3. Когда ожидать антихриста

Итак, мы очень рады приветствовать всех тех, кому небезразлично слово Божье! Меня особенно радует то, что вы нашли время в течение рабочего дня придти сюда для того, чтобы разобраться в тех сложных и достаточно запутанных вопросах. Как мы уже говорили, цель наших семинаров на основании Священного Писания и только Писания понять и разобраться, что нам ожидать в будущем, как понять те события, которые происходят сегодня, и выяснить для себя, что Господь ожидает от нас. Мы говорили о том, что Господь охраняет всех тех, кто исполняет волю Отца Небесного. Господь будет бороться за Свой народ в этом окончательном сражении и врагов Его народа Он приведёт на место, называемое Армагеддон. Вы уже знаете, что Армагеддон – это не битва, а место. И враги Божьего народа будут там плакать, потому что будут видеть грядущего Господа нашего Иисуса на облаках небесных, и они поймут, что для них всё потеряно, что они проиграли. А народ Божий будет радоваться, видя великие чудеса и знамения, подобные тем чудесам и знамениям, которые когда-то произошли в Египте.

Итак, сегодня мы разбираем второй стереотип, наверное, ещё более страшный. Это стереотип антихриста. С ним тоже связано очень много легенд и догадок. Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию.

Это одна из икон, может быть, это не столько икона, сколько изображение-витраж, в одном из соборов в итальянском городе Флоренция. Это изображение называется «Христос и антихрист». Обратите внимание, у Иисуса глаза рисуют голубые, а антихрист – точная Его копия, но глаза немного другие. И мы поймём почему.

Для начала разберёмся с историей вопроса. Вопрос и тема антихриста интересовали многих христиан на протяжении всего времени христианской истории. Вот что говорили об антихристе так называемые «отцы церкви». Это – епископы, пасторы, которые стояли у истоков христианства. Послушаем одного отца христианской церкви – Кирилла Иерусалимского. Так его изображают на иконе в православной традиции:

Это Кирилл Иерусалимский, он был епископом в Иерусалиме. Вот что он пишет:

«Перед вторым пришествием истинного Христа, противник, обратив в пользу свою ожидания простых людей, и особенно обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитит себе власть над Римским царством, ложно назовёт себя Христом, и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Мессию, а язычников обманывать мнимыми волхвованиями» («Поучения огласительные и тайноводственные»).

Это пишет Кирилл Иерусалимский в своей книге «Поучения огласительные и тайноводственные». И дальше вот что у него написано:

«И придёт предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства, и приблизится окончание мира… Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслие и человеколюбие; и обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдёт всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех, и особенно против нас Христиан будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающиеся. В продолжение трёх лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того истреблён будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив антихриста, предаст его огню геенскому».

Из этого мнения видно, как отцы церкви ставят вопрос об антихристе. Первое, что мы видим, антихрист должен, согласно мнению Кирилла Иерусалимского, придти перед пришествием Христа. Во-вторых, это будет конкретный человек, который будет делать всякие чудеса и волхвовать. Эта книга была написана в 340 г. н.э., и вы видите, мнение об антихристе с тех пор никак не поменялись.

Интересно, что пишет ещё один отец церкви. Это Ипполит Римский (170-236). Посмотрите, как он развивает эту мысль.

«Итак, когда Христа провозгласило Писание львом и скимном львовым, то подобное сказано и об антихристе*. Моисей говорит так: Дан,скимен львов, и изскочит отВасана (Втор.33:22). Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание. Дан, говорит, скимен львов; назвав колено Даново, объявляет, что из него имеет родиться антихрист. Ибо как от колена Иудова рождается Христос, так от колена Данова родится антихрист. А что это так – Иаков говорит: да будет Дан змий, на земли седяй, угрызая пяту конску (Быт.49:17). Какой же это змий, как не антихрист, о котором говорится в книге Бытия (3:1), обольстивший Еву и запнувший Адама?»

*я здесь сохраняю орфографию перевода, который был сделан в 19 в. Московской патриархией, поэтому здесь встречаются старые выражения (А.Б.).

«А что действительно от Данова колена имеет родиться и восстать тиран и царь, судия ужасный, сын дьявола… соберёт всю силу свою от востока солнца до запада, те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним. Море он сделает белым от множества парусов на кораблях и поле сделает чёрным от больших щитов тяжело вооружённой пехоты, и всякий, кто встретится с ним на брани, падёт мечом».

Это пишет Ипполит Римский в своей книге «Слово о Христе и антихристе». Посмотрите годы его жизни – конец II века. Вы видите эту направленность, что Ипполит Римский добавляет в палитру этого страшного антихриста. Он добавляет туда ещё оттенок, что антихрист будет евреем из колена Данова. Остаётся найти колено Даново, остальное всё будет хорошо. Мы ещё затронем вопрос колен Израиля, но я думаю, что многие из вас, читая 4 книгу Царств 17 главу, очень хорошо понимают, что Священное Писание говорит об Израильском народе, что после VI в. до н.э. не осталось никакого другого колена кроме Иудина и Левиина. Павел говорит, что он из небольшого колена Вениаминова, но о колене Дановом после 6 в. до н.э. в Библии не встречается. Но мы видим такие вот изображения. И поэтому вы видите эту икону и смотрите на разницу. Посмотрите на нимб вокруг Христа, здесь просматривается крест, а у антихриста – звезда Давида. Т.е. в христианской мысли отражаются такие вещи с давних времён, и на наших последующих встречах мы сможем понять почему.

Ситуация в истории христианства становится чем дальше тем хуже. Вот что написал Владимир Даль в своём «Толковом словаре» касательно антихриста, описывая взгляды православных старообрядцев.

«АНТИХРИСТ. Всякий противник Христу в народе. Он должен явиться перед скончанием века, открыто совращать благочестивых, налагая на них печать, клеймо, антиев хлеб*»

*Так старообрядцы называли картофель, веря, что Пётр I и есть антихрист, а его картошка, которая спасла Россию от голода, антихристовым хлебом. Знаете историю, когда крестьяне, посадив картофель и не зная, что нужно употреблять корнеплоды, поели вершки и отравились. Или, например, у старообрядцев считалось, что прививка против оспы считалась печатью антихриста. Гражданская грамота, т.е. обучение людей грамотности, тоже считалась действием антихриста. И когда паспорта выдавали, то печать в паспорте о прописке тоже была действием антихриста.

Так в чём проблема? Почему такое буйное воображение здесь играет? Все возможные христианские направления что-то своё об антихристе придумывают. Проблема вот в чём. Я вам покажу греческий текст, читать его несложно, красным выделено слово «антихристос».

· Παιδία, εσχάτη ώρα είναι, και καθώς ηκούσατε ότι ο αντίχριστος έρχεται, και τώρα πολλοί αντίχριστοι υπάρχουσιν· όθεν γνωρίζομεν ότι είναι εσχάτη ώρα. (Ιωάννου Α΄ 2:18).

· Τις είναι ο ψεύστης, ειμή ο αρνούμενος ότι ο Ιησούς δεν είναι ο Χριστός; ούτος είναι ο αντίχριστος, ο αρνούμενος τον Πατέρα και τον Υιόν. (Ιωάννου Α΄ 2:22).

· και παν πνεύμα, το οποίον δεν ομολογεί ότι ο Ιησούς Χριστός ήλθεν εν σαρκί, δεν είναι εκ του Θεού· και τούτο είναι το πνεύμα του αντιχρίστου, το οποίον ηκούσατε ότι έρχεται, και τώρα μάλιστα είναι εν τω κόσμω. (Ιωάννου Α΄ 4:3).

· Διότι πολλοί πλάνοι εισήλθον εις τον κόσμον, οίτινες δεν ομολογούσιν ότι ο Ιησούς Χριστός ήλθεν εν σαρκί· ο τοιούτος είναι ο πλάνος και ο αντίχριστος. (Ιωάννου Β΄ 7).

В греческом тексте Нового Завета слово αντίχριστος в разных падежах встречается всего пять раз, т.е. это редкое слово. Далее посмотрим русские тексты. Это тексты из посланий апостола Иоанна, и слово «антихрист» встречается только в них.

· Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. 1Иоан.2:18.

· Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 1Иоан.2:22.

· А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. 1Иоан.4:3.

· Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. 2Иоан.1:7.

На прошлой лекции я говорил об Армагеддоне, это слово встречается всего лишь один раз, но сколько разных толкователей запихивают в это понятие всё что угодно, не разбираясь в том, что это такое. И здесь такая же проблема. Эти тексты, кстати говоря, показывают, в чём именно проблема. «И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1Иоан.2:18). Это «теперь» – это когда? Когда жил и писал Иоанн? Это 1 век!! И уже тогда, пишет Иоанн, было много антихристов. Кто же эти антихристы? Иоанн очень чётко говорит, кто такие антихристы.

· Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 1Иоан.2:22.

Всё просто. А что значит «Иисус есть Христос»? Надеюсь, вы понимаете, что речь не идёт об имени и фамилии. Речь идёт о том, что не все признавали Иисуса Мессией, Спасителем Израиля. И те, кто отвергали, естественно были против Мессии, Иоанн их называет антихристами. И все тексты говорят об этом.

· А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. 1Иоан.4:3.

· Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. 2Иоан.1:7.

Ничего страшного и мистического, кошмарного и магического в библейском слове «антихрист» нет. Антихристов было много. Всякий, кто не признавал Иисуса, был против него, и соответственно, антихристом. Конечно, если бы на этом лекция закончилась, вы бы сказали: извините, здесь явно что-то не то. Конечно, вопрос намного глубже. Несмотря на то, что слово «антихрист» в другом произведении апостола Иоанна, возлюбленного ученика Иисуса, не употребляется, тем не менее, очень многие христианские мыслители, читая эти тексты, понимали, что речь идёт об антихристе. В русском языке нет артиклей. Но вы, живя в Америке, понимаете разницу между артиклем «a» и артиклем «the». То, о чём мы здесь говорим, имеет артикль «a». Однако есть некий «the» антихрист. Об этом впервые написал один из отцов церкви, живший во 2 в., которого звали Ириней Лионский. Вот что он пишет в своей книге «Против ересей»:

«Ибо когда он (антихрист) придёт, то по своему желанию восстановит в себе самом богоотступничество и по своему произволу будет делать дела, какие ему угодны, и воссядет в храме Божьем, чтобы обольщённые им поклонялись ему как Христу».

Те антихристы, которых мы рассматривали в посланиях Иоанн, выступали против Христа. Греческое слово «анти» нам хорошо известно, оно означает «против». А посмотрите, что здесь вкладывается. Здесь Ириней Лионский говорит о некоем, которому поклоняться будут как Христу. Греческая приставка «анти» имеет ещё значение «подделки под..» И говоря об этой подделке под Христа, Ириней Лионский пишет дальше:

«Пришествие его Иоанн в Откровении так изобразил: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2)».

Именно этого зверя называли антихристом не только ранние отцы церкви, но и основатели протестантизма и христианской реформации, в частности, Мартин Лютер. Что ж, давайте посмотрим на эти тексты и увидим, что в них кроется. Что стоит за этими словами Иоанна Богослова, записанными в книге Откровение? Мы будем читать 13 главу книги Откровение и детально её разбирать, всматриваясь в эти очень важные тексты.

· 1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. Откр.13:1,2.

Вот о чём повествует Иоанн, рисуя картину страшного зверя, о котором сейчас имеются очень разные интересные современные интерпретации. Посмотрите на одну из схем. Вы видите, как любят люди фантазировать. Оказывается, 10 рогов, по мнению этого интерпретатора, это руководители Советско-го Союза и России аж до Путина. А головы – ни-кто иные, как семь лю-бавичских ребэ. Кто-то явно находит паралле-ли. Думаю, вы впервые видите такую парал-лель. Я знаю много па-раллелей. Но для многих из вас параллель с семью любавичскими ребэ – это что-то новое. Но это иллюстрирует, насколько внебиблей-ского текста, не понимая библейский текст, насколько далеко мы можем зайти в наших измышлениях ифанта-зиях. И поэтому мы собрались здесь, чтобы понять, что же говорит Библия по этому поводу.

Во-первых, мы видим, что будет очень трудно разобраться с текстами и пониманием только что прочитанного отрывка без контекста. Здесь говорится о каком-то драконе. Что это за дракон? Давайте прочитаем. Ведь 13 глава Откровения не просто висит в воздухе, но она является частью большого видения, которое Иоанн Богослов, апостол, возлюбленный ученик Иисуса, записал в своей книге «Апокалипсис». И вот о чём здесь идёт речь.

· 7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Откр.12:7-9.

Кстати говоря, «дьявол» – это греческое слово «диаболос», а «сатана» – слово арамейское. Эти два слова обозначают одно и то же. Еврейский глагол «лэастин» означает «возмущаться, восставать, воевать». Этот дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, даёт страшному, выходящему из моря зверю престол и великую власть (см. Откр.13:2).

Не встречали ли вы что-нибудь подобное в Священном Писании? Чтобы кто-то кому-то давал престол и великую власть? Вспомните такой очень известный текст, записанный в Евангелии. Евангелие от Матфея, это последние слова Иисуса, 28 глава, 18 текст, где Иисус говорит: «дана Мне всякая власть на небе и на земле». Видите, какие выстраиваются анти-параллели. Кто даёт Иисусу власть на небе и на земле? Отец Небесный. А кто даёт власть зверю? Дракон, т.е. дьявол. Посмотрим ещё в книге Откровение, 13 глава, некоторые особенности.

· 3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? Откр.13:3,4.

Что происходит? Вся земля смотрит на этого зверя и поклоняется через этого зверя дракону. Вы видите, для чего используется зверь. Он используется для того, чтобы вести людей к дракону, к дьяволу. Это копирование отношений между Иисусом и Отцом. Известнейший текст в Евангелии от Иоанна:

· Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.Иоан.14:6.

Это очень важный текст. Сейчас есть и кришнаиты, и буддисты, и особенно представители различных ведических религий, которые очень обижаются на христиан, говоря: Какие вы, христиане, нетолерантные! Мы вашего Иисуса уважаем, а вы нашего Кришну нет! Ведь Бог один, а путей к Нему много. Но Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь». И никто – ни буддист, ни кришнаит, ни конфуцианин, ни иудей, ни мусульманин, никто! – не может придти к Отцу, кроме как через Иисуса. Иисус ведёт людей к Отцу, а зверь – к сатане. Эта обратная динамика, эти антитезы и были замечены многими христианскими мыслителями, и поэтому этого зверя из книги Откровение, 13 главы, называют антихристом, но не потому что он является противником Христа. Он является противником Христа, но не потому что он будет что-то отрицать во Христе, как это делают те, которых Иоанн в своих посланиях называет антихристами, но он будет подделываться под Христа, и люди будут обмануты, думая, что поклоняются через Иисуса Отцу Небесному, на самом же деле этот антихрист будет вести их поклоняться врагу рода человеческого.

И тут возникают несколько вопросов. Первый: Кто этот антихрист? Действительно ли это какой-то мистический затерявшийся еврей из колена Данова, который вдруг появится внезапно на мировой арене, после 2600 лет отсутствия такового колена в истории? Или, может быть, на этот вопрос нужно смотреть шире? И второй вопрос: Когда придёт антихрист? Придёт ли он в последнее время, перед пришествием Христа?

Мы начнём рассматривать второй вопрос и сразу же увидим проблему с этим традиционным представлением. Посмотрим книгу Откровение, 13 главу. Мы увидим, что здесь не всё так просто. В 1 тексте описан Иоанн, стоящий на морском песке и видящий выходящего из моря зверя с 10 рогами и 7 головами. Однако посмотрим ниже, на 11 текст:

· И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Откр.13:11.

Какую картину видим мы здесь? Если первый зверь, описанный здесь, в первой части 13 главы Откровения является, как мы выяснили, антихристом, которому надлежит придти перед пришествием Иисуса, то когда придти второму зверю с агнчими рогами? Вы понимаете, что что-то здесь не то. Эта концепция прихода антихриста прямо перед пришествием Христа в Откровении, 13 глава, не работает. Надо ещё понять, кто это такой, – второй зверь. Именно этот момент поставил под сомнение Мартин Лютер, когда начал исследовать вопрос пришествия антихриста. Что же этот основатель протестантского движения (я знаю, что многие из здесь сидящих принадлежат именно к этому движению) нашёл, исследуя книгу Откровение, 13 главу, и в частности, её первую часть? Давайте посмотрим.

Итак, мы говорили о том, что первая часть 13 главы связана с 12 главой и связана с великой борьбой, великой небесной войной, великим небесным сражением, которое вёл сатана с Всевышним Богом и в результате которого сатана оказался низверженным на землю. Но есть один ключ, и именно этот ключ нашёл Мартин Лютер. Он сопоставил несколько интересных цифр, и сейчас будет математика. Вот что записано о звере-антихристе в 13 главе книги Откровение:

· И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. Откр.13:5.

Иоанн вообще родился в Галилее и вырос на берегу Галилейского моря, его родным языком был арамейский. Свои послания, Евангелие и Откровение он писал, конечно же, на греческом языке, чтобы было понятно всем, а не только людям, живущим в Иудее. Поэтому он пишет по-гречески, но очень часто любит употреблять арамейские выражения. Но не только потому, что он разговаривает на арамейском языке, а для того, чтобы сделать очень важную связку, связку с единственной книгой Ветхого Завета, часть которой написана на арамейском языке. Это книга пророка Даниила, и в частности, 7 глава, где Даниил видит очень интересное видение, очень схожее с тем, что видит Иоанн в 13 главе Откровения.

Даниил видит четырёх зверей. Первый зверь – это лев, у которого орлиные крылья. Встречается ли образ льва в Откр.13? Второй зверь – это медведь, третий зверь – барс, а четвёртый зверь – ужасный, с десятью рогами. Я неоднократно говорил, что книгу Откровение невозможно понять, не разобравшись в том, откуда Иоанн берёт эти образы. А образы берутся из Ветхого Завета. В прошлой нашей лекции в субботу мы с вами разобрались в том, что последние язвы и Армагеддон невозможно понять, не прочитав и не вникнув в книгу Исход. А антихриста невозможно понять, не вникнув в пророчества книги Даниила. И вот что написано там о последнем, страшном и ужасном звере.

· Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Дан.7:8.

Интересно заметить, как эти звери в книге Даниила истолковываются. Это видение не остаётся без истолкования. Смотрите на то, как Даниил пытается понять, что это видение означает. И ему объясняют:

· Эти большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя восстанут от земли. Дан.7:17.

И действительно, в древние времена, в то время, когда жил пророк Даниил, и после, было четыре основных империи. Даниил постоянно их описывает. Первая империя, в которой жил Даниил в 6 в. до н.э., это была империя Вавилонская. Она изображена в виде льва. За ней следует империя Мидо-Персидская, изображённая в виде медведя. За ней следует империя Греческая, изображённая в виде барса – это империя Александра Македонского, просуществовавшая всего одно поколение. Александр Македонский умер, и эту Греческую империю сменила мощная, страшная, ужасная, жестокая Римская империя, которая впоследствии тоже распалась. Мы с вами читали в начале нашей лекции, что даже такой христианский мыслитель как Ириней Лионский видит и понимает это и говорит о том, что антихрист придёт не в конце времени, а после распада Римской империи. Посмотрите ещё раз на слова первых христианских мыслителей. Вот что говорит Кирилл Иерусалимский:

«Придёт предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства».

Когда окончились времена Римского царства? 476 г. н.э. – варвары разрушили Рим. Смотрите, когда жил Кирилл Иерусалимский: 313-387 гг., т.е. за 100 лет до распада Рима. Этому христианскому мыслителю, хоть и не во всём он был прав, было видно из Библии, что антихрист придёт при распаде Рима. И это как раз мы и видим. Посмотрите, как описан малый рог. Обратите внимание, как истолковывает ангел Божий то, что будет делать малый рог.

· И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Дан.7:25.

Всё это совпадает с книгой Откровение. Когда появляется этот малый рог? – После четвёртой империи, при распаде Римской империи. А что это за «время и времена и полвремени»? Это всего лишь какие-то три с половиной года. Неужели антихрист был полторы тысячи лет назад, три с половиной года что-то поделал, а мы этого не заметили? Книга Даниила не такая простая, и не всё там записано буквально. Мы это хорошо понимаем, читая очень важное пророчество, записанное в книге Даниила, пророчество о пришествии Иисуса. Даниил предсказывает точное время пришествия Иисуса.

· 24 Семьдесят седмин* определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. 25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена Дан.9:24,25.

*недель.

Если мы возьмём 69 буквальных недель, а речь здесь идёт о восстановлении Иерусалима во времена Ездры, т.е. это 457 год до н.э., то получается, что Мессия придёт всего лишь через шесть лет. Таким образом, буквальное толкование здесь не работает. Мы знаем пророческий принцип, который очень часто применяется в Библии, когда речь идёт о пророчестве. Когда народ Израильский в пустыне не пошёл в землю обетованную, Бог им сказал находиться в пустыне сорок лет по числу дней. «День за год определил Я тебе», – сказал Господь. Такие же самые образы встречаются и в других книгах Библии, и в частности, в книге пророка Иезекииля – день за год.

Единственной правильной интерпретацией пророчества Дан.9 о пришествии Мессии будет принять, что речь идёт не о буквальных 483 днях, а о буквальных 483 годах. Тогда мы точно увидим, как предсказано время пришествия и распятия Иисуса. Если это так, мы это часто будем видеть. Это стандартный приём в апокалиптических пророчествах – брать день за год. Если в каком-либо месте книги пророка Даниила, мы видим, что речь идёт о годах, а не о буквальных днях, то и здесь речь должна идти о годах. Этот малый рог против Всевышнего произносит слова, угнетает святых Всевышнего…

Кстати говоря, кто такие «святые Всевышнего»? Очень часто мы думаем, что святой – это человек с нимбом, вот как рисуют этих отцов церкви. Абсолютно не так. Для того, чтобы понять значение слова «святой», надо побывать на еврейской свадьбе. На еврейской свадьбе раввин не спрашивает жениха и невесту «согласна ли ты?» и «согласен ли ты?» На еврейской свадьбе жених подходит к невесте и протягивает ей кусочек золота и говорит ей: «Отныне ты будешь святой для меня, согласно закону Моисея и Израиля!» Что значит «святой»? Это означает, что данная девушка, приняв кусочек золота от жениха, становится запрещённой для всех других мужчин. Эта девушка вступает в брачный завет с данным молодым человеком.

Вот кого преследует антихрист. Это серьёзно. Речь здесь не идёт о том, что антихрист будет гулять по этому миру, а церковь будет отсиживаться где-то там на небесах. Мы видим, что антихрист будет преследовать тех, кто находится в связи, в завете со Всевышним. Что за завет со Всевышним? Как это можно понять? Если мы возьмём первую заповедь Десятисловного Божьего закона Всевышнего», вы помните, как она звучит?

· 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Исх.20:2,3.

Вы видите, насколько похоже то, что делает Всевышний со Своим народом, заключая с ним Свой завет, со вступлением в брак. «Да не будет у тебя других мужчин, кроме меня!» «Да не будет у тебя других женщин, кроме меня!» И сразу же ниточка тянется в 7 заповедь Декалога: «Не прелюбодействуй». И не всё так просто. Мы сегодня ответили на часть вопроса: когда должно быть пришествие антихриста? Есть ещё очень много моментов, которые нужно будет сопоставить на следующих лекциях, и мы будем продолжать наши внимательные исследования Откровения, 13 главы, потому что я знаю, что многие христианские мыслители связывают пришествие антихриста с его восседанием в храме Божьем. И естественно возникает вопрос: о каком Божьем храме идёт здесь речь, когда Иоанн пишет эти слова об антихристе, после того как храм уже разрушен? Естественно возникают разговоры, а будет ли восстановлен этот храм и как это совместить. Вот об этом как раз мы будем говорить завтра, поэтому не пропустите эту очень важную лекцию, где мы будем говорить, будет ли восстановлен храм в Иерусалиме. Но сегодня я хочу, чтобы мы сконцентрировали наше внимание на описании действий антихриста. И это действие схоже в Дан.7:25 и Откр.13:7.

· И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Дан.7:25.

· И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. Откр.13:7.

Антихрист пришёл после распада Римской империи, чтобы вести войну с теми, кто находится в завете с Господом, кто посвятил себя Всевышнему, кто сказал: «Да не будет у меня других богов, Господи, кроме Тебя, потому что я Тебя люблю, потому что Ты – мой Спаситель». И смотрите, что антихрист делает. У святых Всевышнего он, оказывается, мечтает отменить праздничные времена и закон. Я хочу забросить эту мысль в наши умы. Мы начали разговор о том, что антихрист (этот the антихрист) не тот, кто говорит какие-то враждебные вещи про Христа, а тот, который подделывается под Христа. А мысль сегодня о том, что Христос отменил закон, весьма популярна. Так теперь, может быть, нам стоит разобраться, какой Христос отменил закон – с голубыми глазками, как на той картинке, или с карими. Здесь написано, что антихрист возмечтает отменить закон. Кстати говоря, а Иисус говорит прямо обратное:

· Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Матф.5:17.

Что за этим кроется? Не всё так просто с этим антихристом. Что-то происходило. Я не зря приводил всех этих христианских мыслителей. Мы немного копнули историю христианства. Что-то происходило на протяжении более десяти веков с момента распада Римской империи? Что изменило облик христианства? Задумайтесь над этими фактами и над библейскими текстами, которые мы читаем. Завтра мы будем продолжать читать эти библейские тексты, разбирая вопрос, будет ли построен храм в Иерусалиме, потому что это важный момент. Сегодня очень многие верят, что антихрист должен был воссесть в храме Божьем, значит, храм в Иерусалиме должен быть отстроен, и мы об этом поговорим. Вы сейчас видите, что что-то здесь явно не стыкуется с библейским пониманием вопроса. И поэтому нам важно увидеть эти тексты, что Библия говорит о восстановлении храма. Но я хочу, чтобы мы прежде всего задумались, закончив наш сегодняшний экскурс в эсхатологические пророчества, над этими словами: «… и угнетать святых Всевышнего…»

Мы знаем, что антихриста посылает сатана, который недоволен людьми, являющимися святыми Всевышнего. Он не будет атаковать кого угодно, каких-то скептиков или атеистов или язычников. Сатана будет атаковать тех, кто хочет быть святыми Всевышнего. Я хочу задать вам вопрос: Вы хотите, чтобы сатана был вами недоволен? Это должно быть желание всякого христианина. Ибо тогда, когда сатана нами недоволен, значит, мы делает угодное нашему Господу и спасителю Иисусу. И я хочу, чтобы мы молились сегодня, все, кто желает быть врагом сатаны, все, кто желает, чтобы сатана был вами недоволен, я хочу, чтобы мы вместе молились, чтобы Бог нам показал, что мы должны сделать в нашей жизни, чтобы сатана был нами недоволен. Всех, кто желает просить об этом Господа, я приглашаю к молитве.

Всемогущий Господь! Мы сегодня стоим пред Тобою и желаем сказать Тебе, что мы хотим быть посвящены только Тебе. Никаких других богов кроме Тебя у нас нет. Мы хотим быть верными Тебе во всём навсегда, и в этой жизни и на всю вечность. Помоги, Господи, и открой волю Твою, мы хотим её исполнять. Мы хотим, чтобы Ты был доволен нами, зная, что сатане это не нравится, мы хотим быть верными Тебе. Об этом мы молим Тебя во имя Иисуса. Аминь.