Честность

Наряду с другими, еще одним особым и важным качеством руководителя является честность. Наглая и оскорбительная ложь встречается в нашем обществе повсюду. К сожалению, создается впечатление, будто наши граждане держатся циничного выражения: «Обмани других до того, как они обманут тебя» — и идут к поставленной цели, невзирая на освященное веками понятие честности.

Поскольку в современной Америке материальные приобретения ценятся выше моральных качеств и поскольку за богатством и властью гонятся с таким же рвением, с каким раньше люди искали спасения, то легко видеть, насколько неразборчивыми в средствах мы становимся. Многие спрашивают: «Какое это имеет значение, если люди приобретают прибыль нечестным путем?» В конечном счете в реальном мире обман, по правде говоря, необходим для успеха или даже выживания. Да и кто сегодня честен? Уж никак не наши члены правительства — самые заметные образцы договорных отношений. Уотергейт и Ирангейт свидетельствуют об этом.

«Нэшвил Теннесси» в передовице Карла Роуна от 24 июня 1988 года, озаглавленной «Коррумпированные чиновники на всех правительственных уровнях оставляют денежный след», рассказывает о нечестности в правительстве: «Обратите внимание на тот факт, что в 1987 финансовом году федеральное правительство потратило средства на следующие программы:

— защита нации — 282 миллиарда долларов;

— государственное медицинское обслуживание — 80 миллиардов долларов;

— медицинская помощь — 26 миллиардов долларов;

— пищевые этикетки — 11,5 миллиардов долларов;

— помощь семьям, имеющим несовершеннолетних детей, — 10,5 миллиардов.

За последние десять лет в каждой из этих программ разразился скандал… Доктора выписывают Дяде Сэму счета за пациентов, которых они никогда не видели. Лаборатории собирают федеральные средства на испытания, которые им никто не заказывал и которые никогда не проводились. Известные люди сели в тюрьму за мошенничество с пищевыми этикетками… Миллиарды долларов, взятых у нас в качестве налогов, тратятся впустую, крадутся каждый год, потому что компания «А» заключает контракт на непомерных условиях на поставку оружия «X»; вероятно, компания «А» дала взятку чиновнику министерства обороны, и тот по секрету открыл, какие цены предлагает компания «В»… Проблема шире, чем любой охранный аппарат, изобретенный Пентагоном до сих пор. Она заключается в непомерной жадности мошенников «более высокого класса» , чем можно себе представить».

Такая нечестность в правительстве привела национальную нравственность к убеждению, что цель оправдывает средства и что единственный настоящий грех — это быть пойманным.

Не лучше обстоит дело в частном секторе, из которого ежедневно исходят потрясающие сведения об отмывании денег, фальшивой рекламе, тайных сговорах относительно цен, установке надбавок, биржевых сделках и так далее. Мы не можем доверять нашей юридической системе с ее судьями-взяточниками, криминальной полиции — образчикам бесчестности. Разве удивительно, что рядовые граждане, имея перед собой такие образцы, по привычке списывают на экзаменах, увиливают от уплаты подоходного налога, воруют ресурсы компании (то есть время, деньги и оборудование)? Недавний опрос обнаружил эпидемический рост нечестности в нашей культуре: согласно опросу, 48 процентов калифорнийцев признались, что они притворялись больными, чтобы не выходить на работу, хотя чувствовали себя удовлетворительно; 43 процента сказали, что они брали с работы вещи для личного пользования; 41 процент признали, что они обманывали на экзаменах в учебных заведениях, и 36 процентов сознались, что были виноваты в том, что они назвали «невинным воровством», — кража полотенец из гостиниц. 70 процентов потерь при розничной распродаже вызваны воровством среди служащих. Более того, «Ньюс энд Уолд Рипот» в статье «Нация лжецов» сообщает, что один из трех работающих американцев нанят с сознательно искаженными рекомендациями и данными об образовании и что 72 процента американцев публично сознаются, что допускали ложь в важных делах.

С чего же все началось — с рационализма или экзистенциализма? А может быть, с альтруизма? Основных предшественников существующей ныне склонности нашего мышления ко лжи, может быть, трудно точно определить, потому что, вероятно, существует много виновников. Мы хорошо знаем, что реально действующей этикой современной Америки является не библейская этика, которую люди исповедуют по выходным в церквах, а гуманистическое мировоззрение, которое расплодила философия просветителей и прославил дарвинизм. Это тоже составляет большую часть проблемы. Наши всеобщие усилия мы замкнули на разъединенных сферах деятельности, так что вполне возможно исповедовать христианскую этику в церкви, а дома и на работе придерживаться совершенно другого мировоззрения.

Разумеется, честность в настоящее время губится ситуативной этикой, теорией, которая более всего другого поддерживает безжалостную ложь. Суть ситуативной этики заключается в том, что решение человека диктуется обстоятельствами, а не объективными принципами. Для приверженца этой теории наше нравственное отношение складывается не на основе Десяти Заповедей или

Заповедей блаженств, кодекса Хаммурапи, государственных законов или коллективных традиций, а под влиянием непосредственных событий.

Как и другие безнравственные качества, которые мы перечисляем, нечестность-это не феномен, появившийся только недавно. Она так же стара, как попытка наших прародителей оправдать себя и спихнуть свою вину на другого. Если и появилось новое в нечестности сегодня, так это ее распространенность повсюду, даже в церковных делах. Мы переживаем, но мы не шокированы, когда узнаем о преподавателях, чьи незаконные действия повлекли за собой разрыв контрактных соглашений, о секретарях, которые злоупотребляют своими правами, о евангелистах, которые раздувают отчеты о количестве крещаемых, о пасторах, которые преувеличивают число членов их церквей, о работниках конференции, которые используют льготы, касающиеся подоходных налогов Церкви, для снижения стоимости своих личных проектов, о служителях, которые занимаются побочным бизнесом обходными путями, используя имена своих жен.

Нечестность среди христианских руководителей

Некоторые нечестные поступки объясняются как предположением о Божьем позволении на это, так и полной утратой нравственных ценностей. Суровая финансовая проверка или строгое обращение — действительное, а может быть, и воображаемое — часто побуждает руководителей обходить закон и думать, что Бог поймет. Это простительно, рассуждают они, для избежания неминуемого краха и для ясного баланса в отчетах, не вызывающего беспокойства; в достижении хорошего к вам отношения любые средства хороши. В таких случаях обычное восприятие Божьих заповедей подменяется так называемой «этикой бедствия», когда человек сознательно нарушает написанный закон, полагая, что при таких обстоятельствах необходимость выжить важнее повседневных ценностей.

Такой подход опасен тем, что однажды допущенные исключения легко обращаются в правила. Верно, что некоторые обстоятельства похожи на опыт Давида с хлебами предложения, но готовность скорее умереть, чем оказаться нечестным или непослушным, остается идеалом христианской верности.

Нечестность, вызываемая боязнью конфликта

Другой причиной проявления нечестности в христианских кругах является боязнь вызвать конфликт или вражду. Правда не всегда дает вам новых друзей и усиливает ваше влияние в обществе. Следует признать, что не всегда следует говорить все; часто человек может оставаться честным, не открывая всего. Но руководители, которые пытаются произвести впечатление на людей, не открывая им истину, а рассказывая то, что те хотят выдать за нее, оказывают им плохую услугу. Если руководитель умеет изворачиваться, сваливать ответственность на других, если он пасует перед трудными решениями, его могут даже похвалить, но это будет мимолетная и пустая похвала. Более того, это повлечет за собой организационное бессилие, некомпетентность и инертность.

Руководители, более заинтересованные в избежании конфликтов, чем в их разрешении и борьбе с проблемами, обкрадывают себя и своих подчиненных. Поскольку честность требует, чтобы на первое место ставился успех дела, а не личная популярность, невозможно сохранять честность и быть политиком одновременно.

Искажение реальности

Изощренной формой нечестности, часто проявляемой в настоящее время, является искажение действительности всякий раз, когда это оправдывает желаемый поступок. Классический тому пример — христианское рабовладение в ранней истории Америки. Торговля рабами приносила прибыль, и рабовладельцы мирились с этим, просто не признавая за своими жертвами человеческих прав. Библейский пример — самообман фарисейства, который осудил Сам Христос.

В наше время этот феномен проявляется тогда, когда мы провозглашаем скорое пришествие Христа, а сами ведем образ жизни, не соответствующий ожиданию этого события. Люди, заявляющие о возвращении к прежнему благочестию, но остающиеся в порабощении у внешней атрибутики современной культуры, тоже нечестны. Нечестны и их двойники, которые, огульно отвергая современное, встают в позу, будто святость не относится к делу, и цепляются за прошлые эталоны, будто вечны не принципы, а они. Игнорирование современной реальности и умаление Писаний до беспорядочной погони за хрупкими призраками нашего культурного прошлого только потому, что это считается правильным, тоже является своего рода нечестностью. Вместо этого нужно раскрывать Евангелие и честно признать, что сегодняшняя жизнь в корне отличается от вчерашней, и требуется искреннее и постоянное усилие, чтобы применять древнее Божье Слово к современной жизни.

Самым распространенным следствием проявления нечестности среди руководителей является потеря энтузиазма и убежденности. Выражаясь более ясно, скажем: большинство людей не могут успешно содействовать тому, во что они сами не очень верят. Руководители, которые, подобно Анании и Сапфире, приступают к своим обязанностям без полного посвящения, могут и не подвергнуться физическому наказанию, как в библейском примере, но от бича совести им не уклониться. Больная совесть тоже снижает эффективность работы. Человек может спрятать неспокойную совесть за многословием, но руководитель с нечистой совестью редко способен на веские аргументы и убедительные призывы. Люди могут не знать, что именно затрудняет руководителя, но они замечают у него недостаток убежденности и продуктивности.

К сожалению, притворство, обнаруженное у одного руководителя, бросает тень подозрения на остальных. Поэтому неудивительно, что пробужденные к реальности прихожане тщательно исследуют отчеты и очень критически оценивают характеристики и отзывы официальных органов. Прихожане просто не доверяют руководителям, как они должны бы доверять и как они поступали прежде, — это доверие подорвано исключительно из-за двуличности некоторых.

Фактор доброго отношения к жизни

Но довольно о наличии честности у христианского руководства. Решающий вопрос таков: «Как руководителю, живущему в бесстыдно лживом обществе, в тяжелой атмосфере служения, ориентированного на результаты, а иногда в безликой неизвестности и одиночестве в далеких краях, удовлетворить суровые требования честности?»

Я нашел, что основным средством является вера в «лучшее» в жизни. Негативный взгляд на Вселенную и ее отношение к состоянию человека поощряет бесчестность, ибо он утверждает предположение о несправедливости как основной реальности нашего существования. Люди, для которых жизнь и космос враждебны и несправедливы, почти не имеют стимула стремиться к благородству. Когда смысл жизни видится трагичным, тогда вся жизнь легко превращается в цинизм, злобу и возмездие этому недоброму миру. Отмщение тому, что Ричард Нибур называет «несправедливыми» элементами природы (Ответ моего «Я»), есть естественный плод такого отношения, и часто он выражается в нечестности, которая служит своему «я» и оправдывается как возмездие. Нанесение ответных ударов миру, даже как единственное средство выжить, это тоже нечестный прием, используемый теми, чье искаженное миропонимание позволяет им стремиться к высоким целям, используя нечестные методы.

Оптимизм — противоядие против нечестности

Вы можете сказать, что христианские руководители вряд ли могут иметь такое искаженное мировоззрение. И все же это бывает. Захваченный потоком истощающей нервы деятельности, руководитель может утратить правильный взгляд на вещи. Задавленные кажущейся обыденностью, неспособные увидеть конечный результат, сжигая себя дотла, потеряв счет времени, страдая от неустроенности, двигаясь по замкнутому кругу, христианские руководители тоже могут посмотреть на жизнь как на жестокую игру и уступить искушению достигать цели и защищаться любыми возможными средствами. Противоядие от этого негативного взгляда есть вера в жизнь, то есть оптимизм — вера в главенствующую роль добра во Вселенной. Ни один христианский руководитель не примет сознательно кредо скептика, который смотрит на жизнь как на «жестокое прерывание спокойного состояния небытия»; однако руководитель, даже называющий себя дитем Божьим, но теряющий перспективу существования как «блага», определенно уступит скептическому влиянию.

Вера в «дело»

Руководитель также должен сохранять веру в дело — миссию и духовную организацию, которая приглашает его или ее на служение. Потеря рвения и радости в деле, утрата правильного понимания своего места в служении возделывают почву для семян нечестности. Это не значит, что христианский руководитель должен идеализировать организацию, ее руководителей и членов. Церковь действительно является «больницей для грешников», и мало что в ее истории вдохновляет веру в ее непогрешимость как организации. Но руководитель должен помнить, что недостатки организации и личные недостатки не лишают подлинности саму систему. Для уверенности, которая вдохновляет честность, необходимо глядеть поверх человеческих слабостей на Божественное предназначение Церкви.

Доверие Божьим обетованиям

Другой путь веры, по которому должен следовать нравственный христианский руководитель, мы назовем «принципы с обетованием». Рассмотрим следующие обетования:

1. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гол. 6:7).

2. «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).

3. «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Еккл. 11:1).

4. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

5. «Кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто» (Пс. 23:3, 4).

Доверие таким обетованиям ослабляет силу искушения к свершениям необдуманных поступков и мести, которые часто толкают на нечестность. Вера в истинность Божьих обетовании и готовность поступать правильно, доверяя Его справедливости, необходимы для абсолютно честного поведения.

.Однако слуга Божий должен помнить, что хотя результаты непременно проявятся, когда именно это произойдет — неизвестно. Вера часто требует терпеливого ожидания. Справедливость не обязательно восторжествует ко времени, назначенному нами. Иногда последствия могут проявиться в последующих поколениях, «до третьего и четвертого рода ненавидящих…» и «до тысячи родов любящих…» Жертвы, потери и страдания, с которыми мы встречаемся, живя честной жизнью, будут обязательно вознаграждены, но не всегда в этом веке, — если, конечно, человек не желает видеть чистую совесть как награду.

Практические советы для поддержания честности

Помимо взгляда на жизнь с точки зрения веры, рекомендованного выше, руководитель может последовать нескольким практическим советам для сохранения честности.

1. Живите по средствам. В настоящее время люди все реже и реже отказывают себе в удовлетворении своих желаний На смену поколению, живущему под девизом «для себя», пришло общество с философией «прямо сейчас» Все большее число руководителей, ослепленных внешним комфортом нашего материалистического века, искушаемых высокими прибылями, соблазненных легкими заработками, засасывает в зыбучие пески удушающих долгов, что умножает этические проблемы.

2. Старайтесь следовать достойному примеру. Поскольку никакая копия не сравнится с оригиналом и приближение к Высшему Оригиналу есть цель всей нашей жизни, христианин не может слепо подражать другим во всем. Подражая многим, мы часто упускаем из виду сомнительную нравственность, когда люди, чьим успехом и образом жизни мы восхищаемся, преуспевают, несмотря на их нравственные недостатки. Христианские руководители могут и будут вдохновляться успехом других, но во всем они должны держаться Христовой жизни как единственного эталона поведения

3. Избегайте негативного начала. Каждое сомнительное действие, каким бы малым и личным оно ни было, делает второй подобный шаг более легким и более вероятным В большинстве случаев дурная слава и бесчестье начинается с так называемых безвредных отклонений и малых упущений. Однако руководитель, по любой причине — будь то месть, компенсация или возмещение убытков — действующий сомнительно, показывает дурной пример, наносящий удар честности. Можно не обнаружить ложь или даже простить, по выражению Канта, «малую ложь», если таковая обнаруживается, но пример, однажды поданный, делает следующие нарушения более вероятными и смелыми. Самое верное средство предотвратить нечестность — никогда не начинать обманывать.

4. Будьте сдержанны. Апостол Павел окончательно разрешает проблему, когда он увещевает: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4.8). А что было главным источником, питавшим ум Павла? Книги, а в особенности священные свитки — Слово Божье (см. 2 Тим 4 13). Выражаясь современно, наша честность во многом зависит от нашего умственного питания — журналов, видео и всего, что питает наш ум. Однако, как показал апостол, откровение Бога во Христе, явленное в Писаниях, есть главный источник добрых качеств, совершенный стимул к честности. Испытанный Божий слуга, уже долгое время укорененный в истине, одержавший победу в десятках тысяч битв со злом, не может пренебречь этими святыми принципами подобно только что обратившемуся христианину.