X. Комментарии Елены Уайт

А. Попытки умозрительным путем понять Бога

«Одним из величайших зол, сопутствующих поискам знания, иными словами научным исследованиям, является обыкновение переоценивать человеческое разумение и пытаться с его помощью постигать то, что лежит за пределами доступной людям сферы. Многие «ученые» пытаются судить о Творце и Его делах, исходя из своих собственных несовершенных научных знаний. Они стараются определить природу, характерные черты и прерогативы Бога, предаваясь умозрительным теориям, касающимся Бесконечного. Но в таком случае человек, занимающийся подобным исследованием, вступает в запретную зону, его поиски не дают ценных результатов и подвергают риску здоровье души» (Служение исцеления, с. 427).

Б. Общее откровение

«Красоты природы — это выражение любви Бога к обладающим разумом людям. В Едемском саду существование Бога проявлялось в природе, в окружении которой жили первые люди! Каждое дерево, посаженное в саду, (121) говорило им, что невидимое Божье, вечная сила Его и Божество через рассматривание творений видимы» (Взгляд ввысь, с. 198).

«Хотя в начале человеческой истории Бога действительно можно было различить в природе, из этого не следует, что после грехопадения Адаму и его потомкам было открыто совершенное познание о Боге в естественном мире. Природа преподавала свои уроки человеку до тех пор, пока он был невинным. Но преступление принесло на землю увядание и упадок и нарушило гармонию между природой и Богом, создавшим ее. Если бы Адам и Ева всегда были послушны своему Творцу и оставались на пути совершенной моральной чистоты, они продолжали бы познавать Бога через Его дела. Но когда они поддались искусителю и согрешили против Бога, свет одеяний небесной невинности удалился от них. Лишенные небесного света, прародители уже не могли различать характер Божий в делах Его рук» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 255,256).

«Язычники должны быть судимы по тому свету, который им дан, в соответствии с теми представлениями о Творце, которые у них складывались через созерцание природы. Они наделены способностью логического мышления и могут различать Бога в Его творении. Бог говорит ко всем людям через Свой промысел в природе. Он дает всем понять, что Он живой Бог. Язычники способны понять, что в природе не могло бы быть такого порядка, точности и целесообразности, если бы не было Бога, создавшего этот мир. Они могут идти от причины к следствию и заключить, что должна была существовать первопричина, разумное начало, которое не может быть не чем иным, как только вечным Богом. Свет Бога в природе непрерывно освещает тьму язычества, но многие, видящие этот свет, не воздают славу Богу. Они не позволяют разуму привести их к признанию своего Творца. Они отвергают Господа и поклоняются бездушным идолам. Они изготавливают образы Бога и поклоняются ими же созданным предметам, тем самым частично признавая Его, но при этом бесчестя Его в своих сердцах» (Знамения времени, 12 августа 1889 г.).

В. Реальность Бога

1. Существование Бога

«Существование Бога и Его сила, истинность Его Слова — это факты, которые в глубине души не могут отрицать даже сатана и его воинства» (Вера, которой я живу, 90).

«Вера знакомит душу с бытием и присутствием Бога, и, видя перед собой лишь славу Бога, мы все более различаем красоту Его характера, превосходство Его благодати» (Избранные вести, т. 1, с. 335).

«Христос и апостолы ясно учили истине о существовании личностного Бога» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 266).

«Существование личностного Бога, единство Христа со Своим Отцом лежит в основании всякой истинной науки» (Взгляд ввысь, с. 316).

«Вера знакомит душу с существованием и присутствием Бога; и когда мы живем, устремив взгляд на Его славу, то все лучше и лучше начинаем понимать красоту Его характера» (Ревью энд Геральд, 24 января 1888 г.).

2. Бог как тайна

«Людям нужно иметь в виду, что им никогда не удастся объяснить Бога с помощью своих исследований. Когда искупленные будут достаточно очищены, чтобы оказаться перед Его лицом, они поймут, что нельзя представить в письменных знаках все то, что имеет отношение к вечному, ни с чем не сравнимому Богу. Остается лишь созерцать Бога, великого и дивного Бога, и Иисуса Христа, Который есть Его образ. Бог дал Своего Единородного Сына миру, чтобы через Его праведный характер мы могли созерцать характер Бога» (Рукопись 18, с. 222).

«Если бы мы могли до конца понять Бога, тогда мы бы не чувствовали нужды в дальнейшем исследовании, наше развитие остановилось бы, познание прекратилось. Бог перестал бы быть величайшим, а человек перестал бы прогрессировать. Слава Богу, это не так. Бог безграничен, и в Нем сокрыта сокровищница мудрости. Всю вечность мы будем исследовать, изучать и все же никогда не исчерпаем богатства Его мудрости, Его благости и Его силы» (Воспитание, с. 172).

«Великое снисхождение со стороны Бога — это тайна, которая находится за пределами нашего разума. Величие плана не может быть до конца осмыслено, и безграничная Премудрость не могла бы предложить более совершенный план» (Ревью энд Геральд, 22 октября 1895 г.).

«Говоря о Своем предсуществовании, Христос мысленно переносит нас через бесконечные века в прошлое. Он заверяет нас, что не было такого времени, когда Он не находился в течном общении с вечным Богом. Тот, Чей голос иудеи тогда слышали, всегда был одним неразрывным целым с Богом» (Знамения времени, 29 августа 1900 г.).

Г. Свойства Бога

1. Вечность Бога

«Слово говорит о «вечном Боге». Это имя охватывает прошлое, настоящее и будущее. Бог существует от века и до века. Он есть Вечный» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 270; см. ниже раздел «Предопределение»).

2. Неизменность Бога

«От начала до конца Божьи требования составляют Его вечную истину. Его закон — это критерий характера. Его завет с человеком говорит о неизменности Его совета. Бог есть истина. Он говорит, что не отменит того, что вышло из Его уст» (Рукопись 19, с. 182).

«Иисус сказал: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Солнце, сияющее на небесах, земля, на которой ты живешь, являются свидетелями Господа, подтверждающими, что Его закон неизменяем и вечен. Они могут исчезнуть, Божественные же заповеди останутся. «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк. 16:17). Прообразы, указывающие на Иисуса как на Агнца Божьего, упразднены Его смертью, но принципы Десятисловия столь же незыблемы, как и престол Господень» (Желание веков, с. 308).

«Не может быть такого явления, как ослабление или укрепление закона Иеговы. Как он всегда существовал, (122) так он существует и сегодня. Ни один принцип закона не может быть упразднен или изменен. Он вечен и неизменен, как Сам Бог» (Знамения времени, 20 марта 1901 г.).

3. Божья любовь и Божий гнев

«На небесных советах Господь запланировал изменить надломленный, испорченный характер человека и восстановить в людях нравственный образ Бога. Эта работа называется тайной благочестия. Христос, Единородный от Отца, принял человеческую природу, пришел в подобии греховной плоти, чтобы осудить грех во плоти. Он пришел засвидетельствовать о неизменном характере Закона Божьего, на который сатана бросил тень. Ни одна его черта или йота не могла быть изменена в угоду человеку в его падшем состоянии. Христос жил по закону в человеческой плоти, чтобы заградить всякие уста и доказать, что сатана является лжецом и обвинителем братьев. Христос открыл миру милосердный, сострадательный характер Бога, Его неизреченную любовь» (Знамения времени, 2 июля 1896 г.).

«Христос пришел, чтобы открыть Бога миру в Его истином характере, как Бога любви, исполненного милости, нежности и сострадания. Густая тьма, которой сатана попытался окружить престол Божества, рассеялась, и Отец снова был явлен людям как Свет Жизни» (Служение в южных штатах, 28 апреля 1908 г.).

«Закон Божий по своей природе неизменяем. Он является откровением воли и характера своего Автора. Бог есть любовь, и Его Закон есть любовь. Два величайших его принципа — любовь к Богу и любовь к человеку» (Великая борьба, с. 467).

«Тогда те, которые пронзили Его, будут взывать к горам и камням, чтобы они пали на них и сокрыли от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? «Гнев Агнца» — Тот, Кто всегда был исполнен безграничной нежности, терпения и долготерпения, Кто, отдав Себя в жертву, был ведом как Агнец на заклание, чтобы спасти грешников от погибели, теперь устремляется на них, потому что они не позволили Ему снять с них вину» (Рукопись 21, с. 350).

«Тот Агнец, гнев Которого столь страшен для презревших Его благодать, будет благодатью, праведностью, любовью и благословением для всех принявших Его. Столп облачный, который для египтян был омрачен страхом, отмщением и гневом, для народа Божьего был ярким языком пламени. Таким он будет и для народа Божьего в эти последние дни. Свет и слава Бога для Его народа, соблюдающего заповеди, являются тьмой для неверующих. Они видят, что страшно впасть в руки Бога живого. Рука, далеко простертая, сильная, чтобы спасать всех приходящих к Нему, способна совершить суд над всеми, кто не придет к Нему, чтобы иметь жизнь» (Дабы мне познать Его, с. 356).

«Богатство, власть, гениальность, красноречие, гордость, извращенный разум и страсть — все это берется на вооружение агентами сатаны, чтобы сделать широкий путь привлекательным, усыпанным соблазнительными цветами. Но каждое слово, которое они произносят против Искупителя мира, навлечет на них позор и однажды будет жечь их виновные души подобно расплавленному свинцу. Они будут охвачены ужасом и стыдом, когда узрят Превознесенного, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой. Тогда дерзкий противник, величавшийся перед Сыном Божьим, увидит себя во всей черноте своего характера. Картина неизреченной славы Сына Божьего будет крайне болезненной для тех, чей характер запачкан грехом. Чистый свет и слава, исходящие от Христа, пробудят муки совести, стыд и страх. Люди будут мучительно вопиять, обращаясь к горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»» (Ревью энд Геральд, 1 апреля 1875 г.).

«Бог медлен на гнев. Он дал нечестивым народам испытательный срок, чтобы они познакомились с Ним и Его характером. Согласно посланному им свету, они будут осуждены за то, что не пожелали принять свет и избрали собственные пути вместо Божьих. Бог объяснил, почему Он не сразу исторг хананеев из земли обетованной. Мера беззакония амореев еще не наполнилась. Своими беззакониями они постепенно довели себя до такого состояния, когда Бог не мог больше снисходить к их нечестию и истребил их. До тех пор, пока чаша их беззаконий не наполнилась, Бог откладывал Свое отмщение. Всем народам дано время испытания. Люди, пренебрегавшие Законом Божьим, переходили от одной степени нечестия к другой. Дети наследовали мятежный дух своих родителей и поступали еще хуже, чем их отцы, пока на них не пал гнев Божий. Наказание не было менее тяжким оттого, что оно было отложено» (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1005).

«Солнце правды взойдет над теми, кто соблюдал заповеди Божьи. Люди, считающие, что могут противопоставлять свою волю Божьей воле, находятся в величайшей опасности. Те, кто желает укрыться в день Божьего гнева, должны быть верны Богу сейчас» (Знамения времени, 2 июня 1890 г.).

4. Трансцендентность

«„Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, кто есть от Бога: Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную». Это абсолютное Божество. Самый могущественный сотворенный разум не может постичь Его; самый красноречивый язык не может описать Его. Молчание в данном случае — это красноречие» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 914).

«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29). Откровение, которое Бог дал о Себе в Своем слове, предназначено для нашего изучения. Мы можем стремиться понять это откровение, но дальше того мы проникать не вправе. Самый высокий интеллект может довести себя до изнеможения, теряясь в догадках и предположениях о природе Бога, но все усилия останутся бесплодными. Не наша задача решать неразрешимый вопрос. Ни один человеческий ум не может постичь Бога. И не нужно углубляться в предположения относительно Его природы. Молчание Божье по этому поводу говорит само за себя. Всеведущий Бог превыше всяких дискуссий. (123)

Даже ангелам не разрешено было присутствовать на совете Отца и Сына, когда обсуждался план спасения. И человеческие создания не должны проникать в тайны Всевышнего. Мы несведущи о Боге, подобно малым детям; но подобно этим же малым детям, мы можем любить Его и повиноваться Ему» (Служение исцеления», с. 429).

Д. Божественная деятельность

1. Предопределение

«Чудесные возможности даются каждому, кто имеет веру во Христа. Ни одна живая душа не будет ограждена от спасения высокими стенами. Предопределение или избрание, о которых говорит Бог, распространяется на всех, кто примет Христа как своего личного Спасителя, кто будет верен Ему, в совершенстве соблюдая все Божьи заповеди. Это достигающее своей цели спасение особенного народа, избранного Богом из числа людей. Все, кто желает быть спасенным Христом, являются Божьими избранниками. Именно послушные предопределены от создания мира. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божьими»» (Ревью энд Геральд, 11 июня 1902 г.).

«Но ведомы Богу все дела Его, и от вечности в разуме Бога существовал завет благодати (незаслуженной милости). Он назван вечным заветом, ибо план спасения был задуман не после грехопадения человека; это тайна, «о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и чрез писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере» (Рим. 14:24,25)» (Знамения времени, 15 декабря 1914 г.).

2. Сотворение

«В деле творения Христос был с Богом. Он был одно с Богом, равен Ему… Только Он, Творец человека, мог быть его Спасителем» (Дабы мне познать Его, с. 18).

«Бог видел, что и в раю суббота была необходима для человека. Ему нужен был один день из семи, в который бы он покоился от всех своих работ и трудов, свободно размышляя о делах Господа, о Его силе и благости. Человек нуждался в субботе как в дне, который напоминал бы ему о Боге, пробуждая чувство признательности за все благодеяния, ниспосылаемые Творцом» (Патриархи и пророки, с. 48).

«Мне было показано, что Закон Божий навсегда останется неизменным и будет действовать на новой земле на протяжении всей вечности. При сотворении мира, когда полагались основания земли, сыны Божьи с восхищением смотрели на дела Создателя, и все небесное воинство восклицало от радости. Тогда было заложено и основание субботы. По окончании шести дней Творения, в седьмой день Бог отдыхал от всех дел Своих. Он благословил седьмый день и освятил его, потому что в этот день покоился от всех трудов Своих. Суббота была установлена в Едеме до грехопадения и соблюдалась Адамом, Евой и всем небесным воинством. Бог покоился в седьмой день, благословил и освятил его. Я видела, что субботу никто и никогда не отменит. Искупленные святые вместе со всеми ангелами будут соблюдать ее в честь великого Творца на протяжении всей вечности» (Ранние произведения, с. 217).

3. Провидение

«В исторических летописях взлет и падение империй представлены так, как будто все это происходило благодаря воле и мудрости полководца, а ход событий определялся его властью, честолюбием или капризом. Но Слово Божье раздвигает перед нами завесу, и мы становимся свидетелями сложной борьбы человеческих интересов и страстей, где во всем, за всем и над всем действуют небесные посланники, которые незаметно, но неустанно трудятся, исполняя волю любвеобильного Бога. Библия открывает нам истинную философию истории» (Воспитание, с. 173).

«Если вы будете бодрствовать, ожидать и молиться, то Провидение и откровение проведут вас через все неурядицы на вашем жизненном пути, чтобы вы не потерпели неудачу и не пали духом. Время выявит красоту и величие небесного плана. Людским умам трудно понять, что Бог, в Своем провидении, действует во благо мира, используя хрупкие инструменты. Познавать действие Божьего провидения — вот где истинная наука. Люди накопили много знаний, но многие не понимают замыслов небесной мудрости во время нужды, не понимают простоты Божьего плана, свидетельствующего о Его справедливости, благости, любви и открывающего состояние сердец человеческих. Его план кажется им слишком чудесным, и они отказываются принять его и извлечь для себя пользу. Но Провидение по–прежнему действует в нашем мире во благо тех, кто пытается постичь истину. Эти люди распознают руку Божью. В то же время уповающие на собственную мудрость не будут благоговеть перед Его Словом» (Рукопись 11, с. 348).

Е. Троица

«Бог проявил жалость к роду человеческому, а потому Отец, Сын и Святой Дух решили осуществить план искупления. Во исполнение этого плана было решено, что Христос, единородный Сын Божий, отдаст Себя в жертву за грех. Чем можно измерить глубину этой любви? Бог лишил человека возможности упрекнуть Его в том, что Он мог бы сделать и больше для него. Вместе с Христом Он отдал все небесные ресурсы, в которых могла возникнуть потребность в процессе осуществления плана духовного воскрешения человека» (Советы по здоровому образу жизни, с. 222).

«Вот — три живые Личности Небесной Троицы. Именем этих трех великих сил — Отца, Сына и Святого Духа — каждый, принимающий Христа живой верой, крестится, и эти силы будут помогать покорным подданым небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе» (Евангелизм, с. 615).

«Прежде чем верующие ученики окружат престол, они должны получить печать святого имени через крещение во имя трех великих сил небесного мира. Этот обряд, который является началом христианской жизни, производит сильное впечатление на разум человека. Он значит очень много. Дело спасения — это не второстепенный вопрос, но настолько грандиозное предприятие, что высшие силы обращают внимание на веру, выраженную (124) крестящимся человеком. Вечное Божество — Отец, Сын и Святой Дух — участвуют в этом действии, которое призвано вселить в человека уверенность… объединить его силы с небесными, чтобы посредством небесной благодати он или она стали причастниками Божьего естества и соработниками Христа» (Взгляд ввысь, с. 148).

«Те, кто посредством крещения дал Богу обет веры во Христа и заявил о своей смерти для старой греховной жизни, вступили в отношения завета с Богом. Три силы Божества: Отец, Сын и Святой Дух обещают отныне быть их силой и помощью в новой жизни во Христе Иисусе» (Вестник Австралии, 7 октября 1907 г.)

«Обряд крещения совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Эти три великие небесные силы берут на себя обязательство помогать всем, кто проходит через это священнодействие, а затем хранит верность данному обету» (Рукопись, 6, с. 27).

Ж. Вечный Отец

«Все эти спиритические построения являются всего лишь пустыми словосочетаниями. Они несовершенны и неверны, они искажают и принижают Божественное Величие, с Которым не может сравниться ничто земное. Бога нельзя сравнивать с плодами Его рук. Это все — земные вещи, также подпавшие под проклятие Бога вследствие грехов человека. Отца нельзя описывать земными категориями. Отец в личности Своей является всей полнотой Божества и невидим для глаз смертного» (Евангелизм, с. 614).

З. Вечный Сын и Его дело

«Была принесена совершенная жертва; ибо „так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» — не сотворенного сына, какими были ангелы, не приемного сына, каким является прощенный грешник, а Сына, рожденного по точному образу и подобию Личности Отца и во всем сиянии Его величия и славы; Того, Кто равен Богу по силе, достоинству и Божественному совершенству. В Нем обитала вся полнота Божества телесно» (Знамения времени, 30 мая 1895 г.).

«В Сыне явлена вся полнота Божества. Слово Божье говорит, что Он есть „образ ипостаси Его»» (Bible Training School Mar. 1,1906).

«Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной» (Желание веков, с. 530).

«Божественное естество в Личности Христа не было преобразовано в человеческое естество, а человеческая природа Сына Человеческого не была изменена в Божественную природу, но они таинственным образом объединились в Спасителе человечества. Он не был Отцом, но в Нем обитала вся полнота Божества телесно» (Рукопись, 6, с. 112,113).

«„В Нем обитает вся полнота Божества телесно». Людям нужно понять, что Божество страдало и погибло в муках Голгофы. Вместе с тем Иисус Христос, Которого Бог отдал для спасения мира, искупил Церковь Своей Кровью. Величие неба должно было пострадать от рук религиозных фанатиков, претендовавших на то, что они самые просвещенные люди на земле» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 907).

«Во Христе собрана вся слава Отца. В Нем обитает вся полнота Божества телесно. Он есть сияние славы Отца и образ ипостаси Его. Слава Божественных качеств отражена в Его характере. Евангелие столь славно потому, что оно соткано из Его праведности» (там же, с. 907).

«Во Христе обитала полнота Божества телесно. Вот почему, хотя Он был во всем искушен подобно нам, с момента Своего появления в мире Он оставался неоскверненным тем растлением, которое окружало Его повсюду. Разве мы не должны так же стать причастниками этой полноты, и только так мы сможем победить, как и Он победил!» (там же).

«Но Солнце правды ярко освещает полночную тьму суеверия и заблуждения, рассеивает тучи и представляет Себя как Того, в Котором обитает вся полнота Божества телесно, точным отражением Отца. Вот Его весть к миру: «Сия же есть жизнь вечная: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»» (Знамения времени, 27 июня 1892 г.).

«Иисус Христос был основанием всей иудейской религиозной системы. Искупитель мира был символически представлен в образах и тенях их религиозного служения. Слава Божья открывалась во Христе за завесой до тех пор, пока Христос не пришел в мир и не открыл ему всю полноту Божества телесно. Во Христе мы видим образ невидимого Бога; в Его качествах мы видим черты характера Бесконечного. Иисус сказал: «Я и Отец одно». «Видевший Меня видел и Отца»» (Знамения времени, 29 августа 1895 г.).

И. Вечный Святой Дух и Его дело

«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Своего восхождения на небо, — это Дух во всей полноте Божества, являющий силу Божьей благодати всем, кто принимает Христа верой как своего личного Спасителя» (В небесных обителях, с. 336).

«Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы — дети Божьи. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога» (Евангелизм, с. 617).

«Необходимо осознать, что Святой Дух, являющийся такой же Личностью, как и Бог, проходит по этим землям» (там же, с. 616).

«Святой Дух утешает во имя Христа. Он олицетворяет Христа и вместе с тем является отдельной Личностью» (Рукопись 20, с. 324).

«Дух и до этого был в мире. Как только начал осуществляться план искупления, Он непрестанно влиял на сердца людей…

Святой Дух — это представитель Христа, не имеющий человеческого облика и потому независимый. Ограниченный человеческим естеством, Христос не мог Сам присутствовать повсюду. Поэтому Он должен был пойти к Отцу, а для блага учеников послал Духа продолжать Свое дело на земле. Теперь никто уже не окажется в более (125) выгодном положении из–за того, что живет там же, где Христос, или близко общается с Ним. Через Духа Спаситель будет доступен для всех, и в этом смысле Он станет для них ближе, чем во время Своего пребывания на земле» (Желание веков, с. 669).

«Дух должен оказывать возрождающее влияние, а без Него жертва Христа была бы напрасной. Влияние зла увеличивается на протяжении многих веков, и поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, Которая проявляет Себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу и запечатления Своего характера в Своей Церкви» (Желание веков, с. 671).

«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Своего вознесения на небо, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати всем, кто верой принимает Христа как своего личного Спасителя» (Евангелизм, с. 615).