Часть II. Истинный смысл события

Что же на самом селе произошло на небе?

Когда скептики спрашивают: «Что же, в конце концов произошло, на земле 22 октября 1844 года во исполнение пророчества из Дан. 8:14?», правильнее всего было бы ответить: «Ровным счетом ничего».

Это действительно так! В Дан. 8:14 речь идет о небесном событии — величественном небесном событии.

То, что действительно произошло на земле, то есть миллеритское пробуждение в ожидании Второго пришествия, и в самом деле было исполнением пророчества, но не того, что записано в Дан. 8:14. Это было частичное исполнение пророчества первого ангела из Откр. 14:6, 7. Но «святилище», которое должно «очиститься» согласно Дан. 8:14, находится на небе. Таким образом, пророчество Дан. 8:14 должно было исполниться на небе.

Вопрос стоит так: «Что же произошло в 1844 году на небе!» Говорится ли об этом подробно в Библии, и если да, то в каком месте?

Сцена суда в 7-й главе Даниила. Да, в Библии приводятся такие подробности, а именно в сцене суда, изложенной в Дан. 7:9-14.

Небесное событие, ознаменовавшее окончание 2300 дней, ясно описано не символическим языком Дан. 8:14, кульминационного стиха 8-й главы Книги Даниила, а обычным языком параллельной кульминации 7-й главы Книги Даниила. Простым языком, без всяких символов, в Дан. 7:9-10 — первой части кульминационного отрывка- говорится: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями… престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь… тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели [начался суд], и раскрылись книги».

Внимание Даниила было приковано к нескольким ужасным диким животным, выходившим из бурного моря. Внезапно Бог по милости Своей обратил его взор на небо, где разворачивалось новое событие. Там он увидел славный Божий престол, установленный на новом месте на небе, и вокруг него располагались другие престолы. Он наблюдал за тем, как «пришел» Сам Ветхий днями (Даниил 7:22). Он видел миллионы поющих хвалу Богу небесных существ, описанных также в 4-й и 5-й главах Книги Откровение. Даниил также видел, что открылись книги и начался суд.

Но хотя Даниил наблюдал, как начался суд, на самом деле суд все же не мог начаться! Почему же?

Потому что Сын Человеческий еще не пришел, а Иисус говорит в Ин. 5:22: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Эти слова Самого Иисуса очень важны для правильного библейского понимания того, что произошло в 1844 году и что происходит на небе с тех самых пор. Не забудьте слова из Ин. 5:22: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну».

К счастью, в видении Даниила суд не был отложен надолго. Даниил продолжает свидетельствовать как очевидец: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7:13)’. Здесь мы находим еще один жизненно важный стих, на который мы ссылались раньше, обсуждая ошибку Миллера.

Когда Сын Человеческий подошел к месту суда в 1844 году, суд наконец мог начаться. И первый ангел из Откр. 14:6,7 торжествующе воскликнул: «Наступил час суда Его». Час Его суда пробил. Оглядываясь назад, мы говорим о первой стадии заключительного суда, которая началась в 1844 году. Но если следственный суд является первой стадией последнего суда, значит, последний суд начался.

Этим отчасти объясняется огромная важность 1844 года. В том году начался последний суд. Сегодня мы можем сказать, что последний суд длится вот уже более 150 лет, и мы знаем наверняка, что живем в последние дни, в последнее время. Мы обсудим это более подробно в последующих главах. В то же время не забывайте, пожалуйста, что суд начат Сыном Человеческим. 1844 год — это весть об Иисусе.

Величие того, что произошло в 1844 году. Давайте немного поразмышляем о величии события, происшедшего в 1844 году. Это поможет нам реалистично оценить его значение.

Но как нам представить его себе?

Земное святилище, или скиния в пустыне, построенная Моисеем, представляла собой шатер около пятнадцати метров в длину, пяти метров в ширину и пяти метров в высоту, что соответствует примерно высоте двухэтажного дома. Обложенные золотом деревянные стены скинии разбирались, когда ее надо было переместить в другое место. Крыша состояла из четырех слоев: искусно расшитая ткань внутри и кожи животных снаружи.

Большинство адвентистов знают, что это земное святилище состояло из двух помещений. Святое достигало в длину примерно десяти метров, в ширину и в высоту пяти метров. На южной его стороне (слева от священников, входивших в скинию) стоял светильник-семисвечник из чистого золота, на северной стороне (справа от входивших священников) — небольшой, обложенный золотом стол с хлебами предложения, а к западу (прямо от входа) располагался обложенный золотом жертвенник курения возле великолепной завесы, отделявшей Святое святых. Святое святых, второе помещение святилище, представляло собой правильный куб со стороной примерно пять метров. В нем находился ковчег завета — обложенный золотом ларец, внутри которого лежали Десять заповедей. Крышка ковчега (или «престол благодати») была сделана из чистого золота. На обоих концах крышки стояли вылитые из золота ангелоподобные херувимы. Поначалу, во дни Моисея, между херувимами сиял таинственный свет, означавший присутствие Бога, престол Которого возвышался над Его законом.

Нужно отметить, что свет, символизировавший присутствие Бога, не всегда сиял именно во Святом святых. Во дни Моисея, всякий раз, когда сынам Израилевым надо было переходить на новое место, свет покидал свое привычное место во святилище, поднимался в виде столпа облачного или огненного и вел народ израильский к новому месту назначения (см. Чис. 9:25-23). Гораздо позже Иезекииль в видении наблюдал символическое присутствие Бога скорее во Святом, чем во Святом святых (см. Иез. 10). Еще позже Иоанн увидел, что Божий престол, единственный престол, на котором восседали одновременно Бог и Агнец, расположен уже не на небе, но на земле, как это будет после окончания тысячелетнего царства (см. Откр. 21:10; 22:3).

Святое святых было недоступно для народа, и даже первосвященник мог входить туда только один раз в год — в День очищения. И только в этот день требовалось, чтобы первосвященник вошел во Святое святых и семь раз покропил кровью на престол благодати, символически прося Бога посредством крови Помазанника Своего изгладить грехи, которые Его народ на протяжении всего года совершал против Закона Божьего.

Итак, что же произошло в День очищения 22 октября 1844 года? Какие события сопровождали очищение истинного небесного святилища?

Следует ли нам вообразить себе такую картину: до 1844 года Иисус служит в десятиметровом Святом, а затем отодвигает расшитую завесу и делает несколько шагов на запад, чтобы войти в пятиметровое Святое святых?

Или же мы должны представить себе особенно драматичное событие?

Мы помним, что образы гораздо более впечатляющи в сравнении с прообразами. Крест весьма условно можно сравнить со смертью годовалого агнца. Что же касается сравнения небесного святилища со скинией Моисея, то автор книги «Патриархи и пророки» на странице 357 напоминает нам, что небесный храм, место пребывания Царя царей, где «тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним», наполнен славой вечного престола, где серафимы, его сияющие стражи, в благоговении скрывают свои лица. Простор и великолепие этого храма не может повторить никакое земное строение (курсив мой). Далее в этом отрывке говорится: «Подобно тому как служение Христа разделялось на две великие части, каждая из которых охватывала определенный период времени и ей отводилось определенное место в небесном святилище (курсив мой), так и прообразное служение состояло из двух частей: ежедневного и годового служений, которым в скинии предназначались разные отделения».

Небесное святилище из двух отделений, «скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:2), в самом деле должно быть чудесным местом, сотворенным Самим Богом как центр богопоклонения для Вселенной и родной дом для миллионов светоносных и славных ангелов.

Наш текст, то есть Дан. 7:13, учит, что небесный храм — это не символический шатер кубической формы, поскольку сказано, что Сын Человеческий отправился на суд «на облаках небесных». Едва ли можно вообразить, что Сын Человеческий перемещается на облаках в символическом шатре!

Три странствия Христа на облаках. Событие, происшедшее в 1844 году, станет более понятным, если мы рассмотрим его в свете того, что Библия говорит о трех путешествиях Иисуса на облаках. Слова из 7-й главы Книги Даниила, повествующие о Сыне Человеческом на облаках небесных, используются также для описания Второго пришествия в Мф. 24:30, и подобные же слова использованы для описания Его вознесения на небо (см. Лк. 24:50, 51; Деян. 1:9) после воскресения.

Мы, адвентисты седьмого дня, читая библейские тексты о вознесении Христа и о Его Втором пришествии, верим, что в них описаны реальные драматические события. Мы вспоминаем Лк. 24:50,51: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них». Мы помним Деян. 1:9: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Как говорится в 415-м гимне из «Сборника гимнов адвентистов седьмого дня»:

Христос Господь, всю власть вобравший,

Взошел на высоту небес,

Простер Свой перст, благословляя,

И взяло облако Его.

На облаках Христос вознесся.

Мы верим, что Христос в самом деле вознесся на небо на облаках — буквально, лично, видимым образом.

И мы верим, что во время Второго пришествия Он вернется на облаках — буквально, лично, видимым образом. «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око… и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7). «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фее. 4:16, 17).

Что предсказано, свершается, Трубный звук пронзает воздух. Грешник и святой трепещут, Его видит всякое око. Христос грядет на облаках.

Итак, опять перед нами сцена суда из 7-й главы Книги Даниила. После описания Ветхого днями, мириадов небесных существ, открытых книг и заседающих судей Даниил говорит: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (стих 13).

Час суда открыт Даниилу, Сонмы ангелов, книги открыты. Бог на престоле пламенеющем Ждет Сына Своего. Христос приближается на облаках.

С нашей стороны вполне оправдано считать путешествие Христа на облаках к месту суда в 1844 году таким же реальным, буквальным и конкретным событием, каким было Его вознесение на облаках и каким будет Его пришествие на облаках, когда Он явится во второй раз.

Представьте себе величественное событие. Попытайтесь снова представить себе это величественное событие. Подумайте о впечатляющем антифоне во время победного восшествия Христа во Святой град после воскресения, как он описан в 23-м псалме. Хор ангелов, сопровождавших Иисуса, воспел: «Поднимите, врата, верхи ваши… и войдет Царь славы», а хор привратников ответил им вопросом: «Кто сей Царь славы?» Затем все повторяется. Привратники задали тот же самый вопрос не потому, что не знали ответа, а потому, что хотели еще и еще раз услышать прославление Иисуса.

Теперь представьте себе миллионы ангелов в видении Даниила. Прислушайтесь к их величественной музыке и пению, к богатой гармонии мелодий, к сладостным звукам многочисленных арф, к многоголосию серебряных труб. Представьте себе, с каким величием и достоинством Отец Небесный занимает место на Своем престоле с огненными колесами. Представьте себе, с какой радостью и торжественностью усаживаются на свои престолы окружающие Его серафимы и херувимы; как открываются книги.

Суд готов к работе, судьи сели, однако разбирательство не начинается, потому что уполномоченный Судья пока еще не появился в зале.

Вспомните Ин. 5:22: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну».

В моем воображении, и, полагаю, в вашем тоже, возникает такая картина: трубы, арфы, хоры ангелов — все смолкает, и взоры всех устремляются на восток. Все с уверенностью предвкушают, что строго в назначенный момент на облаках появится Сын Человеческий. И точно в определенное время слышится единодушный возглас присутствующих: «Вот Он! Вот Он! Сын Человеческий грядет на облаках!»

Трубачи по обеим сторонам от Бога приветственно трубят. С облаков раздается ответный трубный звук. Ангелы возле престола поют восторженную песнь, ее подхватывают ангелы на облаках. И во всей Вселенной, за исключением грешной земли, звучат ликующие голоса. Наконец-то приходит Сын Человеческий, чтобы пересмотреть приговоры, вынесенные людьми (см. «Великая борьба», с. 650), и раз и навсегда оправдать Своих гонимых, но несгибаемых святых.

Такое величественное событие заслуживает того, чтобы о нем рассказывали снова и снова. Каждому христианину, который хочет быть достойным высокого звания, следует рассказывать об этом событии. В каком-то смысле оно имеет такое же вечное значение, как крест и Второе пришествие. Это событие в служении Иисуса, имеющее значение для всей Вселенной и для каждого грешника. Тем не менее адвентисты седьмого дня — единственные, кто говорит о нем. Какая жалость! Да поможет Бог каждому из нас добросовестно и с большим желанием рассказывать об этом миру.

Адвентистские руководители и 1844 год. Приятно сознавать, что ведущие адвентисты седьмого дня на протяжении многих лет стремились рассказывать миру о том, что и Отец, и Сын в самом деле перешли из одной части неба (Святого) в другую часть — Святое святых в 1844 году, чтобы начать новое великое дело благодати.

Джозеф Бейтс, один из наиболее видных «основателей» адвентистского движения, добросовестно учил именно этому. В 1850 году2 он напомнил своим читателям, что «уже приводил доказательство, из которого следовало, что Иисус сидел со Своим Отцом на Его престоле во Святом, где находились семь светильников. Затем в назначенное время, по окончании 2300 дней, Ветхий днями перемещается в чем-то таком, что имеет колеса, как бы пылающие огнем, в сопровождении многих тысяч ангелов. Затем некто, подобный Сыну Человеческому, подводится к нему (стих 13-й)… Очевидно, что и Отец, и Сын покинули престол во Святом и перешли во Святое святых, чтобы начать суд, — это также соответствует вести летящих ангелов в Откр. 14:6,7».

Урия Смит был редактором «Ревью» большую часть первых 50 лет существования этого издания. Он является также автором несколько книг. В 1877 году3 У. Смит писал: «Мы видели Христа на престоле вместе с Отцом во Святом. Но мы видели, как Отец перемещается в другое место и открывает новую сцену, сцену суда. Для этого Ему нужно сначала перейти туда, где должно происходить это действие. Затем Христа… в сопровождении множества небесных существ… подводят к Ветхому днями в Его новом положении, согласно Дан. 7:13».

Стефан Н. Хаскелл, 50 лет служивший ведущим миссионером, советником и президентом конференции, также говорил об этом перемещении Отца и Сына в 1844 году. В 1914 году4 он размышлял над тем, что «Даниил видел, как престол Отца переносится из первого отделения небесного святилища во второе». Но картина была неполной. «Внимание Даниила, — продолжал Хаскелл, — было теперь приковано к «облакам небесным» — мириадам ангелов, торжественно несущих Спасителя к Отцу». Хаскелл пояснил: «На небе престол Божий находился в первом отделении, когда Христос вознесся туда и воссел одесную Своего Отца»», но затем в 1844 году был перемещен во второе отделение.

Можно было бы привести аналогичные высказывания У. А. Спайсера, президента Генеральной конференции (1922-1930), который оставил о себе добрую память, и другого успешно трудившегося президента Генеральной конференции У. X. Брэнсона (1950-1954)6.

Адвентисты седьмого дня справедливо верят и свидетельствуют, что в 1844 году Отец и Сын перешли из одной части неба в другую, чтобы начать последний суд.

Событие 1844 года и Елена Г. Уайт. Елена Уайт была полностью согласна со своими братьями в вопросе о том, что произошло на небе в 1844 году. Ей все это было показано в одном из ранних видений. Если Даниил видел происходящее как бы со стороны Святого святых, то

Елена Уайт в 1845 году наблюдала это же величественное событие, как бы находясь во Святом.

«Я видела престол, — писала она после видения, — на котором восседали Отец и Сын… Я увидела, как Отец поднялся с престола и в пламенной колеснице въехал во Святое святых за завесу и воссел там. Затем с престола поднялся Иисус… Облачная колесница, с колесами, подобными пылающему огню, окруженная ангелами, приблизилась к тому месту, где стоял Иисус. Он взошел на нее, и она доставила Его во Святое святых, где уже восседал Отец»7.

Именно это произошло на небе 22 октября 1844 года, и в следующей главе мы подробнее поговорим о видении Елены Уайт, данном ей в феврале 1845 года.

1. В 13-м стихе Даниил продолжает описывать сцену суда с того места, на котором он остановился в 10-м стихе. В Дан. 7:1 L, 12-описан результат суда. В некоторых современных переводах тот факт, что стихи 11 и 12 являются вставными, обозначается иным написанием. В таких Библиях эти два стиха печатаются, как проза, тогда как два предыдущих — стихи 9 и 10 — а также два последующих — стихи 13 и 14 — совершенно справедливо воспроизводятся в форме, присущей еврейской поэзии.

2. Joseph Bates, An Explanation of the Typical and Anti-Typical Sanctuary (New Bedford, Mass., 1850), 10.

3. Uriah Smith, The Sanctuary and the Twenty-three Hundred Days of Daniel VIII. 14 (Battle Creek, 1877), 234-236.

4. Stephen N. Haskell, The Cross and Its Shadow (South Lancaster, Mass.: The Bible Training School, 1914), 212-214.

5. W. A. Spicer, Our Day in the Light of Prophecy (Mountain View, Calif.: Pacific Press, 1917), 216, 217.

6. W. H. Branson, Drama of the Ages (Nashville: Southern Publishing Assn., 1950), c. 296.

7. Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с. 54,55.