Библиотека soteria.ru
Библейские основы современной науки
Джон Оллер
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 16533 Все тексты автора Джон Оллер
3. Чудеса и законы природы
Сверхъестественное в Библии
Факт универсальности закона
Выдающиеся ученые часто обращают внимание на тот удивительный факт, что вся Вселенная подчинена одному набору естественных законов и в каждой галактике обнаружены одинаковые химические элементы. По всей Вселенной — одни и те же формы материи, виды энергии, а также применимые к ним законы. Вселенная универсальна: в ней все унифицировано, а не разрозненно. Несмотря на ее огромные размеры и время существования, она представляется по сути одинаковой на всем протяжении пространства и времени. Довольно странное явление, если Вселенная действительно образовалась и развивалась в хаосе, беспорядке, неорганизованности, как утверждают эволюционисты. Натуралистические объяснения представляются здесь несоcтoятeльными.
В 1873 году Дж.Клерк Максвелл написал: «На небесах мы обнаружили по их свету …столь далекие звезды, что никакой материальный предмет не мог переместиться от одной звезды к другой; еще этот свет… рассказал вам, что молекулы, из которых они состоят, того же состава, что и на земле… Никакой теорией эволюции не объяснить такое сходство молекул. .. С другой стороны, полное единообразие молекул одного вида между собой указывает, что они по сути вечны и независимы от других».
…На настоящий момент положение, которое описал Максвелл, ничуть не изменилось: везде все электроны одинаковы, все протоны одинаковы и т.д. Надо думать, что лишь достаточно сложная теория сможет объяснить это явление.[22]
Однако для объяснения этого явления совершенно не нужна сложная теория. Причина того, что Вселенная функционирует как единая система, в том, что один истинный Бог создал ее такой. Другие натуралистические теории попросту надуманны. И взгляды великого физика Дж. Клерка Максвелла, цитировавшегося выше, полностью согласуются с таким выводом.
Еще более удивительно для философов-натуралистов то, что структуры, процессы и законы Вселенной можно облечь в изящные математические формулы и описательные теории. Как было отмечено в первой главе, Эйнштейн самым непостижимым в природе считал то, что она постижима, что ее можно описать доступными для людей способами. Как могли хаотичные, неразумные частицы сами по себе эволюционировать в упорядоченную, доступную пониманию систему?
Другой великий физик и математик П.A.M.Дирак честно признавался в невозможности механически объяснить чудесную упорядоченность Вселенной:
Теоретически можно прийти еще к одному заключению. Самым фундаментальным свойством природы представляется то, что основные физические законы описываются математическими теориями величайшей красоты и силы, требующими математических знаний высочайшего уровня. Вы спросите, почему природа устроена именно так. В ответ
можно сказать: да просто наши современные знания показывают, что она так устроена. Нам остается только согласиться с этим. Кто-то может изложить вопрос по-другому: Бог — великий математик, и Он в сотворении Вселенной использовал математику высочайшего уровня. Действительно, наши математические потуги позволяют нам понять только частичку мироздания, но по мере дальнейшего развития этой науки мы сможем надеяться на более глубокое понимание Вселенной.[23]
Трудность объяснения такой упорядоченности Вселенной естественными процессами заключается еще в том, что эти процессы, подчиняющиеся второму закону термодинамики, вынуждают Вселенную неумолимо двигаться в сторону все большего и большего беспорядка. Ведущий британский астроном Пол Дейвис сказал: «Вот величайшая загадка, откуда вообще взялась упорядоченность во Вселенной. Каким образом завели пружину космических часов, если второй закон термодинамики велит ей асимметрично раскручиваться в сторону хаоса?»[24] Величайшая загадка разрешается просто. «В начале сотворил Бог небо и землю». Это простые, но исполненные самого глубокого смысла, возможно, самые первые и, конечно же, самые истинные слова из всех когда-либо написанных. Вся Вселенная, все ее законы и процессы ясно и недвусмысленно говорят в пользу этого основополагающего факта.
Униформизм современного космоса
Богословы традиционно отличают Божие творение от Его промысла, провидения. Это различие полностью библейское и в то же время глубоко научное. Исследование природных процессов современного мира показало, что все они без исключения являются процессами сохранения. То есть все уже существовавшее сохраняется и ничего более не создается. Божие творение мира совершилось в одну неделю, и с того самого времени Его провидение «держит все словом силы Своей» (Евр. 1:3).
Хотя униформистское учение несостоятельно, если его распространять на время сотворения мира или на период потопа, Писание многократно говорит об униформизме современного космоса. Ключевой стих здесь — 2 Петра 3:3-7. Указав, что «тогдашний мир [космос] погиб, быв потоплен водою», Петр тут же пишет: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются» (2 Пет. 3:7). Таким образом, современный космос «сберегается», или сохраняется.
Он единственный доступен для научных исследований, и нет ничего удивительного в том, что ученые склонились в пользу подчиненности всех процессов единому закону. Природа постоянна, ее можно эффективно изучать и описывать на основании научного метода. Естественно, этот факт является свидетельством силы и мудрости Бога и разъясняет человеку Божию заповедь «обладать землею» и «владычествовать» над нею (Быт. 1:28). Мир есть космос, а не хаос. Следовательно, наука, которая пытается понять явления природы, и техника (строительство, медицина, сельское хозяйство и т.д.), которая пытается применить их на пользу человечеству, есть важные и необходимые аспекты служения человека под провидением Божиим.
Таким образом, нынешний униформизм космоса никак не противоречит Библии. Выше уже было отмечено, что все процессы подчиняются первому и второму законам термодинамики. В соответствии с первым законом, в настоящее время в физическом мире ничто не появляется и не исчезает — хотя что-то постоянно изменяется по форме. Этот закон начал действовать после окончания творения (Быт. 2:1-3; Исх. 20:11; Ис. 40:26; Евр. 4:3,10 и др.). По второму закону, все процессы затухают и прекращаются, и очевидно, что этот закон начал действовать после проклятия земли (Быт. 3:17; Пс. 101:26-28; Ис. 40:6-8; Рим. 8:20-22 и др.). Более полно эти вопросы будут рассмотрены в главе 7.
Итак, почти безгранично разнообразные современные физические и биологические процессы есть в своей основе процессы сохранения и распада. Наука же есть изучение этих процессов, она исследует интенсивность их протекания и различные влияющие на них факторы.
Второй закон характеризует все процессы как в конечном счете затухающие, но ничего не говорит о скорости затухания. Интенсивность процесса определяется различными влияющими на него факторами, и она может изменяться, если меняется один или несколько факторов. Например, на движение водного потока по руслу реки влияют размер и форма русла, особенности водного бассейна, характер растительности, уровень выпадения осадков, инфильтрация, температура и другие факторы. Если один из этих факторов изменяется, то и скорость потока может существенно измениться. Подобные же рычаги влияют на все земные процессы без исключения. В общем, интенсивность каждого процесса отличается от статистически среднего уровня, а степень отличия зависит от природы и количества различных реалий, влияющих на конкретную ситуацию.
В период потопа на земле и в атмосфере произошли такие катаклизмы, что интенсивность многих геофизических процессов, вероятно, на некоторое время крайне увеличилась, а пришедшие беспорядок и смерть были самыми ужасными из всех, которые когда-либо видела земля. Однако в конце этого жуткого года Бог дал обещание с далеко идущими последствиями: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:22).
Итак, в настоящее время скорость осевого и орбитального вращения Земли не может подвергаться значительным изменениям. В результате стабилизируются и многие другие связанные геофизические и биологические процессы, так что Бог обещал единообразие (уже не только основных законов, но и процессов) в послепотопном космосе. Следовательно, для современного мира униформизм естественных законов является действующим и важным принципом его объяснения и распространяется не только на основные законы, но и на процессы.
Проблема чудес
Как же тогда нам относиться к чудесам, в особенности к тем, которые описывает Библия? Есть ли в космосе, в царстве природы, место для сверхъестественного?
Ответ науки на этот вопрос обычно сводится к утверждений: чудеса невозможны. Вот уже почти двести лет большинство ученых и философов считают, что никакого количества свидетельств не будет достаточно, чтобы подтвердить факт чуда.
Наблюдаемое событие, которое не имеет ясного натуралистического объяснения, как правило, отметается следующими способами: (1) наблюдения были неполны или ошибочны; (2) необъяснимый характер явления может быть обусловлен не сверхъестественными силами, а нашим ограниченным пониманием природных процессов; (3) в силу статистического характера естественных процессов крайне необычное явление можно в принципе объяснить статистически маловероятным стечением обстоятельств без обращения к сверхъестественному.
Эти способы рационализации накладывают на истолкование важные и, несомненно, обоснованные ограничения. Вероятно, подавляющее большинство предположительных чудес может быть законно оспорено по одному или другому пункту, да и «чудеса» современной техники (самолеты, телевизоры, ядерная энергия, лазеры — им нет числа), несомненно, были бы причислены нашими предками к сверхъестественному. Кроме того, общеизвестна ненадежность свидетелей, даже видевших все своими глазами, когда они пытаются восстановить в памяти события, происходившие в атмосфере подозрительности или Тревоги.
Но не подлежит никакому сомнению, что Библия говорит нам о реальных чудесах! Например, в Евангелии от Иоанна люди должны были через семь великих чудес уверовать, что Иисус есть Сын Божий (Ин. 20:30-31). Сходным образом Господь подтвердил слова апостолов через «знамения и чудеса» перед тем, как Слово Его было записано (Евр. 2:3-4). Другие случаи проявления сверхъестественного особенно характерны для Исхода и времени служения Илии и Елисея. В этих и других повествованиях о библейских чудесах всегда подчеркивается свидетельская ценность определенного чуда, подтверждающая силу Бога и истинность слова Его пророков.
Последним наблюдением подкрепляется вывод о единообразии природы современного космоса. Сверхъестественное может обладать громадной свидетельской ценностью, только если оно редко встречается — столь редко, что выходит за пределы указанных выше способов рационализации. Чудеса, которые можно повторить по чьей-либо прихоти или вызвать магическими действиями или заклинаниями, в силу своего характера относятся к области эмпирических знаний и, таким образом, не являются истинными чудесами.
Всеобщие законы и естественные процессы
Истинность чуда определяется соотнесением его с основными законами и процессами современного космоса, сохраняемого Самим Богом во Христе (Кол. 1:17; Евр. 1:3; 2 Пет. 3:7). Таким образом, чудо — это событие, лежащее за пределами или фундаментальных законов природы, или нормальной последовательности естественных процессов.
Мы уже отмечали, что основными законами природы являются два закона термодинамики — законы сохранения и энтропии. Масса-энергия всегда должна сохраняться, а энтропия (мера беспорядка) — увеличиваться. Эти две особенности свойственны всем наблюдаемым в пространственно-временной Вселенной явлениям. И эти два закона составляют структуру, в рамках которой протекают природные процессы.
Все процессы не только подчиняются этим двум законам, но имеют еще одну общую характеристику. На ход любого процесса могут влиять многие различные силы природы и свойства материи, в широком диапазоне изменяющие его интенсивность, но в конечном итоге он должен быть измеряем и описываться в трех основных измерениях — единицами пространства, энергии (или массы) и времени. Так происходит потому, что каждый процесс протекает в физическом мире, который, в свою очередь, является континуумом пространства, массы и времени, где масса взаимозаменяема с энергией (а следовательно, есть ее синоним).
Каждый природный процесс современного космоса протекает в рамках основных законов сохранения и энтропии и захватывает три универсалии: пространство, массу и время. Такова структура современного космоса (заметим еще раз — единственно доступная для научного исследования), и таков космос, которому присущ униформизм.
Необходимо отметить, что, даже рассмотренная с позиций натурализма и униформизма, структура космоса ясно свидетельствует о «вечной силе и Божестве» своего Творца, как это отмечено в Римлянам 1;20. Факт существования Бога и божественного сотворения Вселенной определенно подтверждается двумя основными законами, а природа Божества ясно отражается в каждом событии Вселенной, которая является Его творением. Эти отношения подробно раскрыты в главе 2.
Даже если ученые и не видят или не принимают богословских выводов, они должны опираться на эти основные посылки во всех своих научных исследованиях как на основу научного метода, которая позволяет им строить надежные научные теории и прогнозы. Законы Господа хороши и надежны, и именно они делают возможной научную и техническую деятельность.
Чудеса провидения
Однако не может быть никаких сомнений в том, что чудеса возможны. Господь, сотворивший космос с его основным законом и триединством структуры, явно трансцендентен ему, то есть не ограничен его пределами, и потому может вмешиваться в происходящее, где и как Ему угодно. Такое вмешательство мы называема чудом.
Имея представление о структуре космоса, мы без труда разделим чудеса на две возможные категории — когда происходите вмешательство в течение природных процессов и когда оно противоречит основному закону. Для удобства изложения мы назовем их чудеса провидения и чудеса творения соответственно или более просто, чудеса Б и чудеса А.
Чудо Б происходит четко в рамках двух основных законов, но заключается в непосредственном вмешательстве или в простой корректировке одного или нескольких естественных процессов для достижения конкретных целей в конкретное время. Напомним, что параметры процессов распределены статистически и их количественные характеристики зависят от различных факторов. Если параметры процесса приближаются к статистическим границам, то он может быть чудом. Примером служит засуха, длившаяся три с половиной года, и дождь в ответ на молитву Илии (Иак. 5:17-18). Библейскими примерами чудес провидения могут быть также землетрясение в Филиппах (Деян. 16:26), поражение армии Сеннахирима (4 Цар. 19:35) и многие другие события. Эти чудеса не требовали вмешательства в основные законы, но каждое из них требовало, чтобы определенный процесс начался в крайне маловероятное время или проходил при крайне маловероятной интенсивности.
Каждый верующий из опыта знает, что Бог отвечает молящемуся самым удивительным способом. Такой опыт тоже можно подвести под категорию чудес провидения. Множество подтвержденных примеров физического исцеления, полученного в ответ на молитвы, могут рассматриваться как необычное, но возможное ускорение природных восстановительных сил или как вероятное замедление ранее прогрессировавших процессов разложения.
В качестве средства, используемого Богом для вмешательства в природные процессы. Библия указывает на ангелов, по крайней мере во многих случаях. Ангелы, например, служили при уничтожении Содома (Быт. 19:1,13), защищали Даниила от львов (Дан. 6:22), вызволяли апостолов из тюрьмы (Деян. 5:19; 12:7), из них состояло небесное воинство, окружившее Елисея и поражавшее его врагов (4 Цар. 6:17-18), и пр.
В соответствии с Библией, Бог сотворил «тьмы ангелов» (Евр. 12:22), «посылаемых на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Они «крепкие силой» и «повинуются гласу слова Его» (Пс. 102:20). Писание отмечает, что ангелы обладают всей необходимой силой и мудростью, чтобы ограничивать воздействующие на природные процессы факторы или менять их при необходимости, когда нужно и где нужно, для выполнения воли Господа и в ответ на молитвы Его народа. В Откровении Иоанна Богослова особо упоминаются те ангелы, которые (с Богом) способны вызывать ужасные природные явления — град, огонь, падение метеоритов или других небесных тел и даже управлять интенсивностью ядерных процессов на солнце (Отк. 8:7-12; 16:8), а также насылать физические болезни и мучить человеческую плоть (Отк. 16:2,10). Поэтому вполне разумно, что Бог творит чудеса провидения, управляя природными процессами и изменяя их до любой экстремальной степени по Своему желанию, при помощи ангелов.
Нельзя забывать, что существует и меньшее воинство ангелов зла, пошедших за сатаной (который, возможно, является самым могущественным из всех сотворенных ангелов) в своем бунте против Господа. Эти творения, по крайней мере многие из них, также обладают необычайным разумом и силой, хотя они — ангелы падшие. Они также способны вмешиваться в природные процессы и таким образом творить настоящие чудеса Б. Однако демонические чудеса являются фальшивкой, если учитывать их свидетельскую ценность. Павел называл их «чудесами ложным» (2 Фес. 2:9).
Чудеса творения
Бывают случаи, когда Бог считает уместным отодвинуть на второй план Свои основные законы сохранения и энтропии и сотворить материю или энергию (в обход первого закона) или мгновенно восстановить упорядоченность в закрытых системах (в обход второго закона). Такая деятельность требует созидательной силы и, следовательно, лежит за пределами возможностей природных процессов и сотворенных ангелов.[25] Только Бог может творить! И все это — чудеса А или, если хотите, чудеса первого сорта.
Не всегда бывает ясно, идет в Библии речь о чуде провидения или творения. Но некоторые из них определенно являются чудесами творения. Например, сама Вселенная есть совокупность чудес творения. Все невероятные запасы материи и энергии и упорядоченность Вселенной были сотворены всемогущим Создателем.
Только Бог может совершать чудеса творения. Он совершал их даже в современном мире. К ним явно относятся несколько случаев воскрешения мертвых, манна небесная, которой Бог ежедневно кормил странствующих по пустыне израильтян, а также многое другое.
Очень важно, что семь великих знамений в Евангелии Иоанна были чудесами А. Это ясно видно из приведенного ниже перечня:
1. Превращение воды в вино (Ин. 2:1-11). Простая молекулярная структура воды мгновенно превратилась в более сложную молекулярную структуру сотворенного вина; была сотворена сложная структура, или информация.
2. Исцеление умирающего сына (Ин. 4:46-54). Моментальное прекращение процессов разложения, восстановление всех сил и деятельности клеточной структуры, пораженной смертельной болезнью, было достигнуто просто словом, произнесенным более чем за 15 километров от больного.
3. Излечение парализованного (Ин. 5:3-9). Человек, который не мог ходить 38 лет, получил, по слову Иисуса, здоровые ноги, то есть новые кости, мускулы и другие их компоненты вместо атрофировавшихся.
4. Насыщение толпы (Ин. 6:5-13). В момент, когда Иисус сделал из пяти хлебов и двух рыб больше еды, чем необходимо для пяти тысяч человек. Он действовал вне закона сохранения массы.
5. Власть над притяжением (Ин. 6:16-21). Когда Иисус вызвал антигравитационные силы неизвестной природы, позволившие Ему пройти по поверхности штормившего моря. Он действовал в обход закона сохранения энергии.
6. Исцеление слепорожденного (Ин. 9:1-7). Слепой от рождения человек неожиданно стал отлично видеть, для чего требовалось мгновенно сотворить как материю, так и ее сложную структуру.
7. Воскрешение из мертвых (Ин. 11:33-44). В данном случае не только омертвели глаза или конечности, но сам человек был . мертв в течение четырех дней и тело уже стало разлагаться. Однако по творящему слову Христа были регенерированым и реструктурированы все клетки и функции организма, и даже была возвращена покинувшая тело душа, так что Лазарь ожил.
Поскольку все перечисленные чудеса являются чудесами творения и так как только Бог может творить, то становится понятно, почему свидетельство из Иоанна 20:30-31 можно рассматривать как провозглашение Божественности Христа:
«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы
уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».
Многие библейские чудеса (в любом случае, не все) также являются чудесами творения — они возможны, только если приостановить действие одного или обоих законов термодинамики, и указывают на непосредственное вмешательство Бога-Творца. Примерами могут служить более или менее случайно выбранные из Ветхого Завета следующие события:
1. Сотворение массы: чудо умножения масла (4 Цар. 4:1-6).
2. Сотворение энергии: возведенные водяные стены при переходе Красного моря (Исх. 14:29).
3. Усложнение структуры: увеличение количества языков в Вавилоне с соответствующей физиологической адаптацией, обусловленной появлением различных грамматических систем (Быт. 11:1-9).
Другой формой чудес творения является передача человеку «информации» от Бога. Иногда эта информация передается через сны и видения, иногда прямым богоявлением человеку. Чаще она передается менее прямыми и явными путями, но не менее эффективно, так как «изрекают ее святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).
Многие описанные в Библии исцеления (хотя и не все) включали божественную созидательную деятельность и потому являются истинными чудесами творения. Примером может быть исцеление Неемана от проказы после того, как он семь раз окунулся в воды реки Иордан (4 Цар. 5:1-14). Медицина не в состоянии лечить проказу ни в водах реки, ни психосоматическими методами. Новое тело Неемана должен был возродить Господь в ответ на молитву Елисея.
Но чудом из чудес является само творение, когда Бог создал всю материю, энергию и сложную структуру Вселенной. И величайшим заблуждением будет вера в то, что все это могло быть создано по-другому! Если эволюция истинна, то чудо творения должно совершаться при каждом переходе к следующей ступени эволюционного развития. Природные же процессы подчиняются второму закону термодинамики и, в соответствии с ним, проходят в направлении, обратном «эволюционному». Они затухают вместо того, чтобы прогрессировать, и изменить такое положение можно лишь в ограниченных пределах, да и то в специальных условиях, которых даже близко не было, когда происходила предполагаемая эволюция (например, природное эволюционное программирование и генераторы «негэнтропии»).
Вообще говоря, законы Бога адекватны современному космосу. Его записанное Слово совершенно и достаточно всеохватно, а потребность в чудесах творения возникает редко. Чудеса провидения в настоящее время нередки, а чудеса творения должны объясняться очень необычными и крайне необходимыми обстоятельствами, если они вообще сейчас происходят. О великолепном исключении из этого правила мы узнаем во 2 Коринфянам 5:17: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь». Чудо перерождения является чудом А, чудом первой степени в любом смысле этого слова. Человек, представляющий собой закрытую духовную систему, неполноценный и эгоистичный, неожиданно становится открытой системой, которая подключается к системе всемогущего Бога, помещая ее в самый свой центр. Тот, кто день за днем духовно деградирует и по сути своей «заживо умер» (1 Тим. 5:6), неожиданно ощущает «радость и мир в вере… силою Духа Святого» (Рим. 15:13) и «оживотворяется со Христом» (Еф. 2:5). Его жизнь была хаосом, а теперь приходит в гармонию с порядком, смыслом и целью. Он «рожден заново. это чудо благодати, живое свидетельство великой силы Бога Который есть не только Бог творения, но и Бог спасения!
Чудеса Библии
Выделив две основные категории божественных чудес — творения и провидения, — мы можем более глубоко рассмотреть описанные в Библии чудеса. Если люди (даже атеисты!) иногда, пускай в минимальной степени, но надеются на чудо, то у полагающихся на Библию христиан и подавно не должно быть никаких сомнений в историчности библейских чудес. Позже в данной главе мы коснемся критериев подлинности предполагаемых чудес и увидим, что все библейские чудеса соответствуют этим критериям.
Рискуя слишком все упростить, можно сказать, что чудеса творения требуют приостановки действия или замены основных законов природы на противоположные, а чудеса провидения требуют только власти над факторами, в зависимости от которых естественные процессы протекают в рамках этих законов. В первом случае (чудеса А) необходима созидательная сила и, таким образом, участие Самого Творца. Во втором случае (чудеса Б) необходима какая-то сила для контроля над процессом до получения желаемого результата. В такой ситуации возможно участие Господа, но этими рычагами управления могут пользоваться и ангелы (а иногда даже демонические силы). Конечно, и люди могут (до некоторой степени) управлять естественными процессами и использовать их в созданных ими системах, но это мы называем наукой, а не чудом.
При классифицировании библейских чудес иногда трудно бывает соотнести то или иное чудо только с творением или только с провидением. Однако в большинстве случаев решение вполне однозначно, и классификация чудес проливает свет на принципы Божьего мироустройства. Насколько известно, это первая попытка такого рода, поэтому, несомненно, возможны некоторые упущения, а также неточное соотнесение. Список не является догмой, во показывает виды и разнообразие путей, следуя которым Бог использовал Свои законы и процессы для выполнения Своего замысла.
И еще раз необходимо отметить, что чудеса очень редки, особенно чудеса творения. Одной из основных целей библейских чудес является свидетельство. Такая цель не будет достигнута, если чудеса будут обычным явлением или делом прихоти. Их доказательная ценность высока только на всеобщем фоне униформизма и натурализма.
С другой стороны, если бы каждое приведенное здесь чудо могло быть быстро «объяснено» с позиций научных законов и процессов, то было бы бессмысленно предлагать его как доказательство существования Бога. По сути, сама концепция чуда стала бы ненужной. Можно даже определить чудо как научно невозможное событие, которое, однако, происходит по воле Бога для Его высших целей.
Таблица 1. Классификация библейских чудес.
Все чудеса в Писании основаны на надежных свидетельствах и были сотворены для конкретных целей Бога. Полный их список приведен в приложениях 2, 3 и 4.
ЧУДЕСА ТВОРЕНИЯ | Ветхий Завет |
Новый Завет |
Всего |
Сотворение материи | 9 | 2 | 11 |
Сотворение энергии, силы | 20 | 8 | 28 |
Сотворение порядка, информации, усложнение систем | 11 | 14 | 25 |
Сотворение биологической жизни | 9 | 7 | 16 |
Сотворение духовной жизни, возрождение человека | 2 | 7 | 9 |
Общее количество чудес творения | 51 | 38 | 89 |
ЧУДЕСА ПРОВИДЕНИЯ |
|||
Управление физическими процессами | 32 | 9 | 41 |
Управление биологическими процессами | 11 | 2 | 13 |
Ускорение процессов разложения в человеческом теле | 20 | 6 | 26 |
Исцеление человеческого тела | 11 | 14 | 25 |
Изгнание бесов | 1 | 9 | 10 |
Соотнесение времени естественных событий | 11 | 1 | 12 |
Общее количество чудес провидения | 86 | 41 | 127 |
ЧУДЕСА САТАНЫ И БЕСОВ |
|||
Ложные чудеса творения | 7 | 1 | 8 |
Ложные чудеса провидения | 7 | 1 | 8 |
Общее количество сатанинских чудес | 14 | 2 | 16 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОПИСАННЫХ ЧУДЕС | 151 | 81 | 232 |
Даже в Библии чудеса довольно редки. По свидетельству Христа (Мф. 11:11), величайший из всех людей (не считая Его Самого) — Иоанн Креститель. Но «Иоанн не сотворил никакого чуда» (Ин. 10:41). Писание не указывает, что Ной, Иов, Неемия или другие великие мужи творили чудеса. Создается впечатление, что библейские чудеса неразрывно связаны с великими временами перелома (исход из Египта, дни Илии, век апостолов и т.д.) и редки в другое вpeмя. В таблице 1 распределены по категориям все библейские чудеса.
Насколько были верны наши подсчеты, в Библии приведены описания 232 чудес. Однако мы не учитывали многие чудеса, которые, по свидетельству Иоанна, были сотворены Христом (Ин. 20:30) или апостолами (Евр. 2:4), но не упоминаются в Писании конкретно.
Также не принимались в расчет следующие виды деятельности Бога:
1. Теофании — явления Бога (или ангелов) пред человеком в видимом человеческом образе.
2. Видения и/или сны, посредством которых Господь открывал истину Своим пророкам или другим избранным мужчинам и женщинам.
3. Предсказания грядущего, истинность которых подтвердилась исполнением.
4. Руководство свыше, в процессе которого мы получили богодухновенную Библию, сохранив таким образом ее точность и достоверность.
5. Очень часто происходящее чудо перерождения, через которое верующий становится новым творением во Христе (2 Кор. 5:17).
6. Предсказанные чудеса, особенно из книги Откровения, которые еще только произойдут в будущем.
7. «Обычные» ответы молящимся или божественное руководство, когда отсутствуют сколько-нибудь уникальные или статистически редкие обстоятельства.
Насчитанные 232 чуда можно рассмотреть в следующем процентном соотношении: 38% — чудеса творения; 55% — чудеса провидения; 7% — демонические. Эти основные категории могут, в свою очередь, подразделяться далее, как будет рассмотрено в следующих разделах и сделано в приложениях 2, 3 и 4. Эти деления до некоторой степени произвольны, но представляется, что они вполне в духе как Писания, так и науки.
Уникальность сотворения Вселенной
Уместно подразделить библейские чудеса А в соответствии с последовательностью деяний Господа по сотворению, указанной в Бытии. Их легко отличить по использованию древнееврейского слова bara, творить.
Первым и основным актом творения было сотворение физической Вселенной, включая время, пространство и материю. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).
Вторым этапом было сотворение жизни. «И сотворил Бог— всякую душу животных пресмыкающихся» (Быт. 1:21). Слово «животные» (евр. nephesh) часто переводится как «жизнь» или «душа» и обозначает по существу все двигающееся живое, в отличие от простых физико-химических явлений и даже от неподвижных растений.
Третьим в окончательным актом первозданного сотворения было сотворение человека по образу Бога. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).
Таким образом, выделяются три основные категории сотворенной реальности — материя (в пространстве в времени), жизнь сознания и духовность. Первая сущность включает в себя и такие реалии, как энергия и структура. Первоначально Бог сотворил материю в элементарной форме, и она была совершенно статична. «Земля» (как первоначально называлась вся материя мироздания) была вначале «безвидна и пуста». То есть сотворенная материя не была оформлена в сложные системы и не была «заведена», как часы. Однако это положение было только начальным и вскоре изменилось. Бесформенные статические жидкие элементы во «тьме над бездною» (Быт. 1;2) были преобразованы в сложный и пульсирующий космос, оживотворенный великим разнообразием биологических существ, а затем и людьми, созданными по образу Господа.
Это преобразование началось с того, что Дух Божий «носился» (букв. «вибрировал») по Вселенной над рассеянными по ней водами. Словно вызванные каким-то космическим генератором, волны электромагнитной энергии распространились по Вселенной. Бог сказал: «Да будет свет» (Быт. 1:3). Пришли в действие электромагнитные силы (свет, тепло, звук, электричество, магнетизм, рентгеновские лучи и т.д.), гравитация и ядерная энергия самих атомов. На всякое дело и цель была отпущена божественная энергия, и весь космос ожил.
Но это не все. Сотворенные элементы и виды энергии были затем организованы в большое количество сложных систем — в молекулы и их составляющие, в звезды и планеты, в земли и моря, в растения и животных и, как венец сложности, в человеческие тела. Эта работа продолжалась шесть дней.
Так как сотворение в узком значении (bara) есть создание ех nihilo, из ничего, в первооснова всех систем была сотворена в первый день, не вся деятельность первых дней отождествляется собственно с делами творения, она обозначается также глаголами asah, сделать, и yatsar, придать форму. В некотором смысле труды по упорядочению и приданию формы являются работой на порядок ниже, чем сотворение (только Бог может быть субъектом глагола bara, хотя человек тоже может создавать вещи и придавать им форму). Однако во время недели творения у Бога были и такие виды работ по приданию формы, которые человек не может повторить, — создание континентов, звезд и планет. То есть божественные труды «сотворения» в «создания» во времена той великой недели в своем роде уникальны. Они отличаются от Его трудов по сохранению Его творения через нынешние природные процессы и не могут быть повторены природой, человеком или ангелами. Как сказал поэт, только Бог может создать дерево, и это касается каждого аспекта недели творения.
Поэтому, хотя здесь и будет неуместно слово bara, для наших целей будет приемлемо выделить, наряду с другими великими и уникальными делами сотворения, труды Бога по упорядочению структуры, организации и формы сотворением порядка, структуры и сложности в широком разнообразии систем Вселенной. Таким образом, сотворение физического мира будет рассматриваться как три коррелирующих акта сотворения — сотворение материи, сотворение энергии и сотворение структуры.
Второй была сотворена биологическая, животная жизнь — «животные пресмыкающиеся». Ключевые древнееврейские слова для обозначения этих трудов — nephesh (душа, жизнь, животные и т.д.) и ruach (дыхание, дух и т.д.). Эти слова относятся как к людям, так и к животным, но не к растениям. Хотя растения размножаются при помощи тех же механизмов, что и животные, и развиваются на основе комплекса биохимических реакций в молекуле ДНК, они не являются живыми с библейской точки зрения, так как не имеют души, крови, дыхания или сознания. Следовательно, жизнь, по Библии, требовала нового акта творения. Она не могла появиться просто через усложнение (даже воспроизводящихся) систем химических элементов. Бог сотворил каждый вид животных во всем их многообразии с индивидуальными nephesh и ruach — рыб и птиц на пятый день и обитателей суши на шестой. Каждый вид имеет свою репродуктивную систему и генетический код, позволяющий ему биологически воспроизводиться по «роду его».
Третьим великим даянием было Сотворение мужчины и женщины «по образу Божию». Каждый человек имеет очень сложное физическое тело (более сложное, чем у других творений) и способность к порождению себе подобных. Вдобавок, все люди — мужчины и женщины — созданы по образу Бога. Каждый человек обладает телом и душой, генетически унаследованными от прародителей, Адама и Евы. Однако каждый человек обладает еще сущностью, которая называется «образ Божий». Она, собственно, и потребовала, специального акта творения (в дополнение к сотворенным физическим элементам и жизни, необходимым для генетического воспроизведения), но надо отметить, что «образ Божий» не передается генетически и, следовательно, «доля» образа Бога в каждом человеке была создана для него индивидуально. Человеке получает эту сущность не во время зачатия, при котором обычаю порождаются физические и биологические компоненты; очевидно, она была сотворена для всех людей в момент ее возникновения (так что каждый «образ» находится у Бoгa до тех пор, пока не придается человеку при зачатии). Разумеется, детали этого удивительного процесса нам не открыты.
В любом случае, абсолютно ясно, что каждый человек обладает вечной духовной личностью, специально созданной для него по вечному образу Господа, способной знать и любить Бога и разделить в вечности Его общение и цели. .
Как сказано в Бытии 1, по окончании сотворения Бог «почил от всех дел Своих которые делал» (Быт. 2:3). Следовательно, Он больше не занимается сотворением материи, энергии, структуры, жизни или духовной индивидуальности. Он прекратил творить и стал только сохранять Свое творение. Иисус Христос создал все (Кол. 1:16) и теперь поддерживает все (Кол. 1:17). Он держит все словом силы Своей (Евр. 1:3). Им (а не незыблемыми законами природы) мы живём, движемся и существуем (Деян. 17:28).
Эти труды являются уже трудами провидения, отличными от Его первоначальныx трудов по сотворению. Открытый нам факт того, что Он больше не творит, а просто «содержит» Свое творение, подтвержден наиболее важным и универсальным законом науки — законом сохранения энергии. Сохраняются энергия, материя, биологические «роды», сохраняется и каждый человек, подобие Божие.
В первоначальной структуре сохранялась и каждая отдельная жизнь. Только после грехопадения смерть вошла в мир. Будет разумно полагать, что там действовал закон сохранения структуры, а не только материи и энергии. Любое разрушение структуры (порядка, информации и т.д.) одной системы компенсировалось усложнением структуры, порядка Или информации в другой системе, и, таким образом, общая степень структурированности Вселенной оставалась неизменной.
После проклятия земли принцип сохранения коренным образом изменился. С тex пор в мир вошла не только смерть, приводящая в конечном итоге к исчезновению всех живых организмов, которые разлагаются на свои исходные элементы: кроме того, все другие структуры имеют тенденцию к распаду. На смену закону сохранения структуры пришел ныне всемирный закон разрушения структуры (морфолиз). Порядок уже не создается; наоборот, происходит всемирное снижение упорядоченности (или увеличение энтропии). Где бы (при особых обстоятельствах) ни увеличивалась упорядоченность и ни усложнялась структура, это с избытком компенсируется уменьшением упорядоченности или структуры в связанной системе.
Таким образом, нынешний порядок вещей, подчиняющийся так называемым естественным законам и процессам (а по сути провидению Бога), берет свое начало от окончания периода сотворения, а смерть и закон энтропии — с момента проклятия. В Библии этому первоначальному периоду соответствуют три первые главы Бытия. Снятие проклятия и обновление земли и небес описаны в последних двух главах Откровения. В находящейся между ними части Библия описывает современное положение вещей, подвластное Божьим деяниям провидения, сохранения, искупления, спасения и примирения. Его труды по сотворению и приданию формы были «совершены еще в начале мира» (Евр. 4:3).
Однако это, конечно, не означает, что Бог более не может творить. Именно такое Его деяние мы и называем чудом. Но чтобы Он вмешался. Ему необходима достаточная причина, а нам — вера, что для Его вмешательства есть все основания.
Чудеса творения в Библии
Хотя чудеса творения довольно редки, они все-таки случаются. Мы насчитали в Библии 89 чудес А (их может быть меньше или больше в зависимости от того, что считать творением, а что провидением). Естественно, величайшим чудом творения было первоначальное сотворение мира, жизни и человека по образу Божию, как отмечено в Бытии 1. Последующие чудеса можно, в сопоставлении с первоначальным, распределить по соответствующим категориям.
Например, чтобы посылать ходившим по пустыне в течение сорока лет израильтянам манну с небес (Исх. 16:35), требовалось ежедневно создавать материю и структуру. Насыщение Христом пяти и четырех тысяч человек несколькими хлебами и рыбами в каждом случае также требовало сотворения немалого количества материи и структуры.
Чтобы возвести и удерживать две гигантские водяные стены при переходе израильтян через Красное море, было необходимо сотворение какой-то мощной невидимой силы, уравнивающей силы гравитации и гидростатики (Исх. 14:29). Действие закона сохранения энергии было приостановлено и при крещении Христа, когда с небес раздался голос (мощные звуковые волны), назвавший Христа Сыном небесного Отца.
Множество чудес исцеления сверхъестественным образом замедляют или прекращают процессы разложения, аннулируя тем самым принцип увеличения энтропии и укрепляя порядок и структуру в разлагающемся человеческом теле. В Ветхом Завете таким примером служит излечение Неемана от проказы (4 Цар. 5:14), а в Новом Завете — исцеление бесноватого слепого и немого, который в результате получил слух, зрение и свободу от бесов (Мф. 12:22).
Чудесное зачатие Исаака «мертвым чревом» (Быт. 21:1,2) и воскрешение сына сонамитянки (4 Цар. 4:33-36), а также воскрешение Евтиха апостолом Павлом (Деян. 20:9-12) являются примерами непостижимого сотворения биологической жизни.
Величайшее из творений — духовную жизнь, подобие Господа в человеке — можно сравнить с чудесным сошествием Духа Божия на Иезекииля (Иез. 2:2). Сверхъестественное зачатие Христа предполагало не только сотворение Его физического тела и биологической жизни, но и удивительное воплощение Его Самого, заключение подобия и образа Бога в человеческое тело. Воскресение Христа заключалось не только в восстановлении Его биологической жизни, но также и в чудесном возрождении Его Духа до полного воссоединения с Его Отцом, поскольку смерть Его прежде всего была духовной — страданием отлучения от Отца за грехи, вознесенные в Его Теле на древо.
Полный список библейских чудес творения, разделенных по этим пяти категориям, приведен в приложении 2. В него не вошли (за исключением особого случая с Савлом) чудеса с обращением (2 Кор. 5:17). Из-за их большого количества (они происходят всякий раз, когда грешник искренне кается и открывает свое сердце спасительной благодати Христа) их сверхъестественный характер можно здесь не принимать в расчет, однако они столь же истинные чудеса творения, совершаемые Самим Богом в жизни верующего.
Библейские чудеса провидения
Чудеса творения происходят в обход основных законов природы, которым подчинены все процессы. С другой стороны, сами процессы могут довольно значительно различаться по своей интенсивности и форме протекания, не выходя при этом за рамки основных законов. Например, вода может течь быстро или медленно в зависимости от обстоятельств, но она всегда; течет вниз (если ее не заставляют перемещаться вверх посредством насоса и другого энергопотребляющего аппарата). Человек может жить двадцать лет или сто лет, но он обязательно умирает.
Таким образом, все без исключения процессы группируются вокруг какой-то средней степени интенсивности и формы протекания. Интенсивность и форма зависят от многих факторов, и если один или несколько факторов меняются, интенсивность и другие характеристики процесса также изменятся. Например, частота землетрясений в каком-либо регионе будет зависеть от характера пород, скорости перемещения различных массивов породы, наличия разломов, величины потока тепла из земных недр и от многих других факторов. Из-за слишком большого количества переменных, влияющих на частоту землетрясений, их почти невозможно предсказать. Это справедливо и для любых других процессов; все они изменчивы до той или иной степени.
Пока процесс протекает при своем обычном разбросе параметров — эта изменчивость предсказуема. Однако если данный процесс в данных условиях достигает очень необычного уровня интенсивности или действует необычным образом, он может быть рассмотрен как чудо второго типа — чудо Б. Оно будет совершаться в рамках основных законов природы, в соответствии с предусмотренной Богом последовательностью процессов, но может быть столь уникально, что потребует объяснений, выходящих за рамки слепого распределения вероятностей случайных величин.
Многие библейские чудеса подходят под это определение. В приложении 3 приведен список из 127 подобных чудес. В некоторых случаях отнесение чуда к категории Б остается вопросом открытым, и читатель может по своему разумению перебросить его в категорию А. В той же мере и проведенное ниже деление на категории является спорным, но оно, по крайней мере, полезно для осмысливания информации.
Всем чудесам провидения свойственны необычные, если не уникальные уровни интенсивности и временные рамки тех процессов или явлений, которые иначе считались бы вполне естественными, но которые в любом случае не нарушают основных законов науки. Некоторые чудеса (например, исцеления) достаточно схожи, чтобы объединить их. Все они больше чем простые совпадения и больше чем привычные изменения в процессах. Они предполагают участие какой-то разумной силы, изменяющей один или несколько факторов, от которых зависят интенсивность или последовательность процессов.
Этой разумной силой может быть, естественно. Сам Бог или один из Его ангелов. Как указано выше. Библия приписывает многие чудеса вмешательству ангелов, и вполне возможно, что таких чудес большинство (кроме тех, которые сотворены непосредственно Самим Христом), но совершаются они все равно под божественным руководством во исполнение слова Его (Пс. 102:20). То, что ангелы прекрасно разбираются в ходе естественных процессов, можно понять по словам «умной женщины» из Фекои: «Как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле» (2 Царств 14:20). То, что они способны управлять природными процессами, указано в Псалме 102:20: «…Ангелы Его, крепкие силою».
Есть множество чудес провидения, в которых естественные процессы были направлены в крайне необычное русло. Примером может служить случай с Гедеоном, когда Бог дал ему знамение через шерсть и росу (Суд. 6:38,40). Новозаветный пример — когда ангел освободил Петра из темницы (Деян. 12:5-7). .
Все вышеперечисленное касается физических процессов. К влиянию на биологические процессы относится заполнение Ноева ковчега животными (Быт. 6:20) и удивительный улов (Лк. 5:6).
Также мы читаем о великом множестве случаев, когда ускорялись процессы разложения в человеческом теле. Наказание язвой египтян (Иск. 9:10) — один из многочисленных примеров Ветхого Завета. Внезапная смерть Авании и Сапфиры (Деян. 5:6,10) —один из относительно немногих примеров Нового Завета.
Как уже отмечено, многие чудеса исцеления явно требуют непосредственного творческого участия Бога. Однако большинство их, видимо, свидетельствуют просто об ускорении естественного выздоровления тела; сюда относятся чудесное исцеление от укусов змея (Чис. 21:8) и избавление Захарии от немоты (Лк. 1:64).
Особенным видом исцеления является избавление от одержимости бесами. В достаточно большом количестве таких случаев человек избавлялся и от физических недостатков, вызванных бесами. Практически единственный пример Ветхого Завета мы находим в 1 Царств 16:23: злой дух отступал от Саула, когда Давид начинал играть на гуслях. Наиболее зрелищный пример Нового Завета — очищение Христом двух человек, вышедших из гробов, от легиона бесов (Мф. 8:28-32).
Последним видом чудес Б являются те, которые мы за отсутствием лучшего варианта называем соотнесением времени естественных событий. Показателен здесь пример, когда, точно договорившись, встретились Ревекка и раб Авраама (Быт. 24:14-15). Единственный, по-видимому, пример в Новом Завете (в котором не было параллельного прямого вмешательства в естественные процессы) — выловленная рыба, проглотившая монету, необходимую для уплаты подати (Мф. 17:27).
Чудеса сатаны и бесов
Естественно, авторы Библии выделяли еще и третью категорию чудес, говоря о «действии сатаны… со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). Эти чудеса нельзя отнести к чудесам творения, ибо только Бог может творить. Они могут быть аналогичны чудесам провидения, хотя и не имеют ничего общего ни с чудесной заботой Бога о Своем творении, ни с целями других чудес провидения.
Сатана и его ангелы действительно способны влиять на естественные процессы, как и святые Божий ангелы. Эти злые духи могут в некоторых случаях входить в тело и ум человека и управлять в большей или меньшей степени его физиологией и рассудком.
Цели сатанинских чудес коренным образом отличаются от целей истинных чудес провидения. Они являются «ложными чудесами», имеющими цель отвратить людей от Бога и Его воли.
Некоторые сатанинские чудеса внешне вроде бы требуют созидательной силы, но ни сатана, ни его бесы просто не могут ничего сотворить. Существует только один истинный Бог и Творец всего. Поэтому не может быть никакого сомнения, что чудеса сатанинского «творчества» являются поддельными — чудесами обмана, воздействием на наш рассудок и зрение, видимостью творения, но не подлинным творением.
Например, египетские чародеи внешне могли имитировать способность Моисея превращать посохи в змей (Исх. 7:11-12). Однако это не могли быть настоящие змеи. Они просто казались таковыми, но по существу были «чарами», иллюзией в сознании окружающих. Написанное можно понять: «они стали [как] змеи». Но в действительности жезлы оставались жезлами, и далее говорится, что «жезл Ааронов поглотил их жезлы» (а не их змеев).
Посредством каких-то психических или генетических манипуляций чародеям удалось сделать воду похожей на кровь (Исх. 7:22) и имитировать чудо Моисея — поражение земли жабами (Исх. 8:7), но только Моисей смог избавить землю от жаб (Исх. 8:13). Произвести же мошек — что было намного проще, чем произвести жаб, — волхвы так и не смогли (Исх. 8:18-19).
Искушая Иисуса в пустыне, сатана каким-то образом перенес Его на крыло храма н на высокую гору (Мф. 4:5,8). Это опять-таки был какой-то вид психического переноса или видение, а не настоящее физическое перемещение. Возможно, Христос перенесся с сатаной на эти места «в духе», но чтобы переместить Его человеческое тело, потребовались бы созидательные силы, которыми сатана не обладает.
Перечень этих ложных чудес — кажущихся чудес творения и провидения — приводится в приложении 4.
Критерии предполагаемых чудес
Основным признаком отличия божественных чудес от демонических всегда оставалась верность взглядов сотворившего чудо Слову Бога. Во времена исхода, когда израильтяне столкнулись с демоническим идолопоклонством хананеев, Моисей дал им следующее правило: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом:
«пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего»
(Вт. 13:1-3).
Во времена отступничества Иуды при царе Ахазе и царь, и народ его обратились к идолопоклонству, связавшись с демоническими силами. В итоге пришел пророк Исаия и сказал: «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:19-20).
Так и Павел предупреждал, что даже «служителей правды» и «ангелов света» нельзя принимать, если они проповедуют «другого Иисуса» или «иного духа» (2 Кор. 11:4,14-15).
Естественно, кроме этого вопроса есть и другой: является ли какое-либо предполагаемое чудо (будь оно хоть сатанинским, хоть божественным) действительно чудом или только природным явлением. Как уже сказано, истинные чудеса, особенно чудеса творения, довольно редки даже в Библии. А многие представители научного истеблишмента будут их начисто отрицать.
Однако если Бог существует, чудеса могут происходить, и если Библия истинна, то они происходили. Следовательно, вопрос сводится к тому, свидетельствует ли предполагаемое чудо о чем-либо и соответствует ли оно предполагаемой цели.
Бог не перестает свидетельствовать о Себе (Деян. 14:17), но Он и не ожидает, что мм последуем хитросплетенным басням (2 Пет. 1:16). Если произошло божественное чудо, то мы можем быть уверены, что желающий познать волю Бога найдет в нем достаточное свидетельство.
В то же время Бог не поступает по прихоти: Он не станет, творя чудеса, удовлетворять чье-то любопытство или принуждать людей поверить в Него помимо их воли. Иисус сурово осудил подобные уловки. Он сказал: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» (Мф. 12:89) — и: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4;48).
Таким образом, существуют два вопроса, на которые необходимо ответить и которые надо критически проанализировать, предполагая возможность чуда: (1) имеются ли достаточные подтверждения — в виде обстоятельств или личного свидетельства — тому, что чудо действительно произошло; (2) существует ли достаточная причина (согласующаяся с природой и целями Бога), чтобы Бог вмешался таким путем в Им же установленные законы.
Если ответ на эти вопросы положителен и не вызывает сомнений, то более нет никаких причин отрицать истинное чудо Бога.
Если ответы на эти вопросы будут отрицательными или малоубедительными, чудо, соответственно, отвергается. Его не следует признавать, даже если один первый ответ будет отрицательным, поскольку мы можем знать и понимать подлинные цели Господа только в той мере, в какой Он открыл их нам в Своем Слове. Будет довольно самонадеянно считать какое-либо событие чудом только потому, что на то было наше желание, которое якобы совпадало с волей Бога.
Если существует достаточное обоснование чуду, но цель его неясна и скорее заставляет усомниться в Слове Божием, чем
согласуется с ним, то необходимо принять в расчет возможность сатанинского чуда.
В случаях с чудесами Бога из Писания на оба вопроса может быть дан положительный ответ. У каждого чуда всегда есть ясная причина — это подтверждение слов Господа или Его пророков при удовлетворении насущных человеческих нужд или содействие достижению целей Бога на земле. Никогда Его чудеса не творились легкомысленно, безжалостно или ложно.
Свидетельства о чуде может быть достаточно уже по тому, что оно записано в Библии. Авторитетность, честность, надежность и достоверность Библии — не говоря уже о ее божественном авторстве — обоснованы и раскрыты в обширной христианской литературе, писавшейся на протяжении многих столетий. Внутренние свидетельства, исполненные пророчества, археологическое подтверждение, влияние на человеческую жизнь — это и многое другое подтверждает истинность Библии.
Кроме того, большинство из самых удивительных чудес — великий потоп, длинный день Иисуса Навина, пребывание Ионы в ките, непорочное зачатие Христа, воскресение Христа и другие — подкрепляются и внебиблейскими доказательствами. Многие из чудес будут рассмотрены в последующих главах в контексте изысканий тех наук, которым они якобы противоречат. В любом случае, христиане имеют твердое основание, когда провозглашают абсолютную историчность каждого из 230 (или около того) чудес, описанных в Библии.
Внебиблейские чудеса
Считается, что на протяжении многих веков человеческой истории произошло огромное количество чудес. Все их, включая предположительные чудеса настоящего времени, можно оценить с точки зрения критериев, изложенных в предыдущем разделе. Эти чудеса рассматриваются отдельно от библейских чудес.
Выделяется несколько типичных групп таких чудес: (1) чудеса древнего и современного язычества; (2) чудеса, приведенные в раннехристианской апокрифической литературе; (3) чудеса средневековой церкви; (4) чудеса Колдовства и оккультизма и (5) чудеса современного харизматического христианства.
Каждая из этих групп требует обширных исследований, но у нашей книги другая цель.
Что касается чудес язычества, колдовства и оккультизма, то, с библейской точки зрения, все они (в случае, когда это действительно чудеса) были и остаются бесовскими, то есть сотворенными в рамках систем, диаметрально противоположных библейскому христианству. Вообще же, очень вероятно, что большинство этих чудес чудесами на самом деле не являются.
То же касается и многих историй в апокрифических повествованиях об апостольских и послеапостольских временах. Многие из приведенных там чудес связываются с детскими и юношескими подвигами Иисуса и Его предполагаемыми путешествиями в другие страны. Чудеса этого сорта не только не обладают свидетельской достоверностью, но и не соответствуют сущности и целям Бога.
К чудесам средневековой церкви и современного харизматического движения надо относиться более серьезно, так как в сообщениях о них часто учитываются наши критерии.
Римская католическая церковь заявляет, что всегда серьезно и критически исследует чудо в контексте его сотворения, прежде чем признать его за подлинное; современные же харизматы накопили массу доказательств истинности своих исцелений и прочих чудес.
Как исповедующие христианство группы, эти течения видят и должную цель всех этих чудес — укрепить верующих и обратить новых людей ко Христу. Их аргументы вполне обоснованны, чтобы восприниматься всерьез.
С другой стороны, хотя не вызывает больших сомнений то, что в этих группах совершаются чудеса Б, остается значительное место для скептицизма в отношении якобы сотворенных чудес А (например, воскрешения мертвых, мгновенного восстановления сломанных конечностей и других явлений, требующих сверхъестественного созидательного вмешательства, чтобы приостановить действие закона сохранения массы/энергии, закона энтропии или их обоих). Хотя о таких чудесах и сообщалось, но почти всегда их свидетельское подтверждение оказывалось слабее, а возможность ошибки или бесовского обмана намного больше, чем для более распространенных чудес категории Б.
Также необходимо помнить, что с завершением Нового Завета отпала одна из основных причин апостольских чудес. Они совершались для «подкрепления слова последующими знамениями» (Мк. 16:20), для «засвидетельствования от Бога знамениями и чудесами» (Евр. 2:4).
Пока Церкви не были доступны богодухновенные новозаветные писания, первохристианам приходилось набирать знания в основном от своих собственных учителей и пророков, истинность учения которых определялась и подтверждалась существованием в церквах чудесных даров — исцелениями, говорением на языках и их истолкованием, пророчеством, откровениями свыше и т.д. (см. 1 Кор. 12:8-10,28).
Апостол Павел однозначно учил, что все эти чудесные явления прекратятся (1 Кор. 13:8), «когда настанет совершенное» (1 Кор. 13:10). Неудивительно, что вопрос, прекратятся они с завершением книг Писания в конце апостольского периода или с возвращением Христа при окончании века церкви, вызвал столько разногласий между различными группами христиан.
В наши намерения не входит разрешение этого вопроса. Однако в интересах как здравого учения, так и здравого научного исследования христиане должны помнить несколько основных истин, связанных с вопросом о современных чудесах:
1. Чудеса — даже чудеса А — возможны в настоящее время, так как Бог существует.
2. Чудеса — особенно чудеса А — должны, тем не менее, быть редкими, так как Божий «законы природы» хороши, а насущная необходимость в таких чудесах отпала после составления и распространения Нового Завета.
3. Слово Бога предсказывает, что в последние дни особенно распространятся сатанинские уловки, и потому необходимо обязательно и тщательно проверять (по критериям достоверности и целей) любое предполагаемое чудо, прежде чем приписывать его Богу.
4. Явления, которые воспроизводятся обычными методами (например, многие психосоматические исцеления и современное говорение в экстатическом состоянии), подпадают под прерогативу научного метода и, следовательно, не нуждаются в сверхъестественном объяснении.
5. Иисус в Свое время осуждал людей, которые искали сверхъестественных знамений, но Его упрек вполне справедлив и в настоящее время, поскольку законченное Писание «полезно» во всех случаях и достаточно, чтобы сделать Божиего человека «совершенным, ко всякому доброму делу приготовленным» (2 Тим. 3:16-17).
Однако, принимая все это во внимание, мы не должны закрывать обсуждение нотой негативной или скептической.
Чудеса все-таки происходят и сейчас. Как отмечено выше, новое рождение — это истинное чудо творения, через которое заблудший грешник возрождается и становится новым творением в Иисусе Христе (2 Кор. 5:17). Хотя сотворенный «образ Божий» не был разрушен падением Адама или грехом каждого человека, он умер, так что каждый невозрожденный человек духовно мертв (Еф. 2:1). И необходимо непосредственное созидательное вмешательство Господа через Духа Святого, чтобы человек стал «живым для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11). Уснувший «образ» пробуждается, и человек «облекается в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Так совершается чудо А, чудо первой степени в любом смысле, совершенно необъяснимое процессами психологии или какой-либо Другой науки.
Кроме того, чудеса Б могут случаться и случаются в жизни бесчисленного множества христиан. Ангелы Божий есть «служебные духи» для «наследующих спасение» (Евр. 1:14), и они вполне способны изменить интенсивность процесса, обеспечить провиденциальную защиту и направить людей, которые вверены их попечению, соотнести во времени поступки участников какого-либо события, ускорить или замедлить в человеческом теле внутренние процессы разложения и/или исцеления и управлять многими явлениями, не требующими силы творения..
Бог благоволит исполнить по молитвам покорных Ему христиан все «великое и недоступное» (Иер. 33:3) через этих верных и могущественных слуг.