Пример 2

Иисус как Спаситель Проповедь И. С. Проханова

«Родит же Сына и наречет Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

(Мат. 1, 21)

Введение в проповедь

Мы знаем, что имя «Иисус» принадлежало не только Христу, но и другим людям Его времени. Это было обыкновенное имя среди иудеев, как видно из слов ап. Павла (Кол. 4, 11), где он упоминает об Иисусе, прозываемом Иустом, из обрезанных. Великий вождь Израильского народа, сын Навин, также носил имя Иисуса.

Но мы, достигшие последних веков, под именем Иисуса разумеем одно лицо, Сына Человеческого и Сына Божия, Христа, Мессию. Для верующих в Него и даже для тех, кто носит только имя Его, оно звучит как нечто приятное и прекрасное.

Верующие в Иисуса могут от всего сердца сказать: «от благовония мастей имя Твое, как разлитое миро» (Песн. П. 1, 2). Имя Иисуса для сердца верующих полно благоухания и чарующей прелести. Но более того. Это имя для них — синоним конечной победы даже над злом, ибо как ап. Павел говорит: «Бог дал Ему имя превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2, 9-11). Придет время, когда все живущее преклонится пред именем Иисуса. И зная это, христиане полны благоговения к этому великому имени.

Для нас очень важно выяснить почему Иисус есть Спаситель, или точнее, отчего Он является Спасителем?

Изложение проповеди

Прочитанный нами текст указывает на главную цель спасительной работы Иисуса. Он есть Спаситель «от грехов» или от греха. И это понятно. Спаситель нужен там, где есть погибель, а всякую погибель в мире производит грех.

Поэтому для того, чтобы нарисовать Иисуса в роли Спасителя нам нужно изобразить губительную работу греха, что мы и сделаем.

1. Иисус есть Спаситель от неоплатных долгов.

Грех делает человека неоплатным должником у Бога. Бог дал человеку известную сумму добра, дары или таланты и желает, чтобы он возвратил ему их, а также весь «рост» на них. Человек же делает грех, не только не возвращает Богу того, что он должен возвратить Ему, но и расточает то, что принадлежит Богу.

Говорят, что если человек завтра начнет делать добро, то он уплатит свой долг. Но это неверно. Если я уплачиваю вексель, то этим я не уплачиваю векселя «на вчера». Если я буду делать добро завтра и послезавтра, то я делаю то, что мне надлежит делать в те дни и этим я не уплачиваю за зло, сделанное вчера. Как нельзя человеку возвратить вчерашнего Дня, так нельзя ему уплатить «вчерашний» долг, грех прошлого.

Что это действительно так, доказывается словами той молитвы, которой Иисус научил учеников: «прости нам долги наши!» Он не говорит: научи нас доплатить долги наши, ибо знает, что люди не могут этого сделать. Он учит их просить о прощении. Но Иисус делает больше того: он уплачивает долги, уплачивает «не золотом и серебром», а драгоценною Кровью Своею, как непорочного и чистого Агнца. Кровь Иисуса — высшая ценность на земле. Она уплачивает с избытком долги всего человечества.

2. Иисус — Спаситель от суда.

Грех, делая человека неоплатным должником, влечет его к суду закона. Закон, как прокурор, обвиняет должника. Но здесь выступает Иисус, как защитник, как ходатай. Который взывает К Милосердию. Некогда иудеи и фарисеи привели ко Христу грешницу, взятую на месте преступления и говорят: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями».

— Вот голос закона. Но что говорит Иисус: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши!» (Иоан. S.11). — Закон требовал справедливого наказания, а Иисус защищает грешницу молчаливым обличением ее судей и избавляет ее от суда. Почему? Потому что Он видел ее сердце. Он видел ее глубокое раскаяние и решимость больше не грешить. Но Христос не только защищает грешника или ходатайствует за него: он делается заместителем грешника. Он говорит: да, грешник виноват, но Я становлюсь на его место, Я беру его вину на Себя и уже принял эту вину и понес за нее наказание на кресте на Голгофе и потому грех грешнику не вменяется и от суда он избавляется.

З. Иисус — Спаситель от цепей рабства и темницы.

Грех, приведя человека к суду, держит его до приговора, который гласит: цепи рабства и темница… И сколько таких душ! Вот они хотят избавиться от греха, дают себе зароки не делать того или другого, но вслед за тем делают еще худшее. Отчего? Оттого что они закованы в цепи. Всякий, делающий грех, есть раб греха. Человек попадает в это рабство незаметно. И ему никак не вырваться из этих цепей своими силами. Между тем «истина» может сделать человека свободным. А Сын Божий уже завоевал эту свободу и предлагает ее всем грешникам.

Правда, многие грешники не знают об этой свободе. В Америке после ожесточенной войны между северными и южными штатами была провозглашена свобода всем неграм-невольникам. Но уже после этого объявления во многих местах южных штатов негры еще жили невольниками, потому что власти, будучи в соглашении с рабовладельцами, не объявили им о свободе. И вот, в одно селение таких негров-невольников приехала одна дама с севера, которая сообщила им, что они свободны. Но они не хотели верить. Они говорили: «неужели это правда? Ведь, помещики обращаются с нами по-прежнему?»

Дорогие друзья, особенно те, которые стонут в узах рабства греха! Иисус приготовил полную свободу от греха. Он объявляет вам эту свободу — примите ее и вы будете избавлены от цепей рабства.

Вы же, которые познали по опыту свободу Христа, вспомните это великое освобождение и возвестите о нем другим.

Рассказывают об одном человеке, который, проходя мимо птичьей лавки, остановился, стал смотреть на клетку, в которой тщетно бились птички, желая вылететь на свободу. Слезы текли по щекам зрителя. Постояв, он спросил: «сколько стоят все птички?» Ему говорят: столько-то. Он, молча, уплачивает за них, берет клетку и выпускает одну птичку за другой. При этом лицо его сияло великою радостью. Люди думали, что это ненормальный человек и спросили его, что он делает. «Глядя на птиц — сказал он — я вспомнил, как и я был в клетке греха, но Иисус меня освободил и я захотел во имя Его освободить этих птичек!»

Вот истинный образец для нас.

Мы, освобожденные Христом, должны приводить к этой свободе другие души.

4. Иисус — Спаситель от смерти.

Возмездие за грех — смерть; грех приводит человека к смерти, т. е. к разрыву с Богом и полной неспособности служить Ему. Иисус оплакивает смерть грешника, подходит к его гробу и воскрешает его к новой жизни. С того момента, как Иисус воскрес. Он господствует над смертью. Под действием Его державной силы сухие кости сближаются одна с другой, облекаются плотью и человек духовно оживает.

5. Иисус — Спаситель от заблуждений.

Даже после того, как человека мертвого по преступлениям и грехам Иисус воскрешает к новой жизни, грех его не оставляет. Воскрешенный человек должен идти к вышнему граду Иерусалиму, к стране вечного блаженства, но грех старается отвлечь человека от его пути. Сколько раз грех увлекал Израильтян с того пути, на который их направлял Господь. Так и теперь, грех увлекает человека с его пути. Но в то время народ был вверен Иисусу Навину, который и довел его до обетованной земли, несмотря ни на какие препятствия со стороны греха.

Так и теперь. Господь вверил Свой народ Иисусу Христу и Он доведет нас до страны вечного блаженства.

Заключение проповеди

Итак, Иисус наш Спаситель, потому что спасает нас от греха и его последствий: 1) неоплатного долга, 2) суда, 3) цепей рабства, 4) смерти и 5) заблуждений.

И многие из нас знают этого дивного Спасителя по личному опыту. Каково должно быть наше отношение к Иисусу-Спасителю?

Рассказывают один случай из времен Наполеоновских войн. Известно, что солдаты очень любили своего императора. Один солдат был ранен в грудь. Доктора-хирурги при помощи своих ножей отыскивали пулю, застрявшую где-то близко к сердечной полости. «Еще немного — прошептал солдат — и вы найдете императора!» Этим он хотел сказать: я умираю за императора и мое сердце полно императором, которого я люблю.

О, если бы мы могли сказать: «загляните немного поглубже в мое сердце и вы найдете в нем Иисуса-Спасителя!» Солдат умирал за императора и так лелеял его образ. Наш же Спаситель умер за нас, тем паче Его образ должен жить в нашем сердце.

Что же мы можем сказать о тех, кто еще не принял Его спасения, кто не знает, что он спасен?

Примите Спасителя, вступите в ряды Его воинов и прославьте Его1

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею… слава и держава во веки веков. Аминь.

В этой проповеди изложение имеет пять подразделений.