Библиотека soteria.ru
Сборник проповедей Лисичного
Александр Лисичный
Дата публикации: 11.08.18 Просмотров: 16011 Все тексты автора Александр Лисичный
Жажда к Богу псалом 41
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей. Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?» Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой! Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».
Наверное, мало найдется христиан, которые не любили бы эти псалмы. Наверное, мало найдется тех, кому эти просьбы псалмопевца были бы чуждыми. В начале псалмопевец обращается к Господу с выражением сердечной жажды. Вот эти первые два стиха 41 псалма, они являются завершением, а не началом истории души человеческой. Когда мы читаем, слушаем слова:
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» Мы редко задумываемся о том, когда читаем эти слова, как же автор этих слов пришёл к жажде? Ведь жажда, стремление к Богу живому и крепкому – это уже результат. И все последующие слова – это развернутая история отрезка человеческой жизни, человеческих переживаний, это история духовного роста. Когда мы читаем 4 стих, в котором говорится о слезах, о ком-то, кто-то сказал: «где Бог твой?», мы не знаем кто это, но уже в четвёртом стихе мы узнаём, что у псалмопевца что-то случилось с Богом.
И в центре всего этого поэтического повествования – отношения между человеком и Богом. Ведь те люди, которые стали вопрошать: «где Бог твой?», они вопрошали то, что они видели наяву, они видели, что с человеком что-то не то, они вместе ходили в храм, об этом повествует 5 стих, и они входили в храм в момент празднества, как автор отмечает: «со славословием празднующего сонма». Но не это главное, главное то, что что-то случилось в отношениях человека и Бога. И как замечательно, что в словах 41 и 42 псалма не говорится о том, что же случилось и почему душа человеческая оказалась в унынии, и это делает 41 и 42 псалмы универсальными, понятными и приемлемыми для любого человека, потому что у каждого из нас история взаимоотношений с Богом своя, и иногда мы даже не замечаем, почему и как мы оказались в душевном смятении и опустошении. Да, бывают ситуации в жизни, когда мы понимаем, что с нами произошло, мы может быть совершаем какой-то тяжкий грех, наподобие того, какой совершил Давид, и он потом говорил, что трудно ему было без Бога, кости его трепетали, он там и не понимаем, вот вдруг, почему-то Бог, который был вчера так близок к нам, присутствие Божье согревало сердце наше, а сегодня становится далеко. Что случилось с псалмопевцом? Мы не знаем, мы видим результат. Может быть он действительно согрешил, может поскандалил дома, может быть пренебрегал общением с Богом, а может быть всё было в порядке, и какой-то человек, а может быть близкий человек подставил подножку, и та опора, на которой мы опирались так долго рухнула. Но факт остается фактом – Бог потерян. 7стих:» Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе…» И обратите внимание, он вспоминает «с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар». Это на север от Иерусалима, где-то километров 250. Ермонские горы, а место, где он с Богом встречался – Иерусалим и слава Божья и Божье присутствие являлись в храме, и в пятом стихе мы прочли, что он радовался, праздник был именно тогда, когда он входил в дом Божий, а тут он оказался за 250 км от дома Божия. Может быть это поэтическое сравнение, может быть автор хотел показать насколько отстоит душа его от Бога, может быть он в воображении своём перенёсся туда, к Ермонским горам, но он в любом случае хочет показать насколько же он сейчас далеко от места присутствия Божьего. А там в тех горах, когда наступала весна, начинали таять снега и бурные потоки обрушивались со скал и бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих, говорит псалмопевец, и тут же сравнивает, он хочет показать, что не главное горы, не главное эти бурные потоки, которые сносили всё на своём пути, он хочет показать, что случается с душой его, потому что дальше он говорит: «все воды Твои и волны Твои прошли надо мною», и уж конечно, он не говорит об этой воде, которая сбегает со скал, он говорит о другом, он говорит о том, что бедствия, трагедия Богоотсутствия заполнила его с головой. Вот этот образ воды псалмопевцы неоднократно используют для того, чтобы показать, насколько тяжелое у них было состояние. К примеру Давид в 68 псалме говорит 2, 3 и 4 стихи, как созвучно с состоянием псалмопевца в 41 псалме:
«Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня». Уж конечно псалмопевец не говорит о том, что он где-то на порогах Иордана стоит и бурное течение вот сносит его, не о том речь, он хочет показать насколько ему трудно, насколько беды заполнили душу его. 4 стих 68 псалма:
«Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]». Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей». Господи, что-то произошло. «Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?» Эти же слова 2 стих 41 псалма несколько по-другому снова псалмопевец произносит:
«ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?» Итак, первое: душа человеческая в смятении, что-то произошло. Иногда мы действительно не знаем, что же происходит в глубинах душ наших, мы только становимся перед фактом – Бог, мы выражаем это, как мы понимаем, как Бог отринул меня, Бог забыл про меня, я вспоминаю о Нём в унынии, все воды Его прошли надо мной. И вот тут появляются враги. Когда человек успешен во всех делах в своих, и всё у него ладится, по обыкновению и друзей у него много, и понимают его, и поддерживают, и даже хвалят. Но только случается какая-то духовная проблема, где-то что-то происходит у человека с Богом, и это проявляется в его словах, в его поведении, сразу же становится видно, кто есть кто, и вдруг псалмопевец обнаруживает, что если люди, вот в этих псалмах, в двух псалмах показано, как псалмопевец потихонечку открывает что же это за люди. В четвёртом стихе он просто говорит, кто-то ему сказал: «где Бог твой?» «Ну, вот ты в таком состоянии, ты такой духовный человек, ну, а где Бог твой? Ну, что же ты так оплошал?» Дальше 5 стих открывает больше, оказывается эти люди из среды богопоклонников, потому что вместе с ними псалмопевец ходил в дом Божий, это свои, это не кто-то чужой, это не язычники даже, свои, и может быть даже свои по крови. Не слышали вы никогда от близких своих: «Ну, и что, что ты там по утрам читаешь! Толку с этого, если ты снова сейчас в гневе!» А может дьявол шептал вам это. «Ну, ты Его искал, ты молился, ты читал, ты на богослужения ходишь, а вот сейчас посмотри на себя какой ты. Праведник! Ну, где Бог твой?» Дальше мы узнаем больше, уже конкретно псалмопевец называют этих людей врагами. Он говорит, вот обратите внимание, какая у него реакция, реакция не на то, что они лично оскорбляют его, душа его болит совершенно по другому поводу, как-бы поражая кости мои, он сравнивает боль с болью перелома костей.
«Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»» А первый стих 42 псалма он уже полную характеристику даёт этим людям:
«Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня». Народ недобрый, человек лукавый и несправедливый. Вот хотелось бы чуть-чуть остановиться на этих словах. Народ, сонм богопоклонников, и среди этого сонма вдруг мы обнаруживаем людей, которые нисколько не понимают нашей духовной трагедии, нашего кризиса, людей, которые жестоко угнетают душу нашу, втаптывая нас в грязь, и говоря: «где Бог твой?», людей недобрых, лукавых, несправедливых. Кто же это? Вы встречали таких людей? Они видны нам, когда нам плохо. Но когда нам хорошо, мы не замечаем, что мы встречаем этих людей каждый день, особенно когда смотримся в зеркало. Мы не понимаем и не замечаем, когда нам хорошо, как мы походя, не специально, не замечая, можем ранить, тиранить, угнетать души брата нашего или сестры нашей, которым сейчас плохо. Сытый голодному не верит, радующимся горе далеко. И думается мне, что в этих словах псалмопевца, великое поучение для церкви Божий. Мы бываем предельно невнимательны к переживаниям, к духовному кризису наших братьев и наших сестер. Мы можем даже не замечать, не потому что мы ужасные люди, сознательно и коварно придумывающие какие-то планы, нет, мы просто можем не замечать. Необдуманно сказанными словами, а может быть просто элементарным отсутствием культуры причинить невероятную боль человеку тогда, когда ему и так больно и тяжело. Что же происходит с псалмопевцом? Вот во всём этом оказывается побеждает Бог. Когда Бог далеко, так далеко – 250 км до дома Божия. Это сейчас это недалеко, но тогда на осле или на муле 250 км – это не маленький путь. Бог так далеко и что-то с Богом такое непонятное, отринул меня, забыл меня и душа моя унывает, люди с которыми у меня было понимание в моменты торжества, тоже меня не понимают. И какой же выход? Что говорит псалмопевец? И вот тут-то он приходит, наверное, к самому великому к чему может придти человек в своей жизни. Он приходит к осознанию жажды, он понимает, что во всех этих обстоятельствах самое главное даже не избежать вод, которые проходят уже над головой его, самое главное не то, чтобы было поразил врагов. Нет ни одного слова, а вы знаете, что в других псалмах просьбы: «Господи, да ты им сокруши челюстью, Господи, разберись с ними». Никаких просьб в отношении врагов. Он не о том думает. Мы начали, помните, с чего? «Жаждет душа моя к Богу живому» – вот к чему приходит псалмопевец. «Господи, даже если меня до конца жизни теперь не будут понимать, если со мной будет так же всё плохо, Господи, я пришел к тому, что делает человека человеком: ни образование, ни культура, ни духовный сан, не административная должность, я пришел к главному – человек это тот, который живет жаждой Бога, и кто об этой жажде не забывает. Все люди живут жаждой Бога, все. Но грех по-разному извратил эту жажду Бога, и поэтому тысячи людей сегодня бросаются в сексуальное удовольствия, и даже богопоклонники в порнографию, потому что жаждут, только грех извратил и поэтому ищут не Божьего. А кто-то денег хочет побольше, а за этой жаждой денег жажда Бога, а кто-то интригами занимается и тоже без этого не может, не понимают, это что за этим жажда Бога. … французский мыслитель сказал проснувшийся: человек некоторое время занимавшийся интригами, уже не может без них обойтись. И вот дальше, почему. Потому что всё остальное ему после этого кажется скучным». Интересное наблюдение – скучно без интриг, потому что интриги удовлетворение приносит. Суррогат, восполняющий жажду Бога. А кто-то к славе стремится – тоже, потому что жаждет. А псалмопевец, который оказался в такой ситуации, он понял, что всё вот это не главное, а главное Бог, а всё остальное жизнь не имеет… Конечно же мы можем сказать: «жажду Бога это какое-то отвлеченное понятие, это что состояние души, а может быть это просто депрессия какая-нибудь. Иногда очень оптимистичные христиане, жаждущих Бога, отсылают к психиатру. «Видали депрессия, лечиться надо». Ведь христианин – это тот, кто всегда улыбается, правда же? У которого всегда, всё абсолютно хорошо. Может быть жажда Бога – это жажда любить. Бог есть любовь. Мы полагаем силы для того, чтобы быть любимыми, без этого больно, и как редко мы понимаем, что наши усилия надо полагать для того, чтобы любить. Один замечательный человек христианин сказал такие слова:
«Очень немногие люди замечают, как это отвратительно не любить, особенно когда они не замечают собственную неспособность любить. Отвратительно прийти на богослужение, десятину не возвратить. Да, это плохо, но как редко мы думаем, что мы более отвратительны кого-нибудь просто не любить, вот так держать на расстоянии, не принимая, зная, чего человека этот стоит. А для Бога это самое отвратительное. Теперь понятны становятся слова Франциска: «Господи, удостой утешать, а не искать утешения, понимать, а не ждать понимания, любить, а не требовать любви». Может быть жажда Бога это еще что-то большее. Но дал бы Господь, чтобы поняли, что мы не до конца любим. Если кого-то просто не перевариваем, если хоть кто-то просто, но не совсем, ну, просто нам неприятен. И осознавая свою потребность в Боге, псалмопевец говорит, 42 псалом стих 3:
«Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои». Господи, я сейчас там за 250 км от дома Твоего, то ли душой, то ли полностью. Господи, я сейчас далеко, но Ты пошли свет Твой и истину твою. А другой перевод говорит: «Пошли свет Твой и праведность Твою». И автор очень хорошо понимает, что жажда может быть восполнена только тогда, когда свет Божий будет просвещать его. Первое послание Иоанна: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы». Когда Бог осветит все тайные уголки сердца, высветит всё недоброе и приведет к покаянию, Господи, пошли свет твой, потому что без света Твоего, я буду обязательно заблуждаться, я буду обвинять врагов твоих, считая, что они между мною и Тобою, но ты Господи, вот сейчас пошли свет Твой, ибо я нуждаюсь в том, чтобы знать правду о себе Твою правду, чтобы покаяться, ибо грешник не может насытиться благами твоими. Господи и пошли праведность твою, ибо без праведности Твоей как я могу прийти к Тебе. Наполни благодатью Твоей». Удивительно, но в великий день праздника, Иисус вошел в храм, и среди празднующих Он стал искать жаждущих. Там была музыка, там было пение, люди измеряли торжественность богослужения качеством исполняемых гимнов, правильностью ударения, а Иисус сказал: «жаждущие иди ко Мне». Из пятницы в пятницу, из субботу в субботу до скончания века всякому, кто входит в дом Божий, будет тоже самое приглашение жаждущих. «Иди ко Мне». И богослужение величие и слава богослужения измеряется глубиной жажды Бога к тем, кто на эти богослужения пришёл. Книга Откровения, величайшая книга, которая описывает невероятные события, заканчивается так просто и так глубоко. 22 глава 17 стих:
« И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».