13. Дорога к истинному храму

Я очень рад, что мы имели такую возможность в течение двух недель провести вместе за изучением серьёзных тем из Священного Писания. Когда мы рассуждали о серьёзных вопросах, которые в христианстве постоянно поднимаются, вопросах, о которых многие христиане думают, таких как: «Кто такой антихрист?», «Будет ли отстроен храм в Иерусалиме?» и другие, мне приходилось отвечать на вопросы людей, из которых я понял, что, к большому сожалению, многие знания о смысле истинного храма отсутствуют у многих людей. Когда мне звонили на телевидение и говорили: «Что же означают всё-таки эти слова? Это самый распространённый вопрос, который я получил от наших слушателей, зрителей, посетителей, потому что тема храма освещалась и на лекциях, и по телевидению, – тема восстановления храма. И всех интересовал один и тот же вопрос: Что всё-таки означает, что человек греха, сын погибели, воссядет в храме Божьем? Ведь мы говорили о том, что антихрист – это не человек, а система. И тогда сразу же вопрос: А как же он воссядет в храме Божьем? И тогда я начал понимать, что все эти вопросы исходят, к сожалению, от того, что христиане, так жаждущие, чтобы евреи поскорее отстроили храм, понятия не имеют, что же этот храм означал и самое главное, что этот храм означает для нас.

Огромная часть Ветхого завета посвящена теме храма. Многие послания Павла, такие, как Послание к Евреям, просто невозможно правильно понять, если не знаешь, что происходило в храме Божьем. Поэтому мы посвятили эту лекцию, последнюю лекцию, теме храма и назвали её «Дорога к истинному храму». Конечно, тема эта очень обширная. Точно так же, как и тема Израиля, она весьма обширна. И очень трудно было изложить все её вопросы даже в течение двух недель. Но не переживайте, эти аудио-лекции записаны ещё в формате МР3. Я знаю, что некоторые из вас покупали их и пробовали просматривать на DVD. Но это аудио-формат МР3. Большинство плееров проигрывают этот формат, и вы можете прослушивать их, например, в машине.

Эти две темы. Первый диск называется «Евангелие в ветхозаветное время». Вначале это была печатная книга, но сейчас её нет в продаже. И поэтому Радио-телецентр «Голос надежды» выпустил аудио-версию этой книги, и сейчас она есть в виде компакт-диска. Также эти вопросы освещает серия лекций, которые когда-то были прочитаны мной в Нью-Йорке под названием «Израиль вчера, сегодня, завтра».

И, тем не менее, что мы думаем, когда произносим слово «храм»? Мне приходится очень часто сталкиваться с употреблением слова «храм» в значении «молитвенный дом», и даже адвентистами седьмого дня. И это – проблема, потом что основная ошибка христианства, и мы говорили об этом на прошлой лекции, заключалась в том, что католическое христианство восприняло себя полным правопреемником ветхозаветной левитской системы. Причём оно (и православие тоже) взяло эту систему с точностью до «наоборот». Когда мы говорим о вечных принципах Божьего морального закона, о 10 заповедях, – христианство отвергло этот закон. Но когда речь идёт о ритуалах, то посмотрите, как христианство, особенно в православии и католицизме, приняло эти ритуалы, зачастую исказив их до неузнаваемости. В католическом катехизисе отсутствует вторая заповедь, запрещающая поклонение изображениям, зато в практике средневекового католицизма присутствовала смертная казнь по полной программе. Православное богословие отвергает четвёртую заповедь, заявляя, что эта заповедь исключительно еврейская, однако что касается закона ритуальной нечистоты, особенно по отношению к женщинам, находящимся в определённый период, то им запрещается в эти дни заходить на территорию «храма».

Что-то здесь явно не так. Что-то мы явно не понимаем. Где-то дьявол над нами явно издевается. И поэтому сегодня мы поговорим о том, как выглядел Божий храм. Не в том виде, каким его построил Ирод, или даже Соломон, а в том виде, в котором Бог открыл его Моисею, сказав: «Сделай всё по образцу, который был показан тебе на горе». «И устроят Мне святилище», говорит Господь, «и Я буду обитать там».

Вот эта палатка была обителью Божьей среди Его народа. Слово «обитать» на древнееврейском языке «шакан». Это буквально означает «быть соседом». Бог пожелал быть соседом Своему народу. Однако же только ли для этого строилась вся эта довольно сложная конструкция, за которую несло ответственность целое колено, т.е. двенадцатая часть населения Израиля, день за днём? Которую необходимо было каждый раз собирать, разбирать, переносить… Зачем это было нужно? Что хотел показать Господь Своему народу, повелевая им построить такую сложную структуру, в отличие, например, от того, что было во времена Авраама или во времена Ноя, когда патриархи просто-напросто строили жертвенник, где хотели, и приносили там жертвы? Давайте посмотрим.

Святилище, или копия Небесного храма, состоит из двух основных, важных компонентов. Внешняя сторона, или внешний двор, и внутренний двор. Вот это умывальница, она разделяет внутреннюю и внешнюю части. Вот сюда могли зайти только священники. Эта часть, вот эта половина, называлась святым местом. В центре святого места находилась скиния. Греческое слово «скиния» тоже имеет корень от слова «шакан». Я уже говорил неоднократно, что в греческом языке нет звука ш. Буквально это слово означает «обитель». Здесь находился Господь, обитая вместе со Своим народом. Находясь в тех же условиях пустыни, Господь обитал в шатре. Уже позже, когда Давид установил своё царство в Иерусалиме, он говорит: «Я построил себе дворец каменный, а мой Господь продолжает обитать в шатре! Пора и Господу построить другой дом». Почему? Потому что Господь хочет быть соседом. Вы знаете, что в одной нейборхуд* дома примерно одинаковы.

* англ. neighbourhood,амер. англ.neighborhood, (досл. соседство) — географически локализованное сообщество внутри города.

Посмотрим более детально на компоненты святилища. Это принципиальная схема, я употребляю инженерный термин, когда рисуется что-то, что показывает принцип работы. Для нас важен принцип работы святилища. Это – жертвенник. Дальше располагается умывальница, дальше идёт Святое, и последнее отделение – это Святое святых. Здесь мы видим разные важные зоны. Сейчас вы увидите, насколько абсолютно бестолково представлять себе, что в таком храме может поселиться какой-то человек. Каким бы ни был материал святилища, эта принципиальная схема работает. Если вы придёте в Институт храма, что в Иерусалиме, то вам покажут ту же самую принципиальную схему, только в другом исполнении: стены сделаны из другого материала.

Посмотрим, докуда мог доходить простой человек. Только до жертвенника! Это предел. Простой человек не мог зайти дальше, чем жертвенник. Если вы помните, святилище было украшено разными декорациями. На стенах святилища находились пальмы, гранатовые яблоки, различные деревья. Это были элементы сада, это была модель Эдемского сада. Из чего были сделаны стены? Стены были обложены золотом. В Эдемском саду было много золота. На завесах находились драгоценные камни. Господь повелел, чтобы принесли много золота и камня оникса. Если вы откроете Быт.2, то увидите описание, что в Эдемском саду было золото и камень оникс. Всё это напоминало человеку об одной очень неприятной истории, которая произошла много лет назад, когда Бог был вынужден вывести молодую чету из Эдемского сада и поставить возле сада ангела, чтобы он не пускал человека. Поэтому простой человек не мог пройти дальше жертвенника. И то он приходил в храм только с жертвой. Понимаете, какой в этом был глубокий символизм! На протяжении 1,5 тысяч лет человечеству было напоминание, что зайти и подойти к модели Эдемского сада можно было только, принеся с собой жертвенное животное, указывающее на истинную жертву Агнца Божьего Иисуса на Голгофе.

Хорошо, а что насчёт этого отделения скинии? Что в ней находилось? Давайте посмотрим. Вот у нас три компонента: менора, золотой жертвенник, стол с хлебами. Кто здесь восседать мог, как вы думаете? Они, что, на стульях рядами сидели? Вы понимаете, в чём проблема? наше представление о храме идёт исключительно из язычества и из католицизма. Языческие храмы имели внутреннее отделение, в которое могли заходить священники, когда им вздумается. И если вы посмотрите на большой католический собор, то там тоже есть… Я вот недавно был в Вормсе, и что вы думаете? Там открытое такое помещение… В православии есть так называемая завеса, сделанная в виде иконостаса. А в католичестве здесь открыто. И здесь по бокам находятся стулья. Здесь стулья, где сидят прелаты. Кстати, в центре здесь находится стол, на котором совершается причастие. В православии это закрыто, и здесь находится кусок чьего-то трупа под названием «мощи». Видите, какие происходят искажения. Поэтому мы думаем, что в храме может кто-то сидеть. Но скажите, пожалуйста, кто мог сидеть здесь? Где в Библии написано, что здесь когда-то кто-то сидел? Что же здесь происходило?

Каждый день сюда заходил священник для того, чтобы зажечь менору и воскурить фимиам. А что происходило за этими столами? Один раз в неделю, в субботний день, здесь менялись 12 хлебов. Это были хлебы, которые лежали «пред лицом» буквально, и их могли есть священники. Очень важный символ. В Пс.49 написано:

· 12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. 13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Пс.49:12,13.

– с иронией и сарказмом спрашивает Бог. Но снимаемый каждую субботу хлеб напоминает о Боге-Творце и Боге-Кормильце. Именно поэтому всякий иудей не молится словами: «Господи, благослови эту пищу». Эта молитва произошла от Константина, который, как и все императоры, боялся, что его пища будет отравлена. Молитва «Господи, благослови эту пищу» – это молитва царей, боящихся, что их убьют. А помните ли, как молился Иисус? Раздавая хлеб, Он сказал: «Благословен Ты, Господь наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли». Иисус учил благословлять Бога, Который творит и даёт нам нашу пищу, а не пищу. Бога, Который кормит и насыщает нас.

Может быть, кто-то мог сидеть во Святом святых? А что находилось во Святом святых? Ковчег завета, внутри ковчега – скрижали с Десятью заповедями. На ковчеге – два херувима, на них восседала слава Божия в виде облака. Есть ли здесь место для человека? Надав и Авиуд попробовали ворваться туда… В этом важное отличие храма Божьего от многочисленных храмов, которые воздвигал человек своими руками.

Эти предметы представляли собой важные символы плана спасения Божьего. Но этот храм был большую часть времени, большую часть дня пуст, потому что предназначался он прежде всего не для чьего-то пребывания и не для архитектуры, а для ритуалов и жертвоприношений, которые там совершались. Было пять жертвоприношений, которые приносились в храме. Посмотрите, как они разделены. Три первые жертвоприношения – это добровольные жертвоприношения. Они всегда предварялись словами: «Если кто хочет принести жертву Господу». Это – всесожжение,хлебная жертва, которая сожигалась полностью Господу, или мирная жертва, которая приносилась с благодарением, а потом мясо её съедалось вместе с гостями, совершалось такое радостное пиршество в прославлении Господа. В чём смысл этих жертвоприношений?

Вторая группа жертвоприношений – это группа жертвоприношений, которые человек должен был принести, если хотел иметь мир и взаимоотношения с Господом. Это жертва за грех, если человек совершал что-то неверное, по ошибке, по незнанию, и жертва повинности, если человек совершал какой-то проступок против посвящённого Господу или совершал обман, в котором после раскаивался.

Давайте более подробно изучим эти важные ритуалы, потому что они имеют огромнейшее символическое значение. Посмотрите, что происходит при жертве за грех. Это книга Левит, 4 глава. Если кто-то из народа земли совершает грех по ошибке, то должен принести в жертву козу без порока или же, в других текстах есть возможность принести овцу без порока. Здесь интересно с жертвенными животными, очень важный момент. Жертвоприношения были доступны всем, но зависели от достатка. Если человек был богатый или первосвященник или царь… Ну, сравнить здесь легко. Если кто-нибудь ездит на «Мерседесе» С-класса, от него требовалось принести тельца. Если кто-то ездит на какой-нибудь новой японской машине, тогда пусть приносит овна или козла мужеского пола, он дороже. Но если у кого-то старая поношенная машина, он уже на пенсии, на CCI, ну тогда принеси козу или овцу. Если уже совсем денег нет, принеси голубя или горлицу. Но если ты вообще на иждивении кого-то, ну хотя бы принеси хлебную жертву. Бог не ставил такой цели, чтобы Ему за грехи платили, это очень важно. Но что необходимо было сделать? Посмотрите.

· И возложит руку свою на голову жертвы за грех… Лев.4:29.

Ритуал возложения руки очень важный. Он символизировал перенос греха. Эти жертвы не ставили целью как-то оплатить проступок. Интересно, что именно эти тексты позже католицизм использовал для того, чтобы ввести индульгенцию и плату за грех. Проблема также была и во времена Иисуса, когда за жертвенное животное необходимо было платить втридорога в храме того времени. Это было большое преступление. Что они делали? Фактически было невозможно принести своё животное. Вопрос ставился так: животное должно быть без порока, и были специальные служители, которые исследовали каждое животное, и они всегда находили какой-то порок и не пропускали. Это делалось для того, чтобы подкармливать рынок, находящийся в храме, который Иисус разогнал. На этом рынке продавались те животные, которые допускались в храме и стоили они там втридорога. Кроме того, их невозможно было покупать за свои деньги, свои деньги нужно было менять по спекулятивному курсу на храмовую валюту. Вот почему Иисус разогнал этих торговцев, сказав: «Дом Бога Моего назовётся домом молитвы для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников». Ибо там происходил самый настоящий финансовый рэкет.

Бог ставил совершенно другую цель. Бог хотел, чтобы в зависимости от достатка каждый принёс от того, что имеет. А в то время все люди имели скот. Не каждый имел волов. Но если у тебя стадо волов, ты должен принести вола. Всё богатство тогда мерилось количеством скота.

Но далее человек должен был возложить свою руку на голову животного, перенеся на него ответственность за свой грех, после чего животное умирало, и ритуал жертвы за грех заканчивался тем, что человека очищал священник. После этого человек считался прощённым. Опять вы видите эти аналогии. Что делает церковь? Церковь заявляет, что её служители – во дни средневековья, то, о чём мы говорили, что они иудеи, но не таковы, но сборище сатанинское. Что произошло? Как раз в церковь начал входить институт священства. Вместо того, чтобы признать право Иисуса. Здесь у нас есть два очень важных символа, указывающих на одну и ту же личность, показывающих две стороны служения Иисуса. Символ жертвы – это Его голгофский подвиг, символ священника – это Его ходатайственная работа во святилище. Что делает церковь? Опять же мы говорим, насколько всё перевёрнуто. Церковь отвергает моральный закон Божий, но очень хорошо приспосабливает под себя ритуальный закон.

Церковь берёт обряд Вечери Господней, хлебопреломления, и превращает его в евхаристию. Что означает это слово? Жертвоприношение. Беря хлеб и вино, они фактически пытаются моделировать храмовое жертвоприношение. Это не было намерением Иисуса. Намерением Иисуса было то, что преломляя хлеб, символизирующий Его тело, все люди вспоминали страдание и смерть Иисуса. Но церковь берёт это дело под свой контроль и говорит: «Только священник имеет право это делать, потому что евхаристия – это не просто вечеря, это священнодействие, представляющее собой жертвоприношение». Это таинство, и простой человек не может это делать, а может только тот, кто имеет апостольское рукоположение.

Что церковь делает дальше? А дальше этот же священник, который теперь совершает таинство евхаристии, может очищать (!) от греха приходящих к нему!!! То есть произошла узурпация. И опять же мы видим, отвергнув принципы Божьего морального закона, церковь фактически взяла то, что апостол Павел уже называет «ветхим заветом», ритуальный закон, храмовый закон, и приспособила его к своим политическим нуждам. Потому что через это осуществлялся тотальный контроль над совестью людей.

Интересно, что есть различие в храмовом служении. Жертва за грех – это жертва не добровольная. Жертвоприношение всесожжения есть добровольная жертва. Посмотрите, книга Левит, 1 глава.

· 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. 3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; 4 и возложит руку свою на голову [жертвы] всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его. Лев.1:2-4.

Мы видим здесь два очень важных отличия. Когда здесь происходит очищение человека? – Сразу при возложении рук. Давайте посмотрим и сравним. Жертва всесожжения ещё раз. Мы видим этот момент добровольного всесожжения. Очищение происходит вначале. «И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его» (Лев.1:4).

А как происходит очищение при жертве за грех? Очищает священник. Почему такая разница? Что за этим в реальности стоит? Если вы посмотрите в Библии, когда приносится жертва всесожжения, вы обнаружите, что жертва всесожжения лично человеком приносится тогда, когда он желает либо установить свои взаимоотношения с Богом, либо восстановить их. Жертва же за грех приносится всякий раз, когда человек, будучи в завете с Господом, совершает какую-то ошибку.

На что это похоже сегодня? Давайте посмотрим на нашу христианскую жизнь сегодня. Верите ли вы, что когда вы приходите заключать завет с Господом, все ваши грехи прощены? Ради этого сегодня был совершён обряд крещения. Бог желает все наши прегрешения унести в глубину морскую. Однако, заключив завет с Господом, становимся ли мы безгрешными? Я уже задавал этот вопрос неоднократно. Я надеюсь, что вы знаете ответ. Я хочу, чтобы подняли руки все те, кто считает себя святым. А поднимите руки все те, кто считает себя безгрешным. Вы понимаете разницу. Какое слово, мы говорили, противоположно слову «святой»? – «Несвятой» или «прелюбодей». Человек, находящийся в завете с Господом, если он уходит от Господа, он прелюбодействует. Подобно брачным взаимоотношениям. Есть ли хотя бы одна семья, которая может сказать, что за 60 лет совместной жизни мы ни разу ни в чём не имели размолвки? Есть такие? Наверное, если такие есть, то они, скорее всего, глухонемые и парализованные. Вы понимаете разницу между размолвкой и разводом. Размолвки бывают, конфликты бывают. Но может всё кончится хорошо, если мы не хлопнем дверью и не разведёмся.

В этом разница между тем, что человек пребывает в завете с Господом и ушёл от Господа. В этом разница, что когда нужно было принести жертву всесожжения, полностью восстановив отношения. Бывает ситуация, когда супруги так и развелись. Но какая радость, когда после какого-то времени нахождения в разводе, они всё-таки решают воссоединиться. Слава Богу! Такое бывает и во взаимоотношениях с Богом. Но более часто бывают ситуации, когда супругам надо находить решение вопроса, когда и та, и другая сторона абсолютно понимает, что развод не есть решение проблемы. Но когда та или иная сторона провинилась, надо просить прощение, зачастую что-то менять в своём характере.

Этому подобна наша жизнь с Богом. Когда мы, находясь в завете с Господом, делаем ошибки, Бог даёт нам путь. Вот для чего сегодня у нас есть Священник, Священник, который помогает нам решать наши вопросы с Господом. Мы находимся с Ним в завете. Но мы грешные, мы имеем свои проблемы. Священник является нашим Ходатаем.

Кстати говоря, греческое слово «параклетос» переводится нарусский как «ходатай». Зачастую это слово «ходатай» не совсем хорошее, потому что перед кем обычно ходатайствуют? – Перед каким-то начальником, который тебя не знает, понятия о тебе не имеет и ещё и взятку от тебя хочет. Так найдём кого-нибудь, кто пойдёт и походатайствует. Разве так за нас Иисус ходатайствует перед Отцом? Интересно то, что греческое слово «параклетос» означает ещё и «утешитель». Когда мы совершаем какой-то грех, Иисус нас утешает, помогая нам исправиться. Этот процесс называется освящением. Этот процесс чрезвычайно важен, потому что исключительно прощением мы не можем до конца решить наши проблемы. Основная болезнь, которая есть у христиан, это впадание в крайности. Первая крайность – это абсолютная самоуверенность, когда человек думает, что раз Господь его на Голгофе простил, и он покаялся, значит, теперь ему нечего бояться. А вторая крайность заключается в том, что человек мучается всю жизнь тем, что он не прощён.

Есть такой очень интересный фильм. Я его посмотрел и был глубоко впечатлён. Этот фильм называется «Остров». Там такая история. Во время войны на барже с углём был капитан и матрос. Её захватили немцы, и матрос начал трусить. И когда немцы ему сказали: «Приведи своего капитана и расстреляй его!», он из страха выстрелил в капитана. Капитан упал в воду. Но немцы не пощадили матроса. Они ушли с баржи, подорвав её. Но матрос выжил, его вынесло на остров, где находился монастырь. Далее показывают уже спустя несколько десятков лет посвящённого монаха, который отказывает себе во всём. Он работает в этом северном монастыре где-то в Белом море кочегаром, спит на угле. Но к нему идут все за духовной помощью, он молится за людей, и люди получают исцеление. Но этот человек не имеет душевного покоя, он мучается тем, что он не прощён. Фильм заканчивается тем, что один адмирал едет в этот монастырь со своей дочерью, которая имеет психическое заболевание, для того, чтобы этот отец помолился и исцелил её. Этот монах узнаёт адмирала, что он и есть тот капитан, в которого он выстрелил. И он вымаливает у него прощение, после чего умирает.

Интересная концепция. И я всегда думаю, а если бы этот адмирал не остался жив, если бы тот капитан так и погиб? Неужели этот человек так и умер бы в состоянии того, что Бог настолько злопамятен, что не в состоянии его простить? В этом проблема.

На примере святилища Бог показывает два этапа спасения. Через жертву всесожжения Бог указывает на Голгофу, где Всевышний, послав Своего Сына, раз и навсегда совершил оправдание каждого человека, который обратится к Нему. Что значит оправдание? Оправдание означает, что на нас нет вины. Что бы мы ни совершили, на суде нам выносят оправдательный приговор.

Вы понимаете разницу между оправданием и помилованием? Помилованный преступник – это преступник, который признал свою вину. Он виноват, вина на нём есть, но его просто помиловали. А оправдание работает так: Мы признаём свою вину, но на нас этого преступления нет. Это оправдание.

Но второй этап спасения – это освящение. Что это значит? Будучи оправданными и прощёнными, становимся ли мы полностью безгрешными? Это невозможно, мы грешим. Почему мы грешим? Потому что в нас заложены наши пороки, какие-то черты характера, даже на генетическом уровне, которые постоянно толкают нас на грех. Что нам с этим делать? – У нас есть Первосвященник, Который очищает нас.

Мы говорили о том, что жертва всесожжения полностью сжигается. А что происходит с жертвой за грех? Давайте посмотрим.

· Вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна бытьзаколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня. Лев.6:25.

Интересное слово «святыня». Буквально «жертва за грех» – это «святое святых». То есть в храме есть отделение Святое святых, и жертва за грех – это святое святых. А дальше смотрите.

· 26 священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания. Лев.6:26.

Т.е. не внутри Святого, заметьте, не во Святом, а на святом месте. Вот в этой части, за умывальницей располагались катуи, в которых варилось мясо жертвы за грех. Причём мясо жертвы за грех варилось без всякой соли. Никогда не пробовали варёную баранину или особенно козлятину без приправ? Это мясо очень вонючее. Священники, которые ели эти жертвы, не испытывали особого удовольствия, но, скорее, испытывали отвращение, проглатывая эти жирные, несолёные куски мяса. Таким отвратительным чувствоваться должен грех.

У Илия было два сына Хафни и Финеес. Помните, что они делали? Им было невкусно это есть. У них там сзади стоял мангальчик. Они брали куски мяса, снимали с кости, и на шампур, с приправами, и делали себе жаркое или шашлычок. Это было великой мерзостью в глазах Божиих. Моисей объясняет, что означают эти жертвы и их съедание. Прочитаем самый ключевой стих в понимании значения жертвоприношений. Это книга Левит, 10 глава. Моисей задаёт вопрос священникам:

· 17 Почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? Ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом. Лев.10:17.

Фактически каждый священник очищал человека от сделанной ошибки, буквально вбирал на себя и носил на себе грех этого человека. Так происходит наше освящение. Вы помните, что говорит Иисус: «Возьмите иго Моё на себя, ибо иго Моё благо». Почему оно благо? Потому что Иисус несёт наши грехи. Написано в Послании к Евреям: «Он подъял на Себя наши грехи». Он несёт сегодня наши немощи. Ис.53: «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни». Это происходит сегодня. Это делает Господь сегодня.

Почему после Голгофы у нас нет развязки? Почему, имея Голгофу, Иисус не придёт до сих пор? И почему мы грешим? Мы говорили о двух крайностях: Кто-то думает, что он прощён и ему море по колено, а кто-то мучается в состоянии непрощения. Проблема-то ведь не в прощении. Неужели вы думаете, что Бог злопамятный? Если мы говорим: «Бог меня не простил», то фактически мы утверждаем, что Бог, в которого мы верим, злопамятная личность. Но разве такое мы можем сказать о Боге? Так в чём наша проблема? Что толкает нас на то, чтобы думать, что Бог нас не простил? Толкает нас на это наш характер, который не изменяется в результате прощения. Нам нужно что-то другое, нам нужно идти дальше акта прощения – для того, чтобы исправить наш характер. На что это может быть похоже?

Представьте себе алкоголика, который допился до того, что с инфарктом попал в больницу. Врач поднимает его на ноги, последствий таких сильных вроде бы нет, и врач ему говорит: «Вот ты здоров. Но ты, пожалуйста, больше не пей!» — «Хорошо! Конечно! Я понял! Я не буду!» И он возвращается домой. Проходит неделя, всё хорошо. Но наступает день, когда ему жена говорит: «У меня соль кончилась. Сходи к соседу, возьми щепоточку». Он идёт к соседу, а там пир горой. «Заходи, дорогой сосед! Выпей за моё здоровье!» – «Ой, да мне же нельзя». – «Да что ты меня не уважаешь, что ли?Ну хотя бы одну». Там где одна, там другая и третья. И опять звучит медицинская сирена, и опять этот алкоголик лежит на больничной койке и смотрит в глаза тому же самому доктору. «Доктор, простите меня, пожалуйста!» Думаете, это поможет? Что этому человеку поможет? Ему нужно лечиться от алкоголизма!

Сатана хочет от нас того, чтобы мы только и занимались тем, что просили прощения у Господа, но не лечились от наших грехов, не избавлялись от наших пристрастий, не исправляли свой характер, а только лишь, в очередной раз пав жертвой собственных пороков, снова находясь под грузом вины, продолжали просить того же прощения, фактически богохульствуя, признавая, что Бог такой злопамятный, что нас не прощает. И круг порочный продолжается. А Иисус ждёт, чтобы снять наши грехи и очистить нас от наших пристрастий, от наших пороков, очистить наш характер и сделать нас подобными святому характеру Его.

Вот для чего нам нужно святилище, – чтобы мы видели эту разницу, чтобы мы, смотря на эти древние ритуалы, могли понять, что есть два этапа спасения, которые нам необходимо пройти. Смотрите, как апостол говорит о скинии: что земной храм был копией небесного святилища. Псалмопевец говорит о том, что Бог находится в Своём чертоге. «Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле», – пишет пророк Амос (Ам.9:6). А апостол в Послании к Евреям говорит о скинии, что «она есть образ настоящего времени» (Евр.9:9). Ритуалы во святилище помогают нам понять, что нам сегодня нужно сделать и как нам строить свои отношения с Господом. Понять, что сегодня нам открыт путь не только для прощения, но и для освящения. Понять, что святилище – это не только жертвенник, но и скиния. Понять, что Голгофа – это лишь начало нашего пути с Господом. А путь с Господом простирается в небеса, в небесное святилище, где сегодня Священник наш Иисус ждёт, когда мы придём к Нему лечиться, когда мы отойдём уже от нашего прошения прощения, когда мы примем Его прощение, и займёмся нашим лечением – освящением.

Однако это не все функции, которые были во святилище. Святилище имело ещё одну важную функцию, которая была направлена не только лично на человека, но имела дело со всем обществом Израилевым. Это центральный ритуал во святилище, он происходил один раз в году. Первосвященник единственный раз мог открыть завесу и зайти во Святое святых пред лицо Божие. И посмотрите, что он делал. Он очищал святилище от нечистот сынов Израилевых, от преступлений их, во всех грехах их.

Что происходит? Очень часто люди это не понимают. Святилище играло очень важную роль. От людей во святилище шёл постоянный поток греха и нечистоты, тогда как из святилища обратно на людей шёл поток прощения и очищения. Кто-то может сказать: «Как ты можешь говорить такие вещи? Неужели святилище чем-то могло быть загрязнено?» Один человек однажды мне иронично заявил: «Что-то ваше святилище на небе воняет!» Вы знаете, оно-таки воняет. Вопрос: хорошо это или плохо?

Будучи женатым на медсестре, я очень хорошо проникаю в смысл этого понятия. Когда моя супруга приходит домой, и я хочу её обнять, она говорит: «Подожди, я должна пойти выстирать униформу и вымыться». Находясь в больнице, она помогает больным, а это работа нечистая. Так что, она грешит, ухаживая за больными? Говоря о больнице, приведу такой пример. Предположим, кто-то дал миллиард долларов на больницу. Была построена такая операционная, по последнему слову техники. Не в Америке, а где-то в районном центре на Украине. Вы знаете, какие там операционные: штукатурка осыпается, стафилококк, грязь, лампы еле светят… Но дали 1 млрд. долл. и построили огромные операционные, всё блестит, сверкает, лучшая диагностическая аппаратура, лазеры, скальперы, — всё, что хотите! Наступает торжественная церемония открытия, глава администрации перерезает ленточку, и потом уезжает. А главврач больницы говорит: «Если сейчас мы начнём сюда завозить больных и оперировать, эта прекрасная операционная очень быстро загрязнится. Будем оперировать в старой операционной, она уже грязная, а эту закроем и пусть стоит. Если кто из начальства приедет, то им будет на что посмотреть». Кому нужна такая операционная, которая не функционирует? Когда доктор делает хирургическую операцию, то от доктора, только что вышедшего из операционной, простоявшего 16 часов на ногах и спасшего жизнь человека, сделав ему сложнейшую операцию на внутренних органах, будет очень неприятно пахнуть. Но уверяю вас, родственники этого пациента не будут бояться этого запаха, они будут рады обнять его и расцеловать.

Вот что делает святилище. Оно воняет от наших грехов. Потому что там Господь совершает каждому из нас операции, удаляя из нас вонючие опухоли нашей греховной природы. Но наступает время, когда эту нечистоту надо всё-таки удалить. И вот тогда первосвященник очищает святилище «от нечистот, от преступлений и от грехов сынов Израилевых. Как это делается? Давайте посмотрим, что для этого нужно. А для этого нужны два козла. Один козёл приносится в жертву Господу, а другой не приносится в жертву, а отпускается в пустыню.

Вот здесь заложена самая большая ошибка. Потому что все до единой христианские конфессии верят, что козёл, на которого вышел жребий для отпущения, символизирует Иисуса. Самая большая сатанинская издёвка над всем христианством. И больше всего над этой интерпретацией смеются иудеи. Дело в том, что русское слово «отпущение» переводит не еврейское, а греческое слово «апопомпайо». Но в оригинале на иврите вместо слова «отпущение» стоит слово «азазел». Знаете, кто такой «азазел»? Почитайте книгу Булгакова «Мастер и Маргарита». На иврите «азазел» означает «демон пустыни».

Вы понимаете, что нам, христианам, хочет подсунуть сатана? Что происходит с этим козлом? Лев.16 говорит, что первосвященник возлагает на этого козла все грехи Израиля, делая его виновным, и выгоняет его в пустыню. Давайте задумаемся. Неужели виновником всего зла, которое происходит на этой Земле, является Иисус? Что такое возложение грехов? Возложение грехов – это возложение ответственности. Давайте посмотрим, как об этом сказано в книге 2 Коринфянам, 5 глава, 21 текст.

· Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2Кор.5:21.

При всех недостатках русского Синодального перевода, перевод «жертва за грех» является очень правильным. Потому что очень часто английские переводы говорят: «Ибо не знавшего греха Он сделал грехом». Разве Иисус, взявший на себя ответственность за чьё-то убийство, является убийцей? Или, может быть, Он толкнул этого убийцу на убийство? Или, может быть, прощая вора, Иисус прощает его потому, что сам стоит за этим воровством? Разве Он искусил вора на кражу?

Еврейское слово «хатат», которое вы видите на слайде, имеет два значения. Да, действительно, «хатат» – это «грех». Но «хатат» – это также и «жертва за грех». Иисус не совершил ни одного греха, но был, написано, мучим и наказан за наши беззакония. Но кто же несёт ответственность за эти беззакония? – Только один в этом мире несёт полную ответственность за наши беззакония, – тот, о котором Пётр говорит:

· 8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 1Петр.5:8.

А Иисус говорит о том, что Он «видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук.10:18). Вот почему на небе происходит война, вот почему Иисус изгоняет сатану с неба. Вот почему пророк Даниил обещает очищение небесного святилища, – не символического, а реального, решающего раз и навсегда проблему не только нашего греха, но источника нашего греха.

В том городе, в котором я сейчас живу, это город Сенсенатти, штат Огайо, жена нашего пастора имела очень серьёзную каменно-почечную болезнь. У неё были постоянные камни в почках. Эти камни практически разорвали ей почки, и ей хотели сделать трансплантацию. Когда начали её диагностировать, то обнаружили, что, оказывается, трансплантация почки ничего не даст. Потому что есть какая-то генетическая болезнь печени, которая и является первопричиной её каменно-почечной болезни. И пока ей, помимо трансплантации почки, не будет сделана трансплантация печени, её проблема решена не будет.

Так же и здесь, на этой Земле. Да, мы нуждаемся в прощении. Да, мы нуждаемся в освящении. Но пока источник нашего греха не будет ликвидирован, проблема не уйдёт. Смотрите, как ветхозаветное святилище раскрывает нам все аспекты плана спасения и как постепенно всё исполняется. Я надеюсь, что многим из вас становится понятнее, почему отстройка храма в Иерусалиме является абсолютно бессмысленным делом в глазах Бога. Почему постройка храма в Иерусалиме практически перечёркивает, или перечеркнёт, весь Божий план спасения? Потому что единственный Храм, из которого сегодня, во-первых, мы можем получить спасение, во-вторых, вся Вселенная может получить полное избавление от зла, находится на Небе. Вот почему пророку Даниилу показано это фундаментальное пророчество об очищении Небесного святилища. Посмотрите, о каком святилище здесь говорится. Послание к Евреям, 9 глава, говорит:

· Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие. Евр.9:24.

Иоанн в книге Откровение, которая перекликается с книгой Даниила и показывает исполнение многих её пророчеств, видит, как происходит процесс очищения небесного Святилища. В 11 главе он говорит:

· И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его. Откр.11:19.

Сегодня есть столько всяких спекуляций о том, куда подевался ковчег завета из Иерусалимского храма. Чего только не рассказывают. Одни говорят, что он в Эфиопии, другие – что он закопан где-то в тоннеле Езекии, третьи – ещё показывают разные места. Но Библия говорит не о ковчеге, сделанном из дерева ситтим. Не на нём надо нам концентрировать своё внимание, а вот на этом ковчеге, который уже виден. Ибо Христос сегодня находится во Святом святых. Задумайтесь, чему осталось ещё совершиться. Посмотрите, о чём нам говорит Откровение, 15 глава. Второй раз открывается храм. Для чего второй раз открывается? Для того, чтобы Первосвященник оттуда вышел. Когда первосвященник выходит из Святого святых, остаётся только одно действие: возложить, наконец, руки на истинного виновника всего зла на этой Земле, чтобы покончит с ним раз и навсегда.

Времени очень, очень мало. Да, никто не знает ни дня, ни часа, ни когда придёт Сын человеческий, ни когда Он выйдет из Святилища. Но осталось только одно единственное событие, которое должно произойти. Осознаёте ли вы это, – что больше нет ничего. Все пророчества, которые были предсказаны, особенно связанные со временем, уже исполнились. Осталось только одно – чтобы Иисус вышел из Святого святых. Вы спросите: А почему Он до сих пор не выходит? Почему Он тянет? Отвечаю на этот вопрос словами Библии:

· Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 2Пет.3:9.

Задумайтесь над этим. Времени очень мало. Это с одной стороны. А с другой стороны, что было бы со мной, если бы Иисус вышел из Святого святых, например, в 1985 году? Поставьте дату и спросите, что было бы с вами. А потом задумайтесь о ваших родных и близких. Задумайтесь о себе, ибо Господь ещё ждёт, и нам неизвестно, сколько Он будет ждать. Но остался всего лишь один шаг, и всё. Что мы будем с этим делать? Будем ли мы в этой ситуации смотреть на то, что подумают о нас наши родственники, наши друзья, что нам скажут на то, что мы пришли к этим адвентистам. Если вас это беспокоит, задумайтесь: для Иисуса остался один шаг. Но сегодня дверь ещё открыта. Ещё можно, но мы не знаем, сколько ещё будет можно.

Поэтому сегодня, завершая эту серию лекций, я хочу ещё раз молиться вместе с теми, кто ещё не принял решение следовать за Господом по Его принципам и жить вместе с Ним. И я приглашаю всех молиться об этом.

Всемогущий Господь, мы сегодня осознаём, насколько важным и насколько критическим является для нас время, которое Ты даёшь. Господи, Ты сейчас ещё ждёшь во Святом святых, когда все примут покаяние, когда все возложат на Тебя свои грехи. Ты ещё ждёшь, Господи, и мы благодарны Тебе за это. Помоги нам ещё раз и ещё раз сделать шаг посвящения Тебе, нашему Господу и Спасителю, нашему великому Священнику Иисусу, Сыну Божию. Аминь.

Набор текста – Дмитрий Колокольцев