8. Обременение язычников

Я хочу ответить на вопрос, смысла которого я не понял. Дело в том, что несколько лекций назад я обнаружил вопрос, относящийся к Армагеддону, где меня просят пояснить, что означает в Армагеддоне выражение «кровь до узд конских». Я не совсем понял, что имел в виду задающий вопрос, но я сейчас поговорил с тем, кто задавал вопрос, и я сейчас ещё раз на него отвечу.

В лекции я употребил это выражение, что при Армагеддоне, как говорят в некоторых проповедях… Я понял так, что задающий вопрос спрашивает про библейский текст, записанный в книге Откровение, 14 глава. Надо посмотреть, о чём идёт тут речь, почему я сразу не сориентировался. Потому что очень часто это выражение в 20 стихе («И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских») относится к Армагеддону. В данном случае это, конечно же, не правильно. Ещё на прошлой неделе мы выяснили, что Армагеддон – это место. Вопрос возникает: это кровь течёт в какой-то последней битве или здесь что-то другое?

Я хотел бы, чтобы мы обратили внимание, откуда идёт эта мысль о крови и точиле. Я уже говорил, что в книге Откровение с потолка ничего не берётся, а все эти образы берутся из Ветхого завета. Посмотрите, как об этом говорится в книге пророка Исайи. Мы только что прочитали книгу Откровение, 14 глава, о том, что потекла кровь из точила. А сейчас смотрите.

· 1 Кто это идет от Едома, в червленых* ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я — изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Ис.63:1.

* «червлёный» означает «красный».

О ком здесь идёт речь? Конечно, о Боге. Потом задаётся вопрос:

· Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? Ис.63:2.

Похожие слова, правда? А Бог отвечает:

· 3 «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; 4 ибо день мщения — в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. 5 Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя — она поддержала Меня: 6 и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их». Ис.63:3-6.

Видите, как интересно! Бог говорит, что Его день мщения, Его день суда совпадает со временем, когда настаёт «год искупленных». Т.е. кто-то искуплен, а кто-то наказан. Как это относится к Откр.14? Заметьте, что такое «точило». Точило – это пресс, на котором выжимается вино. Теперь читаем книгу Откровение, 14 глава. Это весть третьего ангела о поклонении второму зверю с агнчими рогами.

· 9 …Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, 10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его. Откр.14:9,10.

Что в конце Господь делает? Господь изготовляет это вино. Сначала, после того, как высказаны предупреждения от ангелов, Бог посылает двух других ангелов. Один ангел говорит сидящему на облаке:

· И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. Откр.14:16.

Кого пожинает жатва – в евангельском понимании? «Жатвы много, а делателей мало» – читали такой стих? Кто эта жатва – праведники или грешники? Это праведники. Затем идёт другой ангел с острым серпом.

· И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. Откр.14:18.

Эти гроздья винограда пошли в точило. Вы видите, как эти образы похожи. Бог, выходящий из точила в окрашенных красных ризах, у Исайи говорит: Я топтал точило, потому что это день мщения Моего. И одновременно – искупления. В Откровении то же самое: после Божьего призыва поклониться Сотворившему идёт весть о том, что пал Вавилон, и предупреждение о том, что нельзя поклоняться зверю, и в результате человечество разделяется на два лагеря. Никакой битвы здесь нет. Бог не собирается ни с кем    не вступать ни в какую битву. Он – праведный Судья. Одни будут сжаты и положены на гумна, а другие будут отправлены в точила. Это не будут ни танки и ни самолёты. Это будет праведный Божий суд, дающий одним воздаяние, а другим жизнь вечную.

Тут сразу возникает следующий вопрос, и я сразу же на него отвечу. Это касается числа зверя. Мы говорили о звере с агнчими рогами, о лжепророке. И у лжепророка, а не у антихриста, есть число: 666. И какое это число? – Человеческое. Есть такая вещь, может быть, вы слышали, она называется каббала. Сегодня это так модно. Каббала – это иудейское мистическое учение, частью которой является библейская нумерология. Там буквы сопоставляются с числами, всё это перемешивается как колода карт, чего там только ни напридумывают! Бог записал Свою весть словами и предложениями, которые мы должны понимать, а не числами и не числовым кодом. Не поддавайтесь на эти трюки. Когда кто-то в компьютер кто-то что-то заложил, а компьютер – это лишь машина, состоящая из кремния, и она сама ничего не делает, пока на неё не напишут программу, поэтому когда кто-то говорит, что ему компьютер ответил, это не компьютер ответил. Это результат программы, которую написал программист. Поэтому не покупайтесь на эти обольщения.

В Библии есть два базовых числа. Это очень важные числа. Число 3. Как вы думаете, чьё это число? Это число Бога. И число 4. Что такое это число? Четыре угла Земли. Четыре ветра небесных. Бог и творение. И как получается число 7? Число 7 – это число гармонии, число полноты. 7=3+4. Это число Божьего совершенства. А что такое число 6? Это число неполноты: немного не дотягивает до Божьего стандарта. Если в чём-то содержится 90% правды, можно ли это считать правдой? Это – ложь. Даже 99,999999% правды нельзя считать правдой, это будет ложь. Есть вещи, которые можно смешивать. Но когда речь идёт о правде и лжи, то полуправда – это тоже ложь.

У Бога есть стандарт, и до этого стандарта грешный человек не дотягивает. Почему Иисус и говорил, мы читали эти тексты в Евангелии от Марка: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим», в которых очень часто не хватает одной заповеди. 90% правды преподаются сегодня в большинстве церквей, 90% правды.

Итак, чем же обременяет Господь язычников? Это серьёзная тема, потому что она ставит целью ответить на один из самых главных штампов, которые есть сегодня в христианстве: «Мы и они». «Мы» — это христиане, «они» — это евреи. Очень часто приходится слышать от христиан различные выдумки про евреев, особенно когда касается вопросов еврейского закона. Именно в этом ключе используется текст, записанный в книге Деяния апостолов, 15 глава. Отсюда, из этого текста, берёт название наша лекция. В этих двух стихах содержится постановление Иерусалимского собора, которое заканчивается такими словами:

· 19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Деян.15:19,20.

Делается вывод, что вместо Десяти заповедей, которые Бог дал евреям, для не евреев Бог предусмотрел четыре заповеди. Естественно, мы сразу видим, что в эти четыре не входит суббота. Однако же, нам необходимо вспомнить то, что мы говорили об отношении Иисуса к субботе, чтобы разобраться, о чём говорит этот текст. Здесь не всё так просто, и этот текст невозможно использовать для подобных оправданий. Мы начнём с повторения того, о чём говорили на прошлой лекции. Мы говорили о том, что по смерти Иисуса Его ученики продолжали оставаться в покое – не по еврейской традиции, а «по заповеди». Это при том, что Иисус перед Своей смертью сказал (Евангелие от Иоанна в завершающей части): «Заповедь новую даю вам», и ученики очень хорошо поняли, что эта «новая» заповедь не перечёркивает Десять заповедей, они оставались в субботу в покое. Сам Иисус предсказывал события, которые произошли спустя 40 лет после Его распятия, – о разрушении храма, о том, что верующим в Него удастся выйти из осаждённого Иерусалима. И так и получилось. Эти события хорошо описаны в исторических книгах Иосифа Флавия, его книга называется «Иудейская война». И там описано, как фанатики, зилоты, одна из иудейских групп, подняли восстание против Рима, поубивали солдат римского гарнизона. Они воспользовались смертью Нерона, когда в стране была определённая неразбериха. Но пришло время, и были посланы войска Веспассиана, который потом стал римским императором. Войска Веспассиана подошли к городу. Однако потом осада с города была на короткое время снята. Зилоты праздновали победу, а верующие в Иисуса поняли – Иисус им говорит: надо бежать! Иисус предупреждал:

· Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу. Матф.24:20.

Почти 40 лет после Своей смерти Иисус продолжает говорить Своим последователям о важности субботы. И здесь мы переходим к следующему историческому этапу. Вопрос возникает: Всё-таки жители Иерусалима были иудеи, и может быть, Иисус говорит к иудеям? Апостолы были иудеями, для иудеев и остаётся суббота, она – иудейская. Посмотрим, как пророк Исаия ещё за 700 лет до рождения Иисуса говорит о не иудеях:

· 6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, 7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Ис.56:6,7.

Это говорит пророк Исаия. Это говорится о Божьем плане, который был изображён в Торе, Пророках, в Писаниях и не касался исключительно евреев. «Сыновья иноплеменников», которые «хранят субботу от осквернения». В чём проблема? Сегодняшнее христианство очень часто ставит барьер между иудеями, которых относит к периоду Ветхого завета, и язычниками, которые находятся в Новом завете. Но проблема в том, что это разделение произошло намного позже, нежели произошли события, описанные в книге Деяния апостолов. Это разделение произошло тогда, когда христианство стало государственной религией и когда христианские миссионеры вместо того, чтобы читать людям слово Божие, начали рисовать картинки для этих варварских языческих племён, и эти картинки превратились в иконы. Далее, чтобы как-то отвлечь язычников от их языческих праздников на их место начали вставляться христианские праздники, о которых в Новом завете вообще нет ни слова, но целью было, как высказал протоиерей митрополит Флоровский в книге «Исторический путь православия», покорение язычества. Он писал: «Христианству нужно было покорить язычество, и это было невозможно сделать без того, чтобы приспособиться под языческий уклад жизни. А потому православное христианство представляет собой твёрдый сплав, состоящий из библейских ценностей и вобранных в себя охристианенных языческих обрядов».

Но этого не было тогда, когда апостолы проповедовали Евангелие. И сейчас вы поймёте почему. Посмотрите на некоторые примеры из миссионерского путешествия апостола Павла. Он стал апостолом язычников, как он о себе говорит. Он первым вышел за пределы Израиля и направился по разным местам Римской империи. Давайте посмотрим, куда он попадал и как он проповедовал язычникам.

· 1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. 2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, 3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. Деян.17:1-3.

Фессалоника – это город в Греции, популярный курорт. И куда они зашли? Павел решил зайти в языческий храм и раздавать там христианскую литературу, так написано? Там была Иудейская синагога! И Павел по своему обыкновению (кстати, мы уже читали, что у Иисуса тоже было обыкновение) «вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний». Он ни разу не пригласил никого собраться в какой-то другой день. А ведь это было в Греции! Как удобно было бы собраться, когда у всех выходной! Но Павел упорно три субботы говорил из Писаний. Удалось ли ему создать церковь в Фессалонике? Конечно! Кому ж он адресует аж два послания? Это всё выходцы из синагоги собрались. Это не выходцы из языческих храмов. Это выходцы из синагоги! Те, кому Павел говорил из Писаний. У нас нет ни слова о том, что Павел потом куда-то выходил на городскую площадь в Фессалонике. Он находился в синагоге. Вы можете спросить: почему? Сейчас поймёте.

Давайте посмотрим ещё один пример. Это один из красивых примеров. Это Малая Азия, сейчас это Турция. Посмотрите на эти раскопки. На снимке – то, что осталось от синагоги 1 века. По чему можно судить, что это синагога: это такое квадратное здание. И вот, видите эту выемку? Здесь находился ковчег, где хранились свитки Священного Писания. Археологи, находя такие фундаменты, сразу знают: это синагога.

· 14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую1 и, войдя в синагогу в день субботний, сели. 15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Деян.13:14,15.

1Это в районе известного сегодня турецкого курорта Анталия.

Не пришло в голову Павлу пойти проповедовать на базар. Опять он и его спутники пришли в синагогу. «После чтения закона и пророков» – это очень важные слова, говорящие о том, что делалось в синагоге. Мы уже говорили, что основная цель синагоги – доносить людям слово Божье, которые его могут только слышать, т.к. нет ещё таких доступных по цене Библий на их полках. Поэтому люди находятся в синагоге. «Начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите». Павел говорит конкретные слова о пророчестве об Иисусе, о Его смерти, о Его воскресении. Давайте посмотрим на реакцию слушающих.

· При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Деян.13:42.

Кто обратился к Павлу с просьбой? Язычники! И они не просили Павла придти в удобный для них день. Вопрос возникает: Кто эти язычники и что они делают в иудейской синагоге? Это главный вопрос, который нам поможет понять, о чём идёт речь в книге Деяния апостолов, 15 глава, потому что мы сейчас в 14 главе. Это то, что называется контекст, прямо и непосредственно. Деян.14 говорит нам о том, что в синагоге были язычники. Что это были за язычники? Скорее всего, это уже были не язычники. Это были люди не еврейской национальности, которым опостылело язычество. И поэтому они приходили в синагогу. Естественно, по субботам, что бы послушать откровение Бога Авраама, Исаака и Иакова, Творца неба и земли. Возникает вопрос: А что дальше с ними происходило? И вот здесь, смотрите дальше. 43 текст показывает нам, кто вообще в этой синагоге был.

· Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители [Бога], обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. Деян.13:43.

У выхода сидят язычники, Павел стоит за кафедрой, и первые, кто к нему подходят, это иудеи, а потом обращённые из язычников. В синагоге люди разделялись на три статуса: 1) урождённый иудей; 2) обращённый из язычников; 3) язычник, который ещё не был обращён, но уже приходил в синагогу. На основании Библии именно такая была иудейская традиция, что всякий не еврей проходил этот этап обращения в иудаизм, если он этого желал. И суть такова, что апостол Павел продолжал находиться в иудейской синагоге, и что происходит в следующую субботу?

· В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Деян.13:44.

То есть, что сделали пришедшие в синагогу язычники? Они не повели Павла на базарную площадь в понедельник. Они привели своих друзей и родственников слушать апостола Павла в синагогу. Теперь всё понятно. Однозначно мы видим исполнение слов, сказанных через пророка:

· Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Мал.3:6.

Зачем Богу разделять между иудеями и язычниками, и одним давать одни заповеди, а другим давать другие? Какой в этом смысл? Мы читали с вами некоторые заповеди, я напомню, задумайтесь, к кому они относятся? Заповедь «Не внимай пустому слуху» относится только к евреям? Евреи должны не распространять сплетни, а не евреям можно и посплетничать? Какое тяжёлое бремя – не распространять сплетни! Или, например, как вы относитесь к такой деликатной заповеди: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18:22)?

Кстати говоря, сегодня многие калифорнийские учёные утверждают, что эти заповеди относятся только к территории государства Израиль. Поэтому в Калифорнии разрешены однополые браки. Это – Левит, 18 глава. Или, например, 18 глава, 19 стих:

· И к жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее. Лев.18:19.

Понимаете это выражение, что оно означает, да? Что, еврейская женщина по-другому устроена? А верующему во Христа из язычников можно насиловать свою жену? Понимаете? «Я – Господь, Я не изменяюсь». Зачем Богу менять Свои откровения, разве Он ошибается?

Давайте разберёмся, о чём пишет нам книга Деяния апостолов,15 глава. Начнём по порядку. Мы только что прочитали, что 14 глава заканчивается тем, что апостол Павел проповедует Евангелие в иудейской синагоге по субботам, и на эту проповедь приходят как иудеи, так и язычники. И тут возникает вопрос: А как это так язычники резко приходят? Такого быть не должно. В иудаизме так не делается: так просто взять язычника и привести. Поэтому, когда Павел с радостью возвращается в Иерусалим доложить, возникают трения между теми… Кстати говоря, некоторые пришедшие из Иудеи – это фарисеи или христиане? – Конечно, христиане. Какое дело фарисеям, что там происходит в христианской церкви? И они говорят: «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись».

· 1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. 5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Деян.15:1,5.

Понимаете, как ставится вопрос. Когда Павел приходит в Иерусалим, чтобы рассказать, как много язычников в Антиохии Писидийской присоединилось к Господу, то «восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие». То есть, оказывается, фарисеи некоторые тоже уверовали, но они имели свою позицию: язычников надо обрезывать и заповедовать им соблюдать закон Моисеев.

Это два момента, которые очень важные. О чём здесь разговор? Вы помните историю с Филиппом, которого Господь направил Духом Святым, чтобы тот встретил идущего из Иерусалима эфиопского евнуха. Кстати, эфиопский евнух был обрезан или не обрезан? Он был обрезан, потому что он читал пророка Исаию, был на поклонении в Иерусалиме. Дело в том, что сегодня у нас есть эфиопские иудеи. Это не евреи по национальности, эта община называется «фалаши». Сейчас все эти люди эмигрировали в Израиль. Мы не знаем точно, он они утверждают, что являются потомками царя Соломона и царицы Савской. Точных доказательств этому нет, но мы знаем точно, что на протяжении многих сотен лет на территории Эфиопии проживали племена эфиоплян, обращённых в иудаизм. Это факт. Под словом «евнух» подразумевается просто «вельможа». Этот эфиопский евнух побывал в Иерусалиме и шёл обратно, домой. Поговорив с Филиппом на тему книги пророка Исаии, 53 глава, он уверовал, и Филипп допустил его до крещения.

· 36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? 37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. Деян.8:36,37.

Проблемы не было. Евнух, хоть и не еврей по национальности, но он из иудейской веры. А тут Павел приходит и говорит: «У нас столько не евреев, и мы всех приняли!» И бывшие фарисеи хватаются за голову: «Как, так быстро??!! У нас же есть процедура!!» Понимаете, что значит «по закону Моисея»? По закону Моисееву есть целый процесс обращения, мы сейчас поймём, что это означает. Сейчас вы увидите, почему я об этом говорю. Обратимся к постановлению, которое издал этот иерусалимский собор. Апостолы посовещались и сказали:

· 19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Деян.15:19,20.

Естественно, прочитав, что речь здесь идёт о соблюдении закона Моисеева, мы зачастую приходим к выводу о том, что вот это то, что затрудняет – заповеди Божьи затрудняют. Вы верите, что всё Писание богодухновенно? Могут ли быть в нём противоречия? Почему их там не может быть? Потому что «богодухновенно» предполагает, что Бог Духом Своим Святым контролирует каждого писателя. Кто писал это? – Лука записывал эту историю. Давайте посмотрим, как Иоанн, возлюбленный ученик Иисуса, апостол, говорит о заповедях Божьих.

· Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. 1Иоан.5:3.

Вы понимаете, в чём проблема? Легко говорить: не затруднять – это заповеди Божьи. Но что делать нам с возлюбленным учеником Иисуса? Или он что-то напутал? Здесь надо разобраться. Четыре заповеди, которые рекомендуют язычникам, это интересные заповеди. Потому что сегодня многие христиане используют этот текст и говорят: Вот это для язычников. Давайте честно посмотрим друг другу в глаза и себе, прежде всего, и спросим: Эти четыре заповеди мы соблюдаем или нет?

1) чтобы воздерживались от оскверненного идолами, 2) от блуда, 3) удавленины и крови, и 4) чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

Посмотрим очень внимательно. Что такое «осквернённое идолами» – это тоже интересный вопрос. Написано не «поклоняться идолам», а «воздерживаться от оскверненного идолами». «Осквернённое идолами» – это что угодно, имеющее корни в идолопоклонстве. Теперь подумайте: в вашей христианской практике есть ли что-то, что имеет корни в идолопоклонстве?

Блуд – это как бы понятно. А вот что насчёт заповеди №3? «Воздерживаться от удавленины и крови» – что это такое, знаете? Все говорят: мы эти четыре заповеди исполняем, это – для христиан. Так вот, я спрашиваю христиан: что это такое? Я вам скажу, что это такое. Поднимите руки, кто из вас кушает мясо. А какое вы мясо кушаете? Есть ли в этом мясе кровь или её там нет? Вот говорим: еврейский закон, еврейский закон… Кому это написано, евреям?? Нет, вроде бы язычникам. А соблюдаем ли мы это или просто слепо берём, что продаётся в магазинах. Если это магазин обычный, то большинство животных, и особенно коров, сейчас очень мало режут, их в основном убивают электротоком. И это значит, что кровь остаётся в сосудах и растекается по тканям. А чтобы избавиться от крови, нужно, чтобы туша была вывешена соответствующим образом, чтобы кровь из неё стекла. Потом желательно ещё высолить это мясо. Есть такая кошерная соль, крупнозернистая, которая вбирает в себя кровь. Вот что значит воздерживаться от удавленины и крови.

И возникает вопрос: кого мы обмануть хотим? Говорят, что «мы выполняем заповеди для христиан». Если это закон для христиан, то, как написано у Иакова, кто «соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (2:10). Если мы так относимся к 3 заповеди, если это наши четыре, то мы и блудники, и идолослужители.

Я уже не говорю о том, что означает «не делай другому того, что не желаешь, чтобы делали тебе». Эта цитата очень популярна в раввинских проповедях. Я уже рассказывал вам о двух основателях фарисейского движения Шамае и Гиллеле. История говорит о том, что Шамаю подошёл один язычник и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне о всей Торе, пока я стою на одной ноге». Тора – это 613 заповедей, согласно фарисеям. Шамай разозлился и лопатой выгнал его. А Гиллель обратил его. Он сказал ему: «Не делай другому того, что не желаешь, чтобы делали тебе. В этом вся Тора, а остальное комментарии. Иди и изучай Тору».

Вчера мы видели, что у Иисуса есть очень похожее определение. На чём основаны закон и пророки? «Возлюби ближнего своего как самого себя». На сём основаны весь закон и пророки. Посмотрите, как в Деяниях апостолов в 15 главе продолжается рассказ и постановление, потому что мы только часть его прочитали. Мы прочитали последнее предложение: «чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». И далее написано:

· Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. Деян.15:20.

Иными словами, в постановлении апостольском сохраняется требование к язычнику пойти изучить основы закона Божьего, который во всех синагогах по всем городам читается каждую субботу. Вопрос возникает: Что же означает это выражение «Если не обрежетесь по обряду Моисееву»? В чём здесь проблема, я сразу скажу. Мы вчера говорили о 613 заповедях. И мы говорили, как раввины зачастую говорят: А зачем нам книга Бытие, там записаны всего нечастные две заповеди». А вы знаете, какие две заповеди там записаны? 1) «Плодитесь и размножайтесь»; 2) «Обрезывайте крайнюю плоть мужского пола». Обрезание идёт явно до закона Моисеева. Так что же за обряд обрезания по закону Моисееву? Этот обряд записан в книге Исход, 12 глава. Речь здесь идёт о том, как сыны Израилевы выходили из Египта и как вместе с сынами Израилевыми, согласно книге Исход 13 глава, вышло множество разноплеменного народа. Естественно, возник вопрос: что делать с этим разноплеменным народом? Ведь что нужно было сделать, чтобы первенцы не умерли от последней язвы, которую принесёт ангел-губитель? Взять агнца и помазать его кровью косяки дверей. Хорошо, но написано очень чётко в Исх.12, что агнец есть пасха Господня, а в 43 стихе написано:

· Вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее. Исх.12:43.

Как же множество разноплеменного народа вышло? Очень просто. Смотрите, какой есть закон:

· 48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; 49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами. Исх.12:48,49.

Скажите, пожалуйста, кого символизировала Пасха Господня? Жертву Иисуса. Вы понимаете, о чём говорит закон Моисеев об обрезании? В Деянии апостолов не имеется в виду весь закон Моисеев, мы уже прочитали. Если мы выкинем всю Тору, тогда получается абсурд: тогда можно убивать, прелюбодействовать, красть… Нет, но здесь сказано, что они обсуждают закон Моисеев, касающийся обрезания, когда необрезанный не имеет права быть частью народа Божьего. А на иерусалимском соборе они принимают постановление о том, что этими процедурами, процессом, кстати говоря, только во время Пасхи Иудейской, не еврей становился частью народа Израильского.

Заметьте разницу, как в Деяниях апостолов сказано о том, кто были три группы людей в синагоге: 1) иудеи, 2) обращённые из язычников чтители Бога, 3) язычники. В этой классификации кем становится язычник после обрезания? – Природным жителем земли. Вы видите, что иудейские традиции даже нарушали Моисеев закон. Поэтому говорится о том, чтобы не обременять язычников этой длительной процедурой длинного пути обращения в иудаизм, который занимал до трёх лет. Но Талмуд говорит, если ты хочешь обратиться в иудаизм, то в конце своего пути изучения всего, что нужно изучить, ты должен иметь дискуссию с тремя раввинами, каждый из которых будет тебя отговаривать от того, чтобы стать иудеем. Почему? Потому что, спросите у любого ортодоксального иудея, и он скажет: быть евреем – это трудно! Извините, но Иоанн пишет, что любовь Божия заключается в том, что мы соблюдаем заповеди Его, а заповеди Его не тяжки. Но этот процесс обращения был тяжек. И поэтому апостолы его аннулируют и дают возможность каждому человеку чувствовать себя равным в церкви Божьей, изучая на равных основаниях основы Его закона и проявляя свою любовь в соблюдении заповедей.

Ну, конечно, есть много вопросов, связанных с тем, что говорит апостол Павел дальше. Ведь нам сказано в его Послании к Римлянам:

· Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Рим.6:14.

Такое впечатление, что благодать здесь прямо противоречит закону. Есть такая игра: «Подбери противоположное». И к слову «закон», такое впечатление, что противоположностью является «благодать» – такое сегодня зачастую слышишь. «Закон» ≠ «благодать». Сейчас мы выясним, так ли это. (На слайде ручкой закрыт контекст). Затем Павел спрашивает:

· Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Рим.6:15.

И дальше он даёт определение, что закон даётся нам для того, чтобы знать, грешны мы или нет.

· Ибо законом познается грех. Рим.3:20.

Потому что где нет закона, нет греха и преступления.

· Где нет закона, нет и преступления. Рим.4:15.

Как мы знаем, что есть правильно, а что неправильно? Если у нас нет стандарта, то как мы сегодня ответим на все попытки допустить однополые браки, всевозможные другие извращения? Эти люди говорят: «Нас Бог любит!» Послушайте этих людей, они же не просто какие-то атеисты, многие из них христиане. Его спрашиваешь: «Как ты можешь быть христианином, если ты живёшь с другим мужчиной?» — «Ну, я ж таким родился, Бог меня таким создал…» И поэтому «вот мы не под законом, мы под благодатью. Поэтому я могу жить со своим другом». Какое красивое оправдание, и как далеко мы можем зайти. И уже зашли. Знаете, в чём проблема? Давайте задумаемся, что является противоположностью к слову «закон». «Беззаконие» – об этом говорит возлюбленный ученик Иисуса. Говоря о том, Иисус говорит конкретно, в самом завершении Нагорной проповеди, и мы не раз эти стихи приводили.

· 21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Матф.7:21-23.

Что такое «беззаконие»? Это – грех. Какое ещё может быть определение беззаконию? Если нет закона, это и есть беззаконие. Что такое «беззаконие» в словах Иисуса? Беззаконие – это грех, который мы можем установить только, посмотрев на Божественный стандарт, записанный для нас на страницах Его откровения.

Проблема заключается в том, что в христианстве существуют две противоположные крайности. На протяжении полутора тысяч лет, может быть, меньше, 1300 лет, католическое господство в Европе убеждало людей в том, что спасение можно заслужить только богоугодными делами, его надо заработать. Кстати говоря, если благодать не противоположна закону, закон ≠ беззаконию, то что можно противопоставить благодати? Спасение делами. Вот что противоположно благодати. Это, к сожалению, присутствовало. Люди в 14-16 вв. должны были искупать свои грехи за деньги, покупая индульгенции. Мартин Лютер, основатель Реформации и протестантского движения, очень конкретно противостал этому и говорил о том, что мы спасаемся не добрыми делами, а благодатью Христовой, которая нам дана на Голгофе. Но, к сожалению, Лютер пошёл далеко. Он сказал, что Библия не вся хороша для чтения. Библия хороша только там, где она говорит о благодати. А там, где она говорит о послушании Богу, он эти слова, например, апостола Иакова, называл соломенными посланиями. Почему? Потому что апостол Иаков во 2 главе 10 тексте говорит:

· Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Иак.2:10.

Почему я вам и показывал, что вы не можете использовать Деяния, 15 главу, сказав, что это для язычников. Потому что если брать этот стандарт, то и то, что апостольский собор написал, мы не исполняем.

· Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Иак.2:11.

Видите, на что Иаков ссылается, на какой закон? Он ссылается на Декалог. Ап.Павел добавляет:

· Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. Рим.2:13.

Далее Иаков объясняет суть, зачем нужен закон. Естественно, не для того, чтобы им получить прощение. А для чего?

· 23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Иак.1:23-25.

Закон – это зеркало, которое показывает человеку его состояние. Мы все больны болезнью греха. Грех – это не какой-то поступок, это наше состояние, это хроническая болезнь, от которой Господь желает, чтобы мы были излечены. Зеркало даёт нам диагноз. Не будем действовать, как один врач из одного украинского города. Этого врача скорой помощи было прозвище «клизма». Он от всех болезней ставил клизму. Температура – клизма, понос – клизма, аппендицит — … Есть тут медицинские работники? Знаете, что будет, если человеку поставить клизму при аппендиците? Человек умер, а врач пошёл в тюрьму. Закон – это диагноз. Мы не можем лечить себя, не поставив себе диагноз. Мы не можем молиться всю свою жизнь: «Господи, прости мне мои грехи, только я не знаю какие. А, может, я вообще ни в чём не виноват. Потому что я такой хороший, праведный, безгрешный». Нет! Нам нужно зеркало, чтобы увидеть, кто мы есть. Не для того, чтобы впасть в депрессию, а для того, чтобы вместе с нашим великим Врачом, Господом Иисусом, работать. А только Его кровь очищает нас от всякого греха.

· Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 1Иоан.1:7.

Одно без другого невозможно. Невозможно сочетать вместе спасение, благодать и беззаконие. Не сживутся они вместе. Невозможно лечиться от болезни греха, принимая тайлинол самоуспокоения, что у нас всё хорошо, и мы абсолютно безгрешны только потому, что Иисус умер за наши грехи. Мы получили прощение, но мы остались больными. И Господь сегодня ждёт каждого из нас, чтобы мы возрастали в нашем спасении, возрастали в понимании Его святого откровения. Вот почему когда мы говорим… Я недаром отвечал сегодня на вопрос из Откр.14, где разделяются пшеница и грозди винограда, где есть те, которые пойдут на гумно, и те, которые отправятся в точило. Перед этим выбором в 12 тексте дано определение тех, кто отправится на гумно:

· Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Откр.14:12.

Невозможно одно без другого. Если мы любим нашего Господа, Он великий Врач, дающий нам Его заповеди. Не для того, чтобы мы от них мучились, но для того, чтобы мы стали духовно здоровыми. Поэтому я сегодня хочу молиться с теми, кто желает быть духовно здоровыми в Господе нашем Иисусе, умершем за нас на Голгофе. Приглашаю к общей молитве.

Всемогущий Господь, мы благодарны Тебе за то, что кровь Твоя очищает нас от всякого греха. Но Твой святой закон указывает на наши недостатки. Исследуй наше сердце, Господи. Ибо мы хотим попасть на гумно, а не в точило. И мы хотим быть чистыми и верными Тебе, веруя в Тебя и соблюдая Твои святые заповеди. Аминь.