Вопросы с подвохом задавали во все времена те люди, которые хотели только посмеяться над ближним или уловить его. Подобные вопросы задавали и Христу — о той же подати кесарю, например. Однако ответы на подобные вопросы интересуют и искренних людей, и не только для того, чтобы достойно ответить на подвох.

Мудрый Соломон учил: «НЕ отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему; НО отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.» (Притчи 26:4-5

)

Сегодня же мы поговорим не о глупых вопросах, и не о мудрых ответах, которые разоблачат коварных людей. Когда-то Лео Таксиль в своей «Забавной библии» вопрошал: Что это за всевидящий Бог, от которого Адам мог спрятаться за кустиком? — На такого рода саркастический вопрос может ответить любой начинающий родитель, играющий в прятки с младенцем.

Но всё же вопросы о всеведении, всемогуществе и вездесущности Бога время от времени возникают и у серьезных христиан. И вот об этом хочется сегодня поговорить.

Где Бог? Знает ли Бог? Видит ли Бог? Может ли Бог?

Бог многого не может: Он не может согрешить, Он не может умереть, Он не может не любить… в конце концов, он не может просто утонуть или упасть. Но это никак не уменьшает Божьего всемогущества!

Но самое главное, что следует понять человеку — человек не в состоянии полностью понять и познать Бога! И не только в этой ограниченной земной жизни, но и всей вечности не хватит, чтобы полностью познать Бога. Потому что, если бы человек мог познать Бога хотя бы за половину вечности (а это сколько?), то оставшаяся половина вечности была бы скучной и бессмысленной, потому что познавать уже было бы нечего.

Да, вопрос о том, сколько это — половина вечности, — не праздный. Потому что вечность такова, что даже её половина — это всего лишь маленькая точка в самом начале вечности… И даже этот простейший вопрос о вечности многим людям не под силу понять. А что говорить о понимании вечного Бога? Именно потому, любой ответ о Боге, если только он не будет цитированием Писания (в переводе которого уже есть след ограниченности человеческой мудрости), уже является неправдой и вымыслом. Потому Библия запрещает мудрствовать о Боге, например здесь:

«…открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: Называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, … — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте…» (Рим 1:18-24)

Любое утверждение о Боге, сверх написанного в Библии, содержит в себе ложь и заблуждение. И тем не менее, мы пытаемся говорить о Боге. Потому что так устроен человек. И этот разговор — для серьёзных, ищущих людей, а не для тех, кто ищет уловить и осудить.

Может ли Бог сотворить камень, который не смог бы поднять? Ответ более чем простой: Он может даже гравитацию изменить. И если вопрошающий не знает, что это такое, и какое отношение это имеет к способности поднять камень, то пусть такой вопрошающий смиренно сядет за школьную скамью, а не пытается блеснуть своим разумом перед подобными себе.

Но вот может ли Бог заставить человека сделать правильный выбор в своей жизни? Здесь уже речь даже не о всемогуществе Бога! И даже речь не о знании, как это сделать; и не о мудрости — зачем такое необходимо. Это вопрос о ЛЮБВИ Божьей! Да, Бог вполне мог бы сотворить человека таким, чтобы он ни разу никогда не нарушил бы волю Божью. Но в таком случае это будет… робот. Бездушная машина, с которой невозможно общаться, которая не способна любить! Потому что любовь не может быть насильной или запрограммированной. Любовь — это непременно свободный выбор! И даже если Бог способен заставить человека, принудить его к послушанию, то это будет либо послушание без любви, либо не послушание вовсе. И потому Бог ОГРАНИЧИЛ Своё всемогущество в отношении воли человека. И да, в какой-то мере является истинным этот ответ, который для многих изначально может показаться богохульным: Нет такой силы во вселенной, которая могла бы заставить человека сделать тот или иной выбор! Почему? Потому что сатана не способен, а Бог ограничил Себя. Потому что как только Бог заставляет, так сразу же перестает любить. А вот это уже не возможно, потому что Бог есть Любовь. В этом вся сущность Бога.

Для многих христиан даже подумать, что Бог чего-то не может или не знает — это богохульство и святотатство. И, может быть, таковым и не стоит говорить на эту тему. Может быть разговоры на тему способностей Бога действительно могут разрушить человека, его веру в Бога, точно так же, как, скажем, разговор о недостатках родителей может разрушить веру ребёнка в них, и сделать его неспособным нормально жить; или точно так же, как разговор, скажем, о сексе с детьми может разрушить их мораль ещё до того, как они созреют до уровня понимания этого возвышенного дара Божьего человеку. Не каждому дано прикоснуться к завесе тайны Божьей и остаться смиренным верующим человеком, полагающимся на Бога, Которого уже попытался измерить чрезвычайно ограниченной мерой своего разума, как если бы вечность можно было бы измерить школьной линейкой. Даже океан вычерпать ладонями легче, чем постичь непостижимого Бога!

Софар Наамитянин, отвечая Иову, говорил: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?…» (Иов 11:7-8) И хотя мы соглашаемся с Софаром, что это действительно так, тем не менее Бог Софару и остальным друзьям Иова, пытавшимся остановить его в словах, «омрачающих Провидение словами без смысла, ничего не разумея» (Иов 38:2; 42:3) вынес Свой вердикт: «вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:7). И эти слова Бога дают нам дерзновение продолжать исследовать и всё больше открывать для себя Неисследимого.

Если вопрос о всемогуществе Бога скорее возникает у скептиков и насмешников, то вопрос о вездесущности всплывает только во время споров о триединстве Бога.

Завесу над вопросом вездесущности Бога слегка приоткрывает нам Вестница Господня, свидетельствуя о том, что Христос, добровольно приняв на Себя человеческую природу, лишил Себя вездесущности, и потому лишь посредством Своего представителя Святого Духа Он может пребывать с нами везде:

«Святой Дух — это представитель Христа, не имеющий человеческого облика и потому независимый. Ограниченный человеческим естеством, Христос не мог Сам присутствовать повсюду. Поэтому Он должен был пойти к Отцу, а для блага учеников послал Духа продолжать Свое дело на земле. Теперь никто уже не окажется в более выгодном положении из-за того, что живет там же, где Христос, или близко общается с Ним. Через Духа Спаситель будет доступен для всех, и в этом смысле Он станет для них ближе, чем во время Своего пребывания на земле. » (Желание веков, 669)

В то же самое время, размышляя об Отце, Которого никто из людей не мог видеть, но Который всегда был явлен людям посредством Сына (Ин 1:18), мы понимаем, что Он также имеет форму и тело, которым ограничен? Псалмопевец, говоря о вездесущности Бога, говорит о том, что Дух Его присутствует везде, Дух, Который лишен тела и формы (Пс 138:7). Однако эти рассуждения, которые так или иначе представляют Бога ограниченным, являются всего лишь подобием рассуждения пятилетнего ребёнка об устройстве авиационного двигателя. В этом рассуждении есть лишь одна польза и одна истина: Оно удерживает нас от уклонения в пантеизм, утверждающий, что Бог присутствует и в камне, и в ветре, и в хлебе. Именно в этот пантеизм в свое время уклонилисьКеллогг и Ваггонер, и потому нам следует говорить о некотором ограничении вездесущности Бога, даже если это и очень опасное рассуждение, граничащее с ложным свидетельством о Боге. Главное — не делать это утверждение проверкой истинности кого-бы то ни было.

Но чаще всего серьезные мыслящие христиане сталкиваются с вопросом всеведения Божьего. Действительно ли Бог знает конец от начала, как это утверждает Священное Писание? Знает ли Бог от рождения человека, что будет с этим человеком в конце? Знает ли Бог, кто будет спасен и кто погибнет? И это даже не вопрос предопределения, в которое мы не верим. Это вопрос всезнания Божьего. Знает ли Бог, что я изберу, прежде чем я это сделаю? Знает ли Бог, спасусь я или погибну, прежде чем завершится моя жизнь и я предстану пред судом вселенной?

И опять мы должны признать неспособность человека знать Бога. И снова мы вынуждены говорить о том, что Бог, если чего либо и не знает, то только потому, что Он оградил Себя от такого знания, сознательно ограничив Свое всеведение. Как это понять? Приведу простой пример:

Ребёнок закрылся в комнате и тайно делает подарок маме. Может ли мама знать, что он ей готовит? Да, в большинстве случаев мама может и подсмотреть или просто предугадать по определенным признакам, что же там мастерит её дитя. Но она намеренно этого не делает. Почему? Потому что исчезнет всякая прелесть подарка, сюрприза, таинственности.

Точно так же и Бог облекает тайною дело (Притчи 25:2). Откуда мы знаем, что Бог, подобно любящей матери, НЕ ЗНАЕТ, что сделает Его дитя? Потому что об этом говорит Писание:

«Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.» (Иер 18:7-10)

В этих словах мы видим именно свидетельство о том, что Бог не знает, какой путь изберет народ — послушания или противления. И мы сейчас не пытаемся утверждать природу этого не знания — может это незнание именно таково, как у матери, не желающей узнать, какой же именно подарок готовит её дитя. Но приведенный текст из Писания, если бы Бог на самом деле знал действия народа в описанной ситуации, представлял бы Бога неким странным, нелогичным, непоследовательным и даже глупым.

Многим свойственно идеализировать всё, связанное с Богом, даже если это доводится до абсурда. Хотя, повторюсь, нам никогда не познать Бога во всей полноте, и тем более Его природу и разум, который неисследим (Ис 40:28; Рим 11:33). Тем не менее, ответ на вопрос о том, знает ли Бог при рождении человека его окончательную участь и выбор, должен быть отрицательным. Нет, Бог не знает, что я изберу. Он вполне мог ограничить Свое знание моего выбора, но Писание утверждает, что Он не знает этого. Об этом свидетельствует хотя бы следующая притча Христа:

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.» (Луки 13:6-9)

Говорить о том, что Бог чего-то не может или чего-то не знает — не умаляет величие Божье. Напротив, возвеличивает Его ЛЮБОВЬ и мудрость. Но попытки вопреки всякому здравому смыслу утверждать, что Бог непременно знает, что человек всё равно изберет смерть и пойдёт в погибель, но при этом Бог продолжает попытки спасти этого человека и остановить его на пути к погибели, представляет Бога глупым, непоследовательным, особенно когда Сам Он учит человека не бросать жемчуг перед свиньями и не давать святыню псам. (Мф 7:6)

Однако если какой человек не способен понять это и считает, что такими словами мы унижаем Бога, не настаивайте — в свое время Бог это откроет (Филип 3:15).

Василий Юнак