Следственный суд: выдумка адвентистов седьмого дня?

Люди, не понимающие значения 1844 года, иногда говорят, что следственный суд, иначе — суд перед пришествием, это вымысел Елены Уайт или, быть может, Хирама Эдсона, а значит, на их доктрину не стоит обращать внимания. Иногда утверждают, что доктрину о следственном суде создали для того, чтобы успокоить людей, пребывавших в смятении после великого разочарования.

В данной главе я хотел бы продемонстрировать, что следственный суд, предваряющий Пришествие, не был I придуман Хирамом Эдсоном и что это учение основано отнюдь не на видениях Елены Уайт. Основные положения учения, согласно которому следственный суд должен состояться до Пришествия Христа, обсуждались в книгах, журналах и других печатных изданиях еще до знаменитой прогулки Хирама Эдсона по кукурузному полю и до того, как Елена Уайт получила соответствующее видение; фактически некоторые положения были опубликованы и распространялись тогда, когда у Елены Уайт не было еще никаких видений.

Что же касается мнения, будто миллериты разработали учение о следственном суде перед пришествием, стремясь столь несерьезным образом преодолеть последствия великого разочарования, то я постараюсь доказать, что основополагающие понятия о следственном суде были опубликованы за несколько лет до великого разочарования!

Основные положения учения. Желая удостовериться, что мы говорим об одном и том же, давайте-ка повторим основные положения доктрины о следственном руде, как ее понимают адвентисты седьмого дня. Что прежде всего приходит вам на ум?

Что этот суд начался в 1844 году? Что он совершается в небесном святилище? Что у него странное название, которого нет в Библии? Что он каким-то образом .связан с Дан. 8:14, хотя Даниил не говорит прямо о «суде»? Очень хорошо! И мы можем кое-что еще добавить. Следственный суд накануне пришествия совершается не над всеми людьми, а только над верующими. Он имеет отношение к искоренению грехов и тесно связан с Днем очищения. Следственный суд лежит в основе вестей трех ангелов.

События перед великим разочарованием. Размышляя над нашим перечнем, вы, видимо, понимаете, что в предыдущих главах мы уже рассматривали, когда и кем были впервые изложены некоторые из этих положений.

Еще в 1818 году Уильям Миллер увидел, что «очищение святилища» в конце 2300 дней должно произойти в 1844 году (или, как он поначалу говорил: «примерно в 1843 году»). Миллер также в 1818 году понял, что очищение святилища предполагает суд. Он догадался об этом потому, что кульминация 8-й главы Книги Даниила (очищение) параллельна кульминации 7-й главы Книги Даниила (суд). Он также понимал, что, поскольку до суда осталось всего около 25 лет, пришло время проповедовать весть первого ангела: «Наступил чае суда Его» (Откр. 14:7). Примерно через 18 лет после того, как У. Миллер впервые высказал свои соображения, в 1836 году вышел сборник его проповедей «Свидетельства из Писания».

В 4-й главе мы писали, что летом 1844 года С.Ш. Сноу, связав образ с прообразом, доказал, что 2300 дней закончатся в День очищения, «в десятый день седьмого месяца» — 22 октября 1844 года1. Он учил этому около года, а затем, за два месяца до великого разочарования, опубликовал трактат на эту тему в «Истинном полночном крике» от 11 августа 1844 года.

Итак, вы уже поняли из предыдущих глав, что многие положения учения о следственном суде были известны еще до великого разочарования. Но как быть с учением о суде, который состоится «до пришествия»? Говорил ли кто-нибудь из приверженцев Миллера о том, что суд должен начаться перед Вторым пришествием?

Да, говорил!

Вторым среди миллеритов авторитетом в области библейских исследований, после самого Миллера, был Джосая Лич из методистской Церкви, написавший много работ по пророчествам. Когда Лич в 1840 году исследовал пророчества, он пришел к убеждению, что суд должен состояться прежде, чем люди воскреснут. Его книга о пророчествах под названием «Обращение к общественности и особенно к духовенству», вышедшая в 1841 году, поясняла эту мысль:

«Трудности возникают тогда, когда смешиваются такие понятия, как воскресение и суд, или когда говорят, что воскресение произойдет раньше суда, тогда как, согласно Писаниям, суд должен предшествовать воскресению».

Таким образом, доктрина, согласно которой суд должен состояться до воскресения и Второго пришествия, была опубликована в 1841 году, В 1842 г. в двухтомном труде под названием «Толкования пророчеств» Лич отмечал, что, согласно Ин. 5 и Откр. 20, некоторые люди «восстанут к жизни» во время Второго пришествия, тогда как другие «восстанут к смерти» спустя определенное время. Это ясно доказывает, говорил он, что суд должен состояться раньше воскресения, потому что решение о том, кто праведен, а кто нет, принимается до того, как кто-либо воскреснет. А коль скоро праведные воскреснут во время Второго пришествия, суд над ними должен состояться раньше. Эти логические выкладки подкрепили аргумент, который Дж. Лич привел в своей предыдущей книге (1841).

Но в своей второй работе (1842) Лич обратил внимание читателей на две фазы суда: фазу «наказания», или исполнения приговора, и фазу «разбирательства», или следствия, предшествующую фазе наказания. Он писал:

«Исполнению приговора должно предшествовать разбирательство. Эта истина настолько очевидна, что не требует доказательств. Ни один человеческий суд не исполняет приговор над узником раньше, чем состоится следствие и суд; тем более этого не может сделать Бог»3.

Чтобы окончательно развеять все сомнения, Лич процитировал последний стих из Книги Екклесиаста, говоря о следственном суде, который Бог произведет перед воскресением: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14).

Здесь мы должны быть осторожными! В 1842 году Лич, как и Миллер, верил, что Второе пришествие состоится «примерно в 1843 году». Поэтому вполне естественно, что с его точки зрения «судебное разбирательство» перед пришествием не могло ждать до окончания 2300 дней. Тем не менее он не противоречил Библии, когда говорил о «разбирательстве», или следственном суде перед пришествием. И он распространял эти взгляды (в том числе и в печати) за несколько лет до великого разочарования.

Учение Лича о том, что «судебное разбирательство» должно происходить до воскресения и Второго пришествия, было достаточно убедительным. Аполлос Хейл, ведущий миллеритский редактор, тоже уверовал в эту истину и начал проповедовать ее не позднее 1843 года4. Многие другие миллериты, особенно в штате Мэн, уверовали летом 1844 года, что «судебное разбирательство» уже началось до Второго пришествий.

Так что доктрины о том,’что 1) суд связан с Днем очищения, 2300 днями и 1844 годом и 2) «разбирательство», или следственная фаза суда, должно предшествовать Второму пришествию, на самом деле распространялись в печатных изданиях до великого разочарования!

Ни один из писателей, излагавших эти взгляды, не был адвентистом седьмого дня! А юная «сестра Елена», как ее называли в те дни, еще не видела ни одного видения.

Основные положения, опубликованные до великого разочарования

ПОЛОЖЕНИЕ

АВТОР

СОЧИНЕНИЕ

ДАТА

1 . Суд связан с очищением святилища (Дан. 8:14)

Уильям Миллер

Доказательства из Писания

1836

2. Суд должен состояться, как и окончание 2300 дней, «примерно в 1 843 году»

Уильям Миллер

Доказательства из Писания

1836

3. Суд объявлен в вести первого ангела

Уильям Миллер

Доказательства из Писания

1836

4. Суд предшествует Второму ‘пришествию

Джосая Лич

Обращение к духовенству

1841

5. «Судебное разбирательство», или следственный суд, отличается от «исполнения приговора»

Джосая Лич

Толкования пророчеств

1842

6. Датируется Днем очищения (22 октября)

С.Ш. Сноу

Истинный полночный крик

Август 1842

В данной таблице обобщается все, о чем мы говорили выше.

Что произошло сразу после великого разочарования.

Случилось так, что миллериты-адвентисты разделились на три группы: 1) примерно половина сразу отказалась от веры в 2300 дней, 2) вторая группа, насчитывавшая от 30 до 50 тысяч человек, сохранила веру в 2300 дней, но стала назначать другие сроки в будущем, когда, по их мнению, этот период должен закончиться, 3) третья группа, насчитывавшая всего несколько тысяч человек, мужественно и благородно отстаивала значение 2300 дней и 22 октября 1844 года. Именно люди из этой третьей группы, начавшие понимать величие своего разочарования, пришли к выводу, что день 22 октября 1844 года ознаменовал начало суда накануне Второго пришествия. Они сделали такое умозаключение на основании еще более глубокого изучения Библии.

Енох Джейкобе, член этой третьей группы, был редактором «Западного полночного крика» (который вскоре стал называться «Дневной звездой») в городе Цинциннати, штат Огайо. В номере от 29 ноября 1844 года6 Джейкобе доказывал на основании нескольких отрывков из Библии, что «если в десятый день [22 октября 1844 года] не состоялось такого знаменательного события, как начало суда, то образ еще не встретился с прообразом», пророчество не исполнилось, и мы все еще пребываем во тьме.

Джейкобе отметил, что первосвященник носил одежду, которая называлась «судным наперсником» (Исх. 28:29), и что на двенадцати камнях этого наперсника были выгравированы исключительно имена колен израильских. Он также отметил, что даже среди израильтян люди, не смирявшие себя в День очищения, истреблялись из народа: «В девятый (в англ, переводе — «в десятый») день седьмого месяца сего, день очищения… смиряйте души ваши… А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Лев. 23:27, 29).

Джейкобе хотел сказать, что на судном наперснике милостиво сохранялись имена лишь тех людей, которые выполняли главное условие, смиряя свои души и исследуя свои сердца. Все остальные, указывал он, были «уже осуждены» (см. Ин. 3:18) и по их делам выносились обвинительные приговоры.

Тем самым Джейкобе (29 ноября 1844 года) имел в виду, что суд перед пришествием начался 22 октября и что на нем разбираются исключительно дела детей Божьих.

Тернер, Хейл и «зеркало пришествия». В январе 1845 года два редактора-миллерита совместно выпустили замечательное издание под названием «Зеркало пришествия». Одним из них был Джозеф Тернер, редактор журнала «Упование Израиля» в городе Портленд, штат Мэн, другим — Аполлос Хейл, редактор «Вестника пришествия» в Бостоне (его мы уже в нашей книге упоминали, рассказывая, что в 1843 году он начал проповедовать взгляды Лича, согласно которым «судебное разбирательство» должно предшествовать Второму пришествию). Особым вкладом Тернера и Хейла стало их истолкование полночного крика, которое они изложили в «Зеркале пришествия».

Если вы помните содержание главы «Почему 22 октября?», миллериты проявляли большой интерес к притче о десяти девах (Мф. 25) и к полночному крику: «Вот, жених идет». Они стремились «приготовиться» и вместе с мудрыми молодыми женщинами «войти на брачный пир», когда Иисус придет на землю, чтобы заключить брак со Своей невестой — Церковью. Сэмюэл Сноу убедил их, что истинный полночный крик возвещает о том, что Иисус придет на брак в «десятый день седьмого месяца», или 22 октября.

Но в «Зеркале пришествия» Тернер и Хейл прежде всего доказали, что, согласно Откровению, невеста Христа — это не Церковь, как считали почти все христиане! Это Новый Иерусалим, столица Его Царства: «И пришел ко мне один из семи Ангелов… и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе… и показал мне великий город, святый Иерусалим» (Откр. 21:9-11).

Затем Тернер и Хейл указали на другую притчу о брачном пире, помимо притчи о девах, на ту, что записана в Лк. 12:35-37 и в которой Иисус предупреждает нас: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему»7.

Миллериты часто пользовались приведенным отрывком, призывая друг друга быть готовыми, когда Жених придет на брачный пир. Но, перечитав это место после великого разочарования, Тернер и Хейл, к полнейшему своему удивлению, заметили, что там не сказано: «Будьте готовы, когда Господь придет на брачный пир», но «будьте готовы, когда Господь вернется с брачного пира».

Это могло означать только то, что миллериты ошибались, ожидая, что Иисус придет на брак, который со-стоится здесь, на земле. Брак должен состояться на небе, где находится Новый Иерусалим и откуда мог вернуться Христос по окончании брачного пира.

Изумление, которое испытали Тернер и Хейл, обнаружив этот новый библейский свет, выразилось в том, что они написали слова «возвращения с брака» курсивом: «Господь, возвращающийся с брака».

Далее Тернер и Хейл приступили, наконец, к правильному истолкованию Дан. 7:13. Миллериты и по существу все другие христиане полагали, что когда Сын Человеческий придет на облаках в судное время, это будет означать Его Второе пришествие на землю. Но в Дан. 7:13, как мы уже видели в предыдущей главе, не сказано, что Сын Человеческий в судный час придет на землю, но что Он был подведен к Ветхому днями: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство» (Дан. 7:13,14).

Это был истинный свет прямо из Библии. Приход Жениха на брак [притча о десяти девах, Мф. 25], — писали Тернер и Хейл, — знаменует перемену в Его небесном положении, когда Он подходит к Ветхому днями [Дан. 7], чтобы принять владычество».

Другими словами, бракосочетание Христа с Его Царством и принятие Им владычества и власти во время суда накануне пришествия — это одно и то же. Иисус все время планировал прийти на брак, то есть «прийти» на суд — на небе — до явления на землю во время Второго пришествия. (Самому Миллеру понравилось то, что сделали два редактора, и он написал им письмо)8.

Затем Тернер и Хейл обратили внимание на третью притчу о браке, которая дополняет притчу о десяти девах (см. Мф. 25) и притчу о господине, возвращающемся с брака (см. Лк. 12:35-37). В этой третьей притче говорится о царе, который приготовил брачный пир для своего сына и безвозмездно предложил каждому гостю брачную одежду. В соответствии со свадебной церемонией сам царь вошел в пиршественный зал и осмотрел — то есть совершил суд! — присутствующих гостей, чтобы выяснить, одеты они в брачную одежду или нет.

Не забывая о практическом значении своих рассуждений, Тернер и Хейл предупреждали: мы находимся «ныне в приемной, где все зависит от того, сохранили мы свою одежду или нет», потому что «Царь войдет и осмотрит возлежащих на пиру в последний раз».

«Суд идет!», восклицали они, выделяя эти слова курсивом.

Ошибки Миллера, исправленные посредством изучения библии. В начале нашей книги мы обратили внимание на то, что Миллер был самым подходящим из людей того времени для возвещения Божьей вести и подошел к истине ближе, чем кто-либо другой из его современников. Он оказался, несомненно, прав, считая, что 2300 дней — это 2300 лет, которые начались в 457 году до н.э. и должны закончиться «примерно в 1843 году». Он оказался, несомненно, прав, когда проповедовал о буквальном, личном Втором пришествии Иисуса; когда говорил, что очищение святилища (см. Дан. 8:14) включает в себя суд (см. Дан. 7), и когда утверждал, что настало время проповедовать весть первого ангела.

У. Миллер мог быть еще точнее, когда говорил «примерно о 1843 г.», и на основании Библии С.Ш. Сноу конкретизировал эту дату: «10-й день 7-го месяца (=22 октября), 1844 г.».

Лич на основании библейского исследования обогатил учение Миллера о суде, обратив внимание на «разбирательство», или следственный суд, накануне пришествия.

Затем Тернер и Хейл на основании библейского же исследования доказали, что Христос, перед тем как вернуться на землю, должен был «прийти» в Новый Иерусалим на брак, или суд, и тем самым подтвердили истину, которую Енох Джейкобе подчеркивал 29 ноября: 22 октября, по окончании 2300 дней, суд должен был не закончиться, а начаться.

Затем Хейл в своей следующей статье, состоявшей из двух частей и опубликованной в феврале и марте 1845 года9, опроверг учение, согласно которому под «святилищем» в Дан. 8:14 должна пониматься земля по той причине, что небесное святилище якобы не нуждается в очищении. Хейл привлек внимание к тому самому тексту в Библии — Евр. 9:22,23, на который мы обратили внимание во второй главе нашей книги и который большинство христиан не понимали: «Итак, образы небесного [то есть земное святилище] должны были очищаться сими [кровью тельцов и козлов] , самое же небесное лучшими сих жертвами».

Основные положения, опубликованные сразу после великого разочарования

ПОЛОЖЕНИЕ

АВТОР

ИЗДАНИЕ

ДАТА

1 . Начался 22 октября 1 844 года

Енох Джейкобе

Западный полночный крик

29 ноября 1844г.

2. Идет только над верующими

Енох Джейкобе

Западный полночный крик

29 ноября 1844г.

3. Включает в себя «бракосочетание» с Царством на небе

Джозеф Тернер, Аполлос Хейл

Зеркало пришествия

Январь 1845г.

4. Христос должен вернуться с брака

Джозеф Тернер, Аполлос Хейл

Зеркало пришествия

Январь 1845г.

5. «Суд идет»

Джозеф Терне’р, Аполлос Хейл

Зеркало пришествия

Январь 1845г.

6. В Дан. 8:14 имеется в виду небесное святилище

Аполлос Хейл

Адвентистский вестник

Февраль, март 1845г.

Ни один из здесь процитированных авторов не стал адвентистом седьмого дня, однако именно они нашли в Библии учение о следственном суде.

Эдсон и Крозье. Вероятно, вас интересует, что же произошло с Хирамом Эдсоном, фермером-методистом, прославившимся своим опытом на кукурузном поле на следующий день после великого разочарования. Я специально не упоминал Эдсона до этого момента, поскольку он не публиковал своих взглядов, не распространял их в печатном виде с той быстротой, с какой это делали другие. Но теперь пора вспомнить и о нем.

Эдсон одновременно был преуспевающим фермером и замечательным благовестником. Хорошо известно, что когда он шел по своему полю в среду утром 23 октября 1844 года, его внезапно осенила новая мысль. Он вдруг понял, что накануне (22 октября) Иисус 1) вошел во Святое святых на облаках небесных и 2) что Он должен был сочетаться там браком со Своим Царством, а затем вернуться с брачной церемонии10.

«Я ясно и отчетливо видел, что… наш Первосвященник… в десятый день седьмого месяца, по окончании 2300 дней… впервые вошел… во второе отделение этого [небесного] святилища, что Он должен совершить работу во Святом святых перед тем как вернуться на землю, что в этот момент Он пришел на брак, или, другими словами, был подведен к Ветхому днями, чтобы принять Царство, власть и славу, и что мы должны ожидать Его возвращения с бранной церемонии» [курсив X. Эдсона].

Предание о том, что Эдсон узнал об этом в видении, может быть достоверным или недостоверным, но в любом случае осенившая его мысль подтверждается Библией. Теперь вы уже достаточно осведомлены, чтобы понять, что его новые взгляды основывались на Дан. 7 (Сын Человеческий подведен к Ветхому днями) и Лк. 12 (Господь возвращается с брачной церемонии). Джозеф Тернер и Аполлос Хейл почерпнули те же самые мысли из Дан. 7 и Лк. 12.

Эдсон не сразу опубликовал свои открытия11. Но 7 февраля 1846 г. Эдсон вместе со своим другом-издателем О.Р.Л. Крозье и другом-врачом Ф.Б. Хааном издал «дополнительный» номер «Дневной звезды». Почти весь номер состоял из одной статьи «Закон Моисея», в которой служение Христа после 1844 года истолковывалось в свете Лев. 16. Эдсон и Хаан взяли на себя все расходы, а Крозье подготовил материал к печати. От имени Эдсона и Хаана Крозье доказывал, что в Дан. 8:14 имеется в виду небесное святилище, что День очищения должен был исполниться не на земле, а на небе и что очищение началось, когда Иисус в 1844 году вошел во Святое святых на небе12. Очищение должно было совершаться не огнем, очищающим землю, а кровью Христа, изглаживающей наши грехи.

Через два месяца в «Дневной звезде» было опубликовано замечательное исследование Крозье о двух очищениях, которые совершаются одновременно: об очищении наших душ на земле и об очищении небесного святилища. Это очень глубокие духовные размышления, и мы обсудим их в 9-й главе. Пока же рассмотрим основные тезисы, опубликованные О.Р.Л. Крозье в. приложении к «Дневной звезде».

Положения о следственном суде, опубликованные О.Р.Л. Крозье

ПОЛОЖЕНИЕ

АВТОР

ИЗДАНИЕ

ДАТА

1 . Очищение на небе, преподанное в Лев. 16

Крозье, Эдсон, Хаан

Приложение к «Дневной звезде»

7 февраля 1846г.

2. В результате очищения «изглаживаются» грехи

Крозье, Эдсон, Хаан

Приложение к «Дневной звезде»

7 февраля 1846г

3. Происходит параллельно с особым очищением Божьего народа на земле

Крозье

«Дневная звезда»

18 апреля 1846г.

Давайте-ка еще раз повторим: доктрина о следственном суде перед пришествием не является изобретением адвентистов седьмого дня. На самом деле многие ее положения появились в периодических изданиях до великого разочарования 22 октября 1844 года; другие же были разработаны на основании Библии людьми, большинство которых впоследствии не присоединилось к адвентистам седьмого дня.

Елена Г. Уайт. А чем занималась в это время юная сестра Елена? Если доктрину о следственном суде придумала не она, то принимала ли она какое-то участие в ее разработке?

Когда Иисус не пришел на землю 22 октября 1844 года, Елена была настолько разочарована, что усомнилась в истинности «полночного крика» о 10-м дне 7-го месяца.

В декабре 1844 года у нее было первое видение — через два года после того, как Лич впервые выступил в печати со своим пониманием следственного суда, или «судебного разбирательства» накануне пришествия.

В этом первом видении Елена увидела длинную тропу, по которой святые шли в город, а Иисус милостиво сопровождал их. «Начало пути» озарял «яркий свет». Ангел сказал ей, что этот свет является полночным криком. Вот в чем заключалась надежда! .Ангел имел в виду, что весть полночного крика о 10-м дне 7-го месяца все-таки была истинным светом.

Более того, Елена заметила, что свет полночного крика «освещал весь путь, дабы святые не преткнулись ногой своей». Однако некоторые святые «поспешили отречься от света, озарявшего их». Для них свет померк, они преткнулись и «сошли с пути во тьму и нечестивый мир».

Смысл этой части видения заключался в том, что 1844 год по замыслу Бога должен был на протяжении всего пути направлять Его народ во Святой град. Именно поэтому я пишу сейчас эти строки. Если кто-либо из нас откажется от 1844 года и скажет, что он не имеет сегодня для нас особого значения, его свет рано или поздно погаснет для нас и мы собьемся с истинного пути. Да сохранит Божья благодать меня и вас от этого несчастья.

Через два месяца, в феврале 1845 года Елена получила «видение о Женихе»14, о котором мы говорили в предыдущей главе. Это видение о том, как Отец и Сын оставили престол во Святом, чтобы войти во Святое святых, ее первое видение о величественном событии, которое произошло на небе в 1844 году. В предыдущей главе мы не упомянули о том, что Иисус, оставляя престол, во Святом, чтобы войти во Святое святых, сказал Своему народу: «Подождите Меня здесь; Я пойду к Отцу принять Царство. Храните свои одежды незапятнанными, и через некоторое время Я возвращусь с брачной церемонии и приму вас к Себе».

Слова, выделенные мною курсивом, показывают, как Сам Иисус использовал Дан. 7 («иду к Отцу принять Царство» и Лк. 12:35-37 («возвращение с брака»). Тем -самым в февральском видении 1845 года Иисус подтвердил толкование, опубликованное Тернер и Хейл в январском номере «Зеркала пришествия»15.

В начале святой субботы 5 января 1849 года, через четыре года после описанных нами событий, во время молитвы Елена — теперь уже г-жа Джеймс Уайт — видела в видении, что «Иисус не выйдет из Святого святых до тех пор, пока дело каждого не будет решено на жизнь или на смерть»16.

Учение адвентистов седьмого дня о следственном суде накануне пришествия создано не Еленой Уайт или Хирамом Эдсоном и основано не на отдельно взятом в отрыве от всей Библии тексте. Над ним трудились многие исследователи Библии, используя многочисленные и связанные между собою данные как Ветхого, так и Нового Завета. Роль Елены Уайт заключалась в том, чтобы подтвердить положения, разработанные другими исследователями.

Дополнения

Эти дополнительные примечания предназначены для читателей, желающих в полном объеме исследовать все свидетельства Библии, которые легли в основу доктрины о следственном суде, доктрины, разработанной не одним человеком и основанной не только на Дан. 8:14.

1. Дан. 7:9-14,22 открывает, что и Отец, и Сын «перешли» на новое место на небесах, чтобы начать суд. В этом классическом описании судного дня на небе Ветхий днями и Сын «переходят» на новое место на небе для суда. Стихи 25 и 26 свидетельствуют о том, что этот суд должен был начаться после того, как пройдут 1260 лет (после 1798 года).

2. Дан. 12:1,2; Отер. 20:6 говорят о том, что при Втором пришествии «блаженные и святые», имена которых «найдены будут записанными в книге», воскреснут, чтобы принять жизнь вечную. Из этого следует, что суд над ними закончится до Второго пришествия.

3. Дан. 8:14 указывает на год начала суда (этот текст надо рассматривать параллельно со сценой суда в Дан. 7). Терминология святилища («и тогда святилище очистится») , которая используется в этом тексте, направляет наше внимание на День очищения (см. Лев. 16:23), чтобы открыть нам еще больше о суде.

4. Лев. 16; 23. В День очищения, когда первосвященник входил во Святое святых и очищал святилище и собрание народа от грехов, люди должны были «смирять души свои». В противном случае они были судимы и «истреблялись» из народа своего, как это и происходит в день суда (см. Лев. 23:26-32). День очищения был одновременно днем примирения и спасения для кающихся и днем суда для тех, кто не желал духовно участвовать в событиях этого дня.

5. Сравнение весенних и осенних прообразов указывает на конкретную дату 22 октября, на которую выпадал День очищения в 1844 году. Поскольку Иисус воплотил в реальность весенние пасхальные прообразы в год, определенный пророчеством, и именно в день Пасхи, то можно было рассчитывать, что Он воплотит осенние прообразы Дня очищения в пророческий год (1844) и именно в День очищения (10-й день 7-го месяца=22 октября. См. главу 3).

6. В Мал. 3 говорится, что Господь внезапно «придет» в храм Свой, чтобы «очистить» сынов Левия. Его приход и очищение вызывают в памяти Дан. 7 и Лев. 16 и указывают на особое очищение народа Божьего, которое должно происходить одновременно с очищением святилища.

7. Евр. 8 и 9 подтверждают, что небесное святилище состоит из двух отделений (оно сравнивается с земной скинией; см. Евр. 9:1-5). В этих главах говорится и о том, что небесное святилище также должно очиститься в определенное время (см. Евр. 9:22, 23).

8. В Деян. 3:19,20 содержится обетование о том, что грехи, в которых люди покаются, «загладятся» в то время, когда Бог «пошлет… Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века».

9. Притчи о браке свидетельствуют о том, что те святые, которые будут готовы, «войдут на брак» в конце времени (притча о девах, Мф. 25). Очевидно, Иисус имел в виду, что они войдут только верой, ибо в Лк. 12:35-37 Он говорил, что Его последователи будут ждать на земле до тех пор, пока Он не вернется с брака. В Мф. 22 Он показал, что гости, приглашенные на брачный пир, проходят осмотр (суд), который выявляет, одеты они в брачную одежду или нет.

10. Другие брачные образы. В разных местах Нового Завета говорится о том, что Христос в настоящий момент обручен со Своей Вселенской Церковью (то есть с Церковью в целом, которая иначе называется Его «Царством», но не с отдельными ее членами, у которых имеются свои супруги). Иисус занят тем, что очищает Свою Церковь-Царство от всякого пятна и порока. Когда Его Церковь-Царство будет готова стать Его невестой, то есть когда закончится период очищения и осмотра, тогда Он заключит с ней брак и тем самым примет Свое Царство. Затем Он вернется на землю, чтобы взять членов Церкви в качестве гостей на брачную Вечерю. См. Еф 5; Лк. 12:35- 37; Лк. 19:11,12; Откр. 19:9.

11. В Откр. 14:6-12 содержится весть первого ангела, который объявляет о наступлении часа суда, хотя Евангелие все еще проповедуется. Второй и третий ангелы призывают святых обособиться от всех ложных христиан и соблюдать заповеди Божьи. Таким образом, пока на небе принимается решение о том, кто достоин принадлежать к народу Божьему, процесс просеивания причисляющих себя к народу Божьему начинается также и на земле.

12. В1 Петр. 4:17 изложен основополагающий принцип, согласно которому «время начаться суду с дома Божьего». Слова Петра перекликаются с учением Иез. 9:6: «Начните от святилища Моего». Они тесно связаны с судом последнего времени, о котором возвещает первый ангел, и с процессом запечатления в Откр. 7:1-3.

Учение о «претерпевших до конца» говорит нам: Бог ожидает, что даже те, кто принимает Христа как своего Спасителя, будут поддерживать с Ним взаимоотношения, основанные на вере и послушании. В противном случае и этих людей отсеют во время суда. «Имеющий Сына Божьего имеет жизнь» прямо сейчас, однако будет спасен, только если претерпит до конца (1 Ин. 5:12; Мф. 24:13). Верующий совершенно естественно называет Иисуса «Господом», но если он не повинуется Иисусу, это ему не поможет (Рим. 10:9; Мф. 7:21). Чтобы в конечном итоге быть прощенным, христианин сам должен прощать (см. Мф. 6:14). Если язычник, привившийся к маслине, по образному выражению Павла, не пребудет в вере, он будет отсечен от нее так же, как в свое время были отсечены иудеи (см. Рим. 11:21). Мы спасаемся верой, но только в том случае, если это живая вера, побуждающая человека творить добро и милость (см. Иак. 2). На суде рассматриваются дела людей, которые хотя бы раз в жизни провозгласили свою веру в Иисуса. Это делается для того, чтобы определить, насколько сохранили они взаимоотношения с Иисусом, основанные на вере и послушании.

Давайте еще раз повторим: доктрина адвентистов седьмого дня о следственном суде накануне пришествия основана не на единичном доказательстве, почерпнутом в Библии. Она разработана на основе многочисленных взаимосвязанных данных, содержащихся как в Ветхом, так и в Новом Завете.

1. Хотя в отчетах о лагерном собрании в Эксетере говорилось только о «10-м дне 7-го месяца»,’а не конкретно о 22 октября, в «Полночном крике» за 31 октября 1844 года сказано, что Сноу начал отстаивать «22 октября» еще весной 1844 года.

2. См. Josiah Litch, An Address to the Public, and Especially to the Clergy (Boston, 1841), 37. Предисловие датировано 10 мая 1844 года.

3. Josiah Litch, Prophetic Expositions (Boston, 1842), 1:50-54.

4. CM. A. Hale, Herald of the Bridegroom! (Boston, 1843), 22-24.

5. The Midnight Cry, 13 October 1844.

6. Enoch Jacobs, «The Time: Evidence That the Judgment Might Have Set on the 10th Day of the 7th Month», The Western Midnight Cry, 29 November 1844,18-20.

7. В некоторых современных переводах сказано: «вернется с брачной Вечери». Дискуссию по этому поводу читайте в книге God Cares, 2:407-410.

8. Миллеру понравилось написанное его редакторами в «Зеркале пришествия». Ему хотелось, чтобы и другие люди узнали его лестное мнение об этой статье, поэтому 6 февраля 1845 года Миллер написал письмо, напечатанное в «Дневной звезде» 11 марта. Говоря о Тернере и Хейле, он утверждал: «Я в самом деле считаю, что в основном они правы». Мы должны ожидать возвращения Христа с брака. «Христос поднялся со Своего престола благодати и в настоящее время стоит у дверей как Судья». После этого Миллер написал еще одно письмо, датированное 20 марта и опубликованное в «Дневной звезде» 8 апреля. В нем он конкретно доказывал правомерность даты «10-й день 7-го месяца» (22 октября 1844 года). Говоря о вести первого ангела — «наступил час суда Его», Миллер спрашивал: «Есть ли в Писании какие-либо доказательства того, что час еще не настал? Могут ли эти доказательства убедить нас в нашем нынешнем состоянии, что Бог еще не начал вершить правосудие и решать дела всех праведных, с тем чтобы Христос (говоря по-человечески) узнал, кого забрать с Собой на небо во время Второго пришествия?» Миллер последовательно, основываясь на Дан. 7 и Откр. 20, описал события, которые должны произойти во время суда. «Кто может сказать, — спрашивал он, — что Бог еще не очищает Свое Святилище [Дан. 8:14] и не оправдает нас в том, что мы проповедовали точное время?» Впоследствии Миллер, видимо, под нажимом Джошуа В. Хаймса отказался от этого толкования.

9. Эта статья из двух частей напечатана в «Вестнике пришествия» за 26 февраля и 5 марта 1845 года и перепечатана с положительным отзывом Джеймса Уайта в «Ревью» от 16 сентября и 7 октября 1851 г.

10. Отрывочные рукописи Эдсона хранятся в Центре адвентистского наследия в университете Андрюса.

11. Неизвестно, когда впервые были опубликованы новые открытия Эдсона. Весной 1845 года его друг Ф.Б.Хаан начал издавать «Рассвет дня» в г. Канандайгуа, штат Нью-Йорк. Когда он впервые появился в печати, по-видимому в апреле, Енох Джейкобе из «Дневной звезды» заметил, что мысли, высказанные в «Рассвете дня», мало чем отличаются от рассуждений АполлосаХейла, Джозефа Тернера и Сэмюэла Сноу — редакторов, которых мы цитировали. В наши дни не сохранилось ни одного экземпляра «Рассвета дня» за 1845 год, однако некоторые его аргументы в выпуске «Дневной звезды» от 7 февраля 1846 года совершенно очевидно выходят за рамки взглядов указанных редакторов.

12. Крозье анализировал греческие термины «хагия» и «та хагия», лежащие в основе различных ссылок на небесное Святилище и Святое в Послании к Евреям. Он доказывал: в Послании, если оно правильно переведено, не говорится о том, что Иисус вошел во Святое святых небесного Святилища сразу после Своего вознесения. К сожалению, в Новом международном переводе и некоторых других современных переводах термины «хагия» и «та хагия» в Послании к Евреям переведены таким образом, что складывается неверное впечатление, будто Иисус сразу после Своего вознесения на небо вошел во Святое святых.

13. Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с. 13-20.

14. Там же, с. 54-56.

15. Когда некоторые критики стали утверждать, что Елена Гармон получила эту информацию не от Иисуса, а прочитала ее в «Зеркале пришествия», она решительно заявила, что слишком плохо себя чувствовала, чтобы читать этот журнал. На основе того, что нам известно о состоянии Елены в то время, можно сделать вывод о несомненной искренности ее слов.

16. Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с. 36.