Введение

Филиппы

Павел и Филиппы

Гонения

Настоящая дружба

Повод для написания послания

Проблема

Объяснение

Прекрасное послание

Послание к Филиппийцам

При изучении Послания к Филиппийцам мы не встречаем какие-либо критические вопросы; никто из критиков Нового Завета не оспаривал его подлинности. Мы можем без всякого сомнения считать Послание к Филиппийцам подлинным посланием апостола Павла.

Филиппы

При выборе места для проповеди Евангелия Павел всегда подходил как стратег: он выбирал место, которое было не только важно само по себе, но и служило ключом ко всей области. И сегодня еще многие места, в которых проповедовал Павел, являются шоссейными или железнодорожными узлами. Таким же местом были и Филиппы, у которых были три важные отличительные черты.

1. Вблизи находились золотые и серебряные рудники, которые разрабатывались еще со времен финикийцев. Правда, в эпоху христианизации они были уже выработаны, но они превратили Филиппы в крупный торговый центр античного мира.

2. Этот город основан Филиппом Македонским, отцом Александра Великого Македонского, и носит его имя. Город стоит на месте древнего города Кренида, что значит Горный родник. Филипп Македонский основал этот город в 368 г. до Р. Х., учитывая стратегически самое важное место в Европе. Здесь проходит горная цепь, разделяющая Европу и Азию — восток от запада; и город господствовал над дорогой, идущей из Европы в Азию. Именно поэтому у Филиппы произошла одна из великих исторических битв: здесь Марк Антоний разбил Брута и Кассия и решил, тем самым, будущую участь римской империи.

3. Вскоре после этого Филиппы получили звание римской колонии. Эти римские колонии были интересные административные учреждения. Они не были колонии в том смысле, что они были аванпостами цивилизации в еще неисследованных частях мира. В первую очередь, они имели военное значение. Рим имел обычай посылать группы воинов-ветеранов, отслуживших свой срок и получивших римское гражданство, на поселение в города, стоявшие на стратегически важных дорогах. Обычно такие группы состояли из 300 ветеранов с женами и детьми. Колонии представляли собой центральные точки в великой римской системе дорог, расположенные так, что можно было быстро прислать подкрепления из одной колонии в другую. Колонии создавались для поддерживания мир и контроля стратегически важных центров в обширной римской империи. Сперва колонии организовывались в Италии, но вскоре они уже были разбросаны по всей империи, по мере роста империя. Позже правительство давало звание колонии любому городу за верную службу.

Где бы ни находились эти колонии они всегда представляли собой маленький кусочек Рима и их главной отличительной чертой была гордость своим римским гражданством. Говорили на языке римлян, одевались в римские одежды, соблюдали римские обычаи; члены городского самоуправления носили римские звания и делали все то, что делалось в самом Риме. Жители упорно и неизменно оставались римлянами и никогда и не думали ассимилироваться с местными жителями, среди которых они поселились. Римская гордость слышна в обвинении, выдвинутом против Павла и Силы в Деян. 16,20.21: «Сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш городи проповедуют обычаи, которые нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять».

«Наше же жительство — на небесах», пишет Павел филиппинской церкви (3,20). [В одном из английских переводов эти слова переведены так: «Вы — небесная колония»]. Римский колонист, в какой бы обстановке он ни находился, никогда не забывал, что он римлянин, так и христиане никогда ни в каком обществе не должны забывать, что они — христиане. Нигде люди не гордились так своим римским гражданством, как в римских колониях.

Павел и Филиппы

Павел впервые пришел в Филиппы во время своего второго миссионерского путешествия, около 52 года. Влекомый видением македонца и его призывом прийти и помочь, Павел отплыл из Александрии Троадской в Малой Азии и высадился в Европе в городе Неаполе во Фракии, а оттуда пошел в Филиппы.

О пребывании Павла в Филиппах рассказано в Деян. 16. В центре ее стоят три человека — Лидия, торговка багряницею; служанка, доставлявшая своим господам большой доход своими прорицаниями; и римский тюремщик. Это дает необычную картину античной жизни. Лидия была азиаткой, а имя ее, может быть, вовсе и не имя, а лишь кличка «лидийская дама» — дама из Лидии. Служанка была уроженкой этих мест — гречанкой. А тюремный страж был римским гражданином. Эти трое были не только различной национальности, они так же стояли на различном социальном уровне. Лидия была торговка багряницей, одним из самых дорогих товаров античного мира. Служанка была рабыней и потому, в глазах закона вообще не человек, а живое орудие. Тюремный страж был римским гражданином: он принадлежал к солидному римскому среднему классу, из которого набирали гражданских служащих. Все они представляли верхний, низкий и средний класс тогдашнего общества.

Гонения

Павел был вынужден покинуть Филиппы после бури гонений и незаконного заключения в темницу. Это гонение унаследовала и церковь в Филиппах. Павел пишет филиппийцам, что они разделили с ним его узы и утверждение благовествования (1, 7). Он просит их не страшиться ни в чем своих противников, потому что они переносят то, что он сам уже вынес и что еще выносит (1,28-30).

Настоящая дружба

Между Павлом и Филиппийской церковью завязались узы дружбы, каких у него не было ни с другими церквами. Он с гордостью заявлял, что никогда не принимал помощи ни от одного человека и ни от одной церкви, а удовлетворял свои потребности своими собственными руками. И лишь от Филиппийцев согласился принять дар (4,16). И когда Павел пошел дальше и пришел через Афины в Коринф, лишь Филиппийцы помогли ему в нужде (2 Кор. 11,9). «Братия мои возлюбленные и вожделенные, — называет он их, — радость и венец мой … в Господе» (4,1).

Повод для написания послания

Павел писал это послание, находясь в римской тюрьме. У него были на это особые причины.

1. Это благодарственное послание. Прошли годы, стоит 63 или 64 г., и вновь Филиппийцы прислали ему подарок (4,10.11).

2. В нем говорится о Епафродите. По-видимому, Епафродит не просто принес Павлу подарок, но должен был остаться при Павле, чтобы служить ему. Но Епафродит заболел; он тосковал по дому и волновался, потому что знал, что его родные дома тоже волновались о нем. Павел послал Епафродита домой с такой характеристикой: «Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти» (2,29.30). Какие трогательные слова! Павел, сидящий в тюрьме в ожидании смерти и пытается облегчить положение Епафродита, когда тот неожиданно и против своего желания был вынужден идти домой. Это верх христианской учтивости.

3. Послание воодушевляет Филиппийцев перед лицом постигших их испытаний (1,28-30).

4. Послание — призыв к единству. Именно с этим связан отрывок о беззаветном смирении Иисуса Христа (2,1-11). В Филиппийской церкви поссорились две женщины и они угрожали миру в церкви (4,2), а лжеучители пытались увести Филиппийцев с пути истинного (3,2). Послание — призыв поддерживать единство Церкви.

Проблема

И именно в этом заключается проблема, в связи с которой написано было Послание к Филиппийцам. В 3,2 послание принимает неожиданный оборот. До 3,1 — все дышит ясностью и безмятежностью и, кажется, послание спокойно идет к своему завершению, но вдруг, без всякого предупреждения идет следующее: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания». Нет никакой связи с предыдущими словами. Далее, 3,1 выглядит как конец послания: «Впрочем братия мои, — говорит Павел, — радуйтесь о Господе». И вот, после кажущегося заключения Павел начинает еще раз сначала!

Из-за этого резкого перелома многие ученые считают, что Послание к Филиппийцам, в дошедшей до нас форме, это не одно послание, а два объединенных в одно. Они считают, что 3,2-4,3 — это благодарственное и предостерегающее послание, написанное сразу после прибытия Епафродита в Рим, а 1,1-3,1 и 4,4-23 — это послание написанное значительно позже и посланное с Епафродитом, когда он отправился домой. Мы знаем, что Павел наверняка написал не одно послание в Филиппы, потому что Поликарп говорит о нем в своем послании к Филиппийской церкви: «удалившись от вас он писал вам послания».

Объяснение

И, тем не менее, нет основания для того, чтобы делить это послание на два. Внезапный перелом от 3,1 к. 3,2 можно объяснить еще и иначе.

1. В то время как Павел писал послание, поступили новые сведения о проблемах, возникших в Филиппах, и тогда он оборвал свою мысль, чтобы перейти к новой теме.

2. Но самое простое объяснение сводится к следующему.

Послание к Филиппийцам — личное послание, а личное письмо никогда не излагается в логической последовательности, как научный трактат. В таком письме мы излагаем вещи по мере того, как они приходят в голову; мы беседуем с друзьями на бумаге; и ассоциации и последовательность мыслей, совершенно понятные для нас, могут вовсе не быть такими очевидными для других. Такой внезапный переход к другой теме может и здесь объясняться гем, что это личное письмо.

Прекрасное послание

Для многих из нас Послание к Филиппийцам -самое прекрасное из всех написанных Павлом. Его называли и по-другому: Послание превосходных вещей, а также Послание радости. В нем снова и снова повторяются слова радость и радуйтесь. «Радуйтесь всегда в Господе, — пишет Павел, — и еще говорю: радуйтесь». Даже в тюрьме он направил сердца своих друзей и наши сердца к радости, которой никто не может отнять.