9. Как получить исцеление?

Я рад приветствовать дорогих наших студентов слова Божьего на очередной нашей лекции, и если вы сейчас меня видите, то это значит, что это понедельник, 7 часов вечера по калифорнийскому времени, и это означает, что я сейчас нахожусь в самолёте, который направляется из Майами, и завтра я буду с вами. Так получилось, что мне пришлось срочно отбыть на одно очень важное совещание, но благодаря современной технике наша лекция может продолжаться, и я надеюсь, что мы вместе с вами изучим сегодня очень важные Божественные истины.

Сегодняшняя наша тема так и называется: «Как получить исцеление?» Сегодня это очень серьёзный вопрос. Люди обеспокоены состоянием своего здоровья и ищут любые способы, чтобы хоть как-то его поправить. Очень часто сегодня люди приходят в церковь только ради того, чтобы получить это исцеление. И зачастую оно получает какие-то странные и непонятные формы, в виде неких молитв, после которых человек падает на спину. И это называется «возложение рук». Действительно, рука Божия не сократилась, чтобы спасать, и Господь сегодня исцеляет. Однако здесь надо учитывать, как Господь исцеляет: не через одного человека. В Послании Иакова, в 5 главе апостол прямо говорит, что необходимо делать человеку, который болен. Написано:

· 14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Иак.5:14,15.

Важность этого текста заключается в том, что здесь Священное Писание регулирует то, как человек по христианским канонам должен просить исцеления у Господа. «Призовет пресвитеров Церкви» – во множественном числе. Это говорит нам о том, что не может один человек иметь дар исцеления. Бог мудро говорит на эту тему, зная, что в последнее время появятся целители и чудотворцы, которые будут зазывать. Мы знаем, что творит сейчас Кашпировский и другие ему подобные. Мы знаем, какие страшные последствия случаются у людей, которые идут к таким единоличным целителям. Вы знаете, что человек, приходя к целителю или целительнице, часто слышит вопрос: А вы крещёный? И ему ещё дадут иконку поцеловать. И мы неоднократно читали, и этот текст записан в Евангелии от Матфея, 7 глава, которою Иисус заканчивает Свою Нагорную проповедь:

· 21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Матф.7:21-23.

Как знать нам сегодня, где исцеление от Господа, а где не от Господа? Очень просто. Вот почему мы с вами провели три лекции подряд, говоря о принципах закона Божьего. Вчера мы говорили, что законом мы не спасаемся, но познаём, что правильно, что не правильно. Как человек может именем Бога исцелять? Значит, человек близок к Богу? И давать при этом целовать икону? Такие вещи делать, а не знать простейшей второй заповеди «Не сотвори себе кумира и никакого изображения и не поклоняйся им». Или как может исцелять человек именем Бога, не зная IV заповеди? Говорит, что пророчествует и исцеляет, а такую простейшую вещь ему Бог, что, не открыл? Давайте задумаемся. Дары исцеления могут быть только там, где люди служат Богу и соблюдают Его принципы и заповеди. И в такой церкви дары исцеления ни разу не проявляются через одного человека, потому что Бог знает: это очень сильный дар. Поэтому: «призови пресвитеров». И написано дальше. и это важно:

· 14 … и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Иак.5:14.

Кто исцеляет? Пресвитеры? Давайте посмотрим:

· 15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Иак.5:15.

Кто исцеляет? Господь исцеляет! Не церковь, не пресвитеры, а Господь! Он является нашим Целителем, Он является нашим Врачом. И написано: «Если он соделал грехи, простятся ему». Вы видите, физическое исцеление связано неразрывно в единую цепочку с исцелением духовным. Оно не может быть разделено. Потому что как мы можем просить исцеления у Господа, если мы нарушаем те принципы, которые Господь предписал. И, кстати говоря, Бог предусмотрел и знает, что мы – люди, которым свойственно быть больными. Но Бог показывает нам, как стать здоровыми. Часто мы, испытывая недуг, особенно какое-то хроническое заболевание, начинаем искать как раз такой шоковой терапии. Это американский подход. Философия американской медицины заключается в том, что если человек болен, его сразу нужно на хирургический стол. Спору нет, американская хирургия намного сильнее нашей бывшей советской. Тут и аппаратура, тут и лекарства, и всё остальное. Но, думаю, вы меня поймёте: далеко не всегда человеку полезно идти под нож или садиться на какие-то сильнодействующие средства. Советская медицина, как об этом говорят специалисты, была сильна тем, что в советских больницах людей выхаживали. Очень часто хорошие советские врачи вместо сильнодействующих препаратов и методик предписывали консервативное лечение.

То же самое даёт Господь. Консервативное лечение – это изменение стиля жизни. Зачем бежать и искать: Господи, исцели меня, когда прежде чем это делать, нужно посмотреть, что можно поменять в своей жизни. Библия уже даёт нам очень конкретные правила своей божественной медицины. Они простые, они не тяжёлые. Очень часто, к сожалению, с другой стороны мы, не понимая библейского языка и библейской культуры, начинаем над этими заповедями смеяться и говорить: О, это для евреев диких там в пустыне дано. Я помню, как известный проповедник, православный священник Андрей Кураев смеялся над одним пастором, который уважал библейский божественный закон, и говорил: Десять заповедей, конечно, хорошо, но раз ты говоришь, что вторая заповедь запрещает поклонение иконам, то тогда (и он ещё так демонстративно, – это было перед телекамерой, на ростовском телевидении, на ток-шоу лет 12 назад, – встаёт и подходит сзади за кресло этого пастора), дорогой брат, а где у тебя лопаточка? Дьякон Андрей Кураев ссылался здесь на текст из Втор.23:13, где написано, что кроме оружия твоего у тебя должна быть с собой лопатка.

· Кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое. Втор.23:13.

Мне понравился находчивый ответ этого пастора. Он сказал: «А ты, дьякон Кураев, у себя в квартире прямо на ковёр?»

Библейский язык, конечно, приспособлен к условиям той пустыни. Но Библия устанавливает нам правила элементарной гигиены и санитарии. Поэтому Господь говорит нам через Моисея:

· Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой. Исх.15:26.

Посмотрите, как здесь Господь мудро говорит о том, что значит, что Он – целитель. Он не говорит: Если ты прибежишь ко Мне, чтобы тебе на лоб возложили руки, то ты упадёшь на спину и получишь исцеление. Но Он говорит: Я – целитель твой, и если ты хочешь получить исцеление, то, как написано, слушайся гласа Господа, прежде всего. Только если болезнь тяжёлая и серьёзная, тогда обращайся за елеепомазанием. Но прежде подумай: если ты соделал грехи, то они простятся тебе (Иак.5:15).

В субботу вечером мы говорили, что грех есть беззаконие. Как мы можем просить Божьего исцеления, если мы нарушаем божественные законы здоровья? Очень часто Божьи законы воспринимаются как какие-то жуткие, неудобоваримые, глупые нормы, которые Бог дал для евреев. Что это за Бог? Зачем Он это делает? Чтобы потом отменить? Смотрите, что Господь говорит: Если вы будете слушаться гласа Моего, то тех болезней, которые были в Египте, у вас не будет.

Действительно, Египет славился своей медициной. Перед вами изображение египетского бога, он же появляется и в греческой мифологии, это бог Асклепий или Эскулап, один из главных египетских богов. Египетские жрецы обладали большими знаниями в медицине и анатомии и знали очень многие секреты. Но тем не менее, когда сегодня археологи вскрывают мумии, они находят, что фараоны умирали от страшных сердечных или лёгочных заболеваний. В сосудах, забальзамированных на 2,5-3 тысячи лет, до сих пор остались огромные холестериновые бляшки. Апостол Павел говорит нам те же самые слова, которые Господь сказал через Моисея в книге Исход. Он говорит нам:

· 19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. 1Кор.6:19,20.

Бог говорит: нанесение, а тем более, сознательное нанесение вреда нашему здоровью есть серьёзный грех. Это говорит нам апостол Павел. То же самое послание 1 Коринфянам, 3 глава:

· Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. 1Кор.3:17.

Мы все очень хорошо понимаем, здесь, в Калифорнии мы все имеем автомобиль, и все прекрасно знаем, что в этот автомобиль надо лить. Я однажды был свидетелем одной трагикомической сцены. Ещё на Украине, на трассе Харьков – Симферополь, в районе Запорожья, на автозаправке не было бензина. И бедняга старичок, водитель старенького «Запорожца» голосует, ему ехать надо. И он голосует, голосует. «КрАЗ» едет. Он его останавливает: Дай, пожалуйста, бензинчика! Рядом базарчик, мы там стоим, постное масло покупаем и наблюдаем. Умоляет водителя «КрАЗа»: Дай мне бензина! Водитель «КрАЗа» на него смотрит: Ты уверен, что тебе мой подойдёт? – Ну, слушай, говорит, мне ехать надо! – Ну, ладно… Заливает со своего бака солярку, такую конкретную, к нему в бак. А там немного было бензина. И вы, наверное, помните звук двигателя, который имеет воздушное охлаждение, у нашего «Запорожца». Как он завёлся на этой солярке! Солярка же от взрыва заводится, а не свечой. Это можно было подумать, что раздаётся артиллерийская канонада. Я не знаю, что от этого двигателя осталось, но бедный человек залил не то горючее и остался без автомобиля!

А что мы делаем со своим телом? Бог создал наш организм очень сопротивляемым, и мы льём туда всё, что можно туда лить. Но Библия говорит, что это проблема. Посмотрите, вот наша родная проблема – алкоголизм:

· Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. Пр.20:1.

Очень часто мы смотрим на эти слова, записанные в книге Притчей, и думаем: А мы не очень сильно увлекаемся, только по праздникам. Но Соломон продолжает:

· 31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное. Прит.23:31-33.

Вы видите: в последствии. Не только глаза твои будут смотреть на чужих жен, но впоследствии будут кумулятивные эффекты, т.е. накопительные эффекты употребления алкоголя. Апостол Павел говорит нам те же самые слова:

· 9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 1Кор.6:9,10.

Пьянство – это такой же серьёзный грех, как воровство. Вы знаете, в чём проблема? У нас в русском языке есть столько слов, говорящих о выпивке, что мы думаем: конечно, это нас не касается.Пьяницами в русской культуре считаются те, которые каждый день валяются под забором. Но давайте посмотрим. Скажите, пожалуйста, сколько раз ваш муж должен переспать с другой женщиной, чтобы он считался прелюбодеем? Или сколько раз нужно украсть, чтобы вас посчитали вором? Так сколько раз нужно оказаться в состоянии алкогольного опьянения, чтобы прослыть в глазах Божиих пьяницей?

У меня есть один интересный экземплярчик. Я приобрёл это в Москве. Российские водительские права на имя Владимира Ильича Ульянова. Конечно, это смешно. Но на обратной стороне есть такая памятка. По этой памятке (а правила во всех странах одинаковые) если вас обнаружат выпившим вот такое количество, вы будете считаться в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые люди считают, что каждый день для здоровья полезно 50 граммов водки. Но всего лишь 50 граммов водки, и на полтора часа человек считается пьяным. Не говоря уже о 100 граммах коньяка, где человек пьян в течение 4 часов. Что касается сухого вина, то каких-то 200 граммов портвейна, это 1 стакан, делают вас пьяными в течение 3,5 часов. Одна пол-литровая бутылка пива делает вас пьяными в течение 1,5 часов.

Конечно, кто-то сошлётся на слова апостола Павла к Тимофею, что ему для желудка нужно немного вина. Но сколько это «немного»? Когда в медицинских целях дают наркотик, по-медицински он называется анестетик, то стоит врач и отслеживает дозу, чтобы человек, не допусти Господь, не стал после операции наркоманом. Есть таблетки, в которых есть соответствующие вещества, есть лекарства, сделанные на алкоголе. Но это всё лекарства, посмотрите на эти дозы. Ни одно из лекарств по своей дозе не приближается даже к размеру рюмки.

Что же касается других аспектов, что мы помещаем в наше тело. С самого начала творения, ещё в Эдемском саду, Бог установил для человека вегетарианскую диету.

· И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу. Быт.1:29.

Скажите, как могло быть по-другому, если Бог, сотворив небо и землю, не планировал, чтобы в них была смерть? Поэтому человек ел «траву, сеющую семя», т.е. злаки, а также «плоды древесные». Всё это было. Но, естественно, Бог знал, что после Потопа климат изменится, и человеку придётся есть мясо, т.к. откуда-то белки нужно было брать. И поэтому Он даёт такое разрешение. Но с самого начала Он определил, белок какого типа будет усваиваться, а какой не будет. Часто ссылаются на текст, что Бог говорит, что после Потопа Ною разрешено есть всё, что движется. «Всё движущееся даю вам в пищу». Но здесь возникает некоторая проблема. Мы очень часто воспринимаем еврейское слово «всё», «весь», «всякий» в абсолютном значении. В еврейском языке любое выражение, в котором есть слова «всё», «весь», «всякий», нужно смотреть в его контексте. Абсолюта нет.

Приведу пример. Был такой фильм «Спортлото-82». И там есть эпизод. Они, бедные и голодные, бегут где-то в Крыму, видят – кусты, на них ягоды. «Как ты думаешь, можно их есть?» – «Есть можно…» Ну, этот взял, напихал себе ягоды в рот. «…Только отравишься». Так и здесь. Мы очень хорошо знаем, что не всякое мясо полезно для нашего тела. И Бог это знает. Поэтому ещё до того, как Бог даёт закон на Синае, Он уже Ною даёт разделение между скотом чистым и скотом нечистым.

· 2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского. Быт.7:2.

Если Ною можно было есть всё, то какие-то виды животных не выжили бы. Если бы Ною можно было есть собаку, а взяли только одну пару особей, то мы остались бы уже без домашних питомцев. Но по семь чистых было взято специально, потому что это Бог предполагал Ною в пищу, а нечистых не предполагал в пищу. Поэтому здесь говорится, что уже в самом начале Господь предусмотрел, какое мясо, какие белки нам полезны. Давайте рассмотрим этот принцип, он довольно подробно изложен в книге Левит, 11 глава.

· 2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: 3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте. Лев.11:2,3.

· 4 Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, 5 олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. 6 Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте. Втор.14:4-6.

Вполне достаточно, что кушать, Бог не обделил нас ничем. Но есть животные, которых нельзя кушать, их мясо неполезно. Вот какие это животные:

· 4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; 5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, 6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; 7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; 8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Лев.11:4-8.

Если вы хотите быть здоровыми и выполнять рекомендации Господа, то, пожалуйста, выбросьте из ваших холодильников всю верблюжатину. И тушканчиков заодно тоже . Правда, легко? А как насчёт вот этого? В 8 тексте Втор.14.

· И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь. Втор.14:8.

Это, к сожалению, нелегко. В каждой культуре есть своя пища, на которую мы смотрим, и нас тошнит. Я вот жил в Нью-Йорке, и там есть район Флашинг. Это как Пекин. И вот идёшь, и там китайский ресторан, и на витринах висят как бы разделанные туши… по-моему, котов. И вывески: Добро пожаловать на покушать! Но извините, пожалуйста, даже если я очень голодный, я не зайду в этот ресторан.

Нам легко говорить о других. Но у нас в культуре есть тоже то, что мы любим, а в глазах Божьих оно не чисто. Свинья по структуре белка, который не усваивается нашим организмом, ничем не отличается от собаки и от других животных, которые не употребляются в пищу. Не потому что Бог хочет нас как-то ограничить, но потому что Он хочет уберечь нас от беды с нашим здоровьем, чтобы мы потом, имея хроническое заболевание, не бегали и не искали чуда исцеления. Зачем это делать, когда Бог сначала прописал Своё лекарство. Бог уже нас убережёт, только стиль жизни надо поменять.

Сегодня врачи и исследователи подтверждают эти библейские факты. Посмотрите, что обнаруживают в крови свиней. Это разрез. Вы можете сделать такое интересное исследование: найти свинью, поднять ей заднее копыто и нажать на центральный палец. И вытечет некая жидкость.

Вот срез этой жидкости, показанный на микроскопе. Это такой отток из лимфы. Этим способом из организма свиньи удаляются токсины. Наши токсины все уходят через почки, а у свиньи есть ещё один способ отвода токсинов. В этих среза видны такие… я не большой специалист в микробиологии, но этот микроб называется trichina larva. Вот что мне удалось найти в Справочнике фельдшера московского издания.

«Трихинеллёз, вызываемый паразитированием в организме человека трихинеллы спиральной. В природных условиях заражение диких животных (кабаны, медведи, барсуки, волки, лисицы и др.) происходит при хищничестве или поедании трупов павших от трихинеллёза животных. Свиньи, кошки, собаки и другие животные инвазируются при поедании продуктов убоя, падали, содержащих личинки трихинелл. Около 95% случаев трихинеллёза людей связано с употреблением свинины» (Проф. А.А.Михайлов, Справочник фельдшера, т.1, Москва, 1990, с.238).

Ещё одно заболевание – туляремия.

«Туляремия – острое заболевание, характеризующееся интоксикацией, поражением лимфатических узлов, покровных тканей и лёгких. Возбудителем туляремии является мелкая бактерия, устойчивая к низким температурам. Источники инфекции – зайцы, кролики, водяные крысы, полёвки» (Проф. А.А.Михайлов, Справочник фельдшера, т.1, Москва, 1990, с.240).

Бог не желает нам зла. Он хочет оградить нас от болезней. Он даёт нам достаточный выбор продуктов, которые можно употреблять в пищу. Даже если мы хотим употреблять мясную пищу, то – пожалуйста:

· 9 Из всех [животных], которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; 10 а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас. Лев.11:9,10.

Перья – здесь, в Синодальном переводе, имеются в виду плавники. То есть рыбу с плавниками и чешуёй можно есть. Птицу, курицу можно есть, утку, гуся, всё это птицы, их можно есть. Достаточно мясных продуктов дал нам Господь. Зачем нам идти на ту территорию, о которой Господь говорит, что это есть неполезно, нечисто. Зачем нам разрушать свой храм Святого Духа.

Естественно возникает вопрос: А не отменяет ли Господь в книге Деяния апостолов эти законы словами «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»? Но вы знаете, как часто подобные слова используются вне контекста. Посмотрите, о чём говорит здесь этот текст. Этот отрывок повествует о римском сотнике Корнилии, который видел Ангела Божия, вошедшего к нему и повелевшего послать за апостолом Петром. Пётр же находится в городе Иоппия, или это сейчас Яффа. Он расположился на крыше и отдыхает. И здесь перед ним появляется некий сосуд, полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю. В нём находились всякие звери, пресмыкающиеся и птицы.

· 13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. 14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. 15 Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. 16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Деян.10:13-16.

И дальше написано, что Пётр заколол и стал есть нечистое? Ведь было сказано: Заколи и ешь. Нет, сосуд поднялся к небу. Именно поэтому Пётр недоумевал. Если бы у нас была ситуация, когда Пётр заколол-таки и ел, тогда было бы всё понятно. Но после того, как Бог подержал этот сосуд перед ним со словами три раза «Заколи и ешь, и всё, что Бог очистил, не почитай нечистым», но Пётр это так и не попробовал, то он, естественно, как написано, «недоумевал в себе, что бы значило видение» (Деян.10:17). Что Петру было недоумевать, если бы он наелся-таки этих животных и утолил свой голод? Всё было бы понятно. Но тут Пётр недоумевал. И когда он недоумевал, пришли мужи от Корнилия.

Что означают эти слова? Здесь, как и во многих других местах, нам нужно понимать иудейские порядки и культуру. В иудаизме категорическим образом запрещалось всякое общение с язычником и проповедь ему всякого вероучения. Язычник должен был сам придти. И то, мы уже говорили, что прежде чем язычник мог придти и обратиться, он должен был посидеть у входа в синагогу, и потом постепенно, постепенно идти по этой лестнице. А здесь Петру говорят: Иди и проповедуй. Вот что означает «что Бог очистил».

Согласно раввинским постановлениям в фарисейском иудаизме пребывать в доме язычника категорически запрещалось. Это было не кошерно. Почему? Дело в том, что на Востоке ты не можешь, как у нас в Америке, придти и … Тебе что-нибудь подать? – О нет, нет, спасибо, я не голодный. Здесь совершенно другое. Если кто-нибудь из вас жил на Востоке, тот знает: если вы не сядете и не покушаете с хозяином или чай хотя бы не попьёте, то это будет оскорблением. Разумеется, для евреев была проблема. Дело в том, что даже если язычник подавал еврею абсолютно чистую пищу, то по раввинским установлениям еврей не знал происхождение этой пищи и посуды, на которой пища подана. Согласно раввинским установлениям, категорически запрещается, и на сегодняшний день запрещается, использовать одну и ту же посуду для мясных и молочных продуктов. Потому, если сегодня к вам домой придёт ортодоксальный еврей, даже по какому-то бизнесу, и вы ему что-то подадите, он вообще есть ничего не будет. Есть даже такие, которые у вас воду в стакане не возьмут. Вот это была проблема. И поэтому Бог сказал: Пётр, иди к Корнилию, сядь в его доме, ешь в его доме. Что Бог очистил, то не почитай нечистым.

Естественно возникнет вопрос: О, тогда, конечно, Корнилий ему сразу отрезал кусочек сала. Уверяю вас, всё это происходило на территории города Кесарии. Где им на территории Иудеи было взять кусочек сала? Ну, разве что за Иордан сбегать, в землю Гадаринскую, где некоторые евреи свиней выращивали. Но контекст-то здесь очень понятный. Это не происходило в городе Киев. Это происходило там, где не было продуктов свиноводства на этой земле.

Что же тогда говорится в тексте 1 Послания к Коринфянам, 10 глава, где сказано:

· Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. 1Кор.10:25.

Опять же, нам надо видеть, какие слова употребляет Библия. Как вы думаете, хозяева, нужно ли много исследовать, если вы видите в магазине мясо? Вы сможете различить, это свинина или говядина? Или вам нужно особое исследование? Слово «исследование» здесь переводится с оригинала как «исследование происхождения». Прежде чем еврей сядет за еду, он должен, во-первых, исследовать происхождение посуды. Поэтому у язычников кушать нельзя. Во-вторых, он должен исследовать, как это животное было проверено. Мы в субботу с вами говорили, что, конечно, нельзя, и даже в Новом завете нельзя есть с кровью. Но кроме этого, система иудейской шхиты (шхита – это порядок забивания животного) включала многие дополнительные процедуры, которые производил раввин. И сегодня на кошерных мясобойнях раввин тщательным образом проверяет состояние внутренних органов и другие вопросы, делая исследование туши животного, и только потом ставит печать «Кошерно». И поэтому ни один еврей сегодня не придёт в супермаркет и не возьмёт никакой продукт, даже вегетарианский продукт, если на нём в кружочке не будет стоять буква «U». Буква «U» означает «проверено раввином, исследовано». Но извините, есть продукты, которые итак понятно, что там яблоки исследовать? И другие продукты. То, что в контексте Послания к Коринфянам имеется в виду, очень чётко.

· Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. 1Кор.10:28.

Вот тогда не ешьте. В чём здесь проблема? Проблема в том, что по языческим ритуалам большой честью для мяса будет, если сначала им в храме покормят какого-нибудь божка. Знаете, как детки в куколки играются: «Дай куколке покушать!» Вот так же и с божеством. Это мясо выставлялось перед статуями идолов, потом забиралось. Естественно, на рынке, если не знаешь, то что делать? Потому что, посмотрите, в Деян.15 предписывается «воздерживаться от осквернённого идолами».

· 19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами. Деян.15:19,20.

И поэтому Павел здесь говорит, если вы не знаете, но вы видите, что это мясо чистое, тогда берите. Конечно же, кровь надо слить или высолить, об этом мы уже говорили. И поэтому эти законы Господь очень конкретно говорит нам, чтобы уберечь нас. Посмотрите, как пророк Исаия говорит о том, что будет в конце этого мира. 66 глава:

· 16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. 17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь. Ис.66:16,17.

Это будет при втором пришествии Господа. Мне часто задают вопрос: «Ну и что, если я люблю свинину и употребляю её, неужели я, спасённый по благодати Божьей, не спасусь?» Не ко мне вопросы, к Исайе претензии, он написал. Я уверен, что это Дух Божий ему сказал.

И поэтому апостол Павел, говоря Тимофею в 4 главе о том, что всякое творение Божие хорошо, имеет в виду не библейские законы, а эти раввинские установления. Да, действительно, вы видите, какой тут текст:

· 1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, 3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. 4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, 5 потому что освящается словом Божиим и молитвою. 1Тим.4:1-5.

Здесь Павел рисует две крайности того времени. Запрет на вступление в брак – это было учение греческих философов-стоиков. Павел говорит, что это бесовское учение. А запреты на определённую пищу – это были ортодоксальные фарисейские взгляды, которые требовали от человека кушать только то, что раввины считали чистым. О чём мы и говорили, и сегодня это действует. Абсолютно чисто приготовленную курятину у вас из рук ортодокс не возьмёт. Дескать, я не знаю, в какой это тарелке приготовлено, т.к. ваша кухня не кошерная, потому что у вас на кухне (вы знаете, сегодня у ортодоксов-иудеев на кухне два холодильника, две посудомойки и два посудных шкафа – для молочных и мясных продуктов).

Павел говорит: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою». Освящается ли словом Божьим заповедь не есть чизбургер? Нет, не освящается. А освящается ли словом Божьим кушать свинину? – Конечно же, это не по слову Божьему. Видите, есть разница между традицией Кашрута, которая существует в фарисейском иудаизме и до сего дня, и библейскими законами о чистой и нечистой пище. Господь дал нам эти законы для того, чтобы мы были здоровы. Кашрут был создан фарисеями для того, чтобы делать определённый нечестный бизнес. В те времена очень многие вещи объявлялись нечистыми, исходя из определённой экономической конъюнктуры.

Но, конечно же, самым серьёзным возражением являются слова, которые часто цитируют, в Евангелии от Марка. Зачем все эти разговоры, если сам Иисус сказал:

· Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Марк.7:15.

Это очень серьёзный вопрос. Но опять же, данный текст вырван из контекста истории. Посмотрите, о чём идёт здесь речь. К Иисусу подошли фарисеи и книжники и начали укорять Его учеников, евших «неумытыми руками».

· 1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, 2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. 3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; 4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Марк.7:1-4.

Иисус их обличает за это замечание. Так что получается, нам наших детей не надо учить мыть руки перед едой? Что-то здесь явно не то. «Не то» заключается в том, что здесь есть слово «нечистыми», а также слово «оскверниться». Это важный термин. Проблема в том, что есть два слова в иврите, которые переводятся на русский язык как «омовение рук». Посмотрите, какое здесь употребляется слово и что здесь за контекст.

Ключ к пониманию этого текста заключается в словах «держась предания старцев». Евангелие от Матфея, 15 глава, повторяет эту историю, и там прямо написано: «Почему Твои ученики не соблюдают предания старцев?» Что это за «предания старцев»? Речь здесь не идёт о санитарии и мытье рук перед едой. Речь здесь идёт о так называемом обряде «нетилатядаим». Это касается ритуального омовения рук. Посмотрите на эту чашечку. Очень многие наши соотечественники в Нью-Йорке подходили и спрашивали меня о том, что это за чашечка. Они работали на уборках у ортодоксальных евреев в их домах и спрашивали: Почему я должна эту чашечку наполнять до краёв водой и ставить на тумбочку у кровати?

А дело здесь вот в чём. Всякий ортодоксальный иудей, проснувшись, должен совершить ритуальное омовение вот таким образом: полить на кончики пальцев воду. Здесь недаром говорится, что это предание старцев. «Предание старцев», у нас есть этот документ, он называется Мишна, – это кодекс фарисейских законов, который был окончательно отредактирован во 2 веке н.э., через 100 лет после смерти Христа. В этом кодексе есть разные разделы и трактаты. И есть такой специальный раздел, называется «Ядаим» (руки). И там перечисляется, – я несколько примеров здесь привёл, – что может осквернять руки.

МИШНА ЯДАИМ 3

«Пробел на свитке Священного Писания оскверняет руки… Свиток, который был вытерт и в котором осталось 85 букв, оскверняет руки… Всякое Священное Писание оскверняет руки…»

Бред какой-то! А бред этот, к большому сожалению, пришёл в иудаизм из персидской языческой религии зороастризм. В Кодексе средневековых иудейских законов под названием «Шульхан арух» так и написано: «Попробуждении своём необходимо сразу же окунуть кончики пальцев в натилу (в эту чашечку), ибо злые силы скапливаются ночью в кончиках пальцев, и их надо стрясти». Иисус, конечно же, не поддерживал такого «предания старцев». К сожалению, таких суеверий накопилось и в иудаизме, и в православном христианстве сколько угодно.

В чём же проблема? Очень часто для нас непонятно, как же тогда быть со всеми этими ветхозаветными законами. Какие выполнять, а какие не выполнять? Здесь всё просто. Посмотрите, как в следующей главе книги Левит рассказывается о другой нечистоте. Вы увидите разницу.

· 1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста. Лев.12:1,2.

Меня что поражает вообще в православии. Когда мы говорим, что Бог до этого, в 11 главе, даёт определённые указания, какая пища чиста и нечиста, дьякон Кураев начинает смеяться и говорить: «Лопаточку возьми». Но когда женщина имеет определённые периоды или когда речь идёт о болезненных явлениях, связанных с кровотечением, она, оказывается, по православным канонам, не может зайти в церковь! Где здесь логика, объясните мне, пожалуйста. Когда эти законы, – и здесь очень конкретно объясняется, почему они даны. Человек в состоянии нечистоты не может войти в храм. Ритуальная нечистота была символом греха, который пришёл в мир, принеся смерть и болезнь. Поэтому в книге Левит с 12 по 15 тексты даются постановления о ритуальной нечистоте, когда человек не может войти в храм.

Тип нечистоты

Срок нечистоты

Ритуал очищения

Проказа

До исцеления

+ 7 дней

Жертва всесожжения + жертва повинности + ритуал с птицами

Роды

33 дня или 66 дней

Жертва всесожжения + жертва за грех

Кровотечение, истечение из тела и т.д.

До исцеления

+ 7 дней

Жертва всесожжения + жертва за грех

Прикосновение к мёртвому телу

7 дней

Пепел рыжей телицы

Прикосновение к нечистому

До вечера

Омыться в воде и омыть одежду

В этой таблице вы видите определённые характеристики. Во-первых, каждый тип имеет определённый срок, в который человек является нечистым. И после этого есть определённый ритуал, который нужно исполнить не в церкви, а в храме. Сегодняшние молитвенные дома – это не храм. Поэтому я столько вопросов получаю от бедных женщин, которые спрашивают: «Могу ли я придти на богослужение в определённый период?»

Извините, это почему-то не считается Ветхим заветом. Когда конкретно у апостола Павла мы читали, что Ветхий завет – это святилище, вы видите, что эти законы не могут существовать вне святилища. Но почему-то в православии Ветхим заветом это не считается. А запрет вкушать нечистую пищу, чтобы нам сохранить своё здоровье, это «ветхий завет». Действительно, все эти символы указывают на то состояние, в которое человек попал в результате того, когда грех вошёл в этот мир.

· Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Быт.3:16.

Поэтому все болезни связаны с появлением греха, и Бог показывает эти последствия греха. В результате грехопадения роды стали болезненными и опасными для жизни. Мужчина болеет. Поэтому все эти ритуалы… Кстати говоря, эта нечистота касается и мужчин тоже. Поэтому апостол Павел, комментируя эти тексты, говорит, что все эти законы указывают на то, что …

· … одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили. Рим.5:12.

Но всякий раз, и это очень важно, когда человек в те времена очищался от своей нечистоты, он должен был принести жертву. Жертва указывала на Иисуса, который является нашим Избавителем и Исцелителем, и который даст нам новое тело при Своём славном пришествии. Но что касается вопроса осквернения и вопроса чистой и нечистой пищи, в книге Левит 11 глава не указывает никакого ритуала очищения, если мы нарушаем Божью заповедь. Естественно, если нарушаем Божью заповедь, то нужно каяться, а не идти и совершать какой-то очистительный ритуал. Если мы съедаем свинину, то не написано: будешь нечист до вечера или три месяца. Съедая этот продукт, мы нарушаем и пренебрегаем Божьей рекомендацией. Поэтому Иисус, отвечая фарисеям на их вопрос о немытых руках, говорит:

· 6 … люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, 7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. 8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Марк.7:6-9.

Вот в чём корень проблемы. Мы привыкли идти так, как нас учат в синагогах, церковь, священник, раввин или пастор, и не задумываемся, насколько слова того или иного проповедника соответствует слову Божьему. Вот о чём сегодня я желаю, чтобы мы молились. Ибо Господь не будет спрашивать нас: А кого вы слушали? И кто вас научил? Вот почему сегодня я постоянно обращаюсь и говорю: Приносите ваши Библии, смотрите на текст! Чтобы вы не ушли и не сказали: Болотников нас научил. Но чтобы вы увидели это в Библии и жили по принципам Божиим. Потому что Господь говорит:

· Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Откр.22:14.

Если мы хотим войти в город воротами, Бог рекомендует нам поверить Ему. Он говорит, что соблюдение Его заповедей это не акт зарабатывания спасения, это акт веры. Потому что если мы это делаем из страха или из каких-то других побуждений, Бог этого не желает. Бог желает, чтобы мы понимали, что всё, что Он нам даёт, Он даёт в наше же благо. Только Он знает, что для нас является самым лучшим. Поэтому, если мы хотим войти в город воротами, если мы хотим пребывать в небесном Иерусалиме, Бог желает, чтобы мы поверили, что Его уставы являются тем самым лучшим, что Он желает для нас. Те из вас, кто желает поверить Господу и проверить на себе, — это проверяется! – написано: «вкусите и познаете, как благ Господь». Не трудно попробовать жить по Его закону. Вы увидите, как измениться качество вашей жизни. Если вы больны, может быть, не надо будет искать этого, так сказать, экстаза, чтобы получить исцеление. Попробуйте пожить по рекомендациям Божьим. Вы увидите, как много ваших хронических заболеваний будут исцелены только через изменение вашего стиля жизни. Ибо Господь Бог наш есть любящий Господь, и Он не желает нам зла, но только лишь добра.

· Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Откр.22:14.