7. Хлеб жизни

Евангелие от Иоанна, гл. 6

Иисус возвращается в Галилею, и с Ним в течение двух дней происходит все, описанное в 6-й главе Евангелия от Иоанна. Он кормит пять тысяч человек, в результате чего они хотят сделать Его царем (6:1-15). Удалившись от народа и Своих учеников, Иисус

позже приходит ночью по волнам Галилейского моря к ученикам в лодке (6:16-21). На следующий день в синагоге Капернаума Он вовлекает народ в диалог о достоинствах того хлеба, который дает людям Он, и того, который дал Моисей (6:22-35). Это предоставляет Ему возможность произнести Свою знаменитую проповедь о «хлебе жизни», в которой Он описывает собственную миссию как духовное окормление людей (6:35-59′). Глава завершается упоминанием об отступничестве учеников Иисуса. В итоге с Ним остаются только двенадцать человек (6:60-71).

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 6:1-15

Прочтите Ин. 6:1-15 дважды, и затем ответьте на следующие вопросы:

4) В этом отрывке и Андрей, и Петр разговаривают с Иисусом. Пользуясь Симфонией, сравните их слова здесь с тем, что

каждый из них говорит еще во всем Евангелии от Иоанна. Как это помогает вам понять их реакцию на насыщение пяти тысяч?

и Как вы думаете, почему Иисус хотел проверить учеников, спрашивая, где можно было бы купить хлеба, хотя Сам уже знал, что собирался сделать?

и Какие сходства вы видите между этим рассказом, рассказом о Пасхе (Исх. 12) и рассказом о манне (Исх. 16:1-8) в Ветхом Завете?

Исследование Слова

Фон отрывка

Иисус возвращается в Галилею, о которой сравнительно немного говорится в Евангелии от Иоанна. Фактически в Галилее происходят только свадьба в Кане (2:1-11), исцеление сына царедворца (4:46-54), эпизоды из 21-й главы и события 6-й главы. По сравнению с Евангелиями от Матфея, Марка и Луки большая часть Евангелия от Иоанна описывает события, которые происходят в Иерусалиме и его окрестностях.

События 6-й главы Иоанна совершаются накануне иудейской Пасхи (6:4). Таким образом, многие люди должны были идти в Иерусалим, что, несомненно, объясняет многолюдность толпы в том необитаемом месте (Е. Уайт. «Желание веков», с. 364). В Евангелии от Иоанна всякий раз, когда упоминается Пасха, это предполагает аллюзии либо на вечерю Господню, либо на крест (а иногда и на то и на другое — см. Е. Уайт. «Желание веков», с. 388,389). Эта глава, естественно, изобилует образами Исхода. Например, рассказ о чудесном насыщении толпы напоминает читателю народ израильский в пустыне. В 11 -й главе Книги Чисел Моисей сталкивается с ропотом огромной толпы в пустыне по поводу отсутствия еды. Так же, как Иисус в Ин. 6:5, Моисей спрашивает, как накормить всех этих людей (6:13). Это одна из многих аллюзий, которая прочно связывает 6-ю главу Иоанна с ветхозаветным повествованием об Исходе.

Детальное исследование отрывка

Эпизод происходит на противоположном Тивериаде (и Капернауму 6:1) берегу Галилейского моря. За Иисусом следует огромная толпа, потому что Он исцелял больных (6:2). Поэтому Он находит место на склоне холма и садится там со Своими учениками (6:3). Слова 3-го текста очень напоминают нагорную проповедь в изложении Матфея (см. Мф. 5:1).

Филипп и Андрей, которые обращаются здесь к Иисусу (Ин. 6:5-9), одни из наиболее активных учеников, описанных в Евангелии от Иоанна. Больше всего удивляет, что здесь не упомянут Иоанн, который является одним из наиболее активных учеников, описанных

В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки (как упоминалось ранее, Иоанн, возможно, является возлюбленным учеником из Евангелия от Иоанна [13:23, 24; 19: 35; 21:24]). Филипп сообщает Иисусу о проблеме, поскольку он местный человек родом из Вифсаиды (1:44)

— города, расположенного неподалеку от того места, где они были. Спрашивая о возможном человеческом решении проблемы, Иисус высвечивает сверхъестественный аспект чуда, которое собирается совершить. Насколько нам известно, в числах, фигурирующих в этой

истории (5000, 200, 5, 2) нет духовного или символического значения. Это просто фактическая информация.

о этом рассказе есть сильные аллюзии на установление вечери Господней, события, которое не упоминается в Евангелии от Иоанна. Иисус берет лепешки, благословляет их — эухаристёас по-гречески, термин, от которого заимствовано слово «евхаристия» — и раздает собравшимся (6:11). Иоанн подбирает специфические греческие слова, которые немедленно вызывают ассоциации с Вечерей Господней в других частях Нового Завета (особенно в Лк. 22:19 и 1

Кор. 11:23, 24).

Это единственное Евангелие, где рассказ завершается повелением Иисуса, чтобы собрали оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало (6:12, 13). В результате люди начинают думать, что видят пророка, подобного Моисею (который «дал хлеб с неба»), появление которого предсказано в Книге Второзаконие (6:14; ср. Втор. 18:15-18). Затем Евангелие сообщает о появлении идеи принудительного воцарения Иисуса, вследствие чего Он удаляется от них (6:15).

Основные темы отрывка

Евхаристический хлеб

K. данный отрывок органично вплетена терминология евхаристии и Книги Исход. Это готовит читателя к тому, что следует далее в 6-й главе Евангелия от Иоанна, особенно с 30-го по 59-й тексты.

Поскольку Иоанн не пишет о Вечере Господней, он восполняет это отсутствие изящным повествованием о богословском значении Вечери Господней в 6-й главе. Истинное значение Вечери можно найти только в Иисусе и в той Вечере, которую может дать только Он (Талберт. «Читая Иоанна», с. 132). Следовательно, 6-я глава продолжает тему о том, что Иисус замещает собой иудаизм — тему, которая, как мы уже отмечали, ярко развита во 2-й главе (замена воды для очищения и замена храма), в 4-й главе (замена веры самарян и Иерусалима) и в 5-й (замена вод Вифезды).

Тем не менее интересно, что аллюзии Иоанна на Вечерю Господню найдены в первый раз в контексте вкушения пищи на склоне холма, а второй раз— на берегу моря (Ин. 21:1-14). В определенном смысле

служение Вечери, принятие пищи за обеденным столом или на природе — подобны друг другу. Присутствие Иисуса не может быть ограничено церковными зданиями, где практикуется «правильный» стиль поклонения. (Е. Уайт. «Желание веков», с. 600, 661). По мнению У. Баркли, для тех, кто ходит с Иисусом, в каком-то смысле каждый прием пищи является таинством (Баркли, т. 1, с. 225, 226).

Пророк, подобный Моисею

Насыщение Иисусом толпы в пустынном месте напомнило людям

пророчество Моисея о том, что восстанет подобный ему пророк

(6:14; Втор. 18:15-18). Но Моисей дал им указание, чтобы, когда этот

пророк придет, они «слушались его», потому что Бог вложит Свои

слова в уста этого пророка, и он будет наставлять народ о том, чего

Бог хочет от них (Втор. 18:15, 18). Моисей ясно сказал, что важны

слова этого пророка, а не чудеса. Ирония заключается в том, что в

контексте этого пророчества из Книги Второзаконие народ попросил

Господа не пугать их больше чудесами или громоподобными словами

(Втор. 18:16). Они хотели бы слушать Божьи наставления в более

мягкой манере. Теперь же, когда пришел этот обещанный пророк, их

не интересуют Его слова. Они видят только чудеса! Они хотят

сделать Его царем, несомненно, в надежде на то, что Он свергнет

римлян Своей чудодейственной силой и подарит им легкую жизнь и

процветание.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 6:16-21

Прочтите Ин. 6:16-21 дважды, а затем ответьте на сле¬дующие вопросы:

C. Сравните этот отрывок Евангелия от Иоанна с Мф. 14:22— 27 и Мк. 6:45-52. На листе бумаги перечислите все сходства и различия в описании данного события евангелистом Иоанном и двумя другими евангелистами. Как вы думаете, в чем уникальность описания Иоанна? Почему?

D. С помощью Симфонии найдите все случаи в Евангелии от Иоанна, где Иисус говорит: «Я есть» или «Это Я». Можете ли вы распределить эти высказывания в различные группы в зависимости

от употребления в том или ином контексте. Связаны ли некоторые из этих утверждений с Исх. 3:14,15? Если да, то какие и почему?

Исследование Слова

Фон отрывка

Галилейское море на 230 метров ниже уровня моря, его глубина — 50 м, оно окружено холмами. Подобное расположение способствует образованию внезапных бурь, которые поднимают волны огромной высоты в сравнении с небольшими размерами озера.

Пс. 76:16-20 описывает Исход языком Божьего присутствия среди

бурного моря. Таким образом, рассказ о хождении Иисуса по воде

(Ин. 6:16-21) делает вклад в развитие темы Исхода и Пасхи в рамках

всей главы.

Иисус совершает те же самые действия, что и Бог в Книге Исход. Бог Ветхого Завета даже в Книге Иова 9:8 описан как тот, Кто ходит «по высотам моря» (см. также Притч. 30:4). Поэтому люди, изучавшие Ветхий Завет, расценивали способность Иисуса ходить по воде и управлять ветром и волнами как могущественное подтверждение Его Божественности.

Детальное исследование отрывка

Повествование развивается очень динамично и не описывает многие детали. Интересно, что Иоанн — единственный евангелист, отметивший, что в результате насыщения пяти тысяч возникла идея воцарить Иисуса (6:15). С другой стороны, Иоанн детальнее пишет о том, что Иисус понудил учеников сесть в лодку и выйти в море (Мф. 14:22; Мк. 6:45; ср. Ин. 6:17,18).

Два момента, по всей видимости, объясняют один другой. Нет сомнений, что ученики разделяли восторг толпы, решившей сделать Иисуса царем. Чтобы предотвратить это событие, Иисус отсылает учеников и исчезает из толпы. В результате сопоставления двух версий этого рассказа обе обретают смысл,

Хотя ученики испытывают страх во время шторма, потому что Его нет с ними, они не смотрят на Иисуса как на источник помощи. Когда появляется Иисус, они не готовы встретить Его Самого и принять Его

помощь. Вера — это осознание того, что Бог присутствует во всех аспектах жизни. Это мощнейшее противоядие страху. Второе поколение христиан могло увидеть в этом отрывке увещевание ожидать Божьего присутствия и помощи от Иисуса, даже когда им совсем одиноко и кажется, что Бог их оставил. Его слово так же действенно, как и Его присутствие.

Однако особая фраза, которая присутствует в обращении Иисуса к ученикам в лодке — «Это Я» (греч. — эго эйми) — является одним из основных поворотных пунктов в богословии Евангелия, чему в следующем разделе будет уделено серьезное внимание.

Основные темы отрывка

Притча в действии

4. древней мифологии бушующее море было местом хаоса и зла, наполненным морскими змеями и другими страшными чудовищами. Иисус доказывает, что Он полностью контролирует неуправляемые стихии на этой земле.

Маленькая лодка в бушующем море, наполненная учениками Иисуса, символизирует Церковь в этом мире, ее бьет волнами, она чувствует себя покинутой, нередко впадает в отчаяние, стараясь что-то сделать (6:19). Этот рассказ вдохновляет людей понять, что Иисус контролирует силы на этой земле. Хотя не всегда Он приходит в то время, когда мы ждем Его, тем не менее Он приходит, когда Его народ терпит бедствие.

Нередко нам кажется, что наша жизнь стала неуправляемой, как лодка, которую бьет волнами в бушующем море. Полезно знать, что

10. Иисуса все под контролем, даже когда кажется, что ситуация неконтролируема. Он может из каждой ситуации, даже из наших ошибок извлечь лучшее. Он может извлечь лучшее даже из ошибок других людей, повлиявших на нашу жизнь. Когда мы сделаем все, что можем, здравым решением будет успокоиться, положившись на то, что Бог контролирует все, что мы не в силах контролировать. С другой стороны, отсутствие здравого мышления и сдержанности способствует заблуждению, что Бог далеко, когда Он рядом, и что

Он — страшен, в то время как Он подарил нам много причин для радости!

Великий «Я ЕСМЬ»

Одной из особенностей Евангелия от Иоанна является неоднократное использование Иисусом формулы «Я ЕСМЬ» (греч. эго эйми), которая

D. Ветхом Завете употребляется по отношению к Яхве. Это греческое выражение в устах Иисуса трояко используется в Евангелии.

9. Оно используется для самоидентификации на человеческом уровне (6:20; 4:26). Ученики испытывают ужас, видя приближающегося Иисуса, но Он говорит: «Не бойтесь, это всего лишь Я» (6:20 — эго эйми). Он идентифицирует Себя, чтобы Его не спутали с кем-то еще.

10. Оно используется для самоидентификации на Божественном уровне, Иисус использует «Я ЕСМЬ» с указанием на свои Божественные качества («Я есмь хлеб жизни, «Я есмь пастырь добрый»).

11. Оно используется в абсолютном смысле. Он просто говорит «Я ЕСМЬ», чтобы сделать недвусмысленное заявление о том, что Он подобен Яхве Ветхого Завета. Для полного понимания этой фразы в Евангелии от Иоанна необходимо сделать небольшой экскурс в Ветхий Завет.

Божественное «Я ЕСМЬ» в Ветхом Завете функционирует также на трех смысловых уровнях, но несколько иначе, чем было указано выше. (1) Некоторые утверждения «Я ЕСМЬ» в Ветхом Завете открывают природу Яхве (Исх. 3:14; 6:2, 3). Он всегда присутствует, чтобы отвечать на нужды Своего народа.

7. Утверждение «Я ЕСМЬ» также используется, чтобы открыть уникальность Яхве. Он — единственный Спаситель, единственный настоящий Бог (Ис. 43:10,11). Нет другого Бога, подобного Ему, который знал бы конец от начала. Он — Единственный, кто может правильно предсказывать будущее (Ис. 46: 9, 10).

KKK. Утверждения «Я ЕСМЬ» также используются для указания на необычные деяния для будущего спасения, которое Яхве совершит в грядущем времени (Иез. 34:20-31; 36:22-38).

4. Евангелии от Иоанна утверждение «Я ЕСМЬ» используется, чтобы описать Божественные качества Иисуса (пункт 2), и основано оно на третьей разновидности употреблений этого выражения в Ветхом Завете. В Евангелии эти «Божественные качества», присущие «Я ЕСМЬ», выражают то, что предлагает Иисус. Будущее спасение, которое обещано Яхве, исполнено в настоящем благодаря Христу. Он

— Хлеб Жизни (6:33-58). Он — Свет миру (8:12; 9:5). Он — Дверь овцам и Добрый Пастырь (10:7-18). Он — Воскресение и Жизнь (11:25, 26). Он — Путь, Истина и Жизнь (14:6). Он — Истинная Виноградная Лоза (15:1-8). То, что Ветхий Завет предрекал как далекое будущее, стало настоящим во Христе. Таким образом, в утверждении «Я ЕСМЬ» мы видим выражение другой концепции Иоанна — реализованной эсхатологии, или эсхатологии, осуществившейся в настоящем. Общаться с Иисусом означает обрести будущее царство с избытком сейчас посредством веры.

Абсолютное утверждение «Я ЕСМЬ» в Евангелии от Иоанна (пункт 3) основано на ветхозаветном утверждении «Я ЕСМЬ», которое открывает природу Яхве (пункт 1) и Его уникальность (пункт 2). Иисус проявляет природу и все качества ветхозаветного Яхве. Он действительно воплотившийся Бог. Это очевидно из того, что Он знает будущее. Он предсказывает события до того, как они произойдут, так, чтобы, когда они произойдут, люди поверили в это «Я ЕСМЬ» (13:19; см. также Ис. 46:9, 10). Божественность Иисуса очевидна благодаря Его знанию о будущем.

Вера в Божественность Иисуса важна для спасения. Те, кто не верят

9. «Я ЕСМЬ» (Иисуса), умрут в своих грехах (8:24; см. также Ис. 43:10,11). Если знание Иисуса о будущем недостаточно веское доказательство, Его Божественность станет очевидна, когда они «вознесут Сына Человеческого» (8:28). Крест и воскресенье станут могущественными свидетельствами о том, кто такой Иисус.

Иисус также использует формулу «Я ЕСМЬ», чтобы заявить о том, что явствует из пролога Евангелия от Иоанна: то, что Он извечно

существовал как Бог. Он есть великий «Я ЕСМЬ», Который был прежде Авраама (8:58; см. также Исх. 3:14).

Посредством формулы «Я ЕСМЬ» в четвертом Евангелии Иисус открывается как Яхве Ветхого Завета. Он Бог во всей полноте, несмотря на то, что ходит по земле в человеческой плоти. Он существовал вечно (8:58). Для тех, кто верит в Него, Он уже сейчас может исполнить обетование Ветхого Завета о будущем царстве славы. Вера в Божественность Иисуса важна для спасения (8:24). Это станет очевидно в исполнении Его предсказаний, в том числе и о распятии и воскресении (13:19; 8:28).

Будучи пастором, я часто встречался со свидетелями Иеговы. Нередко мне приходилось работать с людьми, которые ставят под вопрос Божественность Иисуса. Они заранее готовят ответы на все классические тексты, указывающие на Божественность Иисуса, такие как Ин.1:1, 8:58; Рим. 9:5; Тит. 2:13. Их перевод Библии к тому же извращает такие ключевые тексты, как Ин. 1:3 и Кол. 1:16,17. Но есть одно доказательство, которое никак невозможно опровергнуть,

— это факт, что на протяжении всего Нового Завета и, в частности, в Евангелии от Иоанна библейские авторы неоднократно в самом полном смысле соотносят с Иисусом те качества и действия, которые в Ветхом Завете были присущи только Богу Иегове. Описания подобного рода настолько естественны и часты у новозаветных авторов, что, вне сомнений, они отводили Иисусу самое высокое положение, какое только было возможно. Они определенно хотели, чтобы каждый воздавал Иисусу ту же честь, что и Отцу (Ин. 5:23).

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 6:22-59

Прочтите Ин. 6:22-59 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

3. Перечислите данные в 6-й главе Евангелия от Иоанна причины, по которым люди продолжали следовать за Иисусом. Затем скажите, как они реагировали на высказывания Иисуса. Отметьте, как изменяется их отношение, выраженное в 14-м и 15-м текстах, по сравнению с описанным с 41-го по 43-й тексты. Чем обусловлено изменение?

7. Сравните этот отрывок с 18-й главой Книги Исход и 11-й главой Книги Чисел. Сравните и противопоставьте предложенный Иисусом хлеб жизни и манну, данную Моисеем в пустыне. Какую основную мысль Иисус выражает в этом отрывке? Как предложенный Им хлеб превосходит манну?

8. Что имеет в виду Иисус, говоря о вкушении Его плоти и питие Его крови? Скажите, как Иисус выразил бы эту идею сегодня?

9. Возьмите лист бумаги, разделите на две половины. С одной стороны перечислите все утверждения этого отрывка, которые подразумевают, что человек приходит к Иисусу благодаря работе Бога. С другой стороны перечислите те, которые подразумевают, что человек приходит к Иисусу благодаря личному выбору. Какая из этих тем вам кажется наиболее важной? Почему?

Исследование Слова

Структура отрывка

Поскольку 6-я глава Евангелия от Иоанна целиком посвящена празднику Пасхи, следует ожидать параллели евхаристических идей

Я темой креста, а также с аллюзиями на Исход. В действительности, некоторые исследователи полагают, что в приведенной здесь проповеди Иисус объясняет отрывки Писания, читаемые во время пасхальной литургии в еврейской синагоге (Браун, т. 1, с. 277-280). В этом отрывке Иисус также обсуждает значение чуда насыщения, описанного в с 1-го по 15-й тексты. Он переходит от буквального хлеба к хлебу духовному точно так же, как перешел от буквальной воды к воде духовной в 4-й главе.

Иисус присоединился к ученикам, войдя в лодку на Галилейском море, и приплыл на другой берег (6:16-21). Народ на противоположном берегу искал Иисуса, и с помощью некоторых людей, приплывших из Тивериады, они пересекли озеро и нашли Его

6. капернаумской синагоге. Там они услышали проповедь Христа и вступили в полемику, о чем мы читаем в следующей части главы

(6:22-59).

Фон отрывка

Важным фоном для Ин. 6:22-59 является история времен Исхода о том, что Бог питал сынов Израилевых манной в пустыне (Исх. 16; Чис. 11). Манна впервые выпала на пятнадцатый день второго месяца (Исх. 16:1). Пасха совершилась в пятнадцатый день первого месяца, а в пятнадцатый день второго месяца Пасху праздновали те, кто по каким-либо причинам был не в состоянии отпраздновать ее в положенное время. Таким образом, выпадение манны стало ассоциироваться с Пасхой, несмотря на то, что она впервые появилась месяц спустя после выхода Израиля из Египта.

Манна продолжала выпадать вплоть до пасхальной ночи перед входом Израиля в землю обетованную (Ис. Нав. 5:10-12). Поэтому в иудаизме появилось предание, что Мессия придет на Пасху, и с Его появлением снова начнет выпадать манна (Мидраш Кохэлет 1:9). Таким образом, когда Иисус накормил пять тысяч непосредственно перед Пасхой, неудивительно, что народ начал размышлять, а не является ли Он Мессией и не собирается ли совершить еще большее чудо — кормить всех постоянно, восстановив выпадение манны! Поскольку близилась Пасха (Ин. 6:4), они ожидали, что в любой день может начать падать манна. Таким образом, они побуждают Иисуса совершить именно то, чего они так сильно ожидали (6:30, 31, 34).

Детальное исследование отрывка

После продолжительных поисков народ, чудесным образом насыщенный накануне, находит Иисуса в капернаумской синагоге (6:22-25, 59). Но не духовная пища была целью их поиска. Они воспринимают Иисуса на приземленном материальном уровне (6:26). Их не интересует значение чуда. Они просто хотят видеть больше чудес (6:2). Иисус старается направить их взор на духовные вещи, на пищу, которая ведет к жизни вечной (6:27). Народ, кажется, начал улавливать то, о чем Он говорит, потому что они спрашивают о том, как надлежащим образом творить дела, которые требует Бог (6:28). Они вышли за пределы материального уровня, но еще недотянули до подлинной веры в Иисуса.

Иисус переходит прямо к этому вопросу. Дело, которое одобряет Бог, единственное, которое имеет наивысшее значение, это веровать в Иисуса (6:29; 14:6). Вера в Иисуса — предварительное условие

послушания. Мы радуем Бога не благодаря делам, которые делаем, но благодаря Тому Единственному, в Кого мы веруем. Если мы хотим угодить Богу, нам необходимо принять то, что Иисус говорит о Себе.

Ответ народа на прямоту Иисуса не вселяет надежды. Они просят особого необычайного знамения, чтобы им поверить в Него (6:30). Но почему они требуют подобного знамения, ведь Он уже совершил ошеломляющее чудо, накормив пять тысяч (мужчин, да еще женщины и дети — 6:10)? Они относятся к насыщению всего лишь как к чему-то предварительному. Они требуют подтверждения. Они требуют заверяющего чуда космического знамения, которое сойдет с неба. Они вспоминают текст Писания, говорящий, что посредством манны Моисей дал Израилю есть хлеб с неба, то, что едят ангелы (6:31; см. также Пс. 77:24, 25). Пророк, подобный Моисею, когда бы он ни пришел, в день Пасхи сделает так, чтобы весь Израиль вновь получил манну (6:14; Втор. 18:15, 18).

Иисус отвечает им, что манна, данная Моисеем, не является истинным хлебом с небес, которого им следует искать. Истинный хлеб с неба — это, скорее, Личность, Которая сходит с небес и приносит жизнь миру (6:32, 33). Они ищут знамения с небес, чтобы удостовериться, что Иисус есть Мессия. Вместо этого Он отвечает: «Я то знамение, которое и доказывает Мое мессианство» (см. 6:33; Лк. 17:20, 21). Поверив в Него, они получили бы все необходимые им доказательства.

34-й текст показывает, что они все еще не понимают, что говорит Иисус, но, как это было с самаритянкой у колодца (4:11, 15), Его предложение кажется им стоящим. Они хотят того, что Он предлагает. Иисус многократно поясняет, что истинный хлеб с небес

— это не что иное, как Он Сам. Фактически, начиная с 35-го текста, все утверждения Иисуса звучат в первом лице единственного числа. Это подчеркивает Его заявления о том, что личные отношения с Ним имеют решающее значение. Обратите внимание на утверждения о Хлебе Жизни:

6:33 — Тот, Который сходит с небес

6:35 — Я Хлеб Жизни

6:41 — Я Хлеб Жизни

6:48 — Я Хлеб Жизни

6:51 — Я Хлеб Жизни

6:58 — Хлеб, который сходит с небес

Ясное значение проповеди о Хлебе Жизни сводится к тому, что

созерцание Иисуса и вера в Него производят настоящую жизнь в

духовном смысле сейчас, и в самом полном смысле «в последний

день» (6:40; 5:21). Как для поддержания физической жизни

необходимо постоянное употребление пищи, точно так же для

поддержания духовной жизни необходимо пригласить Иисуса.

«Верить» в Евангелие от Иоанна (1:12; 6:47) всегда имеет значение

продолженного действия. Мы веруем не однажды. Вера должна быть

прогрессирующим и ежедневным опытом.

Между двумя частями текста Ин. 6:37 чарующая связь. Иисус

утверждает: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет». По всей

видимости, те, кого дает Отец, — это группа людей. О ней говорится

на греческом языке в среднем роде. Бог хотел бы спасти группу

людей, а не индивидуумов. Во второй части текста на греческом

использован мужской род: «И приходящего ко Мне не изгоню вон».

Это показывает, что Иисус принимает членов группы по одному,

когда они изъявляют желание прийти к Нему. В первой части (см.

6:44) выражается Божественная сторона спасения, в то время как во

второй части говорится о человеческой составляющей. Мы видим тут

две истины, гармонично представленные нашему вниманию.

Спасение не происходит помимо Божьей воли, но в то же самое

время никто не спасется, если не сделает добровольного выбора (см.

6:39, 40).

«Хлеб», о котором говорит Иисус, это, по существу, Его личность, и все же есть разница между первой и последней частью беседы о Хлебе Жизни. В отрывке с 35-го по 50-й тексты особое ударение сделано на откровении. Очень важно, чтобы люди поняли, Кто такой Иисус и что Он приносит с небес откровение от Бога и о Боге, имеющее для человечества жизненно важное значение (6:45-47).

Однако в отрывке с 51 -го по 59-й тексты ударение сдвигается в

направлении аллюзий на Вечерю и на крест. Человек получает

вечную жизнь посредством вкушения плоти и пития крови Сына

Человеческого (6:54-56). Терминология каннибализма используется

намеренно не для того, чтобы выразить мысль, что для поддержания

временной жизни необходимо физическое вкушение плоти Христа и

питие Его крови. Скорее, это образный способ выразить идею о том,

что только через личные отношения с Иисусом, настолько тесные

(какие существуют между телом и съеденной пищей), человек может

обрести обещанную Им жизнь. «Как пища становится частью нас

самих, точно так же Христос и те, кто ест Его плоть и пьет Его кровь,

становятся духовно единой жизнью, которая, тем не менее,

отчетливо проявляется на личностном уровне» (Джеймсон, Фауссет и

Браун, с. 1041). Вечеря Господня является физической иллюстрацией

этих духовных метафор (см. Е. Уайт. «Желание веков», с. 389).

Как и во времена Моисея, когда он питал Израиль манной в пустыне (6:49, 50, 58; ср. Исх. 16:2, 7, 8; 1 Кор. 10:10), первой реакцией иудеев на беседу о Хлебе Жизни стал ропот (6:41-43; см. реакцию учеников Иисуса в 6:61, 66) и спор между собою (6:52). Недостаточно видеть Иисуса и быть свидетелем Его чудес (6:36). Тот, кто увидел, должен верить (6:47; 20:29).

Основные темы отрывка

Истинный Хлеб с небес

Истинный Хлеб, Который сходит с небес, — красивый символ, передающий как величие, так и самоотверженность Иисуса, пришедшего на землю. Называя Себя источником вечной жизни, Он говорит о Себе как о равном Богу. В то же самое время Он предлагает, чтобы верующие съели Его. Он делает Себя доступным

для верующих и способен ответить на любую законную просьбу (Груенлер, с. 47).

Иисус заменяет манну истинным Хлебом, Который сходит с небес. Во-первых, люди, которые ели хлеб, все равно умерли. Иисус предлагает Хлеб, Который ведет к вечной жизни (6:58). Ряд символов в Евангелии от Иоанна заимствован из повседневности, это

такие символы, как хлеб, вода и жизнь. Эти символы указывают на реальность вечной жизни, в сравнении с которой естественный голод и жажда кажутся несущественными.

Случалось ли вам испытывать неистовый голод или жажду? Помните ли вы, каково это, когда в такой момент тебе подадут прохладный напиток или бутерброд? Иисус хотел подобные воспоминания перевести в духовную плоскость, чтобы преподать уроки о той жизни, которую Он пришел предложить. Проповедь о Хлебе Жизни свидетельствует, что необходимость в духовной жизни, даруемой Иисусом, столь же велика, как и утоление голода и жажды. Как тело тоскует по пище, воде и солнечному свету, так душа тоскует по присутствию Иисуса, и если Иисусу не позволяют жить в сердце, человек пускается во всевозможные несуразные попытки заполнить пустоту чем-либо еще. Внутри каждого человека пустота величиной с Бога, заполнить которую может только Иисус.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 6:60-71

Прочтите Ин. 6:60-71 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

10. Внимательно просмотрите с 22-го по 59-й тексты. Какое учение было так сложно принять людям? Что в этой части Евангелия от Иоанна помогает объяснить, почему от Иисуса отвернулись многие из Его учеников (6:60-66)?

11. Сравните причину, приведенную двенадцатью учениками, по которой они остались с Иисусом (6:67-69), с причиной, из-за которой все другие ученики отошли от Него. Что такого поняли двенадцать учеников из слов Иисуса, записанных с 22-го по 59-й тексты, чего не поняли другие последователи Иисуса?

12. Пользуясь Симфонией, изучите упоминания об Иуде во всех четырех Евангелиях. Когда многие ученики оставили Иисуса, Он предложил двенадцати ученикам также покинуть Его (6:67), почему Иуда тогда решил остаться?

Исследование Слова

Структура отрывка

Этот отрывок описывает реакцию учеников Иисуса на приведенные выше беседу и дискуссии. В ходе этого Иисус сталкивается с новым «Исходом», уходом последователей и учеников. Выясняется, что Он потерял всех, кроме двенадцати учеников. Глава завершается пророчеством о том, что один из двенадцати, Иуда, в конце концов предаст Его.

Детальное исследование отрывка

Отрывок начинается сетованием учеников Иисуса: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (6:60). Термином «слова» обозначается то, что Иисус говорил с 35-го по 59-й тексты. Они смущены всем тем, что Иисус сказал о Своей сущности. Он не намерен быть в первую очередь чудотворцем. Они определенно искали Мессию, Который должен был прийти, но они привнесли в свои ожидания много политических и материальных нюансов, которые Иисус не намеревался исполнять. Иисус отказывается соответствовать их мессианским ожиданиям. Его определенно заботит духовный, а не политический или материальный аспект. Люди разочарованы. И все же в Иисусе есть многое, что глубоко впечатляет их. Они задаются вопросом, что лучше: принять то, что предлагает Иисус, или искать кого-либо еще.

63-й текст — своего рода резюме. В нем обобщено учение Иисуса, содержащееся во всей главе. Именно Дух дает жизнь. Без Духа мы бы даже не увидели собственной нужды во Христе. Вполне возможно, что Иоанн включает это утверждение в текст специально, чтобы подчеркнуть идею, что участие в Вечере Господней или в христианском поклонении должно дополнять собой то, что Иисус подразумевает под «верованием». Только принятие слов Иисуса и посвящение себя отношениям с Ним открывает доступ Духу, Который приносит жизнь.

Говоря о том, что некоторые из учеников не веруют, Иисус также подразумевает, что другие действительно веруют (6:64). Еще раз Иисус демонстрирует, что Он знает о внутреннем посвящении или о его недостатке у тех, кто заявляет, что следует за Ним. Всякий раз,

когда люди полностью посвящают себя Иисусу, это является ясным знамением присутствия и работы Отца в их жизни (6:65).

Хотя многие отвернулись от Иисуса, двенадцать остались с Ним и признали, что только Он имеет слова, которые ведут к жизни (6:66-69). Хотя в действительности у каждого верующего бывают моменты, когда он или она задаются вопросом: действительно ли имеет смысл следовать за Иисусом? Отсутствие какой-либо разумной альтернативы Иисусу является для нас мощным стимулом оставаться

4 Ним, переживать мрачные моменты и знать, что, если мы продолжаем постигать Его, наше восприятие Света скоро восстановится.

Даже среди двенадцати учеников есть один, кто не истинно верует,

— Иуда Искариот. Есть различные мнения в отношении слова «Искариот». Наиболее вероятно, что это греческая форма «иш Керийот» или «человек из Керийота». Керийот — селение в Иудее, и если верно это отождествление, то Иуда тогда — единственный ученик-иудеянин. По какой-то причине автор четвертого Евангелия более жесток к Иуде, чем Матфей, Марк и Лука. Иуда всякий раз упоминается в контексте страданий и смерти Иисуса (в данном случае в контексте упоминаний о плоти и крови [6:51-58] и предательства [6:71]).

В ответ на учение Иисуса некоторые люди оставили Его, другие остались, исходя из достойных соображений, а Иуда остался — из недостойных соображений. Многие люди сегодня также притворяются, что следуют за Иисусом. Действительная причина, по которой они остаются в церкви, — это статус, одобрение семьи и друзей или место, где можно осуществлять бизнес-сделки. Политики могут даже использовать религию как способ собрать голоса. Но вера относится к категориям «все или ничего». Мы либо принимаем Иисуса, либо отвергаем Его.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, гл. 6

С Можете ли вы вспомнить случаи из вашей жизни, когда Бог увеличивал ваш скудный запас, как Он увеличил обед мальчика в Ин. 6:1-15? Было бы полезно вам подобное чудо сегодня?

С Опишите ситуации своей жизни, в которых вы открыли способность Бога успокаивать «штормы» вашей жизни. Какой была ваша естественная реакция на эти испытания? Как этот рассказ побудил вас изменить свое отношение к будущим испытаниям?

С Какая пища лучше всего характеризует вашу нынешнюю духовную диету — пища, которую можно перехватить на скорую руку, нездоровая пища, пища, богатая клетчаткой, десерт, объедки? Какие изменения, по вашему мнению, необходимо сделать в вашей духовной диете?

С Что впервые побудило вас стать религиозным человеком? Как изменились бы ваши мотивы, будь у вас более тесные отношения со Христом? Живут ли в вас до сих пор побуждения, которые, по вашему мнению, Иисус хотел бы изменить?

С Бывали в вашей жизни времена, когда вам казалось, что следовать за Иисусом слишком трудно или это приносит разочарования? Что помогло вам остаться с Иисусом, а не отправиться по какому-либо другому жизненному пути?

Изучение Слова

В Сравните Ин. 6:1-15 с 2:1-11. Не думаете ли вы, что события на свадьбе в Кане каким-то образом связаны с вопросом, который Иисус задал Филиппу в 6:5, 6? Просмотрите все Евангелие и выделите каждое упоминание, относящееся к способности Иисуса удовлетворять физические и духовные нужды. Осветите тему Евангелия таким образом, чтобы она была понятна светскому человеку.

В Пользуясь Симфонией, найдите все упоминания о Святом Духе в Евангелии от Иоанна. Если вы располагаете временем, найдите также упоминания о Святом Духе в посланиях Павла или во всем Новом Завете. Сравните найденное вами с тем, что сказал о Святом Духе Иисус в Ин. 6:63. (Держите в уме тексты с 35-го по 58-й — это контекст утверждения о Духе в 63-м тексте). Какие дополнительные

идеи о Святом Духе вы можете почерпнуть из Ин. 6:63? Как это исследование помогает лучше понять причины, по которым большая часть учеников Иисуса оставила Его, а двенадцать учеников остались? Как это исследование может оказать влияние на вашу собственную духовную жизнь?

Для дальнейшего исследования

С Относительно литургии в синагоге первого века и того, как это могло повлиять на проповедь Иисуса, изложенную в 6-й главе Евангелия от Иоанна, см. Р. Е. Браун, «Евангелие по Иоанну», т. 1, с.

277-280, 303, 304.

С Для ознакомления с выдающимся по глубине исследованием выражения «Я ЕСМЬ» в Ветхом Завете и в Евангелии от Иоанна, а также с тем, как Иисус основывается на ветхозаветных текстах, см. Шнаккенбург, «Евангелие по Иоанну», т. 2, с. 79-89.

С Для получения дополнительных сведений см. комментарии Е. Уайт на Ин. 6:1-21 в книге «Желание веков», с. 364-382. Страницы 383-394 посвящены исключительно Ин. 6:22-71.