1Кор.5:7 — Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Что ап. Павел заложил в эти слова? Что такое вообще Пасха по Библии?

Исх.12:11 – Единственное место, где определяется понятие «Пасха Господня».

· Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. Исх.12:11.

На основании этого текста, Пасха – это праздник? Пасха – это день?

Пасха – это жертва, это агнец, который должен был быть принесен во всякой израильской семье, находящейся в Египте, дабы каждый израильтянин мог понять, что такое заместительная жертва; дабы каждый израильтянин уяснил себе, что если он и его семья желают, чтобы их первородный старший сын остался жив, необходимо, чтобы в их доме умер агнец, кровью которого необходимо было помазать косяки дверей, — дабы все могли это видеть.

Вот почему Павел указывает на Иисуса и говорит, что Он есть Пасха Господня. Павел ничего нового не придумывает. Подобные слова говорил Иоанн Креститель:

· Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Иоан.1:29.

Откуда же берутся эти идеи в христианстве? Откуда Пасха вдруг стала праздником светлого воскресения Христова? Откуда вдруг появился разговор о еврейской пасхе отдельно и о христианской пасхе отдельно?

Авторами это концепции являются «отцы церкви», которые в 321 г. на соборе в Константинополе вынесли постановление о праздновании дня солнца – вместо «еврейской субботы». А также о праздновании пасхи – не согласно библейскому установлению, а праздновать её исключительно по воскресеньям и так, чтобы ничто в этой пасхе не напоминало Библию. Поэтому библейскую пасху обозвали «еврейской пасхой». Вместо этого была привнесена концепция: Христос – наше восходящее солнце, дабы подкрепить идею о том, что христианам следует праздновать первый день недели – день солнца.

Вот почему сегодня следует обратиться к примеру Иисуса, чтобы понять, как нам следует праздновать пасху. Что Иисус делал на пасху? У нас есть пример, что делал Иисус и Его ученики во время последней пасхи, перед тем, как Иисус стал тем Агнцем, закланным за грехи всего мира. Обратимся к истории, которая записана во всех 4 Евангелиях. Эта история описывает нам последние дни Иисуса.

· 17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? 18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. 19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Матф.26:17-19.

Как сегодня понимать эти слова? Сегодня, когда говорят «готовить что-то на пасху», люди в православной культуре понимают приготовление особых куличей. Это ли сделали ученики? Что сделали ученики? Что они приготовили в доме «такого-то» человека, имя которого нам не раскрывается?

Кто-то говорит: Они закололи агнца. Но так ли это? Был ли в верхней горнице заколот агнец подобно тому, как повелел Господь в книге Исход 12?

Сделаем одно наблюдение. Оно записано в Иоан.18:28. Речь идёт о том, что происходило после ареста Иисуса, т.е. после того, как Он с учениками съел пасху.

· От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху. Иоан.18:28.

«Было утро». Какого дня было утро? – Пятница. И они не вошли в преторию, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

Текст даётся очень непросто. Это связано с тем, что греческий язык Нового Завета не способен отразить все детали, описанные на еврейском и арамейском языках. О какой пасхе здесь идёт речь? Почему священники боялись зайти в преторию, чтобы не оскверниться? Речь здесь идёт о пасхальной жертве. Пасхальная жертва, которая согласно Лев.23 должна была быть принесена в храме под вечер пятницы.

Вы помните, когда умер Иисус? Если вы обратите внимание, то вы увидите, что Иисус как истинный Агнец Божий умер как раз в тот самый момент, когда следовало заколоть пасхального агнца.

В книге «Желание веков» отражена интересная деталь. Мы знаем, что в момент смерти Иисуса в храме… во-первых, началось землетрясение. Оно послужило причиной того, что завеса в храме разодралась пополам. А в книге «Желание веков» написано, что пасхальный агнец убежал.

Это событие по своему масштабу беспрецедентно. Ведь на жертвеннике находился не один пасхальный агнец. На жертвеннике находился первый пасхальный агнец. На каждую пасху под вечер, под конец 14-го дня месяца нисана или авива, стояла многотысячная очередь к жертвеннику храма, и священники готовились к тому, чтобы закалывать пасхальных агнцев. Были сотни пасхальных агнцев, которых нужно было заколоть в храме. Это было огромное масштабное событие. Люди со всего Израиля приходили в храм, чтобы это сделать. Они стояли в очереди, их пасхальные агнцы, как описывает древний фарисейский документ, под названием Мишна, закалывались, и они отходили в сторону. А на храмовой горе находились печи, в которых этих агнцев пекли, и потом их ели.

Но когда произошло землетрясение, всё это сорвалось, но всему этому надлежало быть. Под конец пятницы. А перед началом пятницы ученики приготовили пасху. Что же они приготовили?

Обратите внимание на строжайший запрет, записанныйво Втор.16:5,6.

· 5 Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; 6 но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта. Втор.16:5,6.

Т.е. не могло произойти, чтобы пасхальный агнец был заколот раньше. Пасхальная жертва приносилась только вечером 14 нисана. Все люди приходили в это время и закалали своих пасхальных агнцев.ученики не могли это сделать за день заранее. Более того, нигде, ни словом, ни полсловом в текстах Евангелий не упомянуто, что Иисус повелевает ученикам пойти в храм и заколоть пасхального агнца.

Иисус повелевает Своим ученикам готовить пасху в арендованной комнате. Почему это играет такое большое значение? Потому что от того, как мы понимаем пасху, очень многое зависит в нашем вероучении.

«Протестанты потеряли евхаристию». Однажды мне пришёл вопрос на фейсбук: «А вот у нас на евхаристию что будет?» Я задаю вопрос этому человеку: «Брат, с каких пор ты считаешь, что адвентисты имеют евхаристию?» — «А какая разница, как это называть?»

Как часто мы называем обряд, который у нас в церкви происходит раз в квартал, причастием? Евхаристия и причастие – это одно и то же. Евхаристия – это греческое слово, причастие – это перевод на русский язык. Но правильно ли мы это переводим и понимаем? Откуда берётся понятие «причастие»? Само слово берётся из Иоан.13, когда Пётр отказывается от того, чтобы Иисус мыл ему ноги. Иисус сказал ему на это: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Иоан.13:8). «Со Мною», а не «во Мне».

Даже самое маленькое слово в Библии – это серьёзное учение, и мы не можем его менять. Написано: «со Мною», а не «во Мне». Что за этим стоит? Отвечу, что такое «евхаристия». В католицизме это называется «месса». Это процесс, в результате которого благодаря священнодействию священника кусочек хлеба превращается в настоящее тело Иисуса, а вино превращается в настоящую кровь. И только тогда, когда священник это подаёт, только из рук священника христианин может взять это, потому что тогда происходит мистическое единение «во Христе».

Этому ли учит нас Христос? Учит ли нас Христос каким-то мистическим концепциям, доступ к которым осуществляется сегодня через какую-то касту избранных людей, которые каким-то своим священнодействием превращают хлеб и вино в настоящие тело и кровь Иисуса?

Знаете ли, какое самое сильное наказание в традиционном христианстве существует со средневековья? Отлучение от евхаристии. Отлучение от евхаристии означает потерю спасения. Знаете почему? Всё заложено в понятие «евхаристия». Евхаристия – это замена жертвоприношения. Вот почему нужен священник, оказывается. Потому что кто в ветхозаветном храме может принести жертву? – Только священник. Соответственно священник должен своим священнодействием как-то принести Христа в жертву. И только тогда, когда священник принесёт Христа в жертву, остальные миряне причастятся к телу и крови и получат спасение.

Очень важно понимать, что делал Иисус на пасху. И самое главное, что Иисус на пасху не приносил жертву. Иисус на пасху не приносил жертву, потому что Он есть жертва. Иисус – читайте Новый Завет, читайте Евангелия, — неоднократно посещал храм. Иисус неоднократно был в храме, и на пасху в том числе. Но вы ни разу не увидите, чтобы Иисус приносил в храме жертву. Потому что не Он приносил жертву, а Его принесли в жертву за каждого из нас. Он есть та Жертва, которая спасает нас от всякого греха. И никакой человек, никакой другой посредник не может стоять между нами и истинным Агнцем Божиим.

Что же тогда происходило в этой комнате? Я её не называю верхней горницей. Не знаю, откуда это слово появилось в нашем лексиконе… Вернее, я знаю, откуда оно появилось. Оно появилось из английского “upper room” (верхняя комната). Проблема в том, что “верхняя горница” – это тавтология. Горница – это уже то, что находится наверху.

Кстати говоря, иногда с этим проблема, я знаю. Когда я упоминаю о том, что Иисус на Пасху во время Вечери с учениками не ел пасхального агнца, у многих вызывает вопросы, потому что многие из вас, наверное, читали книгу Е.Уайт под названием «Опыты и видения». И в русском переводе в этой книге написано: «Я видела, как Иисус с учениками ел пасхального агнца». Может быть, кто-то читал и помнит. Мне пришлось залезть в английский язык и убедиться, что тот, кто переводил эти слова, сделал неправильный вывод. В оригинале написано: «Я видела, как Иисус с учениками ел “Passover meal”. Что такое “Passover meal”? – Пасхальная трапеза! Я понимаю, переводчик был искренним человеком, но он находился в таком же богословском заблуждении. Он подумал: что может быть пасхальной трапезой кроме пасхального агнца? А почему он так подумал? А потому что он не знал, что на самом деле делал Иисус. На протяжении многих столетий христианство повторяет эту, по-другому я не могу назвать, мантру, говоря: “еврейская пасха, еврейская пасха”… У нас произошёл разрыв, и мы не понимаем, что такое пасха в то время. Мы читаем слова Библии и пытаемся следовать Библии, но у нас не рисуется правильная картинка. Давайте нарисуем эту картину, давайте посмотрим, что происходит.

Вот что сказано в Матф.26:26. Большинство людей знают этот текст наизусть:

· И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Матф.26:26.

Что они ели? Что это была за трапеза? Я понимаю, если мы не знаем корней, кажется, что они ели агнца. А если они ели агнца, то Иисус взял и заменил агнца хлебом. Значит, раньше был жертвенный агнец, теперь у нас жертвенный хлеб. Вы понимаете, всё христианство этому учит. И поэтому на этом основании, на том, что у нас не складывается картинка, что они ели, появляется идея мессы как жертвоприношения, – основа традиционного католицизма и православия в том числе.

Далее, в 27 тексте написано:

· И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все. Матф.26:27.

Так мы привыкли, так делается. Согласно Матф.26:26, Иисус взял хлеб. Потом Иисус взял чашу. Но давайте посмотрим, как пишет евангелист Лука. Параллельная история записана в Лук.22. И вот что сказано в 17-19 текстах:

· 17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. 19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Лук.22:17-19.

Как мы привыкли? Сначала хлеб, а потом вино, так? А у Луки как? И кто прав? Как надо делать? Не переживайте, надо дальше прочитать. А дальше написано:

· 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. Лук.22:20.

Вы видите, что нам описывает евангелист Лука? «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Те же слова, что говорит евангелист Матфей, но про что говорит Лука? Сколько чаш здесь? Две! Что это такое? Для человека, непосвящённого в некоторые еврейские традиции, это может показаться чем-то странным и непонятным. Но на самом деле, что я сейчас делаю с вами? Я прохожу с вами текст за текстом, показывая вам определённые элементы, которые складываются в единую картину того, что в традиционном иудаизме называется «пасхальный седер» или «пасхальная вечеря». Вот что приготовили ученики Иисусу. Они приготовили пасхальную вечерю. Что такое пасхальная вечеря? Традиционно пасхальная вечеря происходила до принесения пасхального агнца. Пасхальный агнец приносился к вечеру пятницы 14 нисана, а пасхальный седер начинался с заходом солнца в начале 14 нисана. Почему? А вот почему. Мы прочитали во Втор.16, что пасху, т.е. агнца, ни в коем случае нельзя было закалать в домах. То, что мы с вами знаем, описано в книге Исход, 12 главе. Это событие, которое произошло единожды в истории. Т.е. единственный раз в истории закалали агнца и мазали косяки дверей. При пасхальной жертве, приносимой в храме, никаких косяков никто не мазал. Приносили просто жертвоприношение, т.к. этот день назывался «днём священного собрания».

Второе. После того, как в Исх.12 мазали косяки дверей, что происходило? Бог сказал, что Ангел-губитель должен пройти мимо тех, у кого помазаны косяки дверей. Был ли Ангел-губитель каждый год? Нет, это событие единственное в истории. Вот почему, – мы не знаем точно, когда, возможно в 3 в. до н.э., так уж сложилось, – иудеи начали отмечать это событие особой вечерей, вечерей воспоминания. Вечеря воспоминания не была каким-то ритуалом, это было просто время, когда семья собиралась за столом, прежде всего для того, чтобы научить детей, как сказано во Второзаконии, «когда сын твой спросит тебя…» Для этого собирались люди, собиралась семья, и устраивалась такая вечеря воспоминания о тех великих событиях, которые положили начало Израильскому народу, это было очень важно.

Вот что сделал Иисус, вот что использовал Иисус для того, чтобы научить чему-то Своих учеников. «Сие творите – обратите внимание! – в Моё воспоминание». Вот что делаем мы каждый квартал. Понятно, что мы не делаем полный пасхальный седер. Этого делать… это другой вопрос. Каждый квартал никто этого не делает. Апостол Павел в 1Кор.11 очень чётко говорит о двух моментах, какие надо делать из пасхального седера всякий раз, вспоминая о смерти Иисуса. Вы понимаете, почему, зная, что такое Пасха, мы, собираясь каждый квартал, не пытаемся сказать, что это у нас причастие? И, не дай Бог, евхаристия. Мы собираемся исключительно вместе. «Я сказал: имеет часть со Мною». Мы вместе друг с другом, имеем часть, принимаем участие в воспоминании о том, что сделал для нас Иисус. Но при этом никакого мистического действия у нас не происходит.

Мы всегда верили, что хлеб и вино – это символы. Но как это доказать? В Библии написано: Сие есть кровь Моя. Наши православные оппоненты на этом играют. Не написано ведь: Сие есть символ. Сие есть кровь, значит, должна быть кровь, что ты мне рассказываешь, что это символ? Но если мы понимаем, что использовал Иисус, тогда мы понимаем, что это были изначальные символы. Если мы понимаем, что Иисус взял символическую вечерю, тогда мы понимаем, что и это символы. Уже существующие символы Исхода Иисус перенаправил на нас, на сегодняшний день, на Себя, потому что Он есть Лидер духовного исхода.

Четыре чаши выпивалось на традиционном седере. Кстати говоря, опять же сегодня много дискуссий идёт о том, чаши ли, или чашечки и т.д. Эта вся дискуссия по двум причинам. Во-первых, мы как все русские люди находимся под влиянием православного богословия, где все привыкли, что батюшка священник должен это сделать. Если мы понимаем, что это не священнодействие, мы понимаем, что это не главное. С другой стороны, мы часто не понимаем слово «чаша». Чаша – это сосуд, в котором вино смешивалось, а не из которого пили. И было четыре чаши вина. Первая чаша называлась “чаша освящения”. В Евангелиях она не упоминается. Зато вторая чаша – это “чаша исхода”, “чаша язв”. Именно об этой чаше в 17 стихе 22 главы говорит Лука. Почему? Потому что сразу после второй чаши подаётся кушание…

Вообще, что такое “седер” ещё? Седер – это не просто последовательное выпивание четырёх чаш вина. Они как бы создают четыре элемента, четыре части этой вечери. Вечеря сосредоточена вокруг рассказа об Исходе. И под каждую выпиваемую чашу вина идёт рассказ об Исходе. Кстати, о вине тоже скажу. Талмуд говорит, что вино на Пасху должно быть такое, чтобы был только цвет и запах, но не вкус. Потому что дети принимают участие. И таким образом, вино должно быть безопасно для детей. Т.е. оно не должно содержать опасную для детей концентрацию алкоголя. Поэтому его размешивали. Вот именно в чаше его и размешивали, чтобы потом из неё подавать. Естественно, эта пасхальная вечеря не выглядела так, как мы сегодня привыкли: Он взял чашу и подал. Они ведь все возлежали, и Иисус не вставал и не подавал каждому. Иисус был ведущим этой вечери. После второй чаши идёт рассказ о египетских язвах. И когда он завершается, начинается трапеза. Что на трапезу подаётся в первую очередь, если это простая трапеза? Это пресный хлеб с горькими травами. Вот и всё. И у меня такое подозрение, что Иисус с учениками, будучи весьма небогатыми людьми, скорее всего, этим и ограничивались. Ну, может быть, у них была какая-нибудь бобовая похлёбка, может быть, ещё что-то.

Всякая трапеза в то время заканчивалась очень интересной традицией. Эта традиция называется “афикоман”. На греческом языке слово “афикоман” означает “десерт”. Когда мы говорим о десерте, нам кажется, что это торт или мороженое. В то время не было ни того, ни другого. В то время десерт был послевкусием. Даже сегодня мы что-то оставляем на десерт, что мы хотим чтобы запомнилось, потому что вкусовые ощущения очень хорошо запоминаются. Сегодня на традиционном пасхальном вечере деток просят… Афикоман – это небольшой кусочек мацы (пресного хлеба), его прячут, и детки его ищут. Когда дети его находят, они приносят его ведущему седера, и он разламывает и раздаёт, чтобы у всех было воспоминание.

Что делает Иисус? Вы понимаете, это воспоминание об Исходе из Египта. А Иисус говорит: «Это будет вам воспоминанием о Моём ломимом теле. И в этом есть логика. Книга пророка Исаии, 11 глава говорит о том, что Мессия является лидером Исхода из царства греха. Именно это делал Иисус. И после этого выпивается третья чаша. Третья чаша в традиционном понимании называется “чаша искупления”. Вы понимаете, почему именно эту чашу после хлеба, после Вечери, как её Лука называет, Иисус берёт и говорит: «Се есть новый завет в крови Моей». Потому что искупление нам даётся только пролитой кровью Иисуса.

Лука показывает нам две чаши. А Матфей показывает нам ещё один интересный эпизод. Я возвращаюсь к 26 главе Евангелия от Матфея. В 30 тексте, известном всем, говорится:

· И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Матф.26:30.

Что они пели на горе Елеонской? Естественно, не 412 псалом из сборника «Псалмы Сиона» . А пели они псалмы Давида, начиная со 110-го и заканчивая 115-м. Эти псалмы, если вы увидите, имею один и тот же заголовок: «Аллилуйя!» Что такое “Аллилуйя”? “Прославим Господа!” Это называется “Пасхальный халель”. Вот это они пели. Они шли на гору Елеонскую, выпив четвёртую чашу – “чашу прославления”. И,/ конечно же, подустав, многие ученики начали засыпать. Но Иисусу в этом оливковом саду, в котором я был всего неделю назад, было не до сна. Там, возле оливкового пресса, — то не просто был камень. Камень тот был оливковый пресс. Если вы видели на картинке оливковый пресс… Ну, конечно, Гефсимания… На иврите это “гат шэмэн”. “Гат” – это “пресс”, а “шэмэн” – это “оливковое масло”. Представьте себе плоскую каменную, примерно такого размера, ёмкость. И формы усечённого конуса кусок базальта (обычно из базальта это делалось, и сама ёмкость делалась из базальта). В этом базальтовом камне было отверстие, в которое вставлялся деревянный штырь. К этому штырю привязывался осёл, который ходил по кругу. Это работает примерно как мельничные жернова. Только он лежит не на одном из оснований, а усечённый конус вращается как вал. Его вращают на этой конической поверхности. И нужно пройти несколько раз по этим оливкам, вы же видели оливки, они жутко твёрдые, чтобы выжать из них масло.

Иисус подходит к этому камню и молится. Мы знаем слова Иисуса, вы помните 39 текст.

· И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Матф.26:39.

Что это за чаша? Это что, метафора? Нет, друзья мои, это не метафора, это реальность. На каждой пасхальной вечере стоит чаша, которую никто никогда не трогает. Это чаша пророка Илии. Почему пророка Илии? Ну, мы знаем, что с Илиёй произошло. Он живой, и в принципе, он может придти в любой момент, он не умирал. Но мы знаем, чем это будет сопровождаться. Последние стихи Ветхого завета говорят, что Илия пророк придёт, когда будет день Господень, великий и страшный. Вот что такое чаша Илии. Это чаша Божьего суда. Понимаете, почему её никто не пил. Она ставилась, а после седера она аккуратно выливалась под дерево. И поэтому Иисусу не хотелось её пить. Иисус просил: «Да минует Меня чаша сия».

Понимаете… удивительно эти слова… само слово “Пасха”, арамейское слово, еврейское “лапасо”, означает “миновать”. Тех, у кого на косяках была кровь, миновал ангел-губитель. Иисус тем же самым словом прости Отца, чтобы эта чаша, выпивание чаши Божьего суда миновало Его. Но… дальше Он говорит: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты».

Иисус выпил эту чашу. В Гефсимании… Вы знаете, сегодня очень много говорят о Голгофе. Да, но те из вас, кто читал книгу «Желание веков», знает, что основное действие по переносу греха, моего и вашего, греха каждого из нас на Иисуса произошло в Гефсимании. В Гефсимании Иисус выпил ту чашу, которая предназначалась мне и вам. Вот почему Пасха – это не открытая гробница. Пасха – это не крест. Пасха – это базальтовый камень, у которого молился Иисус. И подобно тому, как из твёрдой оливковой косточки под воздействием давления начинает вытекать масло, у Иисуса возле этого камня из чела начала сочиться кровь, потому что Иисус, выпив эту чашу, был раздавлен как оливковая косточка. Он был раздавлен нашими грехами, грехами всего мира. Грех мой и грех ваш упал на Него и раздавил Его, подобно этому базальтовому прессу. Базальт – это один из самых тяжёлых и грубых камней. Вот это, что выпало на долю Иисуса выносить, вот это – та пасха, о которой мы должны помнить. Помнить и ценить, что для нас было сделано. Помолимся.

Дорогой Господь! Трудно словами, вернее, не трудно, а даже невозможно словами выразить и описать то, через что Ты прошёл ради нас, грешных, ради того, чтобы мы имели будущее, ради того, чтобы мы имели жизнь вечную, мы и наши дети, и наши семьи. Ты вынес на Себе больше, чем удар базальтового камня. Ибо грех наш тяжек, и никто не может его вынести. Только Ты, Господи, испил чашу Божьего суда до дна. То, что предназначалось нам, Ты взял на Себя. И за это мы безмерно благодарны, и принимаем Твою великую Жертву, нашего Господа и Спасителя. Аминь.

Набор текста – Дмитрий Колокольцев