Введение

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» — так свидетельствует Библия о появлении человека, подчеркивая его божественное происхождение, особую природу и уникальное положение в мире (Быт. 1:27).

Некоторые древние мыслители, разрабатывая свои антропологические теории, слишком много места уделяли поискам общности человека и материальной природы. Этот путь привел к тому, что из человека сделали образ и подобие природы. И даже столь возвышенное на первый взгляд определение человека как микрокосмоса не принесло ему такого величия и чести, которое соответствовало бы библейскому взгляду на человека.

Совершенство человека состоит не в том, что роднит его со всей совокупностью тварного мира, а в том, чем он отличается от природы, от всего остального творения. Откровение Господа говорит нам, что человек был создан по образу и подобию Божию. Размышляя о сущности человека как образа и подобия Божия, ученые открыли специфические пути богопознания. Одни богословы по божественным чертам, заложенным в человеке, составляли учение о Боге. В результате подобных исследований складывался так называемый метод психологических аналогий: от человека к Богу. Другие богословы, наоборот, изучая свойства Бога, отыскивали в человеке то, что соответствует образу Божию в нем. Эти ученые шли от Бога к человеку. Оба метода дополняют друг друга и позволяют приблизиться к обобщенному целостно-библейскому взгляду на человека.

Образ Божий раскрывает в человеке его царственное достоинство и власть над миром. Человек — представитель Бога на земле. Господь вручил ему царскую власть. Бог сотворил его по Своему образу, а это значит — по образу Царя царей, по образу Того, Кто имеет всю силу и власть. Особая власть была дана человеку изначально, чтобы обладать землею и владычествовать «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27-28). В Ветхом Завете символом божественного источника царственности являлось помазание, которое объявляло царя носителем и исполнителем божественной воли и власти. Благодаря этому помазанию царь становился благодетелем для тех, кто находился под его властью. Он должен был вести подданных к успехам, победам, благосостоянию и счастью. В широком смысле, человек, как Божий представитель на земле, призван к царственному служению. Человек был создан как царь и владыка творения. Он получил свыше образ Божий. Он — носитель божественной власти, благодетель земли, призванный содержать ее в том порядке и красоте, который соответствовал бы Божиему замыслу. Царь творения призван на Божие благословение ответить своим благодарственным благословением. Сотворив животных. Бог приводит их к Адаму, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19). А в Библии имя чрезвычайно важно, оно не просто знак, отличающий одну вещь от другой. В библейском мировоззрении имя означает саму сущность вещи, суть ее как дара Божиего. Дать имя — значит опознать вещь, определить вложенные в нее Богом смысл и ценность, познать место и назначение ее в Божием мироздании. Все сущее Бог наполнил Своей любовью. Своей благодатью, все сотворил хорошим весьма. И поэтому естественным жестом со стороны человека должен быть ответ на любовь любовью, на благословение признательным благословением. Благословлять Бога, благодарить Его и славословить, видеть мир таким, каким видит его Бог, быть соработником Бога — вот те божественные свойства человека, которые отличают его от всего прочего творения.

Образ Божий позволяет увидеть в человеке не механическую часть природы, но существо личностное. Личность есть высочайшее творение Божие. Личностные существа — это вершина и уникальность творения. Личность обладает способностью общаться с Творцом и творением. В Едемском саду Адам имел непосредственное общение с Богом. Господь был Другом Адама и наполнял Адама и творение Своим благословением и присутствием. Как личность, человек был призван к общению с Богом. Его личностная природа испытывает потребность в любви. Он хочет любить и быть любимым, в него заложена жажда познания и творчества. Человек тянется к красоте. Глубокое чувство прекрасного он выражает в книгах, произведениях живописи, величественных памятниках, музыкальных творениях. Человек алчет и жаждет Бога, инстинктивно стремясь к общению с Высшим Существом.

Человеческая личность обладает от Бога правом на самоопределение, правом свободы выбора. Свобода — величайший дар, но и большая ответственность. Существо личностное способно любить кого-то больше своей собственной природы, больше своей жизни. Зов Божий предполагает свободный ответ. Бог не требует от человека безличной слепой любви, слепого тяготения. В таком состоянии присутствовал бы элемент рабства. Любовь Бога и человека это не механическая связь, но свободное влечение двух личностей. Создавая человека как свободное существо, Бог идет на риск. Ведь человек может пасть и оттолкнуть своего Создателя. В самом своем величии человек способен к падению. Но без этой возможности пасть нет и величия свободы. Такова особенность любви Бога, она достигает такой парадоксальной высоты, что предоставляет венцу творения право выбирать между Добром и Злом, право свободно принимать или не принимать дары Всевышнего.

Дословное буквальное упоминание о человеке как об образе Божием, кроме первых двух глав книги Бытие, только один раз встречается в Ветхом Завете. Это было во дни Ноя, после потопа, когда Господь изрекал благословения Ною и семейству его (Быт. 9:1-7). Перечень благословений утверждал жизнь на земле, а замечание о том, что «человек создан по образу Божию», подчеркивало величайшую ценность человеческой жизни и жизни всего творения (Быт. 9:6).

Вся священная история — это история взаимоотношений Бога и человека. Библия без прикрас описывает все взлеты и падения человека. Она показывает, как злоупотребление царственной свободой может помрачать образ Божий и превращать царя в низкого раба. В эпоху Нового Завета библейское учение о человеке как об образе Божием обрело детальную христианскую разработку в посланиях апостола Павла (Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49). Тема образа Божиего зазвучала в устах глашатая Евангелия в связи с проповедью о духовном возрождении человеческой личности через веру в искупительное дело Иисуса Христа. «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа», — учит апостол (2 Кор. 3:18).

Христианская этика исходит из того, что человек, по замыслу Творца, есть носитель образа Божиего. В силу многих причин образ этот часто подвергается искажению и помрачению. Изучение библейских принципов христианской этики призвано помочь восстановлению образа Божиего в человеке. Как на практике достичь жизненного воплощения этического учения Библии в семье, в церкви, в обществе и посвящены разделы этой книги.