Внутреннее устройство секты адвентизма седьмого дня.

Адвентисты седьмого дня имеют общинное устройство. Отрицая церковную иерархию, онитем не менее имеют у себя «пресвитеров», «диаконов», «благословенных проповедников» и «библейских работников».

Каждая община имеет одного или двух пресвитеров. Пресвитеры избираются общиной и посвящаются одним или несколькими «благословенными» проповедниками (посвящение совершается в общих собраниях общин). Пресвитер проповедует, совершает крещение и преломление, председательствует на собраниях общины и в ее исполнительном комитете. Главная обязанность пресвитера — забота о религиозно-нравственном преуспевании общины. Пресвитеры избираются на каждый год: но посвящение их совершается один раз и при последующих избраниях не повторяется.

Диаконы избираются общиной и посвящаются «благословенными» проповедниками. Диаконы помогают пресвитерам при совершении крещения и преломления и в отсутствии пресвитера проповедуют. Они обязаны также заботиться о больных и бедных членах общины, заведуют пожертвованиями на дела благотворения для «класса бедных», на дела богослужения («касса для совершения преломления») и т.п. Пресвитеры существуют в организованных общинах; в общинах же не организовавшихся («группах») имеются «руководящие» братья, которые проповедуют, но не могут совершать преломления и крещения. Проповедовать в собрании общин может каждый способный «брат», но только не иначе, как с дозволения пресвитера общины.

«Благословенные проповедники» проповедуют, совершают крещение и преломление, посвящают проповедников, пресвитеров, диаконов, посещают общины, находящиеся в пределах данного района («поля», «соединения» или «униона») заботятся о религиозно-нравственном преуспевании их и об утверждении их в «чистоте» и «единстве» веры, надзирают над деятельностью пресвитеров и проповедников общин. «Благословенные проповедники» избираются местными районными конференциями на время от конференции до конференции Посвящение их совершается другими «благословенными проповедниками» и при последующих избраниях не повторяется. Но при посвящении «пресвитеров» в «благословенные проповедники» требуется новое посвящение Проповедники «соединения» посвящаются в присутствии председателя униона; унион-ные проповедники — в присутствии председателя или представителя генеральной конференции. Каждый местный район имеет несколько «благословенных проповедников».

«Разъездные проповедники» избираются местными конференциями, но не посвящаются. Они объезжают общины данного района и проповедуют в них: но не могут совершать крещения и преломления.

«Библейские работники» проповедуют в определенных общинах, в которые назначаются местными конференциями или их комитетами. «Библейские работники» назначаются на время от конференции до конференции.

Каждая община самостоятельна в своих внутренних делах и управляется своим общим собранием. Общее собрание состоит из всех взрослых членов общины, получивших правильное водное крещение по вере и не исключенных по постановлению общего собрания. Общее собрание созывается не менее 4 раз в год исполнительным комитетом общины. Общее собрание рассматривает и решает все финансовые, хозяйственные, благотворительные и т.п. дела общины, заботится об удовлетворении религиозных потребностей общины (открывает молитвенные помещения, содержит их и т.п.), проверяет и утверждает отчеты исполнительного комитета общины и ее кассиров. Общее собрание принимает и исключает членов общины, избирает на каждый год пресвитеров, диаконов и руководящих братьев, оно не мосиров и т.п.). Общее собрание избирает делегатов на конференции соединений. Все вопросы собрания решаются большинством голосов. В общих собраниях председательствует пресвитер или благословенный проповедник, если он этого пожелает. В случае отсутствия пресвитера председательство в общем собрании может быть поручено собранием диакону или же кому-либо из «братьев».

Исполнительным органом общего собрания является «исполнительный комитет» общины. Комитет состоит из пресвитера (председателя) и нескольких членов. Комитет избирается на каждый год. Комитет ведет дела общины, исполняет поручения общего собрания и ответствует по ним пе-ред собранием, следит за деятельностью кассиров общины и совершает также подготовительные действия к общему собранию общины.

Должностные лица общины (секретарь, кассиры и т.п.) заведуют отдельными отраслями деятельности общины (управление и усиление общинных касс, прием десятины и др. взносов). Должностные лица общины не являются непременными членами комитета общины.

При избрании членов комитета, проповедников и должностных лиц. общее собрание назначает особую комиссию в составе нескольких лиц («комитет назначений»), которая и намечает кандидатов на эти должности: окончательное избрание их принадлежит общему собранию.

«Благословенные проповедники», председатели полей и соединений могут участвовать в общих собраниях общины и, по желанию, председательствовать на них. По приглашению комитета общины они могут участвовать на заседаниях комитета с правом совещательного голоса, «благословенные проповедники» не могут делать каких-либо предписаний общему собранию или исполнительному комитету общины. Равным образом, они не могут увольнять или перемещать «пресвитеров», «диаконов» и «руководящих братьев» общины. Впрочем, если община имеет недостойного наставника и желает его держать, то исполнительный комитет соединения может его уволить.

Общины целого района объединяются в «соединения» или «поля». Различие между соединением и полем заключается в том, что соединение содержится на свои собственные средства, тогда как поле содержится на средства «униона». Соединение управляется своей «конференцией» и ее «исполнительным комитетом». «Поле» управляется «конференцией униона» и «унионным полем», ближайшее заведование делами «поля» поручается местному «совещательному комитету», назначаемому унионной конференцией и действующему в строгом подчинении ей и ее комитету. Наконец, «поле» имеет специально миссионерское назначение, почему и называется также «миссией» или «миссионерским полем».

Высшею распорядительной инстанцией в пределах соединения является «конференция соединения». Она составляется из делегатов от общин и групп, входящих в состав соединений (1 делегат от каждых 10 членов). «Благословенные проповедники» и члены исполнительного комитета соединения являются членами конференций по должности. Председатель комитета есть вместе с тем председатель конференции Должностные лица соединения (кассиры, секретари и пр.) могут быть приглашены на конференцию в качестве членов. Каждая областная конференция самостоятельна в своих внутренних делах. Она принимает общины и группы в соединение, назначает благословенных и разъездных проповедников и библейских работников, переводит их в другие общины, избирает председателя и членов исполнительного комитета и должностных лиц (секретаря, кассиров и пр.). Все эти лица назначаются на время от конференции до конференции. Конференция рассматривает и решает дела и вопросы, касающиеся духовно-религиозных, хозяйственных, благотворительных и др. нужд общин соединения, заботится о поддержании слабых общин, проверяет и утверждает денежные и другие отчеты исполнительного комитета должностных лиц и проповедников соединения. На конференции же происходит посвящение в «благословенные проповедники».

Исполнительным органом конференции является комитет соединения, избираемый от конференции до конференции. Комитет состоит из председателя и нескольких человек. Председатель комитета избирается из числа «благословенных проповедников». Комитет осуществляет поручения конференции и ответствует по ним перед конференцией. В промежутках между конференциями комитет пользуется всей полнотой распорядительной власти: ведет дела соединения, контролирует деятельность должностных лиц, проповедников и библейских работников, переводит этих последних в другие общины, выдает проповедникам «дозволительные свидетельства» об их звании и лишает их этих свидетельств, замещает вакансии должностных лиц соединения и членов комитета. Комитет же совершает подготовительные действия к конференции. Собрания комитета созываются председателем по мере надобности. Председатель комитета посещает мест-ные общины, контролирует деятельность проповедников соединения и общин, но во всех своих распоряжениях действует не иначе, как в согласии с исполнительным комитетом.

Кассир соединения получает все поступающие к нему взносы (десятину и т.п.), распределяет их по назначению и расходует их с ведома исполнительного комитета.

Совещательный комитет и должностные лица в местных полях назначаются унионной конференцией или ее комитетом. Совещательный комитет не может назначать или увольнять проповедников и должностных лиц поля. Он исполняет поручения унионной конференции и ее комитета и действует не иначе, как с ведома и согласия унионной конференции и ее комитета.

Поля и соединения объединяются в унионы и унионные поля. Высшей распорядительной инстанцией по делам униона является унионная конференция, собирающаяся через каждые два года. Конференция имеет целью распространение Евангелия о Царстве Христовом, заботы о духовной жизни в общинах, подготовку достойных лиц на должности проповедников и устройство соответствующих учреждений для достижения указанных целей. Конференция представляет съезд делегатов от всех соединений и полей. Каждое соединение или поле посылает от себя по 1 делегату от каждых 100 своих членов. Члены унионного комитета являются членами конференций по должности. Председатель комитета есть вместе с тем председатель конференции. Должностные лица униона могут быть приглашены на конференцию в качестве ее членов. Конференция назначает председателя и членов унионного комитета (председатель избирается из числа благословенных проповедников), должностных лиц униона, председателей и членов совещательных комитетов и полей, должностных лиц полей, проповедников и библейских работников униона и полей. Все эти лица назначаются на время от конференции до конференции. Председатели совещательных комитетов также назначаются из числа благословенных проповедников. Конференция перемещает проповедников и библейских работников в другие поля и соединения, открывает новые соединения и поля, учреждает новые проповеднические должности. Конференция избирает делегатов на генеральную конференцию, а также на заседания отделения генеральной конференции. Конференция рассматривает дела и вопросы, касающиеся духовно-религиозных нужд адвентистов всего униона, распоряжается унионным имуществом, выслушивает и утверждает все отчеты унионного комитета, проповедников униона и полей, кассиров, ревизоров и т.п. Из унионной же конференции происходит посвящение в унионные проповедники. Посвящение совершается при участии представителей генеральной конференции.

Помимо задач делового свойства конференции адвентистов (местные и унионная) имеют своей целью поддержание и укрепление внутреннего единства между адвентистами данного района или униона, устранение уклонения их от чистоты веры, объединение на почве религиозно-практической деятельности и установление общих линий, по которым должна направляться жизнь адвентистов седьмого дня в данной местности или в целой стране. Наконец, конференции имеют своей задачей проповедь «неверующим». Ввиду этого заседания конференции носят по преимуществу миссионерско-проповеднический характер.

При назначении проповедников, членов исполнительного комитета и должностных лиц каждая конференция избирает из своей среды три комитета (комиссии): 1) комитет резолюций, 2) комитет назначений, 3) комитет доверенностей.

Комитет резолюций формирует общие положения адвентистов данного соединения или униона и предлагает их на усмотрение пленарных заседаний конференций. Комитет назначений намечает кандидатов в председатели и члены исполнительного комитета соединения или униона, а также на должности кассира и секретарей соединения или униона. Комитет доверенностей намечает кандидатов на должности проповедников и библейских работников соединения или униона.

Унионная конференция может устраивать свои собрания в местных полях с участием представителей от общин данного поля.

Исполнительным органом унионной конференции является «исполнительный комитет» униона. Он состоит из председателя и членов, избираемых унионной конференцией на время отконференции до конференции. Председатели местных соединений и полей являются членами унионного комитета по должности. Председатель унионного комитета избирается из старших благословенных проповедников Комитет ведет все дела униона, исполняет поручения унионной конференции и ответствует по ним перед конференцией; он же совершает подготовительные действия к конференции. В промежуток между конференциями унионный комитет пользуется всей полнотой распорядительной власти: назначает проповедников и библейских работников в унио-не и местных полях, выдает им «дозволительные свидетельства» об их звании и лишает их этих свидетельств, переводит их в другие поля и даже увольняет их с должностей, замещает вакансии членов унионного комитета и совещательных комитетов полей, избирает делегатов на генеральную конференцию и в ее отделения. Комитет наблюдает также за деятельностью проповедников и библейских работников полей, контролирует должностных лиц униона и полей и проверяет ежегодно отчетность по имуществу конференции. Председатель унионного комитета посещает поля и соединения, наблюдает за деятельностью всех местных проповедников, но в своих распоряжениях действует не иначе, как с согласия унионного комитета.

В конце каждого года унионный комитет производит расчет со всеми проповедниками и должностными лицами униона и полей. Для производства этого расчета унионная конференция (или исполнительный комитет униона) избирает комитет из 4-6 лиц, не состоящих на службе в унионе. Отчетность по имуществу униона проверяется ежегодно исполнительным комитетом униона. Кроме того, отчетность проверяется двумя ревизорами и представляется на утверждение унионной конференции на очередном заседании.

Устав униона может быть изменен только унионной конференцией в составе 4/5 выборных членов и не иначе как в согласии с уставом генеральной конференции.

От унионов следует отличать так называемые унионные поля, состоящие из нескольких миссионерских полей. Унион содержится на свои собственные средства, унионное поле — на средства генеральной конференции. Унион управляется своей конференцией и ее исполнительным комитетом. Унионное поле управляется генеральной конференцией и ее комитетом или же отделением генеральной конференции. Ближайшее заведование делами унионного поля поручается местному совещательному комитету, назначаемому генеральной конференцией (или ее отделением) и действующему в строгом подчинении ей и ее комитету. Председатель унионного поля («супер-интендант») имеет ближайшее наблюдение за состоянием полей, входящих в состав унионного поля и за деятельностью всех проповедников и должностных лиц полей и общин. Унионные поля имеют по преимуществу миссионерское назначение.

Адвентисты всего мира объединяются в «генеральную конференцию» адвентистов седьмого дня. Задача конференции — научить все народы благовестию Иисуса Христа. В состав генеральной конференции входят: все унионы и унионные поля, а также местные соединения, не вошедшие в состав унионов, и миссионерские поля, не включенные в унионные поля или унионы. Генеральная конференция собирается через каждые 4 года и представляет из себя съезд делегатов от всех унионов, унионных полей, а также местных соединений и полей, не входящих в состав унионов или унионных полей. Каждый унион посылает на конференцию одного делегата и, сверх того, по одному делегату от каждого соединения, входящего в состав униона, и по одному делегату на каждые 500 своих членов. Миссионерские поля, не включенные в состав унионов или унионных полей, посылают по одному делегату. Члены исполнительного комитета генеральной конференции являются членами генеральной конференции по должности. Членами же конференции являются суперинтенданты миссий, действующих среди неанглийских народностей в Сев. Америке. Но они являются членами конференции лишь по уполномочию исполнительного комитета генеральной конференции.

Генеральная конференция открывает новые унионы и унионные поля, принимает их в состав конференции, совершает перераспределение унионных округов, назначает президента, вице-президента, членов исполнительного комитета генеральной конференции, ревизоров,должностных лиц генеральной конференции (секретаря, казначеев и пр.) и супер-интендантов унионных полей и миссий. Конференция назначает, перемещает и увольняет проповедников и миссионеров, состоящих при генеральной конференции и унионных полях, а также проповедников и библейских работников унионов, если они состоят на содержании генеральной конференции… Конференция учреждает вспомогательные комитеты — «отделы» — для заведования отдельными отраслями деятельности и назначает лиц, заведующих этими отраслями («секретари отделов»). Все проповедники и должностные лица генеральной конференции, а также заведующие отдельными отраслями деятельности назначаются на время от конференции до конференции. Генеральная конференция может изменять устав генеральной конференции. Принятие этих изменений производится 2/3 голосами конференции. Конференция рассматривает дела и вопросы, касающиеся нужд адвентистов всего мира, поддерживает слабые унионы, содержит унионные поля и миссии. Ей принадлежит высшее управление всеми ее комитетами и всем ее имуществом. Ей представляются денежные и всякие другие отчеты исполнительного комитета, кассиров, лиц, заведующих отдельными отраслями, проповедников и миссионеров.

Исполнительным органом конференции является комитет генеральной конференции. Комитет состоит из президента, трех вице-президентов (для Американского, Европейского и Азиатского отделений генеральной конференции), секретаря и казначея конференции, секретарей или заведующих вспомогательными комитетами («отделами») конференции и 7 других членов по избранию конференции. Все члены исполнительного комитета назначаются на время от конференции до конференции. Председатели местных унионов и суперинтенданты унионных полей являются членами исполнительного комитета по должности.

Исполнительный комитет генеральной конференции осуществляет решения генеральной конференции и ответствует по ним перед конференцией. Он совершает подготовительные действия к генеральной конференции, назначает время для ее сессий и, в случае нужды, созывает чрезвычайные сессии генеральной конференции. В промежутках между конференциями исполнительный комитет имеет всю полноту распорядительной власти, ведет все дела конференции, замещает вакансии в исполнительном комитете, а также вакансии должностных лиц конференции, секретарей, заведующих «отделами» и суперинтендантов миссий: назначает, перемещает и увольняет проповедников и библейских работников генеральной конференции и унионных полей. Исполнительный комитет наблюдает за деятельностью вспомогательных комитетов (отделов) генеральной конференции, должностных лиц и проповедников конференции и унионных полей. Он же проверяет отчетность конференции и ее вспомогательных комитетов. Наконец, исполнительный комитет может определять сборы на необходимые нужды.

Президент исполнительного комитета есть вместе с тем председатель генеральной конференции. Он посещает унионы и унионные поля, наблюдает за деятельностью их проповедников, руководит ими, но действует не иначе, как с согласия исполнительного комитета генеральной конференции. Вице-президенты работают каждый в своем отделении. Они посещают унионы и поля, входящие в состав их отделения, следят за состоянием своего отделения, контролируют деятельность проповедников и руководят ими. В отсутствие президента они председательствуют в совещаниях исполнительного комитета, если последние происходят в их отделениях.

Казначей генеральной конференции принимает все взносы и, с разрешения президента, расходует их на нужды генеральной конференции. Казначей дает отчет исполнительному комитету генеральной конференции и самой конференции.

При генеральной конференции существуют вспомогательные отделы для заведования и руководства отдельными отраслями деятельности генеральной конференции.

1) Отдел субботних школ (его орган — «Саббатсворкер»); 2) издательский отдел; 3) школьный отдел (его орган — «Кристиан эдукэйшн»); 4) медицинский совет: 5) отдел юношеско-миссионер-ский (юношеских кружков) (его орган — «Зе юс инстрактар»): 6) отдел религиозной свободы. Последний имеет своей задачей устранение вредных для адвентистов последствий государствен-ных законодательств по делам веры, уяснение принципов истинных отношений государства к религии и помощь адвентистам, пострадавшим за веру. Орган этого отдела — «Либерти».

Посредствующее место между унионами и генеральной конференцией занимают отделения генеральной конференции (Европейское, Азиатское, Американское) Европейское отделение состоит из унионов и унионных полей, находящихся в Европе, африке, Сибири. Азиатской Турции и Персии. Сессии отделения происходят в промежутках между генеральными конференциями (спустя два года после ген. конференции). Сессии отделения представляют собой заседания исполнительного комитета генеральной конференции с участием представителей от всех унионов и полей Европейского отделения. Организация представительства и порядок избрания делегатов на заседания отделений те же, что и для генеральной конференции.

Денежные средства адвентистских организаций слагаются прежде всего из десятины. Каждый член общины вносит 1/10 своих доходов в кассу общины. Общины отсылает 1/10 всех своих доходов в кассу соединения (или поля) Соединение отсылает 1/10 все своих доходов в пользу униона. Унион вносит десятую часть всех своих доходов в кассу генеральной конференции.

По «Иеарбук АСД» за 1911г. в 1909г. десятина дала 1.218 243 46 долларов. Таким образом, на каждого члена секты адвентистов седьмого дня приходилось десятины 12.07 дол.

Десятина в адвентизме седьмого дня имеет громадное значение и глубоко религиозное. Неуплата ее считается нарушением Божественной заповеди.

Кроме того, у адвентистов седьмого дня существуют другие сборы: сбор молитвенных журналов и трактатов. В отчетах же указывается сумма расходов, произведенных проповедником (дорожные расходы, наем зала, инвентарь, почтовые расходы и т.п.). На основании этих отчетов «унион» и «соединение» производят расчеты с проповедником.

В феврале и марте 19 Юг в Москве и Варшаве с надлежащего разрешения состоялись обычные годовые собрания русских адвентистов седьмого дня.

Согласно разрешенной программе, собрания эти происходили ежедневно в следующем порядке:

8-9 утра — молитва (молитвенный час):

9-10.5 утра — чтение Св. Писания с объяснениями (библейский час):

10,5-1 час дня — обсуждение общественных дел, касающихся воспитания детей, помощи нуждающимся, устройства школ;

2,5-3,5 ч- дня — чтение Св. Писания с объяснениями (библейский час);

3,5-5 ч. дня — обсуждение общественных дел (как и утром);

7-10 ч. вечера — религиозные лекции.

Собрания в Москве представляли конференцию Среднероссийского поля. т.е. заседания русской унионной конференции с участием представителей от общин средне-русского поля. Собрания происходили 10-14 февраля 191 Ог. /

Собрания в Варшаве были конференцией запад«о-российского поля. т.е. заседаниями русской унионной конференции с участием представителей от общин западно-российского поля. Собрания эти происходили с 25 по 28 февраля Г910г.

Собрания в Митаве представляли из себя две конференции: конференцию Балтийского соединения и Всероссийскую унионную конференцию. Обе конференции заседали одновременно с 3 по 8 марта 1910г.

Все эти конференции носили по преимуществу молитвенный характер. Молитвы, пение гимнов и проповеди составляли главное содержание занятий конференций. Обсуждению деловых вопросов посвящалось вообще мало времени — не более 1,5 часа в течение каждого дня. В субботние дни деловых заседаний не было.

Заседания всех конференций происходили в одном и том же порядке. Утренние собрания конференции начинались «молитвенным часом», во время которого присутствующие предавались молитвенным упражнениям, произнося молитвенные импровизации на своем родном языке. Молитвенный час открывался пением молитвенного гимна и небольшим вступительным ело-вом кого-либо из проповедников. За молитвенным часом следовал так называемый «библейский час». Он состоял в произнесении проповедей на библейские темы, открывался и заканчивался пением гимна и молитвенной импровизацией. За библейским часом следовали деловые заседания конференции. После обеденного времени собрания конференции начинались «библейским часом» и заканчивались деловыми заседаниями. Вечерние заседания носили исключительно проповеднический характер.

В субботние дни вместо утренних молитвенных собраний происходили уроки «субботней школы», составляющей непременную часть адвентистского богослужения. Уроки эти состояли в чтении и объяснении библейского текста и в усвоении его слушателями при помощи наводящих вопросов руководителя. После этого слушатели разбивались на отдельные группы, каждая в несколько человек, причем с каждой группой занимался отдельный учитель или учительница.

Конференция в Москве проходила под председательством проповедника московской общины и председателя Средне-российского поля Отто Вильдгруббе. На конференцию прибыли: председатель Российской унии Юлий Бетхер, казначей унии Пауль Брандт и председатель британской унии Вильям Фицгеральд. Все эти лица и были главными действующими лицами на московской конференции.

На конференцию прибыли также 10 делегатов от адвентистских общин и групп, входящих в состав Средне-российского поля, а именно от общины Владимирской области (1 дел.), от нижегородской общины (2 дел.) и от московской общины (7 дел.).

Заседания московской конференции происходили в помещении московской общины адвентистов седьмого дня (Б. Грузинская, д. 34). Утренние и послеобеденные собрания конференции привлекали посетителей (от 25 до 35) Большинство их составляли русские — рабочие, ремесленники и мелкие торговцы и пр. Около 1/3 были немцы. Вечерние собрания привлекали до 120 слушателей. Подавляющее большинство их составляли русские: рабочие, мелкие лавочники, ремесленники и т.п. Некоторые из них. входя, набожно крестились.

В качестве проповедников на собраниях конференции выступали Вильдгруббе, Бетхер, Брандт и Фицгеральд. Вильдгруббе говорил по-русски. Бехтер и Брандт — по-немецки, Фицгеральд — по-английски. Проповеди Бетхера, Брандта и Фицгеральда переводились тут же на русский язык. Лучшими из проповедей были проповеди бр. Бетхера.

Конференция в г. Варшаве происходила под председательством проповедника випенской общины и председателя Западно-российского поля — Генриха Лебсака. Главными действующими лицами на этой конференции были Бетхер, Брандт, Фицгеральд и местный варшавский проповедник Шмиц. На конференцию прибыли также 22 делегата от следующих адвентистских общин и групп западно-российского поля: от общин с. Блюменталь и с. Вербы, Волынской губернии (по 1); от лодзинской общины (3); от групп виленской (2), пабианицкой (Петровской губернии) (3) минской (1) и варшавской (11). Все прибывшие делегаты были немцы.

Утренние и послеобеденные заседания конференции происходили в молитвенном помещении варшавских адвентистов (Сенаторская, 8) и привлекали от 25 до 35 посетителей. Среди них было 3-4 поляка, 1 русский (православный), остальные немцы. Почти все посетители были рабочие или ремесленники. Вечерние собрания происходили в просторном помещении «Польской гостиницы» (ул. Долгая, 29) и привлекали до 110-120 слушателей. Подавляющее большинство их составляли поляки. Немцев было не более 30, русских — 3-4. Почти все посетители принадлежали к низшим классам.

В качестве проповедников на собраниях варшавской конференции выступали следующие лица: Лебсак, Бетхер, Брандт, Фицгеральд и Шмиц. За исключением Фицгеральда все эти проповедники говорили по-немецки. Проповеди Фицгеральда переводились с английского языка на немецкий. На вечерних собраниях проповеди названных лиц переводились на польский язык. Проповеди Бетхера, Брандта и Фицгеральда были повторением проповедей, сказанных ими на конференции в Москве.Конференция в Митаве представляла, как сказано, две конференции: конференцию Российской унии и конференцию Балтийского соединения. В деловых вопросах обе конференции действовали самостоятельно. Во всем остальном они представляли из себя один общий съезд. Обе конференции происходили под председательством Бетхера. На заседании унионной конференции прибыли: председатель Европейского отделения генеральной конференции адвентистов седьмого дня — Луи Конради (из Гамбурга), председатель Британской унии (Фицгеральд) и 31 делегат от всех существующих в России адвентистских полей и соединений, в том числе и все председатели полей и соединений. Из числа прибывших лишь пять человек были русские. На конференцию Балтийского соединения прибыли делегаты от следующих общин и групп: от Гапсаля (2), Феллина (1), Холма (Псковская губ) (2), Юрьева (5), Либавы (8), Митавы (5), Нарвы (6). Петербурга (19), Пернова (1). Ревеля (4). Вейзенштейна (2), Виндавы (2) и рижской латышской общины (18). Кроме того прибыли на конференцию и были допущены к участию в ней делегаты следующих вновь образовавшихся общин и групп: рижской немецкой общины (10) имени Кэрро, Лифляндской губ. (1) и Валка (3). Всего на конференцию Балтийского соединения прибыло 80 делегатов. Из этого числа лишь трое были русские. В качестве гостей на конференцию Балтийскую и унионную прибыли некоторые члены адвентистских общин Риги, Либавы, Виндавы и др. Всего прибыло на конференцию 131 человек иногородних. Сверх того, заседания конференции посещали до 60 человек — членов митавской адвентистской общины, которые вместе с прибывшими составляли постоянный контингент лиц, посещавших собрания конференций. Главными действующими лицами на конференции Балтийского соединения и унионной были: Конради, Бетхер. Фицгеральд, митавский проповедник Спрога (вновь избранный председатель Балтийского соединения некоторые из прибывших председателей полей — Лебсак (зал.-российск.), Исаак (южн -росс.) и др. Председатели полей были приглашены к участию в занятиях Балтийской конференции.

Утренние и послеобеденные собрания конференции происходили сначала в молитвенном помещении митавской адвентистской общины (Добленская, 9). Здесь число посетителей доходило до 220. Ввиду тесноты помещения собрания эти были перенесены в просторное помещение «русского кружка» — Почтовая, 36. Здесь число посетителей доходило до 350.

Вечерние собрания происходили а помещении русского кружка и отличались необыкновенным наплывом посетителей. Не только все стулья и скамейки, но все проходы и все места на хорах заняты были слушателями. Массы народа толпились в коридорах, иные стояли на сцене за занавесом. Общее число посетителей доходило до 600 человек. Около 273 посетителей составляли латыши. За ними по численности следовали немцы. Эстонская группа насчитывала около 25 человек. Русских было не более 12.

Подавляющее большинство слушателей принадлежало к низшим классам. Лиц интеллигентных было немного. В большинстве случаев это были случайные посетители, попадавшие на собрания по-видимому только из любопытства.

В качестве проповедников на собраниях выступали следующие лица: Конради, Бетхер, Фицгеральд, Лебсак (председ Зап.-российск. поля), Исаак (председ. Южн.-российск. поля), Гинтере (председ. Восточн.-российск. поля), Гинц (из Ревеля) и Спроге (председ. Балтийского соед.).

Почти все проповеди произносились на немецком языке и тут же переводились на латышский, эстонский и русский языки. Проповеди Фицгеральда переводились с английского на немецкий язык и уже с немецкого — на остальные.

Проповеди Конради, Бетхера были лучшими из проповедей, сказанных на конференции. Проповеди Конради, полные внутреннего огня и силы, произносились с редким подъемом и воодушевлением. С замиранием сердца внимали слушатели его словам. Иные плакали.

Проповеди Бетхера уступали проповедям Конради по силе внутреннего чувства, но они отличались искусством построения и красотой внешней формы. Отдельные места его проповедей блистали остроумием и вызывали дружные улыбки на лицах присутствующих. Речи ос-тальных проповедников ничем не выделялись. Проповеди Фицгеральда были повторением его проповедей, сказанных в Москве и Варшаве.

По количеству произнесенных проповедей первое место принадлежало Конради. Он говорил ежедневно по несколько раз. За ним следовали Бетхер и Фицгеральд. Остальные проповедники произнесли по одной или две проповеди в течение всего съезда.

Собрания конференций происходили торжественно. Два хора певчих — латышский из Ли-бавы и немецкий из Риги — исполняли сектантские гимны. Общее настроение было приподнято-праздничное.

На одном из последних собраний конференции два разъездных проповедника адвентистов — Шмиц (из Варшавы) и Озоль (из Баку) — были посвящены в «благословенные проповедники». Посвящение совершали Конради, Бетхер и Фицгеральд. По приглашению Бетхера все присутствующие встали, посвящаемые, посвящавшие и 14 (старших благословенных) проповедников опустились на колени. Конради и Бетхер возложили руки на посвящаемых и произнесли молитвы о ниспослании им Духа Святого. После этого вновь посвященные проповедники принимали поздравления от присутствующих.

Почти все проповеди, произнесенные на конференции в Москве, Варшаве и Митаве, были посвящены раскрытию эсхатологического чаяния адвентистов седьмого дня. При этом один из проповедников рисовал картины близкого пришествия Христа, страшного суда и блаженного состояния «детей Божиих» (т.е. адвентистов). Другие приглашали слушателей готовиться к наступающему пришествию Христа и исполнять заповеди Божьи Третьи же старались обосновать принципиальную мысль о том, что библейские предсказания о наступающем дне Господнем непременно сбудутся.

Общим местом всех этих проповедей была мысль о том, что лишь адвентисты седьмого дня являются истинными детьми Божьими, наследниками вечного Царствия Христова. Все то, что стоит вне адвентизма, представляет из себя не более, как христианство по имени «внешнее, фальшивое» христианство, находящееся во власти диавола.

Как истинные дети Божий, только адвентисты разумеют сокровенный смысл Божественных пророчеств о грядущем дне Христовом. В книге пророка Даниила Господь говорит: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени: многие перечитают ее и умножится ведение» (12:4). «Только дети Божий содержат истинное Слово Божие», — говорил по этому поводу один из проповедников. — «Только они правильно разумеют его. Нам вверены слова Божий. Мы — народ Христов». «Мы счастливы», — говорил другой, — «ибо мы знаем истину. Нам открыты те слова пророчества, которые были сокрыты до последнего времени».

Противопоставляя себя окружающему миру, проповедники адвентистов применяли к своей секте все те же изречения Св. Писания, в которых говорится об истинных верующих или детях Божиих. Лишь адвентисты правильно разумеют волю Божию и правильно исполняют ее. Лишь они призваны к наследию на небе. «У нас на небе текущий счет», — говорил Бетхер.

Все те места Св. Писания, в которых говорится о нечестивых грешниках и отступниках от Бога, проповедники применяли к окружающему миру, являющемуся, по их мнению, царством греха и диавола. Последствием такого воззрения был неоднократно раздававшийся на собраниях призыв распространять истинное учение Христово среди окружающего мира.

Все проповедники сходились на том, что переживаемое нами время есть последнее время. «Мы находимся на границе. Мы приближаемся к великим событиям, которые вскоре совершатся. Скоро наше путешествие закончится. Скоро придет Господь и возьмет с Собою всех верующих».

Войны и междоусобицы последнего времени, неверие и нравственная распущенность наших дней, всевозможные изобретения и усовершенствования, стихийные бедствия и землетрясения, извержение вулканов и наводнения — все это, по мнению адвентистских проповедников, указывает на близость кончины мира. Уже появились и предвестники близкого пришествия Христова — лжехристы. Они появились в Америке, в Англии (Лондоне) и в Германии. Наконец.Библия говорит, что перед пришествием Христовым Евангелие будет проповедано по все вселенной. «Разве мы не видим этого в настоящее время?»

Ввиду близости Второго пришествия Христа дети Божий должны готовиться к нему и исполнять заповеди Божий. Нынешнее время есть время благодати, время покаяния и исправления. «Спешите же, пока есть время, иначе будет поздно».

«Заповеди Господни должны быть написаны в сердцах детей Божиих. Слово Божье должно быть светильником в их жизни. Они должны прилежно изучать его, упражняться в нем, должны научать ему не только своих детей, близких и знакомых, но также и всех вообще людей. Мы должны проповедовать Евангелие всей твари, дабы народы познали Спасителя. Библия говорит, что перед пришествием Христа Евангелие будет проповедано всем народам. Мы должны распространять его, и тогда вожделенное пришествие Христово наступит скоро. Правда, последнее, время будет омрачено жестокими преследованиями детей Божиих. Сатана знает, что владычеству его приходит конец и потому стремится погубить детей Божиих. Но Господь не замедлит, Он скоро явится и спасет их».

При Втором пришествии Христа все дети Божий воскреснут из мертвых, а оставшиеся в живых изменятся. Все они будут восхищены Христом в Небесный Иерусалим и будут царствовать с Ним 1000 лет. Грешники (не адвентисты) останутся в своих могилах и по прошествии 1000 лет воскреснут для суда, будут осуждены (праведники не будут судимы) и уничтожены вместе со своими душами (Вечных мучений для грешников адвентисты не признают).

После этого Христос создаст новое небо и новую землю и введет детей Божиих в рай. Собранные воедино, они будут составлять один народ и будут говорить на одном языке (ханаанском). «Мы теперь рассеяны среди различных народов, говорим на разных языках, собираемся в разных местах. Следующее величайшее собрание наше будет в присутствии Самого Господа. Это будет Его близкое Царствие».

Грядущие события предсказаны в Библии. Можно ли всему этому верить? Предсказания Библии сбываются с необыкновенной точностью. Библия предсказала гибель Вавилона, разрушение Иерусалимского храма и даже малейшие события из жизни Спасителя, например, напо-ение Его уксусом, метание жребия об Его одежде и т.п. Все это исполнилось. Значит, слова Библии — истинны. Значит, и предсказания ее о конечных судьбах мира исполняются.

Таковы в общих чертах те мысли, которые проводились в речах адвентистских проповедников на собрании всех конференций. Следует заметить, что истолковательные приемы некоторых проповедников поражали своей крайней наивностью.

Так, один из проповедников доказывал в своей проповеди, что адвентизм существовал уже во времена Адама. В послании ал. Иуды 14,15 стихи говорится: «О них (т.е. нечестивых) пророчествовал и Енох седьмый от Адама, говоря: се идет Господь со тьмами святых ангелов своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие и во всех жестких словах, которые произносили на него нечестивые грешники». Если Енох пророчествовал о будущем пришествии Господнем, то он был адвентист. А так как он родился за 300 лет до смерти Адама, то, стало быть, адвентизм существовал уже во времена Адама.

Другой проповедник — Фицгеральд — разрешил на основании Библии проблему необитаемости небесных миров. «Астрономы, — говорит он, — насчитывают до 40 млн. небесных светил. Они ломают голову над вопросом о том, населены ли эти светила. Но Библия дает на это ясный ответ. Пророк Исайя говорит (45:18): «Он (Бог) сотворил ее (землю) не для того, чтобы она была пустою, но создал ее, чтобы она была населена». Если земля сотворена не даром, а для жительства, то очевидно, что и прочие светила созданы для той же цели. «Он (Бог) распростер небо как тонкую ткань и раскинул его как шатер для жительства» (Ис. 40:22). Бог не имел бы никакой радости от других миров, если бы они были не населены». Проповедник полагал также, что жители прочих миров исполняют заповеди Божьи, одна только земля пала, как заблудшая овца, и только на землю приходил Спаситель для искупления людей.Третий проповедник (Лебсак из Вильна) доказывал в частной беседе пишущему эти строки (на конференции в Митаве), что Библия предсказала даже электрические трамваи как знамение последнего времени. Так, пророк Наум говорит (2:5): «По улицам опрометью стремятся колесницы, гремят на площадях, блеск от них как от огня; сверкают как молнии». По мнению проповедника, эти колесницы суть не что иное, как электрические трамваи. (В действительности пророк Наум предсказывал в своей книге гибель Ниневии от руки Израиля, причем в приведенном стихе описывает колесницы Израиля).

Наконец, на одном из молитвенных собраний адвентистов, происходившем в г. Риге, уже по закрытии Митавской конференции проповедник г. Омска — Лебсак Г.К. (председ. Сибирского поля) — говоря об успехах адвентистской миссии в Сибири и в частности в Тобольской губернии доказывал своим слушателям, что адвентистская миссия в Тобольской губернии предсказана Исайей. Так в 66:19 книги Исайи говрится: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубулу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою». Тубул, упоминаемый в этом стихе, есть, по мнению проповедника, Тоболь. Тобольской губернии. Таким образом, пророк Исайя предсказал, что в «последнее время Евангелие будет проповедано в Тобольской губернии».

Деловые занятия конференции начинались с избрания трех комитетов (комиссий), каждый в составе нескольких членов: 1) комитет резолюций: 2) комитет доверенностей: 3) комитет назначений.

«Комитет резолюций» вырабатывал резолюции и предлагал их на обсуждение пленарных заседаний конференций. В резолюциях этих формулировались пожелания адвентистов данного поля на унионной конференции — пожелания, касающиеся адвентистов всей унии.

«Комитет доверенностей» намечал кандидатов на должности проповедников, библейских работников поля, соединения или униона. По указаниям этого комитета пленарные заседания конференции избирали проповедников и библейских работников для своего поля, соединения или униона.

«Комитет назначений» намечал кандидатов в председатели и в члены исполнительных или совещательных комитетов. По указаниям этого комитета пленарные заседания избирали председателей и весь состав комитетов.

Существующий интерес представляли резолюции Всероссийской (унионной) конференции адвентистов седьмого дня. Эти резолюции воспроизводили собой резолюции, принятые на конференциях в Москве и Варшаве.

Первая резолюция, принятая на конференциях в Москве, Варшаве и Митаве, приглашала всех адвентистов, «в благодарность за содеянные Господом милости еще более предаться Его работе для потерянных душ человеческих, с целью распространения Его славы и прославления Его имени».

Из суждений, высказанных по этому поводу на конференциях, выяснилось, что необычайные «милости» Господа к адвентистам оказались прежде всего в том, что Он дал им возможность свободно собираться в России для молитвы и прославления Его имени. При этом на Московской конференции указывалось даже, что в России адвентисты пользуются такой свободой, какой они не знают, например, в Австралии. Далее «Господь изливал Свое благословение и на работу адвентистов в России». За последние два года в России приняло адвентизм 1600 человек из общего числа 3000 «обратившихся» в адвентизм в Европе. В различных местах России появлялись новые адвентистские общины и группы. Во многих существующих общинах наблюдался значительный прирост членов. В некоторых городах молитвенные помещения оказались уже тесными ввиду большого наплыва лиц, желающих слушать Слово Божие. Наконец, Господь «изливал Свое благословение и на финансовое благосостояние адвентистских организаций в России».

Вторая резолюция, принятая на конференциях в Варшаве и Митаве, приглашала адвентистов обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения, удерживая его от дур-ных влияний, приучая его к семейной молитве и исследованию Слова Божьего, заменяя вредную литературу христианскими книгами и журналами. По поводу этого пункта указывалось, что нынешнее воспитание приносит дурные плоды; дети требуют свободы, не слушаются родителей, читают «дурную» литературу. Родители плачутся на своих детей. И все это происходит от того, что воспитание лишено религиозной основы.

Третья резолюция, принятая на конференциях в Варшаве и Митаве, приглашала адвентистов предаваться изучению Слова Божьего по урокам субботней школы и по произведениям адвентистской литературы. «Дабы при посредстве полученных таким путем знаний быть светом для окружающего мира».

При обсуждении этой резолюции указывалось, между прочим, что адвентистские общины в России не обладают достаточным количеством проповедников и что субботние школы являются лучшим из средств для проявления самородных проповеднических талантов в адвентистской среде.

Четвертая резолюция, принятая на всех конференциях, приглашала адвентистов содействовать путем добровольных пожертвований скорейшему устройству в России адвентистской школы, в которой молодые люди могли бы получать образование «для блага человечества».

При обсуждении этой резолюции на всех конференциях указывалось, что постройка адвентистской школы в России является делом настоятельной необходимости. В России есть много членов адвентистских общин, которые имеют у себя Библию, но не умеют ее читать. Ученики проектируемой школы и будут учителями для таких членов. Они же будут распространять «свет Христов и грамотность» среди всей вообще темной народной массы в России. Проектируемая школа рассчитана на 100 воспитанников. Кроме Библии, наук гуманитарных и русского языка в этой школе должен изучаться вопрос земледелия, садоводства, элементарной медицины, ремесла и различные местные (инородческие) языки. Школа должна находиться вдали от больших городов. Такие школы существуют у адвентистов — в Германии (в местности Фриденсау, близ Магдебурга), в Англии (близ Лондона) и в Швеции. На устройство школы в России английские адвентисты ассигновали уже 10 000 рублей.

Пятой резолюцией постановлено было повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические чувства адвентистов, собравшихся на конференции в городе Митаве.

Распорядительная деятельность Всероссийской унионной конференции выразилась в назначении председателей униона и местных миссионерских полей, членов исполнительного комитета унии и совещательных комитетов полей, кассира и секретаря униона и местных полей, проповедников и библейских работников как униона, так и всех местных полей.

Председателем униона назначен Ютте Бетхер (Рига), кассиром — П. Брандт (Рига), секретарем — госпожа С.Н. Боянус (Рига).

На конференции же был выслушан и утвержден денежный отчет униона за 1909г. Согласно отчету доход униона равнялся 30.032р. 60к., расход — 43.357р. 50к. Дефицит в 13.000р. решено покрыть из сумм генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

Распорядительная деятельность конференции Балтийского соединения выразилась в избрании председателя и членов Исполнительного комитета, казначея, проповедников и библейских работников соединения. В председатели соединения избран Митавский проповедник Спроге. Из отчета, прочитанного на конференции, видно, что в течение 1909г. в пределах Балтийского соединения приняли адвентизм 239 душ. Наконец, на конференции приняты были в соединение две вновь образовавшиеся общины адвентистов седьмого дня -немецкая община в Риге и община в Валке, а также одна группа в имении Кэрро, Лифляндской губернии.

Рспорядительная деятельность конференции Московской и Варшавской выразилась в избрании председателей и членов совещательных комитетов, казначея, проповедников и библейских работников Средне-российского и Западно-российского полей. Все намеченные лица были затем утверждены в своих должностях на унионной конференции в Митаве. Председателем Средне—российского поля избран был проповедник Отто Вильдгруббе (Москва), председателем Западно-российского — проповедник Лебсак Г.И. (Вильна).Принятие резолюций и предложений, выступавших на обсуждении пленарных заседаний конференций, происходило следующим образом. По прочтении предложения председатель обращался к членам конференции с вопросом: «Кто сделает предложение, чтобы это было принято?» «Я», — отвечал кто-нибудь из членов. «Кто это поддерживает?» — спрашивал председатель. «Я». — говорил кто-либо другой. «Кто согласен с этим?» — возглашал председатель. Поднятием рук заканчивалось принятие предложений.