19. Взошедшего на небо, сидящего по правую руку Бога, всемогущего Отца

Целью совершившегося раз и навсегда деяния Иисуса Христа является основание его церкви посредством доверенного свидетелям его воскресения знания о том, что всемогущество Бога и действенная и явленная в Нем милость Бога суть одно и то же. И, таким образом, завершение этого деяния есть вместе с тем и начало окончательного времени, то есть такого времени, в котором церковь должна возвещать всему миру всемогущество и всемогущую милость Бога в Иисусе.

Течение текста символа уже внешне показывает нам, что мы приближаемся к цели — цели деяния Иисуса Христа, поскольку оно свершилось раз и навсегда. На этом пути еще будет что-то в будущем, что станет видимым ближе к концу текста символа — «Он и придет оттуда …». Однако то, что свершилось раз и навсегда, предстает перед нами как нечто завершенное в целом ряду причастий в прошедшем времени: зачатого, рожденного, пострадавшего, распятого, умершего, погребенного, сошедшего, воскресшего. И вдруг настоящее время — «сидящего по правую руку Бога». Все обстоит так, как будто мы совершили восхождение на гору и достигли уже вершины. Это настоящее время сочетается еще с одним, последним причастием прошедшего времени — «взошедшего на небо», что, в свою очередь, завершает «воскресшего из мертвых».

С этим «сидящего по правую руку Бога» мы очевидным образом входим в новое время, наше настоящее время, время церкви, окончательное время, начатое и основанное деянием Иисуса Христа. В Новом Завете сообщение об этом событии завершается сообщением о воскресении. Почти по аналогии с чудом Рождества. В Новом Завете протянулась относительно тонкая линия того, что говорится о сидении по правую руку Бога. И в Евангелии восхождение на небо упоминается относительно редко. Речь идет об этом переходе, о повороте от времени откровения к нашему времени.

Что означает восхождение на небо? В соответствии с тем, что мы в свое время сказали о небе и земле, это во всяком случае означает, что Иисус покидает земное пространство, то есть то пространство, которое постижимо для нас и в которое он стремился ради нас. Он уже больше не принадлежит этому пространству, как принадлежим ему мы. Это не означает, что оно становится чужим для Него, что это пространство не является и его пространством. Наоборот, поскольку Он располагается над этим пространством, Он наполняет его и присутствует в нем. Однако уже не таким образом, как это было во время его откровения и земного деяния. Восхождение на небеса не имеет в виду, что Христос перешел в какую-то другую сферу тварного мира — в сферу того, что для нас непостижимо. «По правую руку Бога-Отца» имеет в виду не только переход из сферы постижимого в сферу непостижимого в тварном мире. Иисус удаляется в направлении тайны божественного пространства, совершенно сокрытого от человека. Не небо является местом его пребывания — Он с Богом. Распятый и воскресший там, где Бог. В том и цель его деяния на земле и в истории, что Он уходит туда.

Воплощение и распятие на кресте — это унижение Бога. А воскресение Иисуса Христа — возвышение человека. Христос как носитель человечности, как наш представитель там, где Бог, и так, как Бог, наша плоть, наша человеческая сущность в Нем возвышена до Бога. Таково завершение его деяния в том, что мы с Ним наверху! Мы с Ним у Бога!

Отсюда мы должны посмотреть назад и вперед. Если мы верно понимаем Новый Завет с его свидетельством относительно такого исхода и деяния Иисуса Христа, то этот исход характеризуется двумя моментами.

1. От Него исходит свет, видимый его апостолами. Свидетелям его воскресения в завершение доверяется знание. В Евангелии от Матфея стоят слова Христа: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (28: 18). Имеет смысл и необходимо связать эти слова со словами: «сидящего по правую руку Бога, всемогущего Отца». Понятие всемогущества появляется здесь в обоих случаях. В Послании к Ефесянам (4: 10) находит выражение это же знание: «Нисшедший, Он же есть восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все». Наполнить своей волей и своим словом. Он сейчас в вышних, Он сейчас Господь и явлен как таковой. Здесь мы вернемся к тому, о чем уже говорили в свое время при истолковании первого положения. Если мы правильно говорим о Боге всемогущем, который надо всем, то от нас требуется ни в коем случае и ни в коем смысле не понимать под всемогуществом Бога что-либо иное, кроме как ту действительность, о которой говорит второе положение. Знание, которое получили апостолы на основе воскресения и завершением которого является восхождение Христа на небо, есть, по существу, то основополагающее знание, что, с одной стороны, примирение, которое произошло в Иисусе Христе, не является какой-то случайной историей, а с другой стороны, в этом деянии милости Божьей мы имеем дело с деянием всемогущества Бога и тем самым имеем дело с чем-то последним и высшим, за которым нет уже никакой другой действительности.

Нет никакого выхода за пределы этого события, о чем и говорят второе и третье положения. Христос есть тот, кто обладает всякой властью, и с Ним мы должны иметь дело, если мы веруем. И обратным образом, всемогущество Бога открывается и реализуется целиком и полностью в милости примирения, в Иисусе Христе. Милость Божья и всемогущество Божье тождественны. Мы никогда не вправе понимать одно без другого. Мы здесь вновь должны иметь дело с откровением тайны воплощения — этот человек есть Сын Божий и Божий Сын есть этот человек. Иисус Христос занимает это место по отношению к нам и в последней реальности выполняет такую функцию. Он находится в таком отношении к Богу, что мощь Божья доверена Ему в абсолютной мере, доверена как наместнику, как первому министру, которому царь передал всю свою власть. Иисус Христос говорит как Бог и действует как Бог. И обратным образом, если мы желаем узнать, как говорит и действует Бог, то нам следует лишь смотреть на этого человека. Это тождество Бога и человека в Иисусе Христе есть знание, откровение знания, которым завершилось свершившееся раз и навсегда деяние Иисуса Христа.

2. «Сидящего по правую руку Бога-Отца». Вершина достигнута, прошедшие времена лежат позади нас, и мы вступаем в сферу настоящего. Вот что нужно сказать о нашем времени, это первое и последнее, что значимо для нашего бытия во времени. В его основе лежит такое существование Иисуса Христа — Он сидит по правую руку Бога-Отца. Что бы ни произошло в нашем пространстве в плане взлетов и падений, что бы ни становилось и проходило, константа, остающееся и сохраняющееся, — это его сидение по правую руку Бога-Отца. Никакой исторический поворот не в состоянии затронуть этого. Это тайна того, что мы называем всемирной историей, историей церкви, это означает просто то, что лежит в основе всего.

Прежде всего, это означает просто то, что сказано в конце Евангелия от Матфея, в так называемом наказе миссионерства! «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». И знание о том, что «всемогущество Бога есть Божья милость», не является каким-то бездеятельным знанием. Завершение эпохи откровения не есть конец спектакля, когда опускается занавес и зрители могут идти домой. Она завершается призывом, наказом. Священные события становятся определенной частью мировых событий. Апостолам становится видимым то обстоятельство, что и здесь, на земле, есть земное место, соответствующее небесному месту, есть как определенная человеческая история, как деяние учеников, как бытие и действие свидетелей его воскресения. С уходом Иисуса Христа к Отцу на земле что-то закладывается. Его уход означает не только конец, но и начало, хотя это и не является продолжением его прихода. Нельзя говорить о том, что деяние Иисуса Христа просто продолжается в жизни христиан и в жизни церкви. Жизнь святых не является продлением откровения Иисуса Христа на земле. Это противоречило бы восклицанию: «Свершилось!» То, что произошло в Иисусе Христа, не нуждается в каком-либо продолжении. И все же у того, что произошло раз и навсегда, на земле есть соответствие, отражение, не повторение, а подобие. И все, что есть христианская жизнь в вере в Христа, что называется общиной, представляет собой подобие, отброшенную тень Иисуса Христа как главы этого тела. Христос основывает свою церковь, поскольку Он уходит к Отцу, поскольку Он дает апостолам возможность узнать себя. Это знание, как таковое, означает призыв «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»! Христос есть Господь! Вот что должны знать все твари, все народы. Завершение деяния Христа связано поэтому с посланием апостолов в мир, а не в предоставлении им возможности бездействовать. Невозможен какой-либо покой, скорее требуется бежать и мчаться, ведь начинается миссия, послание церкви в мир и для мира.

Эта эпоха, которая сейчас начинается, эпоха церкви, есть одновременно и окончательное время, последняя эпоха — эпоха, в которой существование или смысл существования сотворенного мира достигает своей цели. Мы слышали, когда говорили о кресте Христа и о воскресении, о том, что битва выиграна, часы завершили свой ход, но Бог еще имеет терпение, Бог ждет. На это время своего терпения Он установил в мире Церковь, и смысл этой последней эпохи заключается в том, что она заполняется вестью Евангелия, а миру предлагает слушать эту весть. Эту эпоху, начавшуюся с восхождения Иисуса Христа на небо, можно назвать «эпохой Слова», возможно, также эпохой покинутости и в определенном отношении — одиночества церкви на земле. Эта эпоха, в которой церковь связана с Христом только верой и только через Святой Дух, — промежуточная эпоха между его пребыванием на земле и его возвращением в славе. Это время великих возможностей, время задачи церкви по отношению к миру, время миссии. Это, как мы сказали, время терпения Бога, в которое Он ждет церковь и вместе с церковью ждет мир. Ведь то, что свершилось в Иисусе Христе как исполнение времен, это, очевидно, не будет завершено без человеческого участия, без хвалы Богу из уст людей, без их ушей, которые должны слушать слово, без их ног и рук, посредством которых они должны стать вестниками Евангелия.

То, что Бог и человек стали едины в Иисусе Христе, должно проявиться в существовании на земле Божьих людей, которым дозволено быть его свидетелями. Эпоха церкви, окончательная эпоха, последняя эпоха становится важной и великой не потому, что это последнее время, а потому, что она допускает возможность слышать, верить и каяться, возвещать и постигать весть. Эта эпоха, которая находится в таком отношении к Иисусу Христу — «смотри, Я стою перёд дверью и стучу». Он в непосредственной близи, Он хочет войти, но все еще снаружи, все еще за дверью, но мы внутри уже можем слышать Его и ждать, что Он войдет.

На эту промежуточную эпоху, окончательную эпоху, на это время ожидания и божественного терпения выпадает двоякое установление божественного Провидения — на нее приходятся отношения между церковью и государством, внутренней и внешней сферами в их противоположности и в то же время в их соподчинении. Это не последний порядок и не последнее слово, это, если понимать правильно, благой, направленный к цели порядок, соответствующий Божьей милости. Восхождение на небо образует начало нашей эпохи.