11. Принимая Божье воспитание с открытым сердцем

Одно из величайших приобретений, которое приобрел Иов после испытания — это осознание Божественной цели. Бог проводит вас через долину с определенной целью, и крайне важно, чтобы вы поняли это.

Божья цель в страданиях Иова

В главе 3, описывая свои «герменевтические линзы» для понимания книги Иова, я сделал следующее утверждение о целях Бога: Цель этого бедствияпрославить Бога, изменив Иова и приведя его к высшему духовному наследству.

В книге Иова есть высокая цель. Когда вы оказываетесь в горниле Иова, очень важно чтобы вы обнаружили это. Вы должны увидеть ее как Божий путь к величайшим высотам духовного совершенства.

Цель страданий Иова важна и достойна внимания. Например, Дженис И. Катрон, обобщая свое понимание книги Иова, пишет следующее:

Когда вы понимаете книгу Иова, вы хотите крикнуть таким комментаторам: «НЕТ! Вы не поняли ее!» Нет, я не спрашиваю, почему Иов должен был страдать так много. Бог возвышал его на позицию духовного отца всем святым всех поколений, которые проходили через долины Божьего очищающего огня. Великолепие этого наследства могло быть куплено только великой личной ценой, так же как великолепие Христова наследия было куплено величайшей личной ценой. Даже в том, что погибли первые дети Иова, есть милость Божья, так как, возможно, Он спас их от большего отступничества.

Я должен заявить, что есть великая цель в страданиях Иова и радующие ответы для тех, кто переживает подобный огонь.

Через Божью благодать, я верю, можно увидеть цель во всех трагедиях жизни. Это смелое заявление, потому что наш мир переполнен внешне бессмысленным страданием. Миллионы людей умирают преждевременно без видимых причин. Но я верю, что когда мы приносим сокрушенность наших сердец к Христу и вручаем бессмысленные страдания нашей жизни в его искупляющую руку, Он имеет власть наделить каждую трагедию Божественной целью.

Иногда, когда мы приходим к Христу с нашими несчастьями, Он чудесным образом превращает трагедию в триумф без других попыток с нашей стороны, кроме простой веры. В других случаях Он хочет, чтобы наша боль привела нас к более напряженному духовному поиску, пока мы не приобретем способность видеть Божественную цель в этом бедствии. Это пылкое следование за Богом произведет в вашей жизни больше плодов, чем если бы вы получили немедленное облегчение.

Евангелие Иисуса Христа говорит, что Он имеет цель на вашу жизнь, не принимая во внимание вашу сокрушенность. Истину мы находим в Послании к Римлянам (8:28): «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Бог способен использовать ваши величайшие страдания для Своей пользы, если ваша любовь будет направлена к Нему. Вы увидите свои обстоятельства в свете Его цели, которая, как вы могли заметить, часто очень отличается от нашей.

Одна из величайших иллюстраций этой истины находится в Евангелии от Иоанна в девятой главе. Это описание исцеления Иисусом человека, который был слеп от рождения. Ученики спросили Иисуса: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Иоан. 9:2). Ученики Иисуса отражают теологию трех друзей Иова, которые искали греховную причину в страданиях Иова.

Когда ученики спросили, почему этот человек, казалось, так бессмысленно страдает, Иисус показал цель этой трагедии. Он сказал им: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела

Божии» (Иоан. 9:3). До сегодняшнего дня это продолжает оставаться работой Бога — устанавливать цель в несчастьях наполненного болью мира.

Когда вы начинаете видеть Божью цель в вашей боли (процесс, который обычно занимает месяцы или даже годы), тогда ваш дух начинает открываться Отцу и свет вашего естества начинает сиять. В вас начинает подниматься волнение, когда вы осознаете, что Тот, кто начал это доброе дело в вас, закончит его!

Что такое «открытое сердце»?

Выражения «открытое сердце» в Библии нет, но это понятие духовно обосновано. Когда мы имеем в виду кого-то, мы говорим, что этот человек либо с открытым, либо с закрытым сердцем. Открытое сердце принимает другого человека свободно, даже если взаимоотношения затруднены. Закрытое сердце защищается от другого человека и относится к нему с некоторым подозрением, сохраняя при этом дистанцию.

Иисус описал закрытое сердце во взаимоотношениях брака, когда сказал: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мат. 19:8). Жестокосердие в браке это то же, что и закрытое сердце. Если ваша жена когда-нибудь закроет свое сердце для вас, то это проблема. Это значит, что она ожесточила свое сердце из-за неправильных взаимоотношений, и теперь будет очень трудно преодолеть ее защиту и быть услышанным. Вместо того чтобы слышать ваше сердце, она будет слышать все, что вы говорите, через фильтр собственных подозрений.

Когда один из супругов имеет закрытое сердце, ничего нельзя сделать, чтобы помочь восстановить взаимоотношения, пока ожесточение не уйдет и пара не откроет свои сердца.

Вот еще один пример открытого сердца: отношение детей к своим родителям в период воспитания. Когда Павел учил о воспитании детей, он увещевал отцов: «не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Отец может быть прав, наказывая ребенка, но если он делает это тяжелой рукой, то ребенок может закрыть сердце для своего отца. Крайне важно, чтобы в процессе воспитания детей мы стремились сохранить с ними взаимоотношения «открытого сердца». Если мы чувствуем, что они закрываются, мы должны остановиться и позаботиться, чтобы их сердца открылись вновь.

История Ионы иллюстрирует, как можно быть послушным внешне, но закрытым внутри. Иона направился в Ниневию, но пошел туда с закрытым сердцем, что проявилось в его гневе против Бога (Ион. 4). Некоторых родителей вводит в заблуждение внешне подчиненное поведение уступчивого ребенка, и лишь позже они обнаруживают, что сердце ребенка закрыто для них. Дети с сильной волей могут закрыть свое сердце перед вами очень быстро, но часто так же стремительно они открываются снова!

Один из величайших вызовов отцовства — это научиться, как вести своих детей по пути благочестия, одновременно сохраняя их сердце открытым для вас. Подобным образом, Божье сердце в нашем воспитании направлено к тому, чтобы наставлять нас, одновременно оставляя наши сердца открытыми для Него.

Закрытое сердце

Когда Бог воспитывает, мы инстинктивно съеживаемся и уходим в себя. Если Он исправляет нас по-настоящему основательно, мы занимаем эмоционально враждебную позицию. Когда мы наполнены болью, проявляется наш инстинкт самосохранения, потому что мы чувствуем, что переполнены. «Еще немного, Боже, и Ты убьешь меня!» И все же во время кризиса Бог заверяет нас в Своей любви снова и снова.

Когда Бог сурово дисциплинирует, вы закрываете свое сердце. Даже если вы чувствуете, что духовно подготовлены к вызову, то когда воспитание действительно начинается, его внезапность и сила может поразить самого духовного. Это и есть процесс настоящего Божьего воспитания.

Существуют два способа закрыть сердце в момент сурового процесса воспитания. Некоторые закрывают свое сердце и отворачиваются от Бога, другие закрывают свое сердце, все еще продолжая служить Богу. Первые вступают в партнерство с лжецом и теряют высшее наследство, которое Бог приготовил для них. Вторые все еще любят Бога, но отступают от яркости Его присутствия и больше не открывают свое лицо в Его присутствии, опасаясь того, что произойдет дальше. Иов был в таком состоянии, когда говорил: «Поэтому я трепещу пред лицем Его; размышляю — и страшусь Его» (23:15).

Книга Иова описывает путь человека, которого сурово воспитывает Бог, человека плотно закрывшего свое сердце для Бога и затем медленно снова открывавшего себя Ему, проходя через долину смертной тени (слова «смертная тень» встречаются в книге Иова девять раз, поэтому неудивительно, что Давид использовал их в своем самом любимом псалме. См. Пс. 23:4).

Сначала Иов закрывает свое сердце. Он корчится от боли и проклинает день своего рождения (глава 3). В первых нескольких главах он явно отдаляется от Бога. «Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (7:20). Вместо того чтобы критиковать Иова, мы должны смотреть на него как на кристально честного человека, не скрывающего свои мысли и чувства.

Иов говорит о злом человеке: «и нет жезла Божия на них» (21:9). Иов указывает на путь, на котором злой человек часто, кажется, процветает без какого-либо воспитания со стороны Бога: Бог не вмешивается, чтобы исправить его жизнь. Это слово истинно. Бог не воспитывает злого. Его воспитание — это выражение Его любви, предназначенной для Его сынов (см. Евр. 12:5-11).

Сначала Иов не понимает, что его бедствие — это проявление Божьей любви. Он не осознает, что страдает из-за того, что угодил Богу, но со временем, постепенно Бог начинает раскрывать Иову цель происходящего. По мере того как разворачивается сюжет книги, мы видим, как сердце Иова начинает открываться все больше и больше. Давайте, вместе со мной, обратим внимание на девять речей Иова.

1. Первая речь Иова — это крик нескончаемой боли (глава 3).

Когда впервые его сердце подверглось воспитанию, его дух замыкается, и он выкрикивает: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад» (3:20,21). Первая речь Иова — это крик, в котором слышна одна нестерпимая боль.

2. Во время второй речи Иов пытается защититься от испытывающего взгляда Бога, потому что в тот момент Бог наводит на него ужас.

Иов выражает только горе и мучение. Он занимает по отношению к Богу оборонительную позицию, что является свидетельством закрытого сердца:

Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его? Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою? Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет (7:17-21).

Бог, кажется, действует больше как враг, чем как друг.

3. Настроение Иова ощутимо меняется в его третьей речи (главы 9,10).

Он начинает, говоря, что Бог «премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое?» Впервые после болезни Иов прославляет Господа, превознося Его мудрость и силу. Закрыв свое сердце для Бога, Иов понимает, что не может ожесточить свое сердце к Господу и одновременно процветать, поэтому он снова открывается перед Богом. И вот он прославляет Бога за Его безграничную силу и власть. Затем он продолжает жаловаться, понимая: что бы он ни делал, он все еще будет полон бесчестья перед Богом и будет нуждаться в Его милости (см. 9:15; 10:15).

4. В четвертой речи сердце Иова, очевидно, открывается к Богу все сильнее и сильнее, поэтому он начинает видеть цель своего страдания (главы 12-14).

Иов, наконец, превозносит царственную мудрость Бога. Затем он делает свое, возможно самое цитируемое, утверждение: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!» (13:15). Сердце Иова открывается к Богу до такой степени, что он выражает свое полное доверие Богу, даже если Он пожелает убить его.

Далее он утверждает, что верит в свое спасение: «И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!» (13:16). Далее он добавляет: «Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (14:14). Это первые свидетельства того, что Иов начинает видеть цель в своем бедствии. Он начинает осознавать, что Божья рука на его жизни и что Бог освободит его в конце, а надежда дает ему возможность открывать свое сердце Богу еще больше. Однако этот процесс еще не завершен в сердце Иова, поэтому он все еще требует, чтобы Бог убрал Свою руку (13:21) и отвел Свой взгляд от него (14:6). Эти эмоциональные и умственные колебания типичны для реакции людей на этот процесс из-за их слабости.

5. В следующей речи Иов выражает свое раздражение на своих друзей, которые отказываются прекратить свои безжалостные атаки (главы 16,17).

Он описывает многие моменты переживания своего горя и выражает свое разочарование от непонимания друзей.

6. В шестой речи Иов растет в понимании того, что Бог намерен не только спасти его от скорби, но также изменить его через смелые откровения о Нем Самом (глава 19).

Иов выражает свою боль, описывая многочисленные способы, которыми Бог поразил и опустошил его, но затем его речь принимает драматический оборот, особенно в главе с самой глубокой пророческой декларацией всей книги: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей!» (19:25-27). Иов говорит сейчас с сильным пророческим помазанием. Он видит в духе, что Бог даст ему величественное откровение о Себе и осознает, что это откровение о Боге придет к нему в настоящей жизни — «и я во плоти моей узрю Бога». Эта растущая ясность Божьей цели дает Иову великое желание сердца, всевозрастающую надежду и способность открывать свое сердце все больше и больше для Бога.

7. Иов заявляет, что нечестивых ждет Божий суд (глава 21).

Иов опровергает возражение своих друзей, что бедствия приходят на беззаконных. Он размышляет о том, как часто злые процветают до дня их смерти, но затем заявляет, что после смерти их ждет Божий суд.

8. Процесс продолжается, но еще не закончен в восьмой речи Иова, потому что его сердце все еще не открыто для Бога полностью (главы 23, 24).

Иов оплакивает потерю своего понимания Бога. Он не может найти Его. И именно в этот момент он делает следующее свое величайшее утверждение: «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото» (23:10). Снова Иов видит цель в этом несчастье, начинает понимать, что Бог использует это бедствие, чтобы очистить его, как золото. Он описывает двоякую цель: изменение характера («как золото») и явление силы освобождения («выйду»).

Понимание этого не уменьшает боль, но это придает ей значение. Но даже сейчас Иов все еще боится руки Божьей в своей жизни: «Поэтому я трепещу пред ли- цем Его; размышляю — и страшусь Его. Бог расслабил сердце мое, и Вседержитель устрашил меня» (23:15,16). Ужас Иова перед Богом является смесью здорового и необоснованного страха. Он испытывает здоровый страх перед Божьим великолепием и силой, но он все еще противится Божьим действиям.

9. Последняя речь Иова отражает состояние сердца,

которое все больше открывается для Бога (главы 26-31).

Начиная с этого момента друзьям Иова больше нечего сказать. Они молчат, и Иов начинает монолог, который занимает шесть глав книги и завершает его речь. В главе 26 он превозносит величие Бога, в главе 27 описывает конечную участь беззаконных. В главе 28 он красноречиво говорит, что мудрость нельзя найти или не найти по инициативе человека, мудрость дается Богом. Иов безоговорочно утверждает, что его несчастье предназначено Богом, чтобы научить его мудрости. После того как Иосиф прошел через то же несчастье, он вышел с возросшей мудростью, которая дала ему возможность «старейшин его учить мудрости» (Пс. 104:22). Иов осознает, что одна из Божьих целей тюрьмы — это научить Его слуг истинной мудрости, которая поддерживала Иосифа во мраке заточения (так как Иосиф наверняка знал историю Иова).

Иов заканчивает главу 28 одним из самых важных утверждений всей книги, истиной, которая будет цитироваться постоянно в других местах Писания: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» (28:28). В главе 29 Иов жаждет благословения и уважения, которыми он когда-то располагал. Напротив, глава 30 описывает его настоящее жалкое состояние и унижение. Иов завершает свой монолог (глава 31) совершенно славным описанием того, что представляет собой чистое благочестие, сохранив свою непорочность до конца (он настаивал, что его бедствие не было наказанием за грех в его жизни).

Я полагаю так: во время своих странствований и страданий Иов растет в понимании Божьих целей своего несчастья, и чем понятнее цель, тем легче он может принять руку Бога в своей жизни. Но он еще не свободен, чтобы полностью открыть свое сердце Богу, пока Он Сам не посетит его в главах 38-41. Только откровение Бога открывает сердце Иова для Божьих суверенных целей в его жизни.

Иов прошел через свой кризис успешно, потому что постоянно смотрел на Бога. Пока его друзья говорили о Боге, он говорил к Богу. И хотя его позиция была плотской, а его слова неосторожными, есть то, что он делал правильно: он оставался перед лицом Бога. Это был ключ, который дал Богу возможность привести Иова к полному пониманию цели.

Писание уподобляет нас лилии (Песн. П. 2:2). Одно из свойств лилии это то, что она открывается при свете и закрывает свои лепестки в темноте. Когда мы в первый раз сталкиваемся с темнотой, мы естественно закрываемся. Но как лилия, когда мы оказываемся в свете Его присутствия, мы начинаем открывать наше сердце. Иов отказался отвернуться от света Божьего присутствия, и в конце концов Бог привел его к полной открытости к Нему.

Когда мы решаем для себя любить Бога с упорной решимостью среди нашей боли, Он заставит работать все болезненные обстоятельства нам на благо — потому что мы любим Его (Рим. 8:28): «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»). Псалом (90:14) свидетельствует об этом: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его».

Хотя мы можем уклоняться и съеживаться перед Богом, когда боль от прикосновения Его жезла только что поразила нас, но если мы выстоим перед Его лицом, Он проведет нас вперед, к открытой любви (см. 2 Кор. 3:18). Наша цель — это абсолютное посвящение нашему возлюбленному Господу Иисусу Христу, который даже в то время, когда Бог убивал Его физически, не закрыл Свое сердце перед Отцом, но молился: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Иисус умер с полностью открытым сердцем.

Павел знал этот секрет, потому что писал: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Одно дело выдержать страдание, и совсем другое: «благодушествую в немощах»! Это и называется принимать Божье воспитание с открытым сердцем. Павел не получил открытость за одну ночь, но по мере того как Бог раскрывал емуцель, он постепенно открывал свое сердце Богу посреди пламени страдания.

Совершенная любовь

Библия использует другой термин, чтобы описать открытое сердце: «совершенная любовь». Совершенная любовь — это тот вид любви, который способен принимать руку Божью в нашей жизни, несмотря на ее строгость, не уклоняясь от Него и не закрывая наше сердце. Совершенная любовь осознает, что все, что исходит от

Бога, — лучшее для нас, и приходит к нам в вечной любви нашего Отца, который «по уши влюблен» в нас! Поэтому если Он что-то дает, я могу принимать это с открытым сердцем. Как только мы занимаем эту позицию, мы принимаем совершенную любовь.

Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Иоан. 4:17,18).

Иоанн говорит о том, что тот, кто боится Божьего воспитания, несовершенен в любви. Я слышал, как христиане говорят следующее: «Не просите у Бога терпения — все рухнуло в моей жизни, когда я это попросил». Или они могут сказать: «Я научился не просить у Бога большего подобия Христу». Подобное утверждение смотрит на воспитание от Бога с позиции закрытого сердца. Это несовершенная любовь.

Просите. Просите многого. Просите самого высшего. Молитесь дерзновенными молитвами! Стремитесь к золоту.

Я слышу, как Бог говорит Иову: «Иов, Я начну делать что-то необычное в твоей жизни. Если ты будешь сотрудничать со Мной, Я приведу тебя в совершенно новое и просторное место. Но чтобы добраться туда, ты должен получить честь отождествиться со страданиями Моего Сына. Я приглашаю тебя разделить крест с Моим Сыном. Я даю тебе возможность узнать, что такое высшая любовь. Я открываю Свое Сердце тебе, а ты теперь открой свое Мне!»

Когда Иов увидел цель Отца, его сердце стало медленно открываться перед Богом, а его любовь становилась все более совершенной. Эта совершенная любовь, таким образом, становится величайшей целью всех святых — «верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:17-19).