Вступление

«Дана Мне вся власть на небе и на земле! — сказал Он. — Идите же ко всем народам и сделайте всех Моими учениками. Крестите людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, учите их соблюдать все, что Я повелел вам, и знайте, что с вами Я во все дни до конца этого мира» (Мф. 28:18-20)1

Вчитываясь в последние слова Иисуса Христа, сказанные Своим последователям перед вознесением, невольно думаешь: «А что Он сказал бы Церкви, если бы это происходило теперь?» Может быть, в нашу эпоху секуляризации Он повелел бы сделать ударение на сферу образования и современные средства массовой информации? На открытие высших духовных заведений, на расширение сети христианских школ, издательств, духовно-культурных центров, на составление современных программ для радио и телевидения и создание сайтов для интернета? Разве наше время не отличается разительным образом от того времени? Разве города Римской империи могли бы сравниться с нашими, а состояние ума и души современного человека с состоянием жителя первых веков?

«Нам нечего бояться за будущее, если только мы не забудем того пути, которым вел нас Господь, и Его наставлений в нашей прошлой истории»2. Задача нести спасительный свет секулярному обществу встала перед Церковью сразу же после вознесения Христа.

Этот непохожий похожий мир

Простая Евангельская весть, звучавшая с уст галилейских рыбаков, бывших мытарей и обращенной элиты еврейского народа, должна была достигнуть совсем непростой мир, в котором властно царствовали законы, традиции и образ жизни Римской империи, подчинившей себе огромную территорию от Британии на севере до Египта на юге, захватившей Месопотамию, Малую Азию и всю Европу западнее Рейна и южнее Дуная.

С расширением территории покоренных народов увеличивалось количество известных богов, которым теперь христиане противопоставляли единого Бога неба и земли. У каждого города был свой бог-покровитель, и каждый бог имел свой круг обязанностей. «Крупные храмы, мелкие алтари и просто священные фигурки были повсюду: в городах и деревнях, у обочины дороги, в саду, перед лавкой торговца»3. Популярны были также колдуны и звездочеты, оракулы и провидцы. Можно сказать, что «по всей империи в самом деле было много очень религиозных людей, которые свято верили, что земного успеха и благополучной загробной жизни можно добиться, если правильно вести себя с духами»4. Но быть религиозным и глубоко верующим не одно и тоже. Боги были везде и повсюду, но ни один из них не требовал полного посвящения и высоких моральных стандартов поведения. Латинское выражение pax deorum, означавшее «спокойствие богов» или «мир с богами», отражало доминирующую позицию общества: богов надо задобрить, а дальше — живи как захочешь. Внешняя религиозность народов Римской империи, достигавшая своего апогея в храмовых торжествах, была своего рода ширмой, за которой праздновала светская жизнь, наполненная роскошью, интригами, пиршествами и развлечениями.

«Они изрыгали пищу, чтобы есть, и ели, чтобы изрыгать», — так лаконично описал их стиль жизни Сенека. Пиршества начинались в четыре часа и продолжались далеко за полночь. Редкие блюда из дичи, заморские фрукты, мясные деликатесы и многочисленные сорта вин удовлетворяли скорее не чувство голода, а желания извращенного аппетита, жаждущего острых ощущений для души и тела. В угоду гостям на их глазах готовилось особое блюдо из заживо сваренной рыбы, чтобы они могли наслаждаться сменой красок и смертельной агонией. Спортивные состязания, амфитеатры и другие развлечения заменяли им современные стадионы, цирки, театры, казино и телевидение. Известные гладиаторские бои, скачки, музыкальные и танцевальные представления, театральные постановки были обычным делом. Любовь к удовольствиям вытесняла всякое чувство меры и жалости. Жизнь как животного, так и человека не стоила ровным счетом ничего. В один из дней во времена Калигулы на сцене амфитеатра было убито до 400 медведей. Во время другого представления в годы правления Нерона несколько сот тигров были выпущены на арену, чтобы потешить зрителей борьбой со слонами и буйволами. Известно, что во время церемонии открытия Колизея, погибло до 5000 животных; а на арене, заполненной водой, по приказу Тита была в живую повторена морская битва5.

«Жизнь горожан была отмечена всеми достижениями цивилизации. Здесь процветали торговля, образование, религия, театр, спорт»6. Любовь к философии и ораторскому искусству порождала различные школы, обучающие грамматике, арифметике, музыке, астрономии, античной поэзии, литературе, философии, риторике. Но образование и просвещенность не могли остановить засилье террора. Насилие, казни, политические убийства и вынужденные самоубийства соседствовали бок о бок с утонченностью искусства и цивилизации. Казалось, что интриги плелись исключительно для того, чтобы сократить жизнь жертвам и принести удовольствие, богатство и положение победителям.

Несомненно, особенно в крупных городах наблюдалось явное разделение на богатых и бедных. Богатые жили в виллах, бедные — в квартирах трехэтажных или четырехэтажных домов, специально построенных для этого сословия. Система водоснабжения не была совершенной, в таких домах не было водяных насосов, и вода не поднималась выше первого этажа. Люди задыхались от жары, особенно в разгар лета, страдали от нехватки воды. Но были построены общественные бани, в которых «горячая и холодная вода лилась из серебрянных кранов»7. Кроме того, существовал класс рабов, количество которых резко увеличилось в течение первого столетия до н. э. и первого столетия н. э. Рабы не только выполняли грязную работу, но также производили большую часть товаров, и ремесленникам, практически, было выгоднее купить рабов и производить товары их руками, чем работать самим. Это породило огромное количество безработных праздных граждан. Так, в Риме, население которого в конце первого века было около миллиона, насчитывалось более 200000 граждан еще во время правления Августа, получавших государственную дотацию зерном. «Стало обычной практикой для императоров обеспечивать «хлебом и зрелищами», бесплатной пищей и бесплатными развлечениями безработные массы столицы»8.

Проституция и гомосексуализм процветали ничуть не меньше, чем в наши дни. Более того, им был придан еще и религиозный статус: храмовая проституция была неотъемлемым атрибутом пышных религиозных церемоний. Разврат и извращения царили повсюду. По словам Сенеки, женщины выходили замуж, чтобы развестись, и разводились, чтобы выйти замуж9. «С тех пор, как в Риме более нет бедности, нет недостатка в прегрешениях и вожделении», — писал Ювенал10. Историк первого века Тацит, описывая один из прославленных пиров, подчеркивает не только безумную роскошь, но и разнузданные нравы. «На пруду Агриппы по повелению Тигеллина был сооружен плот, на котором и происходил пир и который все время двигался, влекомый другими судами. Эти суда были богато отделаны золотом и слоновой костью, и гребли на них распутные юноши, рассаженные по возрасту и сообразно изощренности в разврате… Сам Нерон предавался разгулу, не различая дозволенного и недозволенного; казалось, что не остается такой гнусности, в которой он мог бы выказать себя еще развращеннее»11. Тот факт, что «четырнадцать из пятнадцати первых римских императоров были гомосексуалистами»12, говорит о многом.

В этот мир, полный противоречий, странной смеси религиозности и светсткости, первые христиане несли весть о распятом Спасителе и близком конце. Этот могущественный Рим, считающий себя железным и непобедимым, все дороги которого, подобно артериям, вели в сердце столицы: 80000 км скоростных дорог первого класса и 320000 км дорог второстепенного значения, оказался побежденным без всяких военных технологий и интриг скромными последователями Христа из Назарета.

Каким образом христиане первых веков несли весть секулярным людям своего времени? Имели ли они на вооружении особые уникальные методы? Может быть писали интригующие литературные произведения? Ставили особенные завораживающие спектакли? Чем можно было бы удивить и каким образом донести весть этому пресыщенному и утопающему в пороках Римскому миру? Общепризнано, что начавшееся как иудейская секта в 30-м году от Р. X., к 60-му году выросло в мировую религию13.

Размышляя над этим, Роберт Спенглер писал: «Чтобы обратить Эйнштейна, нужен Эйнштейн, а не эйнштейновский метод. Метод может быть важен, но исполнитель этого метода более важен. И когда исполнитель становиться «вестью», получается редкая комбинация, которая имеет неограниченный потенциал для достижения секулярного разума»14.

Секрет успеха первых христиан заключался в том, что ожидая скорого пришествия Христа, каждый из них был нацелен на единственно важную и срочную цель: делать учеников. Их «секретное оружие» состояло в том, что каждый христианин, в силу стремительно приближающегося события, становился живой вестью. Что бы не делали первые христиане, кем бы они ни были по сословию и профессии, они все были одержимы одной идеей: делать учеников. «В то время каждый христианин был миссионером. Солдат старался завербовать новобранцев для воинства небесного, стражник старался привести своего узника ко Христу, рабыня нашептывала Евангелие в уши своей госпоже, молодая жена умоляла своего мужа принять крещение, чтобы их души пребывали вместе и после смерти; каждый, кто испытал радость пребывания в вере, старался привести к ней других»15.

Перед современной Церковью стоит та же самая задача: идти по всему миру и делать учеников. Самый лучший способ донести весть до секулярного человека остается тем же — через вестника, который становится другом. Огонь благовестия, горящий в сердцах первых христиан, сможет разгореться и в наших церквах, если они, осознав суть своего существования, одна за другой станут перевоплощаться из центров духовного просвещения в «агентства по спасению людей».

Церковь и ее миссия

Одна из насущнейших задач современной Церкви — не просто понять суть .своей миссии, но подчинить этому все свои программы.

Можно заметить, как разные общины и конфессии тяготеют к той или иной библейской метафоре или модели на разных этапах своего развития. Тем не менее можно с уверенностью заявить, что непонимание главной миссии Церкви приводит к тому, что различные церкви начинают напоминать следующие образы: больница, клуб по интересам, духовная семинария, театр, музей, консерватория, биржа труда; но никак не общество, созданное исключительно для единственной цели — спасать погибающих.

Некто может возразить, что в Библии приводится не один, а целый ряд метафор Церкви и Божьего народа, например: невеста (Откр. 19:7,8; 21:2); жена (Откр. 12); тело Христово (Еф. 4:15,16; Рим. 12:4,5; 1 Кор. 12:12-27); Божия нива (1 Кор. 3:6-9); храм Божий (1 Кор. 3:16, 17; 2 Кор. 6:16); виноградник (Ис. 5:1-7); стадо овец (Ин. 10:7-16); дом духовный из живых камней (1 Петр. 2:5); Божие строение (1 Кор. 3:9-15); царственное священен во (1 Петр. 2:9); соль (Мф. 5:13); свет (Мф. 5:14-16); общество верующих и другие.

Важно помнить, что все эти сравнения призваны не противопоставить одну характеристику другой, а, напротив, дополнять друг друга. Церковь должна представлять совокупность всех этих характеристик, и чем полнее она будет отражать их, тем совершенней будет Божий народ. Несомненно, в этом многообразии очень легко потерять из виду главную миссию, ради которой и была основана Церковь.

«Церковь — это Богом учрежденное агентство по спасению людей»16. Действительно, до тех пор пока Церковь спасает, она оправдывает свое назначение.

Проблема современных церквей и неэффективность в достижении секулярного человека очень часто заключается потере из виду того главного, без чего церковь перестает быть церковью. Очень часто они пытаются просвещать, пугать, привлекать и развлекать современного человека, вместо того чтобы его спасать.

Признав то, что Господь учредил Церковь на земле исключительно для спасения грешного человека, мы будем вынуждены все подчинить этому. В таком случае все, что может делать кто-то другой, должно стать вторичным или ступенью к четко определенной цели. Осознавав всю серьезность последнего времени, церковь, возможно, откажется от многих программ и станет очень избирательно подходить ко всему, что она проводит и организовывает. Может быть, тогда не будут иметь места показательные концерты наших хоров, исполняющих произведения классиков, тексты которых противоречат нашей идеологии; не будет места показательному мастерству, которым мы можем наслаждаться и в нецерковных заведениях. Любой преподаваемый предмет в духовном заведении, любое произведение, которое будет звучать в стенах церкви, будет звучать только в том случае, если это работает на единственную важную цель — спасать человека. Это будет лакмусовой бумажкой в жизни каждой общины и каждого верующего.

Анализируя современную ситуацию, можно с печалью отметить, что далеко не каждая община оправдывает эту точную метафору и на практике является «агентством по спасению людей». Конечно, мы с гордостью можем заметить, что особенно в период религиозной свободы церковь численно растет. Однако, согласно статистике, мы, хотя и приобретаем, но не можем удержать; растем, но при этом терпим неоправдано высокие потери. Говоря образно, в некоторых случаях мы скорее напоминаем агентство по эмиграции в мир, чем агентство по оформлению небесного гражданства. Далеко не каждый «сотрудник» нашего «агентства по спасению людей» работает на свое агентство. К сожалению, только 10-20% активных членов являются чуть ли не единственной опорой сверхзагруженного пастора. Что же делает большинство? По большей части просто наслаждается пребыванием в стенах этого агентства, его службами, демонстрацией программ, музыкой, гуманитарной помощью, а иногда и просто проведением времени в хорошо построенном здании или учебном заведении. Как метко выразился неизвестный автор притчи о клубе рыбаков: у них есть все, чтобы ловить рыбу: здания, лодки, снасти; они делают все, что только можно придумать: проводят симпозиумы, совещания, исследования — все, кроме одного — они не ловят рыбы.

Четкое осознание своего назначения должно подвигнуть церковь не просто к спасению людей то здесь, то там, но к всеобщей мобилизации рядовых членов на выполнение этой работы. Каждая церковь должна стать центром, где вестники становятся вестью. «Все, получившие жизнь во Христе, призваны трудиться во имя спасения своих ближних. Для этого создана Церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа»17.

Церковь и масштаб работы

Кого же должна охватить своей спасительной вестью христианская Церковь? Остается ли в силе повеление Христа идти по всему миру и ко всем народам?

На протяжении своей истории Церковь АСД по-разному отвечала на этот вопрос. Можно выделить четыре стадии в миссионерской работе нашей Церкви.

1. Евангелие — миллеритам (1844-1850)

Евангельская работа велась только с бывшими миллеритами, так как считалось, что мир уже предупрежден, каждый сделал свой выбор, и дверь благодати закрылась в

октябре 1844 года. Надежда оставалась только для тех, кто поверил вести о скором пришествии и ожидал Господа, но при разочаровании поколебался в вере.

2. Евангелие — Северной Америке (1950-1874)

Годы шли, и верующим пришлось признать тот факт, что дверь благодати еще не закрыта, так как они стали свидетелями обращения к Господу тех, кто не входили в миллеритское движение. Тогда с особой силой они начали трудиться, полагая, что в этой стране находятся представители чуть ли не всех наций мира, и потому она может стать прообразом всей Земли.

3. Евангелие — христианским странам (1874-1889)

Этот период открылся отправлением первого (официально) адвентистского миссионера Джона Андрюса в Европу. 80-е годы характеризуются возникновением особого интереса в христианских кругах Америки к благовестию в других странах. Сотни молодых людей вовлекались в миссионерские общества и отправлялись на миссионерскую работу за океан. В 1885 году Церковь АСД насчитывала уже около 900 членов в Европе. В 1889 году Генеральная конференция посылает двух представителей в миссионерское путешествие по странам Африки и Азии. Итогом этого длинного пути стал вывод о том, что Господь приготовил жатву во всем мире.

4. Евангелие — всему миру (1890 — …)

Хотя Е. Уайт еще в 1874 году написала известные слова: «Весь мир — это великий Божий виноградник», Церковь оказалась готовой вступить в эту стадию благовес-тия только к концу XIX века. С течением времени осознание этой торжественной ответственности помогло Церкви не только широко распространиться по миру, достичь многие народы и основать свое представительство в дальних странах, но также каждый год производить переоценку ценностей. В последние десятилетия

XX века особое ударение стало делаться не только на достижение представителей основных религий мира, но также на достижение каждой этнической группы, где бы она ни жила, и на достижение населения крупных городов, которые сегодня, являясь средоточием секуляризации, в миниатюре представляют собой разноликое население земного шара.

Церковь АСД действительно распространилась по всему миру. Она присутствует в 206 странах из 236, зарегистрированных ООН. В Церкви более 12 млн. членов; более 5 тыс. начальных и средних школ; 95 колледжей и университетов; 7 медицинских центров, около 700 больниц, лечебниц, клиник; 27 фабрик; 56 типографий и издательств; 3283 радиостанции и 1681 телестанция, вещающих каждую неделю.

Но каждая отдельная община Церкви, вдохновляясь этими результатами, прежде всего должна спросить себя: «А что входит в мою конкретную территорию? Какое количество населения, городов и сел на ней находятся без реального познания Господа? Какие сословия и культуры представлены на этой территории? Есть ли у нас стратегия?» Некто очень метко отметил: «Если ты решил стать миссионером, то можешь скоро обнаружить, что для этого не нужно уезжать в дальние страны». Фактически, эти четыре периода миссионерской деятельности нашей Церкви должны стать четырьмя фор мами миссионерской работы: с бывшими членами общины; с людьми из нашего ближайшего окружения; с представителями других конфессий; с представителями всех этнических групп и культур на данной территории.

Церковь должна стать домом молитвы для всех народов, приготовив искупленных из каждого племени, языка и колена. Но невозможно достичь этого без многостороннего подхода в методах. Выражение «плюрализм в методах, но единство вести» должно стать ее девизом. Это потребует разработки особой стратегии по достижению окружающих нас городов, сел, мегаполисов и провинций, молодежи, детей, инвалидов, людей, принадлежащих к разным сословиям и воспитанных в контексте разных культур и религий. Посвященные люди, многие из которых будут являться представителями этих категорий, должны работать как над стратегией, так и над мобилизацией церкви для достижения этих людей. На первый взгляд задача кажется невыполнимой. Но разве ее масштаб был другим для христиан первого века? Среди многих испытанных историей методов благовес-тия, старый и простой подход ранней Церкви через малые группы все еще не нашел себе равных. Но найдем ли мы в себе достаточно ума и посвященности перелить вино Евангелия в эти новые для нас старые мехи?

Церковь и сила свыше

«Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Невозможно возвещать, если не будет силы свыше. Проповедь Христа отличалась от проповеди книжников и фарисеев тем, что Он «учил, как власть имеющий». Апостолы и первые ученики ожидали силу свыше, чтобы стать свидетелями миру. Они не смогли бы охватить вестью спасения необъятный мир, если бы делали это только своей силой.

К сожалению, секуляризация не проходит бесследно не только для общества, но и для Церкви. Если последствием грехопадения было изгнание человека из рая Божьего, то неизбежным следствием греха является изгнание не только рая, но и Самого Бога, из сердца человеческого. Трагедия последнего действия не сравнима с трагедией первого.

Джон Паулин описывает шестиступенчатый процесс секуляризации верующего человека, ведущей к жизни, может быть, и в Церкви, но без реального присутствия Бога: пренебрежение личной молитвенной жизнью; пренебрежение личным исследованием Библии; понижение личных стандартов или норм поведения; нерегулярное посещение церкви; сомнение в библейских истинах; недоверие к церковным структурам18.

Знаменательно, что первыми шагами на этом пути становятся пренебрежение личной молитвенной жизнью и личным исследованием Писания. Все остальное является следствием этих двух шагов. Самодостаточность современного человека внушает чувство уверенности. День без молитвы — это еще не трагедия мира. Постепенно установка на занятость и нехватку времени способствует тому, что верующие люди принимают решения, составляют планы, осуществляют глобальные, даже церковные, проекты, почти не прибегая при этом к единственному Источнику их силы. Верно сказано, что «Церковь без разумной, хорошо организованной и регулярной молитвенной программы просто вращает колесо религиозной рутины»19.

Для того чтобы получить силу свыше в среде Божьего народа должно начаться пробуждение, которое тоже имеет свои законы. Оно никогда не начинается среди людей, которые пребывают в духовном вакууме или суете и заботах этого века. Чтобы оно состоялось, необходимо, чтобы верующий человек в частности и церковь в целом поместили себя в тот контекст, в котором работает Дух Святой и в котором слышен голос Бога — в контекст исследования Писания и молитвы. Все великие движения религиозного пробуждения, включая движение реформации и ожидающих пришествия в 1844 году начинались именно с этого. Свет открывается и Дух нисходит, когда народ Божий готовит себя к Его принятию в «верхней горнице».

Одно из исследований показывает, что хотя 60% американцев посещают церковь по крайней мере один раз в месяц, только 12% из этого числа читают свои Библии. Другое исследование, проводимое одной деноминацией, сообщает следующие результаты: 25% членов вообще не молятся; 35% вообще не читают Библии; 60% не жертвуют на миссионерскую работу; 70% не принимают участия в церковной работе; 85% никогда не приглашали кого-либо в церковь; 95% не обратили ни одного человека20. А как обстоит дело у нас?

Иногда нам кажется, что самая главная задача сегодня — это рост церкви. Но «рост церкви — это не что-то такое, что мы делаем для церкви; скорее, это побочный результат правильных отношений со Христом, Главою Церкви. Таким образом, рост не является самоцелью, это результат сверхъестественного наделения силой»21. Исследователи подчеркивают, что растущие церкви ceгодня — это те, которые молятся. Они также отмечают, что если в 60-х и 70-х годах наблюдался большой интерес среди пасторов к методологическим подходам к церковному росту, то теперь все больше и больше пасторов начинают видеть исключительную важность молитвы и воли Господней22.

Зримое и осязаемое присутствие Господа среди Его народа — это не просто задача Церкви, это причина ее жизни или смерти. Обеспечивают ли сегодня наши общины реальную возможность для каждого члена молиться в кругу собратьев, получать ответы, исследовать Писание и приближаться к Господу? Есть ли в них малые группы как островки царства Божьего, в которых совершается таинство «верхней горницы»? «Если мы сосредоточимся на Иисусе, наша духовная жизнь получит новый импульс. Самый лучший способ строить свои отношения с Богом — это постигать Иисуса… Для всякого, кто стремится обратить секулярных людей, живое общение с Богом является первоосновой. Служение в секулярном обществе должно начинаться с молитвенной комнаты»23.

Сегодня ничто не сможет убедить секулярный мир в реальном существовании Творца, если Его народ не станет воплощением Его силы. Маленькие или огромные церковные здания, построенные или арендованные помещения для собраний не будут иметь никакой силы, если они не станут известными по тому народу, который собирается в них, не станут известными именно той силой, которая обитает с этим народом.

«Христос желает, чтобы Его служители учили Цер ковь благовествовать. Они должны учить народ, как искать и спасать погибающих. Но на деле все происходит иначе. Сколько людей с надрывом трудятся, чтобы раздуть в Церкви искорку жизни, которая вот-вот погаснет! Как много духовно немощных церквей! Пасторы вынуждены заботиться о них, как о больных овцах, вместо того чтобы искать потерявшихся овец. А тем временем миллионы людей погибают без Христа»24.

О чем эта книга?

Эта книга написана для всех, кто, переживая о состоянии Церкви, ищет пути, которые сегодня помогут ей стать «агентством» по спасению людей в нашем непростом секулярном мире. Основной направленностью предлагаемого материала является информация о методе малых групп, как о способе эффективного благовестия, сохранения новообращенных и укрепления в истине верующих. В данной книге малые группы представлены как ответ на стоящую перед Церковью задачу: каким образом, идя с благовестием по поручению нашего Господа, «сделать учениками все народы»? Как охватить необъятную по масштабу работу и возвеличить Христа в «Иерусалиме, Иудее, Самарии и до края земли» наших поселков и городков, мегаполисов, автономных республик и таких непохожих стран, дойдя в конечном итоге до конца мира? Каким образом достичь того, чтобы каждый член Церкви в отдельности и вся Церковь в целом стали живыми светильниками истины и любви Божьей? Как каждому и всем вместе обрести Христа и силой Его Святого Духа приготовить мир к встрече со Спасителем, став участниками Его Второго пришествия?

Учитывая специфику метода малых групп, при котором максимальный результат можно получить только при полной вовлеченности пастора, эта книга предназначена прежде всего для него. Сверхзагруженный неотложными делами и различными программами, современный пастор, находясь в поиске путей для успешного благовестия и предотвращения потерь, зачастую не подозревает, что в Писании открыт простой, не требующий вложения больших средств, доступный для всех и самый эффективный метод, отвечающий сразу на три наиважнейших задачи: евангелизация, сохранение и ду-ховный рост. Данная книга представляет собой своего рода небольшое руководство для пастора по малым группам, отвечающее на следующие вопросы: откуда пришел к нам этот метод, что он из себя представляет, как внедрить его в христианскую общину и мобилизовать всю церковь на служение окружающим.

Тем не менее хочется верить, что каждый, интересующийся методом малых групп или принимающий участие в этом служении, в этой книге сможет найти для себя дополнительную информацию и полезные советы. Хочется надеяться, что читатель, как бы глубоко он ни был вовлечен в работу малых групп или, напротив, как бы ни был далек от этого метода, перелистывая страницы этого небольшого труда, сможет ощутить всю торжественность времени, в которое мы живем, и необходимость перепосвятить себя Господу, молитвенно ища путь своего личного участия в завершающейся работе по спасению человечества.

Данная книга содержит два раздела и приложение: первый раздел посвящен историческому обзору, второй — стратегии перехода общины на малые группы. В приложении помещены практические разработки или вспомогательные материалы для пастора. Учитывая ограниченный объем книги и глобальность затронутых тем и задач, данное пособие не представляет собой исчерпывающую информацию по рассматриваемым вопросам, а скорее является схематичным очерком на тему: что такое малые группы и как с ними работать. В данном материале такие термины, как «малая группа», «ячейка» и «домашняя церковь», употребляются как синонимы. Перевод цитат из иностранных источников сделан автором.

Однажды, на берегу безбрежного океана маленький мальчик спросил умудренного жизнью старого человека: «А что такое вечность?» «Вечность — это когда чайка принесет тебе в клюве каплю воды, а потом через тысячу лет другую, а потом третью и так, пока она не перенесет весь этот океан», — ответил старец. «Наверное, это ужасно долго», — решил малыш. «Наверное, — кивнул пожилой человек. — Но с каждой минутой вечность к тебе ближе, чем ты думаешь». Не уподобляются ли современные христиане чайке, перепутав небесное измерение времени с коротким земным отрезком, ошибочно полагая, что им отпущена вечность для спасения людей на обреченной планете?