Проповедь Моррис Венден. Москва, 27 апреля 1985 года

Какое это преимущество быть в Советском Союзе! Мы хотим поблагодарить руководство адвентистский церкви, и мы хотим поблагодарить государственные органы власти, которые способствовали нашему приезду к вам. Мы рады, что у нас есть общий интерес, общий интерес в вопросах божественных, и общий интерес, что касается вопросов мира во всем мире. И я благодарен за то, что я могу говорить здесь о Князе мира, о Господе Иисусе самом.

Долгое время в нашей семье мы пытались установить – куда же своими корнями уходит наша фамилия. Мой дедушка Нильс родом из Норвегии, но откуда он попал в Норвегию мы никак понять не можем, и интересно нам узнать, откуда же взялась у нас эта фамилия Венден. И у нас есть друзья и сказали: возможно, это русская фамилия. Может быть, и фамилия моего предка было Венденов, или что-то вроде этого. Я был рад услышать, как один из пасторов, встречавших меня вчера сказал, что я похож на русского. Поэтому, я чувствую себя довольно таки дома здесь.

Хотелось бы мне сегодня утром чем-то с вами обменяться. У меня здесь шариковая ручка. Это не очень дорогая ручка. У меня была очень дорогая шариковая ручка, сделанная известной компанией «Крос», но мне не удалось ее удержать на долгое время у себя. Это ручка стоит всего лишь несколько центов, всего лишь несколько копеек, и поэтому никто не хочет на нее меняться. Ну, я хочу обменяться с вами этой ручкой, хочу, чтобы вы мне предложили взамен автомобиль ЗИЛ. И те из вас, которые хотят обменяться со мной на эту ручку, пожалуйста, подойдите после собрания, если у вас есть автомобиль ЗИЛ. Большинство из нас обменивалась вещами, когда-то в жизни такая возможность представлялась. Когда я был маленьким мальчиком и мы жили в Нью-Йорке, то я менялся со своими товарищами вещами в нашем огороде. И я помню, как мы обменивались стекляшками маленькими, тремя маленькими на одну большую. Мы обменивались с машинками, обменивались велосипедами. И когда я учился в колледже, то однажды мы решили поменяться галстуками. И нам предоставилась возможность избавиться от тех галстуков старых, которые мы никогда не носили и получить новые, которые тоже кто-то никогда не носил, но нам они понравились. Мой товарищ по комнате, вообще, начал обмен не имея ни одного галстука. И до конца вечера у него было 6 хороших галстуков. Я не знаю, как это ему удалось. Ну, конечно, по отношению к кому-то это вероятно было несправедливо, и кто ты, наверное ,был обманут в тот вечер. Но если бы вы обменялись со мной и предложили бы мне в обмен автомобиль ЗИЛ на эту ручку, то что-то было бы здесь верно в этом обмене, либо вы поступили весьма неблагоразумно и неблагорассудно, либо вы обнаружили огромную любовь ко мне, совершив такой обмен. Я пытался обменяться этой ручкой на американский автомобиль дорогостоящий Cadillac, я пытался обменяться этой ручкой на Mercedes, немецкий шикарный автомобиль. Но должен вам сказать, что не обнаружил ни одного кто бы проявил такое нерассудительство, такое неразумие или кто бы обнаружил такую огромную любовь ко мне. А теперь я хотел бы обратиться с вами к посланию к Коринфянам и прочитать там о самом великом обмене, котором вы когда-либо слышали. Здесь во втором послании к Коринфянам 5 главе в 21 тексте записаны эти слова.

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех(или «грехом» как говорит подлинник), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Это самый великий обмен, о котором вам когда-либо приходилось слышать. Как бы вы отреагировали, если бы сам Господь Иисус Христос сегодня зашёл в эту церковь? И Он проходит по проходу и подходит прямо к вам, и поступает так, как будто бы вы всего лишь единственный присутствующий здесь человек, и Он смотрит на вас Своими дружескими, голубыми глазами, так как скандинавы Его рисуют, или со своими темными, дружескими глазами смотрит на вас, как итальянцы Его рисуют, или Он смотрит на вас Своими восточными глазами, так как восточные христиане Его изображают. Потому что Он Христос всех народов – любимый и приемлемый всяким. Он подходит к вам, и Он вам говорит:

«Я хочу обменяться с вами всей Своей праведностью на все ваши грехи».

Заинтересовал ли вас такой обмен? Мне кажется, вы о большем обмене и не слышали. Я слышал, как люди говорили, что «да, если бы это была правда, то я не знаю существует ли лучший обмен».

Я преподавал один предмет в колледже в течении нескольких лет. И один студент мне сказал так: если бы я знал, что я могу иметь всю праведность Христа, а Он забирает все мои грехи, то мне хотелось бы умереть прямо сейчас, и мне хотелось бы, чтобы кто-то взял у меня мою жизнь, прежде чем я испортил или нарушил этот прекрасный обмен. И конечно, разбойник, умерший на кресте для них лучшая возможность сохранить эту праведность. И, возможно, разбойник на кресте – это единственный христианин, который прожил совершенной жизнью всю свою христианскую жизнь. Возможно, мы сможем уподобиться святому Франциску Ассизскому. Он был известен как благочестивый человек. И когда он работал в саду, однажды кто-то нему подошел и спросил:

– Что бы вы сделали, если бы узнали, что сегодня вечером вы умрете?

– Он говорит: я закончил бы работать в саду.

Он чувствовал безопасность. И кто-то сказал великому английскому проповеднику Джону Уэслею:

– Что бы вы делали, если бы вы знали, что сегодня вечером вы умрете? Как бы вы провели этот день?

– Он сказал: я бы провёл этот день точно также, как я его запланировал.

Он бы не впал в панику и не пытался все предусмотреть, и все исправить в тот день. Итак, сегодня Иисус подходит ко мне и предлагает мне взять всю Его праведность и отдать все мои грехи. Разве это не радостное сообщение? Если бы вы мне предложили взамен на мою авторучку свой прекрасный автомобиль ЗИЛ, то вы, вероятно, обнаружили бы либо то, что вы безрассудны, либо то, что вы меня очень сильно любите. Ну, мне кажется, что вы меня так сильно не любите. И поэтому, когда Христос предлагает всю Свою праведность взамен на наши грехи, то либо первое верно в его случае, либо он действительно меня сильно любит, а Библия говорит, что Он действительно меня любит. Здесь в этом тексте очень много содержится. Мы бы могли целую неделю заниматься исследованием этого текста. Первое, на что мы обращаем внимание – это слова о том, что Он сделал себя грехом за нас. Текст говорит нам о том, что Бог сделал Христа грехом за нас. Это поднимает очень большой вопрос.

Однажды один студент в классе спросил меня, сидевший на заднем ряду:

– Если Бог нас так сильно любит, то почему же Он сам не пришёл, а послал Своего Сына?

Звучит неплохо вопрос. Правда же? Но там в этом же классе другой студент был отцом. И он дал ответ первому студенту, прежде чем я начал отвечать. И каждый отец любящий сына, скорее пострадает сам, чем предложит в жертву сына. Мне кажется, что каждый из вас переживал страдание близкого и дорогого вам человека. И возможно каждый из вас хотел бы встать на место дорогого этого человека, чтобы вместо него переживать и вместо него страдать, чтобы его спасти и уберечь. Мне кажется, что мы об этом можем беседовать по другую сторону нашей жизни.

Наша 28 летняя дочь родилась с повреждением мозга. И поэтому, в течение 28 лет мы смотрим на то, как наша дочь пытается справиться с этой жизнью, будучи калекой. Ей трудно давалось и постижение чтения, она должна была посещать особые школы, большую часть своей жизни она испытывала одиночество. И мы разрываемся от боли из-за ее болезни, и много раз в своей жизни я молился и говорил Богу: почему ты не можешь дать мне возможность встать на ее место вместо нее? Потому что когда дочь испытывает боль, отец испытывает большую боль, чем дочь. И когда Христос пришел на землю – это не Бог Сына послал пострадать, а это Бог с Сыном страдал вместе. Библия говорит о том, что Бог через Христа примирял Собою мир. Я верю в то, что Бог был там у креста, когда Христос умирал. Я читал об этом в книге «Желание веков». Иисус испытывал одиночество, Ему казалось, что Он одинок на кресте. Это было частью той великой тайны, спасения. Иисус должен был испытать одиночество. И когда Он говорил: «Отче, почему Ты оставил Меня?», то Он действительно чувствовал одиночество. Но прежде чем Он испытал крестные муки Он сказал: «Я не один». Иисус шагал от Гефсимании до креста с силою неба. Это было единственной возможностью для него шагать прямо подобно царю, в то время когда Его толкали, били и унижали. Отец Его был рядом и Его великое сердце разрывалось. И есть у язычников такое неверное представление о том, что если что-то плохое происходит, то боги получают удовольствие от этого, это удовлетворяет богов. И поэтому если деревню или город постигает горе, несчастье, голод, бедствия, то, наверное, боги гневаются. И поэтому для того, чтобы умилить богов нужна кровь, нужна жертва, чтобы они могли быть ублажены. И если боги увидят достаточно кровопролития, то они будут ублажены, спустятся и даруют мир. Есть христиане в стране, где я живу, которые говорят, что Иисусу не нужно было умирать. И некоторые даже пытаются сказать, что это вообще языческая идея. Они говорят: это чуждая идея, которая вызывает отторжение у цивилизованного человека, они говорят о том, что Бог мог простить нас и без смерти своего Сына, и смерть Христа было нечто большее, как мученическая смерть, Он просто был мучеником. И они говорят: это было нечто вроде того, когда человек идёт ночью по улицам Чикаго. Ночью опасно ходить по улицам Чикаго. Иисус спустился в наш мир греха, в мир, где ходить Ему было опасно. И когда Он здесь ходил, то Он подверг Себя риску быть убитым. И просто так уж случилось, что пока Он был здесь, Его убили. Но Бог мог нас простить без всего этого. Но в Библии этого не записано, я в своей Библии этого не нахожу. Первое к Коринфянам 15 глава говорит, что Христос умер за мои грехи. Иисус пришел, имея цель конкретную – занять мое место на кресте. Иисус – моя замена. Бог должен был поступить так, чтобы быть справедливым и простить грешников, остаться справедливым и простить грешников.

И здесь, в начале в этой проблеме два осуждения, два упрека. Первое обвинение говорит, что сотворенные Богом существа не могут жить послушной христианской жизнью, а второе обвинение говорит, что если грешники согрешают, то они уже не могут получить прощение. А Библия в Римлянам в 3 главе говорит, что Бог приготовил план, посредством которого мы можем быть прощены. Потому что Христос умер вместо нас. Когда Иисус умер на кресте –это дало возможность Богу остаться справедливым и простить любого приходящего. Бог теперь может оставаться справедливым и даровать прощение каждому.

Однажды мастер пришел отремонтировать стиральную машинку у нас дома. И когда он услышал о том, что я проповедник, он мне сказал:

– О, мне надо об этом слышать. Зачем мне это нужно? Я машинку вам отремонтирую, никаких проблем, только пожалуйста, не надо мне религии.

Он сказал:

– Мне не интересно знать такого Бога, который позволяет миллионам людей страдать.

И это звучит как сильный аргумент. Не правда ли? Но Библия балансирует этот аргумент или высказывает что-то в противовес этому аргументу равный. Библия говорит:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все обретают жизнь вечную». 1Кор.15:22

Мы все умираем из-за греха Адама, но обретаем все вечную жизнь, благодаря Иисусу Христу. И как справедливо один Адам, так справедливо и другой Адам – Христос. Кто-то сказал: а как Христос мог умереть за миллионы? Это не сложно объяснить в свете Библии. Иисус умер за миллионы, потому что миллионы страдали за грех одного. Я благодарен Богу за то, что Иисус занял моё место и ваше место. Разве не благодарны вы Ему за это? Исайя об этом давно говорил в главе 53.

«Он был ранен за наши беззакония, изъязвлен за грехи наши, и ранен за беззакония наши». Ис.53:5

Я не хочу ни какие старые раны вскрывать сейчас, но просто вспомните самое страшное и плачевное, что вы в своей жизни сделали. Не занимайтесь, думая об этом всю оставшуюся часть этого дня, ну, просто сейчас вспомните себя в том, как вы себя мерзко чувствовали, как вам было тяжело, когда вы больно кого-то ранили, а затем помножьте это на все то плохое, что вы за всю свою жизнь сделали, и помножьте это ещё на все беззакония каждого человека в мире, и помножьте это ещё на беззакония всех поколений, живших до нас, а затем поместите все это на плечи Христа, на Его голову, и тогда это поможет нам понять – почему Он даже едва чувствовал боль от гвоздей, пронзавших Его руки. Бремя греха и беззаконие всего мира было бесконечно тяжелым, и поэтому Христос стал грехом за нас. Но здесь написано, что Он не знал греха («Ибо не знавшего греха» 1Кор.5:21). Большинство из нас знакомы с Библией, знает, что Христос был безгрешен. Это была единственная Личность, прожившая здесь на земле совершенную жизнь, это единственный Человек, который может быть названным действительно праведным. И вот здесь в этом тексте дальше описывается этот величайший обмен: «Сделался грехом за нас, чтобы мы в Нём сделались праведными перед Богом».

А что же такое праведность, все-таки? Есть много определений праведности. В адвентистской семинарии в одном из классов мы исследовали это библейское понятие праведности через веру. И наш преподаватель доктор Хепенстоу начал преподавание этого урока с этого первого вопроса. Он сказал: что же такое праведность? Кто-то сказал: праведность – это делание праведных дел. И он в действительности ожидал такой ответ. И он сказал тогда: если праведность – это делание праведных дел, то для того, чтобы быть праведным, всего-навсего нужно делать праведные дела. Так мы становимся праведными? Возможно ли для меня делать праведные дела? Не знаю сколько из нас сегодня смогут принять решение отныне и вовеки всегда делать только праведные дела. И даже если бы мы и смогли с этого момента начать делать только праведные дела, как же быть с нашей прошлой жизнью, которая тянется за нами?

Есть по крайней мере три причины, которые делают для нас неизбежным и необходимым иметь праведность Христа. Одна из этих причин состоит в следующем: мы рождаемся в этот мир уже грешниками с греховной природой. И нам сказано, что по крайней мере до тех пор, пока Христос придет, мы будем жить в этой греховной плоти, иметь эту греховную природу. Ни один из благочестивых мужей Библии, апостолов Божьих, когда-либо заявлял, что он был без греха. Они все исповедовали, что они были греховны по природе своей. И поэтому до тех пор, пока Христос не придёт, я буду нуждаться в праведности Христовой, потому что я греховен по своей природе.

И есть еще вторая причина, по которой мне нужно иметь праведность. Из-за моих прошлых грехов. И из-за моих всех прошлых грехов я буду нуждаться в Его праведности во веки веков, всегда, не только до момента, пока Он придёт и изменит эту плоть. Нет, всегда мне Его праведность будет нужна. Это только благодаря Его совершенной жизни все мои грехи брошены в «пучину морскую». «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих.7:19). Только благодаря Его жизни мои грехи удалены так далеко как запад от востока, как Библия говорит.

«Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс.102:12).

Есть третья причина, по которой я должен иметь эту Христову праведность. Я нуждаюсь в праведности Христовой из-за моих настоящих падений и грехов в настоящее время. И поэтому Его праведность доступна мне для того, чтобы обрести силу и побеждать в этих искушениях и трудностях.

В нашей стране имело место спорная дискуссия богословская. Может быть вы об этом слышали, а может быть и нет. И она в основном сосредотачивалась вокруг того – в чем же в действительности заключается Евангельская весть. Она вращалась вокруг трех различных аспектов отдельных частей Евангелия. И богословы три части христианской жизни или Евангелия разделяют на три термина, на три понятия: оправдание, освящение и прославление грешной плоти при втором пришествии. Мне не нравятся эти данные богословские термины. Я предпочитаю школьный, детский язык. И поэтому, оправдание – это прощение. Это акт, посредством которого Бог покрывает мои грехи. Освящение – это сила, сила от Бога, помогающая мне побеждать в грехах настоящих. Прославление же – это избавление от мира греха, в котором я пребываю, когда Христос придет вновь. Первое значит – это избавление от вины за грехи, второе – это избавление от силы, тянущей нас ко греху, и третье, прославление – это избавление нас из мира греха. И некоторые из исследователей завели спорную дискуссию о том, такая же из этих частей самая важная. И так называемая новая теология учит, что оправдание и прощение – это самое важное.

На северо-западе Соединенных Штатов располагается наш колледж Валабола, и я поехал туда для того, чтобы беседовать со студентами. После богослужения один из студентов подошел ко мне в коридоре.

– Евангелие – это весть о том, что Христос умер за мои грехи.

– И я сказал: да, это добрая благая весть. Не правда ли?

Он говорит:

– Это и есть всё Евангелие.

– О, я это слышал и раньше.

– А я сказал: разве это не благая весть, что Христос вновь грядет к нам.

– Он сказал: да, это благая весть, но это не Евангелие.

– А я сказал: разве не добрая весть, весть о том, что Христос силы мне даёт побеждать грехи настоящие.

– Он сказал: да, но это не Евангелие.

– А я сказал: а разве это не добрая весть, весть о том, что Христос хочет воскресить меня от смерти, когда я умру, когда Он придёт.

– Он сказал: да, но это не Евангелие. Евангелие – это только лишь весть о том, что Христос умер за мои грехи.

– А я его спросил: позвольте тогда спросить вас – что же слово «Евангелие» означает?

Он знал, что слово Евангелие означает. Слово это означает –хорошая новость, добрая весть, благая весть, как мы говорим. Он стал ногти свои кусать, когда я его спросил и ушел. В Евангелии много прекрасных новостей содержится. И поэтому, преподаватель наш сказал: посему, если праведность – это делание праведных дел, то для того, чтобы быть праведными, нам всего-навсего нужно делать то, что праведно. Верно это или не верно? Здесь есть еще одна проблема. Дело в том, что у каждого человека свое собственное представление о том, что же праведно, а что неправедно. Тут в Московской церкви все между собою согласны относительно того, что праведно, а что неправедно. Я знаю некоторых адвентистов, которые говорят, что вполне допустимо играть в бильярд, а некоторые, я знаю таких, которые говорят, что «ни в коем случае не допустимо». Я знаю адвентистов, которые считают, что недопустимо в субботу играть в волейбол, и знаю некоторых студентов в некоторых странах европейских, которые играют в волейбол. И тут, наверное, зависит всё от того, вы либерал или консерватор в этом вопросе. Как же нам узнать, что верно, а что не верно. Есть белое, есть черное, а есть посередине много серого. И мы в основном так и спорим вокруг этого серого, относительно всего того, что посередине. Некоторые хотят разрешить эту проблему и сказать: «праведность – это соблюдение закона Божия». И поэтому наш профессор сказал нам: тогда получается, что если вы хотите быть праведными, то всего-навсего, что вам нужно делать – это следовать закону Божию. Поэтому вы закусываете губы, собираете все свои силы, всю свою железную волю и начинаете соблюдать закон Божий. Так мы становимся праведными? Если так, то тогда несправедливость на лицо: люди сильной воли имеют преимущество над людьми слабой воли.

У нас в американском сборнике есть гимн, который говорит: если бы религию можно было купить за деньги, то выжили бы все богатые, бедные бы все погибли. И мне хочется изменить слова этой песни и сказать: если бы религию можно было приобрести сильной волей, то люди сильной воли бы выжили, а люди слабой воли погибли. Но правда Евангельская заключается в том, что Христос пришел спасти и слабых, и сильных. И если религия Христа не способна спасти самого слабого, то она вообще ни на что не способна.

Интересно мне, есть ли среди вас сильные люди здесь? Интересно мне, есть ли среди вас слабые люди здесь? Лучше, наверное, не просить, чтобы все слабые встали. И наверное, мы не будем предлагать и сильным вставать. И если христианство состоит из попыток силой воли своей совершать праведные дела, то тогда у нас здесь несостоятельность, несправедливость и неравенство сил налицо. И из-за нашего непонимания относительно того, что же праведность Христова представляет, мы стремились церковь составить из сильных людей. Но сильной воли люди ненавидели ту религию, которую Христос проповедовал. Поэтому-то они Его и распяли из-за той религии, которую Он проповедовал. Он преподавал христианство, которое доступно самому слабому: блуднице, вору и разбойнику. Сущность Его вести заключается в покорной отдаче, в желании покончить со своими попытками пытаться самостоятельно и дать возможность Его праведности войти в нас. И эти сильной воли люди, которые всю свою жизнь воспроизводили праведность, они ненавидели такое учение. Иисус, если можно так выразиться, половик у них из под ног вытащил. Иисус разравнял их песчаные дворцы и замки. И они сказали: Он нам не нужен. Сильной воли людям труднее всего принять истину о праведности через веру. Потому что сильным людям не нужен Иисус Христос. И если вы слабый человек, то вы можете быть ближе ко Христу, чем сильный.

Апостол Павел сказал: «когда я слаб, тогда я сильный». 2Кор.12:10

Со своей супругой я посещал традиционные лагерные собрания. И моя супруга взяла нашу маленькую девочку и повела ее в то место, где дети собирались вместе. Настало время разбирать беседу. Проводящий встал и сказал:

– Мальчики и девочки, как вы считаете, что самое важное во всей Библии?

– И они сказали: Иисус! Христос!

– Она сказала: нет, нет, нет, не это, не это.

– Проводящая опять спросила: что же самое главное во всей Библии.

Молчание. Абсолютное молчание. Тогда она сказала:

– Десять заповедей. Это самое важное во всей Библии.

А моя супруга приняла чрезмерную дозу чего-то другого. Она сопровождала проповедника слишком долго в своей жизни, который что-то иное проповедовал. Мне понравилось то, что мальчики и девочки сказали. Они правильно ответили в первый раз, как вы считаете? И моя супруга пошла и пожаловалась старшему ответственному за проводящие беседы. И ответственный за проводящих пытался как-то изменить эту женщину. И сказал:

– Она была уставшая сегодня, наверное.

И я стал думать об этом. Я христианин адвентист третьего поколения. Мой отец был проповедником, он до сих пор любит проповедовать, ему 83 года, и он проповедует каждый раз, когда я домой приезжаю. И где-то в моей жизни я принял представление о том, что Закон Божий и 10 заповедей – это самые важные в Библии. Мне не хочется сознаваться в том, как долго у меня было такое представление, но я устал тоже. Всякий кто верит в то, что 10 заповедей Божиих самые важные в Библии, рано или поздно устанет. Потому что никакой надежды нет для тех, которые пытаются обрести праведность попытками соблюсти закон. Только лишь праведностью Иисуса Христа и с Его праведностью мы можем встречаться с десятью заповедями. А без того, что Христос нам предлагает – наше состояние безнадежно. И здесь сокрыт великий библейский принцип. У человечества нет праведности, мы нищи, когда дело доходит до праведности. Римлянам 3 глава говорит: «нет праведного ни одного». Мы знаем, что праведность исключительно необходимо для неба, и без праведности никто Бога не сможет увидеть, и не взирая на то, что у нас нет праведности, Библия говорит: «Ибо знает Господь путь праведных» Пс.1:6 Поэтому обязательно должен быть какой-то путь, посредством которого мы можем быть праведными. В первую очередь давайте уточним правильно ли мы понимаем это слово –«праведность». Есть одно единственное, включающее в себя всё определение праведности. Оно содержится в первой главе послания к Римлянам в 17 тексте:«В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».

Однажды в одном из классов на доске Мы пытались постигнуть эту формулу и писали: «праведность = Христос». Затем мы изучали дальше Священное Писание и добавляли другие определения к этой формуле, и мы дописывали: человечество + Христос = праведность. Был у нас студент с математического факультета, который занимался на том предмете. Он достал свой карманный калькулятор и его лицо выразило ужас. Он сказал, что мы абсолютно несправедливо поступили с человеческой расой. Он говорит: с математической точки вы уже сказали, что Христос сам по себе равен всей праведности, Он один. А теперь вы заявляете о том, что Христос + человечество тоже = праведность. Ну, а если Христос сам по себе без нас = праведность или равен праведность, то тогда мы равны нулю. А я ему сказал: Библия об этом говорит. Иисус сказал: без Меня вы можете делать как много? Ничего. Это приводит нас к величайшей истине. Она заключается в том, что мы беспомощны в воспроизведении праведности самостоятельно. Но есть разница между беспомощностью и бесценностью. Этому студенту показалось, что я учил, якобы, что мы бесценны. Нет, мы не бесценны, мы беспомощны. Есть христиане, которые считают, что они не могут чувствовать себя праведными до тех пор, пока не почувствуют, что они ничто. Есть христиане, которые поют об этом в песне. Известная христианская песня гласит: о, великая непостижимая благодать, спасшая такое жалкое существо как меня. И есть христиане, которые считают, что они не могут быть христианами до тех пор, пока не почувствуют, что они действительно жалкие и ничтожные. Есть ещё другой христианский гимн, который гласит, что Иисус истекал кровью и умирал за меня, подобного земляному червю. Так что я просто лишь червяк. И из этого получается, что некоторые люди не могут чувствовать себя счастливыми, пока они не испытают себя несчастными. Есть люди, которые не чувствуют себя здоровыми до тех пор, пока не испытают себя больными. Но Библия так не учит. Библия учит, что мы стоим всё.

Один старый проповедник любил использовать следующую иллюстрацию: он рассказывал об огромных весах, чашах весов для взвешивания. И он говорит: предположим, что на эти гигантские весы на одну из чаш мы можем поместить весь мир. И весь наш мир весит 6000000000 с двадцати одним нулём тонн. А затем на другую чашу весов мы поставим одного человека, младенца, ребеночка, новорожденного, рожденного рано, ребёнка, недоношенного ребёнка, который может быть весит всего лишь несколько граммов, граммов 800. И это маленький новорождённый перевесит чашу весов со всем миром, лежащим на нем. В свете креста Христос такую ценность ставит на каждую человеческую душу. И у меня для вас есть Благая весть, дорогие. В глазах небо вы стоите всё. Когда Бог вас выплавлял, то форму немедленно, выплавив Он удалил, разрушил, чтобы никого по этой же форме не сделать. Вы уникальны, поэтому мы не бесценны, но мы беспомощны, мы беспомощны в воспроизведении праведности. Когда человек говорит о Христе как о самом важном, то он ни в коем случае не бросает тени ни на праведность, ни на 10 заповедей. Единственно тот, кто верит что 10 заповедей важны, так это тот, кто верит, что Христос самый важный.

Допустим, я хочу заниматься выпечкой хлеба и обзавестись пекарней. И допустим, в течение 20 лет я безуспешно пытаюсь иметь прибыль на этой пекарне. И допустим, в конце 20 лет этих безуспешных попыток, кто-то мне подходит и говорит:

– А ты слышал, есть на свете такое вещество, как мука.

– Я ему говорю: мука? Что у меня чего-то не хватало на пекарне?

– И он мне говорит: да, как же ты хотел пекарня, чтобы у тебя работала без муки.

Представим, что я банкир. И в течении 20 лет я пытаюсь успешно работать в банке и приобретать прибыль в своем банке. И в течении 20 лет я терплю неудачи и крушения, я самый несчастный из всех банкиров на земле. И в конце этих 20 лет кто-то ко мне подходит и говорит:

– А ты слышал о деньгах? Ты знаешь, что такое деньги?

– А я ему говорю: а что это такое деньги? Ты имеешь в виду, что мне чего-то в банке не хватало?

Допустим, в течении 20 лет я проповедник. И от меня ожидается, что я проповедую христианскую религию, я знаю всё о законе божием, знаю всё о субботе, знаю всё о том, что верно и что неверно. Но я терплю неудачу за неудачей в своей проповеди. И кто-то ко мне подходит и говорит:

– А о Христе Иисусе ты слышал?

– А я ему говорю: неужели у меня не хватало чего-то в проповеди?

– Да, Христос – это то всё, о чём вся христианская религия.

Однажды женщина пошла в магазин одежды и материалов, чтобы приобрести для себя материю на платье. И она рассматривала один материал, одну ткань и пыталась себе представить, как же это будет выглядеть, когда она из него сошьёт себе платье. И хозяин магазина подошел и сказал:

– Позвольте мне вам помочь.

– И она говорит: да я просто смотрю, хочу себе представить, получится ли из этого материала платье, как оно будет выглядеть.

– А он говорит: дело то в том, что к счастью, у нас на витрине есть уже готовое платье, сшитое из этого материала.

Они пошли к витрине и посмотрели вместе на это платье. И женщина посмотрела и убедилась в том, что материал конечно хорош, но платье, когда оно сшитое из этого материала в десятки раз лучше.

Были в нашем мире исполнители закона, которые смотрели на эти 10 заповедей, и сказали: прекрасны эти 10 заповедей. И сам мэр Нью-Йорка Лэн Гвардиол сказал тоже самое, когда он ознакомился с десятью заповедями. Он сказал так: создатели закона в мире создали 10.000 законов, но ни один из этих законов не может превзойти или усовершенствовать то, что содержится в 10 заповедях. Поэтому они прекрасны. Но когда мы смотрим на Христа, то мы видим, как эти 10 заповедей воплощены в жизни.

И вот такую праведность в жизни Христос и предлагает вам и мне сегодня, войдя в наше собрание. Как же мне её получить? Обратимся же к заключению текста, прочитав последнюю фразу: «Чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Как же нам сделаться праведными пред Богом «в Нем»? Первое, что нам следует помнить: так это то, что праведность Христа неотделима от Христа. Что касается нас, то нет ничего подобного, чтобы называлось праведностью без Христа. Поэтому, если мы хотим иметь праведность, то нам необходимо иметь Христа. Вот здесь-то и тема величайшая тема праведности через веру становится ясной. Мы приобретаем праведность, приобретая Христа. Мы не ищем праведности, а мы ищем Христа. Праведность приходит к нам вместе со Христом.

Давайте предположим. Предположим, что у меня есть шикарный автомобиль ЗИЛ, и я одинок, я ещё не женат. Это, наверное, единственное, как я могу приобрести ЗИЛ, оставаясь не женатым. И поэтому я разъезжаю по Москве в своём ЗИЛе. И мне конечно хотелось бы, чтобы со мной милая девушка рядом сидела в моем ЗИЛе. Но здесь некоторая трудность возникает. Потому что я не уверен, захочет ли эта девушка, что ей больше захочется: ЗИЛ иметь или меня. Это напоминает мне об одной иллюстрации.

Когда моей дочери было 4 года, я брился в ванной комнате. И моя четырехлетняя дочь зашла в ванную и она сказала:

– Папа, я хочу, чтобы ты мне достал белого котеночка с голубыми глазками.

Но, а мне не нужен был белый котёночек с голубыми глазками. Между прочим, я вообще котов не люблю. И белых котов с голубыми глазами тоже. Я также и черных котов с зелёными глазами тоже не люблю. И вообще, никаких котиков без глаз тоже не люблю. Но ей нужен был этот белый котенок с голубыми глазами. И я ей сказал:

– Подожди, а где же он будет жить этот белый котенок с голубыми глазами?

– В моей комнате.

А мне как раз таки этого и надо было.

– А я сказал: порядок, который ты в комнате своей содержишь или скорее беспорядок, ни в коем случае не позволит там найти коту место какое-нибудь, где бы он мог поспать.

И она убежала. Мне кажется, что она решила бесполезно с папой разговаривать. Но я не успел побриться, как она уже назад возвратилась. Она меня взяла за руку и повела в свою комнату. И как вы считаете, что же я увидел? Там место было более чем достаточно для сколько хотите котов с голубыми глазами. И у нее на лице была забавная улыбка. И я тогда спросил её:

– Руаночка, а ты почему убрала комнату свою? Потому что ты хочешь, чтобы у тебя был котенок с голубыми глазами или потому что ты папочку любишь?

– Она сказала: потому что я хочу ко…, потому что я папу люблю.

Видите здесь, где проблематичная это область, трудная. Я не был уверен, что же тут действительным было побуждением: стремление котёнка иметь или любовь к папе. Я не был уверен, будет девушка ездить со мной в автомобиле из-за того, что ей в ЗИЛе хочется ездить или из-за того, что ей со мной хочется побыть.

Но наконец наступает тот день, когда я убеждаюсь в том, что она не только любит мою машину, но она любит и меня. Поэтому мы идём в церковь и нас венчают. И когда она становится моей супругой, то она не только меня получает, но и мой автомобиль ЗИЛ. Я не знаю ничего о проблемах супружества и проблемах развода в Советском Союзе, но я знаю, что такие проблемы есть в Соединённых Штатах. 53% заключенных супружеств заканчивается разводом. А в христианских церквах 47%. И проблем-то тут возникает, одна из проблем возникает с имуществом, как же делить имущество. Я не собираюсь цитировать законы о разводе в законодательстве Соединённых Штатов, а я хочу предложить свои собственные законы развода. Я хочу предложить следующий закон: что до тех пор, пока эта девушка мною обладает, она обладает ЗИЛом, а если она избирает больше не иметь меня, то она автоматически избирает больше не иметь ЗИЛ. Она не может отделить автомобиль от меня.

Так обстоит дело с праведностью Христа. Нет праведности без Христа или отдельно от Христа, независимо от Него. И поэтому, когда Христос к нам приходит и мы обмениваемся с Ним, получаем всю Его праведность, Он берёт все наши грехи. Это вечно, это прочно, это основательно? Его праведность – это дар? Библия называет ее даром. Или Его праведность – это ссуда? Или Его праведность это обмен? Дело в том, что мы сможем можем с вами чем-то поменяться, а потом опять разменяться назад. Обмен не вечен, он непрочен. И ссуда или одалживание чего-то на время тоже не вечно и не прочно. Мне нужно потом то, что была ссужено выплатить назад. И когда я обретаю праведность Христа – это вечно, это прочно или нет? Ведь она мне не только на сегодня нужна, она мне нужна на веки. Недавно я был в Австралии, и там мы проводили большую библейскую конференцию или исследование с молодежью. Это было во время богословских дискуссий. Мы как раз таки беседовали о праведности. И один молодой человек, лет примерно двадцати встал и задал вопрос. Он говорит:

– Вы верите в наделяемую праведность?

А я не был уверен в том, что же он имеет ввиду под этой наделяемой праведностью. И я немножко переживал, что же он имеет ввиду. Я вспомнил одну цитату в Библии своей, которую я выписал себе из книги «Нагорная проповедь». Там Елена Уайт пишет в этой книге: «В заимствованной у Него праведности мы можем быть совершенны» (НПХ с.77.3 английское издание). Он не был уверен в том, что я имею в виду, и он сел. И я облегченно вздохнул. Ссужается (одалживается) ли нам эта праведность, даётся ли даром, дается ли в обмен – это не имеет ничего общего с сутью спасения. Потому что праведность всегда приходит со Христом, и пока я со Христом, я имею праведность. Если я не имею Христа, то я не имею праведности, и если я продолжаю избирать Иисуса до тех пор, пока я живу, я продолжаю иметь праведность до тех пор, пока я существую. И как только я избегаю побыть без Христа, я теряю немедленно всякую праведность. И вот почему эти два маленьких слова «в Нём» так бесконечно важны. Один из наших профессоров в семинарии, в отделе, в университете тщательно исследовал эту библейскую фразу «в Нём». И он пришел к заключению, что эти два слова «в Нём» означают ничего больше и ничего меньше, как пребывание в тесной связи со Христом. И если бы нам предоставлена была возможность свести всё богословие к одному слову, то этим словом было бы слово – связь, общение. Я пришел к заключению, что когда большинство христиан думают о религии, о христианстве, то они думают о поведении, о том, что можно, и что нельзя. И между прочим, я убежден, что в стране, в которой я живу трое из каждых четырех христиан думают о поведении, и с точки зрения поведения, когда они думают о христианстве. И возможно всего лишь один из каждой четвёрки думает о христианстве как о взаимоотношении, как о личной связи, когда он думает о христианстве.

Поэтому, в теме о праведности через веру всё сводится к одному – к личному общению, к личной связи. Праведность становится нашим достоянием через ежедневные, постоянное личное общение веры со Христом.

Хотелось бы мне спросить каждого из вас: вы знаете Христа как своего личного Друга? Вы сегодня с Ним беседовали? Вы с Ним беседуете, вообще, личной беседой? Вы уверены в том, что Он общается с вами и понимает то, что вы ему говорите? Является ли самым важным и лучшим моментом и временем в вашем дне, то время, когда вы на коленях, с молитвой, читая Слово Божие прямо и непосредственно общаетесь со Христом? Если общение с Богом не самое главное в вашей жизни, то у вас всего лишь остается только один выбор, и этот единственный выбор есть сосредоточение на поведении, на том, что я делаю и что не делаю, на законничестве. И это изнеможет вас и приведет к усталости. Даже сильные люди устают, пытаясь воспроизвести праведность, а слабые, уж конечно, устают, пытаясь воспроизвести праведность. Христос сказал:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам покой». Мф.11:28

Есть у меня любимый, нравящийся мне детский рассказ. Он повествует о том, что же Христос приобретает в таком обмене. Когда Христос обменивается с нами и получает взамен все наши грехи, то какая же выгода Ему? Вот и рассказ. Это было в ранние годы американской нации, становление американской нации. И известнейший американский президент Авраам Линкольн, который выступил против рабства, стоял как-то по один конец реки Миссисипи и смотрел на рабский рынок, на торговлю рабов. Он видел семьи разорванные, он видел, как мужа уводили от жены, видел как детей уводили от матерей. У Линкольна было нежное сердце, он не мог этого переносить. Он сказал: если мне возможность предоставится ударить по этому, то я ударю и ударю как следует. Но, прежде чем, ему эта возможность предоставилась, случилось что-то ужасное. Одного раба продали скупщику, предложившему самую высокую плату на аукционе. Он был сильным мужчиной, но он был уже не так молод, и он достаточно рабства увидел в своей жизни, и он принял решение, что никогда больше не будет работать. И поэтому, когда он там стоял на аукционе, то начал бормотать себе под нос: я работать не буду, я работать не буду. Постепенно каждый из скупщиков услышал то, что он бормотал и перестал делать на него свою ставку. Но один из скупщиков продолжал класть деньги и продолжал назначать все большую и большую цену на аукционе до тех пор, пока он этого старого Джо не купил. И он хорошие деньги заплатил за раба, который не собирался работать. Он подвел старого Джо к своей карете, посадил его в карету, и они уехали прочь из города. Они выехали из города и стали ехать мимо хлопковых плантаций. Они подъехали к воротам и проехали к новой плантации, ехали на дорогу. И всё это время по дороге старый Джо бормотал: не буду работать, не буду работать, не буду работать. Они подъехали к маленькому красивому озеру, там стоял небольшой домик на берегу озера. Это было маленький аккуратненький домик, там занавесочки были на окошках и цветочки в палисаднике посажены. И Джо никогда не видел такого места и даже не думал о том, что раб может жить в таком домике. И он сказал:

– Это вы хотите сказать, чтобы я здесь жил в этом доме? Я не верю, но я не буду работать все равно.

– Затем хозяин сказал ему. Он сказал: Джо, не надо работать. Тебе больше, вообще, уже не надо работать. Я купил тебя, чтобы освободить.

Хороший рассказ. Правда? Вам понравился рассказ? Но самое лучшее ещё в конце. Когда Джо это услышал, то он упал на колени у ног хозяина и сказал:

– Хозяин, я тебя буду вечно слушать.

Однажды нежное сердце взглянуло с небес на человечество. То Сердце, которое не может без мук видеть падающего воробушка. Он видел рабов греха, страстей, слабости, эгоизма. И Он сказал: если мне предоставится возможность нанести удар по этому, я нанесу и ударю как следует. И однажды, Он взобрался на тот холм, на котором стоял крест. И Он подписал документ об освобождении человечества Своей собственной кровью. Но я смотрю на него, и говорю: я не буду работать, не буду работать. Почему? Да потому что я не могу работать. Я пытался, у меня ничего не получается. Я пытался делать правильно и праведно, и терпел неудачу за неудачей. Я пытался закон Его соблюдать, пытался добрые дела делать и убедился, что не способен. И я Ему говорю: не могу, и не буду, потому что не могу. Но Владыка мой смотрит на меня и говорит мне:

– Ты не должен работать, ты не будешь работать, потому что не ты должен работать. Я купил тебя для того, чтобы освободить тебя.

Когда мы глубоко это понимаем, то что-то в нашей жизни происходит. Тогда мы падаем у Его ног и говорим:

– Владыка, буду служить Тебе вечно.

И мы тогда обнаруживаем, что у Него сила совершать то, что нам абсолютно невозможно и немыслимо. И мы обнаруживаем уже что-то удивительное, что когда мы любим Его, то можем соблюдать Его заповеди. И мы обнаруживаем в Нем и в Его Евангелии прощение от прошлых грехов, силу побеждать настоящее и надежду на Его славное пришествие. Склоним головы наши для молитвы.

Отче наш Небесный. Мы благодарны Тебе за то, что Ты предусмотрел путь для нас, чтобы мы могли обрести праведность. Мы благодарны Тебе за Твою праведность за нас. Мы благодарны Тебе за праведность, которую Ты можешь внутри нас иметь, что мы можем быть более чем победители, чрез любовь Твою. Помоги нам, мы молим Тебя узнать больше о праведности Твоей. Благодарим Тебя за то, что взял все грехи наши на Себя, и что мы можем теперь стоять пред Тобой, как если бы мы никогда не грешили. Господи, нам это трудно верится, но мы знаем, что это правда – чрез Иисуса Христа Господа нашего. Аминь.