6. Пять пали

Давайте посмотрим теперь, как в истории происходило падение семи голов зверя. В этой главе мы рассмотрим пять из них. Это как раз те, о которых сказано, что они пали. Мы говорили, на каких высотах был Люцифер. И на буквальных, и на духовных, и на моральных. Он был – самый верх из сотворенных Богом существ. Но в сердце его зародилась мысль. Впрочем, вот что мы читаем об этом в книге «Патриархи и пророки»:

«Люцифер не оценил тех высоких почестей, которых он был удостоен как особых даров Божьих, и поэтому не испытывал никакой благодарности к своему Творцу. Обольщенный своими достоинствами и тем высоким положением, которое занимал, он страстно желал стать равным Богу. Его любило и почитало небесное воинство, ангелы с радостью исполняли его приказания. Он был облечен мудростью и славой больше, чем кто бы то ни был. Но все же Сын Божий, Который равен Отцу в силе и власти, был выше него. Христос участвовал в советах Своего Отца, в то время как Люциферу не были открыты замыслы Божьи. “Почему, — спрашивал этот могущественный ангел, — Христос должен обладать верховной властью? Почему Его величают больше, чем меня?”

Немедленно, покинув место присутствия Божьего…» (давайте на время прервем эту цитату).

Люцифер покинул место присутствия Божьего. Грех разделяет грешника со Святым Богом. Но на этом не окончилось отступление Люцифера. Какова история дальше? Я не зря прервал выдержку на полу предложении. Дальше начинается то, о чем говорится в 12 главе о звере, имя которому: «дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною»; он же эсхатологический зверь 17 главы.

ПЕРВАЯ ГОЛОВА

Каково самое первое действие сатаны после того, как он сам пал? Мы читаем:

«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр.12:4).

Вот как это происходило (читаем продолжение прерванной цитаты):

«Немедленно, покинув место присутствия Божьего, Люцифер устремился возбуждать дух недовольства среди ангелов. Он действовал с поразительной скрытностью, и некоторое время ему удавалось сохранять в тайне истинную цель своей деятельности под видом благоговения к Богу. Незаметно старался он вызвать недоверие к законам, управлявшим небесными существами, мельком упоминая, что законы, может быть, и необходимы для обитателей миров, но ангелы, будучи более высокоорганизованными существами, не нуждаются в подобных ограничениях, ибо могут руководствоваться во всех своих действиях собственной мудростью. Он убеждал их, что такие существа, как они, не могут обесчестить Бога, ибо их мысли святы, и им согрешить так же невозможно, как и Самому Богу. Возвеличение Сына Божьего наравне с Отцом изображалось как несправедливость по отношению к Люциферу, который, по его утверждению, также имел право на поклонение и честь. Он давал понять им, что если бы князю ангелов удалось добиться надлежащего ему высокого положения, тогда он смог бы сделать очень многое для небесного воинства, ибо его цель — свобода для всех. Но теперь наступал конец даже той свободе, которой они пользовались прежде, ибо над ними поставили всемогущего властелина, перед авторитетом которого должен был преклоняться каждый. Вот каким тонким обманом Люцифер добивался успеха в небесных обителях.

Пользуясь беззаветной преданностью и доверием любящих святых существ, находящихся в его распоряжении, Люцифер так искусно сеял среди них недоверие и недовольство, что истинная цель его оставалась неразгаданной. Люцифер представлял Божьи замыслы в ложном свете, неправильно истолковывая и извращая их, возбуждая разногласия и недовольство. Искусно выведывал он у окружающих их мысли и потом, при удобном случае, использовал эти сведения, чтобы доказать, будто и ангелы не вполне согласны с правлением Бога. Уверяя, что он полностью послушен воле Божьей, он настаивал на изменениях устава и законов Неба, якобы необходимых для упрочения Божественного правления. Возбуждая ненависть к Закону Божьему и, мало-помалу заражая своим недовольством подчиненных ангелов, Люцифер делал вид, что старается подавить всякий протест и примирить возмущающихся ангелов с уставом Неба. Тайно раздувая дух несогласия и мятежа, он в то же время с непревзойденным искусством убеждал окружающих в том, что его единственная цель — быть верным, сохраняя согласие и мир. Взлелеянный таким образом дух недовольства совершил свое губительное действие.

Даже тогда, когда он был низвергнут с Неба, Безграничная Мудрость не уничтожила его. Поскольку Бог может принять только служение, основанное на любви, преданность Ему сотворенных Им существ должна исходить из убежденности в Божественной справедливости и любви. Если бы Бог сразу уничтожил сатану, тогда небожители и обитатели других миров, не будучи готовыми осознать истинную природу греха и его последствий, могли бы не понять справедливости Божьей. В таком случае они служили бы Богу не из чувства любви, но из страха. Подобными методами нельзя было уничтожить влияние сатаны и рассеять дух восстания. Во имя благополучия всей Вселенной и других миров Бог предоставил сатане возможность полностью осуществить свои планы, чтобы его обвинения против Божественной формы правления обнаружились перед всем Небом, чтобы справедливость и милость Божья и непреложность Его закона никогда не подвергались более никакому сомнению» (Патр. и прор. 1 глава).

Вот они первые плоды первой головы зверя.

ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ГОЛОВЫ:

Гора – Ангелы в их возвышенном духовном состоянии, находящиеся в присутствии Бога. Цель, зародившаяся в голове дьявола? Сдвинуть ангелов с состояния «Гора» в состояние «Царь». Из состояния «Теократия» в состояние «Эгократия». Это две крайне противоположные точки состояния отношения к Богу. Бог — мой Царь и Правитель; и я сам себе бог и царь. В прошлом веке была очень популярна песня:

ИНТЕРНАЦИОНАЛ (Партийный гимн)

(Вот один фрагмент)

Вставай, проклятьем заклейменный,

……………………………………….

ПРИПЕВ:

Это есть наш последний

И решительный бой;

С Интернационалом

Воспрянет род людской!

Никто не даст нам избавленья:

Ни Бог (бог-оригинал текста), ни царь и ни герой.

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Вот он эгоизм, эгоцентризм, эгократия.

А теперь резюмируем падение первой головы:

1)Буквальная гора, на которой находились ангелы – высоты в присутствии Бога.

2)Моральная гора до падения – чистый характер, не оскверненный грехом.

3)Цель, намерение дьявола, зародившееся в его голове — свержение Божественной власти над ангелами и подчинение их себе.

4)Посредник – посредника здесь нет (в последующих головах посредники будут). Сам Люцифер совершал работу обольщения.

5)Мотив — будете как боги. Будете сами себе царями, совершенно свободными от подчинения Богу. Для этого освобождения надо приложить свои усилия.

6)Достижение цели — успешно.

7)Результат — падение значения первой головы — «царь», то есть третьей части ангелов небесных.

8)Остаток — верные Богу ангелы.

Прежде чем раскрыть значение второй головы, давайте вспомним еще одну характеристику зверя:

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр17:9).

Анализируя этот текст, мы видим четыре этапа зверя:

Зверь был.

Зверя нет.

Зверь выйдет из бездны (явится).

Зверь пойдет в погибель.

Что это означает: был, нет его, и явится? Говоря о первой голове, мы могли видеть, что зверь был. Не прячась за кем-то, не используя кого-то, он сам лично совершал работу обольщения ангелов, и операция «От горы к царю» прошла успешно под его прямым и непосредственным действием и присутствием. Начиная со второй головы и по шестую его нет. Он за кулисами. Сатана в этих пяти головах использует кого-то, но за этим кем-то всегда стоит именно он. Но на сцене его нет, событиями он руководит невидимым образом.

Давайте посмотрим теперь, кого же он использовал в качестве соблазнителя в других символах его голов для того, чтобы осуществить операцию «От горы к царю».

ВТОРАЯ ГОЛОВА

Мы читаем: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене:…» (Быт.3:1).

Кого мы видим здесь в качестве соблазнителя? Змея. А сатана где? Он за кулисами. На самом деле он стоял за змеем. Но он был невидим, его не было на сцене действий.

«Лишенный возможности разжигать бунт на Небе, сатана в своей вражде против Бога нашел новое поле деятельности — погубить род человеческий. Безмятежное счастье невинной четы в Едеме напоминало о блаженстве, навеки утраченном им. Снедаемый ненавистью, он решил подтолкнуть их к неповиновению, что неизбежно повлекло бы наказание за грех, и тогда любовь Адама и Евы к Господу превратилась бы в негодование, а хвалебные гимны — в упреки Создателю. Таким путем сатана замышлял не только увлечь невинные существа за собой в бездну страданий, в которой он сам находился, но и обесчестить Бога и ввергнуть Небо в глубокую скорбь» (Патр. и прор. 3 глава).

Какой метод использовал сатана через змея?

«И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5).

Что было поставлено на карту? Поверить словам Бога: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», или поверить словам змея: «нет, не умрете, но вы будете, как боги».

На что пал выбор? «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).

Результат? «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:23-24).

«Ева искренно поверила словам сатаны, но это доверие не спасло ее от заслуженного наказания. Она усомнилась в словах Божьих, и это привело ее к падению. На суде люди будут осуждены не за то, что искренно верили лжи, а за то, что не поверили истине и пренебрегли возможностью познать ее» (Патр. и прор. стр.55).

А теперь резюмируем падение второй головы:

1)Буквальная гора — возвышенность, на которой находился Едемский сад, и в котором проживали Адам и Ева до грехопадения.

Примечание: Доказательство тому, что Едемский сад находился на буквальной горе:

«Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (Быт.2:10). О чем это говорит? Логика подсказывает, что рекам надо было куда-то течь. Я думаю, что закономерность в то время была та же, что и сегодня: все реки текут вниз, значит Едем был на высоте, на горе.

2)Моральная гора до падения Адама и Евы – чистый характер, не оскверненный грехом.

3)Цель, намерение дьявола, зародившиеся в его голове – увлечь невинные существа (Адама и Еву) за собой в бездну греха, в которой он сам находился.

4)Посредник – змей.

5)Мотив — вы будете, как боги, знающие добро и зло. Будете сами себе царями, совершенно свободными от подчинения Богу. Для этого освобождения надо приложить свои усилия.

6)Достижение цели — успешно.

7)Результат — падение значения второй головы — «царь». «И выслал его Господь Бог из сада Едемского».

8)Остаток — а вот остаток здесь уникальный. Здесь что-то парадоксальное мы видим. Дьяволу удалось соблазнить находящихся в состоянии «ГОРА» и бросить в состояние «ЦАРЬ» 100% населения земли (Адама и Еву). Но Бог нашел путь, чтобы в этом этапе падения также и остаток был равен 100% — Адам и Ева. Было предусмотрено средство от неминуемой второй, вечной смерти первой паре людей. Вместо того чтобы прийти и совершить казнь грешнику, Бог пришел с вестью милости и прощения в Том, кто умрет вместо них. Мы читаем:

«Сын Божий, прославленный Повелитель Неба, с состраданием смотрел на падший род, и Его сердце наполняли безграничной жалостью поднимавшиеся к небу вопли потерянного мира. Но Божественной Любовью еще раньше был создан план искупления человека. Нарушенный закон требовал жизни грешника. Во всей Вселенной был только Один, Кто ради человека мог бы удовлетворить требования закона. Так как Божественный закон свят в той же мере, что и Сам Бог, только равный Богу способен искупить совершенное беззаконие. Никто, кроме Христа, не мог искупить падшего человека из-под проклятия закона и снова привести его в согласие с Небом. Христос должен был принять на Себя вину и позор за грех, столь отвратительный Святому Богу, что он разделяет Отца и Сына. Для спасения падшего рода Христос должен был войти в бездну страданий и горя.

В то время, когда Сын ходатайствовал перед Отцом за грешника, небесные воинства с невыразимо глубоким волнением ожидали окончательного решения. Долго длилось это тайное совещание – “совет мира” (Зах. 6:13), на котором решалась участь падших сынов земли. План спасения был разработан прежде сотворения мира, ибо Христос есть “Агнец, закланный от создания мира» (Откр. 13: 8); однако Царь Вселенной не без борьбы согласился отдать Своего Сына на смерть ради виновного человечества. Но “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3:16)» (Патр. и прор. глава — 4).

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА

Когда люди начали умножаться на земле, сатане вновь удалось посеять в сердца людские сомнение и недоверие к Богу. Ему удалось разбить человечество на два лагеря. Мы читаем:

«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема (Быт.4:16).

Вы думаете, — этим удовлетворился дьявол? Его алчности и жадности нет никакого предела. Его цель – покорить себе всех людей. Какое же посредство он использует на этот раз? Каинитянских женщин. Сыны Божии (верные Богу потомки Сифа) жили недалеко от Едема, и естественно, на возвышенности. Из Едема вытекала река, которая потом разделялась на четыре реки; и воды этих рек простирали свои потоки далеко вниз. По всей видимости, это гористое место, где был рай, было чем-то вроде плато, какая-то гористая равнина. Потомки Каина спустились в низменность.

Что делает сатана? Он подстрекает каинитянок соблазнить детей Божиих. Мы читаем:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:1-2).

В то время не было ни телевизоров, ни интернета, как сегодня, когда можно уютненько усесться на диване, и вот перед тобой все соблазны. Каинитянки, по всей видимости, недалеко от поселения сифитов устраивали театральные представления. Плясали, танцевали, веселились. Ну, как же, спрятавшись за кустами, хоть одним глазком не взглянуть на это удивительное шоу?!

— Да, какие же они соблазнительные?! Не то, что наши скромные женщины.

— Да и одежда какая, вау, вот оно красотище-то женское!

— Ты смотри, дружище, вон та самая прекрасная машет нам, зовет нас. Пойдем, мы только поговорим и все.

Наживка на крючке, а дальше дело опыта.

-Да ты что?! Окунись в райское наслаждение! Ты, что не мужчина? Оробел как истукан, малое дитя что ли?! Кто тебя увидит? Кто узнает?

И плод тот сладок, слаще меда.

И грех повлек весь мир во грех.

Мы читаем: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их (Быт.6:5-7).

Вот пришел конец и третьей голове. Высоты Божии променяны на царство мира сего.

Подведем итог третьей голове зверя:

1)Буквальная гора, на которой находились сыны Божии. Они не желали далеко отлучаться от Едема. Ностальгия о прошлом, и надежда на будущее окрыляла их, и они верой полагались на обетованного Мессию.

2)Моральная гора до падения – чистый характер, не оскверненный грехом. О них мы читаем: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа (Быт.4:26).

3)Цель, намерение дьявола, зародившееся в его голове — соблазнить сынов Божиих и сделать их своими подданными.

4)Посредник – потомки Каина (каинитянки).

5)Мотив — будете как в раю, вот перед вами все женские прелести. Будьте сами себе царями, будьте самостоятельными, что опасаться и страшиться кого-то? Да настанет свобода от подчинения Богу! Для этого освобождения надо только согласиться, и все пойдет у вас как по маслу.

6)Достижение цели — успешно.

7)Результат — падение значения третьей головы – «царь»: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:7).

8)Остаток — «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт.6:8).

ЧЕТВЕРТАЯ ГОЛОВА

И вновь потомство, теперь уже потомство Ноя, начало размножаться на земле. И, как прежде, дьявол не спит. Ну, как же успокоиться-то, как же это допустить, чтобы какой-то остаток вдруг стал верно служить своему Богу. Дьявол напрягает все клеточки своего сатанинского сознания, чтобы вновь народ, тот народ, который служит Богу, стал служить ему. Что он предпринимает? В историческом Библейском описании нам дан лишь результат того, чего он добился в сердцах людей. И мы видим, что он преуспел в своих стараниях. Впрочем, давайте посмотрим Библейское описание, как все происходило. Самое первое действие, которое предпринял народ:

«Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Быт.11:2).

И опять движение. Движение куда-то. Мы читали выше, где остановился ковчег после потопа:

«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт.8:4).

И хотя первую стадию повеления Божия они выполнили, Бог повелел:

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.9:1).

Они начали движение и наполнение земли. Но спустившись на восток и найдя равнину, поселились там. Им понравилось это место, и зачем идти куда-то дальше наполнять землю?! Мы читаем в книге «Патриархи и пророки»:

«Потомки Ханаана опустились до самых низких форм язычества. Некоторое время потомки Ноя продолжали жить среди гор, где остановился ковчег, но вскоре отступничество привело умножившийся народ к разделению. Тех, кто желал оставить Творца и выйти из повиновения Его закону, постоянно раздражала богобоязненная жизнь их собратьев, наставления, которыми пытались обратить их; спустя некоторое время они решили отделиться от детей Божьих. И они двинулись к Сеннарской равнине, расположенной на берегах Евфрата. Их привлекали прекрасное расположение этих мест и плодородная почва, и в этой долине они решили обосноваться. Они задумали построить здесь город и башню — столь огромную, чтобы она стала чудом мира. Все это было предпринято для того, чтобы удержать народ от рассеяния. Бог повелел людям рассеяться по всей земле, осваивать и заселять ее. Но строители Вавилонской башни намеревались создать монархическую форму правления, чтобы впоследствии подчинить себе всю землю. Таким образом, их город стал бы центром империи, его слава вызывала бы всеобщее восхищение и преклонение всего мира и принесла бы известность его основателям. Величественная башня, возвышающаяся до небес, должна была стать памятником могущества и мудрости ее строителей, увековечивая их славу во всех грядущих поколениях.

Жители Сеннарской равнины не доверяли Божьему завету, утверждающему, что потопа больше никогда не будет. Многие из них отрицали существование Бога и считали, что потоп был вызван чисто природными причинами. Другие верили в сверхъестественное Существо и считали, что Оно и вызвало потоп и уничтожило древний мир, и, подобно Каину, восстали против Него. Сооружение башни преследовало единственную цель — иметь убежище на случай другого потопа. Воздвигая огромнейшей высоты башню, которой были бы не страшны воды потопа, люди желали застраховать себя от грядущей опасности. Считая для себя вполне реальным проникнуть в заоблачные сферы, они надеялись выяснить причины потопа. Это должно было еще больше возвысить гордость строивших башню и отвлечь мысли будущих поколений от Бога, обращая их к идолопоклонству.

Еще до полного завершения башни часть ее отвели под жилище для строителей, а другая часть, роскошно обставленная и украшенная, была посвящена идолам. Люди радовались своим успехам и восхваляли серебряных и золотых богов, бросая таким путем вызов Владыке неба и земли.

Вдруг успешно продвигавшаяся работа была внезапно прервана. Посланные с неба ангелы получили задание разрушить планы людей.

Жители Вавилона хотели установить не зависимое от Бога правление. Их заговор основывался на возмущении. Они намеревались создать царство, которое прославило бы и возвеличило их имена, царство, в котором не было бы места ни прославлению, ни возвеличиванию имени Божьего. Если бы подобный план осуществился, тогда могущество этого правления уничтожило бы на земле справедливость, а с ней и мир, и счастье, и безопасность» (П.П.10 гл.).

И в книге «История спасения» мы читаем:

«Эти люди полагали, что в случае еще одного потопа, они спасутся на этой гигантской башне, высота которой будет намного выше уровня воды во время потопа, и тогда весь мир почтит и прославит их, и они будут, как боги, господствовать над всеми людьми. Они считали, что башня увековечит имена ее создателей и отвлечет от Бога внимание остальных живущих на земле людей, которые объединятся с ними в идолопоклонстве. Еще не успев закончить сооружение своей башни, они уже поселились в ней. Все комнаты были великолепно обставлены, украшены и посвящены идолам. Не признающие Бога вообразили, что если их башня сможет достичь облаков, они познают причины, в силу которых произошел потоп (История спасения 9 глава).

А теперь резюмируем падение четвертой головы:

1)Буквальная гора, на которой находились послепотопные жители – гора Арарат.

2)Моральная гора до падения – чистый характер, не оскверненный грехом.

3)Цель, намерение дьявола, зародившиеся в его голове — свержение Божественной власти над послепотопными жителями и подчинение их себе.

4)Посредник для достижения цели – неизвестные лидеры послепотопного общества, потомки Ханаана, заявившие: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4).

5) Мотив — расположение местности с плодородной почвой, где можно разместиться. Создание монархической формы правления, чтобы впоследствии подчинить себе всю землю, и чтобы их город стал центром империи, его слава вызывала бы всеобщее восхищение и преклонение всего мира и принесла бы известность его основателям. Недоверие Богу в отношении потопа. Спасение своими собственными делами. Будете сами себе царями, совершенно свободными от подчинения Богу. Для этого освобождения надо приложить свои усилия.

6)Достижение цели — успешно.

7)Результат — падение значения четвертой головы — «царь»; разрушение всех их планов по осуществлению строительства башни.

8)Остаток — призвание Аврама выйти из Ура Халдейского (часть Вавилонии).

ПЯТАЯ ГОЛОВА

После вавилонского столпотворения, когда люди рассеялись, и идолопоклонство распространилось почти по всей земле, Бог, в конце концов, оставил ожесточившихся беззаконников следовать по пути греха, а из поколения Сима Он избрал Авраама и сделал его хранителем Своего закона для грядущих поколений.

С призванием Аврама (он же в последствии Авраам) Бог начинает новую эпоху. Это длительный период того народа, которому Он доверил быть сохранителем и распространителем воли Своей, выраженной в Его Законе. Аврааму дано было обетование, особенно дорогое для людей той эпохи, о многочисленности его потомков и могуществе этого народа: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение».

Но оправдало ли потомство Авраама то доверие, которое вверил им Бог? Было ли его потомство сохранителем и распространителем Закона Божия? Закон Божий был, безусловно, сохранен. Он дошел и до наших дней. А вот в отношении распространения Божией воли не все так уж и гладко было, как ожидалось. Нельзя сказать, что в этом направлении было по полным нолям. Были у Израильтян и подъемы и падения. Впадали они и в идолопоклонство, восставали пророки, призывали к реформе. Многие из пророков были убиты, кому-то удавалось что-то реформировать. Но вот пришел Христос. Я вновь привожу цитату из книги «ПАТРИАРХИ И ПРОРОКИ»:

«Окончательное решение относительно еврейского народа и государства Христос принял в конце Своего служения, когда иудейские вожди твердо решили отвергнуть Его притязания на роль Мессии Израиля. Слова Христа показывают, что вина Израиля перед Богом достигла полноты (Мф. 23:32). Его приговор звучал так: “Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его” (Мф. 21:43). Это торжественное решение подразумевает, что Израиль больше не будет народом, находящимся под управлением Бога, и ему на смену придут другие люди, которые примут Мессию и Его весть о Царстве Божьем. “Се, оставляется вам, дом ваш пуст” (Мф. 23:38).

Христос не обещал Царства Божьего, теократии, другому поколению иудеев в отдаленном будущем, как склонны считать диспенсационалисты, но людям всех рас и национальностей, любящим Христа, «с востока и запада» (Мф. 8:11,12). Его Церковь («Церковь Моя» — Мф. 16:18) придет на смену народу, отвергнутому Христом.

Сам Иисус описал избранный Им «народ». Он сказал Своим ученикам: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк. 12:32; ср. с 22:29). Отождествление учеников с истинным Израилем подкрепляется еще и тем, что пророки называли Израиль Божий стадом или овцами Божьими (Ис. 40:11; Иер. 31:10; Иез. 34:12–14).

Призвав учеников образовать малое стадо, которое примет Царство, Христос тем самым сформировал ядро нового Израиля (Лк. 12:32). Христос создал Свою Церковь не помимо Израиля, но как верный Остаток Израиля, который наследует обетования и обязанности завета. Церковь Христова не отделена от Израиля Божьего, но только от еврейского народа в целом, поскольку он отверг Христа. Прямым следствием того, что Христос отторг теократию от народа израильского, было наложение проклятия завета, определенного Моисеем в Лев. 26 и Втор. 28.

Христос выразил Свое стремление к Иерусалиму в образе курицы–матери, которая нежно заботится о цыплятах, собирая их под свое крыло. Но они не захотели прийти к Нему; “посему оставляется вам дом ваш пуст”, — сказал Он (Мф. 23:37,38). Горько оплакивая страшное будущее проклятого Богом города, Христос описал его разрушение от рук врагов, которое постигнет его потому, что он не узнал времени “посещения” своего (Лк. 19:42–44)» (Патр. и прор.11 глава).

А теперь резюмируем падение пятой головы:

1)Буквальная гора, как основание израильского народа – это и гора Синай, где народ получил Закон и церемониальные повеления. Это также и гора Мориа, (да и Сион тоже), так как храм Соломона построен на горе Мориа, тогда как дворец царя Давида и всех последующих царей Израиля и Иудеи был расположен на горе Сион (см. справку в конце главы).

2)Моральная гора до падения – чистый характер, доверяющий Богу. «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» (Даниил 3:35).

3) Цель, намерение дьявола, зародившиеся в его голове — свержение Божественной власти над израильским народом и подчинение его себе.

4)Посредник – языческие народы, окружавшие израильский народ. Под влиянием язычества израильтяне сначала впали в прямое идолопоклонство, особенно ярко это проявилось при царе Соломоне, породнившемся с язычниками через брачные узы. В дальнейшем дьявол нашел более тонкий подход. Если к дням Христа поклонение напрямую языческим идолам явно не вырисовывалось, зато языческий дух самооправдания, спасение посредством щепетильного формального соблюдения всех правил, процветало в среде народа. Дух фарисейства проник во все клетки сознания израильтян.

5)Мотив — предпочтение низких форм язычества. Поклонение идолам. Самодовольство. Упование на родословную, которая вела к Аврааму, Исааку и Израилю. Упование на обетования, которые, по сути, не были безусловными. Спасение своими собственными делами (фарисейская праведность). И наконец, не принятие Желанного всех веков — Иисуса Христа и убийство Его.

6)Достижение цели — успешно.

7)Результат — падение значения пятой головы – «царь»: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:38).

8)Остаток — призыв учеников образовать малое стадо, которое примет Царство. Христос тем самым сформировал ядро нового Израиля (Лук. 12:32).

В следующей главе «поговорим» о голове, которой дано определение: «ЕСТЬ» и которая охватывает время, в которое мы живем.

Справка:

В священных библейских книгах слово Сион (евр. Цион – «солнечный», «блестящий») употребляется в двух значениях: географическом и символическом. Первоначально так называлась гора в юго-западной части Иерусалима, на которой стояла крепость Иевусеев. Ею овладел полководец царя Давида Иоав. Сюда удалился царь Давид, покинув Хеврон. Эта гора стала главным оплотом новой столицы. Здесь был построен царский дворец. Месту этому было присвоено название город Давидов (2 Цар. 5: 7, 9; 3 Цар. 8: 1; 1 Пар. 11: 5). Здесь и был похоронен великий пророк и царь (3 Цар. 2: 10).

Со временем слово Сион стало употребляться в символическом значении как место пребывания Бога: «Ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона» (4 Цар. 19: 31). Когда при царе Соломоне был построен и освящен Храм, тогда слово Сион стало метафорически применяться к храмовой горе Мориа. Это очевидно из первой книги Маккавеев: «Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены» (1 Макк. 4: 36-38). Однако и другие библейские места дают основание для такого понимания: «И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться» (Иер. 31: 12); «Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому» (Плач. Иер.1: 4). По мере возвышения Иерусалима как святого града название Сион все чаще применяется к самому городу: «Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется» (Ис.33:20). Выражение «дщерь Сиона» является персонифицированным названием Иерусалима: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах. 2: 10).

С именем Сион связаны также великие пророчества о грядущем Царствии Божием. «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» (Евр. 12: 22). В этом же значении слово Сион употребляется в книге Откровение: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14: 1).