11. Нужна ли христианам каббала?

Первый вопрос звучит так, это касается прошлых тем: «Вы сказали, что Евсевий в 384 году назвал Ветхий завет и Новый завет. Но ведь об этом уже говорил Иеремия, 31 глава, 31 стих. И апостол Павел. Что это означает?»

Мы с вами говорили о том, что Евсевий назвал 39 книг Ветхим заветом. Иисус не называл эти книги Ветхим заветом. В Евангелии от Луки, 24 7лава, 44 текст, Он сказал:

· Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Лук.24:44.

Что же имеется в виду в книге пророка Иеремии, 31 глава, 31 текст? Давайте прочитаем.

· Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Иер.31:31.

Написано ли здесь: «Вот наступают дни, когда Я заберу у дома Израиля старую книгу и дам новую»? Недаром говорится «Новый завет». Этот вопрос, кстати, мы подняли и вчера в нашем открытом эфире на радио, и это очень важный вопрос. Здесь, в оглавлении, конечно, написано «Священные Писания Нового и Ветхого завета». И поэтому у нас вырабатывается штамп: Новый завет – написанная книга. В чём здесь явная проблема в использовании по отношению к книге? Потому что когда апостол Павел писал Послание к Евреям, канон Нового завета ещё не сложился. Здесь явно говорится о чём-то другом. Что же такое есть завет? Второзаконие, 29 глава даёт определение завета.

· 14 Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор, 15 но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицем Господа Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня. Втор.29:14,15.

Завет – это договор между Богом и человеком. Это не коллекция книг. Коллекция книг, которую мы очень часто в силу наших сложившихся традиций называем «Новым заветом» (27 книг), и в трудах «отцов церкви» называлась «Апостольскими писаниями». Их писали ученики Иисуса, это Апостольские писания. А коллекция из 39 книг называлась «Писаниями иудейскими», потому что писали их на еврейском языке.

Что же здесь за «Новый завет», давайте посмотрим.

· 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Иер.31:32,33.

А где он до этого был? Где Закон Божий был доселе? Во Святом святых, внутри ковчега, был написан на каменных скрижалях. И когда мы говорили на эту тему, Иеремию мы не затрагивали, но мы затрагивали Послание к Евреям. Что означает «первый завет»? Потому что в Евр.8:13 сказано, что новый завет показал ветхость первого.

· 13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. Евр.8:13.

Скажите, пожалуйста, после написания апостолом Павлом мы, что, будем говорить, что 39 книг, эта огромная часть Библии должна быть уничтожена? Так что тогда близится к уничтожению? Апостол Павел очень чётко объясняет, что именно близится к уничтожению.

· 1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное. Евр.9:1.

Послание к Евреям написано где-то за 10 дет до того момента, когда должен был быть разрушен Иерусалимский храм. В храме находились скрижали завета. Что Иисус обещает, кем мы верующие становимся, принимая Духа Святого? Храмом Духа Святого. Иеремия обещает, что закон Божий будет написан в наших сердцах. Кто его пишет? Дух Святой пишет, потому что то, что было в святилище земном, оказалось уничтожено. Это что касается «Нового завета», это важный вопрос, важные тексты, и их важно прояснить.

В конце нашей лекции вчера мне был задан вопрос, и я думаю, что этот вопрос интересен для всех, не только для задающего, и я на него отвечу. Мы подняли вопрос о притче о богаче и Лазаре. И сразу же возник вопрос: А где написано, что это притча? Давайте посмотрим на контекст, что вообще написано в этих главах Евангелия от Луки.

· Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. Лук.16:1.

Далее вы прочитаете, как этот управитель был уволен, и дойдёте до 9 текста, где написано:

· И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Лук.16:9.

Вы где-нибудь в этом отрывке встретили слово «притча»? Тогда что мы имеем? Иисус, оказывается, учит, что очень хорошо давать взятки? Слова «притча» ведь здесь не написано. Значит, сначала идёт учение о том, как надо давать взятки. Ну, а потом тоже не написано «притча», и начинается следующая история словами «некоторый человек». Вы замечаете сходство – первая история тоже начиналась словами «один человек». Мы можем здесь видеть, что этот нищий, оказывается, находится не в раю. Посмотрите, где он находится. Где у человека лоно находится? Не тесновато ли ему там? Понимаете? Давайте, если буквально, то всё буквально. И о взятках проповедовать, и о том, что спасены мы будем не у Бога, а у Авраама, у которого, оказывается, есть ещё согласно этому тексту возможность воскрешать мёртвых…

В чём проблема? Иисус постоянно говорит притчами. В Евангелии от Матфея прямо об этом записано. Скажите, история о блудном сыне – это притча или нет? Я не слышал ни одного проповедника, и ни одного комментария я не видел, чтобы это не назвали притчей. Как раз перед этим идёт притча о блудном сыне. Эту историю мы все очень хорошо знаем. Где здесь написано «притча»? Вот у нас начало:

· 11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына. Лук.15:11.

Слова «притча» нет. В чём здесь проблема? Проблема заключается в том, что слово «притча» не обязательно означает «сказка». Притча – это рассказ в символах и примерах. И каждый символ имеет определённое конкретное значение, и самое главное, что у каждой притчи есть цель. И эту цель очень важно понять. Как вы думаете, цель притчи о неверном управителе – рассказать, что надо взятки давать? Любая притча имеет свою цель. У нас нет возможности проводить сейчас детальное исследование притч Иисуса. Единственное, что я хочу заметить, это то, что притча о неверном управителе имеет одну единственную цель – показать этого управителя, который, теряя всё, теряя работу (работа имеет сегодня большое значение, нам всем очень неприятно терять работу), прикладывает все усилия к тому, чтобы найти себе какое-то пристанище. Дальше Иисус показывает, что очень важно всеми силами достигать своего спасения. Всеми силами! Если неверный управитель всеми силами старался спасти свою шкуру, то сколько усилий тратим мы на то, чтобы нам не попасть туда, куда попал богач. Ну, а о значении притчи мы вчера говорили. Ключ к притче о богача и Лазаре – как раз в имени Лазарь, который был воскрешён, а фарисеи желали его убить. Эти моменты нужно всегда видеть в притчах Иисуса, потому что если внимательно разобраться, то кроме стиха 23, который часто воспринимают как буквальный, ни один другой стих не может интерпретироваться буквально.

Подумаем на эту тему и продолжим наше исследование. Мне и другие вопросы были заданы, на которые я планировал ответить и о которых я планировал говорить в этой теме: «Нужна ли христианам каббала?»

Что такое каббала? Не знаю, насколько это популярно в Сакраменто, но там, где сегодня есть особое присутствие еврейского населения, каббала – очень популярная вещь. Без неё уже не существует ни одна синагога. Каббала – это мистическое учение, целью которого является познать непознанное и открыть сокрытое. Звучит красиво, но на самом деле оказывается, если мы вникаем глубже, что основной постулат учителей каббалы заключается в том, что слова, которые записаны в Библии, ничего не значат, т.к. это некий поверхностный слой. Самое главное – познать сокрытый смысл.

Каббала есть теоретическая и есть практическая. Теоретическая каббала – это нумерология. Основной популярный метод: берётся на иврите текст из Священного Писания, каждой еврейской букве присвоен свой номер. Эти номера складываются, вычитаются, делятся и умножаются, и даже логарифмы берутся, и всё, что вы хотите, – компьютер это позволяет. И поэтому сегодня одними из популярных книг по исследованию Библии являются книги, – а их очень много, – которые носят название «Библейский код». Оказывается, библейским кодом, и всегда это оказывается постфактум, можно было узнать, когда, например, случилась Великая октябрьская революция. Или, например, библейский код предсказывал убийство премьер-министра Израиля Исаака Рабина. Это теория, нумерология.

Практическая каббала ещё более интересна. Расскажу один из недавних примеров, чем каббалисты,занимающиеся практической каббалой, хвастаются. Когда популярный, очень любимый многими израильтянами, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон решил провести политику одностороннего размежевания (т.е. он приказал свернуть все поселения, находящиеся на территории сектора Газа), это решение возмутило многих его сторонников. Представители одного из обществ, занимающихся кабалистикой, собрались и вызвали дух одного из самых известных раввинов Ицхака Лурии Ашкенази, который проклял Шарона, и по их утверждению именно после этого у него случился инсульт.

Вопрос возникает в том, нужна ли эта каббала христианам. Для меня явилось шоком, что, оказывается, эта каббала нужна христианам. Давайте посмотрим на эту историю. Она записана в 1 книге Царств, или 1 книге Самуила, 28 главе. Это история об Аэндорской женщине, к которой пошёл Саул, чтобы узнать свою судьбу.

· Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. 1Цар.28:7.

После того, как его попытки заставить Бога благословить его провалились, после того, как Самуил перед своей смертью высказал Саулу всё, что Бог о нём думает, Саул ничего лучшего не придумал, как отменить своё собственное решение. И этот царь отправляется искать волшебницу. Что это за слово? Я хочу, чтобы мы на него внимательно посмотрели. Немного иврита. «Женщина волшебница» – это непростое слово. Оно состоит из трёх еврейских слов: «Эшет баалат ов» («женщина хозяйка дыры»). Что это за дыра, знаете? У таких некромантов дома были выкопаны, или высверлены, такие дыры, и они были отделаны материалом, который отдавал эхо. Имеются исторические документы о том, что они делали, как проходили ритуалы некромантии. Женщина кричала в эту дырку, из которой раздавалось эхо. Посмотрите эту историю, что из дырки вышло.

· И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. 9 Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? 10 И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. 11 Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. 12 И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. 13 И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. 14 Какой он видом? — спросил у нее [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. 1Цар.28:8-14.

Скажите, кем эта женщина была? Она Богу служила? Она была Божьей женщиной? Из дырки вызывала мёртвых… Я был в шоке, когда услышал, что некоторые христиане верят в то, что колдунья, служащая дьяволу, могла в действительности вызвать Самуила, пророка Божьего. Несколько наших лекций назад мы говорили о лжепророке, и мы говорили, что у этого лжепророка агнчие рога и что агнчие рога – это символ Христа, но говорит этот зверь говорит как дракон. Этот лжепророк выдаёт себя за истинное христианство. И вот вам пример того, как лжепророк перекручивает содержание Библии, учит всех христиан, что кроме Бога в этом мире есть ещё люди, имеющие контроль над загробной жизнью. Кому это выгодно? Вот она проблема. Вот куда оно всё идёт. Вот почему мы постоянно говорим: Не обманывайтесь, ища и ожидая какого-то антихриста со страшными рожками. У этого лжепророка рожки будут очень и очень агнчие.

Подобные мысли не новы. Знаете, что означает интерпретация, что эта колдунья вызвала настоящего Самуила? Это означает, что в этом мире есть люди, которые могут залезть в карман Богу, имеют особый доступ. Но это не ново. Идея идёт из разговора Евы со змеем, который её хитро спрашивает: Действительно ли Бог запретил вам есть все плоды в саду? Естественно, Ева отвечает: Нет, но только от дерева, которое посреди рая, Бог сказал, не ешьте от него, чтобы вам не умереть. Змей говорит на это: нет, не умрёте. Умерли Адам и Ева? – Не сразу, но умерли, – через определённое количество сотен лет каждый. Но после этого слова «нет, не умрёте» есть ещё одна приписка, которую сказал змей, и которая побудила-таки Еву взять этот плод.

· Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Быт.3:5.

Значит, всё-таки что-то от человека Бог скрывает. У Бога есть определённые коробочки, куда он нас кладёт, лишая благословений. Поэтому надо найти такого человека, который мог бы залезть в этот потусторонний мир. Потому что те, которые уже живут там, имеют особые знания. И сегодня миллионы людей занимаются спиритизмом. Миллионы людей ищут ответа у мёртвых родственников, начиная от катания чего-то по блюдечку и заканчивая более серьёзными вещами. Эти статьи и предположения о группе, совершившей самоубийство исключительно для того, чтобы получить это особое знание, «определяют смерть не как врага, а как саму жизнь» (Джеймс Табор). Мы вчера об этом говорили. Вчера мы говорили о том, чего мы ожидаем. Если нам станет хорошо сразу после смерти, так давайте Бога просить, чтобы Он дал нам её поскорее! Вот они просили Бога. Не надо самоубийства, давайте молиться. Зачем нам жить по 80-90 лет, зачем нас Бог здесь мучает, если там, за границей, нас ожидает такая радость? А мы тут мучаемся и мучаемся.

Вот все эти страшные вещи и, естественно, спиритизм. Посмотрите, что говорит энциклопедия. «Спиритизм утверждает, что мёртвые не умирают. Основополагающий принцип спиритизма гласит, что люди не продолжают существовать после телесной смерти, а иногда, при непонятных условиях, мы можем общаться с умершими».

Если так, то давайте… Кстати, это уже такая довольно привычная практика среди некоторых христиан воспользоваться такими методами. Но посмотрите, что говорит Господь:

· 9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: 10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; 12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; 13 будь непорочен пред Господом Богом твоим. Втор.18:9-13.

Это что, Ветхий завет, да? Он устарел, это уже Бог отменил, можно колдовать, духов вызывать, всё это было мерзко только для евреев, а для христиан это можно? Исайя говорит, 8 глава:

· 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 [Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. Ис.8:19,20.

Сказано достаточно чётко. Что ещё можно по этому поводу сказать? Но вопрос возникает: Что нас тянет туда? Почему нас это интересует? Почему нас это влечёт? Я не принёс то стихотворение, которое было мне дано на этих лекциях, и в этом стихотворении на двух страницах рассказывается о душе, никогда не умирающей и живущей вечно. Именно эту никогда не умирающую, живущую вечно душу пытаются искать сегодня многие желающие пообщаться с мёртвыми и узнать и вкусить великого таинственного знания. Но давайте посмотрим и разберёмся, о чём говорит это слово – закон и откровение, а не о чём говорят спиритические справочники, основанные на представлениях египетской религии. Пожалуй, все видели египетские барельефы, на которых изображён бог с собачьей головой. И там ещё изображены весы. Египтяне считали, что после смерти душа человека должна попасть на эти весы. И если весы отклоняются в определённую сторону, душа тяжёлая, то собака-бог её пожирает.

Что же Библия говорит нам об этих вопросах? С самого начала упоминаются три составляющих человеческого естества. В книге Бытие описано творение человека, 2 глава, 7 текст:

· И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание1 жизни, и стал человек душою2 живою. Быт.2:7.

1«нешама»

2«нефеш»

Вы видите эти три составляющие: 1) «прах», т.е. материя, химические элементы, из которых состоит наше тело; 2) «дыхание» («нешама») или «дух»; 3) «душа». Но очень часто, когда начинается исследование этих слов, возникает путаница и заимствование из языческих религий. Посмотрите, что пишет Нюстрем. Его словарь известен с давних времён многим христианам, особенно русскоговорящим.

«Слово «душа» обозначает бессмертное в человеке, его вечное существо, которое нельзя убить» (Эрик Нюстрем, Библейский словарь, Торонто: Мировая Христианская Миссия, 1987, с.113).

Проверим эти слова по Библии. «Бессмертное в человеке». С самых первых строк книги Бытие мы видим, что душа присуща не только человекам. Оказывается, душа есть у пресмыкающихся животных

· 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. Быт.1:20,21.

И ещё есть похожие тексты:

· А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так. Быт.1:30.

· 9 Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными. Быт.9:9,10.

Оказывается, душа – очень чувствительный орган. Давайте посмотрим, как Давид говорит о душе.

· Избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою. Пс.21:21.

Если душу невозможно убить, как пишет Нюстрем, почему вдруг душу? Не пишет же Давид «тело моё». Меч может ударить, ранить, убить тело, а тут душа почему-то боится. Особенно, когда её собаки кусают, душа почему-то очень боится. Но она не должна бояться, она же бессмертна, тело должно бояться.

Душа, вообще, обладает многими интересными качествами. Оказывается, она ещё и плотоядна.

· Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса, — тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. Втор.12:20.

Зачем душе мясо, если она не материальна? А, может, это Ветхий завет что-то путает? Но посмотрите, евангелист Лука описывает одного человека, который собрал очень много урожая.

· 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Лук.12:17-19.

Она ещё и пить любит, а не только мясо кушает . Сами не знаем, что живёт в нас, правда? Но учёные это явление давно заметили. Посмотрите, что пишут семитские богословы.

«Древними семитами не сознавалось представление о душе, как об отдельном духовном существе (слово «нефеш» является общим для всех семитских языков, ср. арамейское «нафша», ассирийское «напишту», арабское «нефус» и т.д.). Слова «нефеш» и «нешама» буквально означают «дыхание» и соответствуют названиям души в арийских языках, вроде греч. «псюхе», «пневма» — «дыхание», «дуновение»» (д-р Канцельсон, Д.Гинцбург, Еврейская энциклопедия, М.: Терра, репр. 1991, т.7, с.395).

Это говорит известный иудейский исследователь-семитолог Давид Гинзбург и соавтор этой статьи доктор Канцельсон. Можете это проверить, сейчас эта энциклопедия есть онлайн. Мы уже прочитали основное утверждение Нюстрема о том, что слово «душа» означает «вечное существо, которое нельзя убить… О душе, как противоположности телу, Христос говорит, что она не может быть убита». Душа, согласно Нюстрему, противоположна телу, и якобы, Христос говорит, что она не может быть убита. И в этом проблема. Мы читали вчера этот текст, и я вам ещё раз его зачитаю, потому что в этом корень очень многих наших проблем: мы вырываем отдельные слова, такие как нам нужно и какие подходят под наши штампы, и делаем из Библии колоду карт. Ещё раз послушайте, что записано в Евангелии от Матфея, 10 глава, 28 текст.

· И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Матф.10:28.

Так где здесь «душа противоположна телу»? Когда есть Тот, кто в геенне огненной может погубить и тело, и душу. Да, есть те, которые не могут, их не бойтесь. Но есть Тот, который и тело, и душу губит в геенне. Где тут противоположность? Текст однозначно говорит о том, что и тело, и душа имеют весьма много общих характеристик, но самое главное: то, о чём говорит Нюстрем («бессмертное в человеке») противоречит тому, что говорит Иезекииль.

· Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. Иез.18:4.

Так кому мы будем верить, Нюстрему или Иезекиилю? «Душа согрешающая, та умрет». Я вам одного христианского богослова приведу, это очень известный, кстати говоря, православный богослов, грек.

«Слово «душа» («псюхе») – одно из самых сложных слов, существующих с языке Библии и христианской литературе… Сегодня большинство людей понимают слово «душа» скорее в эллинском (прежде всего, платоновском), нежели в библейском смысле… Душа – нечто тонкое и неопределённое, покидающее тело в момент смерти и отлетающее с последним вздохом в мир иной. Но это не библейское понимание души» (Христос Яннарас, «Вера церкви, введение в православное богословие», М.: Центр по изучению религий, 1992, с.97).

Это пишет учёный человек и в какой книге, посмотрите! «Введение в православное богословие»! Он признаёт тот факт, что термин, который мы любим использовать, пришёл к нам от Платона. Помните, в коммунистические времена мы учили философию, кто в вузах был. Материализм и идеализм. Аристотель – это материализм, а Платон – это идеализм. Суть философии Платона заключается в том, что у каждого осязаемого предмета есть его невидимая, неосязаемая идея. Кому мы будем верить – Библии или Платону? Пора определяться и делать выбор.

Это у нас сидит, я это очень хорошо знаю, Это сидит у нас во многих поколениях, потому что мы дети коммунистической эпохи. Даже если мы и были христианами в коммунистическое время, мы всё равно в школе учились, а в школе нам внушали, что есть материя и есть не материя. Помните определение материи? Материя – это всё, что можно осязать органами чувств или обнаружить приборами. Соответственно, всё, что неосязаемо и приборами не обнаруживаемо, это не материя. И что мы делали? Мы брали библейские слова и говорили: Плоть – это материя, а дух и душа – не материя. Вот так мы замешивали библейские слова на греческой философии, после чего в голове, разумеется, получался суп с галушками. Но мы уже говорили о том, что еврейское слово «нефеш» переводится в Синодальном переводе как «душа» Очень хорошо, что Синодальный перевод в этом случае очень постоянен. Всякий раз, когда употребляется еврейское слово «нефеш», там будет написано «душа». На еврейском «нефеш», на ассирийском «напишту». А ассирийское слово «напишту» означает «горло». Вот и всё, ничего страшного, никакой мистики тут нет.

Когда мы говорим «материальное» и относим это к плоти, всегда ли это так? Апостол Павел в Послании к Галатам говорит о «делах плоти» и «плодах духа». Давайте задумаемся. Воровство – это, конечно же, дела плоти. Почему? Наша плоть чего-то хочет. А ненависть? Если я кого-то ненавижу, но я никому об этом не говорю, оно у меня где-то там, непонятно где, сидит. Я даже этому человеку этого не говорю. Но он мне каждую ночь снится, я с этим живу, я это вынашиваю. Кто это видит? Какой прибор мою ненависть может засечь? Так что это у нас получается, дела духа?? Конечно же, нет. Точно так же и дела духа – благость, долготерпение… Это, конечно, никаким прибором не измерить. Но как насчёт воздержания? Воздержание от употребления алкоголя. Это получается, дело плоти, ведь алкоголь наша плоть пьёт?

Если вы посмотрите внимательно, в Священном Писании употребление слова «плоть» и слова «дух», то вы обнаружите, что речь здесь… Павел не использует греческую философию и не противопоставляет тело духу, как это делали некоторые монахи, особенно в первые века, эта стоическая философия. Было такое движение – стоицизм, и согласно этой теории, тело являлось злом, а то, что внутри тела – это добро. И они что делали? Были, например, такие «столпники». Они приковывали себя цепями к столпу, меньше чем площадь моих обеих стоп, и так стояли, чтобы усмирить свою плоть, потому что она есть зло. Кстати, тем же самым занимаются сегодня йоги и прочие, спят на гвоздях, ранят и калечат себя. Думаете, мы лучше станем, если покалечим себя? Были «скопники», которые оскопляли себя. Ну, если глаз искушает, давайте сделаем операцию, – самое классное решение проблемы. Но об этом речь не идёт. Слово «плоть» употребляется в Библии по отношению к грешной природе человека – как к грехам, связанным с нашим телом, так и с нашими мыслями. А слово «дух» – это праведность человека, это послушание, это следование принципам Божьим как в вопросах наших мыслей, так и в отношении нашего тела, которое, кстати говоря, является храмом Духа Святого.

Поэтому нельзя путать греческую философию с библейским учением. Платон здесь не поможет, а вот Библия и этимология помогут. Я возвращаюсь к буквальному переводу слова «нефеш». Этимология, т.е. происхождение слова, это «горло». Давайте посмотрим, как Библия определяет слово «душа». В Библии есть очень конкретное определение. Написано:

· Ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится. Лев.17:14.

Кому будем верить, Моисею или Нюстрему? Моисей пишет, что душа всякого тела есть кровь. И тогда становится понятным, почему древние семиты «напишту» называли «горло». Если на эту артерию надавить, то нужно совсем короткое время, чтобы жизнь закончилась.

Только в одном месте, в книге Бытие, написано о том, что когда умирала Рахиль, то «из неё выходила душа». Давайте проверим, подходит ли смерть Рахили под это единственное место. От чего умерла Рахиль? – При родах. Вы понимаете, что выходило из Рахили и от чего женщина умирает? При родах, от того, что нет возможности остановить кровотечение.

Когда человек упал из окна, Апостол Павел сказал: «Душа его в нём». Что он сделал? Пульс проверил! Потому что мы живём только тогда, когда у нас функционирует система кровообращения. И, кстати, поэтому нам нужно дыхание. Потому что если мы перестаём дышать, то кровь не подаёт кислород, и жизнь прекращается. Две причины, из-за которых наступает смерть. Человека, перестающего дышать, сажают на вентилятор, и человек живёт, кровь циркулирует, пока не отключится прибор вентиляции лёгких.

Может быть, Иисус чему-то другому учил? Давайте посмотрим, что говорил сам Иисус.

· Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Марк.10:45.

Как Иисус отдал душу Свою? Кровь Свою пролил. Иоанн говорит эти же слова:

· Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. 1Иоан.3:16.

Иисус положил за нас душу Свою, а не тело. Где была душа Христа? Гуляла в раю? Вчера мне задали этот вопрос. Как же быть, мы посмотрим чуть позже. Но посмотрите, что нам постоянно говорят библейские тексты и во что верит весь христианский мир.

· Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. Ис.53:10.

Что ещё проще: если душа Христа приносит жертву, то что говорить о наших несчастных грешных душах? Вот почему единственное объяснение этих текстов заключается в книге Левит, 17 глава, где мы ещё раз читаем:

· Ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится. Лев.17:14.

Чёрным по белому. Потому что в некоторых текстах написано: «душа тела – в крови». Чтобы мы не имели здесь сомнения. Ибо мы любим брать эти тексты, потому что в крови что-то там ещё живёт. Нам чётко Господь на Синае говорит через Моисея, ибо душа человека не просто в крови, а она есть кровь. Иисус, отдавая за нас душу Свою, пролил за нас Свою кровь. Что тут легче можно придумать? Зачем нам эта философия, когда слово Божье чётко говорит и даёт определение. Вопрос: Что происходит с человеком после смерти? Не надо долго думать, нам об этом говорится. Премудрый Соломон написал:

· И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. Еккл.12:7.

Вы помните, что человек был создан из праха земного, Господь вдунул в него дыхание жизни. При смерти происходит наоборот: прах возвращается в землю, а дух – к Господу, который и дал его. Конечно, кто-то может сказать: Какая разница – дух или душа? Внимательно рассмотрим эту разницу. Мы все прекрасно знаем, что у человека есть дух, душа и тело. Вопрос, что покидает его после смерти? Екклесиаст Соломон говорит, что дух покидает человека при смерти. Правильно, он же – дыхание жизни. Давайте посмотрим, что делает Иисус. На Голгофе Он отдаёт душу (Марк.10:45). А вот как это происходило, написано о последних мгновениях жизни Иисуса:

· Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Матф.27:50.

В другом Евангелии записаны последние слова Иисуса:

· Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Лук.23:46.

Понимаете разницу? В Библии невозможно отделить душу и отправить её неизвестно куда гулять. Мы знаем все эти определённые вещи, в которые верят некоторые христиане. Через 40 дней в православном христианстве справляется определённый ритуал. Знаете, на каком основании? На основании того, что Иисус 40 дней встречался со Своими учениками. Это была душа Иисуса, которая встречалась с ними? Что они подумали, когда Иисус им повстречался? Они подумали, что это дух. Но Иисус сказал им: Посмотрите на Меня, возложите персты ваши в раны Мои. И Фоме говорит: Не будь неверующим, но будь верующим. Я не вижу здесь никакой связи с традицией церкви, что так как Иисус встречался с учениками в течение 40 дней после Своей смерти, то теперь душа всякого мёртвого человека 40 дней ходит по квартире, и поэтому зеркала завешивают.

Видите эту границу между верой в Бога и сатанинским суеверием? Посмотрите, что Библия говорит о том, что происходит с человеком после смерти. Вчера мы говорили о том, что самым главным моментом в Библии является великая наша надежда на Второе пришествие Иисуса, когда Иисус совершает суд и одних отправляет в Царство, других – в огонь. Посмотрите текст за текстом.

· Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его. Пс.145:4.

Это Давид врёт? Или, может быть, в притче о богаче и Лазаре Иисус хочет показать, что Его праотец ошибался? Или, может, ошибался сын Давида, премудрый Соломон, когда написал:

· 5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, 6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Еккл.9:5,6.

Я видел комментарии на этот отрывок. В Библии Скофилда написано: «Соломон был философом и поэтому он не вполне разбирался о судьбе мёртвых после их смерти». А кто ещё в Библии не разбирался в чём? Если мы начнём навязывать свои мысли… Если мы понимаем, что воздаяние происходит при пришествии Христа, то нам тогда понятно, когда богач оказывается в аду. После того, как всё свершилось. Мёртвый человек может ли знать, сколько времени прошло с момента его смерти? А зная о том, что Иисус говорит, что есть тот, кто и душу, и тело погубит в геенне, мы очень хорошо понимаем теперь, что богач в аду испытывал не только душевные муки. В притче описаны телесные муки богача. Как может испытывать телесные муки человек, находящийся в аду, когда тело его находится во гробе?

· Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу. Пс.113:25.

Это касается вопроса рая. Если бы кто-то был в раю, если бы мёртвый праведный человек оказался в раю, то что же это за хам такой, Бога не хвалит? Потому что есть период, когда человек не знает и находится в ожидании своего суда. Мы чуть позже увидим, что происходит. Вот ещё один текст, говорящий о том, что в смерти нет памятования:

· 5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? Пс.6:5,6.

Текст за текстом псалмопевец говорит об этом.

· 9 Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, 10 не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его. Иов.7:9,10.

Одна из самых древних, самых первых книг Библии, книга Иова, тоже об этом говорит. Однако вопрос заключается в чём? Это вопрос ставится в книге Иова. Этот вопрос Иов задаёт, мучаясь от болезни.

· 14 Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Иов.14:14.

Мы настолько фокусируемся на том, что душа ушла, что забываем о самом главном чуде, которое совершил Иисус. Мы не только этим пренебрегаем и откладываем Второе пришествие нашего Господа на второй план. Зачем оно нужно, если мы уже в раю? Мы забываем о самом главном, ради чего Иисус пришёл на Землю. Исайя даёт ответ.

· Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов. Ис.26:19.

«Восстанут живые души» — так написано? Кто воспрянет? Мертвые тела!! «Земля извергнет мертвецов»!! Вот о чём мечтают все искренне верующие люди, писавшие под влиянием Духа Божия. И не только Исайя, но и Иов. Прочитаем его слова:

· 25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, 26 и я во плоти моей узрю Бога. 27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! Иов.19:25-27.

Иов не говорит: «Господи, я так мучаюсь! Ну выпусти, наконец, мою душу из моего мучающегося тела!» Но он говорит: «Я жду последний день, когда придёт Искупитель и восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». Посмотрите на то, что совершил Иисус. Ведь это самый важный вопрос: Человек умер, что же с ним происходит? Дух ушёл к Богу, а что с душой? Давайте посмотрим ответ, данный самим Иисусом, говорящим о Своём друге Лазаре. Я говорил вам, что мы вернёмся к Лазарю. Ват что написано в Евангелии от Иоанна, в 11 главе, когда Иисусу донесли, что Его друг Лазарь болен.

· Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. 12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. 13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. 14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер. Иоан.11:11-14.

Когда Иисус встречается с Марфой, Он не говорит: «Успокойся, Марфа, он на тебя сейчас с неба смотрит», но Он говорит: «Воскреснет брат твой». А Марфа отвечает:

· Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иоан.11:24.

И дальше Иисус ей отвечает словами, которые сегодня являются величайшей надеждой всякого христианина:

· Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. Иоан.11:25.

Как это мы можем говорить, что одна треть наша будет наслаждаться спасением, когда Иисус ни в одном месте Своего учения не показывает о душе в раю, но постоянно говорит о воскресении? Вы знаете, что происходит. Иисус приказывает снять камень и вызывает громким голосом Лазаря не с неба, а из гроба, приказывая ему выйти.

· 43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. 44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Иоан.11:43,44.

И таким образом мы являемся свидетелями самого большого чуда, которое совершил при Своей жизни, доказав всем, что Он есть Бог, имеющий в руках ключи ада и смерти, вызвав Лазаря не с неба, а из погребальной пещеры.

Что же говорить об апостолах? Вот с чего начинает Пётр свою проповедь о самом главном чуде, которое сделал Иисус после Своей смерти. Он говорит о Давиде:

· 29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Деян.2:29.

Вы посмотрите на эти слова:

· Ибо Давид не восшел на небеса. Деян.2:34.

Где Давид находится? Он «не восшел на небеса»! Извините, но где он находится? В аду, что ли? Он спит точно так же, как спал Лазарь, как спят все, умершие во Христе или без Него, ожидая того великого часа, в который будет великий суд, что мы и увидим через секунду. Ибо возникает самый главный вопрос: Что же обещал Иисус разбойнику, умиравшему рядом с Ним на Голгофе, и сказавшему Ему:

· Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Лук.23:42.

Естественно, Иисус ответил ему:

· И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Лук.23:43.

Мы знаем, что слово «ныне» имеет синоним «сейчас». Посмотрим, что говорит Иисус Марии три дня спустя:

· Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Иоан.20:17.

Три дня прошло. Кстати, если мы говорим о рае, то куда взошёл Иисус после смерти? Давайте посмотрим. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, 6 глава:

· 19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Евр.6:19,20.

Какая завеса здесь имеется в виду? Это завеса небесного храма. Скажите, находится ли сейчас Иисус в раю? Всё Послание к Евреям говорит о том, что Иисус сейчас не наслаждается хорошей жизнью в раю, а занимается нашим ходатайством в небесном святилище.

· 11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Евр.9:11,12.

Собратья, что такое «рай»? Рай – это Эдемский сад, который нам обещает Иоанн в своей последней главе, что он будет возвращён. И вот там будем все с Иисусом на новой Земле. Сегодня, когда на этой Земле мы живём ещё под проклятием греха, Иисус является нашим Ходатаем в небесном святилище. Вот почему ещё и ещё раз я хочу, чтобы мы увидели то, чему учит не человек, не Платон, не философия, не отцы церкви, а наш Господь Иисус, говоря о том, что ожидает каждого мёртвого:

· 28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Иоан.5:28,29.

Все, находящиеся где? В аду или в раю? Иисус говорит, что мёртвые находятся во гробах. Это учение Иисуса, а не учение человека. И как может быть по-другому? Если мы говорим о том, что мучается или спасается только одна треть человека, мы фактически противоречим тому, о чём учил наш Господь. Посмотрите, как Он создал человека. Когда Господь создаёт всё, и человека в том числе, всё ли там было в порядке? Или это не всё в порядке?

· И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Быт.1:31.

Создав Адама, бог создал ему тело? Или Он сделал ему тело по ошибке? Или всё-таки всё было весьма хорошо? Понятно, что сегодня наше тело больное. Но Адаму-то Он всё создал нормально. Или Он создал Адаму злое тело?

Если мы говорим, что только одна треть наша спасается, мы отрицаем творение Божье и совершенство Его. Вот почему Иисус говорит о воскресении из мёртвых и говорит о новом теле.

· 51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. 53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. 1Кор.15:51-53.

Вот что обещает наш Господь. Павел в 1Кор. говорит эти слова, а в 1 Послании к Фессалоникийцам говорит:

· 15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. 1Фесс.4:15-17.

Точно так же как и Давид не восшёл на небеса, и Авраам, туда пойдём вместе. Илия, Енох и Моисей – это другой вопрос. Кстати, только ли их души пошли на небо? И тела тоже. Вот то великое, что нас ожидает. Вот почему мы ожидаем славного пришествия нашего Господа, а не нашей смерти. Потому что тогда Иисус восстановит нас полностью в том виде, в котором Он планировал нас сотворить – здоровыми, безгрешными и бессмертными. Желаете ли вы этого? Желаете ли вы жить вечной жизнью целостным человеком, таким, каким создал вас Господь? Если это ваше желание, я хочу пригласить вас к молитве.

Всемогущий Творец, мы благодарны Тебе за то, что Ты нас создал, и дух, и душу, и тело, всё целостно и едино переплетено. Мы благодарны Тебе за то, что Ты даёшь нам воскресение. Ты есть воскресение и жизнь, и верующий в Тебя, даже если умрёт, оживёт. Господи, мы жаждем этого дня, когда Ты придёшь на облаках небесных, чтобы мы воссоединились с нашими родными и близкими умершими. Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь.