Проповедник, как человек дела

«Подобно …купцу» (Мтф.13,45)

В наших предыдущих лекциях мы рассматривали служение проповедника во многих его проявлениях — в становлении как пастыря, в служении за кафедрой,

в посещениях, — в сфере его деятельности мы стремились к конкретизации его

обязанностей. Сегодня же мы рассмотрим совершенно иной аспект его служения, не менее важный для плодотворной работы. Я хочу представить вам проповедника как человека дела, принимающего непосредственное участие в деловой жизни общины. Я рискну начать свое рассуждение словами нашего Учителя, Который сказал однажды, что Царство Небесное подобно купцу, ищущему хорошие жемчужины. Мтф.13,45. Здесь говорится о том, что Господь учит нас не пренебрегать деловой интуицией и посвятить эти способности на благо Царствия Небесного. Таланты и способности, применяемые в мирских делах, нужно использовать в интересах дела Божьего. Мир не умнее Церкви. Нам не

следует закапывать свои деловые качества, полагаясь на некое мистическое влияние, работающее независимо от нас. Нам следует быть бдительными, пунктуальными, инициативными, решительными, вкладывая в работу все свое умение, а чувство ответственности стабилизирует остальные чувства ежедневных обязанностей в жизни церкви. Мы должны быть «купцами», людьми рассудительными, здравомыслящими, ревностными, трезво судящими, переживающими, но не торопливыми, усердными, но осторожными в решении церковных вопросов с деловой точки зрения.

Я думаю, и вы согласитесь со мной, многие пасторы с этой точки зрения не состоялись. Быть может они сильные проповедники, должно быть они превосходно совершают служение посещений, но их невозможно представить в деловой сфере. У такой категории проповедников просто не получается разговор на деловую тему, у них начисто отсутствует стремление к управлению и чувство делового такта. Считая себя уместными, они несвоевременны, а порой просто глупы, когда в деловой сфере на чем-то настаивают. Их духовные качества могут быть просто замечательными, но они себя просто переоценивают. Они хорошо себя держат за кафедрой, но у них не получается руководство советом общины. Они преуспевают как проповедники, но терпят неудачу как руководители.

Отсутствие способностей к руководству свидетельствует о более глубоких проблемах, из которых оно проистекает. В связи с этим я бы хотел обратить ваше внимание на два-три момента, от которых в какой-то степени зависит станем ли мы руководителями или нет. Во-первых, я должен сказать главное — если вы хотите стать преуспевающим деловым человеком, вы сами должны быть Человеком. В одном американском журнале я как-то прочитал небезынтересную статью «Инфантилен ли пастор?», в которой автор высказывает мнение о том, что «среди сильных, твердых и успешных бизнесменов, как и среди футбольных или бейсбольных спортсменов, бытует представление о пасторах, что все они — белоручки и неженки». Я полагаю, что «неженка» — это человек, утративший решительность, энергичность, своего рода дерзость, и что этот термин употребляется в качестве насмешки. Я боюсь, что он выражает сложившееся мнение о христианских проповедниках, которое широко распространилось среди мирских людей. Конечно, я знаю, что мирские люди предрасположены смотреть на все, что лежит вне круга их материальных интересов как на слабость, и их суждение не является критерием настоящей жизни. И все же нам следует прислушаться и к их мнению и подумать о том, насколько оно соответствует действительности даже если впоследствии мы соотнесем это суждение в разряд несостоявшихся. Если существует хоть капля истины в том, что проповедник — человек слабый и немужественный, мы должны понять причины, породившие такое мнение, и изменить их. Мы должны добавить железа в нашу кровь и расширить идеалы, проявлять больше жертвенности в служении и сделать волю более твердой. Нам нужно освободиться от слабости, рыхлости, дряблости, гнать летаргическую сонливость и заявить всем, что союз силы и доброты является плодом истинного благочестия, а это и есть настоящее мужество. Говоря о жизни проповедника, нужно упоминать и о романтике; говоря о его работе, не следует умалчивать и о героизме. При любом контакте проповедника с людьми они должны чувствовать исходящую от него здоровую энергию и силу, ясно свидетельствующую о свежести Живого Источника и о том, что он сам пьет из «реки воды живой». Мы никогда не сможем стать хорошими «купцами», если не будем людьми с большой буквы.

Во-вторых, если мы хотим быть компетентными в деловых вопросах, мы должны быть компетентными в знании людей. Наши руководители слишком похожи на биллиардные шары, лишенные индивидуальности при своем одинаковом весе и всех остальных функциях, не неся ничего нового. Таким образом, имея дело с людьми, мы должны отказаться от одинакового подхода к ним (ведь они не биллиардные шары), ибо от этого во многом зависит успех дела. Мы должны изучать людей, знать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга, чтобы знать, каких ожидать результатов. Вы будете удивлены тем разнообразием характеров, которые уживаются вместе на церковных совещаниях.

Там есть люди быстрые во мнении и суждениях, рьяно преследующие свои цели и легко принимающие решения. Есть там люди и медленные, в которых заложен огромный потенциал, они следуют за своими братьями как локомотивы,

подходя к ясному пониманию проблемы преодолением долгих темных коридоров сомнений и нерешительности. С ними вам придется работать, и поэтому вам необходимо знать, когда они колеблются, чтобы поспешностью не оставить их во тьме. Тогда они смогут в полной мере проявить свои способности. Там будут действительно гениальные личности, стремящиеся к согласию и взаимопониманию, чья пылкая натура сможет измениться благодаря вашему влиянию.

Если в вашем совете окажутся негнущиеся характеры, которые не могут измениться, если не сломаются, и будут чувствовать себя ущемленными и обиженными, если попадут в непривычные для них условия, — только высочайшим искусством тонкой интуиции и понимания смягчите их жесткость таким образом, чтобы они и не подозревали об этом, и руководите их разными проявлениями характера в разных изменчивых обстоятельствах.. Там будут и пожилые люди,

очень нужные по своему возрасту, оглядывающиеся в прошлое и вспоминающие свои «золотые годы», минувшее. Они как правило склонны к консерватизму и старым устоявшимся традициям. Там будут и молодые люди, чувствующие тенденции наступившего дня, текущего момента. Они охвачены сверкающими замыслам;, ухватываясь за перспективу более, чем за воспоминания они выбирают короткие пути для достижения своих целей, используя радикальные решения по отношению ко всему, что встает на их пути. Возможно весь этот веер характеров вы найдете в церковном совете вашей общины. Они — ваши соработники в делах Церкви. Их сотрудничество просто необходимо для успеха дела, и вы — тот человек, который поможет им сделать его эффективно. Одни помогут вам глазами, другие — руками. Одни могут поспешить к вам на крыльях помощи и поддержки, в то время как другие будут просто идти. Есть артисты и есть ассистенты; есть архитекторы и есть строители; есть люди практичные, а есть мечтатели. Как мы сможем работать, если у нас не будет знания этих людей? Без эт ого знания у нас может быть энергия и ясность, но не руководительский такт. Мы можем быть стремительны, но не усердны. Мы можем «продолжать», но не двигаться вперед. Явный прогресс может быть налицо, нов нас или в наших сотрудниках может появиться «нежелание» или что-то еще , что заморозит добрые начинания на корню.

Как же нам приобрести такие знания? — Если мы культурные люди и наш собственный характер чист. «Общение святых» не должно зависеть от воли случая или чьего-то каприза, непостоянства. Плодотворная работа — это награда нашей культуре. Хорошая команда — это результат усердной работы над самодисциплиной. Мы никогда не поймем людей, если не узнаем их боли. Иными словами, настоящее знание приобретается на пути страдания (опытом).

Если мы хотим знать человека, мы должны дисциплинировать наше умение различать. Мы должны оторвать глаза от себя и обратить наш взор на те факторы, которые двигают человеком. (Цепная практика). Существуют иные «поля», чьи границы и очертания отличаются от наших. Учась различать и присматриваться, нам необходимо развивать воображение. Обычное умение различать даст нам только внешние параметры человека, но хорошо развитое воображение поможет нам правильно их понять. Под словом «воображение» я подразумеваю способность понять то, что творится «под кожей» человека, если посмотреть его глазами на мир. Я подразумеваю под этим словом силу, с помощью которой человек может поставить себя на место другого, представить себе его побуждения и отношение к совместным действиям. Это нелегко. Если вы думаете, что это легко, вы недостаточно осмыслили эти отношения. Вспоминая множество биографий и свою собственную жизнь, я не могу вспомнить человека, одержимого этим даром более, чем Фредерик Робертсон из Бридштауна. Он знал людей в их самых неожиданных проявлениях, и, несмотря на их пристрастия и грехи, старался понять их позицию и приветствовал в них все то хорошее, что находил. Таким образом, с помощью гибкого ума и подкупающей искренности своих манер он находил пути к сердцам людей, на которых все уже давно махнули рукой.

Но все это, я повторяю, нелегко.

Это плод упорной работы над собой. И если вы и я будем мудрыми и сильными руководителями среди людей, чьи устои и эмоции часто меняются, прежде всего нам следует быть максимально требовательными к себе самим, приветствовать их индивидуальные черты характера и стараться представить себе мир ( для пользы дела) их глазами.

Итак, работа над умением различать и воображением даст нам неоценимую возможность быть тактичными людьми. Иногда я слышу, что человек, лишенный врожденного такта, никогда не сможет его приобрести. Есть мнение, что этот дар наследственный и его невозможно выработать. Я в это не верю. Я не считаю, что пассивная наследственность имеет такую власть над человеком. Я верю в то, что когда Господь посылает человека на служение, Он наделяет его дарами, и что только от человека зависит — разовьет ли он в себе эти дары или нет. Я верю в то, что неуклюжие грубые люди могут быть тактичными. Резкие и бесцеремонные могут стать вежливыми. Индифферентные и нерешительные могут стать мудрыми и приятными. И если мы бестактны, нам нет прощения, нам просто необходимо исправить эту отрицательную черту характера дисциплиной и милостью Господа.

Какие страшные последствия влечет отсутствие такта у служителей церкви! Порой доходят скверные слухи о бестактности наших служителей, которая кажется просто невероятной в своей инфантильной безразличности к прихожанам. Я знаю много церквей, в которых духовная жизнь холодна, как лед, и инициативы рядовых членов разбиваются о толстокожесть служителей. Такие пасторы пользуются людьми как марионетками, и смотрите! — марионетки доказывают, что они — живые люди с яркими индивидуальными чертами, и это рождает споры и разногласия. Поэтому я хочу, чтобы вы изучали и знали ваших людей, и тактичность придаст вам то неизъяснимое чувство интуиции, которое можно будет определить как «волшебную лозу», с помощью которой вы найдете воду в пустыне. Если мы хотим узнать людей как можно лучше, мы должны развивать в себе великое чувство юмора, которое спасет нас от ханжеской глупости, нелепости суждений, которые смотрятся как трагедия в комедии. Это чувство поможет нам не быть стражами задворков, видящих холмы в горстке земли, нарытой кротом. Дорогие братья! Мы должны знать людей. И когда они увидят, что мы их знаем, уважаем и прислушиваемся к их мнению, они откроют свое сердце, которое вряд ли открывалось перед кем-либо.

Далее я хотел бы сказать несколько слов о наших отношениях с теми, с кем мы занимаемся делами общины. Старайтесь показать им их достоинства в работе Божией, но со всем почтением и молитвой не дайте им возгордиться и почувствовать себя незаменимыми. Пусть люди знают, что нет более великого и славного труда, чем работа в Церкви Божией. Не допускайте, чтобы ваше рабочее место превратилось в помещение для решения (только) социальных нужд.

Пусть там всегда пребывает некая торжественность, сознание присутствия Божьего. Не позволяйте людям думать о своем рабочем месте в церкви вне пределов «высшего призвания во Христе Иисусе». Возведите их очи к холмам. Говорите им об этом. Пишите им об этом. Даже если они трудятся в общине первый год. Напоминайте им об этом время от времени, чтобы не забыли о своем высоком призвании и ответственности. Вы увидите, как они будут благодарны вам! Не позволяйте отделять в работе общины дела мирские от дел духовных. Не отделяйте тех, кто занимается административными вопросами от тех, кто принимает участие в богослужениях. Возвысьте их наравне. Поставьте печать призвания свыше, не делая разницы в служении.

Пусть и привратник дома Божия знает, что его место так же свято, как и место того, кто чистит светильники на алтаре, или кто совершает пасторское служение. Помните, что атмосфера и дух, которые царят в работе церкви, определяют истинное качество и ценность дел общины. Запомните на будущее, что в коллективе работников церкви служитель — созидатель атмосферы. Если он духовно слаб, груб, бессилен, раздражителен и эгоистичен, — он создает такие условия, где рождаются недоразумения. Но если он духовный человек, если он великодушен, терпелив, дисциплинирован, — он создаст удивительную атмосферу свободы, рождения идей, близких по духу милосердию и поддержке.

А сейчас я хочу предложить вам несколько принципов в делах управления, которые мне думается вам следует принять во внимание. Первый принцип гласит: «Никогда не идите на поводу у большинства». Никогда не принимайте важных решений в жизни церкви, если меньшинство не согласно с вашими предложениями. Я перенял этот принцип у пастора Дейла и убеждался в его правильности на протяжении многих лет своего служения. Когда диаконы доктора Дейла обсуждали какие-то новые предложения, получалось так, что против было меньшинство. Тогда эти предложения откладывались в «долгий ящик» и для их реализации ничего не предпринималось. Вы можете возражать, говоря о лишней трате времени и о частых отсрочках! Вы правы, но диаконы в общине пастора Дейла отстаивали свою точку зрения без колебаний, не обращая внимание на ранги. Там не было частичного порыва, движения одной ногой. Глаза их людей смотрели в прошлое, они работали в секте, веруя, что делают правильно. Слабое, равнодушное неубедительное меньшинство способно погасить пыл любого, самого прекрасного начинания. Вы знаете, как это происходит с людьми. Когда человек проголосовал «против» и сопротивляется общему мнению, часто в таких людях начинается процесс самооправдания, жадно ищущего утвердить свою позицию.. . «Но он, желая оправдать себя…» (Лук.10)

Этот едва заметный поиск управляет нашим поведением больше, чем мы себе представляем. Мы любим поддерживать свои умозаключения, даже если с ними не согласны, и испытывать больше, чем скрытый восторг от неудач наших оппонентов. Мы можем даже не догадываться, что причиной их неудач являемся мы сами, выводя их себя людей своим унылым видом. Мы считаем себя зрителями, наблюдающими за действиями других людей, — на самом же деле мы — действующие лица, жаждущие оправдать себя и препятствующие своим оппонентам. Поэтому я советую вам не начинать никакого дела, если в вашей среде существуют разногласия. Лучше подождать, чем плыть в холодной воде. Ждите и молитесь об единодушии и посвящении. Это — истина, свидетельствующая

о жизни Церкви: прежде чем станет жарко, должен появиться свет; прежде чем состоится посвящение, есть место осуждению; прежде чем выкуется сильная воля, должны быть суждения, просвещенные свыше. Я знаю такие церкви, которые угасли из-за отсутствия принципа в них. Великие начинания, не согретые совместными молитвами, оставляют позади себя неубежденный и раздраженный остаток людей, который не будет идти вместе со всеми.

Говоря об этом, лучшее, что мы можем сделать, так это проиллюстрировать подобную ситуацию портретами древности. Откроем малоизвестный отрывок из Книги Паралипоменон 12,33: «Из колена Завулонова готовых к сражению, вооруженных всяким военным оружием, пятьдесят тысяч, в строю единодушных». Я всегда думал, что служитель, который поддерживается твердостью единства и расположением совета своей общины — может почти все!

Второй принцип управления, который я хочу вам предложить, заключается в следующем — избегайте дурной славы человека, все время стремящегося к чему-то новому. Есть такие пасторы, «генераторы идей», которые постоянно предлагают что-то новое своим сотрудникам на каждой встрече. Предложение следует за предложением, планируются и намечаются пути претворения их в жизнь. Каждое новое перечеркивает значение предыдущего и получается, что ни одно из них не завершено. Сотрудники же выполняют не конкретные задачи, а начальные этапы претворения все новых идей в жизнь. Я думаю, что иногда было бы полезно собирать совет церкви и устаивать обсуждение замороженных протоколов, где записаны проекты и предложения и способы их решений…Нам полезно убедиться еще и еще раз в том. Что это какой-то и ной мир, иная жизнь, которой не дали шанса вырасти. Эти предложения были забыты, так как их отвергли. Такие совещания могут воскресить много важного и значительного! Такие проверки можно проводить один раз в пять лет или чаще, если процент неосуществленных замыслов стал слишком высок, ибо они умирают сразу же, как только рождаются. Такие совещания можно назвать «откапыванием» вынесенных решений, которые никогда не выполнялись, а предложения не исполнялись, ибо считались бесполезными в ряду многообещающих похороненных проектов, которые так и не узнали времени своего погребения!

Это очень мрачные и тоскливые совещания. Они похожи на молчаливое кладбище, и я уверен, что этот опыт очень полезен, так как там мы увидим глупость своих предложений и проектов…

Если мы хотим быть купцами в делах Церкви, мы будем работать над своими проектами до последнего, поэтому не следует расточать свои силы на двадцать направлений. Лучше найти один или два «прииска» и работать терпеливо

и настойчиво.

Это то, к чему интуитивно стремятся наши прихожане, — в служителе, который бы сконцентрировал свое внимание на одном-двух перспективных рудниках и неделю за неделей вырабатывал бы бесценную руду. Если кафедра — ваш прииск, не играйте с ним, а работайте день и ночь. Если воскресная школа — ваш рудник, вгрызайтесь в него все глубже и глубже, раскапывая новые пласты и жилы сокровищ, и пусть этот рудник оправдает ваши ожидания. Что бы ни было этим рудником, приложите к нему все свои силы. Я верю, что даже среди самого незначительного количества проектов можно выбрать самое возможное. У меня мало рудников, но они стоят большого труда. Современная жизнь искушает нас рассеять силы. Она искушает нас положить слишком много железа в наш огонь, и мы просто не сможем переплавить все. Дорогие братья, возьмите в разработку как можно меньше проектов. Не теряйте себя в мечтах. Возьмите в свои руки немногое, вцепитесь в него так, как смерть в человека. Заставьте эти проекты ежедневно приносить пользу делу Божьему. Будьте профессионалом в малом. Закончите начатое, если даже Господь продвигает вас на другое, более высокое служение. Это путь нашего Учителя: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Ин.17. Ничто не могло увести Его в сторону, и Он довел дело до конца. Наш Господь «явил делом, что возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин.13,1).

Он довел Свое дело до конца, не бросил его на половине пути! Так же поступал и апостол Павел: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме…»

(1Кор.2,2). Его жизнь и работа контролировались его дисциплиной, и он держался своего пути, как гончая, взявшая след. Последуйте его вдохновенному примеру. Не ищите чувства новизны, когда оно прошло. Не будьте непостоянны в вашем росте. «Держи, что имеешь…» (Откр.3,11) Будьте настойчивы и терпеливы, ибо «терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей поолноте, без всякого недостатка» (Иак.1,4).

Существует еще один принцип, который поможет вам в руководстве делами общины: никогда не совершайте ошибки увеличения штата, расширяющего и обогащающего богослужения. Не обманывайтесь, думая, что вы работаете, в то время как вы только готовитесь к работе. Можно того не желая увеличить механизм, не увеличивая производства продукции. У нас могут быть внушительные богослужения с отсутствием жизни. Это одна из самых страшных опасностей нашего времени, и служители церкви особенно подвержены ей. Мы организовываем, организовываем и еще раз организовываем! Я полагаю — никогда еще подготовительная работа не была на таком высоком уровне распространения, как в наши дни.

Вы можете слышать шум приближающихся костей. Вы даже можете слышать, как они, приближаясь, «пританцовывают». Еще никогда так не было раз-вито искусство оформления, как сегодня. Кость прикрепится к кости крепкими сухожилиями, а поверх них может быть и плоть и даже кожа. Но рано или поздно мы задаемся вопросом: это умное фабричное изделие или оживотворенная душа?

Что это? Кто это? — Любимый труп или живое существо, в котором дыхание Божье? Есть ли в нем трепет святой жизни? Есть ли одержимое стремление к Божественному дыханию? Как много (еще) в нашей организационной деятельности от сочлененного трупа. Это даже не бремя. Разве может быть бременем то, что не рождено? Это — организация ( в которой нет ни души, ни жизни, ни дыхания), но не организм. Ей недостает жизненной силы, вдохновения, Божественного начала. В ней есть все кроме Бога.

Я верю, что современный мир нуждается не в расширении организации, а в крещении Духом святым. Наша организация похожа на огромную глыбу, но она не лежит на земле ничком без признаков жизни.

Мы уже достаточно занимались организационными вопросами. Настало время привнести в жизнь некоторые принципиальные изменения. В настоящее время важнее всего для нас обсуждать и проповедовать в общинах не новые идеи-проекты, а все свои силы сосредоточить на Святом Духе Божьем, Его огне и дыхании. И в этом деле даже небольшая община, живая изнутри, способна

сделать работу целой армии. Я не хочу умалить роль учреждения, ибо оно — необходимо, оно — порядок! Но я боюсь, что наше служение сводится к организации богослужения настолько, что мы удовлетворенно вытираем лицо рукой, когда тело сочленено, даже если оно лежит на земле и не дышит. Мы можем быть увлечены совещаниями так, что у нас не останется времени для «верхней горницы». Мы можем так увлечься работой «на публику», что забудем о Святилище. Мы можем так увлечься самим организмом, что забудем о движущей им силе. В этом таится очень большая опасность. Я вижу ее. Я чувствую ее. Мы слишком рискуем увлечься организаторской деятельностью, и забываем о жизни, без которой эта деятельность напрасна. Если мы расширяем наше «поле» и достраиваем «аппарат», то наверняка думаем, что этим приближаем Царство Божие. «Не обманывайтесь». Смотрите на самое главное. Непрестанно молитесь (1Фес.5,17) и подавляйте в себе любое чувство удовлетворения, не приносящее славы нашему Спасителю.

Четвертый принцип, которым я хочу с вами поделиться, пригодится вам тогда, когда вы со своими сотрудниками будете составлять калькуляцию доходов общины . Не становитесь жертвой стандартных чисел (сумм). В этих делах статистикой нельзя измерить предприимчивость. Оборот церковных средств нисколько не определяет влияние церкви и ее служение. «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18,36). Оно может быть и там, и здесь, подобно легкому дыханию, подобно едва ощутимому дуновению ветерка на рассвете. Оно может быть там, где угодно — в видении или мечтах, в потере скрытого страха, в исцелении глубоко сокрытой печали, в освобождении от тайного греха. Я знаю, что внутренний мир и вдохновение, которые обретает служитель, проистекают из открытого исповедания детей Божиих, тогда эта уверенность проста, глубока и истинна. Но я не собираюсь концепцию своего плодотворного служения исчерпывать вышесказанным. Существует много людей, обретших Господа, которые никогда меня не встречали. А есть и люди, находящиеся в отчаянии и депрессии, которые незаметно приходят и незаметно уходят с чувством того, что «зима миновала» и «настало время пения птиц». Но о них ни кто не знает, и они не попадают в церковные списки. Многие крупные бизнесмены, неделями разрываемые на части из-за мелких проблем, приходят ко мне в церковь, и у них открываются глаза, ибо Слово Божие одно способно направить их взоры к Его холмам и обновить души, но об этом также никто не узнает.

Дорогие братья! Вы должно быть будете весьма удивлены, если узнаете все секреты, имеющие место в нашем служении Господу в искренности и истине! И это случается постоянно — что-то глубокое, благословенное и прекрасное, и Великий Наставник, Который никогда не потеряет ни одного плода, соберет всех в жизни Вечной. Итак, я советую вам не отягощаться угрозой статистики и не тратить своих сил на переживания и беспокойство, которые вы можете возложить на Господа, доверяя Его любви. «Надейся на Господа и делай добро: и пребудешь в Земле и истиною напитаешь душу свою» (Иностр. Перев.).

В заключение хочу дать вам совет по руководству — никогда не решайте деловых проблем с помощью саморекламы. Самореклама в служении Господу смерти подобна. Раздутые показательные пункты, свидетельствующие о нашей работе, эгоцентричное повествование о нашей силе и достижениях, все пущенные в ход формы навязывания себя, все это — полный провал в глазах совета нашей общины. Люди, работающие с нами, прекрасно знают, когда наше вмешательство (порой самонадеянное) сделалось помехой работе Божией.

Диавол радуется, когда он может соблазнить нас самовосхвалением. Наша сила иссякает и усыхает, если мы показываем людям свои ослепительно яркие самооценивающие отчеты. Духовные силы не выносят подобного света и теряют свою энергию и красоту. Я советую вам избегать этого. Никогда не говорите людям, как вы умны. Никогда не шокируйте их личными отчетами на настенных газетах и досках объявлений. Ибо о Господе, Которому мы служим, сказано: « Не возопиет, и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах» (ис.42,2). В одном мы можем быть совершенно уверены: когда мы выставляем себя на первое место, мы прячем Господа; когда мы дуем в трубы, люди не могут слышать «веяние тихого ветра».

Я закончил. На этих страницах я говорил с вами, делился опытами и переживаниями как своими собственными, так и близких мне по духу людей. Я подумал, что вам может быть интересно, как один человек пришел к служению, которому и вы хотите посвятить свою жизнь. Я рассказывал вам о том, где я видел опасности и тихие места отдыха, так нам порой необходимого. И хотя ваш путь может очень сильно отличаться от моего, будущее, как мне думается, будет одинаковым. Вы найдете свое Болото Уныния, свои горы Трудностей, свой Луч очарования, свою Долину Унижения, свою Околдованную Землю, где ваш дух будет клониться ко сну. Но вы конечно же убедитесь в том, что с вами могут произойти резкие изменения, и ваша жизнь во Христе будет изобиловать благодатью.

Дорогие мои братья, вы идете войной на огромный мир и противостоите серьезным вещам. Там есть и «язва, ходящая во мраке» и «зараза, опустошающая в полдень» (Пс. 90,6).

Там будут удачи и крушения, грех, печаль и смерть. Из всех неизбежностей самое неизбежное то, что ваше служение будет проходить мимо мрачных полей самых разных нужд, открыто признавая, что Вы — врач, но не имея в запасе ни бальзама, ни сердечных капель и не других иных лекарств, чтобы во всеоружии встретить нужды людей. Но самое главное ваше преимущество в том, что впереди вас идет Господь, неся с Собой все, что вам будет необходимо для помощи израненным и сломанным пилигримам, совершенно уверенным в Том, в «Кого они уверовали».

Братья, ваше призвание — свято.

Ваша работа — очень тяжела.

Ваш Спаситель — Могуществен.

И радость Господа будет вашей силой.