Введение

В начале 1930-х годов британский писатель Самуил Чедвик совершил нечто необычное для своего времени : он написал книгу о Святом Духе. Многие усомнятся в его

высказывании, что «последняя великая книга о Духе была написана в 1674 году «(1). Возможно ,ещё большее сомнение вызовет мысль, что его собственная книга является «великой». Тем не менее воззрение Чедвика было хорошо воспринято. Учение о Святом Духе не обсуждалось широко среди христиан. И он рассматривал это как свидетельство духовной смерти в церкви. Некоторых, возможно, пугает ожидание смерти, но как только она наступает, то уже

не тревожит свои жертвы. Чтобы чувствовать тревогу ,человек должен быть живым .

Во многих традиционных церквах христианства в конце концов выродилось в ряд формальных конфессиональных положений и лишилось живого опыта. Таким образом, Святой Дух стал «пренебрегаемой Личностью Божества». Для возрастающего числа христиан ,которые были ещё живы и полны сил, такое положение стало признаком всеобщего упадка . Диагноз

казался вполне вероятным. Но прежде чем мы непроизвольно воскликнем «аминь», обратим внимание на слово предостережения. разве Духу Святому не было всегда свойственно внимание не к Себе, но к другому Свидетелю (см. Ин. 14:26 ,15:26) ? Не Дух ли заявляет о другом Свидетеле- Иисусе Христе, Который ведёт многих к пониманию Евангелия спасения ,как мы видим из опыта апостола Павла в Ефесе (см. Дея. 19:4, 5) ? И не таким ли путём Дух Святой

становится силой, проявляющей себя в жизни каждого верующего? (Об этом мы поговорим позже.) В течение многих лет пятидесятники заявляют, что есть Некто, именуемый Святом Духом, Кто ,в общем, чужд большинству христианских церквей . В результате многие христиане начали громко задавать себе вопрос ,нет ли в христианстве чего-то такого ,с чем они не знакомы. Эти люди- и число их постоянно растёт- находятся во всех слоях

общества, во всех церквах, как среди методистов, лютеран и реформационных движений ,так и в англиканско- епископальном и римско-католическом сообществах. Они не желают оставлять свои церкви ради других сообществ. Но ,слыша громкие крики «аллилуйя» и возгласы победы из стана пятидесятников и вытянувшись ,чтобы взглянуть через религиозный забор на общество, которое до сего времени считалось слишком фанатичным, многие

из них начали ощущать себя духовно обделёнными .

Теперь слышны голоса, главным образом молодые голоса, которые говорят, что христианство с традиционных церквях стало вялым и заурядным. «Основные церкви утеряли свою жизнеспособность!» «Сила пятидесятницы должна вновь проявить себя !» «Конечно, большое дело испытать обращение, но оно произошло 5 лет тому назад и утратило свежесть для меня. Разве я не имею право на «второй

медовый месяц»?» на этом фоне во всех церквах начались поиски харизматического возрождения.

Так как многие намереваются испытать то, что часто называется «крещением Святым Духом», они принимают в качестве руководства прочитанные ими записи о событиях ,связанных с Духом Святым, в Книге Деяния святых Апостолов и в том числе перечень апостола Павла о сверхъестественных дарах, записанных в 1 Кор.12:

8-11. Эти рьяные читатели делают акцент на исцелении, пророчестве особенно на говорении языками, иногда невинно представляемом как «совместная молитва». Это выглядит привлекательно, потому что предлагает отход от степенных профессиональных положений традиционного христианства к «спонтанному и динамичному религиозному опыту», в котором личная победа достигается сейчас .Именно этого добиваются сторонники харизматического

движения. Для них долгое, медлительное однообразие христианского пути может быть обращено в моментальный опыт крещения Духом. Считается, что только пережившие этот опыт могут воистину исповедать веру в Святого Духа. На сегодняшний день люди, присоединившиеся к этой точке зрения, представляют немалую часть в христианстве. Против (буквально против) этого лагеря стоит даже большее общество посвящённых христиан из многих церквей

(мы не говорим о христианах, являющихся бременем, бессильных христианах), которые напуганы смущены или настроены прямо враждебно к этому опыту возрождения. Некоторые боятся, потому что чувствуют себя неуверенно и неопределённо в своём собственном христианском опыте и в отношении того, что говорит им Бог. Некоторые смущены, потому что если это проявление Святого Духа, то Он ,по их мнению, говорит много странного и действует

чуждыми методами. Вдобавок громко звучит множество других голосов ,затрудняя восприятие Его голоса в этих духовных джунглях. Более того, эти христиане настроены враждебно, потому что считают, что там нет Святого Духа. Так называемые проявления возрождения потрясают их, представляясь им либо инициированным изнутри продуктов разного рода давления ,либо просто местом, где упражняется дьявол. Для них вся эта

ситуация — одна сплошная шумиха и пожалуйста, извините за грубое выражение «истощённая почва и навозные кучи»(2).

И всё же, каким бы неприязненным ни было наше отношение к этим явлениям, мы не можем от них просто отмахнуться. Сам факт существования великого множества харизматических проявлений должен определённо что-то сказать Церкви. И если Церковь не в состоянии распознать этого, значит, слаба её возможность

слышать.

Долг каждого пастора, религиозного учителя и молодёжного руководителя заключается не в том, чтобы кричать «нечист», и не в том, чтобы направляться к «потоку Хораф»- как Илья сделал (см. 3 Цар. 17:3 )- при первом взгляде на это явление. Скорее, они должны, не огорчая Святого Духа, следовать совету «всё испытывайте, хорошего держитесь» (см. Фес. 5:21). При этом, может быть, оправданным окажется

восклицание «нечист». Однако оно не должно быть реакцией невежества, страха и духовного замешательства, но ясным ответом на отказ Духа от отождествлять Себя с этими проявлениями возрождения.

Конечно, кто-то сразу спросит: «Как Дух Святой общается? Можно ли человеку узнать не только, как Он говорит, но и как действует?» Исследование, предложенное в этой книге, постарается ответить на эти вопросы.

Эта книга не является

исчерпывающим исследованием доктрины о Святом Духе. Нет, мы рассмотрим, что Библия говорит о Духе, Его роли и Его методах ,которыми Он действует. Только ориентируясь на Библию, можно безопасно дать верную оценку особенностям нынешнего харизматического феномена

Необходимо помнить о трёх моментах:

1. Человек должен остерегаться связывать нынешней харизматический

феномен с библейским повествованием. Существует опасность допускать идентичность, которую допускать не следует. Другими словами, харизматические проявления в ранней Церкви, будь то в Иерусалиме или Коринфе, не обязательно идентичны так называемым харизматическим движениям пробуждение сегодня .

2. Некоторые утверждают, что происходившее с первыми христианами Обязательно должно повторяться в последующем ,что духовный

феномен должен повторяться просто потому, что это было у первых христиан .Я не считаю ,что это обязательно должно быть именно так. История не повторяется, и в этом есть свой смысл. Со времени апостолов много воды утекло. В нашей жизни невозможно воссоздать первоначальное исторический фонд и культуру ранней Церкви. Тогда существовали нужды, которых просто не существуют у нас, поскольку их жизнь 2.000 лет назад отличалась от нашей жизни сегодня.

3. Харизматический феномен в некотором смысле не имеет определённого цвета. Событие, которые удивляет меня как сверхъестественное, ничего не говорит о том ,откуда оно взялось, и чем, по существу, является. Факт существования самого события не проливает свет ни на его происхождение, ни на его природу. Оно должно быть исследовано, и ,занимаясь этим, мы должны помнить, что требуется тщательное, молитвенное рассмотрение, чтобы отличить подлинное от

подделки. «Когда Господь избирает Свое орудие света, тут же появляется множество подделок»(3). Критерии для определения качества феномена должны находиться вне самого феномена ,и эти критерии должны быть такого рода ,чтобы разум мог понять их . Восприятие посредством чувств создаёт очень благоприятную почву для легковерия . В этой деликатной задаче не всегда можно доверять тому, что мы видим и слышим. Наконец, позвольте мне поделиться

некоторыми размышлениями о том, что Святой Дух является одной из Личностей Троицы.

Церковь третьего и четвёртого столетий столкнулась с еретиками и раскольниками, останавливающимися на разных перекрёстках, чтобы кратко излагать свои взгляды в форме вероучения .один из догматов, проявившихся в это время, заключался в следующем: «Троица единосущная»- троица личностей -единство

сущности. Возможно, это звучит туманно. Большинство из нас считают догму ( и возможно, любое определение Троицы трудным для понимания, в основном, потому что в явлениях природы фактически не существует ничего, что могло бы служить аналогом. Некоторые мистики используют аллегорию с человеческим существом, как состоящем из духа, души и тела, но она не вносит ясности. Весьма сомнительно уже то ,что

человека возможно разделить подобным образом. Но даже если бы это было возможно, мы бы всё равно говорили только об одном человеке. Некоторые идеологи фактически отказались от при определении Троицы как трёх разных видов существования Одного и Того же Существа. Другими словами, Он только один .

В один момент времени ( а именно в Ветхом Завете) Он представлен как Бог Отец. Затем Он повернулся на

несколько градусов ,и мы увидели в нём Сына Иисуса Христа. Наконец, после того, как Он повернулся ещё на несколько градусов, (а именно после Вознесения, и Пятидесятницы) — нам Он известен, как Святой Дух .Во всём, однако, Он является одним Существом. Но такое объяснение едва ли приемлемо. Нам стоит только обратить внимание на тот факт, что для Христа Отец ,от Которого Он пришёл и Которому Он молился , а также «другой Утешитель» являлись совершенно

другими Личностями (см Ин. 14:16). Жёсткая и часто непроницаемое разделение между личностями ,которое свойственно западному уму, усугубляет проблему понимания Триединства. Наше мышление отличается от иудейского, в котором личности ,хотя и разные, могли ещё восприниматься как смешанные вместе или проникающие одна в другую. Иудейское мышление (и мы не должны забывать, что наши библейские утверждения о Боге являются,

в целом, урожаем, выросшим на иудейской почве), вероятно, имело меньше проблем со всей концепцией Триединства, чем имеем мы.

Утверждение, упомянутое выше, означает что хотя три Личности отдельны, Они являются одним целым по сути, планам и целям. Личности Триединого Божества имеют общую миссию и общую цель .Бог Отец ,Бог Сын и Бог Дух Святой действует в истории в единстве друг с другом.

Святой Дух точно так же

является частью этого разделения, единства и общности в миссии, как и две другие Личности Божества. Подобно тому, как Иисус является Личностью, существовавшей вне тех, кого Он стремился спасти, так и Святой Дух существует вне их. Для нас это важно помнить, чтобы избежать субъективного понимания Святого Духа, которое делает Его идентичным нашему духовному опыту. Святого Духа нельзя с качеством исполненности Духом,

проявляемой отдельной личности. Хотя существует обетование, что Бог Бог даёт Своего Духа Своему народу (см. Иез. 36:26, 27) Он самым непосредственным образом отделен от любого человеческого существа тем ,что приходит извне. Он не является частью любого желания самореализации, которое я могу иметь, потому что то, что Он вносит, является не моим желанием, а миссией Отца и Сына. Ясно, что Дух Святой не является элементом, вызванным моим

стремлением к пробуждению. Поэтому что тот факт, что человек имеет духовный опыт, сопровождаемый или не сопровождаемый харизматическими проявлениями, в которых человеческие желания достигают своего осуществления, ещё не могут сами по себе считаться результатом действия Святого Духа. По какому праву мы смеем допускать, что Святой Дух будет всегда помогать нашему личному или общественному движению к

самореализации- неопределённой ,как сам этот термин. Почему Он не может быть уполномочен задержать этот процесс или дать ему совершенно иное направление? Разве Он не «Параклет»( греческое слово ,переведённое словом «Утешитель» в Евангелии от Иоанна), выполняющий роль и Обличителя и Утешителя. Святой Дух является Богом и в то же время средством, которым Бог проявляет Себя в последнее время. Дух Святой — это безграничная сила ,не

поддающаяся нашему измерению. Оглядываясь назад на истории Божьего народа, мы можем отчасти видеть, как Он действовал, но Его работа ещё не окончена. Несомненно мы не должны полагать, что Его творческая сила тащилась и что Он не проявит необычных действий. Мы являемся частью движения ,в котором Дух Святой действует. Для нас как посвящённых христиан невозможно отойти в сторону и смотреть на Его действия издали. Но это может быть

хорошо, ибо если бы мы стали способны делать это, то не смогли бы приобщиться к тому ,что предлагает Дух. Найти баланс между знанием путей, которыми Дух вёл, действовал и говорил в прошлом, и в то же самое время быть открытыми для Его новых проявлений, а также осознавать ,что Он не станет сейчас дискредитировать и считать несостоятельным Своё прошлое,- это нелёгкая и непростая задача. Но у нас практически нет выбора. Мы должны искать этот баланс,

чтобы быть открытыми для Духа и чтобы ложные духи не ввели в заблуждение.

ссылки: Елена Уайт иИзбранные вести, том 2, стр. 22.