Глава 25. Церковь АСД в послевоенный период. Организация послевоенного ВСАСДа

Послевоенная «оттепель». Регистрация общин. Деятельность Г. А. Григорьева по воссозданию всесоюзной организации. Первый состав послевоенного ВСАСДа и его деятельность. Жесткий контроль со стороны Совета по делам религиозных культов. Смерть Г. А. Григорьева. Избрание нового председателя. Церковь АСД и миротворческая политика советского государства. Лишение П. А. Мацанова регистрационной справки. Апрельский Пленум 1955 г. и его решения. Внутрицерковный раскол. Деятельность подпольного центра. Период горьких испытаний.

В связи с выпавшими на долю страны испытаниями во время войны отношения между государством и церковью, как было отмечено ранее, заметно потеплели, хотя не всеми партийными и советскими работниками это «потепление» воспринималось однозначно. Многие с недовольством говорили о «сползании с марксистских позиций», о необходимости «закручивания гаек» и т. д. Председатель Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянский в Докладной записке в ЦК ВКП(б) от 31 августа 1945 г. выражает свою крайнюю озабоченность повсеместной активизацией деятельности религиозных организаций. «Рост религиозной активности верующих, — пишет он, — наблюдается повсеместно и по всем религиозным культам. Причем в одних республиках, областях и краях этот рост идет медленнее, а в других быстрее, в одном месте активность проявляют сектанты (евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и др.), а в другом — мусульмане, старообрядцы, иудеи, католики и т. п. Активность верующих выражается в подаче ими заявлений на имя Уполномоченного Совета о регистрации религиозных обществ, в увеличении религиозных обрядов (крещение, венчание), в вовлечении детей и молодежи в религиозную деятельность того или иного культа и т. п.»*. (*Цит. по Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны. (Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.). — М.: Российское объединение исследователей религии, 2005. — С. 461,462.). Особую обеспокоенность председателя Совета вызывают факты обращения к Богу учащейся молодежи. Приводя многочисленные примеры этого, он, в частности, говорит о том, что среди студентов Днепропетровского мединститута за последние 2-3 года возникла и оформилась группа секты «Адвентистов седьмого дня», состоящая из 12 человек**. (**Там же. — С. 462). Итак, чем же отмечалась деятельность Церкви АСД в рассматриваемый период? Сразу же после того, как произошел перелом в ходе войны и советскими войсками стали освобождаться некогда оккупированные немцами территории, Г. А. Григорьев, чувствующий ответственность за всю церковь в стране, стал предпринимать попытки воссоздания разрушенной в 30-х — начале 40-х годов церковной организации. Как уже было отмечено в предыдущей лекции, в суровое время военного лихолетья этот неутомимый труженик на ниве Евангелия старался как-то поддерживать общины и группы верующих-адвентистов словом надежды. Однако он понимал, что не может быть единоличным руководителем церкви. Хотелось видеть рядом опытных служителей церкви, готовых брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу церкви.

Следует заметить, однако что, несмотря на определенное потепление в отношениях между государством и церковью, о созыве очередного съезда и выборах ответственных руководителей по всем канонам церковного права не могло быть и речи. Советская власть через институт уполномоченных строго контролировала ситуацию на местах, подавляя всякую инициативу, ведущую к качественному и количественному росту церкви. Боясь выпустить ситуацию из своих рук, государство просто не заинтересовано было в существовании единой организации Церкви АСД, построенной по канонам международной церкви. Поэтому церковная организация, которую пытался построить Г. А. Григорьев, конечно же, была далеко не совершенной и не соответствующей международным церковным стандартам, тем не менее на тот период времени она каким-то образом могла сплотить разрозненные группы и общины АСД, разбросанные по огромной территории Союза.

Важно также подчеркнуть, что в 1945-46 гг. на местах продолжалась регистрация общин, начатая еще во время войны. Наиболее активно этот процесс проходил на Украине, в Молдавии и Прибалтике. Вот что рассказывает о том времени С. П. Кулыжский: «В 1945 году брат Григорьев из Москвы выслал мне справку, что я состою на учете проповедников Церкви АСД в нашем Всесоюзном центре. И я вновь официально начал работать как проповедник в Церкви адвентистов седьмого дня. В том же 1945 году вновь возобновилась регистрация общин и служителей всех религий. Узнав о такой возможности, мы поспешили воспользоваться ею. Брат Яковенко В. Д. посетил наших верующих в северной части области (Винницкой), а я в южной. Таким образом, за две недели мы успели посетить все места, где прежде существовали наши общины. За эти две недели мы смогли подготовить к регистрации в Винницкой области 30 общин».* (*Из воспоминаний Кулыжского. См. также Теппоне В. В. Из истории Церкви адвентистов седьмого дня в России. — Москва-Калининград, 1990.- С. 123). В центральной части России регистрация шла с большим трудом — были зарегистрированы лишь несколько общин в Москве, Горьком, Ростове-на-Дону, Таганроге и Ставрополе. В Ленинграде, например, несмотря на многочисленные ходатайства руководителей церкви, община так и не была зарегистрирована**. (**О тех многочисленных трудностях, с которыми столкнулись ленинградские адвентисты, пытаясь зарегистрировать свою общину в городе, считавшемся колыбелью революции, см. В. Теппоне, указ. соч., с. 154-157.). Еще хуже обстояли дела в Сибири и на Дальнем Востоке. В Средней Азии не было зарегистрировано ни одной общины.

Следует заметить, что формально никаких изменений в законодательство о религиозных культах не вносилось. По закону от 1929 г. для регистрации общины необходимо было, чтобы в нее входило не менее 20 человек не моложе 18 лет. Эти двадцать человек должны были составить и подписать заявление о регистрации,

Справку об официальной регистрации ленинградская община адвентистов седьмого дня получила лишь только в 1982 г.приложить к нему полный список членов и передать документы в местные органы власти. Никаких критериев, определяющих, регистрировать или не регистрировать ту или иную общину, не существовало, однако закон квалифицировал целый ряд действий как явное нарушение закона, а это давало достаточные основания для отказа в регистрации. Согласно закону, например, община не имела права собираться для проведения регулярных богослужений до тех пор, пока не получит официальное свидетельство о регистрации, однако в законе не оговаривались сроки, в которые местные власти должны проводить регистрацию или отклонять просьбу общины. Переговоры о предоставлении помещения для проведения богослужений начинались обычно после регистрации.

Начиная где-то с 1948 года, процесс регистрации общин заметно замедлился. Члены правительства при встречах с руководителями Совета по делам религиозных культов рекомендуют сдержанно относиться к регистрации новых обществ, строительству культовых зданий, созданию или воссозданию религиозных центров*. (* Одинцов М. И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества). На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Фурмана Д. Е. и о. Марка (Смирнова). — М.: Прогресс, 1989. — С. 63). Это свидетельствует о том, что власти начали проявлять явные признаки беспокойства по поводу явно не радующей их статистики, указывающей на беспрецедентный рост числа протестантских общин.

Какие же шаги были предприняты Григорьевым на пути воссоздания церковной организации? В начале 1945 года Григорьев ходатайствует перед Советом по делам религиозных культов о приглашении в Москву для служения в качестве пресвитера Московской общины Ф. В. Мельника (1903-1989 гг.). Будучи выпускником Библейского института в Брашове (Румыния), он еще в довоенные годы успешно совершал служение во многих общинах Бессарабии. Чудом избежав смерти в 1944 г., когда фашистский диктатор в Румынии генерал Антонеску издал приказ об истреблении всех адвентистов, приравняв их к евреям, Мельник получает повестку о мобилизации. Однако по состоянию здоровья он не попадает на фронт, а проходит службу в трудовой армии в Мелитополе. Тщательно проверив его биографию, власти дали разрешение на переезд.

С приездом нового проповедника деятельность Московской церкви АСД заметно оживилась. В сентябре 1945 года впервые после долгого перерыва в Московской общине Мельником был совершен обряд водного крещения (Г. А. Григорьев крещений не совершал по состоянию здоровья). Крестилось тогда 25 человек. Служение Ф. В. Мельника в Московской общине было воистину благословенным. Он ввел дополнительные богослужения по изложению основ вероучения Церкви АСД, которые сохранились и после его отъезда. Обряд крещения теперь совершался регулярно, четыре раза в год. В период с 1945 по 1952 год, до того, как Мельник переехал в Киев, численность членов Церкви АСД в Москве возросла в три раза, достигнув 450 человек*. (*Демидов А. М. «Отдельные заметки и дополнения к официальной истории Московской общины АСД». — М., 1977. — С. 17).

В октябре 1945 года в Москву переезжает из Казахстана А. Г. Галладжев (1888-1974 гг.). Рукоположенный в 1928 г., этот проповедник, один из немногих, получивших высшее образование в советском ВУЗе, многие годы трудился в Закавказье. В 1939 г. он был арестован за религиозную пропаганду. Через две недели после начала войны была арестована и его супруга Амалия, дочь репрессированного ранее председателя Всесоюзного совета Церкви АСД Г. И. Лебсака*. (* После войны в управлении НКВД на Лубянке на запрос А. Галладжева о судьбе своей жены им получен ответ, что его жена была расстреляна 4 февраля 1942 года в местах заключения). Этому верному и посвященному служителю Церкви Божьей Григорьев предложил служение секретаря-казначея в воссоздаваемой Всесоюзной организации. Следует отметить, что переезду Галладжеву в Москву в немалой степени содействовал Председатель Совета по делам религиозных культов И. В. Полянский. Подобное содействие объясняется, скорее всего, тем, что в своей общей линии в церковных вопросах Полянский исходил из политики «централизации культов», т. е. организационного укрепления и выделения (создания) религиозно-административных центров, с которыми Совет должен был входить в непосредственный контакт. В своем письме Уполномоченному по Казахской ССР Н. Сабитову он, в частности, писал: «В Москве существует «Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня» — центр религиозной организации, имеющей значительное распространение и значение. Этот центр в настоящее время, в силу разных причин, представлен лишь одним его председателем — Григорьевым Г. А…. Григорьев возбудил перед Советом по делам религиозных культов ходатайство о разрешении приезда в Москву ряда руководящих работников организации для укомплектования ее центра и повышения его работоспособности. В качестве одного из таких работников намечен Галладжев Алексей Георгиевич, проживающий в настоящее время в Южно-Казахстанской области… Прошу Вас принять срочные меры к тому, чтобы Галладжев беспрепятственно получил пропуск и прочие необходимые документы для выезда в Москву совместно со своей дочерью Галладжевой Резанной Алексеевной 13-15 лет»*. (* Государственный архив Российской Федерации. Ф.Р. — 6991. Оп. 3. Д. 18. Л. 1. Машинописная копия).

Для возобновления периодического издания Церкви АСД в 1947 году в Москву был приглашен из Риги П. А. Мацанов (1903-1989 гг.), имевший солидный опыт издательской работы. Начиная с 1929 года и вплоть до 1940 года, он издавал раз в три месяца журнал на русском языке под названием «Обзор мировых вопросов». Журнал печатался тиражом в несколько тысяч экземпляров и распространялся главным образом среди русского населения Латвии, Литвы и Эстонии.

Так постепенно формировался Совет Всесоюзной организации Церкви АСД. В состав Совета в 1947 г. введен был также проповедник с Украины В. Д. Яковенко (1903-1985 гг.). Пройдя через многие скорби и лишения в годы сталинских репрессий, Яковенко совершал тогда проповедническое служение в Виннице. Он же стал уполномоченным Совета по Украине**. (** Нелегкой была судьба и этого проповедника. Весной 1934 года он был осужден за осуществление религиозной пропаганды, связь с заграницей и проведение нелегальных молитвенных собраний. Яковенко был сослан сначала в Караганду для работы на угольных шахтах, а затем в Коми АССР на таежный лесоповал. См. Жукалюк Н. А. Вспоминайте наставников ваших. — Киев: «Джерело життя», 1999. — С. 234).

Таким образом, к 1947 году сформировался Совет Всесоюзной организации Церкви адвентистов седьмого дня, так называемый ВСАСД, который возглавил Г. А. Григорьев. Выглядел он следующим образом:

Г. А. Григорьев — председатель ВСАСДа;

A. Г. Галладжев — секретарь-казначей;

П. А. Мацанов — заместитель председателя, редактор;

Ф. В. Мельник — член ВСАСДа, пресвитер московской Церкви АСД;

B. Д. Яковенко — член ВСАСДа, уполномоченный Совета по Украине.

Канцелярия ВСАСДа разместилась по улице 1-й Мещанской, 22 (сейчас проспект Мира), рядом с посольством Греции. В этом же доме жили Григорьев и Мацанов со своими семьями.

Члены ВСАСДа, используя свои полномочия, стали активно посещать общины, знакомясь с положением дел на местах. Рукополагались пресвитеры и проповедники там, где чувствовалась нужда. Помимо Украины были назначены уполномоченные ВСАСДа в Молдавии, Латвии и Эстонии. Количественно состав ВСАСДа постепенно увеличивался, дойдя до 16 человек (членов -11, кандидатов — 2,

членов ревизионной комиссии — 3). Раз в год весь этот состав собирался в Москве для решения текущих вопросов.

Конечно же, деятельность центрального руководства Церкви АСД тщательно контролировалась Советом по делам религиозных культов. Об этом можно судить по характеру одного из первых циркулярных писем, разосланных членами ВСАСДа во все общины 20 июля 1947 г. В письме, в частности, было сделано следующее указание:

«3. Пресвитер обслуживает только ту общину, в которой он избран и зарегистрирован Уполномоченным Совета по делам религиозных культов. Поездки пресвитеров в другие общины нарушают порядок, идут в ущерб членам общин и не должны поэтому допускаться».

В дополнение к этому циркулярному письму в письме от 14 августа подчеркивалось, что областные проповедники, приглашаемые в общины, должны оговаривать свои поездки с Уполномоченным Совета по делам религиозных культов на местах.

Нельзя сказать, что сложившаяся всесоюзная организация устраивала всех. Кто-то не хотел признавать церковное руководство, сформировавшееся по воле одного человека. Неоднократно в последующем раздавались голоса сомнений в легитимности этого руководства, одобренного Советом по делам религиозных культов. Да, действительно, эта организация не была сформирована по церковному уставу, действительно, первую «пятерку» церковных лидеров не выбирали делегаты, присланные на съезд со всех общин и объединений. Следует учитывать, однако, то, что возможности проведения съезда тогда просто не было. Легко объявить восстановленный после войны ВСАСД неавторитетным и незаконным, легко обвинить его членов в том, что они «ставленники» власти, однако не лучше ли воздать благодарность Богу за те посильные действия, которые предприняты были братьями по восстановлению разрушенной сталинским лихолетьем церкви.

14 марта 1952 года от тяжелой болезни — гангрены обеих ног скончался председатель ВСАСДа Г. А. Григорьев. Сказались долгие годы, проведенные в сырых тюремных камерах и ссылках. Говорят, что в течение жизни он арестовывался 38 раз*. (*См. Жукалюк Н. А. Вспоминайте наставников ваших. — Киев: «Джерело життя», 1999. — С. 106.). Незадолго до смерти руководитель церкви созвал членов Всесоюзного Совета и, как бы предвидя испытания, которые вскоре обрушатся на церковь, произнес свое последнее завещание: «Братья, будьте верны Господу и Его Церкви, любите друг друга и как зеницу ока храните единство между собой»**. (**Там же. — С. 114). Похороны Григорьева состоялись 16 марта на Пятницком кладбище в Москве. В похоронном служении принимали участие многие проповедники, уполномоченные Совета по республикам. На скромном могильном памятнике были высечены слова, выражающие любовь всего адвентистского народа к этому удивительно простому и скромному и вместе с тем мужественному и бесстрашному руководителю церкви в самый сложный период ее истории: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3).

На следующий день состоялось внеочередное заседание ВСАСДа, на котором был избран новый председатель. Им стал бывший заместитель Григорьева П. А. Мацанов. Участники встречи, кстати, учли предсмертное пожелание покойного, который рекомендовал именно кандидатуру Павла Мацанова. На этом же заседании было принято решение о перемещении в Москву уполномоченного ВСАСДа по Украине Яковенко В. Д. на должность заместителя председателя ВСАСДа, а также для совершения пресвитерского служения в Московской церкви. Совершавший в последние годы это служение Ф. В. Мельник был назначен уполномоченным ВСАСДа по Украине с местом жительства в Киеве. Пятым членом президиума ВСАСДа стал старший проповедник по Винницкой области С. П. Кулыжский.

5 марта 1953 года умер И. В. Сталин. Вместе со смертью вождя умирала, казалось, эпоха репрессий, доносов, лагерей. В сердцах многих верующих, осужденных за свои религиозные убеждения, зажглась надежда на свободу. Многие в связи со смертью Сталина рассчитывали на амнистию.

Какое-то время после смерти Сталина еще продолжала вестись борьба с религией старыми методами. Но наметилось и новое направление, сформулированное в Постановлении ЦК КПСС от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения»*. (*См. О религии и церкви. Сборник документов. — М., Политиздат, 1965. — С. 71-77). В Постановлении подчеркивалось, что и Православная Церковь, и сектанты успешно привлекают молодое поколение к церкви умелыми проповедями, благотворительностью, обращением к каждому отдельному человеку и религиозной литературой. Постановление призывало министерство образования, комсомол и профсоюзы усилить антирелигиозную пропаганду. Большая статья, помещенная в одном из номеров газеты «Правда» в конце июля 1954 года, призывала к расширению научно-атеистической пропаганды. В августе по радио объявили о создании нового журнала «Наука и религия». Одним словом, борьба с религией облекалась в некое наукообразие. Вместе с тем разногласия в руководстве после смерти Сталина привели к тому, что в ноябре 1954 года Н. С. Хрущев подписал новое Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», в котором, хотя и подчеркивалась необходимость в идеологической борьбе с религией, осуждалось административное воздействие на религиозные организации, осуждался произвол, наклеивание ярлыков и оскорбление верующих*. В результате этого нападки на церковь поутихли, а религиозная пропаганда в последующие несколько лет шла на спад. Вместе с тем серьезное внимание в постановлении уделялось атеистической работе в школе. Постановление обязывало «преподавать школьные предметы (историю, литературу, природоведение, физику, химию и т. д.) с позиций атеизма… усилить антирелигиозную направленность школьных программ». Школьные учебники, появившиеся после постановления, были еще более

‘Текст Постановления был опубликован в газете «Правда», № 315 от 11 ноября 1954 г.непримиримыми к религии, чем прежде. В них, в частности, можно было встретить такие утверждения: «Религия — это фантастическое и искаженное отражение мира в сознании человека… Религия стала средством духовного закабаления масс»*. (*Шафаревич И. Законодательство о религии в СССР. — Париж, 1973. — С. 50-52.).

Однако несмотря на все это последовавшие после смерти Сталина несколько лет вошли в историю под названием «оттепели», поскольку во многих областях жизни, особенно в культуре и религиозной жизни, казалось, на самом деле началось потепление. Верующие до сих пор вспоминают этот короткий промежуток благодатного времени перед началом хрущевских гонений. Какая-то волна духовного подъема охватила многие общины. Свободное исповедание своей веры, возможность беспрепятственно проводить богослужебные собрания укрепили у многих верующих надежду на то, что страшное прошлое не повторится уже никогда. Период 1955-1957 гг. можно считать самым «либеральным» для верующих после 1947 года. Следует отметить, что заявленный в 1954 г. журнал «Наука и религия» появился только в 1959 году.

В период с 1952 по 1955 гг. были освобождены многие верующие, осужденные сразу после войны и приговоренные к 8-10 годам тюремного заключения за так называемую антисоветскую деятельность (ст. 58 Уголовного кодекса)**. (** Статья 58 УК РСФСР была введена в него в 1926 году. С помощью этой статьи можно было расправиться с каждым, кто представлял опасность для режима. Именно по этой статье осуждались политзаключенные и верующие в Советском Союзе. Статья была отменена в декабре 1958 г). В основном это были немцы русского происхождения. Тем, кто по приговору суда был осужден на 25 лет, срок был сокращен до 8 лет. Многие попали под амнистию, объявленную после смерти Сталина. Нельзя сказать, что государственные власти сознательно освобождали верующих, скорее всего, верующие были освобождены вместе со всеми теми, кто стал жертвой сталинского произвола*. (*Один из атеистических авторов фактически подтверждает это, говоря о менонитах: «В 1956-1957 гг. деятельность секты снова активизировалась благодаря тому, что из тюрем стали возвращаться активные проповедники» (Ф. Федоренко. Секты, их вера и дела. — Москва, 1965. — С. 153).).

Следует отметить, что немалую часть членов Церкви АСД в то время все еще составляли лица немецкой национальности, они-то и пострадали в первую очередь во время войны. Повторилось то же самое, что имело место во время первой мировой войны. С момента начала войны с Германией все немцы, проживающие в России, в одночасье стали предателями. Усматривая в них потенциальную «пятую колонну», советское правительство 28 августа 1941 года издает приказ о переселении всех немцев, живущих в Поволжье, в Южной Украине на восток — в Новосибирскую, Омскую область, на Алтай, в Северный Казахстан. В течение первых двух лет войны было переселено на восток около 650 тысяч русских немцев**. (**3аватски Вальтер. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. — Москва, 1995. — С. 72).

После окончания войны отношение правительства к немцам продолжало оставаться настороженным. Они не могли иметь паспортов или других документов, удостоверяющих личность, им запрещалось покидать место жительства. Лишь только после визита в Советский Союз в 1955 году Конрада Аденауэра специальным постановлением правительства им разрешено было менять место жительства*. (*Yiesinger, Adam. From Catharine to Khrushchev: the Story of Russia’s Germans (Winnipeg, 1974), 317). Они получили также право иметь паспорта. Это дало многим возможность найти своих родных и близких, восстановить связи с церковью.

Избранный на пост председателя ВСАСДа Мацанов П. А. начал активную деятельность в церкви. Власти настороженно отнеслись к новому лидеру, приехавшему в Москву из националистической Латвии, поэтому за каждым его шагом было установлено тайное наблюдение. Чтобы ознакомиться с жизнью общин на местах, П. А. Мацанов стал часто выезжать из Москвы, встречаться с членами церкви и местными пресвитерами. Талантливый организатор и яркий проповедник, Мацанов объединяет вокруг себя людей, его авторитет в церкви растет. Этому способствует и специальный фонд, который был создан по инициативе Мацанова для помощи вернувшимся из мест заключения служителям, а также семьям репрессированных. Помощь оказывалась, конечно же, втайне от властей, поскольку подобная деятельность в те годы считалась преступной. Вскоре, однако, о существовании фонда властям станет известно и над руководителем церкви нависнут грозные тучи.

В начале 50-х годов советское правительство становится инициатором кампании по борьбе за мир, вовлекая в нее и церковь. Демонстрируя определенный «демократизм», власти привлекают к этой борьбе представителей самых разных деноминаций и христианских конфессий. Финансируемый и контролируемый советским правительством Всемирный Совет мира (созданный в 1949 г.) проводит широко рекламирующиеся в средствах массовой информации конференции в Париже, Праге, Варшаве, Стокгольме, Вене. В мае 1952 года в Троице-Сергиевой лавре (г. Загорск) состоялась конференция представителей всех церквей и религиозных объединений в защиту мира. От Церкви АСД в конференции участвовали П. А. Мацанов, В. Д. Яковенко и Ф. В. Мельник. У многих участников этого «маскарада» со свободой совести, конференция оставила смешанные чувства. Старинные фрески в зале завешаны были портретами «вождя народов» и его «мудрыми» изречениями. Один за другим ораторы взахлеб пели дифирамбы благодетелю, отцу всех верующих, устроившему маскарад со свободой совести в СССР. Выступивший от Церкви христиан адвентистов седьмого дня от дифирамбов воздержался, хотя его выступление и было оценено Советом по делам религий весьма положительно*. (* Конференция всех церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная вопросу защиты мира. — М.: Издание Московской Патриархии, 1952. — С. 94-99. Сборник с материалами конференции вышел на пяти языках).

В 1953 году неожиданно подвергся аресту и ссылке в лагерь секретарь ВСАСДа А. Г. Галладжев. На должность секретаря был избран С. П. Кулыжский, который в июне 1954 года переезжает из Винницы на жительство в Москву.

Через год вернулся из заключения А. Г. Галладжев. Ему дано было право на жительство в Москве, но, учитывая невозможность восстановления его в прежней должности секретаря ВСАСДа, он был направлен для работы в общину города Ростова.

Тем временем активная деятельность руководителя церкви П. Мацанова начинает все больше и больше раздражать органы власти, отвечающие за дела религий в стране. Мацанова не раз приглашали в Совет по делам религий и «советовали» прекратить «несанкционированные» поездки по стране. Не привыкший к такой «опеке» со стороны государства, лидер продолжал работать так, как считал нужным. Он по-прежнему посещал общины, в том числе и незарегистрированные, рукополагал проповедников без согласия Совета по делам религий, активно занимался издательской деятельностью, переводя духовную литературу с иностранных языков. Вскоре, видимо, чаша терпения Совета оказалась переполненной. В декабре 1954 года Совет по делам религиозных культов лишает регистрационной справки председателя ВСАСДа П. А. Мацанова. В течение 24 часов ему предложено было оставить Москву и переселиться на жительство в любой другой город. Причиной таких санкций, по словам самого П. А. Мацанова, были частые крещения в Московской общине, связь с незарегистрированными общинами и помощь семьям репрессированных служителей и членов церкви*. (* Из интервью автора настоящих лекций с П. А. Мацановым. — Белгород, 1987). Власти даже не посчитали нужным дожидаться созыва внеочередного Пленума ВСАСДа, чтобы официально провести отставку П. А. Мацанова с поста председателя. Временно обязанности председателя ВСАСДа были возложены на В. Д. Яковенко, что сразу же поставило его в весьма двусмысленное положение. Дело в том, что сам Мацанов никогда не отказывался от своего руководящего положения, и многие члены церкви по-прежнему воспринимали его, хотя и опального, законным руководителем церкви.

П. А. Мацанов переехал в Ростов-на-Дону. Трудно было человеку, трудившемуся в условиях свободной и независимой Латвии, перестроиться и начать работать в новых условиях. Хотелось издавать журнал, в который не вмешивалась бы беспощадная цензура, хотелось организовать субботнюю школу, занятия с детьми и подростками, вести духовно-воспитательную работу с молодежью. И П. А. Мацанов пытался делать все это, наталкиваясь на беспристрастные статьи законодательства о религиозных культах, непримиримость и жесткость государственных чиновников-уполномоченных, а порой и непонимание со стороны некоторых братьев-сослужителей.

Лишение П. А. Мацанова регистрационной справки вызвало неоднозначную реакцию среди служителей Церкви АСД, это в какой-то степени разделило их по вопросу, насколько далеко позволительно органам власти вмешиваться во внутреннюю жизнь церкви. С каждым годом это разделение будет ощущаться все сильнее и сильнее.

В начале 1955 года ВСАСД обратился с письменным заявлением в Совет по делам религиозных культов на получение разрешения созвать Пленум ВСАСДа для избрания нового председателя и президиума. Было получено разрешение для созыва Пленума на 13-15 апреля. Руководители церкви встали перед не-легкой дилеммой: подтвердить статус П. А. Мацанова и тем самым показать незаконность действий властей либо пойти на компромисс с властями и избрать на пост председателя другого человека, с кандидатурой которого власти были бы согласны. Горячая дискуссия длилась два дня, в конечном счете председателем ВСАСДа был избран С. П. Кулыжский, уполномоченный ВСАСДа по Винницкой области.

Церковь АСД в Советском Союзе насильственными действиями безбожной власти вновь была поставлена на колени. Повторилась трагедия 1928 г., когда в угоду власти было принято решение по вопросу о воинской повинности, которое шло против совести членов церкви. Тогда участники съезда думали, что уступка властям защитит церковь от гонений. Однако компромисс себя не оправдал. Проблема с реформационным движением в церкви, по сути, была загнана в тупик. Не удалось избежать и репрессий, которым подвергнуты были практически все участники того печально известного съезда. Происшедшее в 1955 г. фактически раскололо церковь, повергнув ее в пучину новых скорбей и испытаний. Пытаясь отстоять официальный статус церковной организации в Советском Союзе и защитить членов своей церкви от возможных репрессий, участники Пленума пошли на компромисс с властью, не предполагая, что пройдет еще несколько лет — и эта власть довершит разгром церковной организации.

Какие еще перемены произошли в составе ВСАСДа на Пленуме 1955 г.? Секретарем-казначеем избрали проповедника с Украины А. Ф. Парасея, а помощником председателя с выполнением обязанностей пресвитера Московской общины стал П. Г. Сильман.В совет вошли также А. Г. Галладжев и А. И. Чодде-рис — старший проповедник по Латвии. В этом составе совет собирался несколько раз в году для обсуждения текущих вопросов. Кроме перечисленных выше пяти членов ВСАСДа 11 человек вошли в президиум. Это проповедники Хрипко, И. Н. Катанов, П. Костомский, Н. Вовк, Ф. В. Мельник, А. А. Аут, два кандидата: А. В. Павлюк и А. В. Ликаренко, и, наконец, три члена Ревизионной комиссии: И. В. Химинец, Э. Т. Клотыныы и Т. Т. Випрсалу.

Начиная с 1956 года, в конце каждого года созывался Пленум ВСАСДа для отчетов, для рассмотрения финансовых вопросов, для решения вопросов, связанных с перемещением служителей. Члены ВСАСДа разрабатывали пособия для проведения первой части субботнего богослужения (называть эту часть служения субботней школой открыто тогда было невозможно), молитвенные чтения, так называемые утренние стражи. Члены президиума активно посещали общины на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Эстонии, в Крыму и т. д.

В период до 1960 года в президиуме ВСАСДа были произведены следующие перемещения. В 1957 году П. Г. Сильман был перемещен на пресвитерское служение в общину г. Горького, а в Московскую общину из Одессы был переведен пресвитером А. В. Ликаренко, Ф. В. Мельник переводится в Ставрополь, а на его место в качестве уполномоченного ВСАСДа по Украине переводится А. Г. Галладжев. В 1959 году ввиду преклонного возраста А. Г. Галладжев выходит на пенсию, и в Киев уполномоченным ВСАСДа по Украине направляется секретарь ВСАСДа А. Ф. Парасей. Обязанности секретаря-казначея ВСАСДа были возложены на пресвитера Московской общины А. В. Ликаренко.

Вернемся к тому, что же происходило в церкви после лишения регистрационной справки председателя ВСАСДа П. А. Мацанова. Действия Совета по делам религией вполне объяснимы, если учитывать неуклонное желание коммунистической идеологии искоренить религию из сознания народа в ближайшем будущем, а пока этот процесс идет, подчинить церковь себе, сделать ее полностью подконтрольной, заставить ее пойти по пути самовымирания. Этому как раз и способствовало существовавшее тогда законодательство о религиозных культах. Оно своими жесткими ограничениями, сводящими на нет всю духовную активность верующих, формировало советизированный вариант церкви. Вся деятельность церкви сводилась к так называемому «исповеданию культа» и не более.

П. А. Мацанов, работавший до войны в буржуазной Латвии, прекрасно усвоил западный вариант адвентизма, вариант существования церкви в условиях правового государства, уважающего свободу совести и провозглашающего свободу проповеди любыми методами. Он, владея несколькими языками и имея доступ к литературе, издаваемой Церковью АСД на немецком и английском языках, хорошо знал структуру Всемирной Церкви, организацию всех ее отделов, систему выборов церковного руководства и т. д. Столкнувшись в России с так называемым «советизированным» вариантом Церкви АСД, т. е. таким вариантом, который организационно значительно отличался от западного образца, а функционально был крайне ограничен в своей деятельности из-за жесткого законодательства, П. А. Мацанов попытался было поменять что-то в существующей системе отношений, сложившихся между Церковью адвентистов седьмого дня и властью. К чему это привело, мы уже знаем. Он не просто лишился регистрации, он почувствовал недоверие к тем сотрудникам ВСАСДа, которые вроде бы смирились со своим пресмыкательским положением и уже не пытались что-либо изменить в существующем положении дел.

Поселившись в Ростове-на-Дону, П. А. Мацанов стал воплощать в жизнь стиль и методы работы, усвоенные им в 30-е годы в Латвии, когда там проповедовал приехавший из США Теофил Бабиенко, сын знаменитого псаломщика русской православной церкви, ставшего одним из первых адвентистов в России. Пристальное внимание он уделял работе с молодежью, организуя для них специальные занятия и кружки. Пребывание П. А Мацанова в Ростове-на-Дону заметно оживило жизнь общины. Церковь проводит многочисленные торжественные собрания с обильными музыкальными номерами, декламацией, выступлением оркестра. Чуть ли не каждый день в доме молитвы проводились какие-то занятия, репетиции. На пишущих машинках печатались столь драгоценные духовные книги, готовились будущие проповедники. К Ростовской общине приковывается внимание многих соседних общин АСД, в Ростов едут за опытом, литературой, новыми идеями. Характеризуя деятельность Мацанова в Ростове-на-Дону, А М. Демидов, бывший редактор адвентистского журнала «Голос истины», писал: «Приезжают делегации в Ростов-на-Дону почти из всех мест страны, они приезжают за новыми идеями, музыкальными произведения-ми, ораториями, а главное — за нашей свежей литературой. И все по возможности получают здесь просимое и возможное… Нельзя не отметить и личную ведущую роль во всем этом многообразном большом деле… положительные качества самого брата Мацанова: его большой организаторский талант, умение руководить, подбирать помощников, умение располагать к себе, умение вызывать симпатию, свойственную ему корректность, ум, воспитанность, энергичность, находчивость, напористость, умение сосредотачиваться и направлять усилия в нужном направлении»*. (* Демидов А. М. Положение на Юге 1957-1958 гг. Неопубл). Вскоре у многих членов церкви складывается впечатление, что центром всей церковной жизни становится Ростов-на-Дону, а Москва с находящимися там членами официального ВСАСДа оказывается уже не в состоянии вдохнуть свежую струю в жизнь церкви, поскольку, по мнению некоторых участников этого духовного пробуждения и оживления на юге, официальный «прокоммунистический» ВСАСД выполняет скорее волю государственной власти, но никак не волю Генеральной конференции.

Деятельность П. А. Мацанова на юге страны, его растущая популярность беспокоит органы власти. Они понимают, что в церкви произошел раскол и что в Ростове-на-Дону возник, по сути, второй, подпольный, центр Церкви АСД в Советском Союзе. Поэтому власти лишают регистрации ростовскую общину и вынуждают Мацанова с семьей покинуть город. В 1959 г. руководитель подпольного ВСАСДа переехал в Новосибирск, откуда продолжал активно руководить церковной работой. За пять лет, проведенных в Сибири, им было организовано несколько новых адвентистских общин и групп, подготовлены новые служители из числа наиболее активных и посвященных молодых людей.

Раскол в церкви углублялся, церковь все больше, разделялась на два лагеря — на тех, кто поддерживал официальный адвентистский центр в Москве, возглавляемый Кулыжским, и на тех, кто группировался вокруг подпольного центра, оставаясь верным бывшему председателю ВСАСДа Мацанову. Положение в церкви усугубилось после того, как каждый из этих центров стал готовить собственные уроки субботней школы, утренние чтения и чтения молитвенной недели, что значительно углубило конфликт, ибо именно эта литература, издаваемая ранее единым центром, призвана была содействовать единству церкви. Теперь же она способствовала расколу.

Анализируя движение П. А. Мацанова, следует сказать, что никаких принципиальных расхождений в основах вероучения с официальной Церковью АСД в нем не было. Разница заключалась лишь в отношении к советскому государству и его драконовским законам, ограничивающим деятельность церкви. И это разное отношение заставило братьев с подозрением смотреть друг на друга, лишило церковь мира и единства, превратив ее на долгие годы в «политическую» трибуну для выяснения личных отношений и амбиций. Раскол, таким образом, носил чисто организационный характер, и немалую роль в нем сыграла власть, бесцеремонно вмешивающаяся во внутренние дела церкви и насильственно навязывающая ей свою волю.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом изменившийся характер государственно-церковных отношений способствовал восстановлению разоренной сталинским лихолетьем церкви?

2. Какую роль в воссоздании послевоенной центральной организации Церкви АСД играл Г. А Григорьев?

3. Кто из церковных служителей вошел в состав послевоенного ВСАСДа, и каким образом осуществлялась в церкви его руководящая роль?

4. Каким образом выстраивались отношения между ВСАСДом и Советом по делам религиозных культов?

5. Как изменился характер антирелигиозной пропаганды после смерти И. Сталина в 1953 г.?

6. Каким образом в 50-е гг. Церковь адвентистов седьмого дня участвовала в миротворческом движении?

7. С чем было связано лишение председателя ВСАСДа П. А. Мацанова регистрационной справки?

8. Каким образом проявила себя «воля» власти при избрании нового руководителя церкви на апрельском Пленуме 1955 г.?

9. Почему значительная часть верующих-адвентистов после изгнания П. А. Мацанова из Москвы по-прежнему считала его законным руководителем церкви?

10. Каковы, по-вашему, истинные причины внутри-церковного раскола, имевшего место в середине 50-х гг.?