Часть 3. Бог — наш Отец

10. Отчего я не могу любить Бога так, как мне бы хотелось?

Некоторые люди совсем не интересуются Богом и своей духовной жизнью. Другие считают себя верующими, однако редко чувствуют себя близкими Богу. Подходит ли это к вам? Иногда вы чувствуете близость Бога, однако ощущать ее постоянно не удается? Может быть, вы чувствуете отдаленность от Бога и не можете определить ее причины (9)

Такая оторванность может иметь множество объяснений.

Кто-то может сказать вам: «Очевидно, вы втянуты в некие греховные действия и это оторвало вас от Бога»,

Кто-то другой предположит: «Брат, когда ты пробудешь христианином столько же лет, сколько я, то поймешь, что эмоциональный подъем ощущают лишь новообращенные. Скука, которую ты испытываешь, совершенно естественна… так что не стоит беспокоиться»

Кто-то скажет: «Я замечаю, что ты грустишь уже месяца два. Может, не в порядке обмен веществ?»

Во всех этих утверждениях может быть доля истины. Скука, испытываемая людьми при мыслях о Боге, может иметь разнообразные причины, в том числе неэтичные поступки, неверные предположения о христианском опыте и даже биологические нарушения. И, тем не менее, существует еще одна причина, которую очень трудно выявить. Это привычка переносить на Бога недостатки нашего собственного отца.

Анна-Мария Риццуто пишет о Зигмунде Фрейде, отце современной психологии: «В течение всей своей долгой жизни Фрейд интересовался религией, точнее — психологическими корнями Бога. Он был очень склонен усматривать тесную связь между отношениями человека с его отцом… и формированием идеи Бога» (1).

В работах Фрейда постоянно ставится под сомнение существование Бога. Если такой изощренный и оригинальный человек, как Фрейд, называет веру в Бога-Отца глупостью, это может иметь значительный эффект. Интеллектуалы, прислушивавшиеся к нему, считали, что его атеизм основывается на холодных доводах разума; однако вполне возможно, что этот атеизм имеет весьма неразумную основу. Его атеистические убеждения могут быть всего лишь нападками на собственного отца, которого он презирал.

Один современный исследователь жизни Фрейда, психолог Пол Витц, собрал сведения о множестве известных в истории выдающихся атеистов, у которых, по его выражению, были «дефективные отцы» — агрессивные или слабые, вовсе отсутствовавшие или даже умершие.

Согласно Витцу, Фрейд не просто отличался от своего отца, Якоба, он был во многом его полной противоположностью. Якоб был ортодоксальный иудей, ежедневно читавший на иврите Талмуд и Библию, неспособный выступить в защиту ни своего иудаизма, ни самого себя. Если кто-нибудь сбивал с него шляпу, обзывал «грязным евреем», Якоб не утруждал себя ответом. Зигмунд, напротив, не только с охотой вступал в борьбу с антисемитизмом, он и в течение всей своей жизни с необыкновенной быстротой вступал в жесточайшую интеллектуальную полемику по многим вопросам (2).

Зигмунд усматривал в своем отце и другие слабости. Старый Фрейд был не в состоянии оказывать своей семье финансовую поддержку, поэтому им часто приходилось полагаться на щедрость других людей. Более того, во взрослом возрасте Фрейд называл своего отца «сексуальным извращенцем» и предполагал, что Якоб не был его истинным отцом (3).

Фрейд не единственный мыслитель, занимавший скептическую позицию по отношению к Богу и имевший ущербные отношения с отцом. Витц приводит множество других примеров:

• Вольтер — знаменитый философ-антихристианин настолько сильно восставал против своего отца, что отказался даже от его имени (считается, что «Вольтер» могла быть девичьей фамилией его матери). Его первая пьеса, представленная публике, называлась Эдип и имела связь с греческим мифом, в котором сын убивает своего отца. Он любил поговорить о том, что на самом деле его отцом был другой человек, и стыдился того, что его отец происходил из среднего класса.

• Людвиг Фейербах — знаменитый немецкий философ — «антитеист», считавший религию не более чем «мечтами», лишился отца в возрасте тринадцати лет, когда тот покинул его мать и стал жить с другой женщиной в соседнем городе. Скандал и последовавшая за ним отверженность, выпавшая на долю мальчика, несомненно, была в консервативной Германии девятнадцатого века очень ощутима (4).

• Карл Маркс — влиятельный основоположник современного коммунизма презирал своего отца за то, что тот отказался от традиционного для обеих ветвей семьи пути раввина и перешел в христианство из чисто социальных соображений. Маркс считал, что разрушение религии должно стать необходимым шагом для наступления всеобщего счастья.

• Фридрих Нитцше — широко известный изобретатель философского подхода под названием «Бог умер», настойчиво утверждал, что человек обязан действовать в одиночку. Он подчеркивал, что человек — сирота, а вовсе не сын Бога. Его отец умер, когда ему было четыре года (5).

• Бертран Рассел — Нобелевский лауреат, который считался одним из выдающихся и мудрейших мыслителей века, написал две книги, посвященные «глупости» религии. Его отец умер, когда ему было четыре года (6).

• Жан Поль Сартр — французский романист, драматург и философ, воинственно отрицавший существование Бога, потерял отца еще прежде своего рождения (7).

• Альбер Камю — французский писатель и философ, написавший работу «Взбунтовавшийся человек», призывал восстать против множества вещей, в том числе против Бога. В повести «Чужой» он обрисовал осужденного, спокойно встречающего смерть, которую он воспринимает как переход в безликий космос. Его отец умер, когда ему был один год (8).

• Мэдэлин Мюррей О’Хэйр — одна из влиятельнейших атеисток Америки, благодаря которой значительное число библейских ценностей были вычеркнуты из практики преподавания в государственных школах, однажды пыталась убить своего отца кухонным ножом. Ей не удалось этого сделать, но она кричала: «Я увижу тебя мертвым! Я до тебя доберусь! Я пройдусь по твоей могиле!» (9)

Не все атеисты пришли к своим убеждениям из-за ущербных отношений с отцом, однако множество наиболее влиятельных атеистов в нашей истории были трагически оторваны от своих отцов. Мало кто из них — или вообще никто — познал или признал роль, которую сыграл отец в развитии их воззрений и их личности, однако это не умаляет воздействия, которое оказали на них взаимоотношения с отцом. Отец невидимо для нас живет в сердце каждого и зачастую очень сильно воздействует — положительно или отрицательно — на наши отношения с Богом.

Следующая глава расскажет о том, каким образом Творец проявлял Себя в качестве Отца, и как Он заставлял людей, подобных любому из нас, стать Его детьми. Мы обсудим Его проявления в качестве Отца, бравшего на Себя заботу о тех, кто считал себя сиротами. Расскажем и о том, как через людей, лишенных отца, Бог передавал человечеству Свои важнейшие послания.