7. Насколько ветх Ветхий завет?

Мы рады приветствовать всех интересующихся и небезразличных к слову Божьему, и прежде чем мы начнём наше исследование в лекции, я хочу ответить на два вопроса, которые мне задавали уже очень давно. Первый вопрос, мне почему-то постоянно его задают на западном побережье США, я не знаю, откуда эта идея растёт, но моё отношение к тому, что Иисус воскрес в субботу. Действительно, это интересный вопрос. Почему он возник, я приблизительно понимаю. Мы вчера говорили о жизни Христа, о том, что в Его жизни такого понятия как празднование воскресного дня вообще не было. Но естественно, в русском языке выражение «воскресный день» связано с воскресением Иисуса, и я понимаю тех людей, которые пытаются сказать, что Иисус воскрес не в первый день недели, а в субботу. Приводится такой аргумент, он записан как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Марка, где фарисеи просили Иисуса показать им знамение на небе, на что Иисус ответил им:

· 39 Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Матф.12:39,40.

Логика дальше следует такая: Если три дня и три ночи, то Иисус должен был воскреснуть в понедельник. Из прочитанного материала я не до конца понял, как высчитывается день смерти Иисуса, но я хочу показать вам, как важно читать тексты в их контексте и насколько важно знать содержание Священного Писания и не вырывать оттуда единичные места. В данном случае я хочу, чтобы вы увидели… я специально выписал все тексты, которые говорят о том, когда должен воскреснуть Иисус. Я воспользовался поисковиком…

· С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Матф.16:21.

· и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. Матф.17:23.

· и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Матф.20:19.

· И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Марк.8:31.

Когда должен воскреснуть Иисус? В третий день. Посмотрите, первое место, второе место, третье место, четвёртое… Посмотрите, сколько текстов говорят о том, что Иисус не может воскреснуть на четвёртый день. Здесь конкретно говорится, что Иисус должен воскреснуть на третий день. Это то, о чём говорит Священное Писание. Я лишь открою вам ещё один текст, который записан в Евангелии от Луки, конец 23 главы, и мы увидим на основании этого текста, что даже при Его смерти суббота была для Иисуса очень важна, и оставалась важной и для учеников Иисуса.

· 54 День тот был пятница1, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. Лук.23:54-56.

1«пятница» – в оригинале написано «день приготовления».

Единственное, в чём проблема: есть такая теория, что, дескать, это выражение «суббота» появляется в контексте того, что еврейская Пасха была в субботу. Скажу сразу: Левит, 23 глава, на которую ссылаются, – там действительно написано, что в первый день Пасхи, точно так же как и в последний день Пасхи, точно так же как в день Пятидесятницы, или в день Труб собирайте священное собрание и никакой работы не делайте. Но, ни разу нигде вы не увидите в Лев.23 по отношению к празднику Пасхи, что его первый день классифицируется как суббота. Более того, Исх.12:16 говорит о том, что в этот день можно варить, если в этом есть необходимость, тогда как о субботе говорится ещё в книге Исход, что если нужно что варить в день приготовления, варите, что нужно печь, пеките. Т.е. к Пасхе и к другим праздникам дней приготовления не бывает. Тем более, что на иврите, когда мы говорим о днях недели, то каждый день недели просто называется первым, вторым, третьим, четвёртым, пятым и шестым. Седьмой день называется «шаббат». Поэтому если мы предполагаем, что это было в Иудее, и люди здесь говорили на арамейском или на иврите, то что получается, перед Пасхой резко наступил шестой день? Возникает огромная путаница.

В любом случае мы видим здесь несколько важных моментов. Первое, мы видим, что после похорон Иисуса Его последователи возвратились и «в субботу остались в покое по заповеди». А придя в первый день недели, обнаружили, что тела нет. Иисус тоже оставался в эту субботу в покое по заповеди, показывая пример даже в Своей смерти. А что до обвинения о том, что подобные теории подтверждают или поддерживают папство, то скажу следующее. Действительно, мы ещё будем видеть в наших лекциях некоторые исторические факты, показывающие, что, собственно говоря, происходило, и как была изменена суббота на воскресенье, но скажу лишь одно. Советую очень многим работать и оперировать реальными фактами. Когда мы приносим какие-то подозрительные теории, непроверенные, непонятные, это идёт лишь во вред, потому что подобные теории и их неверность сразу раскрывается и ничего хорошего из этого не получается. Поэтому когда мы здесь о ком-то говорим или кого-то цитируем, мы всегда приводим оригинальный источник, будь то слова кого-то из отцов церкви или другие какие-то факты. А использование непроверенных фактов приводит только лишь к проблемам.

Я надеюсь, что вы уже привыкли к нашим провокационным названиям, и наша тема называется «Насколько ветх Ветхий завет?» Эта тема связана с предыдущей вчерашней темой, где мы тоже задали провокационный вопрос «Был ли Иисус фарисеем?» и говорили о штампах. Мне задали вопрос, кто-то подошёл и спросил: почему ты прямо не говоришь, почему ты оставляешь что-то немного недоговоренным? Вы знаете, имеющий ухо да слышит, как сказал когда-то Господь. Когда мы говорим о фарисеях в наших лекциях, мы дали правильное определение слову «фарисей». Фарисей – это истолкователь, интерпретатор Священного Писания. Был ли Иисус истолкователем Священного Писания? И эту нашу тему мы закончили словами Иисуса, когда Он говорит, что проблема не в том, что фарисеи истолковывают Священное Писание как-то неправильно. Иисус сказал: «Всё, чему они учат, слушайте и соблюдайте». Проблема в характере и в поведении. Именно поэтому истолкователи Священного Писания, фарисеи, оказались лицемерами. В этом заключается проблема.

Вы видите эту картинку? Видите, что на ней нарисовано? Посмотрите, как художники изображают Ветхий завет. Какой у нас создаётся образ? В христианстве этот образ, я вам уже говорил о 1700 годах, посмотрите, кто впервые употребил этот термин. Был такой историк, есть даже его книга по истории церкви, Евсевий Кесарийский. Впервые по отношению к 39 книгам Библии этот человек употребил термин «Ветхий завет». Только вдумайтесь, что за этим стоит. Мы прекрасно знаем, что записал апостол Павел в 2Тим.3:16.

· Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. 2Тим.3:16.

Скажите, пожалуйста, как при этом большую часть Библии можно называть обветшавшей или устаревшей? Мне добавляют, что при апостоле Павле и Нового завета как такового ещё не было. Новый завет появляется после завершения всех Евангелий и Посланий, фактически оформляется в канон только к концу 1 века н.э. До этого было Писание, которое было у иудеев. И как ни странно, но факт, Иисус иудейский канон Священного Писания чтил. Об этом Он заявляет самим же фарисеям в евангелии от Иоанна, 5 глава, 39 текст, где Он говорит:

· Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Иоан.5:39.

Иисус признаёт, что у иудеев было 39 книг Писания, которые свидетельствуют о Нём и через которые можно иметь жизнь вечную. Как же Иисус называл 39 книг Священного иудейского Писания? Давайте посмотрим. Об этом написано в Евангелии от Луки, 24 глава и 44 текст. Эта история известна многим, когда ученики идут из Иерусалима в Еммаус, грустные, думающие, что их Учитель погиб, не знающие, что делать. Иисус идёт рядом с ними, они Его не узнают, и Он начал им показывать от Моисея. Последние слова Он говорит такие:

· И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Лук.24:44.

Сегодня иудеи точно так же называют свои Священные Писания: Закон (Тора), Пророки (Невиим), Писания (Кетувим или Танах). Иисус использует тот же самый термин. Вопрос возникает: Кому это выгодно? И об этом сегодня мы поговорим. Кому выгодно, чтобы большая часть Библии рисовалась в наших умах с такой страшной картинкой, где представление, что на страницах этих книг, только каких-то сатанинских, неизвестно о чём говорится? Я хочу начать наши рассуждения с того, чтобы рассказать об одном очень интересном открытии, которое мне удалось сделать, проезжая в штате Огайо и в штате Кентукки по Interstate 71 и 65. Интересно, что мне удалось обнаружить. Я увидел вот такой большой знак, два таких знака, и на этих знаках были написаны слова: «If you died today where would you spend eternity?» («Если бы ты умер сегодня, где ты проведёшь вечность?»). Это когда едешь на север из Сенсенатти на Колумбус. За ним идёт следующий знак, посмотрите, что написано. «Hell is real» («Ад реален»). Но не переживайте. Когда едешь на юг, то видно другую сторону знака. И выход из таких вопросов, ответы на такие вопросы, есть с другой стороны, посмотрите. Вот, оказывается, что нужно делать, чтобы ад не стал реальностью:

«Thoushalt not commit adultery. Thou shalt not kill. Thou shalt not steal. Thou shalt not bear false witness. Thou shalt not covet». («Не прелюбодействуй. Не убивай. Не кради. Не лжесвидетельствуй. Не пожелай»).

Видите вот тут чуть-чуть рисунок, что это? А это скрижали, с этой и с этой стороны. Это на знаке с вопросом «Где ты проведёшь вечность?». А на том, что «Ад – реальность», смотрите, что написано:

«Thoushalt have no other gods before Me. Thou shalt not make any graven images. Thou shalt not take the name of the Lord in vain. Remember the Sabbat and keep it holy. Honour thy father and thy m other».(«Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения. Не произноси имени Господа напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Почитай отца твоего и мать твою»).

Кто поставил эти знаки? Думаете, это сделали адвентисты? Те из вас, кто уже немного знают про адвентистов, должны также знать, что подобные лозунги («Ад реален») адвентистам не свойственны. Кто ж тогда это сделал? Заповеди поставил… Может, это синагога сделала? В этих районах, посмотрите, явно не город. Это сельский фермерский район центрального Огайо. Здесь и евреев-то нет. И, опять же, раввины в своих проповедях не очень-то обращаются к вопросам наказания грешников. Ну, я не утерпел, нарушил правила остановки, съехал на обочину, пошёл, посмотрел, нашёл номер телефона, позвонил. Знаете, кто это сделал? Это сделали несколько христианских евангельских церквей. Вот как интересно-то! И что же получается? Для многих из вас это будет, наверное, очень интересным сюрпризом. Я общаюсь с евангельскими христианами, и я очень хорошо знаю, что как только с кафедры такой церкви что-нибудь скажешь, то сразу такое пятно ляжет на тебя, и назовут законником. Так как же здесь такое получается?

Я поговорил с пастором такой церкви, и этот пастор многое мне прояснил, особенно когда речь идёт… Мы закончили наши несколько лекций, говоря о том, любовь к Иисусу проявляется в соблюдении Его заповедей. И мне задавали вопрос: А какие заповеди у Иисуса Христа? Не две ли заповеди Он произнёс, отвечая на вопрос одного фарисея, который спросил Его: какая наибольшая заповедь в законе? И, конечно же, Иисус ответил:

· 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь. Матф.22:37,38.

· 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Матф.22:39,40.

Так не две ли всего лишь заповеди у Иисуса? Во-первых, мы уже неоднократно говорили о том, что часто мы имеем мало представления о том, чему учили-то фарисеи. Даже сама постановка вопроса: Какая наибольшая заповедь в законе? Сколько заповедей в законе имел в виду этот учитель закона, учитель Торы? Я слышу: десять. Не тут-то было! Согласно раввинскому учению в Пятикнижии Моисея (Торе) содержится 613 заповедей. Из них, по-моему, 335 – это позитивные (то, что нужно делать), а остальные – запретительные (то, что не нужно делать). Кстати говоря, вы сами можете найти это число, нужно лишь перечитать Пятикнижие и посчитать . В зависимости от того, как вы считаете глаголы, один или два в тексте, у вас может получиться что-то между 590 и 630 заповедями. 613 получается посередине. Итак, в иудаизме считается 613 заповедей.

Кстати говоря, это выражение «законник», которое употребляется, в английском ”lawer”, совершенно неправильное представление. Очень часто мы воспринимаем закон как нечто такое: шаг вправо, шаг влево – попытка к бегству, расстрел, типа как моральный кодекс строителя коммунизма. На самом же деле слово «Тора» не переводится как «закон». В иврите есть другое слово «хок» (или «хука«), которое переводится как «закон». Слово «Тора» происходит от еврейского корня «ор», что означает «свет». И этот человек был учителем Торы, как многие другие фарисеи были истолкователями, они искали ответы. Но они видели Тору под определённым углом. Они как бы пропускали весь текст Торы через сито «Что я должен делать и что не должен». И поэтому раввины недоумевали, зачем Моисей написал книгу Бытие, там же кроме заповеди «Плодитесь и размножайтесь» больше ничего нет.

Тема, какая же заповедь является главной, была очень распространена в фарисейских школах. Поэтому этот молодой человек, по-видимому, студент раввинов, пришёл к Иисусу, чтобы поспорить с Ним. Но Иисус говорит: «Возлюби Господа Бога и возлюби ближнего». Скажите, пожалуйста, это новые заповеди? Давайте посмотрим. По-моему, мы где-то их уже видели. По крайней мере эту заповедь мы точно видели. Посмотрите. Втор.6:5.

· Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. Втор.6:5.

Иисус читает из Торы. Он не придумывает ничего нового. Точно так же вторая заповедь, см. Левит, 19 глава.

· Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь. Лев.19:18.

Иисус не показал этому учителю Торы ничего нового, но Он показал принцип, который лежит в основе Торы и пророков. Посмотрите, что Он говорит в завершение: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:40). Если мы любим ближнего как самого себя, мы не будем ему завидовать, желать его имущества, не говоря уже о его жене. Или же, возлюбив своего ближнего как самого себя, мы сочтём, что теперь можно красть? Или же, может быть, Господу Богу Всевышнему будет приятно, когда мы имя Его будем употреблять в восклицаниях или ругательствах? Это христиане очень хорошо понимают. Я не знаю, как здесь, в Сакраменто, но думаю, вы уже не раз слышали, как имя Иисуса в английском и американском используется в качестве ругательства. Когда американец, так присвистывая, говорит «Jesus Christ!», это он делает в контексте ругательства. Многие евангельские христиане вешают на бамперах такие лозунги: ”Jesusis the Lord,not a swearword” («Иисус есть Господь, а не ругательное слово»).

Мы уже видели отношение Иисуса к закону, и этим отношением Он начинает то, что многие считают революцией в религии. Вы узнаёте это озеро? На склоне этого холма располагались люди, как в зрительном зале. Здесь внизу стоял Иисус. Это место очень известное, сюда экскурсоводы специально заводят экскурсии. Там, где я стою, находится церковь, и очень часто рисуют, что Иисус взошёл на гору и с горы говорил. Вы когда-нибудь пробовали говорить с горы, чтобы вас слышали тысячи людей? Происходило обратное. Если вы придёте сюда и расположитесь здесь на горе, как в амфитеатре, а человек встанет внизу, возле этого поля, то будет хорошо слышно. Этот обрыв высотой 50 метров. Те, кто пришёл послушать весть Иисуса, услышали Его первые слова – с чем пришёл Спаситель к людям.

· Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Матф.5:17.

Вы спросите: Как же? Ведь столько раз в Нагорной проповеди Он привносил какие-то новые идеи, отрицая старые ретроградские иудейские ветхозаветные порядки! Что ж, давайте посмотрим. Например, известный текст:

· 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Матф.5:43,44.

Мы с вами видели, где написано: «Люби ближнего своего». Это Лев.19:18. Кто-нибудь может мне сказать, где в Ветхом завете написана заповедь: «Ненавидь врага твоего»? Если кто-то найдёт и покажет мне в Библии, я дам 50 долларов. Написано другое в законе Моисеевом. Посмотрите, например, что сказано в книге Исход, 23 глава, 4 и 5 стихи.

· 4 Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; 5 если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним. Исх.23:4,5.

Это только к ослам или к волам относится? Если ваш сосед по апартментам за что-то вас недолюбливает, но у него нет ни волов, ни ослов, но вы видите, что он стоит у дороги в дождь, и колесо пробито, то если вы следуете Ветхому завету, вы, наверно, имеете полное право проехать мимо, да ещё и обрызгать его из лужи, правда? Или найдя кошелёк соседа, который вас недолюбливает, вы обязательно вытащите всю его наличность, все кредитные карточки и подбросите его под дверь? Этому ли учит Тора? Те же слова говорит Иисус в Нагорной проповеди. Принцип остаётся.

Но вы, конечно же, скажете: «А как же око за око и зуб за зуб»? Наверное, эти евреи в Ветхом завете только и делали, что дрались друг с другом. И чтобы они друг друга не поубивали, Бог сказал, если кто-то кому-то выбьет глаз, то вы только глаз выбейте, а не идите на него с мечом и топором! Давайте посмотрим, так ли это. Когда я слышу подобные разговоры о содержании Пятикнижия Моисея, мне сразу вспоминаются слова известного советского юмориста Михаила Жванецкого о том, что рассуждаем о вкусе устриц, которых никогда не ели. Как можно рассуждать о недостатках закона, который мы никогда не читали? А закон особенным образом требует внимательности. Псалмопевец в самом первом псалме говорит:

· 1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! Пс.1:1,2.

В том, что Господь написал Своим перстом на горе Синай, а также в том, что Он сказал Моисею, есть о чём порассуждать. Посмотрите внимательно, что говорит Евангелие.

· 38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Матф.5:38,39.

Что означают эти слова? Сравним с книгой Исход. Подумаем, прежде всего, как мы понимаем сказанное Иисусом «око за око и зуб за зуб». Не создаётся ли у вас впечатление, что Иисус говорит здесь о мести? «Не противься злому» = «не мсти», не правда ли? Кстати, мы только что в Исх.19:18 прочитали: «не мсти» и «не имей зло». Посмотрим, что по этому случаю говорит сам закон «око за око и зуб за зуб».

· 23 а если будет вред, то отдай душу за душу, 24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, 25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. Исх.21:23-25.

К кому направлен этот закон? Кто должен здесь отдавать? Обидчик или обиженный? Конечно, обидчик. Если обидчик причинил вред, он должен отдать. Это заповедь к обидчику. А Иисус Свою заповедь к кому обращает? К обиженному. «Не противься злому, не отвечай ударом на удар». В чём же суть вопроса? Нам кажется, что речь в этих словах (око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу и т.д.) идёт о том, что занимаются одними лишь драками. Но мы часто не понимаем, что этот закон сформулирован в переносном смысле и указывает на равное возмещение ущерба. Это не означает, что я должен выдрать свой зуб и отдать потерпевшему: «На, поставь себе!» Посмотрите, как Иисус употребляет здесь эти выражения, и мы увидим, что «око за око» не следует понимать буквально. Чуть ниже в Нагорной проповеди сказано:

· 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Матф.5:29,30.

Собратья, вас искушают ваши глаза? Ну что, будем вырывать? Я видел многих искренно верующих христиан, борющихся с искушениями, но пока не видел ни одного, нанёсшего себе подобное увечье. Или отсекшего себе руку. Речь здесь идёт о серьёзности искушения. Точно так же, в случае «око за око, зуб за зуб» мой глаз не поможет тому, кого я поранил. Чаще всего наносятся не телесные повреждения, а материальный ущерб.

Если мы теперь христиане, то что это означает? Если мы кому-то что-то попортили, то мы спрячемся за слова Иисуса и не будем ему возмещать? … Это не заповедь, говорящая о безответственности. Часто девушки спрашивают: «А что, мы теперь не должны защищать себя от попыток насилия?» Эта заповедь говорит не об этом. Если мы читаем в контексте Нагорной проповеди в Матф.5, дальше говорится: «Кто судится с тобой за одну рубашку, отдай ему две».

Заповеди «око за око, зуб за зуб» встречаются три раза в Пятикнижии и из них два раза – конкретно в судебном контексте. Иисус здесь говорит о том, чтобы научились друг с другом мириться, а не бегали и по каждой мелочи судились друг с другом за восстановление ущерба. Это ни в коем случае не отменяет нашу честность и порядочность.

Эти вопросы были очень хорошо понятны ранней христианской церкви. Я вам показал, что в 386 году Евсевий назвал еврейские Писания Ветхим заветом. Но с ним не согласен христианский мыслитель, живший 180 годами раньше. Здесь уже приводились цитаты из его книги. Это Ириней Лионский. Посмотрите, что он говорит:

«Итак, все естественные заповеди общи нам и им (иудеям); у них получили они начало и происхождение… Ибо повиноваться Богу, следовать Его слову и больше всего любить Его и ближнего, как самого себя – а человек любому человеку есть ближний, – и воздерживаться от всякого злого дела и прочее подобное обще обоим (Заветам), и оно показывает одного и того же Бога» («Против ересей», книга 4, глава 13).

Сколько заповедей? – Все естественные заповеди. Это комментарий на слова Иисуса Христа. Это слова, сказанные во 2 веке. Человек жил, спустя 100 после смерти Иисуса, и вот какие он делает выводы. Это известнейший раннехристианский мыслитель и богослов.

Возникает вопрос: Что же такое Ветхий завет? В Послании к Евреям в конце 8 главы сказано: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:13). Зачастую этот текст вырывается из контекста и дальше не читается, что имеется в виду под «первым» или «ветхим» заветом. Апостол в Послании к Евреям даёт определение первому завету.

· 1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». 3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», 4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. 6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Евр.9:1-7.

Мы уже показывали вам схему храма, а здесь она фактически описывается. Вчера, отвечая на вопрос, может ли человек греха воссесть в храме, построенном человеком, мы говорили, куда он здесь сядет – на светильник или на жертвенник курений? Или, может быть, на херувима заберётся? Здесь на херувимах находилась слава Божия. Но дальше очень чётко написано, – и это имеет отношение к тому, о чём мы говорили, я эти тексты сейчас показываю, – что означало это святилище или храм.

· 9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления. Евр.9:9,10.

Что означает «до плоти»? Чья это плоть? – Христова плоть. И «установлены были только до времени исправления». Вы понимаете, что происходит в христианской мысли сегодня? Когда апостол Павел говорит, что вот эта скиния «до времени исправления» является ветхим заветом, христиане говорят: «Этот храм будет восстановлен!» Но когда дело касается заповедей, регулирующих наше отношение с Богом, говорят, что это ветхий завет. Не пора ли расставить приоритеты в правильном направлении?

Я должен сказать, что американское евангельское христианство рассуждает на эту тему очень серьёзно. Рой С. Мур баллотируется сегодня в губернаторы штата Алабама. Семь лет назад он был верховным судьёй этого штата. И он решил поставить в фойе здания Верховного суда вот такой монумент: Десять заповедей. Вы думаете, он был адвентистом? Уверяю вас, нет. Этот человек был искренним евангельским христианином. В Америке есть такая либеральная организация, которая называется Организация по защите гражданских свобод (ACLU). Они решили подать на этого судью в Верховный суд США, аргументируя тем, что это заповеди иудео-христианские, и могут ущемлять права мусульман или буддистов и т.д. Верховный суд США постановил убрать этот монумент. Поднялись десятки тысяч людей, и вышли на демонстрацию. Это были евангельские христиане. Адвентистов среди этих демонстрантов не было. Что сегодня движет евангельскими христианами Америки ратовать за то, чтобы правительство устанавливало не кресты, а Десять заповедей?

Я часто слушаю разные христианские радиопередачи, включая известного многим из вас автора и ведущего передачи «Фокус на семье» доктора Добсона. И в них конкретно говорится: Америка – это христианская страна, и мы должны здесь пропагандировать наши ценности. Почему это происходит? Для того, чтобы увидеть, до чего дошло пренебрежение принципами Божьего закона, далеко ходить не надо. Надо лишь включить телевизор и через минуту выключить. И вы увидите все те мерзости, которые творятся сегодня. Надо просто выйти на улицу, или посмотреть газеты. Особенно в Калифорнии, — за что штат пытался проголосовать год назад? За однополые браки! И не только штат Калифорния.

Извините, но Ветхий завет не был написан для того, чтобы обветшать. И более того, зачем Богу было писать то, что вскоре устареет? Зачастую мы смотрим на закон, и у нас такое отвращение, мы съёживаемся от этого, думая, что Бог желает нам зла. Посмотрите, что говорит Господь о Своих заповедях.

· 4 Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. 5 Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь. Лев.18:4,5.

«Человек будет жив», а не мёртв. Бог желает нам добра. Бог показывает нам, куда не надо идти. Если стоит трансформаторная будка, на которой нарисован череп с скрещенными костями, будем ли мы ругать электрокомпанию, которая запрещает нам туда лезть? Или это сделано для того, чтобы наши дети не погибли? Что говорит Господь дальше? Посмотрите. Это сегодня актуально. Эти слова предваряют заповеди, которые сегодня в этой самой развитой христианской стране ставятся под сомнение.

Инцест:

· 7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. 9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Лев.18:7,9.

Скотоложство:

· Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Лев.20:15.

Спиритизм:

· Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш. Лев.19:31.

Думаете, это не серьёзно? Посмотрите на эти ток-шоу. Особенно эти сенсации. Берут двух подростков 16 и 17 лет. Это, оказывается, брат и сестра. И на всю Америку они рассказывают о своих чувствах друг ко другу, далеко не братско-сестринских. И говорят, как же плохо, что общество имеет такие нормы.

А спиритизм? Разве сегодня его не существует? Или, может быть, кто-то имеет аргумент, что, мол, в Новом завете написано, кто Царства Божьего не наследует, но там конкретно не высказан запрет на вызывание мёртвых. Что, теперь будем на блюдечке гадать, когда по маме будем скучать? Извините, это не ветхая буква и не Ветхий завет. Но зачем же так драматизировать? Посмотрите сюда.

· Не внимай пустому слуху. Исх.23:1.

Это плохая заповедь? По-моему, этим мы все любим страдать: слушать всякие сплетни и распространять их дальше. Об этих заповедях отношения к врагам мы уже говорили:

· 4 Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; 5 если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним. Исх.23:4,5.

А как насчёт этой заповеди?

· Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь. Лев.19:32.

Как насчёт почитания старших в этой стране? Мы всё это видим. И американское христианство это тоже видит. И поэтому сегодня американские христиане идут во главе этого движения и призывают на всех углах, во всех общественных местах ставить и распространять Десять заповедей. «Не прелюбодействуй», «Не убивай», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства», «Не завидуй»… С этим мы все соглашаемся. А как вот с этой частью? Как с 4 заповедью?

Есть такая пословица: Из песни слов не выкинешь. Если из неё начать выкидывать слова, то получится пародия на песню. Удивительно, что в христианстве нет проблем ни с одной из 9 заповедей. Аргумент, который мне приходится слышать, что и «Не кради», и «Не завидуй», и «Не прелюбодействуй»… — всё это есть в Новом завете. Очень часто ссылаются на Послание к Коринфянам, 6 глава, где сказано с 9 стиха

· 9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 1Кор.6:9,10.

Скажите, пожалуйста, есть ли где-нибудь в Новом завете подтверждение заповеди «Не сотвори себе кумира и не поклоняйся изображению»? Такого нет. Только почему-то все евангельские христиане согласны с тем, что поклоняться статуям, таким, какие есть, например, в соборе св. Петра, нельзя. Проходя мимо одной статуи, я увидел, что там постоянно нога приклеивается. Это её так целуют, потому что этот святой благословляет на путешествия. Её целуют, целуют, она отваливается, её приклеивают, снова целуют… Или поклоняться мощам, или даже ставить свечки перед иконами, — евангельское христианство это не делает, хотя в Новом завете ни слова не говорится. А на каком основании? Не на этом ли? Исх.20:4,5. Но почему-то когда речь идёт об этих стихах (Исх.20:8-11), что-то постоянно происходит, и находятся какие-то оправдания.

Недаром Евангелие, которое распространяется в последнее время… Мы уже читали эту евангельскую весть последнего времени. Мы исследуем апокалиптические пророчества, и есть апокалиптическое Евангелие, которое ни разу не упоминает ни о смерти, ни о воскресении Иисуса Христа, но зато говорит:

· Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. Откр.14:7.

Три дня назад я задал вопрос: Что значит «поклонитесь Сотворившему»? Как нужно поклоняться и как Бог желает, чтобы поклонялись Сотворившему, сегодня, в этой стране, где 90% называющих себя христианами верят в теорию эволюции? где во всех государственных университетах обучают теории эволюции? И если только они узнают, что кто-нибудь из профессоров является приверженцем креационизма, в этой «свободной» «христианской» стране, его уволят с работы! Не является ли это зверем с агнчими рогами, устами говорящем о христианстве, но когда доходит до дела, оно говорит как дракон теориями эволюции, радиоуглеродными методами, динозаврами? Вы знаете, я рос в 70-е годы, был октябрёнком, пионером, комсомольцем, я не видел столько динозавров вокруг. Ребёнку что ни откроешь какой мультик на канале, где мультфильмы показывают, там сплошные динозавры! Темы другой что ли нету? Или в этом есть план? Не видеть это невозможно.

«Поклонитесь Сотворившему». Какой научный канал ни откроешь, я такого в атеистическом Советском Союзе не видел! Наши преподаватели, коммунисты, в Киевском государственном университете, преподавая нам физику и математику, ставили эту теорию эволюции под сомнение. Наш профессор теории вероятности, коммунист, сказал нам, что для того, чтобы из неорганизованных атомов создать систему, в которой будут хотя бы 10 организованных атомов, что эта система создастся сама по себе, вероятность этого процесса –1039. Это на 10 атомов! А сколько организованных атомов и молекул в одной клетке!! А здесь они только ищут на всех научных каналах воду на Марсе, чтобы доказать, что вода производит жизнь. Христиане же все! Вот почему Евангелие не говорит о распятом Христе! Все эти люди ходят в церкви и молятся каждое воскресенье. А по понедельникам, вторникам, средам, четвергам, пятницам и субботам преподают на своих факультетах теорию эволюции.

Как поклониться Сотворившему небо и землю, и море и источники вод? Где-то мы уже встречали эти слова. 4-я заповедь, если её не читать отрывочно, как это, к сожалению, в этих лозунгах, – я по другому на могу это назвать: это лозунги, потому что как в Советском Союзе они были и не выполнялись, так и здесь, эти лозунги провозглашаются и не выполняются, – эта заповедь не состоит из одной строчки. Но это единственная заповедь, которая объясняет, почему её нужно соблюдать, чтобы у нас не возникало сомнений: а может быть, это только для евреев? Написано:

· 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Исх.20:8-11.

Вы видите, те же самые слова: «небо и землю, море и все, что в них»! Как мы будем поклоняться Богу как Творцу? Как мы будем любить нашего Господа, который призывает нас и говорит:

· Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Иоан.14:15.

Апостол Иоанн, возлюбленный ученик Иисуса, конкретно говорит, как можно проверить искренность наших чувств к нашему Господу и Спасителю.

· Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. 1Иоан.5:3.

В чём проблема, собратья? Проблема, пожалуй, в одном: в старых привычках, в старых утверждениях, в старых традициях, которые сидят в нас очень и очень крепко. Мы показали вам в Нагорной проповеди, что Иисус не противоречит словам Священного Писания и Закона, который Он же дал народу Своему через Моисея. Или Его тогда не было, когда Бог давал на горе Синай Своё откровение? Он существует вечно.

Вопрос возникает: Что значит «слышали»? Если мы почитаем историю искушения Иисуса, которая предшествует Нагорной проповеди, когда Иисус попал в пустыню и был искушаем дьяволом. Всякий раз, когда дьявол предлагал Ему сначала из камней сделать хлеб, потом прыгнуть со стены храма, потом вообще поклониться, – всякий раз на три искушения Иисус отвечал, начиная одним и тем же словом: «написано». И цитировал, кстати говоря, тексты из Ветхого завета.

Когда речь идёт о «сказанном», речь идёт об устной традиции, которая всегда стояла между Библией и людьми. Устная традиция, она была как в иудаизме, так и в христианстве. Но Иисус однозначно говорит очень конкретные слова о заповедях и устной традиции – в книге Евангелие от Марка, 7 глава, 7 текст:

· Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Марк.7:7.

И:

· Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Иоан.14:15.

Они не тяжки. Тяжко другое. Тяжко пережить насмешки, оскорбления, когда будут называть «законником», когда друзья будут крутить пальцем у виска, когда будешь терять друзей, – вот это тяжко. А исполнять то, что Господь говорит, для нас же сделано, чтобы мы жили этим, – это не тяжко. Но тяжко уйти от укоряющих взглядов людей и оторваться от гипнотического влияния толпы, о чём Иисус нас и предупреждал:

· 13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Матф.7:13.

Мы хотим, чтобы у нас было всё, как у людей, не правда ли? Ещё премудрый Соломон говорил в Притчах:

· Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Прит.16:25.

Поэтому Иисус говорит:

· Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Матф.7:14.

Потому что требуется желание узнать, что написано в Библии. Потому что требуется мужество сказать своим друзьям, и учителям, и пастырям: «Я хочу следовать за Господом так, как Он учит меня в Библии». Готовы ли вы сегодня идти в жизнь узким путём, который предначертал нам Господь? Я хочу молиться об этом со всеми теми, кто желает принять это решение: идти путём, который предначертал нам наш Господь Иисус; стремиться к тому, чтобы быть как Он, и жить, как Он жил. Если есть в этом ваше желание, я приглашаю вас к молитве.

Наш Господь, наш Искупитель, наш Царь и Творец! Мы хотим выполнять волю Твою. Мы любим Тебя и желаем, чтобы Ты помог нам учиться исполнять заповеди Твои. Освяти нас заповедями Твоими, Господи! Об этом наша молитва во имя Твоё. Аминь.