Библиотека soteria.ru
У разбитых водоемов
Алексей Опарин
Дата публикации: 06.04.13 Просмотров: 11943 Все тексты автора Алексей Опарин
Школы восточных боевых искусств
Во многих бывших оздоровительных и спортивных комплексах разместились сегодня школы восточных боевых искусств. Часто специально для них выделяются особые помещения, расположенные в самом центре города. Занятия в этих школах пользуются огромной популярностью как среди взрослых, так молодежи и детей. Этому в немалой степени способствуют художественные и научно-популярные фильмы Японии, Кореи, США, в которых воспевается каратэ, айки-до, дзю-до. Большой популярностью пользуются и многосерийные мультфильмы, герои которых постоянно сражаются друг с другом с использованием приемов восточных единоборств. Одной из любимых игрушек детей сегодня является ниндзя-черепашка, а популярным героем — Брюс Ли. Направляясь на занятия в школы восточных боевых искусств или отправляя туда своих детей, люди обычно руководствуются следующими соображениями:
Ложные маяки
1). Гармоничное развитие духа и тела. Несмотря на повышающийся на Западе показатель средней продолжительности жизни (хотя эти цифры весьма и весьма относительные) уровень качества жизни катастрофически падает. Еще в XIX веке описаны многочисленные случаи, когда люди старше 75-80 лет принимали, — и весьма успешно, — участие в активных боевых действиях, почти не уступая молодым. Древнерусское же слово «век» являлось как синонимом 100 лет, так и обычного срока жизни человека! История сохранили нам сотни примеров одних только царей, рождавших сыновей и дочерей в возрасте даже более 100 лет (например, скифский царь IV века Атей). Сегодня доказано, что люди болели во много раз меньше и погибали главным образом на войне. Сейчас же мы наблюдаем не только моральную, но и физическую деградацию человека. Так, сегодня в педиатрии уже фактически отсутствует понятие полностью здоровый ребенок. Среди молодежи нет ни одного здорового человека. Работая в больнице на УЗИ и проводя гастрофиброскопию, я лично не встретил ни одного человека, начиная с 15 лет, которому бы в карточку можно было написать: «со стороны исследованных органов патологии не обнаружено». То же наблюдается на регулярно проводимых профилактических осмотрах студентов в поликлиниках. С другой стороны, часто наблюдается картина: либо весьма «накачанные» молодые люди, но с низким интеллектом, либо умные ребята, но, что называется, «доходяги». Словом, развивая одно, страдает другое. Медицинские профилактические учреждения, спортивные кружки и секции, различные факультативы решить проблему гармоничного развития ума и тела не могут. Трудно эту проблему решить и самому человеку. И вот тут свои услуги предлагают молодежи школы боевых искусств. Они гарантируют своим ученикам, при прилежном отношении, гармоничное развитие умственных и физических способностей. Да и сами учителя этих школ являют пример того, что их слова соответствуют действительности.
2). Быть сильнее других. Почти у каждого мальчика с детства заложено желание: быть сильнее других. Это желание сохраняется часто еще очень долгое время (хотя иногда и подспудно). Кто сильнее — того больше уважают, считаются, с тем чаще дружат девочки. Благодаря силе можно настоять на своем, защититься от хулиганов, безбоязненно ходить, где нравится. И вот школы боевых искусств обещают своим ученикам решить и эту проблему, сделав их намного сильнее других.
3). Стать сверхчеловеком. Однако, школы боевых искусств не просто обещают сделать человека очень сильным, ловким; они заверяют, что при серьезном отношении к делу, усидчивости вы сможете стать сверхчеловеком. Ваша внутренняя энергия будет развита настолько, что вы сможете побеждать одним только взглядом, переноситься в пространстве, видеть сквозь стены. Словом, герои Голливуда по сравнению с вами будут ничто. Обретя такие способности, вы сможете занять любое положение в обществе, выгодно жениться, стать богатым и известным.
Джинн, вырвавшийся из бутылки
Как видим, аргументы здравые и логичные. Однако, подавляющее большинство тех, кто вступает в эти школы, ограничиваются лишь внешним впечатлением, не зная ни истории, ни действительной философии этих школ, ни влияния их на человека. В данной главе мы остановимся на наиболее распространенных и популярных направлениях.
Итак, в начале кратко об общем, что объединяет такие различные на первый взгляд школы восточных боевых искусств, или кэмпо-учение, сложный комплекс духовной и физической культуры, многовековая традиция развития борьбы, путь достижения гармонии человека со Вселенной. Первые школы боевых искусств появились в Индии в IV в. до х. э. [1]. «Вся система кэмпо — порождение религиозных и философских воззрений народов Востока» [2]. То есть в любом восточном воинском искусстве на первом месте стоит особая духовная тренировка, перестройка, физическая же играет весьма второстепенную роль. Среди религий, породивших кэмпо, первые места занимают тантрический буддизм и даосизм. Тантризм имеет два направления: Правой и Левой руки (или Ваджраяна). Последнее «укоренилось в Тибете и впоследствии дало богатый урожай парапсихологических и оккультных феноменов. Ваджраяна характеризуется крайним экстремизмом и сексуальными оргиями, связанными с культом женских божеств. В Китае и Японии получил распространение тантризм Правой руки… проповедующий культ мужских богов» [3]. Целью тантрического буддизма является переход от обычного «ограниченного» сознания смертного к «просветленному» сознанию йога и далее — к сознанию святого (бодхисатвы) и, наконец, Будды. Для того, чтобы сделать это, человеку необходимо чтение тантр (религиозных текстов), произнесение магических формул — мантр, воспроизведение магических жестов — мудр, медитаций на мандалу — картину, изображающую структурную схему вселенной. Богами тантрического буддизма являются демоны и всевозможные ужасные и аморальные существа.
Основан тантрический буддизм на приемах «черной и белой магии, гипнозе, порче, насылании болезни и смерти» [4]. Тантризм является восточным вариантом сатанизма. Кстати, учение тантрического буддизма привело к созданию оккультной философии Блаватской Е.П., Рериха, Гурджиева, образованию секты Аум Сенрике, фашизма и многих других подобных направлений. Даосизм, другой крестный отец кэмпо, представляет собой философию, основанную на эзотерике, магии и мистике [5]. Еще одно направление в буддизме — Чань — зиждется на психотренинге, приводящем человека в исступленное состояние.
Итак, религии, давшие начало кэмпо, носят откровенно выраженный оккультный, т. е. сатанинский, характер. Физические же приемы играли роль ритуальных жестов и обрядов, так же в дальнейшем использовались духовенством, как средство политического давления. Ибо, как мы увидим в дальнейшем, в школах учеников учили не только различным приемам, но и искусству отравления, диверсии, террора, похищения людей. Школа была фактически полностью отделена от каких бы то ни было контактов с миром. Жизнь в них была регламентирована строжайшим образом и всецело подчинена воле наставника-учителя. Его приказы ученики должны были выполнять, не раздумывая, какими бы странными или жестокими они ни были. Во время часовых медитаций ученики под руководством учителя «впадали в мистический транс, доходя до состояния эпилепсии или каталепсии. Здесь «действо» очень напоминает шаманское камлание с сеансом массового гипноза» [6].
Теперь рассмотрим некоторые из школ кэмпо.
* Ниндзя (в буквальном переводе — лазутчик). Это были одни из древнейших известных в истории шпионов, лазутчиков, диверсантов, террористов, которых готовили в специальных школах, с самого раннего детства. Ниндзя жили отдельными замкнутыми общинами, управлявшимися дзенин (военно-политической элитой), представляя весьма разношерстные по социальному составу слои населения, часто пополняясь за счет самураев, лишившихся своих сюзеренов в ходе междоусобиц. Со временем доступ в общины ниндзя был почти прекращен, поскольку содружества вольных наемников перерастали постепенно в секретные клановые организации, скрепленные узами кровного родства и присягой на верность. Единой организации многочисленных общин ниндзя, разбросанных в горах почти по всей Японии, не существовало, и поэтому в политическом и военном аспекте ниндзя, в отличие от самураев, большой силы не представляли. Первые будущие ниндзя появились в VII веке, но окончательно оформились через, примерно, 200-300 лет, существуя и по сей день. Ниндзя нанимали и использовали феодалы, как шпионов, диверсантов и террористов в своей борьбе друг с другом. Часто ниндзя, нанятые разными феодалами, сталкивались между собой.
Однако, периодами или правительственные войска, или дружины местных феодалов устраивали настоящие облавы на общины ниндзя, сжигая их и убивая ее членов, вне зависимости от пола и возраста. «Тренировка ниндзя начиналась с младенчества. У родителей не было выбора, ибо карьера ребенка диктовалась принадлежностью к касте» [7]. Первые упражнения состояли в том, что люльку ребенка подвешивали и раскачивали таким образом, чтобы она постоянно ударялась о стены, до тех пор, пока ребенок не переставал реагировать на постоянную тряску и удары. Затем самого ребенка подвешивали «на вожжах», раскачивая таким же образом, пока тот не научался отталкиваться ногой или рукой от стены. Для развития вестибулярного аппарата ребенка крутили и вертели всевозможными способами. Затем учили плаванию над и под водой. Затем, взрослея, начинались упражнения, ничем не отличавшиеся от упражнений в современных школах спецназа: прыжки с высоты и в высоту, лазанья на деревья с голым стволом, метание лассо, умение часами висеть на руках, маскировка на различных видах местности, различные виды бега, искусство скалолазания и взбирания по отвесной стене, умение вскакивать на несущуюся лошадь, и т. д. «Кроме того, детей подвергали жестоким и весьма болезненным процедурам, с целью добиться свободного расчленения суставов. В результате многолетних упражнений суставная сумка расширялась и ниндзя мог по собственному усмотрению «вынуть» руку из плеча, «отстегнуть» ногу, перевернуть стопу или кисть. Эти странные свойства были неоценимы в тех случаях, когда шпиону приходилось пролезать в узкие отверстия или освобождаться от пут… Оказавшись в руках преследователей и дав себя связать, ниндзя обычно напрягал все мышцы, чтобы потом ослабить веревку общим расслаблением, «вынимал» руки, чтобы петли соскользнули с плеч» [8]. Так же ниндзя приучали переносить любые погодные условия. Они могли часами сидеть в ледяной воде, ночевать в снегу, проводить дни под палящим солнцем, не есть и не пить длительное время. Острота зрения ниндзя позволяла ему ориентироваться в кромешной томе, а слух был развит до такой степени, что часто при помощи «языка» различных птиц они переговаривались между собой за километры, а по дыханию спящих могли определить их точное количество. Все это достигалось ниндзя к молодому возрасту, когда он становился членом рода. «Только став полноправными членами общины, юноши и девушки переходили от стандартного психофизического тренинга к познанию сокровенных таинств духа, заключенных в учении монахов-ямабуси, в дзен и в изощренных методиках йоги» [9]. Здесь мы и подходим к корням ниндзя, самого загадочного по определению историков из воинских искусств. Ямабуси (в переводе — «спящие в горах») были одной из буддийских сект Японии, напоминающих монашеский орден. Главным духовным трудом ордена была книга «Сюгэн-до» («Путь приобретения могущества»). Ниндзя были верными учениками и последователями ямабуси. С помощью их учения ниндзя «черпали энергию и вдохновение в неиссякаемом источнике тантрийской магии… Многие самураи, не говоря уж о простых горожанах и крестьянах, всерьез верили, что ниндзя знаются с нечистой силой, и чему, конечно, было достаточно оснований. Взять, хотя бы, удивительное свойство неожиданно «исчезать» из поля зрения, словно растворившись в воздухе» [10]. И эта оценка необыкновенных способностей ниндзя дается не только в средневековье, как мы любим говорить, «в темное время». Современные независимые ученые делают следующий вывод об объяснении способностей ниндзя и искусства нин-дзюцу (искусство их шпионажа). «Нин-дзюцу, безусловно связанное с эзотерической практикой ряда китайских школ у-шу, таит много загадок не только для историков, но и для врачей, биологов, химиков, физиков, инженеров. То, что нам известно, лишь верхушка айсберга, основание которого уходит в темные глубины мистики, в космические бездны парапсихологии» [11]. Итак, внезапное пропадание, перенесение в пространстве, способности ничего не пить несколько дней, находиться под водой во много раз дольше любого охотника за жемчугом, и т. д. — все это получалось не благодаря специальным тренировкам (хотя, конечно, они играли роль), а в первую очередь постижению мантр и мудр тантрической магии, черной магии [12], парапсихологии и гипноза. То есть, в основе философии ниндзя и питательной основой ее приверженцев был самый настоящий сатанизм в его восточной форме [13]. И деятельность ниндзя с не меньшей степенью, чем ее философия, свидетельствовала о ее истинных корнях. Ниндзя — это были не благородные бескорыстные и бесстрашные разведчики, как их часто сегодня пытаются изобразить. Нет, это была террористическая организация, члены которой за деньги шли на любое преступление. Они убивали свои жертвы из-за угла, либо кусаригамой (комбинированный серп), либо маки (цепи), либо с помощью яда, составы которых им раскрывали ямабуси из тантрических книг по алхимии [14]. Среди ниндзя были не только мужчины, но и женщины. Последние, жертвуя своей честью, проникали в дома тех, кого их наняли убить, а затем в постели приканчивали доверчивых мужчин с помощью кансаси — 20-сантиметровой, специально изготовленной заколки-стилета, во мгновение пронизывающей горло [15]. Владели ниндзя и техникой приготовления взрывчатых веществ, секрет которых им так же был раскрыт ямабуси. Они одними из первых стали применять прототип бактериологического оружия (!), подбрасывая в замок или город врага больных животных [16]. Занимались ниндзя и пиратством, нещадно грабя суда и убивая их пассажиров. Казалось, что в новой цивилизованной Японии не должно остаться места для столь мерзкой организации. Но напротив, второе рождение школа ниндзя получила как раз в наши дни. Дело в том, что после революции 1868 года черные лагеря ниндзя были ликвидированы, а их бывшие обитатели перешли к мирной жизни. Учение нин-дзюцу постепенно уходило в прошлое. Но вот в 1958 году к старому патриарху школы ниндзя приходит молодой человек Хацуми Масааки, попросив старого мастера поведать ему секреты уже фактически вымершей школы. Через несколько лет Хацуми уже сам становится во главе нин-дзюцу и развивает бурную деятельность. В 1982 году он путешествует по Америке, демонстрируя уникальные способности ниндзя, вызвавшие настоящий бум ниндзя в американской массовой культуре [17]. В открытые им в Японии школы начали стекаться тысячи людей со всего мира — от США до Австралии, Европы и Новой Зеландии. Вскоре пришлось открывать филиалы школы в других странах, в число которых на сегодняшний день входят почти все страны Европы, Америки и Азии, в том числе и республики бывшего СССР. Кстати, эта школа Бусин-кан в дословном переводе значит «Дом божества войны». Учение сатанинской тантрической философии обходит сегодня весь мир, причем люди не понимают, какая страшная обработка их мозга происходит в период медитации, чтения мантр и постижении других аспектов мудрости ямабуси. Особо страшно, что этой обработке подвергаются дети, которых школа превращает в слепое орудие выполнения своей воли, ибо учащиеся, прошедшие курс, становятся, как ниндзя 600 лет назад, послушным безвольным орудием в руках своего учителя. Школы ниндзя — это легализированные школы для подготовки будущих террористов, облаченные в красивую восточную оболочку.
* Айки-до (в переводе «Путь сосредоточения ки»). Этот вид кэмпо относится к числу одних из самых молодых, будучи основан Уэсиба Морихэй (1883-1969) в 1925 году, и за это время успевшем покорить мир, став одним из самых популярных. Впрочем, последователи этой школы говорят, что своими корнями она уходит в IX век, к школе Дайто. Итак, в основе айки-до лежит следующая философия: у каждого человека есть, якобы, своя ки (жизненная энергия), которая неотделима от ки Вселенной. Между ними существует обмен, нарушения которого приводят к болезни, а полное прекращение к смерти. Поэтому целью человека должно стать рационально и максимально выгодно для себя регулировать этот обмен таким образом, чтобы из космоса к нему постоянно шла ки, при одновременном расходовании своей собственной. Таким образом происходит слияние человека с силой космоса. Уэсиба утверждал: «Кто овладеет тайной айки-до во Вселенной и в себе самом, тот может сказать о себе: «Вселенная — это я»… Вот почему, когда противник пытается меня атаковать, он сталкивается с самой Вселенной» [18]. С помощью длительной и постоянной медитации человек учится направлять вес своего тела вверх, вниз, перемещать свою биоэнергию «в любую часть тела и вне его, замыкая «вольтову дугу» во Вселенной» [19]. Неотъемлемой частью айки-до является знание гипноза и аутогипноза. Система борьбы построена на знании магических фигур и шифра. Мастера айки-до умеют «разъединять» тело и дух. Так, они умеют глубоко спать и при этом слышать и анализировать, реагировать на все, что происходит вокруг [20]. Знакомы они и с телепатической передачей информации.
* У-шу. Центром, «академией» этого направления является монастырь Шаолинь. Исследуя его историю и обычаи, трудно отделить его от школы по подготовке диверсантов, ибо монахи часами проделывают сложнейшие упражнения с алебардой и трезубцем, часами борются друг с другом. Философской основой у-шу является смесь даосизма, буддизма с элементами конфуцианства. Основатель другой даосской школы боевых искусств багуачжан Дун Хай Чуань (1787-1882) умел исчезать и появляться в любых местах [21].
* Каратэ. Впервые этот вид воинского искусства зародился на острове Окинава, бывшем на протяжении нескольких столетий самостоятельным королевством, а затем попавшим под власть Китая, а потом Японии. Бесчинства и жестокость наместников приводили к крестьянским восстаниям. В связи с этим японское правительство издало декрет о запрещении носить и иметь какое бы то ни было оружие. Чтобы как-то защититься в сложившихся условиях, местные жители стали овладевать приемами каратэ, благодаря знанию которых простой крестьянин мог противостоять нескольким вооруженным самураям. В самой Японии каратэ получило распространение уже только в 20-х годах XX века, в Европу же и США этот вид боевого искусства проник в середине XX века, буквально покорив весь мир. Духовной основой каратэ является. продолжительная медитация дца-дзен и кратковременная медитация с закрытыми глазами, в ходе которых человек соединяется со Вселенной, получая ее силу.
* Дзю-до. Этот единственный вид воинского искусства, который вошел в олимпийскую программу, был разработан Кано Дзигоро в конце XIX века. Несмотря на большую спортивную популярность, приемы «дзю-до никогда не предназначались для использования на спортивной площадке» [22]. На самом деле дзю-до является духовным путем, предназначенным для совершенного человека, следуя которым человек через медитацию должен был достичь самосовершенствования и освобождения духа, слияния неба и человека через постижение магических формул.
* Самураи. Говоря о восточных воинских школах, нельзя не упомянуть и о самураях, которые для многих сегодня являются образцами в постижении военных искусств. Они представляются многим сегодня бесстрашными, благородными и сильными рыцарями, которыми их сделали как раз школы боевых искусств. На самом же деле в самураях мы видим пример несчастных людей, которых восточные религии превратили в роботов, обреченных на смерть. Главной идеей в воспитании самурая было «полюбить смерть»! «Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост» [23]. Дайдодзи Юдзан писал: «Для самурая наиболее существенной и жизненно важной является идея смерти — идея, которую он должен лелеять днем и ночью, с рассвета первого дня года и до последней минуты последнего дня». Вторым правилом для самурая было: «Никогда не следует задумываться над тем, кто прав, кто виноват. Никогда также не следует задумываться над тем, что хорошо и что нехорошо… Вся суть в том, чтобы человек никогда не вдавался в рассуждения» [24]. В самураях воспитывалась не любовь к жизни, а к смерти (своей и чужой), без всяких при этом рассуждений. В самураях лелеялась жестокость и беспощадность. Идеологи самурайства говорят: «Великие дела нельзя совершить в обычном состоянии. Нужно обратиться в фанатика и пестовать страсть к смерти… Поэтому кровавая вендетта и массовые избиения вражеских солдат были для самурая так же естественны, как и массовые самоубийства в связи с поражением или индивидуальные харакири. Жизнь врага, в глазах самурая, не стоила ломаного гроша… Наоборот, каждое новое убийство на поле брани должно было стимулировать личную храбрость самурая — таким образом враг приобретал свойства некоего пассивного стимула отваги. Отсюда берет начало и людоедский обычай кимо-тори, воскрешенный фанатичной военщиной в годы второй мировой войны. По синтоистским поверьям, источником смелости в теле человека служит печень (кимо). Считалось, что, съев сырую печень поверженного противника, получаешь новый заряд смелости. Наиболее кровожадные самураи, впав в состояние амока, рассекали врага надвое от левого плеча до правого бока приемом кэса-глум («монашеский плащ») и тут же, выхватив из живого еще тела трепещущую печень, пожирали ее» [25]. Знаменитое японское харакири представляет собой древний синтоистский жертвенный обряд, основанный на той же любви к смерти, как наивысшей добродетели. Другим краеугольным камнем самурайства было слепое повиновение своему господину, любой приказ которого должен был быть строго выполнен. Ради сохранения чести и престижа самурай мог принести в жертву не только себя, но и заколоть своего сына, дочь, внука. Основанный на синтоизме и буддизме, институт самурайства, господствовавший в Японии с XIII века по 1868 год, привел к разорению и обнищанию страны. Идея самурайства привела к развязыванию русско-японской войны и вступлению Японии во II Мировую войну. Она привела к появлению камикадзе и каннибализму в японской армии.
Осторожно, камнепад!
1). Истощение психики. Регулярные «правильные» занятия в этих школах приводят к истощению высшей нервной деятельности человека. Отсутствие сна, нескончаемые упражнения приводят к психическим нарушениям личности, которые, в свою очередь, либо ведут к полному умопомешательству, либо к превращению человека в робота, уже не контролирующего самого себя, зависящего всецело от воли учителя. Целью занятий является, по утверждению учителей, изучение, управление и контроль всех органов и систем организма, и, в первую очередь, головного мозга. Однако, комплексы упражнений как раз рассчитаны на отключение работы головного мозга и истощение психики. С человеком же, у которого отключен мозг, можно (с помощью гипноза или чего-то еще) делать все, что угодно.
2). Запрограммированные смертники. Получив контроль над своими учениками, учителя начинают их использовать в своих интересах. Выше мы уже отмечали, что за безобидными вывесками школ боевых искусств стоят прекрасно отлаженные веками религиозно-мафиозные тайные организации и секты, претендующие на политическую, экономическую и духовную власть. В целях достижения своих программ они не брезгуют никакими методами: убийствами, шантажом, похищением людей. Реализуют же эти методы в жизнь наивные ученики, поступившие в свое время в безобидные восточные школы. Именно из них часто формируют отряды смертников, наемных убийц, похитителей.
3). Отрешение от близких и друзей. Философия школ восточных боевых искусств учит, что для того, чтобы стать сверхчеловеком, нужно подавить в себе слабые черты характера: доброту, мягкосердечие, милосердие, т. е., чувства. Ничто не должно сильно вас привязывать — ни родственные, ни дружеские чувства. Никаких чувств: только воля и холодный разум. Для того, чтобы научиться этому, лучше всего отрешиться от дома или максимально отгородить себя от своих недавних знакомых и родственников. Таким образом, идет разрушение семей.
4). Духовная деградация. Занятия в школах боевых искусств, если проходят по полной программе, отнимают у человека практически все время, которого даже, порой, не остается на сон. Таким образом, человек не только превращается в робота, исполняющего любые приказы, но и деградирует духовно, ибо у него нет времени на чтение книг, общение с друзьями, просмотр телевизора. Все время занято выполнением упражнений.
В следующей главе мы узнаем, что крестовые походы были не только в средние века, но они есть и сегодня, но в весьма экстравагантном виде.
Примечания к 3 главе
[1] Древняя Индия: страна чудес. Энциклопедия. — М.: Терра, 1997, стр. 58-59.
[2] Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо — традиция воинских искусств. — М.: Наука, 1991, стр. 145.
[3] Там же, стр. 57.
[4] Там же, стр. 58.
[5] Там же, стр. 47.
[6] Там же, стр. 144.
[7] Долин. Указ. соч., стр. 247.
[8] Долин. Указ. соч., стр. 253.
[9] Там же, стр. 256.
[10] Там же, стр. 258-259.
[11] Долин. Указ. соч., стр. 243.
[12] Там же, стр. 261.
[13] Тантрического буддизма, см. об этом: Опарин А.А. Религии мира и Библия. — Харьков: Факт, 2000, стр. 30-33.
[14] Долин. Указ. соч., стр. 258.
[15] Там же, стр. 264.
[16] Там же, стр. 277.
[17] Там же, стр. 280.
[18] Долин. Указ. соч., стр. 319.
[19] Там же, стр. 329.
[20] Там же, стр. 327.
[21] Наука и религия. 1996, No8, стр. 46-47.
[22] Долин. Указ. соч., стр. 300.
[23] Долин. Указ. соч., стр. 193.
[24] Долин. Указ. соч., стр. 193.
[25] Там же, стр. 195-196.