Пороки проповедника

Проповедник является орудием Бога. Сатана стремится причинить вред всякому христианину, но он с особенным усердием направляет свои стрелы искушения против тех, кто проповедует. В результате у проповедников получаются особые, более всего им свойственные, пороки. К числу таких пороков относятся:

а) Нерадение или духовная леность

Проповедник может утерять ревность в деле, может начать работать без увлечения как бы подневольно, как бы неся обязательную службу.

Ап. Павел предостерегает от этого Тимофея (1 Тим. 4, 14-15): «не неради о пребывающем в тебе даровании» и советует ему «возгревать дар Божий» (2 Тим. 1, 6). Это возгревание есть не что иное, как постоянное обновление усердия и вдохновения в деле путем тесного общения с Богом.

б) Честолюбие

Первые проповедники, которых посылал Сам Христос, т. е. Его двенадцать учеников, проявили этот порок, когда занимались вопросом: «кто больше?» (Мат. 18,1).

Выступая на кафедре перед большими собраниями и поучая слушателей, проповедник незаметно начинает думать о себе, как о существе высшем, чем все остальные люди. Такая мысль влияет на самый образ действий его.

Проповедник начинает думать о себе больше, чем о других, начинает ожидать особого к себе внимания, почета и т. п.

Такому проповеднику невозможно признать, что есть проповедники больше и сильнее его.

Само собою разумеется, такое состояние лишает проповедь должной силы.

Именно таким проповедникам следует прочувствовать и постоянно помнить слова Христа: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мат. 20,27). Им надо уподобиться Сыну Человеческому, который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мат. 20, 26-28).

An. Павел советует Тимофею не самому себе искать чести, а воздавать честь другим.

в) Пристрастие и лицеприятие

Есть проповедники, которые охотно увещевают бедных и незначительных членов своих церквей, но которые с трудом решаются увещевать богатых и влиятельных членов, так как часто они зависят от них в материальном отношении.

На наших глазах проповедники, получая содержание от знатных особ или от известных организаций, приносят в жертву их мнимым выгодам интересы церкви.

Ап. Павел предвидел это и потому советует Тимофею: «ничего не делать по пристрастию» (1 Тим. 5,21), но «богатых в настоящем веке увещевать, чтобы они не высоко думали о себе» (1 Тим. 6,17).

г) Малодушие и страх

Очень часто в основе пристрастия и лицеприятия лежит малодушие и страх:

Есть проповедники, которые охотно проповедуют, когда все им благоприятствует, когда они видят повсюду одобрение и успех.

Но если они встречают какие-либо страдания на поприще проповеди (гонения извне, скорби внутри и т. п.), то они готовы все бросить и уйти от такой церкви.

О таких проповедниках говорил Иисус: «наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и волк расхищает овец и разгоняет их» (Иоан. 10, 12-13).

An. Павел советует Тимофею: «переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2,3).

Проповедник должен показать пример терпения, мужества и самоотвержения.

«Ведь его задача», — как сказал один писатель, — «класть топор к корню человеческих пороков; вытаскивать головни из огня, показывать безобразие греха и порочную совесть в зеркале, производить операции и отрезывать зараженные члены». На все это нужно мужество.

Лучший пример мужества проповедника, это отношение Иоанна Крестителя (Map. 6,18) к Ироду, которого он, не боясь смерти, обличал в противозаконной жизни.

У французского короля Людовика XIV был мужественный проповедник Массилон, который в своих проповедях не боялся обличать короля. После одной такой проповеди король сказал ему: «когда я слушаю других проповедников, я остаюсь доволен ими, когда я слушаю вас, я остаюсь недоволен собою».

У английского короля Карла II-го был мужественный проповедник, который в проповедях сурово обличал его за беззакония.

После одной такой проповеди король сказал ему: — Не будьте так строги ко мне в проповеди, я может быть и так исправлюсь.

— Когда Вы, Ваше Величество, исправитесь в жизни, я исправлюсь в проповедях, — ответил проповедник.

Такое мужество приличествует проповеднику и оно производит несомненно лучшее воздействие на тех, к кому относится, нежели приятные льстивые проповеди пристрастных проповедников.

д) Унылый вид и неприветливость

Есть проповедники, которые носят угрюмый вид и не стесняются в разговорах выражаться резко и грубо и даже впадают в злоречие, раздражение и ярость, особенно в беседах с теми, кто противится им или их учению. Ап. Павел по этому поводу пишет Тимофею: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2,24-25).

Если от обыкновенных людей требуется, чтобы они были вежливы, то проповедники должны быть более чем вежливы: они должны быть любезны (и притом искренно) со всеми и предупредительны к слабым и старым.

е) Алчность и корыстолюбие

Что любовь к материальным благам оказывает огромное влияние в жизни духовенства исторических церквей, — это почти вошло в поговорку.

Но алчность и корыстолюбие может иметь место и при другом порядке вещей.

Может случиться, что во главе церкви стоит ревностный проповедник, который приобретает любовь церкви и слушателей.

Но в этом также может быть опасность, особенно когда эта любовь церкви к проповеднику выражается в виде хорошего содержания, подарков и т. п.

У проповедника невольно могут являться желания иметь материальные блага в большей степени, чем надлежит.

Ап. Павел предупреждает против этого: «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6,8).

Хотя получение проповедником содержания или вообще материальной поддержки от церкви, вещь вполне законная (2 Кор. 11,8; 1 Кор. 9, 14), но Слово Божье дает нам еще более высший пример для проповедников.

Ап. Павел пишет о себе: «проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно» (1 Кор. 9,18); «трудимся, работая своими руками» (1 Кор. 4,12), очевидно, разумея здесь тот факт, о котором написано в Деян. 18,3, когда он по одинаковости ремесла (с Акилой и Прискиллой) остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток; во всякую же субботу он говорил в синагоге.

Но не всем следует подражать этому примеру, а только тем, кому Бог дает для сего силы; остальным же следует, главным образом, жить от благовествования и беречь себя от корыстолюбия.

ж) Отношение к браку и семейная жизнь

Не может быть двух мнений о том, что на основании Слова Божья, идеальное состояние проповедника, — это состояние безбрачия, как учит о том ап. Павел (1 Кор. 7, 7-8). Но если бы кто-нибудь возвел этот принцип в закон для церкви, тот подпал бы под прямое осуждение ап. Павла (1 Тим. 4, 1-3), который считает запрещением вступать в брак и — под каким-либо предлогом, всегда делом «духов обольстителей и учений бесовских».

Безбрачное состояние нельзя рекомендовать никому, оно принимается только теми, кто имеет к сему особое дарование от Бога. Все же, кто не имеет дарования к сему, лучше пусть вступают в брак (1 Кор. 7,9).

Так как большинство несомненно лишено дара безбрачия, то проповедникам несомненно лучше жениться в самом начале их проповеднического служения.

Если молодой проповедник не имеет особого дара от Бога и остается безбрачным, то может получиться двоякое зло: 1) или он сам незаметно для себя будет разжигаться похотью (1 Кор. 7, 9), или 2) легко поддающиеся влияниям девицы, вдовы или женщины, слушающие его проповеди, незаметно для самих себя увлекаются проповедником и, таким образом, вокруг него создается недуховная атмосфера.

Практика жизни подтверждает мудрость апостольского совета.

Если проповедник женат, то ясно, что он должен быть образцовым семьянином. Он должен быть примером христианской жизни, прежде всего для своей жены.

Между тем случается, что вся церковь держится очень высокого мнения о христианских качествах проповедника, жена же его, наоборот, держится отрицательного взгляда.

Если проповедник имеет детей, то его обязанности чрезмерно осложняются. Он должен уметь воспитать своих детей таким образом, чтобы они, выросши до сознательного возраста, могли уверовать и присоединиться к церкви.

Самое обращение детей не во власти отца-проповедника, но путем молитвы он может выпросить у Господа, чтобы его дети сделались детьми Божьими.

Для женатого проповедника всегда есть две крайности: 1) или он слишком отдается интересам семьи, или 2) совершенно о них забывает.

В первом случае получается очень слабая проповедь и бесплодная работа, а во втором случае получается огромный вред для семьи.

От недостатка влияния отца-проповедника дети его могут сделаться совершенно неверующими и даже развратными людьми, что может ложиться пятном на все служение проповедника и ослаблять его проповедь.

Относительно этого ап. Павел весьма строг: «если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8).

Я знал одного ревностного, даровитого проповедника, у которого сыновья оказались пьяницами и выдающимися развратниками.

Это обстоятельство вредно отразилось на всей деятельности его. Если такое несчастье выпало на долю проповедника, то, по нашему мнению, ему следует, если не совсем прекратить, то, во всяком случае, значительно сократить проповедническую деятельность.