11. Спаситель и слуга Божий

Имя Иисус и титул Христос выражают избранность, личность и деяние человека, в котором явлено и реализовано пророческое, жреческое и царское призвание народа Израиля.

В обоих чужеземных словах, с которых начинается второе положение и с которым и соотносится все его содержание, — Иисус Христос — мы имеем дело с личностным именем и титулом, с именем конкретного человека и с обозначением его служе¬ния. И, произнося это имя и звание — «Иисус, Христос», мы оказываемся прежде всего в пространстве истории и языка народа Израиля.

Это особая тема, которой мы сегодня должны заняться: Иисус, человек из Израиля, а в определенной функции — муж, являющий и реализующий сущность и призвание Израиля. Ситуация потому является чрезвычайно своеобразной, что личное имя Иисуса относится к сфере древнееврейского языка: Иисус есть эквивалент имени Иешуа, которое часто встречается в Ветхом Завете, а однажды весьма подчеркнуто выделяется. Титул же является греческим словом, это перевод древнееврейского слова «мессия» — помазанник. В этих двух словах определенным образом представлена известная история. Иудей, израильтянин, еврей Иисус, являющийся Христом, — все это описание определенной части земной истории, свершавшейся на пути от Израиля к грекам, то есть ко всему миру.

Нельзя разделить Иисуса Христа и остаться лишь с одной из двух составных частей. Иисус Христос не был бы тем, кто Он есть, если бы не был Христом, исполнителем служения, тем, кто происходит из Израиля, кто является иудеем Иисусом. И в то же время этот иудей Иисус не был бы тем, кто Он есть, если бы он не был Христом. Тем, благодаря кому в мире народов и во всем человечестве сияет как свет то, что есть Израиль и то, что он значит. Если желают увидеть и понять Иисуса Христа, то нужно стремиться понять и другое, это начало и эту цель. Если то или другое забывается или тем более отрицается, то дело имеют уже не с Ним.

Личное имя Иисуса означает: Яхве (Бог Израиля) помогает! Титульное название служения Христа, Мессия, обозначало в иудаизме эпохи Иисуса, ожидавшегося Израилем, грядущего в конце времени, того, кто призван явить сокрытое пока, хотя и возвещенное величие Бога. Оно обозначало того, кто призван освободить Израиль, в течение столетий пребывавший в нужде и угнетении, и кто, происходя из Израиля, будет править народами. Когда Иисус из Назарета выступил и проповедовал и направил свой путь из тесноты Назарета в ширь истории своего народа, должной, как и издревле, найти свое исполнение в Иерусалиме, то тайна этого явления, этого сына Иосифа из Назарета заключалась как раз в том, что Он был Мессия, был ожидавшийся в конце времен, что Он явил себя как таковой и в качестве такового был признан.

Имя Иисус (Бог помогает, Спаситель) было известным именем, и были многие с таким именем, а один из этих многих был, как пожелал распорядиться Бог, единственным, в ком нашло исполнение возвещенное. И это исполнение является одновременно исполнением того, что дано Израилю, а также исполнением и откровением того, чем данный народ определен быть для истории всего мира, всех народов, всего человечества. Этот человек был назван первой общиной не Иисусом Мессией, а Иисусом Христом. Здесь явлена, здесь открыта дверь в мир. Но при этом остается иудейское имя Иисус. Его пути ведут в ширь мира из тесноты Израиля.

Вы, вероятно, удивляетесь тому, что я придаю такое значение имени и титулу. Но мы должны отчетливо осознавать, что во всем древнем мире, в том числе и в Израиле, имя и титул не были чем-то столь же внешним и несущественным, как это принято у нас. Это имя и этот титул выражают нечто, причем в совершенно реальном смысле: они суть откровение. Они не являются просто обозначением или названием, каким-то украшением, которое названный может носить, а может и не носить. Ведь ангел сказал Иосифу: «Наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». И потому титул Христа не следует понимать как выражение какого-то человеческого решения, этот титул необходимо принадлежит Ему, этот титул нельзя отделять от носителя этого имени, скорее носитель этого имени рожден для того, чтобы носить такой титул. Здесь нет никакого дуализма имени и призвания. Уже при рождении этот титул с необходимостью опустился на Него как корона, так что данный человек не существует без этого служения, а это служение не существует без данного человека. Он есть Иешуа, «Бог помогает», постольку, поскольку Он избран для деяния и служения Христа, пророческого, жреческого и царственного слуги Бога из Израиля.

Мы должны на мгновение задержаться перед фактом — чрезвычайно важным, — что в Иисусе Христе мы имеем дело с тем, в ком воплощается и открывается миссия народа — народа Израиля, еврейского народа. Христос, слуга Божий, вышедший из этого народа, образец служения Богу для всех народов, и народ Израиля — это две реальности, неразделимые не только тогда, но и во всей истории вообще, неразделимые навек. Израиль ничто без Иисуса Христа, но должно сказать: Иисус Христос не был бы Иисусом Христом без Израиля. Поэтому следует посмотреть прежде всего на Израиль для того, чтобы действительно увидеть Иисуса Христа.

Народ Израиля, народ Ветхого Завета — это народ, с которым Бог заключил завет, воспроизводящийся постоянно и в новых формах на протяжении его истории. С ним, с народом Израиля, связано понятие союза между Богом и человеком. Поскольку (и в силу того, что) союз Бога с человеком раз и навсегда есть Его союз с народом Израиля, то следует говорить об отличии этого союза от философской идеи, от общечеловеческого представления. Не об идее и не о представлении идет здесь речь, а о том факте, что из народов Бог признавал Авраама и с ним и с его родом, с его «семенем» заключил союз. Вся история Ветхого Завета, а тем самым и народа Израиля есть не что иное, как история этого союза между Богом и этим народом, этим народом и Богом, который носит имя Яхве.

Признавая, что христианская вера и христианская весть адресованы всем людям, что они возвещают Бога, который есть Бог всего мира, нельзя проходить мимо того, что путь к всеобщей, универсальной, охватывающей весь мир, всех людей истине есть путь партикулярности! Ведь Бог необычайным и кажущимся в высшей степени произвольным образом есть Бог Авраама, Исаака и Иакова. Так что все, что мы можем узнать из действия Бога по отношению к человеку, постоянно соотносится с тем обстоятельством, что это Бог Авраама, Исаака и Иакова. Этот народ Израиля, каким его нам представляет Ветхий Завет, народ Израиля в его избрании и призвании, в его уникальном отличии, но и в его глупости, в его падении и в его слабости, объект постоянно подтверждаемой любви и доброты Бога, но в то же время и объект необычайно сурового суда Бога, — этот народ представляет для всех исторический образ свободной милости Бога.

Здесь речь идет не об историческом факте в этом соотнесении свободной милости Бога с Израилем, с еврейским народом, речь не идет о каком-то обстоятельстве, на которое мы, христиане из язычников, мы, греки, германцы и галлы, могли бы сослаться как на нечто, нас более не касающееся, как если бы христианство сегодня находилось в «путешествии на воздушном шаре», отделенном от истории Израиля. Если бы христиане полагали, что церкви и синагоге больше нет дела друг до друга, то все было бы потеряно. И там, где такой разрыв между общиной христиан и иудейским народом происходил, там наступало какое-то отмщение для христианской общины. Ведь при этом втайне отвергалась полнота реальности откровения Бога, а вследствие этого философия и идеология брали верх и изобреталось то или иное христианство по греческому или германскому или какому-то еще свободно выбранному образцу (я знаю: во все времена существовало нечто вроде гельветического христианства, которое не было и не есть лучше германского).

Знаете ли вы анекдот, в котором наилучшим образом отражено значение еврейского народа? Фридрих Великий однажды спросил своего лейб-медика Циммермана из Брюгге в Ааргау: «Циммерман, могли бы вы указать мне хотя бы на одно доказательство бытия Бога?» — и Циммерман ответил: «Ваше Величество! Евреи!» Он хотел этим самым сказать, что когда спрашивают о доказательстве бытия Бога, о чем-то видимом и постижимом, что никто не может оспаривать, что развертывается на глазах у всех, то следует указывать на евреев. Они существуют вплоть до сегодняшнего дня. Сотни мелких народов Переднего Востока исчезли, все остальные семитские племена того времени рассеялись и растворились в огромном море народов, а этот маленький народ один сохранился. И когда сегодня говорят о семитизме или об антисемитизме, то имеют в виду этот маленький народ, который примечательным образом все еще на виду, все еще узнаваем физически и духовно, так что всегда еще можно сказать: «Это неариец» или «Это наполовину или на четверть неариец».

И действительно, когда спрашивают хотя бы об одном доказательстве бытия Бога, то достаточно просто указать на этот голый исторический факт. Ведь в личности еврея перед нами предстает свидетель — свидетель союза Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом, а тем самым — и со всеми нами. Даже тот, кто не понимает Священное Писание, может видеть это напоминание.

Обратите внимание, что с теологической точки зрения примечательно, важно, с духовной и священнической точки зрения чрезвычайно значимо то обстоятельство, что оставшийся ныне в прошлом национал-социализм по самой своей сути был антисемитским, что в этом движении было с демонической отчетливостью признано: врагом является еврей. Да, врагом такого дела должен был стать еврей. В этом еврейском народе действительно вплоть до наших дней живо присутствует чрезвычайность откровения Бога.

Иисус, Христос, Спаситель и слуга Божий есть тот, кто осуществляет и открывает миссию народа Израиля, Он есть тот, кто реализует союз, заключенный между Богом и Авраамом. Когда христианская церковь исповедует Иисуса Христа как Спасителя и слугу Божьего для нас, для всех людей, тем самым также и для огромного числа тех, у кого нет никакой непосредственной связи с народом Израиля, то произносит это исповедание этому Иисусу Христу не вопреки тому, что Иисус был евреем (как если бы это еврейство было нечто постыдное, от чего можно было бы и следовало бы отвернуться!). Нельзя придерживаться и того мнения, что мы веруем в Иисуса Христа, который лишь случайно был израильтянином, но равным образом мог бы происходить и из какого-либо другого народа. Нет, здесь следует мыслить сугубо строго: Иисус Христос, в которого мы веруем, которого мы, христиане, происходящие из язычников, называем своим Спасителем и прославляем как свершителя деяния Бога для нас, необходимо был евреем. Мимо этого факта нельзя проходить, он относится к конкретной действительности деяния Бога и его откровения. Ведь Иисус Христос есть исполнение союза, заключенного Богом с Авраамом, Исааком и Иаковом, и реальность этого союза — а не идея какого-то союза — есть основа, смысл, цель творения, то есть всего того, что действительно в своем отличии от Бога. Проблема Израиля, поскольку проблема Христа неотделима от нее, является проблемой бытия вообще. Тот, кто стыдится Израиля стыдится Иисуса Христа, и тем самым — и своего собственного существования.

Я позволил себе обращение к актуальной теме антисемитской сердцевины национал-социализма. Это было вовсе не случайным делом, и нельзя относиться легковесно к тому, что здесь, в Германии, раздались слова: «Иудея является врагом!» Такие слова можно произносить, и при определенных обстоятельствах нужно их произносить, но следует при этом осознавать, что делают с помощью этих слов. Нападение на Иудею означает и нападение на скалу деяния и откровения Бога, наряду с каковыми деяниями и откровением нет других. Все божественное деяние и все божественное откровение поставлено под вопрос тем, что произошло, этим принципиальным антисемитизмом столь долго господствовавшей в Германии системы, причем поставлено под вопрос не только в сфере идей и теорий, но и в естественно-исторической сфере, то есть в сфере временных событий.

Могут сказать, что к этому столкновению, вероятно, должны были прийти, но в таком случае нечего удивляться тому, что данное столкновение завершилось таким образом. Народ, который — и это было еще одной стороной национал-социализма — сам себя избирает и делает основой и масштабом всех вещей, такой народ должен рано или поздно столкнуться с поистине избранным народом. В провозглашении идеи своей подобной избранности уже заключено — еще до того, как заявлен антисемитизм, — принципиальное отрицание Израиля, а тем самым отрицание Иисуса Христа и в конечном счете отрицание самого Бога.

Антисемитизм есть образ безбожия, в сравнении с которым то, что обычно называют атеизмом, каким он нам известен, к примеру, по России, есть нечто невинное. В антисемитском безбожии речь идет о совершенно определенных реальностях, независимо от того, знали или нет об этом те, кто изобрел и осуществлял это дело. Здесь речь идет о столкновении с Христом. С теологической точки зрения — я говорю в данном случае не в политическом плане — эта затея должна была потерпеть неудачу и рухнуть. О данную скалу разбивается всякий человеческий приступ, сколь бы мощным он ни был. Ведь призвание, пророческое, жреческое и царственное призвание народа Израиля тождественно с волей и деянием Бога, насколько достоверно они реализованы и открыты в Иисусе Христе.

Что это означает: призвание Израиля? Когда Библия говорит об избрании Израиля и о неравенстве этого народа с другими народами, когда мы, таким образом, наблюдаем в Ветхом Завете особое существование Израиля, то речь идет при этом о призвании, миссии, апостолате. Существование Израиля означает, что определенный Богом человек присутствует вместо Бога для других людей. В этом действительность Израиля — человек или сообщество, народ на службе Бога. Этот народ выделен не ради его собственной чести, выделен не в смысле национального притязания, а выделен для других народов и как слуга всех народов. Этот народ есть уполномоченный Бога. Он должен возвещать его Слово — в этом его пророческое призвание. Своим существованием он должен быть свидетельством того, что Бог не только говорит, но предстает в его лице и отдается смерти — в этом его жреческое призвание. И наконец, данный народ как раз в силу своего политического бессилия должен быть свидетельством среди других народов господства Бога над людьми — в этом его царственное призвание.

Человечество нуждается в таком пророческом, жреческом и царственном служении. Ветхий Завет стремится показать такое призвание Израиля во всей полноте его действительности, постоянно вознося признательную хвалу Богу за чудодейственное спасение и сохранение этого маленького народа. Пророческое призвание Израиля в особенной мере наглядно в появлении определенных личностей, прототипом которых наряду с Авраамом являются, прежде всего, Моисей как создатель единства израильского народа, а вслед за ним пророки, постоянно появлявшиеся в самых разнообразных обличьях. Иная линия наглядно видна во всем, что связано со скинией, храмом и жертвоприношением. А царственная миссия, наконец, представлена в царстве Давида с его примечательным продолжением в царстве Соломона. Именно в царстве Давида образцово явлена цель милости Божьей: Израиль как представитель господства Бога на земле. Окончательно это призвание Израиля находит исполнение в явлении и происхождении человека Иисуса из Назарета из этого народа, в его не вызывающей сомнений принадлежности к этому народу.

Призвание Израиля следует понимать как при¬звание, исполненное, явленное и свершенное в Иисусе Христе. Оно поэтому поначалу сокрыто и недейственно. И в самом деле, когда читаешь Ветхий Завет, можно убедиться почти на каждой странице, что он и не думает прославлять Израиль как таковой, прославлять данную нацию или «расу». Образ человека-израильтянина, который предлагает нам Ветхий Завет, как такое ни потрясает, — это образ человека, который сопротивляется своему избранию и тем самым сопротивляется своему призванию, который оказывается недостойным и неспособным к такому призванию и которого поэтому как предмет милости Божьей постоянно настигает кара, необходимо долженствующая постигнуть его, поскольку он уклоняется от этой милости. Почти каждая книга Ветхого Завета говорит о том, сколько проблем с этим народом Израиля на всех стадиях его истории. Его постигает одна катастрофа за другой, и всегда потому, что он неверен своему Богу.

Такая неверность должна означать несчастье и гибель. Пророки постоянно указывают на это или изображают дело таким образом, что все это уже случилось. Каков результат этой истории? Он в том, что пророчество в конце концов замолкает и остается лишь записанный мертвый закон. А что стало с храмом, что стало с жреческим призванием Израиля? Храм Соломона, некогда величайшая надежа Израиля, превращается в прах и пепел. А к чему пришло царственное призвание Израиля, к чему пришло царство Давида? Горе для всех израильтян — размышлять о том, чем был некогда Израиль и что с ним стало под ударами Бога, который когда-то столь любил его, так неблагодарно воздавшего за эту любовь. А когда надежда получает наконец исполнение и является Мессия, то Израиль подтверждает всю свою предшествующую историю распятием Его на кресте. Израиль подтверждает свою историю тем, что отвергает Его, причем не случайно, а как хулителя Бога, а также тем, что выталкивает Его к язычникам и выдает Пилату для умерщвления и распятия. Таков Израиль, этот избранный народ, который таким образом обходится со своим призванием и со своим избранием, что сам себе выносит приговор. Всякий антисемитизм является слишком поздно. Приговор давно произнесен, а в сопоставлении с этим приговором все прочие выглядят нелепыми.

Исчерпывается ли этим призвание Израиля? Нет, Ветхий Завет постоянно подтверждает: избрание Богом сохраняет свою силу и сохранит ее навечно. Человек, предстающий таким, каким он предстает в лице Израиля, есть и остается избранным Богом человеком — человеком, наделенным данным призванием. Там, где оказывается несостоятельным человек, там торжествует верность Бога. И Израиль, ставший одной большой демонстрацией недостойности человека, становится в то же время демонстрацией свободной милости Бога, который не спрашивает о поведении человека, а суверенно провозглашает относительно человека свое «и тем не менее» и сохраняет его.

Человек есть целиком и полностью предмет божественного сострадания, а там, где он пожелает быть чем-то большим, там он необходимо должен взбунтоваться против такого существования в качестве Израиля. Израиль целиком и полностью привязан к Богу и целиком и полностью предоставлен Богу. Почитайте псалмы: «Ты один!..» Человек предстает целиком и полностью лишь как слушатель божественного Слова, который пребывает и остается под господством Бога, даже если и предпринимает постоянно попытки уйти от Него.

А в исполнении его призвания, в распятом на кресте Иисусе из Назарета вновь становится видно, как обстоит дело с Израилем. Висящий на кресте Иисус — разве это нечто другое, как не этот Израиль с его грехами и безбожием? Да, хулитель Бога есть Израиль. И этот Израиль называется сейчас Иисус из Назарета. Когда мы рассматриваем дальнейшую историю евреев и видим всю причудливость и абсурдность еврея, видим его непристойность, постоянно вызывавшую к нему ненависть, — а здесь можно было бы задействовать весь перечень антисемитизма, — разве означает это нечто другое, чем удостоверение этого недостойного Израиля, сделанное Богом видимым на кресте, но также и удостоверение того Израиля, которому Бог сохраняет верность на всех этапах его странствия.

Откуда нам это известно? Мы можем знать об этом потому, что Он сохранил верность этому народу на кресте Голгофы. Когда Бог был ближе к нему, чем тогда, и где Бог через народ Израиля более надежно и утешительно поддерживал все человечество, чем именно здесь? Вы считаете, что это в наших интересах отлучить еврея от верности со стороны Бога? Вы действительно полагаете, что мы в состоянии и вправе отказать ему в такой верности? Верность Бога, явленная в действительности Израиля, есть ведь и гарантия его верности и нам, и всему человечеству.

А сейчас мы должны перевернуть страницу. Иисус Христос есть свершение и исполнение Израиля. Обратимся вновь к Ветхому Завету, и мы будем постоянно находить там следы того, что эти строптивые и заблудшие люди удивительным образом оказываются в состоянии подтверждать в определенных ситуациях свою избранность. Когда такое случается, когда наблюдается какая-то преемственность в благочестии и праведности, то проистекает сие не из природы Израиля, а является скорее постоянно новым проявлением милости Бога. А там, где есть милость, там не может не происходить все таким образом, что люди contre coeur должны возвысить свой голос в хвале Богу и свидетельствовать, что там, где свет Божий проникает в жизнь этих людей, там этот свет неизбежно находит отражение в их реакциях.

И в суде Божьем присутствует милость. И Ветхий Завет говорит об этом, говорит не как о преемственности в жизни израильтян, а как о неком «и тем не менее». И «тем не менее» в истории этого народа постоянно обнаруживаются свидетельства, которые начинаются словами: «так говорит Господь…» Свидетельства звучат как ответ слушающих, как эхо «тем не менее», исходящего от верности Бога. Ветхий Завет знает об «оставшейся части». Речь здесь идет не о лучших, не о более нравственных людях, а о таких, кто отличен тем, что призван. Нашедшие опору в милости Бога грешники, peccatores iusti образуют эту оставшуюся часть.

Откровение достигает своей вершины в существовании Иисуса из Назарета. Он выходит из Израиля, рожденный Девой Марией и в то же время пришедший сверху и потому в своем величии являющий и завершающий союз. Израиль — это не больной, подлежащий излечению, а воскресший из мертвых. Когда Он является, то приговор, который Бог выносит, предстает как снятие приговора, который человек выносит сам себе. Верность Бога торжествует в этом мире греха и нищеты. Он сжалился над человеком. Самой своей сокровенной сутью принимает Он участие в этом человеке. Он никогда не переставал направлять с любовью этот народ, который непотребно вел себя по отношению к Нему. Человек-израильтянин принадлежит Богу и каждый раз не по природе, а в силу чуда милости Божьей вправе принадлежать Ему вновь, спасенный от смерти, вознесенный одесную Бога.

Израиль есть в действительности свидетельство свободной милости Бога. Бог становится видимым в своем отношении к человеку в событии, приводящем Иисуса Христа к цели, в Его воскрешении из мертвых. Здесь человек предстает освещенным светом величия Бога. Это называется милостью, это обращение Бога к человеку. И все это становится видимым через Человека из Израиля. Вследствие данного события дело доходит — и здесь вновь положительным образом проявляется милость — до поразительного расширения союза с Авраамом, до выхода далеко за пределы круга его соплеменников: «Идите повсюду в мир и проповедуйте Евангелие всякой твари!»

Это есть милость: из тесноты вширь. А поскольку спасение приходит именно от евреев, то это означает, что еврейский народ не только подвергается суду, но и получает прощение. Это прощение Израиля как его избрание и призвание, остающееся неизменным, вплоть до сегодняшнего дня проявляется в церкви, состоящей, по существу, из евреев и язычников. Павел (Рим. 9: 11) придает исключи¬тельное значение тому, что нет церкви евреев и нет церкви язычников, а есть церковь как единая община тех, кто из Израиля приходит к вере, вкупе с теми, кто из язычников призван в общину. Для христианской церкви существенно важно, что она состоит и из тех и из других. И вместо того чтобы стыдиться этого, она должна понять, что в том ее честь, что в ней живет семя Авраама. Существование иудео-христиан является видимым залогом существования единого народа Божьего, который, если рассматривать его с одной стороны, называется Израилем, а если с другой — церковью.

И если наряду с церковью все еще есть синагога, существующая в силу отвержения Иисуса Христа и бессильного продолжения израильской истории, давно обретшей свое исполнение, то мы должны поразмышлять вот о чем. Если такова воля Бога — и апостол Павел стоял в загадочном раздумье перед этим вопросом — что все еще есть такой отдельный Израиль, — то нам следует рассматривать синагогу лишь как тень церкви, которая сопровождает церковь на протяжении столетий и которая, знают ли об этом иудеи или нет, фактически и реально принимает участие в свидетельствовании откровения Бога в мире. Хорошая виноградная лоза не засыхает. Ведь то обстоятельство, что она посажена Богом, то, что Бог сделал с ней и дал ей, — все это является решающим, и все это было явлено в Иисусе Христе, человеке из Израиля.