III. Иисус дает жизнь тем, кто верует

6. Возвращение жизни парализованному

Евангелие от Иоанна, гл. 5

Фактически каждый, кто серьезно соприкоснулся с христианством, слышал о свадьбе в Кане, о ночном визите Никодима, о женщине у колодца и о воскрешении Лазаря из мертвых. Не менее известна была и история о расслабленном у купальни Вифезда. В субботний день Иисус исцеляет человека, который был болен тридцать восемь лет. Этим поступком Христос навлек на Себя гнев правящей верхушки иудеев. Когда Его попросили объяснить Свое действие, Иисус произнес длинную и динамичную речь в защиту Своего права давать жизнь в субботний день.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 5

Прочтите 5-ю главу Евангелия от Иоанна дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

1.Какой текст из рассказа о Вифезде раньше других помогает нам понять то, как этот человек сделался больным? Сравните данный рассказ с другими «исцелениями» в Евангелии (4:46-54; 9:1-38; 11:1-44). Запишите, что вы узнали о причинах болезни и смерти.

В Как иудеи отреагировали на исцеление? Какие обвинения они выдвинули против Иисуса? Как вы думаете, почему Иисус намеренно спровоцировал их, совершив это чудо в субботу вместо того, чтобы совершить его в другой день?

В Согласно этой главе, назовите, в чем Иисус равен Отцу? Перечислите термины, которые использованы, чтобы описать отношения между Ним и Отцом и те действия, которые Они совершали вместе. Какие из слов использованы также в прологе

(1:1-18)?

В Прочтите выразительную речь Иисуса 5:24-30. Почему иудеи так яростно выступали против Иисуса?

В Перечислите, что и кто свидетельствуют в пользу Иисуса? Какие из этих свидетельств Иисус, по всей видимости, считает наиболее важными? Почему вы так думаете?

Исследование Слова

Структура отрывка

Рассказ о расслабленном начинает новый раздел Евангелия от Иоанна, который продолжается вплоть до 12-й главы. Основное ударение во всем разделе сделано на том, что Иисус — Божье Слово, дающее жизнь. Второстепенное ударение сделано на замене иудейских праздников. Пасха замещается Хлебом Жизни, сходящим с небес (гл. 6). Иисус заменяет Собой свет и воду праздника Кущей (гл. 7-9). Праздник, который праздновали в память о посвящении храма, замещается Иисусом, Которого посвящает Отец (10:22-39). В сущности, Иисус, Жизнедатель, замещает Собой все другие источники жизни, поскольку Он — Единственный, Кто по-настоящему удовлетворяет наши нужды (10:10).

Пятую главу Евангелия от Иоанна легко разделить на три части. Первая часть (5:1-18) повествует об исцелении при купальне Вифезда (5:1-9), о реакции иудеев на исцеление (9—18), и кратком ответе Иисуса (5:17). Остальные две части главы (5:18-30; 31-47) представлены как монологи Иисуса, в которых мы видим Его реакцию на обвинения иудейских властей. Во второй части главы (5:19-30) Иисус говорит о том, что Он Бог. Он равен Богу (5:23; см. также 5:17, 18), Он в состоянии дать вечную жизнь (5:21, 24), Он источник жизни (5:26), Он вершит суд (5:22, 27, 30). Иудеи недовольны свидетельством Иисуса о Себе Самом, поэтому в заключительной части главы (5:31-47) Иисус говорит о других свидетелях, которые поддерживают Его слова. Таковыми являются: Иоанн Креститель (5:33-35), Его дела (5:36), Отец (5:37, 38), Писания (5:39, 40) и Моисей (5:45-47).

Фон отрывка

Праздник, упомянутый в 5:1, не назван. Если считать, что эпизод с самарянами приходится на время жатвы (май/июнь), а затем Иисус проводит некоторое время в Галилее, то, по всей видимости, этот праздник — один из осенних (праздник Труб, День искупления или праздник Кущей). Одной из особенностей Евангелия от Иоанна является то, что всякий раз, когда упоминается праздник, основные качества Иисуса обычно соотносятся с основными характеристиками праздника. Например, Пасха всякий раз упоминается в контексте креста или вечери Господней (последняя подразумевается — 2:13; 19-21; 6:4,11,51-58; 13:1-17; 18:1-19:42). Иисус также соотносит с Собой основные составляющие праздника Кущей, воду и свет (7:37-39; 8:12; 9:5). Поэтому если мы можем определить основные характеристики, которые Иисус приписывает Себе в 5-й главе, то мы сможем и определить, какой из иудейских праздников имел место.

По всей видимости, основные темы пятой главы — это дарование творению жизни (5:17, 21, 24-26, 28, 29) и суд (5:22, 24, 27, 29, 30 — тексты 31-47 содержат слово «свидетельство», которое относится к юридической терминологии). Сотворение и суд были неотъемлемой частью праздника Труб, который начинался в первый день седьмого месяца в иудейском календаре, это иудейский праздник Нового года.

Таким образом, похоже, что праздник в 5-й главе Иоанна — это праздник Труб. В этот момент отводилось время для серьезного приготовления к заключительному событию — дню суда, который совершался на десятый день седьмого месяца и назывался Днем искупления.

Иерусалимские археологи недавно раскопали купальню Вифезда. Она расположена как раз севернее храмового комплекса и представляет собой неправильный прямоугольник (трапецию) — примерно 50 на 70 метров в ширину и 107 метров в длину, причем полностью высеченный в скале (Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 121). То, что со всех четырех сторон купальня обрамлена колоннадой и по центру также разделена на две части колоннадой, подтверждает библейские сведения о том, что в купальне было пять колоннад (5:2). Купальня наполнялась благодаря подземному источнику, который неравномерно бил, что можно объяснить возникавшим по временам волнением воды. По-видимому, она привлекала самых разных людей, надеявшихся исцелиться от своих немощей.

Детальное исследование отрывка

Среди исследователей ранних манускриптов Евангелия от Иоанна есть несогласие относительно двух серьезных моментов в рассказе о купальне Вифезда. Во-первых, нет полной ясности о названии купальни (Браун, т. 1, с. 206-207; Бисли-Мюррей. «Евангелие от Иоанна», с. 70). Наиболее распространенное название в самых ранних манускриптах — Бетсаида (Вифсаида), но оно, вероятно, возникло от того, что его спутали с одноименным галилейским городом (1:44). Два других варианта определенно являются попытками переделать на греческий манер трудные еврейские и арамейские названия. Ученые склоняются к термину «Вифезда» (Дом милости), что могло быть выбрано Иоанном, поскольку обладает символическим значением. Иисус оказывает милость человеку, искавшему ее в «Доме милости». Это название соответствует и теме замещения, столь развитой в этом Евангелии. Иисус заменяет Собой иудейский «Дом милости», Иисус оказывает милость там, где она

предположительно должна была быть. То, что человек ищет в иудаизме, он находит в Иисусе.

Во-вторых, разногласия связаны с 4-м текстом, которого нет ни в одном манускрипте первых столетий. Текст сообщает следующее: «Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:4). Хотя этот текст мог отражать популярное предание о купальне, его богословие в высшей степени тревожно. Оно изображает Бога, Который награждает сильных и карает слабых, Бога, Который исцеляет путем случайного выбора. Поэтому мне представляется знаменательным то, что Елена Уайт выражает сомнение по поводу этого текста, несмотря на то, что в ее Библии этот текст все же есть (Е. Уайт. «Желание веков», с. 201).

Человек был инвалидом тридцать восемь лет — почти всю жизнь по тем временам (5:5). Великий медицинский центр ему не помог. Он был совершенно оставлен (5:7). Система больше ничего не могла ему предложить. И все же он цеплялся за нее, не имея других возможностей. Фактически Иисус специально выбрал его, потому что ему было хуже всех остальных. Этот рассказ — притча в действии, подтверждающая истину 21-го текста о том, что Иисус может дать жизнь любому человеку; нет никаких ограничений для Его дающей жизнь силы.

Исцеление, конечно, происходит в субботу (5:10) и намеренно со

стороны Иисуса; для всех, знакомых с Евангелиями от Матфея,

Марка и Луки, в этом нет ничего удивительного. Похоже, что всякий

раз, когда Иисус кого-то исцеляет, то делает это именно в субботу

(9:1-7, 14; Мф. 12:9-14; Мк. 1:21-28; 3:1-6; Лк. 6:6-11; 13:10-17;

14:1-6). Иисус не упускает случая сделать добро, особенно в субботу.

Конфликт с иудеями показывает, что исцеленный был совершенный глупец (5:10-15). Очевидно, что иудеи испытывают враждебные чувства к Иисусу, этот человек еще сообщает им, когда узнает, Кто его исцелил! Такая глупость, однако, нормальна в повествованиях Евангелия от Иоанна. Распорядитель пира на свадьбе «не знал», откуда взялось хорошее вино. Иудеи в храме неверно понимают

значение утверждения Иисуса о разрушении и восстановлении храма

в три дня. Никодим не знает, как может человек родиться опять. Теперь этот человек не знает, кто его исцелил. Вновь и вновь звучит весть о том, что человеческое знание без Христа — невежественно. В противоположность этому, Иисус еще раз доказывает, что Он знает, что происходит во внутреннем мире других людей; Он предупреждает человека, чтобы тот не совершал больше греха, который стал основной причиной его болезни (5:14).

Отвечая на обвинения иудеев по поводу мнимого нарушения Им субботы, Иисус настаивает, что Он попросту действует, как Его Отец (5:17). Подобно Богу, Иисус трудится в субботний день ради человечества. Иудейские мыслители того времени полагали, что Божья работа в субботний день связана с рождениями, смертями, восходом солнца, непрерывным течением рек (Баркли, т. 1, с. 183). Иисус попросту заявляет о том, что Он, как и Бог, может делать в день субботний день то же самое. И Он, и Его Отец активно делают добро в субботу (Тилберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 123, 124). По Его ответам иудеи понимают, что Он претендует на равенство с Богом (5:18). Вопрос взаимоотношений Иисуса с Богом подробно рассматривается с 19-го по 47-й тексты. Иисус конкретизирует вопрос относительно субботы в Ин. 7:19-24. Далее Он досконально обосновывает Свои отношения с Богом в Ин. 8:12-30

в Ин. 10:25-39.

Инцидент у купальни провоцирует первое проявление открытой вражды против Иисуса со стороны иудеев. Она проявляется здесь во время дебатов. В 7-й главе Евангелия от Иоанна они попытаются арестовать Его. В 11-й главе они начинают строить заговор, как Его убить. В 5:16, 18 указаны две причины их вражды: это природа деятельности Иисуса в субботний день и Его притязания на особые отношения с Богом. А это действительно ошеломляющие притязания (5:19-30)!

19-й и 30-й тексты очень похожи и служат своего рода обрамлением, отделяя этот отрывок от предыдущего и последующего. Иисус говорит о том, что Он совершает то же, что Его Отец, Он дарует жизнь (5:20, 21, 26, 28, 29) и творит суд (5:22, 27, 30).

Делая на земле то, что велит Его Отец, Он не только показывает, каков Отец, но и демонстрирует истинность Своих притязаний на Божественность (5:19-23). Он не оставляет никому возможности верить в Отца, игнорируя Его заявления о Себе Самом (5:23). Сам Отец не примет хвалы, которая не воздается также и Его Сыну. Никто не приходит к Отцу кроме как через Иисуса (14:6-9).

В 24-м тексте дан ряд утверждений. Хотя окончательный суд земной истории должен совершиться «в последний день» (12:47, 48), согласно 24-го тексту, от приговора этого суда уже избавлены те, кто, слыша слова Иисуса, верует в Того, Кто Его послал. Люди могут уже сейчас перейти от смерти в жизнь, осознать решение последнего суда и стать причастниками вечной жизни. В проповеди Иисуса и о вечной жизни, и о суде говорится в настоящем времени! Фактически 25-й текст заходит настолько далеко, что даже описывает эту грядущую жизнь как воскресение тех, кто духовно мертв. Люди, которые нездоровы и подавлены, едва живые, не имеющие живых отношений с Богом, могут чувствовать духовную смерть. Именно таких людей Иисус возвращает Своим служением к жизни столь избыточной, о какой они и не мечтали (10:10).

В отрывке с 28-го по 30-й тексты, где говорится о праве Иисуса судить и Его способности давать жизнь, осуществлен переход от настоящего времени к будущему. Придет день, когда физически мертвые люди услышат в своих могилах Его голос и восстанут для того, чтобы обрести полноту вечной жизни. Иисус может дать жизнь не только тем, кто пребывает в жалком состоянии; он может воскресить тех, кого уже вообще нет! Его способность давать жизнь и право судить в настоящий момент явлены через проповедь Евангелия. Но придет день, когда Его голос проникнет в могилы всех, когда-либо живших, как добрых, так и злых (5:29). Здесь выражается уверенность, что если даже те, кто физически мертв, могут ответить, когда позовет Иисус, то тем более духовно мертвые откликнутся на Евангелие и обретут новую жизнь! «Тот, кто откроет свое сердце Духу Христа, становится причастником этой могущественной силы, которая воскресит его тело» (Е. Уайт. «Желание веков», с. 210).

Поразительно упоминание о том, что будет всеобщее воскресение мертвых, как добрых, так и злых. Ин. 5:29 является аллюзией на апокалиптическое пророчество из Книги Даниила 12:2, где впервые звучит надежда на всеобщее воскресение. Павел перед римским правителем Феликсом (Деян. 24:15) утверждал, что вера во всеобщее воскресение была частью традиционного иудаизма. Ясно, что те, кто верил в Иисуса, однажды восстанут для вечной жизни, в то время как те, кто отвергают Его, восстанут, чтобы выслушать Божий приговор и признать, что этот приговор справедлив (Флп. 2:9-11).

О этом заявлении содержится серьезное предупреждение. Многие думают, что они могут игнорировать Божьи требования в этой жизни, а впоследствии скрыться в небытии. Но Иисус не позволяет неверующим думать, что смерть — конец всего. За смертью — суд, где должен быть дан отчет обо всех совершенных в этой жизни делах, должно быть назначено соответствующее воздаяние (см. 2

Кор. 5:10; Откр. 11:18; 20:7-15; 22:12). Грешники воскреснут «от смерти для смерти» (Джемейсон, Фауссет, Браун, с. 1037).

Неизбежность суда является как доброй, так и плохой вестью. Плохой она является для тех, кто легкомысленно относится к требованиям Христа и ведет себя, как им хочется, не думая о том, что придется дать отчет за свои действия. Но весть о суде является и доброй вестью. Она показывает значимость каждого поступка в жизни. Ничто не выпадет из поля зрения. Скромные добрые дела, забытые дела милосердия — все они отмечены в книгах вечности; они не забыты в общей схеме вещей. Даже подавший чашу холодной воды ребенку решением суда присуждается к награде (Мф. 10:42). Весть суда заключается в следующем: «Ты значим для Бога, все, что ты делаешь, значимо для Бога; твоя жизнь полна смысла и значения». Это одна из наиболее действенных вестей, помогающих секулярным людям понять, что им стоит стать христианами.

Но хотя слова Иисуса в 5:19-30 сильны и красноречивы, они звучали бы лживо в устах любого другого человека. Поэтому неудивительно, что иудеи ставят под вопрос свидетельство Иисуса о Себе Самом. Иисус признает, что неподтвержденное свидетельство о себе —

неадекватно (5:31). Один из фундаментальных принципов иудаизма заключается в том, что истину можно подтвердить устами по крайней мере двух свидетелей (Втор. 19:5; Откр. 11:3-15). Таким образом, к собственному свидетельству Иисус прибавляет свидетельство Иоанна Крестителя, Свои дела, Своего Отца и Писания, удваивая минимум свидетельств, необходимых для удостоверения истинности в иудаизме (5:31-40).

Мог ли Иисус обоснованно сказать, что у иудеев было свидетельство

Отца (5:37)? Он, вероятно, имел в виду свидетельство Бога

человеческому сердцу (см. 1 Ин. 5:9, 10). Сталкиваясь с Иисусом,

люди испытывали сильное чувство внутреннего убеждения, что Его

заявления истинны. Если этому убеждению не сопротивлялись

(поскольку следование за Иисусом могло означать потерю статуса

[Ин. 12:42, 43] или требовало отречения от любимых грехов [3:18-

21]), то оно вело к исповеданию. Иисус подразумевает в 5:37, что

иудейские руководители сопротивлялись тому, что в глубине души

они осознавали как свидетельство Отца (см. также 7:17).

По причине того, что иудеи сопротивлялись доказательствам свидетелей Иисуса (5:43, 44; см. также 8:13, 14), Он призывает Моисея, основного свидетеля в иудаизме. Моисей был ходатаем перед Богом за Израиль (Исх. 32:7-14), но в устах Иисуса Моисей превращается в судью (5:45-47). Слова Моисея осудят тех, кто отвергает Иисуса, потому что Моисей писал об Иисусе и приготовил Ему путь. Иисус завершает прощальными словами: «Если же его (Моисея) писаниям не верите, как поверите Моим словам?»

о этой встречи началась битва между Иисусом и «иудеями», битва, которая продолжается в Евангелии от Иоанна вплоть до ареста Иисуса, Его страданий и смерти на кресте. Во вражде этих иудеев Иоанн видит вражду всех, кто отвергает Евангелие.

Основные темы отрывка

Тема замены

Мы неоднократно замечали, что одной из основных тем в Евангелии от Иоанна является тема замены. Эта глава не исключение. В Иисусе, Судье, дающем жизнь, мы увидели полную замену праздника Труб.

Все, что этот праздник обещал, теперь доступно во Христе благодаря словам, записанным в четвертом Евангелии.

Исцеление при купальне, по всей видимости, также является частью темы замещения. Солидное иерусалимское заведение не сумело оказать милости и даровать исцеления. Но, там, где воды иудаизма были не способны исцелить (они фактически бессильны сделать что-нибудь для пожизненного инвалида), исцеляет Иисус.

Все, что купальня Вифезда обещала человеку, дано во Христе и только во Христе. Ирония в этой ситуации становится более яркой, если предположить, что первые читатели могли видеть связь между тридцатью восемью годами паралича у расслабленного и тридцатью восемью годами странствия Израиля по пустыне (Исх. 16:35; Чис. 14:33-35 — общее время пребывания в пустыне составляет сорок лет минус время, проведенное у Синая в начале путешествия, и минус время, отведенное на подготовку к завоеванию в конце путешествия из Египта в Ханаан).

Эсхатология Иоанна

С Евангелии от Иоанна, по всей видимости, уделяется мало внимания грядущему концу мира. Вместо этого утверждается: то, что другие видят как будущую реальность, воплотилось в реальность настоящего времени в делах Христа. Это эсхатология настоящего, или реализованная эсхатология, становится очевидной только во свете богословского фона Евангелия, поэтому здесь необходимо кратко сказать несколько слов.

Через весь Ветхий Завет проходит мысль, что нынешние условия существования — результат потери идеальных условий жизни в прошлом в Едемском саду. Надежда, что однажды эти идеальные условия существования будут восстановлены, многократно и многообразно выражается в Ветхом Завете, но это всегда рассматривается как дело будущего. В этом грядущем восстановлении Божьего Царства будет вечная жизнь (Дан. 12:2), последний суд (Дан. 7:9-14), воскресение мертвых (Ис. 26:19; Дан. 12:2), личное общение с Богом (Иер. 31:33), полное знание и понимание Бога (Иер. 31:34) и излитие Духа на всякую плоть (Иоиль 2:28, 29). По завершении ветхозаветнего периода надежда на

восстановление выражалась в апокалиптических писаниях иудаизма вплоть до первого, да и после первого века христианской эры.

Но в Новом Завете это изменилось, поскольку в нем выражается уверенность, что во Христе будущее в некотором смысле становится реальностью настоящего. То, что в Ветхом Завете и позднем иудаизме находится за гранью будущего, в Личности Христа становится нынешней реальностью. Во Христе жизнь, суд, воскресение, общение с Богом и познание Его, а также излитие Святого Духа становятся живыми реалиями христианской веры. Но новозаветная эсхатология никогда не отрицала будущего. Это как задаток еще более великих, грядущих реалий (см. Еф. 1:14).

В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки как настоящее, так и будущее царство Божье находят свое отражение в учении Иисуса. С другой стороны, Книга Откровение основное ударение делает на будущем царстве, которое будет установлено по возвращении Христа. Именно в Евангелии от Иоанна делается ударение на христианской эсхатологии, реализованной в настоящем. И нигде эсхатология, реализованная в настоящем, не выражена более полно, чем в Ин. 5:24,25. В четвертом Евангелии вечная жизнь — это реалия настоящего для тех, кто верит в Иисуса (1:4, 5; 5:24, 25). Это верно также и в отношении последнего суда, который становится реален в Личности Иисуса и в проповеди Евангелия (3:18-21; 5:24,25). Воскресение также становится реальностью настоящего в словах Иисуса (5:24, 25), ярко проиллюстрированных в воскресении из мертвых Лазаря (11:1-44). Во Христе не только восстановлено полное общение с Богом (14:21-23), но Слово, нисходя (1:1-5, 14), предлагает полное знание о Боге, обещанное в конце (1:18; 14:9). А когда Иисус вознесется на тех, кто верит в Иисуса, будет излита полнота Святого Духа (7:39).

Следовательно, в Евангелии от Иоанна терминология, имеющая отношение к описанию конца времени, многократно используется для описания реалий Божьего Царства, наступившего благодаря Христу. Вот что пишет Раймонд Браун: «Если кто-либо указывает на отрывки Ветхого Завета, которые, по всей видимости, подразумевают пришествие Бога во славе, пролог (1:14) отвечает: “Мы видели славу

Его”. Если кто-либо спрашивает, где суд, знаменующий собой последнее пришествие Бога, Ин. 3:19 отвечает: “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир” (Браун, т. 1, с. 67). Связанные с будущим ожидания иудаизма стали реалиями настоящего во Христе.

Это, конечно же, не свидетельствует о том, что, как говорят некоторые теологи, Иоанн ничего не знает об эсхатологии будущего.

В Ин. 5:28, 29 он прямо говорит о будущем воскресении и суде. В Ин. 14:1-3 Иисус говорит о Своем грядущем возвращении к ученикам после временного пребывания на небесах. И во многих местах Он использует фразу «в последний день», чтобы ясно указать на реалии, которые с христианской точки зрения все еще в будущем

(6:39, 40, 44, 54; 12:48).

Таким образом, хотя Иоанн вполне свободно оперирует такими терминами новозаветной эсхатологии, как «теперь», так и «еще не»,

6. Евангелии он предпочел основное ударение сделать на настоящем, то есть на реализованной во Христе эсхатологии.

Суд теперь

Адвентисты седьмого дня часто думают о последнем суде как о событии, которое относится исключительно к концу времени, но в Евангелии от Иоанна понятие о суде гораздо шире такого представления. Он совершается в трех определенных фазах. Суд происходит на кресте (12:31, 32), в проповеди Евангелия (3:18-21; 5:24, 25), а также в конце времени (5:27-30; 12:48).

«Ныне суд миру сему», — заявляет Иисус (12:31). Он ссылается на

суд, связанный с Его вознесением на крест (12:32). Таким образом,

суд на кресте завершит по меньшей мере два дела: выдворение

«Князя мира сего», сатаны (12:31) и привлечение «всех» к Иисусу

(12:32).

Учение Павла предлагает дальнейшую информацию об этом суде на кресте. В Рим. 8:3 Павел говорит, что на кресте Бог осудил грех во плоти, послав Сына Своего в подобии плоти греховной, чтобы он стал жертвой за грех. А в Деян. 13:32, 33 Павел утверждает, что все обетования Бога, данные «отцам», были исполнены для человечества, когда Бог воскресил Иисуса из мертвых. Соединив то,

что мы узнали из этих текстов, можно получить достаточно ясную картину о суде на кресте.

На кресте Бог осудил все человечество в Личности Христа. Он пришел «в подобии плоти греховной» (Рим. 8:3). На кресте все грехи мира были возложены на Иисуса (1 Петр. 2:24). Когда Иисус висел на кресте, началось судебное заседание. Когда Бог смотрел вниз на Иисуса, Он видел все человечество, висящее там в лице Своего Сына, исполненное греха во всей его гнусности. На кресте Бог излил весь Свой суд на человеческий грех, и этот суд принял Сын Божий. Каждый грех, который когда-либо был совершен или мог быть совершен, был окончательно и полностью осужден. Человечество было признано виновным и приговорено к смерти в смерти Христа (Рим. 8:3). На кресте сатана потерял права на человечество, на которое он претендовал в силу человеческого греха (12:31). Бог решил вопрос с грехом. Затем, завершив первую часть работы, суд был отложен на тридцать шесть часов.

Суд возобновился утром в первый день недели. Бог еще раз посмотрел вниз на Иисуса. Он увидел там совершенное человечество, подобное агнцу без пятна и порока. «Не знавший греха» (2 Кор. 5:21), Тот, Чью виновность в грехе невозможно было доказать (Ин. 8:46), еще раз представлял в Своем лице все человечество. Когда Бог смотрел на безгрешное человечество, Он вынес судебный вердикт о том, что оно достойно жизни и вечности в Его присутствии. Затем Он начал действовать в соответствии с решением суда и воскресил Иисуса из мертвых. Делая это, Он произнес благословение на все человечество (Деян. 13:32, 33). Все обетования Божьи стали теперь доступны каждому человеческому существу, вступившему в завет со Христом (2 Кор. 1:20). Хотя грешное человечество было осуждено на кресте смертью Христа, безгрешное человечество было искуплено и одарено жизнью и воскресением Иисуса.

Следовательно, суд на кресте касается каждого когда-либо жившего человека (Ин. 12:32). Вы и я были осуждены на кресте в лице нашего Представителя. Наши грехи были осуждены в Его лице. Его осуждение было также и нашим. Но Его праведность была дана нам,

когда Бог воскресил Его из мертвых. Иисус был провозглашен праведным во всех Своих делах. И Его оправдание стало также и нашим. На кресте и в воскресении Христа все человечество предстало пред судом, как перед осуждающим, так и перед оправдывающим.

Вторая фаза суда, согласно Евангелию от Иоанна, — это суд в виде проповеди Евангелия. Эта вторая фаза суда находится в прямой связи с первой. Проповедь Евангелия призывает людей решить, как реагировать на суд на кресте. Всякий раз, когда люди слышат о Христе и Его кресте, они предстают перед судом (3:14-21). Свет сияет во тьме, и каждый обязан принять решение — позитивное или негативное (3:19-21). Жизнь и смерть — важные вопросы (5:24, 25). Этот суд — реалия настоящего, всякий раз, когда проповедуется Евангелие (3:18).

Суд «с кафедры» — отрезвляющая мысль. Каждую неделю, когда люди собираются для поклонения, совершается суд во время проповеди Евангелия. Каждый человек в общине или подходит ближе к Иисусу, или отстраняется от Него. Третьего пути не существует. Какая ответственность для проповедника! Для общины лучше вообще не слышать проповеди, чем слышать полусырую и произнесенную не от всего сердца проповедь. Никто не может осознать реальность суда, который совершился на кресте, без признания необходимости так или иначе откликнуться на этот суд. Люди решают отождествиться либо с греховным человечеством, уничтоженном на кресте, либо с безгрешным человечеством, восставшем при воскресении. И, произнося суд над Христом, они произносят его над собой. Они выбирают либо жизнь, либо смерть, либо свет, либо тьму. Лучше не проповедовать вообще, чем морализировать или говорить легкомысленно, в то время как решается участь душ.

Но суд через проповедь Евангелия — это не все, когда дело касается Евангелия от Иоанна. Есть еще суд, последний суд (5:27-30; 12:48). Этот суд, однако, не чужд двум предыдущим фазам суда. Он подтверждает и ратифицирует решения тех судов. В конце мы не будем судимы каким-либо другим судом, отличным от того, который

мы сами себе произнесли, реагируя на проповедь Евангелия (12:48). Отвергнутые нами слова жизни вернутся тогда, чтобы судить нас (5:45). Слова жизни, которые мы приняли сейчас, вернутся, чтобы воскресить нас к вечной жизни, жизни с избытком (5:29). Тем, кто во Христе теперь, нет нужды бояться последнего суда. Крест достаточен для того, чтобы совершить примирение за грех и заслужить вечную жизнь. Те, кто сейчас во Христе и пребывают в Нем, окажутся в Нем

к в последний день.

Применение Слова Евангелие от Иоанна, гл. 5

3. Как сегодня люди пытаются получить физическое и духовное исцеление без Христа? Какую роль играют психология и молитва в процессе исцеления от эмоциональных болезней и ран прошлого?

Как вам кажется, почему столь немногие сегодня переживают такие потрясающие исцеления, как человек при купальне?

4. Что бы вы ответили человеку, который считает, что все болезни

— результат греха? Какую роль играет грех в болезнях человека? Можно ли здесь установить причинно-следственную связь? Можно ли о таких заболеваниях, как СПИД или рак легких, говорить в рамках морали? Перечислите аргументы, которые стоят за вашей точкой зрения.

5. Чтобы исцелить человека, Иисус нарушил созданные людьми традиции в отношении соблюдения субботы. Фарисеев больше заботили маловажные традиции, нежели здоровье и благополучие человека. Принимаете ли вы Божьи заповеди или установившиеся традиции становятся в вашей жизни выше их? Помогают они служить людям или становятся препятствиями на пути служения?

6. Как научиться сохранять середину между христианской радостью и серьезностью? Как на это влияет эсхатологическая концепция Иоанна? Как в мире, полном страданий и смерти,

люди могут ощутить, что вечная жизнь — это реальность настоящего времени?

5. Расскажите о нескольких «свидетелях» в вашей жизни, которые помогли вам лучше узнать Иисуса. До какой степени ваше восприятие Иисуса сформировано верующими, которых вы знаете и кем восхищаетесь? Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы не знали этих людей?

Изучение Слова

В Пользуясь Симфонией, просмотрите все примеры употребления в Новом Завете таких слов, как суд, судить и судья. Какие из этих ссылок относятся к последнему суду? Какие, по всей видимости, указывают на текущий процесс каждой эпохи? Какие имеют отношение к кресту? Что вы узнали о Евангелии от Иоанна в ходе этого исследования?

В Используя словари, энциклопедии и любые другие книги и журналы по археологии, попытайтесь найти все, что только можно, о недавних раскопках купальни Вифезда.

Для дальнейшего исследования

и Относительно научной дискуссии в отношении эсхатологии в Евангелии от Иоанна и ее взаимосвязей с библейской эсхатологией в целом см. Р. Е. Браун, «Евангелие по Иоанну», т. 1, с. 65-71; Р. Шнаккенбург, «Евангелие по Иоанну», т. 2, с. 426-437.

и Относительно эсхатологии Ветхого Завета и о том, как Новый Завет основывается на ней, см. Дж. Паулин, «Что Библия говорит о последнем времени» с 3-й по 6-ю главы.

и Для общего понимания 5-й главы Евангелия от Иоанна см. Е. Уайт, «Желание веков», с. 201-213.