X. Евангельская проповедь

Евангельская проповедь есть такая проповедь, которая, во-первых, передает дух и суть евангельского Христова учения, и во-вторых, придерживается только евангельских способов.

Евангельская проповедь должна быть подражанием проповеди Христа. Но в каком смысле возможно подражание Ему?

Дело в том, что проповедь Христа была творческою проповедью. Христос не разъяснял чужие истины, и излагал свои первичные основные истины богопознания.

После Него, как бы проповедники ни были велики, они не могут делать ничего другого, как только разъяснять, истолковывать высказанные Им истины.

Творчество в проповеди свойственно только Сыну Творца.

Но есть одна область, в которой обыкновенный человек-проповедник может возвыситься до Христа и даже превзойти Его.

Это — область разъяснения практического применения к сердцам великих истин Христа.

Приведем пример. Иисус Христос в двух случаях был окружен огромною толпою, не только обильно проповедывал им, т. е. питал их духовно, но напитал их телесно в первый раз в числе 4000 и во второй раз в числе 5000 человек.

Но что получилось?

Он должен был сказать этому народу: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Иоан. 6,26), а после этого многие отошли от Него, даже из учеников (Иоан. 6,66).

Результаты от Его проповедей и чудес в этих случаях были не великие.

Но посмотрите на первых Его проповедников после Пятидесятницы.

Ап. Петр проповедует один раз и к церкви присоединяются 3000 уверовавших (Деян. 2,14); он вместе с ап. Иоанном проповедует в другой раз и веру во Христа принимают 5000 человек (Деян. 4,4).

Ни одного такого случая неизвестно о проповеди Самого Христа.

Что это значит? Это есть ничто иное, как исполнение Его слов: «верующий в Меня и дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан. 14,12).

Это объясняется тою силою Духа Святого, которая должна была излиться на учеников, а, кроме того, еще одною чертою проповеди апостольской, отличающей ее от проповеди Христа. Христос, проповедуя грешникам. Сам был свят. Он не мог привести личных примеров греха и раскаяния.

Апостолы же, проповедуя, вносили личный элемент в свои проповеди, т. е. личный опыт греха и искупления.

Они говорили: «чему мы свидетели» (Деян. 2,32); они рассказывали даже о своем обращении (Деян. 22,1-21) и это личное чувство искупленного греха усиливало действие проповедей до такой степени, что люди умилялись и обращались.

Отсюда ясно, какие свойства должна иметь евангельская проповедь:

1) Евангельская проповедь прежде всего и должна быть «свидетельствованием» (1 Иоан. 4,14; 5,10-11), т. е. не просто теоретическим изложением учения Христа, но должна заключать в себе элемент личного опыта проповедника, опыта обращения и духовного возрождения.

Отсутствие личного элемента в проповеди, превращает ее из евангельской проповеди в сухую лекцию.

2) Евангельская проповедь должна иметь своею главною целью спасение душ человеческих.

Мы уже говорили о том, что проповедь имеет три цели: 1) спасение грешников, 2) назидание и 3) поучение верующих, но что главною целью все-таки должен быть призыв к спасению. Без этого призыва к спасению проповедь лишена «благой вести» и потому перестает быть евангельской.

Сперджен рассказывает как он обратился в собрании, где проповедь была на тему для верующих и проповедник только, как бы случайно, сказал слово к неверующим, призывая их к покаянию, и это случайное слово так подействовало на Сперджена, что он обратился. С тех пор, в каком бы собрании Сперджен ни говорил, хотя бы это было собрание исключительно для верующих, он никогда не заканчивал проповедь без призыва к покаянию неверующих. Это правило должно соблюдаться всеми, кто хочет быть евангельским проповедником.

3) Главным предметом евангельской проповеди должна быть любовь Божья, явленная людям в Его Сыне.

В сущности говоря, основной мотив всякой евангельской проповеди выражен Самим Господом Иисусом Христом в Иоан. 3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Этот стих в сущности есть все Евангелие в миниатюре и отдельные его части могут служить неисчерпаемою темою для множества проповедей.

«Любовь Бога к миру», воплощение Сына, отдача Его, т. е. весь план спасения, «вера, как средство спасения», «что такое верующий?», «в чем погибель?», «что такое жизнь вечная?» и т. п. — все это необъятные животрепещущей важности темы для проповедей.

Но в Слове Божьем есть еще более краткое суммирование евангельского учения. Ап. Павел выражает это только в двух словах: «Христос распятый».

Он решил «не знать ничего, кроме Христа и притом распятого» (1 Кор. 2,2) и от лица всех последователей Евангелия, он говорит: «Иудеи требуют чудес и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1,22-23).

Все речи и проповеди апостолов наполнены именем Христа и говорят только о Нем Одном.

Между тем, в наш век можно встретить проповедников, которые произносят длинные проповеди, в которых или совершенно не упоминается Христос, или упоминается вскользь.

В своих проповедях они проповедуют больше себя, чем Христа.

Евангельская проповедь не должна заполняться посторонними предметами, как-то: рассуждениями

1) об обрядах

Если вы читаете книги Ветхого Завета (особенно Левит и др.), то вы видите, что большинство речей Моисея относились к обрядам. В тот век это было естественно. К сожалению, и в наш век в больших исторических церквах большинство проповедей произносятся на темы о различных обрядах.

Ни одна проповедь Христа или апостолов не касалась обрядов. Если они упоминали о крещении, то в конце проповедей после того, как Христос, Его любовь. Его путь спасения уже был разъяснен. О других каких-либо обрядах в проповедях апостолов и помину нет. А почему? Потому что душам нужна здоровая духовная пища, рассуждение же об обрядах, как внешних предметах, не может доставлять духовного питания.

2) о философии

Есть проповедники, которые своим проповедям придают характер философских трактатов. В их проповедях вы можете встретить почти все существующие «измы».

Ап. Павел тоже в одной проповеди коснулся философии (Деян. 17,17-18), но нужно иметь в виду, что 1) его слушатели были исключительно философы (стоические и эпикурейские), 2) что он упомянул философию вскользь для освещения одной мысли и 3) что он тут же засвидетельствовал о Христе (ст. 31).

Пользование философией или наукой в проповеди в качестве вспомогательного средства или доказательства главной мысли о Христе полезно, но недопустимо затемнение философией великой Евангельской истины. От этого ап. Павел предупреждает очень энергично, говоря: «смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2,8).

Рассказывают о средневековом проповеднике Бернарде следующее:

Однажды он произнес ученую схоластическую проповедь. Несколько ученых, бывших в собрании, его благодарили, а остальные молчали. На следующий раз он проповедывал просто и ученые, удивляясь, скучали.

Но по окончании проповеди простой народ окружил его с благодарными словами.

Бернарда спросили: почему так растроган народ?

— «О, — ответил он, — в прошлый раз я проповедывал Бернарда, а сегодня — Христа!»

3) о политике

Христос говорит, что Царство Его не от мира сего, что оно внутри людей, в их сердцах. Поэтому, если проповедник оставляет область сердец и переходит в область государственных вопросов и т. п., то он изменяет своему главному назначению.

Это не значит, однако, что проповедник должен оставаться совершенно глухим и слепым по отношению к государственной жизни своего народа. Нет, и в особенности, когда государство переживает критические моменты. Для сего он может устраивать особые собрания, но он не должен никогда вносить политического элемента в свои духовно-назидательные проповеди.

Но даже и в этом случае, христианский проповедник не может принимать сторону какой-либо отдельной партии. Возвещая вечные истины, он не может говорить иначе, как в беспартийном духе и во всяком случае, его симпатии и его слова должны быть всегда на стороне справедливости, свободы, порядка, на стороне угнетенных и обездоленных. Он не должен останавливаться и перед тем, если ему, подобно Иоанну Крестителю, придется обличать людей, стоящих у власти.

Но даже в этом случае лучший путь — освещать положение вещей исключительно светом Христа.

Однажды французский король Людовик был в церкви, проповедник говорил проповедь на тему политики, финансов и т. п., но мало коснулся Евангелия.

«Жаль, — сказал король при выходе из церкви — если бы он сказал хоть немножко о вере, то он сказал бы о всем остальном».

Проповедуя только Христа, проповедник дает людям свет, который освещает все сферы и уголки жизни.

4) о недостатках других вероисповеданий

Есть проповедники, которые выбирают темой для проповедей недостатки и ошибки других религиозных общин. Большею частью эти проповедники говорят не о Христе, а против какого-либо религиозного общества, словом, вдаются в полемику.

Сторонники такого рода проповедей могут ссылаться на Иисуса Христа, обличавшего фарисеев и др. (Мат. 23-я глава), но они забывают, что проповеди Христа произносились в присутствии фарисеев по непосредственно вызванных ими поводам, а что в остальное время Иисус говорил не о них, а о том, что питает душу.

Полемика в проповедях разжигает страсти в народе, сеет вражду между религиозными организациями и не дает никакой пищи слушателям.

Но, что хуже всего, полемика между проповедниками различных христианских вероисповеданий подрывает авторитет самого христианского учения в глазах неверующих людей.

К полемике в проповедях относятся все слова ап. Павла, сказанные по отношению к спорам, словопрениям и т. п.

Евангельская проповедь может разъяснять заблуждения в вере и т. п., но при этом она имеет дело не с личностями или обществами, а с принципами, причем, сражаясь против неправильных мыслей, она никогда не сходит с почвы христианской любви к людям.

Евангельская проповедь должна быть совершенно чужда всех посторонних предметов. Все сознание проповедника должно быть наполнено Христом и в нем не должно быть места никому и ничему другому.

Один испанский художник нарисовал картину: «Вечеря Господня», но у него вышли особенно хорошо чаши на столе. Все проходящие удивлялись именно этим чашам, а о фигуре Христа ничего не говорили. Тогда художник сказал: «я сделал ошибку: эти чаши отвлекают внимание публики от фигуры Христа, а именно на нее я хотел обратить наибольшее внимание всех». И он зарисовал эти чаши.

Вот, что нужно сделать многим проповедникам.

5) Евангельская проповедь чужда духа Ветхозаветного закона

Есть проповедники, которые, поставив своею целью нравственное назидание своих слушателей, говорят об обязанностях их в духе: «ты должен» делать то и другое и не делать того и другого, причем за исполнение заповедей обещают Царство Небесное, а за неисполнение грозят всеми муками ада.

Такие проповедники не замечают, что в их проповедях в сущности нет никакого Евангелия.

Евангельская проповедь исходит не от закона, а от благодати; она рисует перед слушателями Бога, как Бога любви. Который не говорит «ты должен», но утверждает, что «ты был должен», но не мог, а теперь за тебя сделал Другой (Сын Божий) и ты только поверь и прими Его любовь, а потом ты будешь все делать, как Ему угодно, не потому, что ты должен, ибо ты принял не духа рабства, чтобы жить в страхе, а духа усыновления, которым мы и вопием: «Авва Отче!» Ты будешь делать потому, что ты иначе не можешь, ибо у тебя другая (сыновняя) природа. Словом, евангельская проповедь проповедует не закон, а благодать, не рабство, а свободу, не страх, а любовь, которая и служит главным мотивом всех нравственных действий христиан.

6) Евангельская проповедь основана на сознании, что она исходит от Бога

Есть проповедники, которые смотрят на свои проповеди, как на сочинения ораторского характера. Таким проповедникам чуждо другое сознание. Между тем, проповедник, верный Евангелию, не может смотреть на себя иначе, как на орудие Божье. Если он говорит, то говорит не от себя, а от Бога. Он представляет себя в виде граммофонной пластинки, на которой запечатлевает Дух Святой свои речи, которые он хотя дребезжащим несовершенным голосом, но в точности передает людям. Такое сознание придает евангельской проповеди особую силу и даже как бы власть над сердцами.

7) В евангельской проповеди дух — главное, форма — второстепенное

Есть проповеди, составленные по всем правилам ораторского искусства, но совершенно лишенные силы духа. Такие проповеди чужды Евангелия.

Евангельская проповедь дает первое место духу, хотя бы от этого и страдала форма.

Евангельская проповедь употребляет самый простой и понятный язык.

Все проповеди Христа и апостолов произносились на самом употребительном народном языке того времени. Цель этого была та, чтобы как можно более народа могли понимать их проповеди и усвоить учение Христа.

В России евангельская проповедь естественным образом начала звучать не на старом славянском языке, а на народном русском языке.