2. Три условия исцеляющих отношений

Больше двадцати пяти лет я занимался тем, что помогал людям меняться. За это время я заслужил репутацию хорошего консультанта. Я имел полное право чувствовать удовлетворение — ведь многие люди отмечали, какую важную роль я сыграл на их пути к свободной и радостной жизни. И я им верю.

Но на самом деле удовлетворения я не ощущал. Помогая другим людям и пытаясь применить свои знания в собственной жизни, я чувствовал, что мне чего- то не хватает. Я отдаю себе отчет, что, скорее всего, я и на пороге смерти тоже буду ощущать неудовлетворенность — ведь только в Царствии Небесном мы сможем достичь всей полноты и истины. Но сейчас я говорю о той неудовлетворенности, которая явно и постоянно подталкивает нас к дальнейшим поискам. От нее не стоит отмахиваться.

Мой бывший студент однажды признался:

— Я давно наблюдаю за своим соседом Джимом. Он каждый день бегает трусцой, часто ездит на велосипеде поболеть за любимую бейсбольную команду, вместе с детьми запускает воздушного змея, а утром в субботу обязательно моет машину. И я сравниваю его жизнь со своей. Вот я, достаточно просвещенный человек, способный вникать в суть вещей. У меня возникают трения с женой — я анализирую их и нахожу причины. А в это время Джим со своей супругой, ни о чем не задумываясь, пробегает мимо моих окон по дороге в парк. Разве христианин может быть таким, как Джим? Но ведь большая часть прихожан подобна ему. Я читаю и перечитываю семьдесят второй Псалом, чтобы убедить себя, что не надо жить, как Джим. Но иногда я сомневаюсь в своей правоте.

Я отшутился, но в моих словах была и доля правды:

— Быть может, Джим действительно лучше, чем мы с тобой, знает, как надо жить.

Честно говоря, я немного устал от того, сколько мы говорим о борьбе. Может быть мы, западные христиане, настолько изнежены удобствами современной цивилизации, что нередко просто гордимся своей борьбой? Мы несем бремя испытаний, как знамя, как почетный знак. Возможно, постоянно говоря о преодолении трудностей, мы пытаемся добавить в свою жизнь огня?

Но все-таки — есть ли в жизни христианина такие ценности, по сравнению с которыми меркнут все тяготы борьбы и страданий? Ценности, которые заставляют нас устремляться в будущее и торжествовать, невзирая на все препятствия, преграждающие путь? Я думаю, что одной из таких ценностей как раз является христианское братство — то удивительное единство, которое возникает между людьми, вместе штурмующими неприступные вершины.

Любая деятельность имеет свои подводные камни. Я клинический психотерапевт, дипломированный специалист. Частично трудности в моей профессии порождены ожиданиями, которые возлагают на меня люди: раз я успешно помогаю другим изменяться к лучшему, то уж моя собственная жизнь непременно должна быть образцовой. Ведь трудно всерьез воспринять рекомендации по здоровому питанию, если их предлагает тучный диетолог.

Мою совесть тревожит один и тот же вопрос: осознаю ли я сам благодать настолько полно, чтобы с радостью и благодарностью переносить все трудности, которые встречаю на своем пути? Есть ли мне чем поделиться с другими людьми?

Размышляя по поводу своего пятидесятилетия, я пришел к заключению, что сам я по-прежнему сталкиваюсь с большинством тех проблем, с которыми ко мне приходят клиенты. А ведь они платят мне за помощь в их решении. Это мысль была не нова, но она подействовала на меня намного сильнее, чем десять или двадцать лет назад. Я ожидал, что продвинусь по пути к зрелости намного дальше, чем оказалось на самом деле.

Мое замешательство и так уже было достаточно сильным, когда к нему добавился еще один штрих. Я отметил, что если я и достиг определенного уровня зрелости, то это не всегда происходило по тем правилам, которые я рекомендую другим людям. Во всяком случае, дело было явно не в этих правилах.

В своей работе я действовал по определенной схеме: «понять что происходит — найти причину неблагополучия — устранить ее». Дайте мне проблему, и я тут же начну ее решать. У вас приступы панического страха? Я помогу вам выявить его глубинные источники, о которых вы даже не подозреваете, и поведу к освобождению. У вас химическая зависимость? Это может занять больше времени, но я выкорчую корни внутренней потребности в немедленном удовольствии, которая руководит вашей жизнью. Я вытащу на свет вашу ненависть к Богу, к тому Богу, Которого не получается подчинить своим требованиям. И после этого я проведу вас через пугающую самостоятельность к живой вере.

В нужное время я добавлю немного указаний, щедро приправлю все это советами и наставлениями и дам моей работе покипеть внутри вас. Конечно же, все будет готовиться под моим бдительным контролем, под оком шеф-повара, постоянно пробующего блюдо на вкус. Как это делают большинство консультантов, да и большинство церквей и семей, я полагался на испытанный способ взращивания добрых плодов — «исправь то, что неверно и делай то, что правильно».

Однако результаты далеко не всегда соответствовали моим ожиданиям. Мне пришлось столкнуться с этим непреложным фактом и в своей жизни, и в жизни других людей. Я видел, как много людей, вкусивших плоды такого рода терапии или нравоучительных наставлений, без конца перемалывают свои неприятности или обсуждают «подсознательные процессы», а в это время Джим с женой отправляются на пробежку в парк. Им хорошо, и они весело болтают на бегу.

Конечно, «Джимы» бывают разные. Кто-то, подобно Нерону, играет на скрипке, глядя, как его дом выгорает дотла, и никуда не стремится . Но среди них немало и таких, кто подобно орлу расправляет крылья и парит в вышине, кто рвется вперед с удвоенной силой и не изнемогает в тяжелых обстоятельствах. «Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис 40:31).

Я мечтаю именно о таком состоянии для себя, для жены и сыновей, для их жен, для моих друзей и клиентов. Я убежден, что путем интеллектуального анализа проблем я не смогу помочь вам обрести это состояние, да и сам не приду к нему. Вряд ли кому-нибудь помогут увещевания вроде: «вам нужно взять на себя ответственность за свою жизнь».

Тем не менее, именно на такой подход я всегда и возлагал свои надежды, добиваясь изменений. Конечно же, я подчеркивал необходимость доверять Богу, иметь с Ним личные отношения и подчинить жизнь Его воле. Я побуждал людей погрузиться в Слово Божье и оставить попытки объяснить замыслы Господа. Но, как и многие христиане, я слишком большое значение придавал самопознанию и самоконтролю: познай самого себя и сделай мудрый выбор.

В общем-то, это неплохой совет.

Однако сейчас мне стало ясно, что Бог поступает не так. Конечно, Он обличает и наставляет нас. Духом Своим Он исследует наши сердца, вскрывая грехи, которые разрушают веру. Но самое главное — Он открывает нам Себя. Он дает нам ощутить Свое присутствие и любовь, Он изливает Свою жизнь в наши сердца. Именно в этом — суть Его преображающего действия.

Часто для этого Господь помещает нас среди людей, которые несут в себе Его свет, чтобы через них мы ощутили Божественное присутствие. Если это так, если мы можем соприкоснуться с Богом через других людей, тогда единение сердец становится мощным и живительным источником перемен. Ведь такое общение затрагивает самую сердцевину нашего существа, те корни, из которых вырастают личностные и прочие проблемы.

Бог не стоит над человеком, словно старшина, отдающий команды. Он — внутри человека. Властно, но с любовью Он тихо говорит нам, что нужно сделать пятьдесят отжиманий. И мы рады выполнить это задание. Но не потому, что пятьдесят отжиманий привлекают нас сами по себе. А потому, что задание соответствует нашему призванию: мы — солдаты, и нам приятно порадовать своего Командира, ибо мы любим Его.

Бог не пытается подлатать ветхую природу человека — беспорядочный мир, который живет внутри нас по своим законам. Этот мир не доверяет Богу, выстраивает защитные бастионы и отрицает боль. Господь никогда не проникает в мрачные уголки человеческой души с бестеневым освещением и скальпелем, чтобы удалить все испорченное. Бог входит с чудесным мягким светом и… улыбкой. Он хочет, чтобы мы увидели, что даже на самую неприглядную наготу Он смотрит с любовью.

Бог не действует как генерал, отдающий приказания из штаба, — делайте то, что правильно! Он входит в наш внутренний мир Сам — становится един с человеком. И внутри нас появляется жажда праведности. Мы стремимся отказаться ото всего, что огорчает Господа и в полной мере реализовать добро, которое Он нам дал.

Самое ценное, что мы можем сделать, если хотим помочь человеку измениться — это дать ему вкусить благодать Божью. Господь смотрит на человека с восторгом и восхищением. Взгляд Бога проникает под налипшую на нас грязь и обнаруживает бесценные сокровища. Он прекрасно видит, каков человек сейчас, но предвосхищает, каким он станет. Господь вскрывает наши пороки и обнажает неприглядные стороны души — и мы в ужасе думаем, что теперь Он с отвращением отвернется. Но Господь обнажает наши язвы лишь для того, чтобы поразить нас Своей неизмеримой милостью. Это и есть единение сердец. Когда мы относимся к другому человеку так же, как Бог относится к нам, мы открываем дорогу для изменений в его жизни.

Бог не давит на человека и не старается его подправить, «подремонтировать», как это делают психологи. Его цель — общение с нами, и для этого Бог делает все возможное. Например, Он испытывает наши ненадежные сердца, побуждая нас совершать то, что нам не хочется. Главная цель всегда одна — приблизить нас к Себе, чтобы мы могли глубже осознать всю беспредельность Его красоты и благости. Бог хочет, чтобы мы прочувствовали восторг от Его приближения, как от появления утренней зари. Он желает, чтобы мы ощутили благоговейный трепет от созерцания бездонных глубин Его Личности. Он стремится увлечь нас в бескрайние поля Своего сердца, благоухающие ароматом дивных цветов.

Но позвольте мне оставить поэтические описания Божьей милости и вернуться к своим наблюдениям. Итак, Господь помогает нам преображаться в Свой Образ. Для этого Он, во-первых, дает нам возможность ощутить самую суть единения — Христову радость. И тогда мы обретаем способность принять себя такими, какие мы есть, и предвидеть, какими мы можем стать.

Во-вторых, Бог неустанно ищет в нашей душе то доброе, что Он в нее вложил. Раскрывая наши сердца, Он смотрит на нас с любовью и одобрением. Когда обнажается наша падшая природа, Господь остается невозмутимым. Он твердо знает, что под ней находится природа небесная.

В-третьих, Бог постоянно вскрывает в душе человека все плохое и больное, все ее язвы и пороки. Все наши «проблемы», страдания и сложности Он использует, чтобы явить Свою изобильную милость, без которой невозможно исцелить наши израненные сердца.

Раньше, занимаясь консультированием, я большую часть времени уделял работе с падшей природой. Я погружался в изучение механизмов сомнения и отрицания, исследовал развитие эгоцентрических и эгоистических схем в отношениях между людьми. Хотя эти темы важны и, безусловно, заслуживают серьезного изучения, велико искушение переоценить их значение, и, соответственно, умалить преображающую силу иррационального познания Христа.

Оглядываясь назад, я признаю: мне не удавалось дать людям понять, что за всем плохим в душе человеческой — все равно находится доброе. Разве сумел я донести до них понимание, что обратиться к глубинам своего сердца — вовсе не значит потонуть в сточной канаве? Обращение к своей душе скорее похоже на добычу золота в пустой, а иногда и грязной породе. Я полагался на свой разум, на способность разглядеть и вытащить на поверхность скрытые цели, убеждения, образы, желания и чувства клиента, а вовсе не на духовную природу моего и его сердца.

Я не задумывался о том, какой духовный заряд несут мои слова, обращенные к клиенту . А ведь мои речи вполне могли подтвердить тайные подозрения моих подопечных, что Бог скорее шахматист, чем поэт, что Он — не любящий Отец, а полицейский. В течение многих лет я не использовал возможность нести сердцам успокоение, свидетельствуя о полноте, которую дает нам Господь.

К тому же я обнаружил, что испытываю определенное удовлетворение, когда мне приходится срывать покровы и открывать людям, какие они плохие и какую боль они причиняют другим. Я вовсе не садист: мною движет желание «расшевелить» человека, чтобы гот решился на изменения. Намного легче встряхнуть клиента, наступив на его больные мозоли, чем мягко прикоснуться к тому доброму, что скрывается в глубине его души. Это все равно, что кромсать скальпелем там, где кто-то другой из сострадания обошелся бы целительным бальзамом.

Обнажение и вскрытие душевных язв во многих случаях необходимо — но только для того, чтобы полнее явить Божью милость и показать, на что эта милость способна. Выискивая плохое, мы должны с утроенным усердием искать то доброе, что спрятано под ним.

Вторжение в темные углы человеческого сердца разрушительно, но необходимо. И здесь есть свои тонкости. Было бы неверно отрицать наличие тьмы, но нельзя подчиниться ее власти, нельзя оставаться в этой тьме. Встреча с мраком собственной души не должна отвращать нас от молитвы, наоборот — она должна побуждать нас обращаться к Богу. Для чего нам помогать друг другу? Для того, чтобы каждый мог познать, что есть Высшая Сила. Когда мы находимся в самой сердцевине мрака, то наша вера в Бога есть не что иное, как осознание, что Он с нами, что Он действует в нас и через нас. Верой мы слышим, как Бог зовет нас дальше, за пределы разрухи, которую мы переживаем, к обновленной и полной жизни.

Теперь я понимаю, чего мне не хватало в моей прежней работе — осознания силы целительных отношений. И сейчас я хочу остановиться на условиях истинного общения, которое несет обновление отношений с близкими людьми. Я хочу, чтобы вы увидели: рядовые верующие, родители, супруги и друзья обладают такой целительной силой, которая может в корне изменять сердца людей. Ей нужно только дать свободу, а для этого потребуется определенная работа.

Ниже приведены случаи, в которых обычно мы ощущаем свое бессилие:

• Как помочь жене выйти из депрессии? Ей нужно больше, чем я могу дать.

• Сын сводит меня с ума. Я в полной растерянности. Хоть бы кто меня надоумил, что делать.

• Завтра я обедаю с другом. Он него только что ушла жена — она узнала, что он страдает от сексуальной зависимости. Действительно, он изменяет ей направо и налево. Я могу проявить заботу и выслушать его. Но помочь ему по-настоящему я не в состоянии.

• Я не знаю, что посоветовать другу. Он ненавидит свою работу, у него большие долги, и он совершенно пал духом. Я ничем не могу ему помочь!

Возможно, вы сумеете повлиять на жизнь дорогих вам людей, помочь им -в той степени, в какой проявите любовь Божью.

Первое условие целительных отношений: радость Христова Почему мы так редко получаем удовольствие друг от друга? Почему те, кто нас не очень хорошо знает, находят в нас больше достоинств, чем близкие люди? Нам кажется, что если нас узнают поближе, то наслаждения это никому не принесет. С одной стороны, нам отчаянно хочется, чтобы люди получали радость от близкого общения с нами. А сдругой — мы держим друзей на безопасном расстоянии, чтобы они не увидели, какие мы «плохие».

Мы сами не верим, что в нас есть нечто, достойное восхищения. А если все-таки видим в себе что-то ценное, то убеждаем себя, что в глубине-то все равно лежит «плохое». Мы думаем, что все хорошее в нас — наносное, а на самом деле нами правит зло. Непросто поверить в Благую Весть — что искупленные и прощенные люди несут в себе свет Христа, и Дух Святой этим светом преображает наши сердца, порождая в них добродетели. Каким бы вы себя ни считали, скажите честно — вы верите, что нашу сущность в гораздо большей степени определяет образ Божий, а не падшая греховная природа?

Излюбленная тактика сатаны — скрыть важную истину под ворохом фальшивых измышлений и позволить христианам разоблачить ошибочность выводов. Он знает; что христиане будут так старательно отстраняться ото лжи, что не обратят внимания на скрытую под ней правду.

Хороший пример — гуманизм. Гуманистическая философия утверждает, что человек по сути своей хорош, что глубины человеческой личности проникнуты добром, а зло лишь отражает внешнее, «дурную среду». В ответ христиане совершенно справедливо утверждают, что сама по себе человеческая природа не содержит ничего доброго. Без Христа все самые благие дела выглядят не лучше запачканной одежды. Без Христа добро — это всего лишь грим, маскирующий лик зла, испорченность человека.

Нам нужно твердо противостоять ошибочности гуманистической философии. Но в пылу борьбы не нужно отказываться от Евангельской истины, которую извратил гуманизм. В плотском человеке не живет ничего доброго, но верующие во Христа — больше чем просто плоть. Мы, христиане, имеем новую духовную сущность — мы облечены в белоснежные Христовы одежды. Нам даровано новое сердце, исполненное желанием добра.

Вспомните, о чем я писал раньше: главное, что делает Господь, стремясь изменить людей, — Он открывается им. Бог всем сердцем жаждет радоваться о каждом из нас. Но когда все побуждения людских сердец были направлены на зло, Господь не мог радоваться. Тогда Он сделал человека достойным Своей радости — Он даровал ему возможность созидания нового сердца, полного святых намерений. Теперь, когда мы познаем, как Бог радуется о нас, мы не взлетаем до потолка от гордости за себя — каков Я, а? Но нам не нужно и съеживаться в самоуничижении — я недостоин Божьей любви, я ужасен. Мы осознаем, какими мы были и чего заслуживали, какие мы есть сейчас и какими мы можем стать в будущем- и наши сердца наполняются благодарностью к всеблагому Господу!

В прощеных сердцах зарождаются благие побуждения. Но добро станет в них полновластным правителем только тогда, когда мы познаем, лично узрим Бога, когда ожидания нашей веры сменятся восторгом реальной встречи. А пока такой встречи не произошло, наши добрые побуждения реализуются постепенно, по мере того, как мы узнаем Господа.

Пока мы не признаем, что вне воли Бога и Его намерений все наши желания незаконны, любые наши изменения будут поверхностными. Но по мере осознания, насколько сильно Бог желает нам блага, и какой любовью пронизаны Его намерения о нас, возрастает и желание слушаться Его. Тогда добрые побуждения сердца обретают силу.

Бог радуется, что мы прощены и стали Его сыновьями и дочерьми, сонаследниками Царства. Он радуется, приглашая нас разделить с Ним Его трапезу. Он ликует, предвидя, как дивно мы преобразимся, насыщаясь яствами, которые Он приготовил для нас.

Мой друг вырос в семье, где вечно царило раздражение. Семейные трапезы проходили либо в молчании, либо в язвительных перепалках. Неподалеку, вниз по улице, стоял старомодный особняк с большим крыльцом. В нем жила дружная семья. Мой друг рассказал мне, что когда ему было лет десять, он всегда старался ускользнуть после обеда, пока на него не накричали, и мчался к «счастливому» дому. Если в это время семья, живущая в особняке, обедала, он прятался под крыльцом, и сидел там, слушая веселый смех и разговоры. Когда я услышал эту историю, то спросил друга:

— А что бы случилось, если бы отец благополучного семейства прознал, что ты сидишь, скрючившись, под крыльцом, и послал за тобой сына?

Я попросил своего друга представить, как он согласился войти и сел за стол. Я предложил ему вообразить, как он неловко повернулся за столом и разлил стакан воды. И как отец на это радостно пророкотал:

— Наполните его стакан! Дайте ему сухую рубашку! Я хочу, чтобы ему нравилось обедать с нами!

Каждому человеку очень нужно слышать, как смеется отец! Ведь изменения души зависят только от познания характера Бога. Нам нужно выплакаться в объятиях отца, признавшись, что мы изменяли себе и ему, продавая себя за деньги. Нам нужно понять, что отец готов выбежать от радости нам на встречу. Нам нужно услышать взволнованное: «Как я могу тебе помочь?» — вместо ожидаемого гневного: «С меня хватит!» Пока мы не переживем этих состояний глубоко и полно, изменения не затронут наших сердец.

Видим ли мы в людях хорошее? Способны ли мы за всей мелочностью, жестокостью и гневливостью человека, за его раздутым тщеславием — словом, за всеми нелицеприятными качествами, которые нас безумно раздражают — увидеть чистое сердце? Принимаем ли мы своих сестер и братьев во Христе так же, как Христос принимает нас, — прощая им согрешения и веря что они способны на лучшее? Радуемся ли мы, как дети, представляя себе, каким прекрасным человеком может стать наш знакомый? Много ли времени мы тратим, чтобы вообразить его в новом образе? Способны ли мы заглянуть в будущее и описать, каким станет близкий нам человек — непокорный сын, ушедший супруг или вечно недовольный друг — лет через двадцать, если Дух Святой будет трудиться над ними?

Если мы хотим помочь человеку измениться, то в основании всей нашей деятельности должна лежать такая радость, какой Христос радуется о нас. Если ее нет, то все научные изыскания, проверенные методы, мудрые наставления, вдохновенные рассуждения и даже теплые слова ободрения не принесут пользы. Без подлинной любви, без радостного восхищения другим человеком и его возможностями любая попытка помочь людям измениться заканчивается неудачей.

Второе условие целительных отношений: неустанный поиск добра Как можно определить духовное руководство? Кто-то сказал: это значит — понять, что Бог собирается сделать в жизни других людей, и присоединиться к Его действиям. Но, когда возникает какая-то проблема, требующая нашего участия, мы крайне редко следуем этому простому определению. Возьмем, к примеру, распространенную жалобу на усталость. Друг рассказывает вам, что чувствует сильную усталость. Он показался врачу — все анализы в порядке. Друг говорит, что знакомый гомеопат прописал ему какие-то гранулы. Он принимает их — по тридцать штучек в день. Кажется, они немного помогают.

Обратите внимание на ход своих размышлений: «Интересно, что случилось с Биллом? Я тоже сильно устаю. Может быть, у меня синдром хронической усталости? А Биллу хорошо бы показаться другому специалисту или обратиться к психологу. Вполне возможно, что у него депрессия».

А теперь представьте себе, как обычно протекает разговор с уставшим человеком. Сначала мы задаем ряд вопросов: «А как ты спишь — бессонница не мучает? Как питаешься?» За ними следует пара-тройка советов: «Знаешь, мы начали дома пить свежевыжатый сок, в нем куча витаминов — это помогает». А в заключение вьщаем определенную дозу сочувствия: «Да, дела неважнецкие. Давай, старик, держись. Надеюсь, что тебе станет полегче».

Консультанты и психологи часто следуют той же схеме, только уже в более сложном виде. Они подробно расспрашивают клиента, чтобы понять, не переживает ли он серьезный стресс. Выясняют, как у него обстоят дела с чувствами вины и гнева. Затем они предлагают некие действия: либо продолжительные беседы (консультации), либо изменения в привычном образе жизни, которые способны пробудить душу, привести ее в область новых интересов. В течение всей работы консультанты обеспечивают клиенту поддержку.

Как правило, когда мы сталкиваемся с проблемой, вначале у нас даже не возникает мысль, что за ней может стоять какое-то благо, которое приготовил нам Бог. Если усталость вызвана соматическим заболеванием, то это заболевание нужно выявить и лечить. Если помогает гомеопатическое лечение, то его следует продолжать. Я вовсе не против решения проблемы, когда есть очевидные пути. Я лишь хочу сказать, что когда мы озабочены поисками этого решения или всячески стараемся поддержать человека, то легко упустить из виду один очень мощный источник перемен и поддержки. Этот источник — умение увидеть благожелательное присутствие Божье в самой гуще сложностей и с любовью открыть его страдающему человеку.

Обратите внимание, что я говорю сейчас не о том, чтобы растолковывать друг другу, чему именно учит нас Бог в данных конкретных испытаниях. Например: «Может, посредством твоей борьбы с усталостью Бог хочет научить тебя терпению?» Открытие Божественного участия в трудной ситуации скорее следует выразить иначе: «Я поражен, что несмотря на всю усталость, ты так поддерживаешь жену. Это — настоящее благословение для твоей семьи».

Давайте посмотрим, как по-новому подойти к сложной ситуации. На последней консультации Дэбби набросилась на своего мужа:

— Ты говоришь, будто я постоянно осуждаю тебя. Так вот, это ты меня осуждаешь! Я еще не встречала большего придиры и критикана, чем ты. Ты мне вздохнуть не даешь. С меня хватит!

Представьте себя на месте консультанта Дэбби. Брэд, муж Дэбби, с ненавистью смотрит на нее. Дэбби буквально трясется от злости. Что вы на это скажете?

Может быть, вам стоит обратить внимание на явную злость Дэбби:

— Видимо, вы чувствуете себя одинокой и непонятой.

Или же коснуться более глубокого источника столь сильных эмоций:

— Вы можете вспомнить, когда еще чувствовали такое же сильное унижение?

Или попробовать обратиться к библейским нормам и призвать к послушанию:

— Дэбби, Библия говорит, что нам нужно отложить всякий гнев. Конечно, это непросто, но это надо сделать.

Возможно, вы решите проявить эмпатию:

— Я знаю, как вам сейчас больно из-за поведения Брэда. Я очень вам сочувствую и хочу, чтобы вы знали: я верю в вас.

Но если вы смотрите на Дэбби глазами Христа и радуетесь о ней Его радостью, то вы увидите те добрые побуждения, которые скрываются за ее злостью. Вряд ли Дэбби осознает их сама — скорее всего, они еще пребывают в зачаточном состоянии.

Если ваше сердце готово открыть Дэбби, как благ к ней Господь даже в минуты ее гнева, то вы попробуете помочь ей заглянуть в глубины ее сердца, где действует Дух Святой. Там таятся ее самые сокровенные желания, и там есть ясное понимание добра и зла.

— Дэбби, ведь вы не только жаждете, чтобы кто-то любил вас всем сердцем, но и сами желаете отдать свою нежность и любовь другому человеку, чтобы он мог испытать радость. Когда вы обвиняете Брэда, то ваше сердце говорит не из глубины. И ведь вы осознаете, что делаете что-то не так, и хотите все исправить.

Что же дальше? А дальше обязательно нужно раскрыть ту духовную работу, которая происходит в душе Дэбби, показать ей, что там находится нечто ценное — средоточие ее личности.

— Когда Брэд цепляется к вам, вы смутно ощущаете, что в вас есть некий стержень, который он не может сломать. Вы чувствуете, что в вас есть цельность и внутренняя крепость. Они дают вам такую свободу,

что вы можете спокойно выдержать любую атаку Брэда. Да, вас можно ранить, но только не опустошить. Вы можете огорчаться и даже злиться, но вы не жаждете смерти обидчика. Если пройти по следам всех обид и ран, которые вам нанесли, то окажется, что сердцевина вашей личности осталась нетронутой. Она устояла и продолжает жить.

Следующий этап — раскрыть для Дэбби ее добрые намерения по отношению к Брэду.

— Благая Весть дает вам способность ощущать радость в объятиях Отца. У вас есть свобода делать то, к чему влечет вас сердце. Попробуйте поделиться с Брэдом теми чувствами, что наполняют ваше сердце, когда вы находитесь в руках Господа.

Последнюю мысль нужно пояснить. Если обида была серьезной, то не исключено, что сердце Дэбби даже и на глубине переполнено горечью. Тогда ее духовный порыв, скорее всего, выразится в том, что она сурово обличит Брэда и отстранится, чтобы защитить себя от ответного нападения мужа. Но, изливая свое обновленное сердце, Дэбби уже не будет ему угрожать — самые твердые и решительные ее слова будут смягчены, наполнены милостью и добром.

Силы для упорного поиска доброго под напластованиями падшей природы мы частично черпаем из собственного опыта, который приобрели, открывая другим людям свою неприглядность. Мы проводим что-то вроде теста: «Видите ли вы во мне что-нибудь кроме гадости? Нет? Ну, что ж, тогда я имею полное право быть таким или даже еще хуже». Наши сердца ожесточаются, когда люди встречают наши недостатки упреками или относятся к ним с брезгливым любопытством. Но если на неприглядный поступок, который мы совершили, друг отвечает добром, то в нас очень часто расцветает нечто достойное.

Иногда мы проверяем себя еще более жестко: «Ядолжен убедиться, что ты веришь в меня. Я повернусь к тебе своими самыми мерзкими сторонами. И если после этого ты все равно будешь ждать от меня добра, тогда, быть может, и я поверю, что во мне действительно есть что-то хорошее».

Итак, второе условие целительных отношений — неустанный поиск добра в каждом человеке.

Третье условие целительных отношений: обнажение пороков и душевных ран Обратите внимание: это условие — последнее. Но как часто мы с него начинаем! Я глубоко убежден, что если бы мы стремились являть другим людям торжество Христовой радости о них и непрестанно искали добро, которое скрывается в их сердцах, то выполнять третье условие требовалось бы не так часто.

Но порой действительно случается, что добро может открыться, только если мы сначала противостанем злу. Как правило, такая конфронтация невозможна без особого подхода: мы должны проявить милость там, где, как нам кажется, может быть только осуждение. Единение помогает не только оживить хорошее, но и сокрушить плохое, и эта сокрушительная сила заключается в любви, которая прощает все.

Грех отделил нас от Бога, от самих себя и от других людей. Бог, по Своей великой любви взял его на Себя, чтобы воссоединить нас — в первую очередь, с Самим Собой. Воссоединение происходит, когда Бог открывает нам, что Он есть любовь. Изливая благодать в наши сердца, Господь примиряет нас с самими собой и с другими людьми. Его благодать делает нашу жизнь целостной, ведет нас по пути духовного роста и дает внутреннее осознание, что мы несем ее другим людям.

Иногда Бог ведет нас к воссоединению с Самим Собой, вытаскивая на свет наши дурные намерения. Он открывает нам горькую правду, показывая, что мы полагаемся исключительно на себя, а не на Него, изменяем собственным желаниям и принципам, в трудную минуту первым делом спасаем свою шкуру и используем людей в своих целях. Когда наши пороки и язвы обнажаются, мы оказываемся сокрушенными. Столь радикальное воздействие выбивает нас из привычной колеи, и иногда очень серьезно.

В своей книге «Внутренний мир» я рассказал о том, как устроен внутренний мир человека. В частности, я говорил о том, что человек всегда жаждет чего- то лучшего и, пытаясь самостоятельно наполнить свою жизнь, неизбежно впадает в грех. Многие люди говорили мне, что по нескольку раз в гневе отбрасывали книгу о внутреннем мире — настолько невыносимо было ее читать. Тяжело встречаться со своей болью и грехом.

Однако, обнажая тщательно скрываемые нами тайники души, Бог не ставит Своей целью сказать нам: «Ты — отвратителен, и всегда помни об этом!» Он не говорит: «Твоя боль настолько сильна, что если ты не будешь Мне доверять, то сломаешься!» Снимая покровы с нашей нечистоты, Господь не устает повторять лишь одно: «Я — это Любовь. Я люблю тебя всегда и всяким. Я хочу, чтобы ты знал: Я все делаю только для твоего блага. Ты даже представить себе не можешь, что Я приготовил для тебя впереди!»

Сокрушение имеет смысл, лишь если оно предпринято ради того, чтобы ошеломить человека превосходящей всякое разумение Любовью и поразить его обетованием вечного блаженства. Приведу простой пример. Очень часто родители наказывают своих детей, испытывая гнев. И это никому не приносит добра. Когда родители пытаются управлять ребенком с помощью гнева, когда ими движет исключительно желание наказать его, то в маленьком сердце не зарождается ничего доброго. Другое дело, если отец или мать наказанием учат ребенка, когда они нацелены на близость и развитие, когда они предвидят добрые плоды — тогда сокрушение, которое неизбежно при наказании, принесет благо.

Не нужно быть профессионалом, чтобы понимать, что, как и когда следует вскрыть в душе ближнего. Для этого необходимо всего лишь умение посмотреть на себя. Если мы честно заглянем в свою душу, то легко обнаружим, что не доверяем Богу: «Если Он столь милостив, как же с нами могло случиться такое!» Мы увидим, что не желаем признаваться, как нам порой бывает одиноко, какие горькие разочарования мы в себе носим. Мы обнаружим, что давно уже понемногу снижаем свои моральные устои — для того, чтобы чувствовать себя на высоте. Мы выявим Тысячи способов, которые мы изобрели, дабы избежать встречи с суровой реальностью и сохранить свое лицо (хотя благодаря этим способам можно лишь потерять душу). Честный взгляд покажет, что в отношениях с другими людьми нами движет в основном эгоизм, который мы неосознанно выдаем за благородные побуждения или, на худой конец, находим ему рациональные оправдания.

Если мы ясно увидим себя «во всей красе», то сможем войти и в сложный мир чужой души (Мф 7:3-5). Войти с одной целью — воссоединить человека с Богом путем обнажения его недостатков. Именно так поступает Бог — Он ясным светом освещает зло, гнездящееся в потемках наших душ, и делает это только для того, чтобы явить нам нашу собственную благость. Мы должны подражать Господу.

Представьте, что сказал бы Бог супругу, который унизил свою жену.

«Да, ты только что сразил свою жену. Ни за что, жестоко и болезненно. Но тебе даже не стоит копаться в себе, чтобы понять, почему ты это сделал. Ты ведь прекрасно знаешь, как ты эгоистичен и неуверен в себе, как ты недалек и требователен.

Я хочу, чтобы ты обратил внимание, что твой поступок не прошел для тебя бесследно. Тебе хочется заглушить голос совести и оправдать свою подлость. Ты хочешь притвориться, что тебя совершенно не волнует пропасть, возникшая между тобой и женой. Но при этом Я вижу, что ты хотел бы выразить свое огорчение и признать неправоту. Вот с чего начнутся перемены!

Я вижу, что ты хочешь поправить дело. Это уже тень покаяния. Внутри тебя тихонько зашевелилось желание загладить вину, простить жене ее недостатки и попросить у нее прощения. Отлично! Это проснулись побуждения твоего обновленного сердца.

Я хочу укрепить эти намерения, чтобы они выросли и смогли выйти наружу. Доброе начнет расти в тебе, когда ты познаешь, что сейчас, глядя на тебя — ничтожного, подлого и надменного мужчину, — Я люблю тебя, и Я прощаю тебя. Упитанный телец заколот и ждет, когда его зажарят к праздничному столу. Ангелы уже готовы выступить радостным хором. Я смотрю на тебя и вижу твою славу. Ты хочешь всей душой любить жену. Я безмерно рад — ты хочешь любить жену так, как люблю тебя Я.

Теперь ты познал, какими глазами Я смотрю на тебя, стоящего передо мной в стыде и позоре. Теперь ты сможешь совсем по-другому подойти к жене. И Я не препятствую тебе. Иди и увидишь!»

Итак, наши отношения несут исцеление тогда, когда они наполнены силой Христа. Мы приносим свежий ветер перемен в жизнь других людей, если даем человеку возможность ощутить Христову радость о нем. Если в каждом сердце неустанно ищем доброе и поддерживаем те желания, которые приносят человеку любовь и силу. Мы подвигаем душу к благотворным изменениям, если вторгаемся в ее самые мрачные закоулки и освещаем скопившуюся там грязь и боль с единственной целью — предать все плохое милости Божьей, ибо только милость ведет к покаянию.

Выполнение трех условий построения отношений, которые исцеляют людские сердца, вполне доступно каждому христианину. Но как же редко люди пользуются этими принципами! Хотя, даже если выполнять одно только первое условие, то и тогда мы соберем богатый урожай добрых плодов.