Я рад приветствовать сегодня всех вас в этот прекрасный день, и я благодарен Виктору за это стихотворение. Почему это стихотворение важно? Мы уже говорили, и даже вчера немного. Многие восточно-европейские церкви любят осенью украшать плодами овощей и фруктов и делать весёлый праздник. Это таки весёлый праздник, о чём мы с вами поговорим. Но люди забывают, что это непосредственно связано с праздником суккот. Его часто проводят в ноябре, когда уже холода и т.д. Поэтому здесь у нас выставка и красивый дизайн урожая, а во дворе у нас построена куща, как привыкли издревле делать. Я не знаю, есть ли здесь ортодоксальные иудейские районы, где-то в Беверли-Хиллзе, да? И вот там сейчас будут стоять кущи, и люди будут в них обедать и ужинать, и гостей принимать. И для праздника Кущей в еврейской традиции, гости – это очень важно е событие. Причём среди ортодоксов приход незваных гостей считается очень хорошим знаком. Если будет возможность, есть такой израильский фильм, называется «Уш пизим», что по-арамейски означает «гости». Это очень интересный фильм, если у кого-то будет желание остаться вечерком и посмотреть. Там идёт речь об одном молодом человеке, который вёл довольно разгульный образ жизни… Это израильский фильм… и потом он решил встать на путь Божий, пошёл к хасидам, стал изучать Тору и т.д. Женился, но у него не было детей, и вообще он был очень бедный. И вот внезапно, перед Суккотом Господь делает чудо, и всё хорошо, у них такой праздник… Есть еда на столе, потому что вдруг там распределяли среди студентов этой ешивы пожертвование, и ему досталось это пожертвование. Поэтому они смогли себе купить что-то из еды на неделю, у них был стол, они такие довольные. И тут, откуда ни возьмись, в их куще появляются бывшие дружки этого Моше, причём сбежавшие из тюрьмы. И дальше рассказывается, как они себя там ведут, и как этот Моше их терпит, и как он всё равно старается ублажить, и как они там включают громкую музыку, изрядно выпившие, как соседи там чуть полицию не вызывают… Его жена, из традиционной ортодоксальной семьи, как-то это у неё связывается, говорит: «Так это твои дружки??!! Так это вот ты оттуда??». И она от него уходит.. В общем, если будет интересно, посмотрите. Этот фильм на иврите, но на него сделали русские титры.

Но для тех из вас, кого не было вчера, я хочу напомнить, что мы говорим о том, какая самая главная, самая важная глава Священного Писания – та глава, которую я лично хотел бы всегда помнить. И я обещал вам, что в течение этих четырёх лекций я постараюсь доказать, что эта глава важная, и мы с вами эту главу начали читать. Это глава про праздники Господни, и мы с вами вчера поговорили о праздниках Господних. Мы с вами затронули, что 23 глава, 2 и 3 стихи говорят о первом и наиважнейшем празднике Господнем. Это какой праздник? – Суббота. Но мы также начали говорить о ежегодных служениях во святилище. И вот мы вернёмся с вами… покажите нам, пожалуйста, 23 главу… давайте будем читать с 5 по 8 стих.

5 в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня; 6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; 7 в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; 8 и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. Лев.23:5-8.

Мы говорили о месяцах, в первый день месяца – пасха Господня. Но что такое Пасха Господня? Для того, чтобы понять, что такое Пасха Господня… потому что, знаете, тут сложно… мы вчера немножко говорили о яйцах и зайцах… В английском языке есть два слова «Passover» и «Easter». Так вот «Easter» для христианина, особенно традиционного вероучения, православия, католицизма, и есть вот эта Пасха. А когда западный христианин слышит слово «Passover», то это для него «еврейская Пасха».

Но, друзья мои, опять же, если такой логикой мыслить, то мы опять говорим «наше» и «ваше». А посмотрите, какая Пасха в Лев.23:5? – Господня! Нам надо выяснить, что такое Пасха Господня. Не христианская, не еврейская, а Господня Пасха. Давайте почитаем о ней немного. Откройте книгу Исход, 12 главу, прочитаем с 1 стиха.

1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: 2 месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. 3 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, 6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. Исх.12:1-11.

В конце этих 11 стихов написано: «Это — Пасха Господня». Что «это»? Смотрите внимательно: «Ешьте же его так». Кого «его»? – Агнца. Друзья мои, Пасха Господня – это не праздник, это не ритуал. Это – агнец. Это агнец, которого должны были заколоть, съесть и его кровью помазать косяки дверей. Вот этот агнец называется Пасха Господня.

А зачем? Бог уже делает десять казней: и тьма, и мошки, и песьи мухи… Ну не отпускает фараон… Ну, взял бы уже, первенцев того же фараона и всего начальства предал бы смерти… А тут нужно брать агнца… Зачем? Это очень существенный вопрос. Даже есть такая книга… Знаете ли вы такого православного деятеля, дьякона Андрея Кураева? Он был такой великий борец с протестантами. И у него есть такая книжица, вышедшая в 90-е годы, называется «Как делаются антисемиты?» И вот он там говорит о том, что евреи, они такие хитрые, жалуются всему миру, что пострадали во время холокоста. А вот посмотрите, какой геноцид бедных, несчастных египетских первенцев был учинён в Египте! Друзья мои, давайте посмотрим, стремился ли Бог уничтожить египтян ради сохранения евреев. Как вы думаете, что было бы, если бы какая-нибудь израильская семья сказала: «Мы потомки Авраама, зачем нам агнец? Слишком всё это сложно»…

12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду* мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. Исх.12:12,13.

* «пройду мимо вас» — глагол «пасах», отсюда слово «пасха».

Вы понимаете, даже если бы семья израэлитов в то время решила этого не делать, что было бы с первенцем? Он бы погиб.

А как вы думаете, а если бы язычник решил помазать кровью агнца косяки дверей? Я не уверен, что язычник был бы спасён. Давайте, я вам покажу кое-что дальше в этой же главе. Может быть Кураев и прав. Посмотрите, что написано в Исх.12:43.

И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее. Исх.12:43.

Ага, это что, получается-таки для евреев? Давайте кое-что посмотрим дальше. Покажите, пожалуйста, 48 и 49 тексты.

48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; 49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами. Исх.12:48,49.

Видите, какая интересная вещь. Я вам сейчас ещё один текст покажу. Откройте 38 текст той же главы.

И множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. Исх.12:38.

Скажите, эти разноплеменные люди, они были кто? А как они вышли просто так, если никакой иноплеменник не мог? Друзья мои, я хочу, чтобы вы увидели на основании Исх.12, что Бог не спасает язычников. Бог спасает только тех, кто желает присоединиться к Его завету. Т.е. что получается? Смотрите, в чём суть. Девять казней прошли. Часть египтян начало думать: «Я вот боюсь, что с моим сыном что-то будет. Дай-ка и я возьму агнца. Пусть в моей культуре это не принято и противно. Но я тоже возьму, потому что боюсь за своего сына…» Нет! Если ты хочешь это делать, ты должен прийти к Богу, заключить с Ним завет, и вот тогда ты станешь израэлитом, а для египтян ты станешь чужой. А если ты пытаешься сделать какую-то манипуляцию из суеверного страха, не будет дела. Друзья мои, мне приходится часто видеть людей, которые больны. И когда человек боле, приходишь: «Ой, помолись за меня!» Ну хорошо, помолимся. Помолился, что-то рассказываешь ему по библии, он слушает, что-то понимает. Потом смотришь, пошёл на следующий день к какой-то знахарке, она ему траву наколдовала, он её выпил. На следующий день приходишь к нему преподавать библейский урок дальше, смотришь, у него над кроватью уже иконостас появился.. Вы понимаете? Когда у человека болит, он готов на всё. Он готов сделать всё, что угодно, исходя из следующей логики: а вдруг что-то сработает? Если не молитва адвентистов и не изучение Библии, то, может, колдунья. А если не колдунья, то может быть, икона Варвары великомученицы. А может быть, вдруг операция поможет, или ещё что. Знаете, как это называется? Это паника. В панике, когда нам страшно за свою жизнь, мы нажимаем на все кнопочки.

Здесь у вас в Калифорнии этого нет. Но, может, кто-то помнит русскую зиму. Для миннесотских и канадских это понятно. Представьте, вы едете на машине, и вас начало заносить на гололёде. Будете ли все педали и кнопки нажимать одновременно? Если вы это сделаете, вы окажетесь перевёрнутыми в кювете, и неизвестно, выживете ли. Нужно точно знать, как выводить автомобиль из заноса. Водитель хорошо и чётко знает, что если автомобиль начало заносить, если ты правильно не повернёшь руль и правильно не нажмёшь на газ, то ты попадёшь в кювет.

Друзья мои, для того, чтобы мы как-то опомнились и остановились на своих путях, Бог позволяет, чтобы нас заносило. Но Бог хочет, чтобы мы знали, на что нажимать. Бог даёт чёткую инструкцию. В ту ночь… вернее, не в ту ночь… Он же не говорит в первый же самый день: давайте режьте агнца, всех первенцев египтян, как говорится, под нож, и выходим отсюда! Он объявляет первый день месяца и даёт 14 дней. На десятый день возьмите агнца, и через четыре дня только будете его закалать. И только после этого пойдёт ангел-губитель. Почему? А для кого это? А для того, чтобы египтяне задумались. И не просто попытались «на всякий случай» втихаря того агнца схватить, зарезать и намазать косяки. Нет! Если хочешь спасти своего первенца, порви с язычеством. Как Руфь моавитянка, помните, что сказала своей свекрови? При всём том, что у них ничего не было. «Твой Бог – мой Бог, твой народ – мой народ». Руфь отказалась от своего языческого моавитянского прошлого, пришла и присоединилась к народу израильскому. И стала прабабушкой Давида.

Когда я слышу проповедников, которые говорят, что в роду Иисуса были язычники, я понимаю, что эти проповедники Библию не читали. Эти проповедники не понимают, что такое посвятить себя Иисусу. Посвятить себя Иисусу – это означает выкинуть этот багаж. У каждого свой багаж, и по-разному хватает. Бывает, приходят люди с просьбой помолиться и говорят, почему надо помолиться. Потому что ночью там у меня полтергейст, кто-то сидит у меня на кровати, какой-то барабашка там приходит, и я боюсь, я не сплю и т.д. и т.д. Я быстро изучил этот урок у других проповедников. Потому что если бы это было в харизматической церкви, то все сразу же встали и начали бы руки возлагать. А я видел, как происходило по-настоящему, по-Божьему. Первый вопрос: А вы случайно не занимаетесь гаданием на картах или вызыванием духов? Или, может быть, у вас какие-то книги есть, типа Рериха и Блаватской? Или у вас есть какие-то амулеты, которые вы используете как обереги? Знаете ли, это очень легко: пришёл человек: «Братья, помолитесь!» Часто у меня такое бывало. Спрашивают меня… особенно в Нью-Йорке, где была наша русская церковь, рядом находилась большая харизматическая община «Бэит шалом». И поскольку в Нью-Йорке большое еврейское население, они тоже начали соблюдать субботу. Похвально, но… Для многих евреев это было соблазном. Я скажу прямо… я ходил, на Брайтоне со многими занимался библейскими уроками, и они в этот «Бэит шалом». А чего вы идёте в «Бэитшалом»? – Так у вас исцелений нет, а у них есть. Иисуса, Бога, субботу они приняли, но нам там нравится, потому что у них исцеление есть, а у вас исцеления нету! Понимаете, друзья мои. Есть ли у адвентистов исцеления? – Не сомневайтесь, исцеления есть. Ещё и как есть! Только знаете, в чём проблема? У нас библейские исцеления, а нешоуменовские. Библия говорит, что реальное исцеление наступает тогда, когда человек изменяет свой образ жизни. Потому что если у человека болит голова, и он приходит, чтобы собрались братья, ему руки на лоб положили и чтобы он хлопнулся на спину в экстазе и сказал, выпучив глаза: «О! Христос меня исцелил!» Это, конечно, хорошо. Но проблема в том, что если голова болит из-за хронической гипертонии, если хроническая гипертония от повышенного холестерина, и если этот товарищ, которому в экстазе положили руки на лоб, в результате подъёма настроения и адреналина на какое-то время избавился от головной боли, а потом пошёл сало трескать, то вы понимаете, что эффект от сего временный. А если  он хочет реального исцеления, то нужно посмотреть, что в Библии говорится, и может быть, что-то надо поменять в своей жизни. Так вот и в Исходе… покажите мне 48 текст…

48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее. Исх.12:48.

Вы знаете, для египтянина это фактически означает сжигание мостов. Руфь сожгла мосты. Готовы ли мы сжечь мосты с нашим грехом или мы что-то хотим оставить у себя там в загашнике, в заднем кармане наших брюк, — такое, что нам очень нравится? Вот с этим очень тяжело сжигать мосты. У меня один хороший друг, адвентистский пастор говорил: «Когда я приехал в Нью-Йорк, то тут другая еда, овощи другого вкуса.. А у нас на юге Украины херсонское подсолнечное масло, которое американцы путают с машинным маслом. Но они же ничего не понимают. Оно ведь пахнет по-настоящему. И берёшь это рафинированное масло и льёшь его в салат, а у него никакого запаха, ни вкуса. Поняв это, я очень хорошо осознал, как некоторым верующим трудно отказаться от сала с луком».

Это трудно. И никто не спорит, и не надо рассказывать: «Вот, я великий герой, я помолился, я грех победил!» Грех победить трудно, это процесс. Но, друзья мои, не сожжёте мосты, не выйдите из Египта. Останетесь рабами, и не будет у вас будущего. Понимаете, что такое первенца забрать? Будущего нет. Но здесь не только личные усилия, здесь не только сжигать мосты… Могли бы так сказать: «Кто обрезан, тех первенцы останутся в живых. Египтяне, обрезывайтесь, и Я вашего первенца не буду трогать. Ну, вы, евреи, уже обрезаны, вам вообще хорошо. Тогда вам вообще ничего не надо делать…»

А вот надо! Обрезанный или необрезанный, а агнца закалать надо. Знаете, эта история тоже имела смысл. Мы немного поговорили о тех, кому сало вкусно. Я себе представляю тех, кто это слушает и так улыбаются: «А мне сало невкусно. Я с детства с молоком матери истину впитал». Это, конечно, хорошо. И есть те, которые несмотря на то, что бабки-повитухи убивали еврейских младенцев, всё равно выживали, их обрезывали и они были израэлитами. А египтянам нужно было сделать этот дополнительный шаг и сжечь мосты. Там ведь всё семьями жили, это же не то, что англо-саксонское общество («мой дом – моя крепость»), и я свою семью вижу только на сексгивен и кристмас. А здесь же всё как на востоке: тут я в этом доме, тут мой брат, а тут – мой двоюродный брат и т.д. И этот египтянин вдруг решил обрезаться и спасти своего первенца. вы понимаете, что на него восстанет весь его семейный клан. Недаром там сказано, если семейство так мало, то соединитесь с другим. Многие египтяне должны были бежать к своим еврейским соседям от своих египетских языческих родственников. Бог не спасает язычников. Эти египтяне стали чужими, этот шаг есть. Но хоть египтянин, хоть израэлит, – агнец нужен. Если израэлит будет думать: «Я познал истину с молоком матери, у меня есть обрезание, у меня Тора, не буду резать агнца», – не будет будущего. Но а дальше естественно начинается, — возвращаемся к Левит, 23 глава, с 6 текста:

И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки. Лев.23:6.

Опресноки, т.е. мацу.

Попал я в Израиль на пейсах. Я вам скажу, в Израиле самая вкусная еда – это пита и хумус. Я не знаю почему, но я ни в одном американском магазине, даже здесь в Америке ни в одном израильском или ближневосточном ресторане не могу найти такую питу и такой хумус… Приходим мы в мою любимую хумусию в старом городе, а нам подают крекеры, мацу. Всё, нету питы, семь дней не будет питы. Так в гостинице всякий раз на завтрак – пита, хумус, пита, хумус. А тут исчезла и пита, и хумус. И всё маца, да маца, да маца – пресный хлеб в виде этих… на кишечник хорошо действует… А что это такое? Зачем это нужно? Что такое закваска? А где мы знаем на основании книги Исход или книги Левит, что закваска это грех? А как израэлиты, которые это делали, откуда они новый завет брали? Вот что они понимали. Давайте задумаемся, что такое закваска. Дрожжи? Хорошо. Где они брали дрожжи? Ходили в «Олмакс»? Как можно сделать дрожжи, хозяйки? – Очень просто. Берётся щепотка старой муки, намачивается и кидается в жаркий угол. И там заводятся эти бактерии. А вот всякий уважающий себя еврей перед пейсахом у себя в доме делает уборку. Я не говорю про хасидов, хасиды делают это слишком религиозно, чуть ли не с зубочистками, щёточками лазают, крошечки выискивают. Но у нормального, уважающего себя еврея уже много веков в доме на весну перед пейсахом – генеральная уборка, чтобы собрать весь этот мусор по углам и выбросить. Если мы жжём мосты, то мы их таки жжём. Мы из Египта ничего не выносим. Еврей или не еврей, мосты с нашим багажом нужно сжечь. Новое тесто не успело подойти, а всё старое, что связывает нас с этим рабством, должно быть выброшено.

Как сегодня мы можем это применить? Каково было значение этого ежегодного праздника – воспоминание о выходе из Египта? Для тех из вас, кто был вчера, мы познакомились с типологией… Типологию мы представляли на примере агнца и Иисуса. Мы говорили о том, что типология – это красная нить, которая проходит через всю Библию, она объединяет все её составные части: Тора, пророки, писания и Новый завет. На основании греческого слова «тюпос» (образ, тип). Но не всё в Библии может быть типом. Говорят, например, Иосиф в Египте – это тип Христа. Нет, Иосиф – это не тип. Для того, чтобы это был тип, должно быть пророчество. Мы с вами проходили Ис.53 – пророчество о страдающем рабе. Страдающий раб как Жертва умилостивления, Агнец – это исполнилось в Иисусе, о Котором Иоанн говорит: «Се, Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира». Т.е. Исайя берёт образ из Торы как агнца на заклание, на которого возлагается грех. Это всё Тора учит, что агнец, приносимый в храме, умирает вместо грешника, берёт на себя грех. Исайя берёт образ из Торы, а на основании Исайи приводится исполнение этого пророчества в Новом завете.

Посмотрим дальше. Пасха – это тоже типология. Мы с вами изучили, что Пасха Господня (Исх.12:5) – это агнец без порока, которого закалали, кровь его мазали на косяки. Только если в этом доме умирал агнец, то только таким образом там не умирал первенец. Это была заместительная жертва. И только тогда, когда умирал агнец, только после этого общество Израильское поднялось и вышло из Египта. Т.е. смерть агнца начинает исход в землю Ханаанскую.

А оказывается, у того же пророка Исайи, который говорит о страдающем Рабе, есть пророчество об исходе. Лидером этого исхода является «корень Иессеев». Кто такой Иессей, помните? – Отец Давида. Ис.11 показывает нам Мессию двояко: с одной стороны, первые стихи говорят об Отрасли от корня Иессеева, на котором почиёт Дух Господень. И эта Отрасль от корня Иессеева делает так, что на горе Божией волк может пребывать с ягнёнком, а лев – пребывать с телёнком, и младенец играет с аспидом… Т.е. вот оно – царство Мессии. Но дальше Исайя показывает, что прежде чем это царство Мессии может наступить на Земле, корню Иессееву нужно, чтобы он стал как знамя для народов и чтобы к Нему обратились язычники. Точно так же, как на момент Исхода в пасхальную ночь в тот самый первый месяц обратились язычники, которые хотели спасти и себя, и своих детей, они обратились к Богу Израилеву, отказавшись от египетских ценностей, так же и к корню Иессееву обратится народ и язычники. И что Он делает?

15 И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее. Ис.11:15.

Это пророчество напоминает то, как Господь иссушал воды Чёрмного моря. Написано так в 16 стихе 11 главы книги пророка Исайи:

16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. Ис.11:16.

Вот это, что такое Пасха. Пасха – это воспоминание об Исходе из египетского рабства, но это также символ исхода из рабства греха, из которого корень Иессеев, Господь желает вывести Свой народ. Он желает, чтобы так же, как язычники обратились к Нему тогда, заключили завет обрезания и вышли вместе с израильтянами, точно так же язычники обращались сегодня. Кстати говоря, а что насчёт обрезания? Есть обрезание, я вам сейчас прочту. Откройте Второзаконие, 10 главу.

Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны. Втор.10:16.

Ничего не поменялось. Сердце обрезается у всех, у мужчин и у женщин. Но без обрезания никуда. Надо изменить сердце и выйти из этого рабства. Именно эти события нашли своё точное исполнение 1985 лет назад. Я хочу вам показать текст из Нового завета. Исполнение Пасхи однозначно описано в 1Кор.5:7. «Ибо Пасха наша, Христос», и дальше сказано: «заклан за нас». Обратите внимание: не «распят», а «заклан».

Я хочу, чтобы вы увидели, как проходила Пасха в 1 веке. Источник: Фарисейские традиции Мишны. Здесь говорится: «Вечерняя жертва закалается в 8:30 часов и приносится в 9:30 часов. В Пейсах же вечерняя жертва закалается в 7:30 и приносится в 8:30 часов. Если же Пейсах приходится на пятницу, то вечерняя жертва закалается в 6:30 и приносится в 7:30 часов, а пасхальная жертва – сразу же после этого». Речь идёт о жертвоприношении в храме. Т.е. оказывается, пасхальная жертва приносилась в храме под конец 14 нисана.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого. Лук.23:44.

И в Мишне вечерняя жертва закалается в 6:30 часов.

И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. 46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Лук.23:45,46.

Страдания Иисуса, на основании Евангелия от Луки, имели место в то же самое время, когда в храме закалалась вечерняя жертва и пасхальная жертва. Иисус умирает именно тогда, когда должен был быть заколот пасхальный агнец. испускает дух Он около девятого часа. И в момент, когда Иисус испускает дух, разрывается завеса. А от чего завеса разрывается? Там было землетрясение. Во время землетрясения кто-то мог там что-то приносить?

Когда Иисус оказался на Голгофе (Его прибили ко кресту и поставили), это как раз они должны были приносить вечернюю жертву. Это из ежедневного. Происходили два параллельных события. По Евангелию и по Мишне… Конец 13 нисана, потом заход солнца – это 00 часов по библейскому исчислению. И начинается 14 нисана. В эти 00 часов евреи обычно садятся делать пасхальный седер. Пасхальный седер – это не жертвоприношение, это воспоминание об Исходе. (Попробуем в следующем году сделать здесь пасхальный седер, чтобы вы увидели, как это происходит). И вот Лука пишет:

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним. Лук.22:14.

Т.е. они провели сколько-то часов, потом ночью оказались в Гефсимании (это 14 нисана). Иисуса хватают ночью в Гефсимании, ведут на судилище к Каиафе и к утру они приводят его к Пилату. Т.е. солнце заходит в 00 часов, но это уже 00 часов дня. То было 00 часов ночи, а это 00 часов дня по библейскому времени. К 00 часам дня солнце восходит, а они приходят к Пилату. Ну, а дальше, обратите внимание, они не вошли (речь идёт о первосвященниках) в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно  было есть пасху. О какой пасхе они здесь говорят? – Об агнце. Т.е. агнец ещё не принесён. Агнца, мы читали, они начинают приносить к 8-му часу, а 8-й час – от восхода солнца. 8 часов от восхода солнца – это между часом и двумя. 1-2 часа дня. Времени достаточно, потому что день 12 часов. В это время в храме готовится к закланию агнец, народ стоит в очереди со своими агнцами, чтобы принести их и кушать своих агнцев. На храмовой горе построена масса таких тандырных каменных печей, в которых можно это мясо жарить и кушать. У всех приподнятое настроение. А на другом конце города, за стеной, Спаситель истекает кровью и умирает. Тут праздник, там страдание. И всё это вдруг резко сворачивается, потому что, написано, «сделалась тьма по всей земле». А потом землетрясение. Как раз тот момент, когда Иисус сказал: «Отче, предаю в руки Твои дух Мой». Иисус умер ровно тогда, когда в храме должен был быть заколот агнец. Истинный Агнец умер в другом месте. А храмового агнца из-за землетрясения так и не принесли.

И после этого, мы видим, тот день была пятница, и наступала суббота. Т.е. к моменту 00 часов 14 нисана (или 12 часам) тело Иисуса положили во гроб. Но уже было 00 часов 15 нисана, и это уже был праздник опресноков, и это же был шаббат, и они покоились по заповеди. Но давайте посмотрим, что должно  было произойти дальше. Возвращаемся к книге Левит, 23 глава, 9-11 тексты.

9 И сказал Господь Моисею, говоря: 10 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; 11 он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник. Лев.23:9-11.

Вот это «на другой день праздника» переведено неверно в русском Синодальном переводе. «На другой день после шаббата». Что это значит? После шаббата что наступает? – Первый день недели. Наступает первый день недели. Т.е. так и вышло. Была пятница, потом наступил шаббат. В первый день недели должны были принести ячмень, первый сноп ячменя в храм, для того чтобы начать сезон урожая, который идёт 50 дней. И в этот же самый день, в этот самый момент по окончании шаббата, приходят женщины выполнить траурную работу и находят, что эту работу они выполнить не могут. Работу делать не нужно за отсутствием в гробнице мёртвого тела.

Вы понимаете, что книга левит, 23 глава, фактически рассказала нам о том, что произошло в весенние дни 31 года н.э., т.е. 1986 лет назад. Всё, что делалось в храме каждый день согласно 23 главе книги Левит, нашло своё историческое, пророческое, антитипическое исполнение в смерти и воскресении нашего Господа. Исход из рабства египетского – исход из рабства греха.

Интересно, что в книге Исход, 12 глава, о пасхальном агнце сказано, что когда его закалать и кушать, то его кости нельзя сокрушать. Не была сокрушена кость и у нашего Спасителя, Который воскрес, чтобы дать нам надежду и смысл. Как первый сноп Он воскрес, чтобы показать, чему надлежит быть после. На следующей лекции мы будем говорить о праздниках урожайных. Их три, и каждый имеет свой глубочайший смысл. Это не просто овощи, которые мы купили в магазине, а на родине мы это в своих огородах выращивали. Это не просто формальная благодарность за Божьи благословения. Всё, что сегодня есть у нас, это всё временно. Какой смысл, если мы исцелим своё тело, но не исцелим свою душу? Именно об этом праздники Господни, именно об этом нас учит глава, описывающая Господни праздники. Именно понимание того, что в этих праздниках заложено, учит нас тому, как нам сегодня в этой суетной материалистической жизни исцелять наши души, — дабы получить для себя благословение от воскресения Иисуса. Ибо если воскресение Иисуса ничего нам не даст, то смысла нет. Готовы ли мы ради этого сжечь мосты с нашим греховным прошлым?

Помолимся.

01:14:41

Набор текста – Дмитрий Колокольцев