000 накормил! Какой фарисей может похвастаться такими возможностями! Кто из членов Синедриона, покажите мне, может такое сделать? Кто? А люди перед ними расступаются, преклоняются, а над Иисусом могут и посмеяться. Непорядок! Надо что-то решить. Попробуем. Ученики пробовали, несколько раз пробовали с Иисусом что-то сделать, чтобы его воцарить. Иисус ставил их на место, Он не действовал без правил. Иуда решил тайно нарушить правила. Договорился со священниками. Что-то у нашего Учителя чего-то чуть недостает, мы Ему поможем. Чуть-чуть ему недостает для полного счастья. И чего недостает? Что мешает? Финиш уже рукой подать, а Он еще круг очередной. Что мешает? Вам ничего не мешает? Вы знаете, почему Иисус собрал 12 учеников, накануне своего распятия? Вот этот вечер, чем-то напоминает тот день, когда Иисус вошел в воду Иордана и стоял перед Иоанном Крестителем. Иоанн Креститель говорил:

– Мне нужно у тебя креститься.

– А Иисус говорит: оставь сейчас. Сейчас нам нужно исполнить всякую правду.

И чем-то похоже этот вечер. Теперь уже стоит Иисус, вода и Петр.

– Иисус говорит: омытому нужно ноги омыть. Надо исполнить всякую правду.

А Петр предлагает варианты, как ускорить, как улучшить ситуацию. Вам не мешают правила по жизни? Вам не кажется, что это наша слабость? Вспомните Иисуса в пустыне. Иисус в пустыне, сразу после крещения… Но смотрите, Иисус ведёт эту борьбу, и это борьба очень неравная. Мало того, что Он физически истощен, 40 дней не ел, Он еще подчинен другим правилам, а дьявол – он может обмануть. Иисус открыт, Он уязвим, Он не может притвориться кем-то другим, Он не может обмануть, Он не может украсть, Он не может убить, Он не может ничего этого сделать, Он подчинил себя закону, Он уязвим со всех сторон. У дьявола совершенно другая ситуация. Он может предстать в виде ангела света, он может открыто сказать: «поклонись», он может обмануть, он может слукавить. Неравные условия, правда? Может быть нам тоже. Дело в том, что вот этот вид борьбы – это необычная борьба, то, о чем Павел говорил: «ваша борьба не против плоти и крови» Это особая великая борьба, и вы, действительно, в неравных условиях. Вы не можете победить, вы не можете с человеком состязаться, потому что у него одни правила, у вас другие. А что говорить с дьяволом, у которого, ещё и силы, и возможности выше ваших. Это неравная борьба. Вот это то, чего не понимал Пётр в тот вечер, потому рассчитывал на свои силы, на свой меч. Это именно то, чего не понимают многие люди сегодня, и путают вещи. Они пытаются бороться, проигрывают и говорят: «закон не нужен». А ведь дело не в этом. Говорят:

– Так сказано же: праведный верою жив будет.

– Всё правильно.

– А не закон. Закон не нужен.

– Стоп. А это кто сказал? Кто придумал?

Такой ловкий обман. Такой завуалированный. Действительно, только верой можно выжить, потому что победить по правилам того, кто напрямую, невозможно. Борьба наша немножечко в другом заключается. Как раз в том и заключается наша борьба, чтобы остаться в этих правилах, и подчиниться закону, как подчинился наш Господь, независимо от того, что будет, и остальное, верьте, решит Господь. Вот эту истину не понимал Пётр, Иуда, так и не понял, и многие другие ученики. И вот урок, напоследок приготовил Господь для своих учеников. Он многому их учил, три с половиной года, а вот это истина оказалась самой сложной для понимания, и потому Иисус собрал своих учеников, Он завтра уже не сможет ничего преподать. Сегодня, в этот вечер, надо решить этот вопрос, чтобы понял Петр, чтобы понял Иоанн, чтобы Иаков понял, Фома, чтоб понял. Что понял? Когда пропоет петух… Слышали, пел петух? Когда пропоет петух, ты обнаружишь, что ты банкрот духовный. А знаешь, почему? Решил пойти напрямую. Когда пропоет петух, поймешь. Ты не можешь победить, тебе нужен Кто-то. Вот этот урок Господь хотел ученикам преподать. И перед ним стоял Петр, это был тот же израильтянин, которого вы видели в пустыне 40 лет, но характер его, одним словом представлен – жестоковыйный. Ну, такая шея, которую никак не свернуть, он стоит на своем и всё.

– Иисус говорит: дай ноги омою.

– Только через мой труп.

– Ну, тогда нам не по пути.

– Господи, я пошутил.

– Петр, что выбираете? Правила?

– Так это же законничество.

Нет? Между прочим, вот это слово «законничество», придумали люди в наши дни. Вы нигде в Библии не найдете «законничество» в негативном смысле. Даже когда Иисус говорит: «один законник пришел», когда евангелисты описывают, нигде законник не звучит в Священном Писании в негативном смысле, везде с уважением. Негативное, что там звучит, скажу, что звучит. Лицемеры! Вот это негативно. А что такое лицемеры? А вы знаете, это не законник. Это тот, который играет без правил, который говорит одно, а делает другое. Лицемер – это то, о чем Иисус говорил:

– Вы, как они говорят, делайте, а по делам их не поступайте.

Помните? Христиане перепутали что-то, нет? Избавиться от закона хотим? Думаете, нам будет лучше? Не передавим друг друга? Вот этот урок, как преподать этот урок? Знаете, что сделал Иисус? Имея в своем арсенале такую мощь, Он это продемонстрировал. Когда они вышли в сад Гефсиманский, Он молился, ученики спали, потом Он говорит:

– Полно, вставайте, уже пришли, вот и предающий Меня идёт.

Послышался звон металла, голоса. Иисус говорит:

– Кого ищете?

– Они: Иисуса из Назарета.

– Вот Я!

И знаете, что произошло? Они упали. Имея в Своем арсенале такую мощь, Он говорит Петру:

– Петр, спрячь меч.

И исцелил раба. Он действовал только по правилам. Когда казалось, это невыгодно, Он действовал только по правилам. Как Ему ещё преподать своим ученикам этот важный урок? Вы знаете, Он за этот закон, который сказал, что Я пришел не нарушить, но исполнить, Он готов был умереть. А христиане потом извратят это, и скажут:

– Он закон отменил своей смертью.

Вы подумайте, какой смысл умирать за этот закон, доказывая, что он действует, он должен быть. Какой смысл? Он Своей смертью только утвердил закон, что он нужен этот закон. Он ничего не нарушил, несмотря на то, что это было Ему невыгодно. Невыгодно по-человечески. Он остался стоять до конца. И можно было бить Его и спрашивать: «угадай, кто?». Ему нельзя. Им можно обманывать, Ему нельзя, им можно было слукавить, им можно лицемерить, им можно кричать, им можно идти за толпой, им можно, всё можно, Ему нельзя. И Он готов за эту свою свободу остаться верным – умереть. Знаете, почему? Чтобы показать, что и нам это можно – остаться верным до конца, и благодаря этому Он победил. Вы понимаете, где победа? Потому что закон, который Господь предлагает нам, он нужен, как воздух. Оно не видно сейчас, но только подчиняясь этим правилам можно выиграть великую борьбу. Именно в этом заключалось, или победа, или поражение Христа. Если бы Он нарушил закон, дьявол торжествовал бы.

– Ну, что? Не получается, правда, по Божьим заповедям жить. Правда? Чего требуешь от людей бедных, несчастных людей?

– Но, Иисус сказал: идет этот князь мира, и во Мне не имеет ничего. Я пришел, чтобы возвеличить и прославить закон. Я пришел исполнить закон, наполнить его смыслом, чтоб вы помнили, что блаженны плачущие.

– Как?

– Блаженны кроткие.

– Не может быть!

– Блаженны алчущие и жаждущие… Блаженны люди, которые подчиняются правилам, даже если это невыгодно.

И сегодня это не видно, что они в лучшем положении, завтра это откроется, и те, кто бежали не по правилам, будут бежать к горам и скалам. Они будут готовы за каждый пропущенный круг, все отдать, в 10 раз, но уже поздно. Это как те 10 дев. Вы знаете, что они готовы были отдать за масло? Но поздно. Это как Иуда, который бросил деньги, ему уже они не нужны, но поздно. Не играйте без правил, будет поздно. Вот этот урок, Иисус, так хотел ученикам преподать. Есть правила, которые надо соблюдать. И Он склонялся перед каждым, чтобы омыть ноги: перед Иудой, перед Петром. И говорит:

– Запомните это правило. Всякий раз, когда вы будете вспоминать последний вечер, последний наш урок, запомните это правило, исполните всякую правду. Не упрощайте себе жизнь – проиграете. Сделайте как надо. Омывайте ноги друг друга.

Пусть это великая истина, о праведности через веру в Иисуса, который, единственно, может победить в этой борьбе, о праведности, которая не полагается на свои усилия, наших сил недостаточно, мы проиграем, о праведности, которая верой следует за Иисусом. Как? Иисус сказал, как:

– Отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мной, возьми иго, ибо иго Моё легко. Следуй за Мной. Откажись от всяких кривых путей. Беги по этой дорожке, узкой, единственной проложенной. Не нарушай правила, и только так победишь. Аминь.

«Зависть патриархов»

Мы сегодня остановимся на истории, которая записана в 7 главе Книги Деяния Апостолов. Если вы откроете 7 главу Деяния Апостолов, вы увидите, что это проповедь. Чья проповедь? Стефана. В очень непростых обстоятельствах, но сильная проповедь. Когда читаешь эту проповедь, вообще, в Библии не так много проповеди, которые настолько подробно изложены, это одна из них, одна из проповедей, которая записана, похоже дословно. Есть некоторые проповеди, которые, видно, что основные мысли записаны в Библии. А это, похоже дословно, всё как было. И описаны те обстоятельства, в которых Стефан её произносил, и те причины, которые его побудили говорить именно на эту тему. А было так: в шестой главе, сразу после того, как мы читаем об избрании дьяконов, в числе которых был и Стефан, написано, что:

«Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии…»

Видите, как много представителей разных университетов духовных, со всех мест, вступили в спор со Стефаном. Сколько выдающихся мужей начинают спорить со Стефаном. 10 стих: «но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». «Мудрости и Духу» –задумайтесь над этими словами. Вы знаете, чем отличается ученость от мудрости? В чём отличие? Может человек иметь большие познания, а не иметь мудрости, может такое быть? Может быть такое – голова, как энциклопедия, а мудрости по жизни нет? А как вы думаете, что важнее? Мудрость. Я не хочу умалить знание, потому что это очень важно, Господь всегда избирал, искал мужей, которые имеют и высокое знание, и большое образование. Смотрите, самых лучших, кого Господь избрал: Моисей, он имел самое высокое на тот момент, на то время образование, и потом Господь еще учил мудрости 40 лет. Даниил тоже. Я сказал бы, что это самые великие мужи Ветхого Завета, правда? Даниил и Моисей. Даниил получает самое высокое, на его время, образование, но еще что-то, что потом… В Книге Даниила, когда мы читаем историю об этом муже, что потом обозначали такими выражениями, «человек, который имел высокий дух». Помните это выражение? Был мудрым человеком. Помимо того, что он имел большие, обширные познания в разных науках, о чем мы читаем в первой главе Книги Даниила. Так вот тут, когда мы смотрим, что происходит в этом споре со Стефаном: не могли противостоять мудрости и духу в Данииле, это все соединилось – мудрость, жизненная мудрости, он по жизни был мудрым человеком, что тоже от Бога, и дух, высокий дух. А в чем это выражалось? Мы используем выражение иногда: «не теряет присутствие духа». Что это означает? Человек, который не теряет присутствия духа. Владеет собой, правда? Человек, который не теряет присутствие духа – это тот, кто владеет собой, независимо от обстоятельств, правда? Уверенный. Он спокоен. Смотрите, трое юношей, печь раскалённая, что вы видите? Спокойны. Царь говорит:

– Вы не слышали музыкальных инструментов, которые заиграли? Вы же знаете, что надо пасть и поклониться. Я даю вам еще один шанс. Понимаю, может быть какие-то обстоятельства помешали вам вовремя упасть вместе со всеми.

А что говорят трое друзей?

– Во веки живи.

Вы чувствуете, даже, вот как они это говорят? Человек, который испугался, он совершенно не так себя ведет: «да, да, да, спасибо, пожалуйста, мы…» Эти люди не так себя ведут, они говорят:

– Царь, мы всё слышали.

– Может повторить.

– Не утруждай себя царь. Не надо.

– Вы может, не поняли, что вас ждет? Смерть. Или может есть какой-то Бог, который может защитить вас от руки моей?

– Есть, царь.

Вы понимаете, что происходит? Царь уже волнуется, а они спокойны. А не так Даниил себя вел? Царь, 5 глава Даниила. У царя колени стучат одно о другое, царь вышел из себя, и кричит. Как, где дух? Почитайте эту главу внимательно дома, освежите в вашей памяти все эти картины, чтобы увидеть людей, которые теряют присутствие духа. И рядом приглашают Даниила, царь говорит:

– Я тебе дам сейчас дам третье место в царстве, и цепь, и ещё…

– Даниил говорит: царь, не надо. Третье место, почести отдай другому. Я тебе и так расскажу, что написала рука.

Как вам нравится? Где это можно получить – такую силу, и такую уверенность? Где? Скажите? Теперь Стефан. Вы понимаете, это муж сильный. Откуда у него такая мудрость и дух, которым он говорил.

«Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога». Ищут свидетелей. Засуетились. Кто скажет? Нашли.

«И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион». Это кто повел? Вот эти ученые мужи, представители разных университетов. В то время были школы, во всех этих местностях, во всех этих городах, которые перечислены. И эти люди были в Иерусалиме, и встретились со Стефаном, и спорили с ним, но не смогли, их столько, а он один. Не смогли противостоять мудрости и Духу. Слабые люди начинают прибегать к каким-то хитростям, когда не могут объяснить, аргументировать, спокойно начинают изощряться, ухищряться. Сами они не могут тут же, но а представьте себе, если они тут спорили, спорили, не доказали ничего, а потом:

– А, мы слышали, что ты хульные слова произносил.

Да? Ну, как-то несолидно, правда? Надо кого-то купить. Нашли негодных людей. «И представили ложных свидетелей, которые говорили: …ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела». Вот исполненный духа человек. Но давайте, еще несколько моментов, чтобы мы не упустили в этой картине. Значит находятся они в Синедрионе, тут ложные свидетели свидетельствуют, люди, которые всё это организовали эти ученые мужи, сами они ложное свидетельство не выдвигали, но они научили некоторых сказать. Ну, ученые научили. …Научили некоторых сказать, что сказать, и как, в общем эти негодные люди, которых научили ученые мужи, что говорить против Стефана, возбудили их. Смотрите, мало того, что научили они некоторых сказать, 11 стих, а 12 стих: «И возбудили народ». Это уже воздействие на чувства, те, которые, ложные свидетельства выдвигают, те, не должны быть на чувствах, потому что им не поверят. Должны быть спокойные люди, их научили как себя вести, владеющие собой, более, менее, но им нужна была и другая категория людей, на которых можно воздействовать. «Возбудили народ, и старейшин возбудили, и книжников, и напав…» Интересно, две категории людей: на одних воздействует больше на разум, «давай говори вот это, возьми себя в руки, говори так, чтобы тебе поверили». Другая категория «возбудили». А как они это делали – «возбудили». Возбудили народ, толпу, чтоб они кричали, что попало. Возбудили еще кого? Неограничились только народом. Возбудили старейшин. А это кто? А их что, так можно вывести из равновесия легко? Знаете, народ легко вывести из равновесия, но начальников, им по должности не позволено выходить из себя. Вы понимаете? Вы представляете себе старейшину, уважаемого человека? Если он начнет кричать, как к нему будут относиться? Вы можете себе представить уважаемого человека, начальника, чтобы он вышел из себя, и кричал? Какой у него авторитет будет? «И книжников возбудили… и, напав, схватили его и повели в синедрион». И теперь перед синедрионом. Тут ложные свидетели свидетельствуют, «и все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела». Чем-то он отличался. «Тогда сказал первосвященник: так ли это?» Как вы видите первосвященника, он в каком состоянии сейчас? Похоже спокоен. Во всяком случае, он спокойно, он не торопится побивать камнями Стефана, он уверен, он даже дает ему слово. Говорит: «Ну, что я слышу? Так ли это?» Вы знаете, что за этим стояло. Вы знаете, что за этим стояла великая борьба. А великая борьба, которую разжигает сатана в этом мире, она призвана, с одной стороны, придать вид законности дела, а с другой стороны, добиться своего. Понимаете, чем они занимались? А не подобное ли происходило, когда Иисуса судили? Вы помните, как это было? Ведь эти люди, та толпа, которая собралась на праздник Пасхи, они все были на стороне Иисуса. Кричали: «Распни!» Ведь они, еще вчера, готовы были Его на руках нести на престол Давида, и это реально было. Вспомните, «осанна» кричали. Теперь же, что-то произошло. А что произошло. Несколько ловких манипуляций, хитрых людей, и картина меняется. И даже вид законности сохранился. Кажется, все правильно, а как? «Ну, мы же решили». Я хочу, чтоб вы поняли, в какое время мы живем, и какая борьба идет. И хочу вам сказать, что может быть, кому-то в этом мире удавалось достичь сиюминутных побед, результатов. Но такие люди забывали, что их тоже использовал дьявол, как марионетки. Да, они добились чего-то. Да, они избавились от Мессии, конечно. Они избавились от Стефана, к сожалению, но они не избавились от своего характера. Господь милостив. Вы знаете, сколько Господь дает шансов еще. Как Господь спокоен в этом неспокойном мире, и предоставляет возможность за возможностью, чтобы эти несчастные не погибли, чтобы эти победители, горе-победители, не погибли навсегда. Он дает им шанс за шансом, чтобы они проснулись:

– Слушай, а что мы делаем?

Но если не поймут и не проснутся, картина и конец будет печальный. Там, среди этих людей, находился будущий герой Книги Деяния Апостолов. Знаете его имя. Тут мы впервые знакомимся с Савлом в этой главе. Савл слушает, внимательно слушает, он сначала видел. Он видел то, что у нас в 15 стихе 6 главы написано: «И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела». Он сначала видел, а потом внимательно слушал, а потом молча одобрял. Но слова, которые он услышал, не оставляли его в покое. Некоторые фразы, произнесенные Стефаном, сыграли ключевую роль в его судьбе. Некоторые фразы в будущем, перевернут всю его жизнь. Вот это сияющее лицо, и несколько фраз из проповеди Стефана, сыграют важную роль в жизни Савла. Но смотрите, я хотел бы, чтоб вы услышали, что слышал Савл, и что слышал синедрион. Надо сказать, что это шедевр, вот это проповедь. Ну, вот послушайте, 8 стих. Как он это делает! Вы дома всю проповедь прочитайте, а я только вот эти моменты. «И дал ему завет обрезания». Господь. Кому? Аврааму. Речь идет об отце нашем Аврааме, говорит Стефан. Дал Господь ему завет обрезания. «По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же…» Что сделал? Родил, двенадцать патриархов родил Иаков. Я хочу, чтоб вы увидели, как это описывает Стефан. Родились патриархи. Видите этих патриархов, которые только что родились? Ведь он мог по-другому это сказать. Но смотрите дальше. «Патриархи, по зависти, продали Иосифа…» Увидели? «…Но Бог был с ним» Победили, да? Патриархи победили Иосифа. «Но Бог был с ним». Когда Иосифа продавали, они делали выбор. Они выбор делали. Они высказывали каждый свое мнение, и потом голосовали, если не поднятием руки… Во всяком случае, они очень четко принимали решение, каждый принимал решение. Еще что они делали? Помните эту ситуацию с Иосифом? Как было? В начале, они говорили убить его, да? Патриархи по зависти решили убить. Собрались, говорят: «убить надо». Но там один из патриархов сказал: «Нет!» Кто? Рувим. Потому что логично, то, что Рувим сказал, те аргументы, которые привел, ты не можешь открыто сказать «нет» убить. Рувим приводил аргументы. Что они делают? «Но ведь надо так, как мы хотим. Нам надо избавиться от него». И что делают? Компромисс. В ров бросим. У них какие мысли? Избавиться. У Рувима какие мысли? Спасти. Видите, если поставить на голосование, голоса неравные – убить. Если аргументы, тоже никак, тут уже Рувим полностью перекрывает все голоса. Они не могут открыто противиться этому и аргументировать, чего-то не хватает. Что идет в ход? Хитрость. Собирают совет из одного, в нужный момент. Они его даже не вывели из совета. Вы понимаете, они даже не вывели, не исключили его из членов совета. Они просто воспользовались моментом: «Ну, заболел, ну, если один человек не придет, главное у нас кворум есть, голосуем, единогласно». А привести несколько доводов некому, «потому что нас эти доводы не устраивают, а хорошо, что нет этого голоса, который может их привести». Продали. Вернемся сюда. Вот это все рассказывает Стефан им. Они все знают. Это великий оратор. Он просто слово нужное использует: «патриархи родились». «Патриархи по зависти», и картина исчерпывающая. А смотрите дальше, 18 стих: «до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа». Мы пропускаем много времени, проходит много времени, Иосиф уже в Египте, и Иосиф уже великий человек, но всё это тоже прошло, и всё это продолжалось до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. «Сей, ухищряясь против рода нашего…» Слышите эти слова? Тема какая, чувствуете? Ну, нет доводов, вы понимаете? То, что с этими Либертинцами, Александрийцами происходило, когда они беседовали со Стефаном. Стефан один, их много. Но победить не могут. Почему? Потому что есть аргументы. Если так большинством, то конечно они победят. Но аргументы, они могут поспорить против аргументов, и потому им нужны другие приемы. Какие другие приемы? Лжесвидетели ухищряются. «Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их…» Все способы, не брезгают ни чем, чтобы не оставались в живых. В то время родился Моисей. Самое лучшее время для рождения Спасителя. Там есть еще много красивых моментов, из известной истории, которую они все знали. И они очень хорошо себя увидели, если хотели, но они не хотели. Если вы прочитаете дальше, они, когда уже это все вылилось, переполнило чашу их терпения, смотрите, что они делают. 54 стих: «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами». Ну, это наверное, крайняя степень ярости. Злые были люди, да? Злые люди не могут быть руководителями. Знаете, почему? Даже если они злость эту подавляют в себе. Эти люди подавляли в себе эту злость, они прятали. Сердце рвется, а они держат себя в руках, зубы скрежещут, а они ещё стоят, руки уже чешутся, а камни ещё на местах. Они еще способны себя удерживать, но видите, в чем дело? Злость – она рвется наружу. Злость – это чувство. Злость вы не удержите, она вырвется. Потому, если кто-то из вас, чувствует, что вы злые внутри, срочно надо что-то решать. Срочно! Злость вас погубит. Если вы хотите узнать, злые вы, или не злые, прислушайтесь к сердцу, как оно колотится, когда не по вашему, прислушайтесь к зубам, к мышцам, вот тут, что они делают, когда не по вашему происходит что-то. Последите за собой, что происходит, когда вы хотите протолкнуть своё, а аргументов не хватает. И вы поймете, надо что-то с характером своим делать, или всё в порядке. Они рвались. Вы проследите всю проповедь. Обвинение против Стефана заключалась в том, сказали, в принципе, как и о Христе: «Он говорил слова плохие насчёт храма и место сего». «Против храма, как посмел! И против места сего говорил». А проповедь Стефана, пока он рассказывал историю, подошла к кульминации. Стефан рассказал историю, доходит до жизни Соломона, и говорит:

– Соломон – наш отец построил храм. И вы помните, когда он собрал собрание великое, и устроил богослужение посвящения этого храма. Вы помните, что он сказал? Вы помните, что он сказал. Господь настолько велик, что этот храм ничтожный. Его не вмещает небо небес, то что, этот храм, которой я построил. Вы помните, что Соломон сказал?

«Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» Когда они поняли, как Стефан историю их народа привел к храму, и говорит: «сам Бог сказал, что этот храм ничто». Тогда он сказал… А вот в этом месте, вы видите, меняется проповедь, настрой и характер проповеди Стефана, именно здесь. Пока он рассказывал историю, всё было спокойно, когда он подошел к теме о храме, еще спокойно, но когда он сказал, что храм, «сам Бог сказал, что не вмещает и ничего не значит, по сравнению с величием Божьим», они переменились в своих лицах, их злость вышла наружу. И это увидел Стефан. И он отреагировал, он сказал: «жестоковыйные», 51 стих. Стефан сразу отреагировал на то, что увидел. Говорит: «Вы жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!» Вот это выражение очень интересное. Уши не слышат. Очень точное выражение. «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Вот тут уже, слушая всё это, «они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами». Такое впечатление, что-то их удерживает, как на цепи, но они готовы разорвать на части Стефана.

«Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога». Стефан понимал, что его ждет. «И сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него». Всё, тут сорвалось всё. Тут всё сорвалось. Потому что Стефан увидел то, чего они не видели. Вы видели что-то подобное в Деяниях. Вспоминаете? Скоро что-то подобное произойдет, но уже в жизни Савла. Он увидел то, что не видели его спутники. А там стоял Савл. Савл стоял. Он видел это лицо вместе со всеми членами Синедриона, он видел это лицо, которое сияет, как лицо ангела. Они все это отметили для себя, они слышали его речь, все эти чувства переполняли их, и когда Стефан сказал, что «я вижу Сына Человеческого и небо отверстое вижу», и они еще раз увидели отражение на его лице того, о чем он говорил, и спокойствие, всё сорвалось. Всё, что их удерживало, исчезло, рассыпалась и они уже не контролировали себя, они устремились на него, «единодушно» написано, тоже похоже, только похоже на начало Деяний. Там были единодушны, правда, для другой цели. Ученики, и тут единодушны, только для другой цели. «И, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла». Свидетели. Знаете, что по закону, свидетель первый бросает камень. И надо было, чтобы кто-то остерёг одежды. Они бросили первые камни, и началось побивание камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе! приими дух мой… и не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил». Через одну главу Савл отправится в Дамаск, вдохновленный тем, что он увидел, будет продолжать. Он еще в этом азарте, он решил положить конец этому учению, и этому движению. Но Господь милостив. Господь видел что-то доброе в этом человеке. Может неприятно, может больно, но когда он упал по дороге в Дамаск, он слышал, как эхо слова умирающего Стефана, он видел свет, который впервые сверкнул в его глазах, когда он видел проповедующего Стефана, он не мог не связать эти два события. И в духе пророчества написано, что Господь вместо Стефана, в суде, над которым Савл принимал участие, вместо этого Стефана, Господь избирал его – Савла, и начинал с того, что увидел Савл на лице Стефана, и что услышал Савл.

– Кто Ты, Господи?

А он даже не знал, кто.

– Кто Ты, Господи?

И спокойный, но торжественный ответ.

– Я, Иисус, которого ты гонишь. Ты победитель, Савл.

Пусть Господь поможет вам видеть. Пусть Господь даст вам мудрости, пусть Господь даст вам смелости, чтобы ваш голос звучал спокойно, даже несмотря на то, что возможно, он будет единственный за правду. Помните, каждый выбор, который мы принимаем, он имеет далеко идущие последствия. Это не только выбор сегодня.

– Я промолчу, я не скажу, а завтра, как-нибудь решится.

Это не только выбор на короткий отрезок времени. Знаете, скажу вам, у нас выборы на Новый год для служения. Может кто-то думает, что последствия вашего выбора будут, максимум на год распространяться. Да, максимум на год будут распространяться последствия вашего выбора, для того служители, за которого вы проголосовали, или не проголосовали, это так. А для вас, может вечности стоит. Потому что, мы учимся выбирать истину. Мы учимся выбирать. Иногда есть люди, которые думают так:

– Мне главное попасть. Я промолчу, чтобы быть в новых полномочиях, и потом я буду за правду.

Это очень обманчиво. Ты сегодня промолчишь, ты сегодня поступишь несправедливо, ты сегодня скажешь «чуть неправду», в надежде, что потом я буду только правду вершить. Завтра, а потом ты не сможешь правду, потом ты будешь принимать решение, какие привык, потом ты будешь, как вот эти патриархи, которые родились у Иакова, как эти патриархи будешь изощряться, ухищряться, завидовать. Не получилось аргументами, давай трюками, и не сможешь. Бог по милости своей попробует еще тебя остановить, как Савла, но, если это не поможет, погибнешь. Помните, выбор, который мы каждый день принимаем, это не просто так. На кого-то ваш неправильный выбор, может повлиять немного, создать какие-то неудобства, но для вас это может быть роковым.

Пусть Господь благословит вас и поможет принимать правильные решения, чтобы свет, который сияет, мог сиять на вашем лице. Это лучше, чем если он вас ослепит. Пусть свет светит для людей этого мира. Пусть свет отражается, Божественный свет в вашей жизни. Аминь.